THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

12.12.2012 /12:35/ Этот вопрос все чаще муссируется в интернет-сети. Его обсуждают политики, политологи, эксперты, аналитики и. т. п.. Мнения крайне разнятся. Одни считают, что кавказцы, как и все граждане России должны призываться в армию. Другие исходя, очевидно, из своей личной неприязни к кавказцам, категорически против их службы в рядах вооруженных сил России.

В ситуации, когда в стране остро стоит вопрос с призывом в армию растет количество уклоняющихся от призыва, стремление служить в армии здоровых и крепких парней, по логике вещей, надо бы всячески приветствовать, а не отбивать у них желание служить Родине.

Нет внятного ответа на этот вопрос и у Министерства обороны России. А политика формирования вооруженных сил по этническому признаку граничит с дискриминацией и может иметь крайне негативные последствия для государства.

Дай некоторым «государственным» деятелям волю, они бы не только запретили кавказцам идти в армию, но и вообще загнали бы всех их в гетто.

Очень много среди таковых так называемых патриотов России.

У немалой части таких «патриотов» за державу есть виллы за «бугром», отлаженный бизнес и счета с награбленными у народа средствами со многими нулями в офшорах. Для их защиты им, конечно, российская армия не нужна…

Каких только «собак» уже не вещали на кавказцев. Хотя здравомыслящему человеку давно очевидно - больна вся Россия и то, что мы имеем в регионах, это метастазы общероссийской болезни. Лечить нужно все российское общество.

А в таком больном обществе априори не может быть здоровой армии.

Некоторые «эксперты» говорят, что массовый призыв в армию кавказцев приведет к дедовщине в ее худшем варианте - на этнической основе. Это при том, что унизительная муштра, экзекуции и насилие над солдатами в российской армии - ее родовая болезнь и кавказцы тут ни при чем.

Все это говорится словно в воинских частях, где нет кавказцев, нет дедовщины и насилия.

Вообще вокруг призыва кавказцев в армию складывается странная ситуация. Когда в северокавказских республиках ограничивают призыв в армию или его приостанавливают в СМИ, начинается шумиха - вот, мол, «все служат, а эти - особенные». Начинается призыв на срочную службу, снова начинаются жаркие дискуссии на тему, нужны они там или нет.

Призывников с Кавказа обвиняют в безграмотности, нежелании подчиняться воинскому уставу, в том, что они отказываются выполнять недостойные для мужчин хозработы; обвиняют в том, что устанавливают свои порядки и даже в отсутствии у них понятий воинской дисциплины, чести и долга.

Таким образом, по мнению некоторых «экспертов» и «аналитиков», увеличение числа призывников - кавказцев подорвет боеспособность российской армии. Таким образом говорят обо всем, только не о реальных причинах отсутствия порядка в армии.

Между прочим, замечу, что к чрезвычайной ситуации в Министерстве обороны РФ призывники с Кавказа ну никакого отношения не имеют…

В отличие от многих своих более «грамотных и продвинутых» соотечественников кавказцы не продавали Родину за яхты и импортную колбасу. И понятия долга, чести и мужского достоинства на Кавказе не требуют искусственного привития, они здесь впитываются с молоком матери. Армию деморализуют не кавказцы, а коррупция, которая пропитала Министерство обороны, халатность и безалаберность определенной части офицерского состава, нацеленного на извлечение личной выгоды, а не на служение Отечеству. Чего стоят усилия одних только чиновников из «оборонсервиса» или дизайнеров от «Юдашкина», по вине которых уже который год замерзает вся армия…

Армия - это место, где мужчина должен учиться воинскому искусству, а не затирать до блеска штабные коридоры. Ведь ни для кого не секрет, что солдат для определенной категории высшего начальства - бесплатная рабочая сила. И нет ничего удивительного в том, что из-за своих религиозных и ментальных особенностей кавказцы отказываются чистить свинарники или отстраивать генеральские дачи.

Там, где надлежащим образом налажена служба с кавказцами проблем нет. Напротив, офицеры дают им прекрасные служебные характеристики. Значит дело не в кавказцах, а в самой армии.

Проблемы возникают там, где к солдату привыкли относиться как к безмолвной «твари», там, где солдаты предоставлены самим себе и заняты чем угодно, но только не боевой подготовкой.

Не молодые призывники устанавливают правила в воинских частях, они попадают в среду, где уже есть свои давно устоявшиеся «традиции» которые и определяют поведение вновь прибывших.

Говоря о ментальных особенностях кавказцев, почему - то упускают из вида, что и у других народов есть свои характерные особенности, которые не совсем приятны представителям кавказских народов. Если для одних, к примеру, матерщина - норма, то для кавказца это дико и, естественно, что в такой среде складывается конфликтная ситуация.

И тут опять дело не в кавказцах, а в неумении некоторых командиров работать с личным составом. Ведь всему миру известно, что из кавказцев получаются отличные воины. И говорить обратное - мир смешить.

Есть и другая немаловажная причина тяжелой адаптации кавказцев не только в армии, но и в обычной, гражданской среде - это зашкаливающий уровень ксенофобии или, точнее, кавказофобия в российском обществе. В изолированных коллективах эта болезнь проявляется особенно остро. В частности, немало военнослужащих, сотрудников МВД участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе и это, естественно, накладывает определенный отпечаток на их отношение к призывникам из северокавказских республик.

Для решения проблем российской армии, в частности, проблемы призыва в армию молодежи из республик Северного Кавказа надо иметь в армии соответствующий времени сержантский и командирский состав.

Наглядным примером такой постановки службы и работы с призывниками являются расквартированные на территории Чеченской Республики батальоны Министерства обороны России «Север» и «Юг».

Сегодня вся надежда на то, что новый министр обороны, как человек, имеющий громадный опыт работы с людьми, умеющий выявлять проблемы и оперативно решать их, создаст необходимые предпосылки для решения и проблем современной российской армии.

Уполномоченный по правам человека в ЧР,

председатель комиссии по правам человека

Общественного совета СКФО Н.С. Нухажиев

Многие солдаты и офицеры свидетельствуют: служить вместе с кавказцами очень трудно. Горцы, как правило, не подчиняются приказам и издеваются над каждым, кто не может за себя постоять. О "кавказском иге" в Вооруженных силах России военное ведомство предпочитает умалчивать до очередного ЧП.

Челябинский суд на днях вынес приговор рядовому Зайналабиду Гимбатову, военнослужащему в/ч 69806 (Уральский военный округ). Рядовой обвиняется в неуставных отношениях с сослуживцами. Кроме того, уроженцу Кавказа инкриминирована 282 статья УК РФ, часть 2, пункт "а" ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, совершенные с применением насилия").

Военный следственный отдел по Челябинскому гарнизону установил следующее. В феврале 2011 года Гимбатов прибыл в медицинский изолятор своей части. На КПП Гимбатов сказал, что идет навещать сослуживцев. На лечении в медсанбате действительно находились несколько солдат из его роты. Военнослужащий назвал их имена и звания и был пропущен в изолятор.

Гимбатов прошел в помещение изолятора, где лежали больные солдаты. Рядовой сразу почувствовал свое превосходство перед ними. Во-первых, потому что был абсолютно здоров, во-вторых, потому что дагестанец. Гимбатов догадывался, что "дагов" в его части втайне недолюбливают, и решил поквитаться за это. Взгляд Гимбатова прошелся по кроватям и остановился на трех солдатах славянской внешности.

Рядовой приказал больным солдатам встать. Те поначалу отказались, но дагестанец применил силу. Солдаты нехотя подчинились. Затем Гимбатов достал мобильный телефон и включил одну из мелодий, боевую лезгинку. На записи мелодия кавказского танца чередовалась с автоматными выстрелами, воем волков и грохотом канонады. Может быть, горячий кавказец, слушая ее, испытывал гордость, но русский человек такое слушать не станет. Тем более запись начиналась словами: "Во имя Аллаха! Воинам джихада на Кавказе посвящается".

Гимбатов приказал больным солдатам танцевать. Солдаты отказывались. Тогда дагестанец начал их бить. Больные военнослужащие подчинились и начали неумело имитировать кавказский танец. Гимбатов, сидя на табурете, наблюдал за солдатами. Он их всячески оскорблял, а если солдаты сбивались с ритма или двигались не так, как надо, то избивал.

За издевательством над сослуживцами молча наблюдали остальные солдаты, проходившие лечение в медсанбате. Казалось, что действия наглого кавказца и страдания товарищей их не касаются.

За издевательства над больными солдатами Гимбатов получил год дисциплинарного батальона. Дисбат в армии — вещь жестокая, но неизвестно, "вылечит" ли он Гимбатова. Ситуацию в целом такие меры исправить точно не могут. Потому что в Российских вооруженных силах таких безнаказанных гимбатовых сотни, если не тысячи. На фоне наглых кавказцев ругаемая всеми "дедовщина" кажется невинной шалостью.

Автор одной из сетевых книг, служивший "срочную" в середине 90-х, писал о военнослужащих с Кавказа как о "проблеме для армии". По словам автора, кавказцы, в частности уроженцы Дагестана, идут в армию, чтобы встроиться любым путем в армейскую иерархию и навести в воинских частях свои порядки:

"Начинается это все с "подогрева" "дедушек": водка, гитара, обещание выявить стукачей, следить за порядком. Аналогичным образом подкатываются и к офицерам. Дагестанцы быстро успевают понять, что полы в армии мыть "западло", и пытаются в этом отношении брать на себя роль командиров по уборке казармы, чтобы не мыть самим. Еще они аргументируют отказ от мытья полов в армии тем, что им это не позволяет вера, они пять раз в день должны совершать намаз (молитву), можно это делать только с чистыми руками, не замечал ни разу, чтобы они в армии молились.

Если дагестанцам мешают офицеры и устав, то они стараются попасть в ту часть, где власть офицеров не очень сильна. И здесь сразу берут все в свои руки. Дагестанцы часто пытаются выбиться в сержанты, взять под контроль такие жизненно важные в армии объекты, как каптерка и столовая. Им удается обычно устанавливать свои порядки в войсковых частях, где нет четкой власти офицеров".

По словам автора, здесь начинается бандитский беспредел. Когда у командира части был летний отпуск, военнослужащие с Кавказа почувствовали себя единственной властью. Часть "дагов" комиссовалась, заранее договорившись с санчастью, другая просто ушла в бессрочную "самоволку". Те, кто остался, сразу освоились с положением и поняли, что безвластие им на руку: "Часть развалили и разворовали, бани не было три недели, самовольная отлучка была нормой. (…) Дагестанцы настолько освоились, что использовали солдат для своих целей, заставляли работать на дачах, воровать. Офицеры на командование частью забили, так же напропалую используя солдат на строительных работах".

Когда злополучную часть 52386 наконец-то расформировали, многих солдат перевели в в/ч 41692. Эта часть уже "наполовину находилась под контролем дагестанцев" . Несмотря на то, что горцев было от силы 15 человек. Дагестанцам удалось "построить" часть по причине слабости офицерской власти: "Всех, кого можно, дагестанцы обложили данью: например, с каждых четырех человек десять долларов в сутки. Будут ли они воровать на объектах, либо пойдут стрелять деньги, — это их дело. Никаких мер против них командованию предпринять не удалось. Стоить отметить, что данным видом поборов пользовались все, только дагестанцы умели это делать более организованно".

Там, где весь личный состав был укомплектован кавказцами, начинали страдать и офицеры: "Старлей Будко рассказывал, что, когда он служил в в/ч, весь личный состав которой состоял из дагестанцев, первое, что он увидел утром, открывая дверь из канцелярии, — это летящая в него швабра".

Это было в 1990-е годы. А вот что происходит в наше время.

Не так давно челябинский военный комиссар (в свою бытность им) Николай Захаров заявил, что в его гарнизоне больше не будет призыва кавказцев. Военком сказал, что это не его личное решение, а распоряжение Генштаба ВС РФ, касающееся всех военных округов страны. Полковник Захаров тогда сообщил, что в Министерстве обороны озабочены засильем национальных банд, которые терроризируют воинские части. Поэтому весной 2011 года все уроженцы Кавказа и закавказских республик в Российскую армию не пойдут. В Центральном военном округе Минобороны РФ челябинские журналисты получили следующий комментарий: "Никаких устных распоряжений Генштаба ВС РФ насчет того, призывать или не призывать определенный контингент лиц, нет и быть не может. Возможно, военный комиссар на совещании в Москве что-то недопонял, с ним будет проведена соответствующая беседа". Впоследствии полковник Захаров был освобожден от должности военного комиссара. А в средствах массовой информации появилась новость, прямо противоположная словам челябинского полковника. По мнению ряда СМИ, военное ведомство России решило резко увеличить призыв в армию дагестанцев. СМИ считали, что это решение вызвано нехваткой призывников из других регионов и Минобороны решило заткнуть дагестанцами брешь в последнем массовом наборе в армию.

"Правда.Ру" неоднократно писала о том, как ведут себя в воинских частях уроженцы Кавказа. Напомним только самые громкие происшествия, которые случились за последние годы.

На Балтфлоте дагестанские призывники всячески издевались над сослуживцами. Согласно материалам дела, в августе 2009 года матросы Виталий Шах, Гаджибахмуд Курбанов, Араг Эминов, Сиражутдин Чериев, Наиб Тайгибов, Ислам Хамурзов, Джамал Темирбулатов избили около 15 сослуживцев, а затем заставили их лечь на землю так, чтобы из их тел получилось слово KAVKAZ. До этого преступления "деды" неоднократно грабили и избивали срочников.

Увеличенная квота на граждан Дагестана – вот, пожалуй, все, что отличает нынешний весенний призыв на службу в российской армии от предыдущих. Квоту увеличили полгода назад по решению министра обороны Сергея Шойгу, которое он принял после беседы с бывшим президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым. Квоту увеличили не до десятков тысяч, как в советские времена, а всего лишь до скромных 734 человек. Уже совсем скоро молодые дагестанские призывники будут распределены по российским военным частям. Но ждут ли их там? Националисты и матери призывников боятся увеличения кавказцев в армии России, а военное руководство не торопится решать проблему. OK- inform разбирался: какова роль армии в российском обществе, нужны ли нашей стране солдаты-кавказцы и что можно сделать, чтобы избежать так называемой «этнической дедовщины» в рядах вооруженных сил?

Лучший инструмент для социализации

Экономика Дагестана - 35-я среди субъектов Российской Федерации по объему валового регионального продукта. Но весь экономический рост приходится на столицу республики. Ближайшие к Махачкале районы гораздо более бедны. Там нет работы, происходят частые конфликты вокруг тех или иных земельных участков.

Учитывая, что Дагестан - один из самых «рожающих» регионов, можно понять позицию Магомедова. «Лишние» для экономики молодые люди пусть лучше идут в армию, чем в исламистское подполье.

Кроме того, армия в России всегда использовалась для социализации.

Так, в Российской империи костяк составляли реестровые казаки. Они практически не различали быт и службу. Подразделения формировались на основе станиц и поселков. Сослуживцы друг друга знали сызмальства. Но такая армия была не пригодна для новых видов войны, плохо принимала инновации, воевала дедовскими методами и не поддавалась централизованному обучению.

Советская армия - армия рабочих, жителей крупных городов. В одних и тех же частях служили рабочий Путиловского завода Петрограда и рабочий из Казани.

Несомненный плюс такого подхода в том, что в случае сепаратизма армия не переходит на сторону мятежников. Она в целом остается верна федеральному правительству. Мятежники могут набирать собственные подразделения и готовить их в своих лагерях. Но это будут нелегальные бандформирования. Уничтожать их предписывает международное законодательство.

Объединить или рассредоточить?

Но сейчас армия как механизм социализации начинает давать сбой. Происходит это из-за углубляющегося экономического и социально-культурного разрыва между Россией и Кавказом.

Главную причину следует искать в банкротстве горных районов кавказских республик. Молодежь из обедневших сел спускается на равнину и доставляет множество проблем местным кавказцам. Не обладая достаточным кругозором и эрудицией, горцы с легкостью ведутся на речи проповедников агрессивных учений.

Сегодня ряд экспертом предлагают вариант, при котором кавказцы будут служить «со своими» и в своей республике. По сути это возврат к практике «диких дивизий». Кавказец служит с кавказцами недалеко от родного дома, находясь на особом положении.

Особые условия для дагестанцев стали бы прецедентом для других регионов, включая русские.

Однако эта практика опасна, если смотреть в перспективе.

Во-первых, это разрушение процесса социализации. Если вдруг ситуация в Дагестане резко ухудшится, те, кого Россия учила держать в руках оружие, повернут это оружие против нее (предварительно его похитив с российских же складов).

Во-вторых, особые условия для дагестанцев стали бы прецедентом для других регионов, включая русские. Губернаторы начнут ставить вопрос: «Почему омичи/иркутяне/мурманчане должны служить за тридевять земель, а не в двух шагах от своего дома?». Не то, чтобы губернаторы волновались за призывников. Просто они начнут собирать. таким образом, политический капитал и голоса избирателей в ущерб оборонному единству страны.

Другое популярное экспертное мнение: максимально рассредоточить кавказцев по всем воинским частям. Конфликт разделится на серию мелких скандалов и разбирательств в разных частях. Правда, при увеличении количества кавказцев в частях этих конфликтов будет больше, и они будут более резонансными.

Призывникам выделят поручителей

Противостояние этнического большинства с этническим меньшинством в армии - не чисто российская проблема. С ней сталкивались многие страны.

Идеальное решение: полностью профессиональная армия. Контрактник всегда может отстоять свои интересы как наемный работник, в приоритетном порядке судопроизводства. Буйным удальцам при этом ясно, что увольнение из рядов вооруженных сил означает потерю дохода. И поскольку это, как правило, старший сын и кормилец, хамское поведение он уже себе не позволит.

Армия - институт закрытый, не способный решить проблему неуставных отношений.

Еще один вариант: общественный контроль. Сама армия - институт закрытый, не способный решить проблему неуставных отношений, ни между солдатами разных лет службы в прошлом, ни между русскими и нерусскими солдатами в настоящем. Тем более, кавказские диаспоры охотно идут на встречу общественникам. Вспомните, как год назад Рамзан Кадыров уволил заместителя полпреда Чечни при президенте Тамерлана Мингаева после того, как его сын угрожал активистам «СтопХам» «вырезать весь их род». Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров неоднократно заявлял, что будет «карьерно» наказывать семьи тех, кто нарушает законы в русской части России. После массовой драки с участием кавказцев во Фрунзенском районе в феврале диаспора организовала срочный выезд родственников, чтобы те забрали драчунов из Петербурга.

Недавно, в рамках идеи общественного контроля армии, руководство Дагестана предложило создать институт поручительства. При каждом военкомате в республике могут сформировать комиссии из духовных лиц, старейшин, представителей муниципальных и региональных властей. У каждого призывника будет свой личный поручитель, который будет играть роль медиатора и миротворца.

Видеорегистраторы в казармах и родовая ответственность

Есть и другие возможности общественного контроля. Например, видеорегистраторы в казармах, на плацу и в коридорах части. Это не дороже установки и последующего демонтажа видеокамер на избирательных участках. Постоянная фиксация происходящего позволит установить виновников неуставных отношений и дисциплинирует солдат.

Еще один перспективный метод - практика коллективной родовой ответственности за проступки военнослужащего. Как политкорректно выражаются сами кавказцы, «ответственность за действия, недостойные истинного мусульманина». Северокавказские лидеры эту практику уже применяют в отношении распоясавшихся детей чиновников.

Самое же очевидное решение - это учреждение горячей линии под контролем полпреда по Северо-Кавказскому федеральному округу с возможностью оперативно обрабатывать поступающие заявки, в том числе анонимные.

Также не помешало бы учредить, наконец, военную полицию, создание которой приостановлено после коррупционного скандала в отношении команды бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова.

Мнения экспертов

Марина Иванова, сотрудник отдела по делам молодежи администрации ЗАТО г. Североморск:

Южан в Северном флоте полно. Каждый второй. И всегда так было. Обычно же их отправляют как можно дальше от дома, вот южные парни и едут на Северный флот. Матросы-срочники все одинаковые. Одинаково клеятся к девушкам, если выходят в город в увольнение. Одинаково тощие. Одинаково плохо питаются. Одинаково мало спят. Нет никаких различий. Я про остальную армию не знаю. Но, по-моему, ничего особенного не нужно делать, они такие же люди, как и русские. Такие же мальчики, оторванные от семьи и заброшенные черт знает куда против своей воли.

Андрей Ключевский, военный психолог:

В некоторых частях творится беспредел, и кавказцы офицеров без штанов на улицу выкидывают по ночам. Но у нас офицеры многое прощали кавказцам: если выпьют, если что-то не так сделают. У них в голове свои загоны. Из-за этого они объединяются в группы и пытаются подмять под себя других, неорганизованное большинство. Однако если одного такого назначить на руководящую должность, он из кожи лезет вон, но сделает свое подразделение лучшим в части. Им родовая честь не позволяет быть хуже. Надо просто уметь работать с такими.

Другие материалы об армии на OK- inform

Особняком стоят землячества среди выходцев с Кавказа – «кавказцев» по терминологии советской армии. В наше время в войсках их обычно объединяют общим наименованием «дагестанцы» или «даги». Принципиально важно, что выходцы с Кавказа при любых условиях объединяются и могут даже организовать отпор дедам, а равно фактическим и официальным лидерам подразделения. Причём кавказцы объединяются не только в рамках одного подразделения, но и всей части в целом. Они при этом в любых условиях бросаются на помощь своим, что является проявлением национального менталитета (подробнее о нём можно прочесть в главе «Армия на Кавказе»).

При небольшом количестве кавказцы относительно безобидны, по крайней мере, они не нарушают единства коллектива, не разрушают сложившуюся иерархию дедовщины или уставщины. Деды их опасаются, и держат на некотором отдалении, либо включают в число привилегированных членов подразделения. В любом случае, попав ли в число избранных или оказавшись просто предоставленными самим себе, кавказцы отличаются чрезмерной и зачастую бессмысленной жестокостью в отношении к окружающим. У них есть только две психологические модели поведения: они либо признают других выше себя по статусу, либо ниже; представителей иных национальностей они в принципе не считают за равных.

Когда кавказцев в части становится слишком много, ситуация совершенно выходит из-под контроля. Кавказцы полностью подминают под себя дедовщину, переставая держать с дедами относительный нейтралитет, и наносят серьёзный удар по уставщине, вводя в отношения в подразделении свою чрезмерную жестокость. Стоит ли говорить, что они полностью подменяют собой дедов в самом худшем смысле этого слова и превращают молодых в личных рабов. И если при дедовщине такое рабство основано в значительной степени на добровольном начале, на понимании того, что со сроком службы притеснение пройдёт, то при доминировании в части кавказцев все представители иных национальностей обречены на подчинённое положение до самого конца службы. Неравенство тем самым принимает особенно яркие формы, без примеси социальной справедливости, когда со сроком службы приходит и уважение.

Доходит до того, что сами офицеры относятся к кавказцам с опасением, сторонятся их и не предпринимают никаких мер для наведения порядка. В армии сложилось устойчивое убеждение, что кавказец способен на любую крайность, в том числе элементарно пырнуть ножом обидчика вне зависимости от его статуса. Такое убеждение возникло не на пустом месте, оно связано с общей «безбашенностью» в экстремальной ситуации кавказцев, особенно чеченцев. У них элементарно сносит крышу, и они перестают руководствоваться рассудком, полностью отдаваясь инстинктам бойца. Так что славянская терпеливость кавказцам не свойственна в принципе, и они оказываются инородными вкраплениями в славянскую в своей основе армию.

Единственная управа на кавказцев может найтись, только если в подразделении имеется дедушка-кавказец, контрактник или офицер, который сразу выстроит жесточайшую иерархию среди своих. Также среди кавказцев может выделиться сильный фактический лидер, который также построит жёсткую иерархию, вот только его ввести в официальную иерархию будет ещё сложней, чем дедов.

Сейчас много говорят лестных слов о белом движении и офицерах времён Российской империи, однако, забывают один небезынтересный момент в социальной практике наших феодальных предков: взвешенный национализм. Подавляющее большинство офицеров Российской империи имело славянскую национальность, попадание евреев в их число было явлением исключительным. Существовали специальные цензы в образовательные учреждения по национальному признаку, причём, эти цензы были нацелены на ограничение проникновения в славянские учебные заведения инородцев, тогда как советский ценз, напротив, преследовал своей целью поставить выходцев из национальных республик в привилегированное положение.

Но для нас важен другой аспект имперской национальной политики. От призыва по всеобщей воинской повинности, действовавшей с 1874 года, полностью освобождались коренные народности (в том числе самоеды) Урала и Сибири, жители Туркестана, инородцы Закаспийского края, мусульманские народности Северного Кавказа (платили вместо службы налог), жители Финляндии (само государство платило за них фиксированное отчисление в казну Российской империи). Близкие кавказцам по духу казаки служили только в специальных казаческих войсках. И это ещё не весь список. Здесь можно сказать, что, мол, русское высшее руководство не доверяло некоторым завоёванным и постоянно бунтующим кавказским народностям, но как тогда объяснить освобождение от призыва ряда инородцев и самоедов? Его можно объяснить только исторически выработанным чётким пониманием, что лицам, подрывающим боеспособность российской армии, здесь не место. Слишком многое в то время зависело от армии (смотрите главу «Некоторые интересные штрихи организации армии Российской империи»).

Таким образом, в политике Российской империи, не бравшей в армию представителей ряда кавказских, азиатских и зауральских народностей даже в условиях всеобщей воинской повинности, был трезвый расчёт и взвешенная национальная политика. Теперь всего этого нет, и армейские кадровики вынуждены исходить из официально принятого постулата идеологии о необходимости создавать для национальных республик все условия в ущерб национальным русским интересам. Такого же народа, как русские с особым менталитетом, по официальной позиции власть имущих у нас не существует. В этом отношении власть продолжает политику СССР, отчасти приведшую его к разгрому в холодной войне.

Преамбула
Из волка не сделаешь пса (слова из кавказской песни)

Известный и очень уважаемый мной публицист Пётр Акопов написал статью под названием "Российская армия способна вырастить новую элиту кавказских республик" . Вот адрес оригинала: http://vz.ru/politics/2016/4/12/805011.html . Это пока единственный раз, когда я с ним не согласен, во всяком случае - с заголовком.

Мое мнение по этому поводу таково.

У Российской армии не получится сделать элиту кавказских республик какой-то принципиально иной, более правильной или "больше лучше", как это не получилось ни у советской, ни у имперской армий. Одно дело, когда речь идет о неких обязанностях в плане призыва на действительную службу, другое дело, когда кто-то надеется на что-то в связи с этим. Выдумывать себе надежду на то, что послужив в армии, "кавказцы" станут более пророссийскими или чуть больше начнут уважать Россию и русских категорически не стоит. Связано это с тем, что методы светского национального государства не работают в родо-племенном обществе исламского толка.

Методы из национального государства не работают в родо-племенном обществе

Мой личный опыт нахождения в кавказской информационной среде утвердил меня в мысли, что исламские народы Северного Кавказа не собираются отказываться от архаичности устройства своего общества, не собираются каким-либо образом меняться "на российский манер" (им больше нравится "арабский манер"). Их устраивает свое сегодняшнее особое положение в российском государстве и это психо-идеологическое состояние им выгодно, как ментально так и материально. Особый статус "тех кого нельзя трогать потому, что убьют-покалечат" и "все равно меня диаспора отмажет" - это то, что нужно "кавказскому" большинству.

Если уж что-то и способно серьезно повлиять на кавказские социумы так это продолжительный труд в сельском хозяйстве или на промышленном производстве.

Чем меньше в "кавказце" полуразбойника-полубандита-полувоина-полуспортсмена - тем лучше.

"Кавказец"-труженик - хорошо, "кавказец"-воин - плохо

Близость к оружию, жизнь по-военному образцу, ореол воина - все это потворствует той самой сложившейся у горских народов в конце 19-века, а это усложняет интеграционные процессы, изменяет русло общественных течений и влияет на вектор формирования смыслов. Только совместное проживание и совместный мирный, обыденный труд с русскими могут серьезно повлиять в лучшую сторону на сегодняшних "кавказцев", но именно это сегодня и не делается, а один-два года службы в армии ровным счетом ничего не меняют.

На данный момент, "кавказцы" очень хорошо осознают что они являются раздражающей социально-общественной проблемой в России, что государство идёт на поводу у их капризов и страшилок и пытаются по-максимуму выжать из этого дивиденды. Являясь, по-сути, хулиганами государственного масштаба, они научились отжимать "ништяки" посредством тактики запугивания и стратегии вечного недовольства. Особенно хорошо это получается у Чечни, которая является лидером общественного мнения на Северном Кавказе, которой тайно завидуют окружающие Чечню горские национальные республики и чье нарочито-демонстративное "купание в золоте" и "пацанское прокидывание Кремля" вселяет надежду на то, что так вольготно и по-горски получится жить у любого "кавказца".

"Кавказцам" в России все должны, все обязаны

Недовольство и обиженность регулярно и очень грамотно поддерживается в кавказской блогерской среде посредством ЖЖ и Facebook. Среди "кавказцев"-блогеров существует особый сорт писателей, которые поддерживают свой социум в напряженном состоянии. Есть люди, которые ежедневно, методично и целенаправленно "окучивают" эту тему, создают фейковые аккаунты, формируют мнимое общественное мнение, занимаются коллективной обработкой ума тех "кто сбился с пути истинного кавказца".

Конкретное общественное мнение и религия
в разы сильнее абстрактной государственной или национальной идеи

Любой отслуживший в армии, чуточку обрусевший, "кавказец" будет практически моментально перекован обратно в "правильного кавказца" под влиянием настроений в своей информационной среде. По этому, не надо надеяться на то, что новая российская армия, создаст новых "кавказцев" или, наконец-то, сделает из "кавказцев" имиджевых горцев.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама