THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Л.К. АЮКАСОВА

ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Рекомендовано Учёным советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности «Архитектура жилых и общественных зданий»

Оренбург 2003

ББК 39.33 – 08 я 73 А 98 УДК 656.071.8 (075)

Рецензент доктор технических наук, профессор А.Ф. Колиниченко

член союза архитекторов России В.Л. Абрамов

Аюкасова Л.К.

А 98 Основы проектирования станций технического обслуживания

легковых автомобилей: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 106 с.

В пособии рассмотрены общие вопросы системы технического обслуживания легковых автомобилей, основные принципы проектирования, связи функционально-технологической структуры станций обслуживания с планировкой предприятия, его архитектурным решением.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по программам профессионального образования по специальности 290100, при изучении дисциплины «Архитектурное проектирование»

Введение

Автомобильный транспорт в нашей стране развивается бурными темпами качественно и количественно. Отечественный автомобильный рынок насыщается продукцией автомобилестроения не только Российских заводовпроизводителей, но и предлагается огромный спектр выбора автомобилей других стран мира. Ежегодные темпы роста мирового парка автомобилей составляют 10-12 млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей общего мирового парка – легковые, и на их долю приходится более 60% пассажиров, перевозимых всеми видами транспорта.

Средняя насыщенность легковыми автомобилями в разных странах колеблется от 50 до 200 и более автомобилей на 1 000 человек. Предельный уровень автомобилизации для любой страны прогнозировать сложно, но степень моторизации населения растёт.

Насыщение легковыми автомобилями определяется целым рядом факторов, среди которых следует отметить такие, как уровень благосостояния населения, климатические особенности региона или страны, развитие общественного вида транспорта, особенности планировочных решений уличнодорожной сети городов, обеспеченность гаражами и стоянками. Высокие темпы роста парка автомобилей, принадлежащих гражданам, усложнение их конструкции, интенсификация движения на дорогах и др. факторы обусловили создание новой отрасли промышленности автотехобслуживания. /9/

1. Система технического обслуживания автомобилей

Автомобиль является источником повышенной опасности, и согласно действующему законодательству владелец несёт полную ответственность за техническое состояние и эксплуатацию принадлежащего ему транспортного средства. Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии обеспечивается путём своевременного проведения ТО и ремонта, за качество которого ответственны предприятия системы «Автотехобслуживание», обеспечивающие выполнение соответствующих работ. Работы по ТО (техническому обслуживанию) и ТР (текущему ремонту) легковых автомобилей, т.е. обслуживание автомобилей, выполняют СТОА (станции технического обслуживания автомобилей) в САЦ (спецавтоцентр) и мастерских. СТОА являются основой производственно-технической базы системы «Автотехобслуживание». От производства до списания автомобиль периодически подвергается трём комплексам технических воздействий: при предпродажной подготовке, в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Перечисленные технические воздействия могут выполняться не только на СТОА, но и на соответствующих участках крупных автомагазинов (работы по предпродажной подготовке). /9/

Предпродажная подготовка автомобилей. Качество автомобиля в момент продажи должно соответствовать требованиям технических условий

завода-изготовителя. Предпродажная подготовка является обязательным условием для обеспечения гарантий завода-изготовителя. Автомобиль, поступающий с завода в магазин, в целях сохранения лакокрасочного покрытия защищён противокоррозийным составом, который удаляют перед продажей. Во время транспортирования автомобиля поверхность кузова и внутренняя часть салона загрязняются, в связи с чем требуются их мойка и чистка. Перед продажей автомобиль тщательно осматривают, производят необходимые регулировочные и контрольные работы. Все выявленные отказы и неисправности устраняют. /9/

Гарантийное обслуживание автомобилей. Гарантии заводов-

изготовителей определяют их ответственность за качество выпускаемой продукции и включают обязательства по безвозмездному устранению дефектов, не вызванных какими-либо нарушениями правил продажи и эксплуатации автомобилей, и по замене преждевременно износившихся или вышедших из строя агрегатов, узлов и деталей вследствие наличия в них скрытых дефектов. Гарантийный срок устанавливается заводом-изготовителем по пробегу и времени с начала эксплуатации ТО в гарантийный период проводится в планово-предупредительном порядке на спецавтоцентрах, станциях гарантийного обслуживания и СТОА общего пользования (на договорной основе) и включает моечно-уборочные, контрольно-диагностические, крепёжно-регулировочные и заправочно-смазочные работы. На предприятиях ТО для владельцев автомобилей проводят бесплатные консультации с целью разъяснения правил эксплуатации, ухода и хранения автомобилей. /9/

Обслуживание автомобилей в послегарантийный период эксплуатации. ТО включает следующий комплекс операций: уборочные, моечные, заправочные, смазочные, контрольно-диагностические, крепёжные, регулировочные, электрокарбюраторные, шиноремонтные. ТО в послегарантийный период подразделяют на ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое (ТО-1) и второе (ТО-2) техническое обслуживание автомобилей, сезонное обслуживание (СО).

При ЕО выполняют контрольно-смотровые работы по агрегатам, системам, механизмам, обеспечивающим безопасность движения (состояние шин, действие тормозных систем, рулевого управления, освещения, сигнализации и др.), а также работы по обеспечению надлежащего внешнего вида автомобиля (мойку, уборку, полирование) и заправку автомобиля топливом, маслом, охлаждающей жидкостью.

Перед выполнением ТО-2 или в процессе его целесообразно проводить углубленное диагностирование всех основных агрегатов, узлов и систем автомобиля для установления их технического состояния, определения характера неисправностей, их причин, а также возможности дальнейшей эксплуатации агрегата, узла, системы.

При ТО-2, кроме объёма работ по ТО-1, выполняют ряд дополнительных операций: закрепление, подтяжку, регулировку узлов и деталей.

Современные СТОА осуществляют: продажу автомобилей и предпродажное обслуживание новых и подержанных автомобилей, продажу запасных частей и сопутствующих товаров, техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2) и технический ремонт (ТР), капитальный ремонт (КР) агрегатов и восстановительный ремонт автомобилей, в т.ч. и устранение повреждения кузова автомобиля, вызванного дорожно-транспортным происшествием. /9/

2. Классификация СТОА

Система, которая лежит в основе классификации СТОА, во многих странах различна. В большинстве, как и в России, станции классифицируют по числу рабочих постов, т.к. это даёт представление о размере и мощности станции, месторасположению, назначению и специализации СТОА.

В нашей стране СТОА по назначению подразделяются на: городские – для обслуживания парка индивидуальных автомобилей, и дорожные – для оказания технической помощи всем транспортным средствам в пути.

Городские станции могут быть универсальными, специализированными по видам работ и маркам автомобилей, СТОА автозаводов. По производственной мощности, размеру и виду выполняемых работ СТОА подразделяются на 3 вида: малые, средние и крупные.

Малые станции обслуживания до десяти рабочих постов предназначены для выполнения следующих работ: моечно-уборочные, общей диагностики, технического обслуживания, смазки, подзарядки аккумуляторных батарей, кузовных (в малом объёме), подкраски кузова, сварочных, текущего ремонта, а также продажи запасных частей и автомобильных принадлежностей.

Средние станции обслуживания до 34-х рабочих постов выполняют те же работы, что и малые. Кроме того, они проводят углубленную диагностику автомобилей и их агрегатов, ремонт и восстановление кузовов, окраску всего автомобиля, обойные работы, ремонт агрегатов и аккумуляторных батарей, а также возможна продажа автомобилей.

Крупные станции обслуживания более 34-х рабочих постов выполняют все виды обслуживания и ремонта средних станций в полном объёме. Они имеют специализированные участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике могут применяться поточные линии. Осуществляется продажа автомобилей.

В зависимости от дислокации средних и крупных СТОА возможна организация технической помощи по вызову, заправка автомобилей топливносмазочными материалами. /8/

Каждый покупатель автомобиля, нового или старого - неважно, тщательно изучает его внешний вид, характеристики, слушает звук двигателя, проверяет каждую деталь, интересуется об авариях, царапинах и прочих мелочах. А так ли ответственно все подходят к выбору автосервиса?

Назначение обслуживания автомобилей

Рано или поздно автомобилю нужен ремонт. Если авто ещё на гарантии, тогда вариант один - обратиться в дилерский автосервис и отремонтировать машину у них. А если гарантии уже нет? Тогда на помощь придут автомобилей, которых на сегодняшний день очень много.

Самый быстрый и экономный вариант - это частники. Они делают предоставляют такую услугу на территории своих гаражей. В основном это мелкий и срочный ремонт без гарантии. Таких мастеров найти несложно: несмотря на отсутствие вывески и яркой рекламы, клиенты к ним приходят в основном по отзывам.

Следующий вариант немного дороже - частный автосервис. У них есть все необходимые документы, они могут дать гарантию, да и с оборудованием все налажено. Но как выбрать один автосервис из сотен таких же?

Признаки хорошей станции технического обслуживания автомобилей

Основные критерии, по которым СТО может получить положительные отзывы со стороны автовладельцев:

  • Хорошо, если автосервис специализируется на одной или нескольких марках машин. Это говорит о том, что они знают их положительные и отрицательные стороны.
  • Возможность наблюдать за ремонтом машины поднимает репутацию.
  • Вместе с актом сдачи-приёма работ должен быть и гарантийный талон на приобретённые запасные части.
  • Правильная ценовая политика, наличие скидок постоянным клиентам или при выполнении большого количества работ.
  • работников.
  • Уважительное отношение к клиенту.
  • Большой спектр услуг.
  • Скорость выполнения работ по ремонту.
  • Удобное расположение.

Список оказываемых услуг

В зависимости от направленности предоставляются самые разнообразные виды услуг на СТО: ремонт двигателя, АКПП, шиномонтаж и т. д. Реже оказываются кузовные услуги. В основном «костоправы» работают отдельно по своему профилю, создав собственный автосервис.

На СТО грузовых автомобилей работают особые специалисты, обладающие необходимыми навыками и оснащением. Большой вес агрегатов и узлов накладывает определённые ограничения при ремонте. К примеру, оборудование для СТО грузового транспорта должно быть рассчитано на поднятие большого веса. В него должны входить кран-балки и особые подъёмники.

Достаточно востребованной услугой, заказываемой при ремонте автомобиля, является шиномонтаж. Для СТО работы по снятию шины с диска и обратной ее установке входят в полный цикл по ремонту, когда можно починить абсолютно все узлы и агрегаты, а в конце подкачать колеса или заменить их.

Пример выбора надёжной СТО

У автомобиля Nissan Almera 2000 года сломалась автоматическая коробка передач. Недалеко от центра города, в первом сервисе, провели диагностику и сказали, что будет достаточно поменять кольца и втулки, и все снова заработает в штатном режиме. Соответственно, стоимость небольшая, и ремонт будет выполнен в кратчайшие сроки. По окончании предоставляется счет-фактура. При необходимости можно наблюдать за работой, но не в цехе, а за монитором.

Во втором сервисе, за городом, при первом внешнем осмотре машины решили, что коробка через непродолжительное время вообще перестанет функционировать и единственное решение — это ремонт АКПП на СТО. Стоимость довольно высока, необходимо оставить машину на несколько дней.

По решениям мастеров видно, в какой сервис можно приходить и не раз, а про какой лучше забыть. Помимо частных ремонтов возможен вариант с дилерским автосервисом.

У каждого представителя марки авто есть свой дилерский центр, в котором проводится плановое техническое обслуживание (ТО) и выполняются гарантийные ремонтные работы.

Плюсы и минусы дилерских центров

Из плюсов можно выделить:

  • Они "заточены" именно под одну марку машины.
  • Всегда можно получить официальную бумагу о проделанных работах.
  • Внешний вид центра.
  • Приветливое отношение работников техцентра.

Любой спросит: «А где же качество выполненных работ?». Вот тут-то и нужно добавить о минусах:

  • Во многих центрах не разрешено наблюдать за тем как идет работа над ремонтом авто. Значит нельзя быть уверенным в том, что машину отремонтировали на отлично.
  • Во многих случаях клиенты жалуются, что во время планового ТО не было сделано ни единой работы над машиной.
  • Высокая стоимость услуг.
  • Обман клиентов - из-за незнания своих прав (их часто пугают, что при установке сигнального оборудования гарантия будет недействительна, но это не так).
  • При обращении в частный сервис могут снять авто с гарантии.
  • Можно поставить только оригинальные запчасти, что выйдет в копеечку.

Заключение

В заключение нужно отметить следующее: к выбору автосервиса надо подходить ответственно и не экономить на своем железном коне. Хороший центр технического обслуживания является залогом комфортной, безопасной и долгой эксплуатации машины. Лучше всего послушать советы заядлых водителей, которые знают, где делают авто качественно.

В идеале рекомендуется найти подходящую СТО и обращаться к одному мастеру, который будет ответственно выполнять работу. Ведь клиент, использующий только один сервис, - это залог успеха сотрудника и СТО. Не надо экономить, но торопиться отдавать большие деньги за ремонт тоже не следует. Как говорится в поговорке: "Скупой платит дважды".

Основным звеном (по решаемым задачам и числу предприятий) системы автосервиса является подсистема поддержания автомобилей в работоспособном состоянии. Эта подсистема выполняет услуги по техническому обслуживанию, ремонту и другим видам технических воздействий с целью обеспечения безопасной эксплуатации автомобилей населения и представлена широкой сетью разных по мощности, масштабам и назначению предприятий автосервиса.

Станция технического обслуживания автомобилей предоставляет оборудованные посты, посты самообслуживания а также услуги по продаже запасных частей и материалов. Кроме этого, на этих станциях могут предоставляться технические консультации по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля.

Необходимость создания широко разветвленной, хорошо оснащенной и организованной сети предприятий автосервиса, одним из главных звеньев которой выступают СТО, обосновывается помимо технических следующими соображениями:

  • - экономическими -- по данным американских экономистов, средства, вложенные в производство запчастей и техническое обслуживание проданных автомобилей, обеспечивают вдвое большую прибыль, чем при вложении в производство этих автомобилей;
  • - социальными -- относительная опасность автомобиля как транспортного средства очень велика и, по данным мировой статистики, число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) вследствие еисправности автомобилей составляет 10-15% общего числа ДТП.

автосервис станция автомобиль

Рисунок 1.3 - Классификация станций технического обслуживания автомобилей.

Организационные формы технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей довольно разнообразны. Современные СТО -- это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по назначению (степени специализации), месторасположению, производственной мощности (числу производственных постов и участков) и конкурентоспособности.

В зависимости от расположения СТО подразделяют на городские, в основном обслуживающие парк легковых автомобилей конкретного населенного пункта или территории, и дорожные, оказывающие техническую помощь автомобилям, находящимся в пути. Данное разделение определяет разницу в числе производственных постов и технологическом оснащении СТО. Дорожные СТО являются универсальными, имеют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути, а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.

По степени специализации автомобилей предприятия автосервиса подразделяются на комплексные (универсальные), специализированные по видам работ и СТО самообслуживания. Комплексные СТО выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть универсальные -- для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей или специализированные -- для обслуживания одной марки автомобиля. С увеличением парка легковых автомобилей и диверсификацией его структуры получают развитие специализированные СТО по маркам автомобилей. Это подтверждает зарубежная практика, а также опыт таких городов, как Москва, Санкт-Петербург.

Специализированные предприятия автосервиса также классифицируются по конкретным маркам и моделям автомобилей и видам работ (техническое обслуживание и ремонт в гарантийный период, техническое обслуживание и ремонт в послегарантийный период).

СТО подразделяются по уровню специализации:

  • - техническое обслуживание и ремонт автомобилей только иностранного производства -- доля иномарок в общем автопарке составляет 23 %, не обслуживанием иномарок занимается 28 % автосервисных предприятий;
  • - техническое обслуживание и ремонт автомобилей только отечественного производства -- 75 % парка, но только 21 % предприятий автосервиса (обслуживание);
  • - техническое обслуживание и ремонт автомобилей как отечественного, так и иностранного производства -- 51 %, причем на предприятиях автосервиса профилактические воздействия преобладают над ремонтными для автомобилей импортного производства и ремонтные над профилактическими -- для отечественных автомобилей.

Ремонт автомобилей и устранение последствий аварий обычно осуществляется либо специализированными мастерскими, либо сравнительно крупными СТО, оснащенными специальным оборудованием.

По видам работ СТО подразделяются на диагностические, ремонта и регулировки тормозов, ремонта приборов питания и электрооборудования, ремонта автоматических коробок передач, ремонта кузовов, шиномонтажа, моечные и др. Например, в США узкоспециализированные станции и мастерские составляют до 25 % их общего числа.

По производственной мощности (исходя из числа производственных постов и участков) городские СТО можно подразделить на малые, средние, большие и крупные.

Малые станции обслуживания с числом рабочих постов до 10 выполняют следующие виды работ: моечно-уборочные, экспресс-диагностику, техническое обслуживание, смазку, шиномонтажные, электрокарбюраторные, кузовные, подкраску кузова, сварочные, ремонт агрегатов. Основную долю этой группы составляют специализированные СТО. Как правило, они заняты выполнением только профилактических видов работ и располагаются в радиусе, не превышающем 10--15 км от потребителя.

Средние станции обслуживания с числом рабочих постов от 11 до 30 выполняют те же виды работ, что и малые станции. Кроме того, здесь проводится полная диагностика технического состояния автомобиля и его агрегатов, окраска всего автомобиля, замена arpeгaтов, а также может производиться продажа автомобилей.

Большие станции обслуживания с числом постов более 30 выполняют все виды обслуживания и ремонта в полном объеме. На этих СТО могут находиться специализированные участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике и техническому обслуживанию могут применяться поточные линии. Как правило, на этих СТО осуществляется продажа автомобилей.

В настоящее время около половины автосервисных предприятий имеют мощность от 1 до 3 рабочих постов; более 40 % -- от 4 до 10 постов; 7 % -- до 30 постов. Крупные станции составляют менее 2 %.

По конкурентообразующим характеристикам рынок автосервисных услуг можно подразделить следующим образом.

Первая группа -- фирменные (дилерские) СТО, которые продают и обслуживают автомобили конкретных фирм и работают непосредственно с фирмами, концернами, предприятиями-производителями -- авторизированные центры. Эти специализированные СТО имеют современное технологическое оборудование, оригинальные запасные части, широкий выбор услуг по конкретной марке автомобилей, подготовленные кадры с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов, высокую репутацию и высокие цены.

Фирменные СТО выполняют функции, связанные с обслуживанием и ремонтом автомобилей в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Кроме того, их можно рассматривать как подразделения автозаводов, обеспечивающие их достоверной информацией о качестве выпускаемых автомобилей. Одновременно фирменные СТО могут выступать центрами по производственно-техническому обучению персонала.

Вторую группу составляют прежние государственные СТО, которые имеют большой опыт работы в автосервисе, специально спроектированные помещения, выгодное расположение, хорошие традиции, но устаревшие взгляды на отношение к потребителю и инерцию, затрудняющую их полную и эффективную адаптацию к условиям рынка. На этих СТО хорошее, но нередко устаревшее оборудование, наработанные связи с потребителями, которые привыкли пользоваться их услугами, как правило, невысокие цены, им доверяют, поскольку они со старых времен привыкли придерживаться законов, имеют неплохой имидж, но не наилучшее качество запасных частей. По охвату рынка с точки зрения номенклатуры услуг их можно назвать универсальными.

К третьей группе относятся частные, вновь созданные СТО, которые появились после перехода к рыночной экономике. В целом они имеют такие же характеристики, что и вторая группа.

К четвертой группе относятся автосервисы на производственно-технической базе автотранспортных и других предприятий. Здесь сравнительно низкий уровень технологии технического обслуживания и ремонта, низкая культура обслуживания, низкая квалификация кадров, низкая эстетика производства, завышенная продолжительность выполнения работ и узкая специализация по моделям автомобилей.

К пятой группе автосервисных предприятий относятся гаражные автосервисы. По характеристикам они уступают предприятиям предыдущей группы.

Структуру сети СТО рассмотрим на примере Москвы. Здесь крупные предприятия автосервиса составляют только около 17 %; это достаточно мощные специализированные предприятия (31 % общегородской мощности). Остальные объекты автосервиса арендуют площадки и производственные мощности: транспортных предприятий (около 40 % общего числа объектов и 39 % общегородской мощности), промышленных предприятий (соответственно 19 и 14 %).

Сегодня существует большой разрыв между спросом (потребностями автовладельцев по ремонту и обслуживанию автомобилей) и возможностью его полного удовлетворения. Это обусловлено двумя основными причинами.

Первая причина-- невысокая платежеспособность ряда автовладельцев, что заставляет их обращаться в подпольные автосервисы. «Подпольщики» особенно активны в теплое время года, поскольку большинство из них работает в неотапливаемых гаражах и зимой сворачивает свою деятельность. Нелегальные автосервисы и мойки есть буквально повсюду. Они не имеют лицензий, не платят налогов, поэтому их услуги гораздо дешевле, чем в легальных СТО. Некоторые автовладельцы вообще обращаются только к ним, поскольку основательный ремонт автомобиля на законно существующей СТО сравним по цене со стоимостью самого автомобиля. Подпольный автосервис занимает значительную часть рынка обслуживания автомобилей, мешая тем самым развитию легальных СТО. Стоит отметить, что в последнее время уровень сознательности автовладельцев возрастает, они все чаще обращаются в легальные СТО, гарантирующие высокое качество работы.

Вторая причина -- недостаток производственных мощностей существующих СТО, особенно в населенных пунктах областного и районного значения, где автосервис практически в зачаточном состоянии. Но даже в Москве СТО катастрофически не хватает. Бурный рост автопарка породил серьезные проблемы -- переполнение столичных автотрасс и поддержание надлежащего технического состояния автомобилей. В настоящее время действует 2,6 тыс. предприятий автосервиса, в то время как их должно быть около 10 тыс. Правительство Москвы приняло программу, направленную на развитие и улучшение служб автосервиса в городе. Мэр Москвы Ю.М.Лужков предложил в качестве меры поддержки и развития СТО упрощенный порядок регистрации для открывающихся центров. Мэр поручил специалистам подготовить в ближайшее время соответствующие документы, в том числе типовой проект зданий для новых техцентров. «Думаю, это имеет особое значение для малого и среднего бизнеса. Эта задача не для монополистов»,-- уточнил он. При этом, требует Лужков, в Москве необходимо реализовывать программы подготовки кадров, в первую очередь менеджеров техцентров. При реализации этой программы число СТО в Москве должно увеличиться в несколько раз, в результате чего с авторынка будут вытеснены сервисные предприятия, которые не отвечают требованиям по безопасности, экологичности и качеству предоставляемых услуг.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • - рост объемов оказания услуг отстает от темпов автомобилизации страны;
  • - потребности в автосервисных услугах обеспечены недостаточно, предприятия автосервиса распределены по городам неравномерно, поэтому весьма актуальна проблема обеспечения в количестве и территориальной доступности автосервисных услуг;
  • - успешное функционирование СТО возможно при учете всех новшеств в области автотехобслуживания, накоплении и анализе статистического материала, создании типовых проектов станций, объединенных единым замыслом и возможностью трансформации, наличии высококвалифицированных специалистов в этой области;
  • - создание совместных предприятий с участием зарубежных партнеров в области автосервиса будет способствовать приобретению опыта, скорейшему избавлению от негативных моментов в деятельности предприятия автосервиса, накоплению финансовых средств для развития данной сферы обслуживания.

Страница 2 из 2

Выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей, находящихся в собственности автолюбителей осуществляется станциями технического обслуживания автомобилей (СТОА). Структура СТОА находится в соответствии с технологическим процессом исходя из планов, графиков, периодичности и общего объема работ по техническому обслуживанию.

Для каждой операции технологического процесса предусматриваются определенные пункты или участки производственной площади, имеющие специальные оборудование, приспособления и инструмент.

Техническое обслуживание и текущий ремонт на СТОА в основном осуществляются поточным методом, при котором работы выполняются на специализированных постах по заранее разработанной технологии с заданным временем их исполнения.

Для перемещения автомобиля с поста на пост используются конвейеры.

В зависимости от объема работ участков на станции технического обслуживания, специализирующихся по агрегатам, может быть несколько: участок по техническому обслуживанию двигателей, электрооборудованию, трансмиссии, ходовой части, кузова и кабины и т. д.

Каждый вид работ выполняется по технологическим операционным картам. В них указываются наименование операции, технические условия и нормы времени на ее исполнение, применяемый инструмент и оборудование, специальность рабочего.

При небольшом объеме работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту организация производства на СТОА может быть бригадной, при которой бригада выполняет работы по всем агрегатам автомобиля в пределах данного вида обслуживания. Квалификация исполнителей работы должна быть достаточно высокой. Работы ведутся на одном универсальном посту.

Классификация станций технического обслуживания

В зависимости от мощности (расчетного количества комплекс­но обслуживаемых автомобилей), размера (числа рабочих постов или автомобиле-мест в здании СТОА), месторасположения, назна­чения и специализации СТОА виды выполняемых ими работ и их сочетания могут быть различными.

По принципу размещения различают СТОА городские (рис.3) и дорожные; по характеру основной производственной деятельности - гарантийные (фирм-изготовителей), комплексные, специализированные, самообслуживания; по производственной мощности и размеру - малые, средние, большие и крупные (рис. 3).

Рис. 3. Классификация станций технического обслуживания автомобилей.

Городские СТОА (рис.4) предназначены для обслуживания парка автомобилей, принадлежащих гражданам, в городах и других населенных пунктах, а дорожные СТОА - для оказания технической помощи всем транспортным средствам в пути.

Рис.4.Современная городская станция техобслуживания на 25 постов площадью 2500 кв. м.

Городские СТОА могут быть универсальными или специализированными в зависимости от вида работ и марок автомобилей. К ним относятся также заводские станции гарантийного обслужи­вания.

Городские СТОА в основном имеют относительно постоянную клиентуру и выполняют, если позволяют производственные воз­можности, комплексное обслуживание автомобилей.

Дорожные СТОА имеют случайную клиентуру, и их основной задачей является устранение отказов и неисправностей, возникших у транзитных транспортных средств.

В настоящее время ориентацию СТОА на выполнение тех или иных видов работ определяют в основном ее производственными возможностями, т. е. наличием соответствующих площадей, участков, оборудования и др.

С увеличением парка легковых автомобилей и дальнейшим развитием сети СТОА получат распространение специализированные станции комплексного обслуживания, т. е. СТОА, выполняющие ТО и ремонт определенной марки автомобилей, а также СТОА, специализированные по видам работ, например, по диагностированию, мойке, ремонту электрооборудования и приборов питания, тормозов, агрегатов, по окраске кузовов и др. Эти и другие работы могут выполняться в различной комбинации друг с другом при частичной специализации. Такая перспектива подтверждается существующей практикой в больших городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург, где уровень насыщения автомобилями значительно выше среднего по стране, а также зарубежным опытом.

Основаниями для специализации СТОА по маркам автомобилей или видам работ являются наличие в обслуживаемом регионе достаточного количества объектов трудовых воздействий, обеспечивающих полную загрузку станции и эффективное использование высокопроизводительного оборудования, возможность применения прогрессивной технологии и рациональной организации производства. Определенное количество владельцев автомобилей предпочитают проводить ТО и ТР собственными силами. Однако имеющиеся условия не всегда это позволяют, так как посты самообслуживания имеются только на некоторых отечественных СТОА. Между тем за рубежом получили распространение не только посты, но и станции самообслуживания (рис.5).

Рис.5. Станция самообслуживания

Основными трудностями при решении данного вопроса являются организация соответствующего контроля качества и соблюдение техники безопасности. В связи с постоянным совершенствованием конструкции автомобиля его обслуживание квалифицированного подхода, применения сложного современного оборудования, обладающего высокой точностью, а также соответствующей технологии. Потеря качества при ТО и ремонте в большинстве случаев ведет к дорожно-транспортным происшествиям и загрязнению окружающей среды.

Дорожные СТОА (рис. 6) обычно небольшие и состоят из нескольких рабочих постов, универсальны по типам и маркам обслуживаемых автомобилей, но ограничены в перечне оказываемых ими услуг. В зависимости от назначения и мощности СТОА на них выполняют в основном моечные, смазочные, крепежные, регулировочные работы, устраняют мелкие отказы и неисправности преимущественно путем замены узлов и деталей, потребность в которых возникла в пути. Осуществляют заправку автомобилей топливом, маслом и другими эксплуатационными материалами, а также оказывают услуги технической помощи на дороге специалистами передвижных мастерских и буксировку транспортных средств, потерявших способность двигаться собственным ходом.

На дорожных СТОА обычно в широком ассортименте имеются запасные части, пользующиеся наибольшим спросом, автопринадлежности и эксплуатационные материалы в мелкой расфасовке, в большинстве случаев имеются посты самообслуживания, комнаты отдыха и буфеты. Такие СТОА могут входить в состав мотелей, а также сооружаться в комплексе с автозаправочными станциями (АЗС). Кроме того, при АЗС, если они находятся на значительном расстоянии от дорожных или другого вида станций, организуют небольшие пункты технической помощи на 1 - 2 поста и посты самообслуживания (рис. 7).

Станции технического обслуживания автомобилей являются основным предприятием в автосервисе, которые в зависимости от мощности и размеров выполняют большинство функций технического сервиса.

Классификация станций технического обслуживания в зависимости от места расположения, назначения и специализации показана на рис. 4.1. По принципу размещения станции технического обслуживания подразделяются на городские и дорожные.

Городские СТОА предназначены для обслуживания в основном парка автомобилей владельцев, проживающих в городах и поселках городского типа, дорожные станции - для оказания технической помощи всем автомобилям, находящимся в пути. Такое разделение определяет разницу в технологическом оснащении станций. Так, имеющиеся на городских станциях участки кузовных и окрасочных работ на дорожных станциях могут отсутствовать.

Городские станции обслуживания могут быть фирменными, при­надлежащими заводам-изготовителям, и независимыми.


Фирменные СТОА финансово и административно подчинены заводам -изготовителям автомобилей, например таким компаниям, как «АвтоВАЗ», «Фольксваген» и др.

Основу фирменной сети предприятий автосервиса составляют дилерские центры (дилеры), представляющие собой торгово-обслуживающие предприятия, осуществляющие торговлю новыми и подержанными автомобилями, гарантийный ремонт и послегарантийное обслуживание и ремонт автомобилей. Дилер связан с производителем договором, согласно которому он приобретает у изготовителя автомобили и запасные части по оптовой цене, а продает их с определенной наценкой. В свою очередь, дилерские центры связаны со своими филиалами и СТОА.

Отличительной особенностью фирменных предприятий является то, что они осуществляют обслуживание и ремонт по своим, разработанным для данной фирмы, техническим процедурам и положениям (технология и организация работ, комплектование оборудованием, нормативная база, архитектурно-строительное оформление предприятий и др.).

Независимые СТОА, не связанные финансовыми отношениями с автомобильными фирмами, являются основной частью сети, обеспечивающей обслуживание автомобилей (более 60 %).

Независимые станции обслуживания могут быть специализированными по маркам обслуживаемых автомобилей, видам работ и универсальными, обслуживающими нескольких марок автомобили.

Городские станции обслуживания в зависимости от числа рабочих постов и вида выполняемых работ можно подразделить на три основных типа: малые, средние и большие.

Милые станции (до пяти рабочих постов) выполняют в основном следующие работы: моечно-уборочные, экспресс-диагностирование, техническое обслуживание, смазывание, шиноремонтные, подзаряд аккумуляторов; ремонт путем замены деталей, неисправных узлов, механизмов и приборов; продажу запасных частей, автопринадлежностей и эксплуатационных материалов.

Средние станции (6-15 рабочих постов) выполняют те же работы, что и малые станции. Кроме того, на них проводятся углубленное диагностирование технического состояния автомобилей и его агрегатов, кузовные и окрасочные работы, замена агрегатов, а также возможна продажа автомобилей.

Большие станции (более 15 рабочих постов) выполняют все виды обслуживания и ремонта, как и средние станции, в полном объеме. На них могут быть участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов, а также могут осуществляться продажа и предпродажная подготовка автомобилей.

Однако такое распределение работ на станции обслуживания достаточно условное, так как перечень выполняемых услуг зависит не только от размеров станции, но и других факторов (спроса на различные услуги, финансовых возможностей владельцев и др.).

Можно ожидать развития у нас в стране принципа самообслуживания, который состоит в том, что владельцу автомобиля за определенную плату будут предоставляться на станции рабочее место и необходимые инструменты для выполнения работ по ТО и ремонту собственными силами, а также квалифицированные консультации специалистов. Посты самообслуживания могут быть организованы на городских и дорожных СТОА, а в перспективе - на специально организуемых для этих целей станциях самообслуживания.

Дорожные СТОА являются универсальными станциями для обслуживания и ремонта всех типов подвижного состава (легковых и грузовых автомобилей, автобусов). Они обычно имеют 2 -5 рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных и регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с АЗС.

Показатели мощности и размеров СТОА. Станция обслуживания, так же, как и промышленное предприятие, характеризуется двумя основными показателями: производственной мощностью и размером.

Производственная мощность обычно определяется количеством производимой продукции в натуральном или стоимостном выраже­нии за определенный период времени. Для СТОА таким показателем является число обслуживаемых автомобилей.

При известном годовом объеме работ по ТО и TP СТОА (Т Т о-тр)> чел.-ч, и средней трудоемкости одного автомобилезаезда чел.-ч, число комплексно обслуживаемых автомобилей на станции обслуживания за год

Размер СТОА определяется размером живого и овеществленно­го труда, т.е. численностью работающих и производственными фон­дами.

Для станций обслуживания размер производственных фондов в основном характеризуется числом рабочих постов для ТО и TP автомобилей.

Число рабочих постов определяют по формуле:

(4.2)

где К п - доля постовых работ от общего годового объема работ по ТО и TP; Ф п - годовой фонд времени поста, ч;

Р ср - средняя чис­ленность рабочих на посту.

Годовой фонд времени поста определяют по формуле


где Др аб - количество дней работы СТОА в году;

Т см - продолжи­тельность смены, ч;

С - число смен;

Коэффициент использова­ния рабочего времени поста.

В мировой практике существуют различные методы определения основных показателей станций обслуживания, что обусловлено спецификой эксплуатации и обслуживания автомобилей в той или иной стране, опытом работы и установившимися традициями в методиках расчета различных фирм и другими факторами.

В принципе, все методы сводятся к расчету объемов работ и на основе числа постов, автомобилемест или рабочих, необходимых дли проведения ТО и ремонта, а также других видов работ по сервисному обслуживанию автомобилей.

В основу определения объемов работ закладываются различные исходные данные: число автомобилей, находящихся в районе станции обслуживания; число автомобилей, обслуживаемых станцией; число автомобилезаездов и число продаваемых автомобилей. Таким образом, исходные показатели, определяющие объемы работ и число постов, весьма разнообразны, и каждый из них правомерен для сложившейся практики той или иной фирмы.

Структура СТОА.

В структуру станций обслуживания в зависимости от их мощности входят участки производственные, уборочно-моечных работ, приемки и выдачи автомобилей, диагностирования, ТО и TP, кузовной, окрасочный, противокоррозионной обработки и предпродажной подготовки автомобилей. На небольших станциях некоторые однородные виды работ могут объединяться и выполняться на одном участке.

Выполнение работ по ремонту приборов, узлов и агрегатов, снятых с автомобиля, и других видов работ, может производиться как на рабочих постах, оснащенных специализированным оборудованием, так и на производственных участках без постов. Выбор того или иного варианта определяется спросом, стабильностью и объемом по данному виду работ, степенью занятости рабочих и оборудования, органзацией работ и другими факторами.

Кроме указанных ранее участков в производственной части здания СТОА обычно располагаются склады, компрессорная, различные технические помещения (тепловой узел, трансформаторная, вентиляционная камера, щитовая, инструментально-раздаточная кладовая и т.п.).

В зоне ТО и TP, а также на кузовном и окрасочном участках кроме рабочих постов могут предусматриваться автомобилеместа ожидания, на которых при необходимости также могут выполняться определенные несложные виды работ.

Помимо производственных зон и участков на СТОА предусматриваются административно-бытовые помещения (офисные, гардероб, туалеты, душевые), помещение для обслуживания клиентов (клиентская, бар, кафе, магазин для продажи запчастей и автопринадлежностей и др.), а также помещения для продажи автомобилей (салон-выставка продаваемых автомобилей и зона их хранения).

Приведенный перечень структурных подразделений характерен не для всех типов СТОА. На небольших станциях, имеющих менее 10 рабочих постов, некоторые виды услуг (работ) могут отсутствовать, например участки кузовной, окрасочный и противокоррозионной обработки кузова.

Примеры планировочных решений предприятий автосервиса. На рис. 4.2 представлена планировка производственного корпуса станции обслуживания на 10 рабочих постов (проект Санкт- Петербургского филиала Гипроавтотранса) для ТО и TP 3800 автомобилей в год.

Производственный корпус станции выполнен из легких металлических конструкций, имеет основной пролет размером 30 м при шаге колонн 6 м и два боковых пролета 9 и 12 м. Такая конструктивная схема здания способствует рациональному размещению производственно-складских помещений. К положительным сторонам планировки следует отнести наличие рядом с участком приемки и выдачи автомобилей постов срочного ремонта и диагностирования, что создает удобство заказчикам в проведении работ по устранению мелких неисправностей автомобилей.

Планировочное решение СТОА на 15 рабочих постов (рис. 4.3) предусматривает рациональное размещение производственных, складских и административных помещений.

Особенностью станции является размещение кафе для клиентов на втором этаже над клиентской, где заказчик может через стеклянное ограждение наблюдать за процессом ТО и ремонта своего автомобиля.

Общая численность работающих - 45 человек, в том числе про­изводственных - 30, вспомогательных - 9 и административный пер­сонал - 6.

Примером дилерской станции является торгово-технический центр японской фирмы «Тойота» на 35 постов (рис. 4.4).

К особенностям дилерской станции обслуживания следует отнести наличие вместительных стоянок автомобилей с общим числом автомобилемест 498 (новых и подержанных автомобилей, автомобилей клиентов, работников центра), больших складских помещений для запасных частей и участка предпродажной подготовки.

В здании центра можно выделить три блока помещений: автосалон, зону ТО и TP, склады.

Автосалон с выставкой автомобилей и магазин по продаже запасных частей занимает примерно 20% площади центра.

В зоне ТО и TP выделены участки окрасочно-кузовных работ, посты ТО и TP, зона приемки автомобилей, линии мойки, сушки и предпродажной подготовки автомобилей.


1 - склад запасных частей, агрегатов и материалов; 2 - теплогенераторная; 3 - окрасочно-сушильная камера; 4 - участок подготовки автомобилей к окраске; 5 - кладовая масел и смазочных материалов; 6 - промкладовая; 7- компрессорная; 8 - тамбур-шлюз; 9 - пост приемки-выдачи; 10 - посты ТО и TP; 11 - шиномонтажный участок; 12 - посты сварки и жестяницких работ; 13 - пост правки и растяжки кузо­вов; 14- клиентская, пункт обмена вал ют, кабинеты сотрудников СТО; 15 - бытовые помещения; 16- электрощитовая; 17-участок мойки автомобилей; 18- индивиду­альный тепловой пункт

Кроме того, на СТОА имеются специализированные посты по ре­монту и обслуживанию авто- и электропогрузчиков, необходимые для обслуживания складов.



Рис. 4 4. Планировка дилерской СТОА на 35 рабочих постов:

I Бытовые помещения; 2 - кладовая красок; 3 - краскоприготовительная; 4 - окрасочный участок; 5 - ТО и TP погрузчиков; 6 - зарядная; 7 - компрессорная; 8- инженерный блок; 9 - сварочно-жестяницкий участок; 10 - кладовая масел;11- шинный участок; 12- инструментально-раздаточная кладовая; 13- бытовые помещения; 14 - промежуточный склад; 15 - участок ТО и TP автомобилей; 16 - шиномонтажный участок; 17 - линия мойки автомобилей; 18 - линия предпродажной подготовки автомобилей; 19 - административные помещения; 20 - выставка автомобилей; 21 - центральный склад

Рис. 4.5. Примеры планировок специализированных ремонтно- обслуживающих предприятий автосервиса:

а - предприятия, выполняющего в основном ТО и контрольно-регулировочные работы на три поста: 1 - мойка шасси, уборка салона, смена масла, смазывание; 2 - пост нанесения противокоррозионного покрытия; 3 - компрессорная; 4 - склад масла; 5- моечная механизированная установка; 6- вспомогательные, технические и бытовые помещения; б - предприятия, выполняющего в основном ТО и контрольно- регулировочные работы на четыре поста: 1 - зона обслуживании; 2 - вспомогательные, технические и бытовые помещения; 3 - склад шин; 4 - склад запасных частей; 5 - клиентская; в - станции для проведения уборочно-моечных работ, нанесения противокоррозионного покрытия и смены масла в агрегатах автомобиля на два поста: 1 - зона обслуживания и ремонта; 2 - компрессорная; 3 - склад шин; 4 - вспомогательные, технические и бытовые помещения; 5 - клиентская



Специализированные ремонтно-обслуживающие предприятия автосервиса. В отличие от СТОА эти предприятия выполняют ограниченные виды услуг (работ). К ним относятся небольшие по размерам (3 - 5 постов) мастерские (шиномонтажные, по ремонту осветительных приборов, экспресс-замене масел, установке сигнализации и радиоаппаратуры, противокоррозионного покрытия кузовов автомобилей, посты экологического контроля), отдельно стоящие моечные пункты. Мощность и размеры этих предприятий определяются й каждом конкретном случае численностью работающих, программой и объемом работ.

В качестве примера на рис. 4.5 приведены планировки специализированных предприятий, выполняющих в основном ТО и контрольно-регулировочные работы на три (рис. 4.5, а) и на четыре (рис. 4.5, б) поста, а также планировка станции для проведения уборочно- моечных работ, нанесения противокоррозионного покрытия и смены масла в агрегатах автомобиля на два поста (рис. 4.5, в).



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама