THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

1. Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в старейшем своде законов - «Русской Правде». Этот документ создавался на протяжении XI-XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями.

2. В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родствен­ники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом - вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин.

3. В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного деления. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты - 12 гривен, а смерда или холопа - 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя пере­ходила по старшинству - старший в роду становился вели­ким князем.

4. «Русская Правда» регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.

5. Социальная организация общества восточных славян в начале IX в. отражает процесс складывания феодальных отношений. В основе их лежит собственность феодала на основное средство производства - землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-земледельцы платят им за пользование землей налог. Выделяются два основных класса - крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы.

Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей. Зависимое население состояло из:

ü закупов - разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем;

ü рядовичей - зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»);

ü изгоев - обедневших выходцев из общин;

ü холопов - зависимых людей, находившихся на положении рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине;

ü всего населения, работавшего в вотчине и зависимого от вотчинника, или челяди.

Класс феодалов составляла военно-княжеская знать - представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники.

6. В начале IX в. происходит объединение групп восточносла­вянских племен. В основе его лежали следующие причины:

ü экономическое развитие;

ü социальные процессы в период военной демократии;

ü развитие торговых связей;

ü общность языческих верований;

ü необходимость защиты от внешних нападений;

ü осуществление завоевательной политики.

Центрами объединения стали города Киев и Новгород. Удобно расположенные на торговом пути «из варягов в греки», они объединили две группы восточнославянских племен - северную и южную. В первую вошли славяне, кривичи и ряд несла­вянских племен. Во вторую - поляне, северяне, вятичи.

1. Великий киевский князь Ярослав (1019-1054), прозванный Мудрым, в отличие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вел с братом Святополком.

2. Правление Ярослава Мудрого - время расцвета Руси. На западном берегу Чудского озера был основан город Юрьев, киевляне ходили в Литву. Был заключен выгодный договор с Польшей, Русь оказала ей помощь в войне с Чехией. Дружескими стали отношения Руси со Швецией (Ярослав женился на дочери шведского короля). В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели жестокое поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили новые кочевники - половцы. В 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были отданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь поистине стала европейской державой, с ней считались Германия, Византия, Швеция, Польша и др. государства.

3. При Ярославе значительную роль в обществе стала играть церковь. В Киеве был воздвигнут величественный собор Святой Софии, который олицетворял мощь Руси. В середине 50-х годов XI в. под Киевом возник Печерский монастырь. По указанию Ярослава в 1039 г. на общем собрании русских епископов священник Илларион, вопреки Константинопольскому патриарху, был избран митрополитом Руси. Таким образом, русская церковь освобождалась от влияния Византии. В Киеве к концу правления Ярослава было построено уже около 400 храмов.

11. «Русская Правда» - первый письменный свод законов Древней Руси.

1. Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в старейшем своде законов - «Русской Правде». Этот документ создавался на протяжении XI-XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями.

2. В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом - вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин.

3. В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного деления. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты - 12 гривен, а смерда или холопа - 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству - старший в роду становился великим князем.

4. «Русская Правда» регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.

Тип урока: лабораторно-практическое занятие на основе групповой работы.

Цели урока: познакомить учащихся с Русской Правдой как с древнейшим письменным законом на Руси, а также как с ценнейшим историческим источником сведений о древнерусском обществе.

План урока:

1. Как и за что судили на Руси.

2. Древнерусское общество по Русской Правде.

3. Значение Русской Правды.

Понятия и термины: закон, право, гривны, холоп, закуп, изгой, «Русская Правда», личность в истории, Ярослав Мудрый.

Оборудование: тексты статей и заданий

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Вначале урока учитель актуализирует знания учащихся о процессе становления Древней Руси, формирования в ней признаков государства, а также вместе с учащимися формулирует тему урока, его цели и задачи.

Назовите признаки, характеризующие государство? Все ли признаки были сформированы к XI веку в нашем государстве? Какой отсутствует? А разве раньше не было законов? Что же такое закон? Для чего государству нужны законы? Какие своды законов из истории других государств нам уже известны? С законами, какой страны могли быть знакомы жители древней Руси?

II. Основная часть урока

Появление «Русской правды» - первого сборника законов, связано с правлением князя Ярослава, которого народ прозвал Мудрым.

Когда правил Ярослав? Оправдывает ли великий князь Ярослав Мудрый прозвище Мудрый?

Еще одним доказательством его мудрости стало создание «Русской Правды». Когда же она появилась на Руси?

Время создания нельзя определить точно, поскольку Правда дошла до нас лишь в позднейших списках.

В софийской летописи за 1019 год сказано, что «Ярослав отпуская Новгородцев из Киева, дал им правду и устав». По всей вероятности это идет речь о «Русской правде».

Таким образом, «Правда Ярослава» появилась приблизительно в 1016 г. первоначально она состояла из 17 ст., и была написана для новгородцев, позже закон будет принят и распространен по всей Руси. Сыновья Ярослава продолжат дело отца и дополнят Правду новыми статьями.

Как и за что судили на Руси по Русской Правде?

Перейдем к некоторым статьям.

Статья I: « Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца. Или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не сможет мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого».

К каким выводам вы пришли? (закон допускал кровную месть, но ограничивал кругом ближайших родственников, предлагает заменить месть штрафом. Т. е. месть постепенно изживается, а позже вообще будет закреплена, это свидетельствует об укреплении государства.)

Многие положения «Русской правды» достаточно современны.

Например, статья 2. «Если кто будет избит до крови или синяков и он не может за себя отомстить (обидчику), то получает за обиду 3 гривны и плату лекарю». (прямо таки возмещение морального и материального ущерба.)

Правда боролась и с ворами – за воровство – штраф, за разбой – продажа в рабство с семьей.

Она обязывает жителей самим заботится о порядке на территории общины. Вину в суде устанавливается показаниями видок – свидетель, есть и обвинитель – ябешник.

На суд по «Русской правде» мы попадем с помощью оживления картины художника Билибина «Суд во времена Русской Правды». (обратить внимание на текст героев, он поможет ответить на вопросы.)

1) Кто осуществляет суд?

2) Какие наказания предусматривает «Русская правда»

3) Справедлив ли такой суд?

Уже прослушав первые строки «Русской правды» вы обратили внимание на фразу «если убьет свободный свободного …» О чем она свидетельствует?

Сейчас мы перейдем к вопросу о древнерусском обществе, о свободных и не свободных, об их положении в обществе.

Лабораторная работа в группах.

Цель работы - анализируя отрывки из текста «Русской Правды» заполнить таблицу и иерархическую лестницу Древнерусского общества (исходя из размера штрафа за убийство).

На доске вопросы - общие для всех групп.

1. О какой группе населения идет речь в «Русской правде»?

2. Каковы особенности положения этой группы в древнем обществе?

3. Как оценивается жизнь члена каждой из этих групп?

На работу в группах – 7 минут, выступления -2-3 минуты. (см. приложение 1)

Таблица 1.

Название группы

Размер штрафа

Бояре, дружина

80 гривен

Люди

40 гривен

Смерды

5 гривен

Закупы

5 гривен

Холопы

5 гривен

Древнерусское общество по Русской Правде

Как можно объяснить неодинаковые суммы штрафов? Что было важнее для определения конкретного человека (должность или имущественное положение)? Перечислите: кто входил в категорию свободного поселенца? Чем они отличаются на ваш взгляд. Назовите группы зависимого поселения? Чем отличаются? Какие выводы можно сделать из вышесказанного.

III. Заключительная часть урока

Подведем итоги:

1. Что мы сегодня изучили на уроке?

2. К каким изменениям в государстве привело введение «Русской Правды «?

3. Каким представляется древнерусское общество по «Русской правде»?

4. Каково значение первого письменного закона на Руси? (Укрепляет государство, княжескую власть, свидетельствует о высоком уровне государства).

Домашнее задание: выучить §4 п.6 по учебнику, составить кроссворд «Жители Древнерусского государства».

Приложение 1.

№1 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 3. Если кто убьет княжеского мужа (княжеский слуга, дружинник, боярин), а члены верви убийцу не сыщут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый.

Ст. 12. За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен.

Ст. 86. Если же умрет боярин или дружинник, то их имущество не идет князю, но если не будет сыновей, то наследство получают их дочери.

№ 2 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 3. Если кто убьет людина, платит виру князю в 40 гривен.

Ст. 6. Если кто (из членов) не внесет свою долю в виру, таму люди не должны помогать, но он сам платит.

Ст.21. Если вервь начнет платить виру за убитого, (когда убийца не обнаружен) то ей предоставляется рассрочка.. Но если убийца находится в верви (и сам платит виру), то она должна помочь ему платить.

№3 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 71. Если смерд подвергнет муке (избиению) смерда, то заплатит 3 гривны князю и потерпевшему за муку 1 гривну.

Ст. 85. Если смерд умрет (не оставив сыновей), то наследство идет князю; если после него останутся дочери, то выделить им часть имущества.

Ст. 26. А за убийство смерда 5 гривен.

№ 4 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст.52. Если закуп убежит от господина, не расплатившись с ним за ссуду (купа-долг), то становится полным холопом (рабом). Если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, за это нельзя делать холопом, а следует дать ему суд. (Мог получить свободу, возвратив купу вдвое больше).

Ст.56. Если возьмет господин с закупа больше денег, чем условились, то излишне полученные деньги также вернуть закупу и заплатить ему за обиду 3 гривны.

Ст.57. Если господин побьет закупа за дело, то не отвечает за это, а побьет без повода, то должен заплатить столько, сколько платят свободному человеку.

№5 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст.42. Если ворами окажутся холопы ответчика, с которых князь продажи не взыскивает, потому что они не свободны, то ответчик должен заплатить потерпевшему двойную цену украденного.

Ст.84 . А за убийство холопа (раба) виры (штрафа) нет; но если он убит без вины (с его стороны), то убивший обязан заплатить его стоимость владельцу , а князю - 2 гривны продажи (т. к. убивший рассматривается на княжеском суде).

Ст.102. Холопство трех видов бывает: если кто купит свободного человека хотя бы за полгривны

Ст.103. А второе холопство: кто женится на рабыне (холопке) без договора с её господином, а женится с договором, то, как договорится, так пусть и будь.

Ст.104. А вот третье холопство: кто станет у господина слугой без договора, если же с договором, то, как срядится, так пусть и будет»

До крещения Руси князем Владимиром в Киевской Руси поклонялись языческим божествам. Поэтому, законы, согласно которых жило государство, являлись простыми обычаями, которые письменно нигде не были закреплены.

Крещение Руси стало предпосылкой к созданию и закреплению письменных законов. Князь Святополк, который правил после Владимира, настолько погряз в войнах и внутренних конфликтах, что просто не смог предпринять никаких попыток к созданию единого свода законов. Эту попытку предпринял Ярослав Мудрый.

Первым сводом законом стала «Русская правда» или «Правда Ярослава», созданная князем Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.). «Русская правда» состояла из 35-ти глав, которые регламентировали уголовный и гражданский кодекс. Историки датируют возникновение первого письменного закона 1016 годом.

В Киевской Руси убийства случались и до Ярослава лишь сильный мог отстоять свою правду, а вот наказания были прописаны в «Русской правде», где говорилось о кровной вражде, следствии по делам об убийствах и мера ответственности всех сторон, включая специальный пункт о том, кто и как должен был вести следствие по такого рода делам.

Кровная вражда подразумевала под собой возможность мести родственников за смерть родных.

Если же погибший насильственной смертью не имел родственников, то убийца должен был выплатить государству виру (штраф). Полный перечень вир был приведен в «правде Ярослава».

Так, за убийство знати (боярина) убийца должен был выплатить двойную виру (тиуну), которая составляла приблизительно 80 гривен. Убийство торговцев, воинов, земледельцев оценивалось в 40 гривен, а вот жизнь холопа оценивалась и того меньше – 6 гривен. Важно заметить то, что деньги были очень редкими на Руси, поэтому оплата 6 гривен равняется выигрышу 1 миллиона рублей в наши дни.

Законы Ярослава Мудрого были жесткими, но они защищали правду, граждан и несли истину. Кроме того, «Русская правда» защищала все сферы жизни и даже позволяла холопу стать свободным и выкупить собственную свободу у хозяина.

После Владимира Красное Солнышко в результате междоусобиц и борьбы за престол к власти пришёл один из его сыновей Ярослав, который стал для справедливым и умным правителем Ярославом Мудрым. Его управление страной и деятельность описываются в летописях разных государств. За время правления были заключены выгодные дружеские отношения со многими странами. С Русью считались все европейские державы. Князь начал создание первого сборника законов «Русская правда», который является отправной точкой для законодательной власти на Руси.

Предпосылки возникновения

Вместе с в народе устанавливались нормы и обычаи, то есть определённые правила поведения в общине, а также принуждение или наказание, как следствие неповиновения этим нормам. В результате крещения Руси, близких отношений с Византией и прочими государствами стали появляться противоречия между религией и устоявшимися народными обычаями, что привело к преобразованию норм в писанные законы. На съезде русских епископов в 1039 году по велению Ярослава Мудрого был избран митрополит Руси без согласия с Константинопольским патриархом, это стало важным посылом на пути к освобождению от влияния Константинополя Русской православной церкви. Так же причинами для составления письменных и упорядоченных законов стали расслоение общества, потому что в процессе перехода от родовой к соседской общине появилось такое понятие как частная собственность, потребность закрепить власть над сословиями и регулировать отношения внутри государства силой княжеского законодательства.

Основные тезисы «Русской Правды»

«Русская правда» содержит в себе две части, законы которых относятся к разным периодам времени. Первая часть — «Древнейшая правда» — составлена самим князем Ярославом, вторая — «Правда Ярославичей» — тремя братьями, его сыновьями.

Сам сборник «Русская правда» имеет казуальную систему строения, это когда законодатель пытается предусмотреть и описать возможные жизненные ситуации. В сборнике всегда приводились указания на принадлежность человека к какому-либо общественному положению. Население по закону было разделено на такие социальные категории:

Дружина;

Духовенство;

Сельчане и горожане (купцы, ремесленники, закупы)

Князь же занимал особое место, самое высокое положение.

Большая часть законов предусматривала защиту частной собственности, порядок наследования, по обязательствам и договорам. Договора в «Русской правде» разделялись на виды:

Купля-продажа;

Займы (бытовой заём и заём с закладом);

Хранение поклажи (считается безвозмездной услугой);

Личный наём (наём слуг).

В сборнике «Русская правда» за договора и обязательства накладывается ответственность, и в случае нарушения налагаются вира (штраф) и возмещение убытка. Например, укравший коня обязуется возвратить его и уплатить 3 гривны виры.

К тяжёлым преступлениям относят причинение телесного повреждения, оскорбление действием (удар тупым предметом, ладонью, ножнами, то есть оскорбление ударом, но не повредив человека), убийство. В таких ситуациях преступник обязуется уплатить виру и пострадавшему, и в княжескую казну. Были определены два возможных умысла: прямой (нападение, разбойничество) или косвенный (например, в драке или при самообороне). Наивысшая степень наказания – выдворение из общины как самого преступника, так и членов семьи, изъятие движимого имущества, порабощение. «Русская правда» не признавала смертную казнь. Тем не менее, иногда смертная казнь применялась. К таким жёстким мерам прибегали в наказание за противогосударственные дела (шайки разбойников, восстания). Но Ярослав Мудрый всеми силами пытается устранить смертную казнь, которая является следствием кровной мести на Руси. Здесь своё влияние оказала и православная церковь, выступавшая за отмену казни. В те времена суду на Руси были свойственны:

Состязательность сторон;

Относительное равенство сторон;

Активное участие при разбирательстве дела.

Началом для проведения судебного разбирательства служили жалоба истца или поимка правонарушителя во время преступления. Суд по законам «Русской правды» осуществлялся в три этапа:

Заклич (публичное сообщение о преступлении);

Свод (трёхдневный срок, в который ведут опрос свидетелей и поиск доказательств);

Гонение следа или поиск преступника (в том случае, если он не был обнаружен ранее).

Церковные законы

Кроме «Русской правды» многие сферы жизни Руси были подвластны церковным законам. Именно при правлении Ярослава Мудрого стали чётко определены права церкви, которые регулировали три пункта:

Семейно-брачные отношения;

Преступления против церкви, отступничество от веры;

Нарушения, совершённые служителями церкви.

В церковном суде на провинившегося накладывалась епитимья (длительные молитвы, земные поклоны или пост).

Значение для Руси

Благодаря созданию первого сборника законов «Русская правда» Киевская Русь была приведена к порядку, были урегулированы взаимоотношения между различными категориями населения и укреплена княжеская власть, что явилось благополучным и своевременным этапом в истории , послужило важным преобразованием для дальнейшего развития общественной и государственной жизни.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама