THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта

Условия эксплуатации, при которых используется автомобиль, влияют на режимы работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя изменение параметров их технического состояния.

При эксплуатации автомобилей все множество факторов действующих на него принято подразделять на:

1) дорожные условия;

2) условия движения;

3) природно-климатические и сезонные условия;

4) транспортные условия (или условия перевозок).

Дорожные условия в первую очередь предопределяют режимы работы агрегатов автомобиля (диапазон нагрузок и скоростей; передаваемый крутящий момент, частота вращения коленчатого вала, динамические нагрузки от неровностей дорог, передаточные числа коробки передач). Они характеризуются технической категорией дороги, видом и качеством дорожного покрытия и рельефом местности (расположением дороги по высоте над уровнем моря).

От этих режимов зависит износ и работоспособность отдельных элементов автомобиля. Так, расчеты показывают, что наибольший износ деталей цилиндро-поршневой группы двигателя наблюдается при движении автомобиля на I передаче, а наименьший - на прямой и повышенных передачах. Каждой передаче соответствует и определенная скорость, при которой износ двигателя будет минимальным.

Однако далеко не всегда удается реализовать оптимальный режим движения обеспечивающий минимальный износ деталей. Так, например, при движении автомобилей по неровным дорогам возникают непрерывные колебания подрессоренных и неподрессоренных масс, амплитуды и ускорения которых достигают значительных величин. В случаях переезда отдельных неровностей на большой скорости вертикальные ускорения достигают 20-30м/с 2 . Все это не дает возможности выдерживать оптимальные режимы на дорогах с плохим покрытием.

Существующими нормативными документами дороги в зависимости от вида и качества дорожного покрытия подразделяются на шесть категорий:

Д 1 – цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д 2 – битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);

Д 3 – щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;

Д 4 – булыжник, колотый камень, грунт и мало прочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;

Д 5 – грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;

Д 6 – естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

При движении по дорогам с различным покрытием значительно изменяется коэффициент сопротивления качения.

Так, при движении по дороге первой категории коэффициент сопротивления качению f»0,014, а на естественном грунте (VI категория) f»0,08, т.е. возрастает в 5-6 раз. Реализуемая скорость падает в 3 раза. Среднее количество оборотов коленчатого вала двигателя на 1 км пути возрастает с » 2200 до 4822. Число торможений на 1 км возрастает с 0,24 до 0,9, а число переключений передач с 0,52 до 3,2. Это все приводит к значительному увеличению интенсивности изнашивания деталей и агрегатов автомобиля.



Тип рельефа местности определяется высотой над уровнем моря и подразделяется на пять категорий:

Р 1 – равнинный (свыше 200 м);

Р 2 – слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);

Р 3 – холмистый (свыше 300 до 1000 м);

Р 4 – гористый (свыше 1000 до 2000 м);

Р 5 – горный (свыше 2000 м).

Условия движения характеризуются влиянием внешних факторов на режимы движения и, следовательно, на режимы работы автомобиля и его агрегатов. Так, режим работы грузовых автомобилей при интенсивном городском движении отличается от режимов работы на загородных дорогах (при одинаковом покрытии) следующим образом: скорость в первом случае на 50-52% меньше, средняя частота вращения коленчатого вала больше на 130-136%, число переключений передач больше в 3-3,5 раза, удельная работа трения тормозных механизмов в 8-8,5 раз больше, пробег при криволинейной траектории движения больше в 3-3,6 раза.

Нормативными документами выделяется три группы условий движения:

У 1 – за пределами пригородной зоны;

У 2 – в малых городах с числом жителей менее 100 тыс. чел.;

У 3 – в больших городах с числом жителей свыше 100 тыс. чел.

Совокупное влияние в реальной эксплуатации возможных сочетаний дорожных условий, условий движения и рельефа местности отражается в категории условий эксплуатации. Классификация категорий условий эксплуатации приведена в таблице 4.1.

Понятие категории эксплуатации имеет важнейшее значение в технической эксплуатации т.к. все ее нормативы так или иначе привязаны к ней, и она является основой для ресурсного корректирования нормативов. Так нормативы технического обслуживания и ремонта, приведенные в “Положении…” рассчитаны на полное или частичное сочетание следующих условий: I категория условий эксплуатации; базовые модели автомобилей; на автотранспортном предприятии выполняется техническое обслуживание и ремонт 200-300 ед. подвижного состава, составляющих три технологически совместимые группы; пробег с начала эксплуатации составляет 50-75% от пробега до капитального ремонта; подвижной состав работает в умеренном климатическом районе; оснащение АТП средствами механизации - согласно Табелю технологического оборудования.

Таблица 4.1 – Классификация условий эксплуатации

Категория условий эксплуатации Условия движения
За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне В больших городах (более 100тыс. жителей)
I Д 1 - Р 1 , Р 2 , Р 3 - -
II Д 1 - Р 4 Д 2 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 Д 3 - Р 1 , Р 2 , Р 3 Д 1 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 Д 2 - Р 1 -
III Д 1 – Р 5 Д 2 – Р 5 Д 3 – Р 4 , Р 5 Д 4 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 Д 1 – Р 5 Д 2 - Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 Д 3 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 Д 4 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 Д 1 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 Д 2 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 Д 3 - Р 1 , Р 2 , Р 3 Д 4 - Р 1
IV Д 5 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 Д 2 – Р 5 Д 3 – Р 4 , Р 5 Д 4 - Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 Д 5 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5
V Д 6 - Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5

При работе подвижного состава в условиях, отличающихся от указанных, производится корректирование нормативов с учетом конкретных условий эксплуатации.

Транспортные условия эксплуатации автомобилей характеризуются условиями маршрутов, которые определяются рядом коэффициентов и показателей:

- l – длина груженой ездки, км;

- β – коэффициент использования пробега;

- γ – коэффициент использования грузоподъемности;

- i – средняя величина уклона на дороге, %;

- К пр – коэффициент использования прицепов;

П – коэффициент помехонасыщенности маршрута (отношение скорости автомобиля на данном маршруте к скорости автомобиля на загородном участке дороги I категории;

Родом перевозимого груза.

Таблица 1

Категории условий эксплуатации Условия движения
За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) В малых городах (до 100 тыс. жителей и в пригородной зоне) В больших городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне)
I Д 1 – Р 1 , Р 2 , Р 3 - -
II Д 1 – Р 4 Д 2 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 Д 3 – Р 1 , Р 2 , Р 3 Д 1 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 Д 2 – Р 1 -
III Д 1 – Р 5 Д 2 – Р 5 Д 3 – Р 4 , Р 5 Д 4 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 Д 1 – Р 5 Д 2 – Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 Д 3 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 Д 4 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 Д 1 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 Д 2 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 Д 3 – Р 1 , Р 2 , Р 3 Д 4 – Р 1
IV Д 5 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 Д 2 – Р 5 Д 3 – Р 4 , Р 5 Д 4 – Р 2 , Р 3 , Р 4 Д 5 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5
V Д 6 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5
Дорожные покрытия: Д 1 - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика; Д 2 - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом); Д 3 - щебень (гравий) без обработки, дегтебетон; Д 4 - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники; Д 5 - грунт, укреплённый или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия; Д 6 - естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твёрдого покрытия. Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря): Р 1 - равнинный (до 200 м); Р 2 - слабохолмистый (свыше 200 до 300 м); Р 3 - холмистый (свыше 300 до 1000 м); Р 4 - гористый (свыше 1000 до 2000 м); Р 5 - горный (свыше 2000 м).

КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕКТИРОВАНИЯ НОРМАТИВОВ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ - К 1 (*)

Таблица 2

Категория условий эксплуатации Нормативы
Периодичность технического обслуживания Удельная трудоемкость текущего ремонта Пробег до капитального ремонта (**) Расход запасных частей (**)
I 1,0 1,0 1,0 1,00
II 0,9 1,1 0,9 1,10
III 0,8 1,2 0,8 / 0,7 1,25 / 1,4
IV 0,7 1,4 0,7 / 0,6 1,40 / 1,65
V 0,6 1,5 0,6 / 0,5 1,65 / 2,0
Примечание. В числителе коэффициенты К 1 для корректирования пробега до капитального ремонта и расхода запасных частей для автомобиля в целом, а в знаменателе коэффициенты К 1 для двигателей. * После определения скорректированной периодичности технического обслуживания проверяется её кратность между видами обслуживания с последующим округлением до целых сотен километров. ** При корректировании нормы пробега до капитального ремонта двигателя коэффициент К 1 принимается равным: 0,7 - для III категории условий эксплуатации; 0,6 - для IV категории и 0,5 - для V категории. *** Соответственно коэффициент К 1 корректирования норм расхода запасных частей для двигателя составляет: 1,4 - для III категории условий эксплуатации; 1,65 - для IV категории и 2,0 - для V категории.

КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕКТИРОВАНИЯ НОРМАТИВОВ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, К З = К З "*К З ""

Таблица 3

Характеристика района Нормативы расход запасных частей
периодичность технического обслуживания удельная трудоемкость текущего ремонта пробег до капитального ремонта
Коэффициент К 3 "
Умеренный 1,0 1,0 1,0 1,0
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный 1,0 0,9 1,1 0,9
Умеренно холодный 0,9 1,1 0,9 1,1
Холодный 0,9 1,2 0,8 1,25
Очень холодный 0,8 1,3 0,7 1,4
Коэффициент К 3 ""
С высокой агрессивностью окружающей среды 0,9 1,1 0,9 1,1
Примечание. 1. Корректирование нормативов производится для серийных моделей автомобилей, в конструкции которых не учтены специфические особенности работы в других районах; 2. Районирование территории России по природно-климатическим условиям приведено в ; 3. Для районов, не указанных в табл. 13.6 , коэффициент корректирования К 3 " равен 1,0; 4. Агрессивность окружающей среды учитывается при постоянном использовании автомобилей в районах, указанных в табл. 13.6 , и при перевозках химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей.

Пример корректирования нормативов технического обслуживания
и ремонта пожарных автомобилей

Исходные условия :

В гарнизоне пожарной охраны, расположенном в холодном климатическом районе, имеются на вооружении пожарные автомобили общего применения на шасси ЗИЛ-130. Население охраняемого города 200 тыс. жителей. В районе выезда дороги имеют преимущественно асфальтовые и бетонные покрытия, рельеф местности - равнинный.

Требуется определить :

Нормы пробега до капитального ремонта, периодичность ТО-2, трудоёмкость ТО-2 и текущего ремонта указанных пожарных автомобилей.

Решение :

1. Дорожные условия относятся к III категории условий эксплуатации (таблица 1).

2. Нормативы технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130 для умеренного климатического района и III категории условий эксплуатации составляют:

– пробег до капитального ремонта - 170 тыс. км (Приложение 21, Приложение 19 );

– периодичность ТО-2 - 7000 км (Приложение 14 );

– трудоёмкость ТО-2 - 68 чел.-час;

– трудоёмкость текущего ремонта на 1000 км общего пробега - 17,5 чел.-час.

3. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий (таблица 3) равен:

К 3 = К 3 " × К 3 "",

где: К 3 " - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия;

К 3 "" - коэффициент, учитывающий агрессивность окружающей среды и перевозку грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей (для пожарных автоцистерн, имеющих ёмкости для пенообразователя, значение коэффициента К 3 принимается по таблице 3).

4. Расчётные нормативы пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130 для заданных условий составляют:

Пробег до капитального ремонта

Т КР = 170 × 0,8 × 0,9 = 122,4 тыс. км.

Периодичность ТО-2

Т ТО-2 = 7000 × К 3 = 7000 × 0,9 × 0,9 = 5670 км

Трудоёмкость ТО-2

t ТО-2 = 68 × К 3 = 68 × 1,2 × 1,1 = 89,76 чел.-час.

Трудоёмкость текущего ремонта на 1000 км пробега

t ТР = 17,5 × К 3 = 17,5 × 1,2 × 1,1 = 23,1 чел.-час.


Приложение 10

Условные графические обозначения оборудования на планах зданий
подразделений технической службы

Дверь, ворота раздвижные двухсторонние Q = 2 т Кран козловой Подвод пара
Дверь распашная Q = 1 т Кран штабелер опорный Отвод в канализацию
Стена капитальная, перегородка глухая Q = 0,25 т Монорельс пневматический с подъёмником Подвод газа
Перегородка из светопрозрачных материалов Привод – натяжка подвесного конвейера Подвод холодной и горячей воды

Перегородка сборная щитовая Q = 0,35 т Монорель с тельфером Слив отработанной и охлаждающей жидкости
Перегородка металлическая из листа Грузовая и тяговая ветви подвесного конвейера Местный вентиляционный отсос
Перегородка сетчатая Опускная секция подвесного конвейера Местное освещение
Лестничная клетка, лестничный марш +5,5 +2,2 Подъем и спуск подвесного конвейера Рабочие места
Колонна металлическая с фундаментом Ленточный транспортер Номер участка

Приложение 11

Примерный перечень технологических участков (постов) подразделений технической службы и оборудования для технического обслуживания и ремонта пожарной и спасательной техники

Для осуществления операций технического обслуживания, ремонта и изготовления пожарной техники в подразделениях технической службы должны быть предусмотрены производственные участки (посты) с соответствующим технологическим оборудованием.

№ п/п Название поста (участка) Название и №№ позиций в Приложении 12
Участок (пост) приёмки и выдачи техники ПА в плане
Участок (пост) уборочно-моечных работ 1, ПА в плане
Участок (пост) диагностики
Участок технического обслуживания техники (посты ТО №2) 2, 3, слесарный верстак, осмотровая канава, 58, 56, 55
Участок ремонта техники (посты ремонта) Осмотровые канавы, 9, 40, 52, 56, кран-балка, верстак
Агрегатно-механический участок 9, 4, 8, 10, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 33, 11, 5, 57
Слесарно-механический участок 9, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 36, 51
Электротехнический (электроремонтный) участок Верстак, контрольно-испытательные стенды (мод. 532М, Э – 211 (950´800)
Участок изготовления техники
Участок (пост) окраски 7, ПА в плане, краскопульты, система вентиляции, автоматическая система пожаротушения
Участок кузовных работ Тележка 1700´1000, приточно-вытяжная вентиляция, 7, 9, 31, 35, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 49, ванна для проверки радиаторов (1100´800)
Пост смазки ПА в плане
Контрольно-комплектовочный участок (пост)
Обойно-столярный участок 9, циркулярная пила, 34
Шиномонтажный участок (пост) 9, 37, 41, 38, 7, 50, 53
Участок (пост) обслуживания аккумуляторов 9, зарядное устройство, приточно-вытяжная вентиляция, 39, 31, 29, 28, 30, 32
Участок (пост) обслуживания топливной аппаратуры 31, 1, 54
Склад запасных частей
Примечание. 1. Для, технологических участков (постов), перечень оборудования которых не представлен в настоящей таблице, обучающимся рекомендуется осуществить самостоятельный поиск перечня необходимого технологического оборудования в специальной литературе или используя другие источники информации. 2. Допускается вносить изменения в перечень необходимого оборудования технологических участков (постов) проектируемого подразделения технической службы. 3. Проведение смазочных работ можно предусмотреть на участках (постах) проведения ремонта и технического обслуживания техники в целях экономии площадей производственных зон подразделения технической службы.

Назначение технологических участков (постов) подразделения технической службы

Участок (пост ) приёмки и выдачи - предназначен для выполнения внешнего осмотра пожарного автомобиля и проверки его комплектации, оформления документации.

Участок (пост ) уборочно-моечных работ - предназначен для уборки кабины, салона и отсеков пожарного автомобиля, мойки автомобиля снизу и сверху. Участок должен быть обеспечен водоочистительными сооружения ми.

Участок (пост ) диагностики - предназначен для определения технического состояния элементов пожарного автомобиля без разборки.

Участок технического обслуживания пожарной техники - предназначен для проведения профилактического комплекса работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей пожарного автомобиля.

Участок ремонта - предназначен для выполнения комплекса работ по ремонту узлов и агрегатов пожарного автомобиля, неисправность которых нельзя устранить регулировочными операциями.

Агрегатный (агрегатно-механический ) участок - предназначен для выполнения разборочно-сборочных, моечных, ремонтно-восстановительных и контрольных работ по двигателю, коробке передач, коробке отбора мощности, рулевому управлению, передним и задним мостам, пожарному насосу и другим агрегатам, узлам и деталям, снятым с автомобиля, а также слесарно-механических работ с использованием токарно-винторезных, сверлильных и других станков.

Электротехнический (электроремонтный ) участок - предназначен для проверки агрегатов и приборов электрооборудования, неисправность которых не могла быть устранена на участке (посту) ремонта, испытания их на специальных установках.

Участок изготовления техники - предназначен для изготовления техники, не выпускаемой промышленностью.

Участок (пост ) окраски - предназначен для окраски деталей, агрегатов, автомобиля, нанесения антикоррозионного покрытия.

Участок кузовных работ - предназначен для замены отдельных деталей кузова, а также проведения жестяницких, сварочных, медницких и кузнечно-рессорных работ, изготовления необходимых для замены деталей кузова.

Пост смазки - предназначен для смены масла в двигателе и агрегатах, смазки сочленений карданных валов, ходовой части, механизмов управления, точек кузова. Смазочные работы можно осуществлять на участках проведения ремонта и технического обслуживания техники.

Контрольно-комплектовочный участок (пост ) - предназначен для контроля комплектующих деталей и материалов, а также для комплектования изделий, предназначенных для сборки.

Обойно-столярный участок - предназначен для ремонта сидений и спинок, деревянной арматуры дверей кабины, также изготовления утепли тельных чехлов и т. д.

Шиномонтажный участок (пост ) - предназначен для демонтажа и монтажа шин, ремонта камер, замены дисков, камер и покрышек, балансировки колес.

Участок (пост ) обслуживания аккумуляторов - предназначен для производства подзаряда, заряда и ремонта аккумуляторных батарей, а также приготовления дистиллированной воды и электролита.

Участок (пост ) обслуживания топливной аппаратуры - предназначен для обслуживания и устранения дефектов топливной аппаратуры карбюраторных и дизельных двигателей, а также ее испытаний после ремонта.

Участок испытаний двигателей и агрегатов - предназначен для проведения обкатки двигателей и агрегатов после ремонта.

Склад запасных частей - предназначен для хранения запасных частей, оборотных агрегатов, материалов и инструмента.

Мастерская по ремонту радиоаппаратуры - предназначена для профилактики и ремонта радиоаппаратуры, используемой в подразделениях ГПС.

Участок испытаний контрольно-измерительных приборов - предназначен для поверки, испытаний и ремонта контрольно-измерительных приборов.

Примечание. При использовании типового проекта 164-35 подразделения технической службы распределение постов и участков - согласно экспликации помещений производственного корпуса.


Приложение 12

Перед расчетом производственной программы и годового объема работ устанавливается периодичность ТО-1 и ТО-2, и определяется расчетная трудоемкость единицы ТО данного вида и трудоемкость ТР на 1000 км пробега автомобиля, определяется пробег автомобиля до КР, которые берутся из Положения о тех­ническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомо­бильного транспорта и корректируются в зависимости от катего­рии условий эксплуатации (КУЭ) автомобилей (умножаются на соответствующие коэффициенты).

Корректирующие коэффициенты учитывают следующее:

Периодичность ТО;

Пробег автомобиля до КР;

Трудоемкость ТО;

Трудоемкость ТР.

Коэффициент корректирования равен единице, если выпол­няются следующие условия:

Модели автомобилей - базовые;

Климатическая зона - умеренная с умеренной агрессивно­стью окружающей среды.

Рассмотрим случай корректирования нормативов по перио­дичности ТО.

Положением устанавливается периодичность ТО-1 и ТО-2 (L 1 L 2 соответственно) для подвижного состава автомобилей вы­пуска после 1984 г., эксплуатирующихся в КУЭ I (умеренная климатическая зона с умеренной агрессивностью окружающей среды).

Так как эксплуатация подвижного состава рассматриваемого парка производится в КУЭ I и иной климатической зоне с уме­ренной агрессивностью окружающей среды необходимо скор­ректировать периодичность ТО- 1 и ТО-2 для этих условий.

Периодичность технического обслуживания

L i = L i н К 1 К 2

где L i н - нормативная периодичность данного вида ТО; К 1 -коэффициент корректирования нормативной периодичности ТО в зависимости от категории условий эксплуатации (табл. 2.2); К 2 - коэффициент корректирования нормативной периодичности ТО в зависимости от климатических условий эксплуатации (табл. 2.3).

Таблица 2.2. Значения коэффициента корректирования (К1) нормативных показателей в зависимости от категории условий эксплуатации

Таблица 2.3. Значения коэффициента корректирования (К3) нормативных показателей в зависимости от климатических условий эксплуатации

При эксплуатации автомобилей в условиях высокой агрес­сивности окружающей среды нормативные показатели умножа­ются на следующие коэффициенты: ресурс до КР и периодич­ность ТО на 0,9; удельная трудоемкость и расход запасных час­тей на 1,1.

Классификация условий эксплуатации автомобилей приведе­на в табл. 2.4.

Таблица 2.4. Классификация условий эксплуатации автомобилей

Категория условий эксплуатации Условия движения
У 1 У 2 У 3
Д1-Р1,Р 2 ,Р 3 - -
II Д 2 -Р 4 Д1-Р 1 , Р 2 ,Р 3 , Р 4 -
Д 2 -Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 Д 2 - Р 1
Д 3 -Р 1 ,Р 2 ,Р 3
III Д 1 -Р 5 Д 1 -Р 5 Д 1 -Р 1 ,Р 2 ,Р 3 ,Р 4 ,Р 5
Дз-Рз Д 2 - Р 2 ,Р 3 ,Р 4 ,Р 5 Д 2 - Р 1 ,Р 2 ,Р 3 ,Р 4
Д 3 -Р 4 -Р 6 Д 3 -Р 1 ,Р 2 ,Р 3 ,Р 4 ,Р 5 Дз- Р 1 ,Р 2 ,Р 3
Д 4 - Р 1 ,Р 2 ,Р 3 ,Р 4 ,Р 5 Д 4 -Р 1 ,Р 2 ,Р 3 ,Р 4 ,Р 5 Д 4 -Р 1
IV Д 5 - Р 1 ,Р 2 ,Р 3 ,Р 4 ,Р 5 Д 5 -Р 1 ,Р 2 ,Р 3 , Р 4 ,Р 5 Д 2 -Р 5
Д 3 - Р 4 ,Р 5
Д 4 -Р 2 ,Р 3 ,Р 4 ,Р 5
Д 5 -Р 1 ,Р 2 ,Р 3 ,Р 4 ,Р 5
V Д 6 - Р 1 ,Р 2 ,Р 3 , Р 4 ,Р 5

Условные обозначения:

Д 1 - Д 6 - дорожные покрытия:

Д 1 - усовершенствованные капитальные (цементобетонные монолит­ные, железобетонные или армированные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на битумном основании);

Д 2 - усовершенствованные облегченные (из щебня, гравия и песка, об­работанные вяжущими материалами, из холодного асфальтобетона);

Дз - переходные (щебенчатые и гравийные);

Д 4 - переходные (из грунтов и местных каменных материалов, обрабо­танных вяжущими материалами, мостовые из булыжника, зимники);

Д5 - низкие (фунт, укрепленный или улучшенный добавками, лежневое и бревенчатое покрытие);

Д 6 - естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и от­вальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

Р 1 -Р 5 - тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):

Р 1 - равнинный (до 200 м);

Р 2 - слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);

Р 3 - холмистый (свыше 300 до 1000 м);

Р 4 - гористый (свыше 1000 до 2000 м);

Р 5 - горный (свыше 2000 м).

У 1 -У 3 - условия движения:

У 1 - за пределами городской зоны (более 50 км от города);

У 2 - в малых городах (до 100 тыс. жителей);

У 3 - в больших городах (более 100 тыс. жителей).

После определения скорректированной периодичности ТО проверяют ее кратность с последующим округлением до целых сотен километров.

Так как постановка автомобилей на техническое обслужива­ние производится с учетом среднесуточного пробега (l сс) через целое число рабочих дней, то пробеги до ТО-1, ТО-2 и КР долж­ны быть кратны l сс и между собой.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основы «Положения о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».

2. Какие существуют виды технического обслуживания?

3. Дайте характеристику базовых агрегатов и деталей автомобилей.

4. Какие существуют нормативы на ТО и ремонт автомобилей

5. Что такое корректирование нормативных показателей на ТО и ТР кон­кретных условий эксплуатации автомобилей?

6. Как определяется периодичность ТО подвижного состава?


Похожая информация.


Приложение 4. Классификация условий эксплуатации автотранспортных средств

Приложение 4
к Правилам технической эксплуатации
автотранспортных средств

Классификация условий эксплуатации автотранспортных средств

Категория условий эксплуа- тации Условия движения
За пределами населенных пунктов В населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. жителей В населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. жителей
I Д1 - Р1, Р2, Р3 - -
II Д1 - Р4 Д1 - Р1, Р2, Р3, Р4 -
Д2 - Р1, Р2, Р3, Р4 Д2 - Р1
Д3 - Р1, Р2, Р3
III Д1 - Р5 Д1 - Р5 Д1 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
Д2 - Р5 Д2 - Р2, Р3, Р4, Р5 Д2 - Р1, Р2, Р3, Р4
Д3 - Р4, Р5 Д3 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д3 - Р1, Р2, Р3
Д4 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д4 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д4 - Р1
IV Д5 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д5 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д2 - Р5
Д3 - Р4, Р5
Д4 - Р2, Р3, Р4, Р5
Д5 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
V Д6 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5

Дорожные покрытия:

Д1 - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка;

Д2 - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанный битумом);

Д3 - щебень (гравий) без обработки;

Д4 - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами (зимники);

Д5 - грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;

Д6 - естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):

Р1 - равнинный (до 200 м);

Р2 - слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);

Р3 - холмистый (свыше 300 до 1000 м);

Р4 - гористый (свыше 1000 до 2000 м);

Р5 - горный (свыше 2000 м).

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета "Казахстанская правда", база данных , Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети.

Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.

Компания не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

9. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Надежная работа автомобиля в значительной степени зависит от своевременного и качественного технического обслуживания.

Работы, связанные с регулировками и обслуживанием приборов системы питания двигателя, электрооборудования, АБС, а также узлов гидравлических систем, пневмоподвески, следует выполнять на станции технического обслуживания или специальной мастерской, где опытные специалисты с помощью необходимых инструментов, приборов и стендов выполнят эту работу качественно и быстро.

После проведения работ, связанных со снятием с автомобиля элементов пневматических, электрических и гидравлических систем, проверить и при необходимости устранить вредные контакты этих систем с деталями автомобиля.

Обслуживание силового агрегата (двигатель, сцепление, коробка передач) производится согласно инструкции заводов - изготовителей.

9.1.Техническое обслуживание автомобиля в гарантийный период эксплуатации

После регистрации автомобиля в органах Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) "Потребителю" необходимо поставить его на учет на ближайшей к месту эксплуатации станции технического обслуживания (СТО) и заключить с ней "Договор о техническом обслуживании и ремонте автомобильной техники "МАЗ" в гарантийный период эксплуатации".

При эксплуатации автомобиля в регионе, где отсутствует СТО, "Потребитель" сообщает (письмом, телеграммой, факсом) о наличии транспортных предприятий, имеющих государственные лицензии на выполнение технических обслуживании автомобильной техники, в "Сервисно - сбытовой центр МАЗ" ("С"С"Ц МАЗ"), т.т. 244 - 92 - 83; 299 - 61 - 91; 244 - 96 - 99; факс 299 - 66 - 03.

Получив сообщение и руководствуясь информацией о размещении СТО, директор "ССЦ МАЗ" дает разрешение "Потребителю" заключить договор с предприятием, имеющим лицензию на выполнение технических обслуживании автомобильной техники. Все выполненные на автомобиле технические обслуживания должны отмечаться в сервисной книжке.

Вышеуказанное разрешение сообщается (письмом, телеграммой, факсом) "Потребителю". "ССЦ МАЗ" ведет учет выданных разрешений.

В случае приобретения автомобильной техники через дилерскую сеть РУП "МАЗ", дилерская организация определяет порядок выполнения технических обслуживании, так как она несет ответственность за гарантийные обязательства по реализованной автомобильной технике.

При отсутствии отметок в сервисной книжке о проведении номерных технических обслуживании претензии по гарантии заводом не принимаются и не рассматриваются.

9.2.Виды и периодичность технического обслуживания

Техническое обслуживание автомобиля по периодичности, выполняемым операциям и трудоемкости подразделяется на следующие виды:

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

Техническое обслуживание после обкатки (ТО - после обкатки);

Первое техническое обслуживание (ТО -1);

Второе техническое обслуживание (ТО - 2);

Сезонное техническое обслуживание (СО).

Периодичность ТО - 1 и ТО - 2 устанавливается через определенные пробеги в зависимости от условий эксплуатации и приведено в таблице 15.

Объем технического обслуживания после обкатки автомобилей приведен в разделе 7 "Обкатка".

Сезонное техническое обслуживание совмещается с ТО - 2 (или ТО - 1) и проводится два раза в год при подготовке автомобиля к эксплуатации в зимний и летний периоды.

Таблица 15

Условия работы автомобилей

Периодичность технического обслужвания, км

ТО-1

ТО-2

Автомобильный дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой и холмистой местности, имеющие цементобетонное и асфальтобетонное покрытие

15000*

30000*

1. Автомобильные дороги I, II и III технических категорий за пределами пригородной зоны в гористой местности, а также в малых городах и в пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие цементобетонные и асфальтобетонные типы покрытий.

13500

27000

2 Автомобильные дороги I, II и III технических категорий за пределами пригородной зоны (во всех типах рельефа, кроме горного), а также в малых городах и в пригородной зоне на равнинной местности с покрытием из битумоминеральных смесей.

3, Автомобильные дороги III и IV технических категорий за пределами пригородной зоны, имеющие щебеночные и гравийные покрытия во всех видах рельефа, кроме гористого и горного.

1 Автомобильные дороги I, II и III технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (горная местность), а также в болышх городах, имеющие цементобетонное и асфальтобетонное покрытие.

12000

24000

* - Для автомобилей с силовыми агрегатами MAN D28... , выполняющими дальние перевозки с годовым пробегом свыше 80000 км. в условиях I категории эксплуатации устанавливается следующая периодичность обслуживания: ТО1-22500 км; ТО2-45000 км.

окончание таблицы 15

Условия работы автомобилей

Периодичность

технического обслужвания, км

ТО-1

ТО-2

2. Автомобильные дороги I, II и III технических категорий за пределами пригородной зоны (горная местность), автомобильные дороги в малых городах и пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме равнинного), а также в больших городах (во всех типах рельесра, кроме горного), имеющие щебеночное и гравийное покрытие.

12000

24000

3. Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зоны в гористой и горной местности, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (все типы рельефа, кроме гористого и горного), имеющие щебеночное и гравийное покрытие.

4. Автомобильные дороги III, IV, V технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (равнинная местность), имеющие покрытие из булыжного и колотого камня, а также покрытия из грунтов, обработанных вяжущими материалами.

5. Внутризаводские автомобильные дороги с усовершенствовенными покрытиями.

1.Улицы больших городов, имеющие покрытия из битумоминеральных смесей (горная местность), щебеночные и гравийные покрытия (гористая и горная местность), покрытия из булыжного и колотого камня, из грунтов обработанных вяжущими материалами (все типы рельефа, кроме равнинного).

10500

21000

2. Автомобильные дороги V технической категории за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов (равнинная местность), имеющие грунтовое неукрепленное или укрепленное местными материалами покрытие.

1. Естественные грунтовые дороги, внутрихозяйственные дороги в сельской местности, внутри карьерные и отвальные дороги, временные подъездные пути к различного рода строительным объектам и местам добычи песка, глины, камня и т.п. в периоды, когда там возможно движение.

9000

18000

Ежедневное техническое обслуживание

Произвести при необходимости уборочные и моечные работы.

Перед запуском двигателя проверить:

Запас топлива в баке (по указателю);

Приборы освещения и световой сигнализации;

Состояние седельно-сцепного устройства или буксирного прибора;

Уровень масла в двигателе;

Состояние шин;

Достаточный уровень охлаждающей жидкости.

После запуска двигателя проверить:

Давление масла;

Давление воздуха в пневмосистеме;

Работоспособность тахографа;

Функционирование тормозной системы, в т.ч. Стояночного тормоза.

Еженедельно следует проверять:

Уровень жидкости в омывателе ветрового стекла;

Проверить, при необходимости подтянуть гайки крепления колес, в том числе и запасного колеса, гайки крепления кронштейна запасного колеса к раме, проверить состояние дисков:

При необходимости проверить давление воздуха в шинах.

Работы, выполняемые раз в две недели (по возвращению из рейса, на базе):

Проверить наличие подтеканий масла, жидкостей из двигателя, КП., ведущих мостов, рулевого управления, системы отопления, амортизаторов подвески, гидроцилиндров механизма подъема кабины:

Проверить уровень жидкости в бачке привода управления сцеплением;

Проверить отсутствие конденсата в ресиверах;

Проверить степень загрязненности воздушного фильтра:

Проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях и при необходимости долить;

Проверить зимой степень зарядки аккумуляторных батарей по плотности электролита и при необходимости произвести подзарядку;

Проверить свободный ход рулевого колеса, отсутствие люфтов в шарнирах рулевых тяг (покачиванием рулевого колеса).

Работы, выполняемые ежемесячно:

Проверить функционирование независимого жидкостного подогревателя (согласно РЭ независимых жидкостных подогревателей 15.8106, "Webasto").

Первое техническое обслуживание (ТО - 1)

При обслуживании автомобиля после указанного пробега выполнить работы, предусмотренные ежедневным обслуживанием и, кроме того:

1.Проверить и при необходимости произвести балансировку колес.

2.Проверить шплинтовку гаек шаровых пальцев рулевых тяг, пальцев вилок тормозных камер и при необходимости устранив неисправности.

3.Проверить состояние резиновых патрубков воздуховодов впускного тракта двигателя и при необходимости произвести подтяжку соединений.

4. Проверить состояние и крепление аккумуляторных батарей, очистить их от пыли, грязи и следов электролита, прочистить вентиляционные отверстия. Проверить соединение наконечников проводов с клеммами. Смазать клеммы смазкой Литол - 24. Проверить и при необходимости подтянуть болт крепления электрического соединения проводов "массы" на боковом кронштейне опоры двигателя.

5.Проверить ход штоков тормозных камер. Если ход штоков не выдержан в размере 38 - 44 мм, рычаг заменить.

6.Проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления платформы грузовых автомобилей к раме, произвести регулировку запоров боковых и заднего бортов платформы, обеспечив плотное прилегание запоров борта к цапфам стоек. Контргайки затянуть моментом 55 - 80 Н.М (5,5 - 8 кгс.м).

7.Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней насоса рулевого управления.

8.Произвести смазку узлов автомобиля в соответствии с химмотологической картой.

Проверка автомобиля после обслуживания. Проверить после обслуживания работу двигателя, приборов, действие рулевого управления, тормозов и других агрегатов и систем на ходу или на посту диагностики.

Второе техническое обслуживание (ТО - 2)

После указанного пробега произвести первое техническое обслуживание и дополнительно выполнить следующее:

1.Через отверстия в щитах тормозных механизмов или при снятых тормозных барабанах (при сезонном обслуживании) проверить толщину тормозных накладок. Толщина накладок должна быть не менее 6 мм. При запасе накладки 1мм. до контрольного буртика или до заклепки накладки (или колодки) подлежат замене.

2.Проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления подушек подвески двигателя.

3.Проверить состояние передней оси, величину схождения и углы поворота колес.

4.Проверить свободный ход и легкость поворота рулевого колеса при работающем двигателе.

5.Проверить осмотром состояние рамы, болтовые соединения рамы и при необходимости подтянуть, состояние кронштейнов рессор и крепление вкладышей кронштейнов. Проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления кронштейна поперечной штанги пневмоподвески к раме, проверить усилие, развиваемое амортизаторами задней пневмоподвески (усилие растяжения - 7000Н, не менее; усилие сжатия - 1 500Н, не менее).

6.Проверить и при необходимости подтянуть гайки стремянок рессор, крепление кронштейнов пневмобаллонов задней подвески, кронштейнов балансиров.

7.Проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления кронштейнов и хомутов топливного бака, кронштейнов аккумуляторной батареи, кронштейнов запорных механизмов кабины.

8.Проверить состояние резиновых чехлов и шлангов на штепсельных и штекерных разъемах приборов электрооборудования. Обеспечить герметичность этих разъемов.

9.Проверить крепление седельно - сцепного устройства к раме, состояние захватов, запорного кулака и пружины защелки и кронштейнов седла, при необходимости подтянуть болтовые соединения.

10.Проверить и при необходимости произвести регулировку установки фар.

11.Проверить и при необходимости подтянуть тики крепления тормозных камер.

12.Проверить люфт подшипников ступиц передних и задних колес и при необходимости отрегулировать натяг подшипников. Люфт проверяется покачиванием колеса при вывешенном колесе.

13.При увеличенном свободном ходе рулевого колеса и отсутствии люфта в шарнирах рулевого управления демонтировать рулевой механизм и произвести регулировку его (см. раздел 4.4).

Произвести смазку автомобиля в соответствии с химмотологической картой.

Проверка автомобиля после обслуживания . Проверить после обслуживания работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля на ходу или на посту диагностики.

Сезонное техническое обслуживание

Дополнительно к перечисленным выше работам осенью и весной выполнить следующее:

1.Заменить масла, топливо и охлаждающую жидкость, соответствующую сезону.

2.Заменить фильтрующий элемент воздушного фильтра (один раз в год).

3.Заменить фильтрующий элемент осушителя сжатого воздуха (раз в 1 - 2 года).

Смазка автомобиля

Смазку узлов и агрегатов автомобилей производить согласно химмотологической карте.

Смазку узлов и агрегатов силового агрегата (двигатель, сцепление, коробка передач) производить согласно инструкции завода - изготовителя.

Внимание водителя!

Масла для коробки передач ZF и периодичность смены масла приведена в инструкции фирмы ZF или в спецификации ТЕ - ML 02, которая имеется на сервисных центрах или в интернете www.zf.com .



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама