THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
  • Характеристика конструкции
  • Редуктор понижающий (ходоуменьшитель)
  • Шестерни: некоторые свойства
  • Мотоблочный угловой редуктор
  • Шестеренчатый редуктор: нюансы

Помимо основных устройств, нужных в хозяйстве, и произведения различных работ, есть такие, применение которых совершенствует, облегчает использование основных механизмов. Они также увеличивают их функциональность и экономность. К ним относится самодельный редуктор, который можно собрать из подручных запчастей.

Схема устройства и работы редуктора: a — газ не идет через редуктор; б — газ проходит через редуктор, 1 — штуцер, 2, 3 — манометр, 4, 8 — пружины, 5 — клапан, 7 — мембрана, 9 — винт, 10 — камера, 11 — клапан.

Характеристика конструкции

Редуктором является конструкция из всевозможных шестерней, валов, передаточных цепей, которая уменьшает вращение выходного вала и повышает его крутящий момент.

  • из шестерней;
  • червячный;
  • комбинация двух первых;
  • одно- и многоступенчатый.

Вот некоторые материалы и инструменты, которые понадобятся, всех их перечислить невозможно, поскольку работы могут выполняться разнообразными их видами:

  • отвертки, гаечные ключи различных форм и размеров;
  • линейка, штангенциркуль;
  • сверла, надфили;
  • плоскогубцы;
  • прокладки из резины;
  • молоток, тиски;
  • болты, шайбы, подшипники, обрезки труб, шкивы, шестерни, валы;
  • стальные листы или каркас от старого редуктора;
  • аппарат самостоятельной сварки (инвертор).

Вернуться к оглавлению

Редуктор понижающий (ходоуменьшитель)

Первый его элемент — это корпус, от него зависит расположение и взаимодействие всех деталей внутри. Оси и валы, шестеренки, опорные подшипники, гнезда под них — это его конструкция. Чугунные литые или алюминиевые сплавы используются для промышленных образцов. Для самостоятельной его сборки потребуется либо старый каркас, а можно сварить его из стали. При сварочных работах надо учесть, что металл деформируется, уменьшаться, поэтому оставляют немного припуск для обработки основных посадочных гнезд.

Для корпуса берут и водопроводный угольник на 2 дюйма. Шестерни берут из старых неработающих бензопил, шкивы — от стиральной машинки.

Существует еще один вариант сборки. Работы по расточке не делаются, он сваривается полностью, а в качестве гнезд под подшипники берут отрезки труб. Они выставляются так, как нужно, и затем крепятся сваркой, болтами.

Часть сверху делается съемной, снизу оборудуется отверстие, чтобы сливать старое масло.

Осевые валы оборудуются шестеренками. Часто в одноступенчатой конструкции используют только первые, а посадка осуществляется в натяг, шпицами, шпонкой. При таком устройстве шестерни двигаются с валами. Ось используется при наличии промежуточной шестеренки, делающей направление валов одинаковым. Она свободно крутится по оси с минимумом зазора. От смещения в стороны предохраняют бортиками, шайбами. Валы делают из стали 10-45, с хорошей способностью к обработке.

Подшипники — это опоры. Именно они принимают всю нагрузку при движении внутри прибора. От них зависит функционирование и эффективность. Для самодельного устройства подходят закрытого типа, они требуют минимального ухода, их смазывают смазкой. Конструкция их зависит от возникающих усилий. Если в приборе есть прямозубые шестеренки, то подойдут одно- или двурядные простые шариковые. При косозубом или червячном механизме рекомендуют ставить роликовые, упорно-радиальные, поскольку нагрузка больше.

Вернуться к оглавлению

Шестерни: некоторые свойства

Они обеспечивают зацепление и изменяют вращение на выходном валу. Изготавливаются они специальными инструментами по металлу, лучше взять их со старых приборов. От их параметров и зависят зазоры меж валами и комплектация каркаса.

Между ними необходимо тщательно отрегулировать зазор, это даст стойкость к нагрузкам и снизит шумность прибора. Смазка осуществляется жидким обычным маслом, его заливают до уровня покрытия им нижней шестерни.

Выходы оформляются сальниковыми прокладками, это исключит утечку масла, они обычно фиксируются в крышках подшипников.

В устройстве используют предохранительную муфту и крышки для подшипников. Первая позволяет избежать разрушения внутренностей прибора от большой нагрузки. Вторые бывают глухие и сквозные.

Идея как сделать самодельный редуктор для мотоблока, взята из журнала «Моделист-конструктор», конструкция агрегата была переработана в соответствии со следующими требованиями: из конструкции трансмиссии исключить цепную передачу, обеспечить как можно более низкий центр тяжести. Так как необходимый редуктор отсутствовал трансмиссия была изготовлена из запчастей шестеренок к двигателю мотороллера «Электрон».

Мотоблок: 1 – двигатель; 2 – кожух; 3 – бензобак; 4 – катушка зажигания; 5 – коммутатор; 6 – шпилька фиксации угла наклона рабочего органа (на виде сверху условно не показана); 7 – болт М16; 8 – ось крепления рабочего органа; 9 – рабочий орган (плуг); 10 – держатель; 11 – рама; 12 – водило с ручками управления; 13 – колесо с грунтозацепами.

Делаем самодельный редуктор для мотоблока

Чтобы сделать самодельный редуктор для мотоблока были взяты детали от двигателя В-150 М: картер, шестеренки, цепные звездочки, а также дополнительный вал КП. Картер необходимо распилить на две половины и извлечь из него кикстартер, механизм переключения скоростей и кривошипную камеру. В месте выхода кикстартера требуется установить заглушку и заварить ее при помощи аргонной сварки.



В левую половину картера устанавливаем подшипниковую буксу правого ходового колеса мотоблока. В качестве буксы используется запасной картер такого же двигателя.

В качестве левой крышки также используется деталь картера двигателя В-150 М, которую дополняют одной деталью - дюралюминиевой втулкой. Втулка запрессована в кривошипную камеру и имеет отверстие, соответствующее диаметру хвостовика выходного вала двигателя.

Ходовая часть мотоблока


  • 1 – правое колесо;
  • 2 – левое колесо;
  • 3 – шестерня первой передачи;
  • 4 – ведущий вал;
  • 5- редуктор;
  • 6 – ведущая шестерня;
  • 7 – втулка;
  • 8 – стопорный винт;
  • 9 – корпус ведущего вала;
  • 10 – фланец букса;
  • 11 – гайка и болт М8;
  • 12 – шлицевая втулка;
  • 13 – вал;
  • 14 – гайки М14;
  • 15 – шайба;
  • 16 – сальник;
  • 17,18 – подшипники;
  • 19 – двигатель.

Ведущий вал мотоблока


  • 1,2 – консольные части вала (из вторичных валов передач В-150 М);
  • 3 – зубчатое колесо (из шестерни первой передачи В-150М);
  • 4 – передняя часть вала (пруток d22 мм);
  • 5 – срезаемый буртик.

Двигатель и редуктор фиксируются друг относительно друга посредством винта М10.

Как сделать самодельный мотоблок с редуктором от муравья

Цепной редуктор с двумя ступенями предназначается для снижения скорости вращения и повышения крутящего момента, передаваемого от выходного вала силового агрегата мотоблока на колеса или фрезы.

Чертеж цепного редуктора

1 - корпус из швеллера № 20); 2 - крышка из ст. листа s5); 3 - прокладка из маслобензостойкой техпластины) 4 - ведущая звездочка второй ступени (z = 11, t= 19,05); 5-шпонка; 6 - подшипник 206 (2 шт.); 7- компенсационная втулка; 8 - вал; 9 - гайка М22х1,5 с пружинной шайбой; 10 - сальник; 11 -дистанционная втулка со шпоночным пазом; 12-эксцентриковый корпус подшипника (СтЗ, 2 шт.); 13 - винт М8 с пружинной шайбой (30 шт.);

14 - ведомая звездочка второй ступени (z = 25, t = 19,05); 15- подшипник 3008 (2 шт.); 16 - корпус подшипника; 17 - уплотняющая втулка; 18 - левая полуось; 19-пробка сливного отверстия масла (винт М10); 20 - дно корпуса из ст. листа s4); 21 - пробка заливного отверстия масла (винт Ml0); 22,23 - сальники (по 2 шт.); 24 - правая полуось; 25 - фиксирующие винты М6 (8 шт.); 26 - болт М8; 27 - цепь t = 19,05; 28 - ведомая звездочка первой ступени (z = 57, t = 12,7); 29 - дистанционная втулка

Первая ступень редуктора включает две звездочки, имеющие17 и 57 зубьев соответственно с шагом 12,75 мм. Ведущая звездочка с 17 зубьями сидит на выходном валу силового агрегата, ведомая сидит на наружном фланце первичного вала второй ступени.

Вторая ступень редуктора усилена и выполнена с ведущей звездочкой на 11 зубьев и ведомой звездочкой на 25, шаг зубьев 19,05 мм. Поскольку в процессе работы мотоблока вторая ступень расположена близко к обрабатываемой почве, то она защищается от пыли закрытым картером, который непосредственно соединен сваркой с поперечинами, ас лонжеронами картер соединен сваркой через стальные проставки.

Между картером и поперечиной для надежности приварен подкос. Картер сварной из двух швеллеров № 2 с полками,которые уменьшены по длине до 35 мм. В нижних частях стенки швеллеров имеют форму полукруга, вместо срезанных полок приварено дно из стального листа 4 мм, который выгнут по стенкам швеллеров в форме полу цилиндра. Сверху картер закрыт крышкой с прокладкой из маслобензостойкой техпластины.


В обеих стенках сделаны два соосных отверстия d = 100 мм под корпуса подшипников. Вокруг каждого из них выполнено равномерно шесть других резьбовых отверстий с резьбой М8, назначением которых является скрепление корпусов с картером. У нижних подшипников полуосей корпуса обычные, у верхних подшипников вала корпуса эксцентриковые. Путем поворота их вокруг оси минимум на 15° ступенчато регулируется натяжение цепи второй ступени редуктора.

Вал второй ступени редуктора установлен в двух шариковых подшипниках 206. Посредством двух распорных втулок ведущая звездочка зафиксирована ровно посередине между внутренними стенками картера и соединена с валом посредством призматической шпонки. На центрирующей бобышке правой полуоси сидит большая ведомая звездочка, закрепленная шестью болтами М8 между встречными фланцами полуосей. Нижняя часть большой ведомой звездочки и часть цепи постоянно погружены в масло.

Движущаяся цепь при работающем двигателе мотоблока переносит масло в верхнюю часть картера - таким образом организуется смазка трущихся деталей второй ступени. Для предотвращения утечки масла предусмотрены сальниковые уплотнители в корпусах подшипников. Жестким фланцевым соединением полуосей образуется единый вал, установленный в двух шарикоподшипниках 308.

Сделать редуктор для мотоблока своими руками – задача сложная и в то же время интересная. Это один из важных механизмов, без которого немыслима работа садовой техники с использованием мотоблока. Его главная задача – уменьшить обороты приводного вала и одновременно увеличить или уменьшить крутящий момент на привод.

Купить передающий механизм на свой мотоблок можно в специализированном магазине, но разумнее собрать редуктор своими руками, с учетом всех технических характеристик двигателя. Это будет лучшим вариантом, поскольку при конструировании механизма под конкретную силовую установку делается индивидуальный расчет, что позволит упростить задачу сопряжения его с двигателем.

Приступая к изготовлению редуктора, необходимо уточнить, какой тип механизма предпочтительнее для вашего мотоблока. Это зависит не только от мощности двигателя, но и от схемы его расположения, а также от уровня сложности поставленных задач.


Типы редукторов

Конструкция любого преобразующего устройства для мотоблока (редуктора) состоит из набора передающих движение валов или зубчатых колес разного диаметра, заключенных в прочный корпус.

Преобразующие устройства делятся на несколько видов по типу передачи:

  • цепной;
  • ременной;
  • шестеренчатый;
  • червячный (шестеренчато-червячный);
  • комбинированные системы.

Для редукторов цепного типа передача вращения обеспечивается с использованием цепи и разновеликими звездочками, которые устанавливаются на вращательных валах. Принцип работы ременного механизма схож с цепным, но вместо звездочек и цепи используются шкивы и ремень.

Внутри корпуса шестеренчатого редуктора размещаются валы с насаженными на них шестернями, имеющими прямые или косые зубья. Шестерни передают вращение от двигателя к движущимся деталям. Конические шестерни используются в угловых механизмах для тяжелых мотоблоков.

Типы механизмов

По способу работы и действию все преобразующие механизмы для мотоблоков делятся на несколько типов:

  • угловой;
  • понижающий;
  • реверсивный с задней скоростью (реверс-редуктор заднего хода);

Для перенаправления вращательной энергии от вертикального привода в горизонтальную плоскость используется угловой редуктор с использованием конических шестерней (конический редуктор).

Снижение количества оборотов и увеличения мощности приводного механизма обеспечивают понижающие шестеренчатые редукторы, или . Они считаются наиболее надежными для работы дизельного или бензинового мотоблока, имеющего воздушное охлаждение. Это позволяет использовать их для особо тяжелых работ – например, для вспашки тяжелого грунта или сбора урожая картофеля с помощью картофелекопалки.

Как сделать самодельный редуктор для мотоблока

Для самостоятельной сборки преобразующего устройства на мотоблок необходимо запастись следующими инструментами:

  • штангенциркуль и металлическая линейка;
  • набор отверток разного размера, в том числе и косая;
  • пассатижи и кусачки;
  • пила по металлу;
  • электродрель с набором сверл по металлу;
  • тиски;
  • молотки – большой и маленький;
  • резиновые прокладки.

Если вы решили самостоятельно собрать редуктор для своего мотоблока, обязательно проведите приблизительный расчет. Это поможет определить, как минимум, передаточное число и тип преобразующего устройства, который вам нужен.

Также с помощью предварительных расчетов вы сможете оценить габариты будущего передаточного устройства.

Чтобы сделать правильный расчет, определитесь с параметрами вашего двигателя. Для расчетов необходимо уточнить несколько данных:

  1. Число оборотов коленвала двигателя. Однако эта величина не является постоянной: стоит «прибавить газ», и она значительно увеличится. Поэтому расчеты основываются на базе – количество холостых оборотов плюс 10%.
  2. Расчетное число оборотов для оси подвески. Оно высчитывается с учетом диаметра колес для определения выбега за один полный оборот. На основе этого можно посчитать, с какой скоростью должна вращаться ось, чтобы обеспечить максимально комфортную скорость движения мотоблока. Это в среднем от 3 до 5 км/час.

Рассмотрим простой пример: мощность двигателя на холостом ходу с учетом увеличения на 10% составляет 600 оборотов/мин, а для обеспечения скорости 3 км/час требуется скорость вращения 200 об/мин. Следовательно, расчетное передаточное отношение редуктора составляет 3:1. Иными словами, для уменьшения скорости вращения оси в три раза, чтобы обеспечить скорость движения 3 км в час, в три раза увеличивается крутящий момент.

Пошаговая инструкция по сборке цепного редуктора

При наличии определенных навыков можно сделать редуктор любого типа своими руками, но проще всего собрать малогабаритный механизм с цепной передачей. Материалы для него легче найти, они надежны в работе.


Чтобы изготовить самодельный цепной механизм, запаситесь следующими запчастями и материалами:

  • звездочки с необходимым количеством зубьев;
  • ведомый вал;
  • цилиндрические и эксцентриковые подшипники;
  • защитный кожух;
  • крепежные детали для соединения частей кожуха;
  • цепи с необходимым количеством звеньев.

При сборке редуктора любой конструкции нельзя заменять подшипники втулками. Перекосы между ведущей и ведомой частями недопустимы.

В качестве защитного кожуха можно использовать старый корпус коробки передач подходящего размера, просверлив в нем отверстия для крепления.

  • Изготовление самодельного редуктора для мотоблока начинается с закрепления на выходном вале двигателя ведущей звездочки. Для ее фиксации можно использовать шпонку или фланец. В зависимости от конструкции выходного вала, может быть применена даже точечная сварка.
  • Ведомый вал следует выточить на станке. Звездочку на нем фиксируют так же, как и на ведущем вале.
  • Более надежный способ – изготовить вал из двух полуосей, на концах которых вытачиваются фланцы. Ведомую звездочку закрепляют между ними, скрепляя всю конструкцию болтами. В этом варианте звездочка второй ступени будет закреплена более точно и надежно.
  • Чтобы защитить механизм редуктора от грязи и механических повреждений, его помещают в защитный корпус, который служит также резервуаром, содержащим жидкую смазку для движущихся деталей.
  • В защитном корпусе (картере) просверливаются гнезда для установки опорных подшипников. Ведомый вал устанавливается на цилиндрических подшипниках, а ведущий – на эксцентриках. Меняя, в силу своих конструктивных особенностей, положение в посадочном гнезде в радиусе 15°, эксцентриковый подшипник меняет и положение ведущего вала, регулируя таким образом натяжение цепи.

Необходимо, чтобы зубья звездочки, закрепленной на ведомом вале, были погружены в смазочное масло. При вращении вала происходит равномерная смазка всех узлов цепного редуктора.

  • Для обеспечения герметичности картера по линии разъема и в местах посадки подшипников устанавливаются сальники и герметизирующие прокладки. Если не подходят стандартные прокладки, то можно использовать специальный малостойкий герметик.

Если расчет передаточного числа сделан правильно, то редуктор, аккуратно собранный с учетом всех конструктивных особенностей вашего мотоблока, обеспечит бесперебойную работу механизмов ничуть не хуже, чем его промышленные аналоги.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к понижающим редукторам. Понижающий редуктор содержит быстроходный и тихоходный валы и эксцентрики, попарно сориентированные между собой оппозитно их эксцентриситетами и жестко насаженные на быстроходный вал. Эксцентрики введены во взаимодействие с тихоходным валом через двуплечие рычаги, шарнирно установленные в корпусе. Ведущие плечи этих рычагов выполнены с пазами, охватывающими каждый свой из спаренных эксцентриков, а ведомые плечи введены во взаимодействие с тихоходным валом за счет промежуточных звеньев. Достигается расширение функциональных возможностей. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

1. Понижающий редуктор

Изобретение относится к области механики, точнее к устройствам, передающим вращательное движение от источника энергии к исполнительному механизму с изменением числа оборотов в сторону значительного понижения.

Проще говоря, здесь речь пойдет о компактном понижающем редукторе с большим передаточным числом.

2. Уровень техники

Существует множество конструктивных решений устройств типа редуктор. Редукторы в большинстве понижают числа оборотов выходного вала по отношению к числам оборотов вала приводного. При этом они дают значительный выигрыш в крутящем моменте на выходном валу. В основном, редукторы состоят из системы зубчатых колес, насаженных на валы, остановленные в подшипниках корпуса. Степень понижения числа оборотов вала на выходе из редуктора по сравнению с числом оборотов приводного вала, то есть на входе в редуктор, называется передаточным числом.

Для ступеней редукторов, в зависимости от видов зацеплений, характерны такие, примерно, передаточные числа: - для пар зубчатых колес - 6…8, то есть степень понижения исходных чисел оборотов ведущего вала по отношению к числам оборотов вала ведомого.

Для пар червяк-червячное колесо - 50. При необходимости понижения исходных чисел оборотов в гораздо большее число раз применяют несколько ступеней различных видов с участием нескольких валов.

Вниманию предлагается вид передачи (редуктора).

Большой выбор видов редукторов представлен в атласе конструкций «Детали машин «, издание 3-е, Переработанное и дополненное, под редакцией д-ра техн. наук, проф. Д.Н. Решетова. М.:Машиностроение, 1968 г., стр. 360.

Ни здесь, ни в других доступных источниках не обнаружено ничего подобного, похожего по признакам, на предлагаемое техническое решение в части связей сопряженных друг с другом валов.

3. Раскрытие сущности предложения

На фиг. 1 и 2 редуктор изображен полусхематично, так как он простой. Согласно этим фиг. в цилиндрических углублениях корпуса 1 установлены два вильчатых двуплечих рычага - диска 2 и 3, своими вилками ориентированными навстречу друг другу и собранными внахлест. Рычаги охватывают своими вилками каждой свой эксцентрик 4 и 5, сидящий на валу. Посредством вкладышей 6 (для повышения износостойкости). Эксцентрики жестко насажены на быстроходный вал 7, опирающийся, здесь, на подшипники 8 и 9. Противоположные вилкам стороны рычагов - дисков 2 и 3 - у периферии снабжены цилиндрическими отверстиями с прорезями. В эти отверстия вставлены и подпружинены к рычагам 2 и 3 промежуточные звенья - храповые собачки 10 и 11. Такова подсборка корпуса. Вал выполнен заодно с пустотелым цилиндрическим стаканом 13, внутренняя рабочая поверхность «в» которого снабжена, к примеру, храповым венцом. С этим венцом введены во взаимодействие храповые собачки 10 и подсборки корпуса. На вал напрессованы подшипники 14, которыми этот вал вставлен в крышку 15 редуктора. Так образована подсборка крышки редуктора. Обе подсборки собирают и скрепляют, как на фиг. 1.

Привалочные поверхности могут быть предусмотрены как с боков, так и с торцов общего корпуса. Также и крепежные отверстия могут предусматриваться в любом месте с боков корпуса (не показаны).

Работа понижающего редуктора данного варианта исполнения сводится к следующему.

При вращении вала 7 эксцентрики 4 и 5 поворачивают вильчатые рычаги-диски 2 и 3 через вкладыши 6 в противопоположные стороны. При этом, к примеру, если верхний диск 2 поворачивается под действием эксцентрика, действующего через вкладыш 6 на вилку этого рычага, по стрелке «б», то верхняя - храповая собачка 11 поворачивает стакан 13, а значит и сам вал, тоже по стрелке «б». (фиг. 2)

При этом другой диск 3 поворачивается по стрелке «г«, проскальзывая своей храповой собачкой 10 относительно внутренней поверхности «в» стакана. Вращаясь далее, вал 7 поворачивает эксцентриками 4 и 5 диски 2 и 3 по-прежнему в противоположные стороны. Но теперь нижняя храповая собачка 10 диска 3 увлекает стакан 13, а с ним и вал к вращению против стрелки «г», то есть в сторону стрелки «б». Таким образом, вращение быстроходного вала вызывает вращение тихоходного вала равномерно, в ту же сторону, но с понижением исходного числа оборотов во столько раз, сколько зубьев насечки на внутренней поверхности стакана, а эксцентриситеты эксцентриков равны половине величин шагов между соседними зубьями насечки стакана 13.

К примеру, если на внутренней поверхности стакана 13 выполнено 200 зубьев с шагом 2 мм, то длина окружности рабочей поверхности стакана составит 200×2=400 мм, и для поворота тихоходного вала на 360° необходимы два срощенных эксцентрика с эксцентриситетами примерно в 1,0 мм, тогда передаточное число механизма равно 25.

При необходимости создать устройства с большими передаточными числами следует увеличить диаметр рабочей поверхности стакана. При этом можно увеличить число зубьев на внутренней поверхности стакана, а также увеличивается пространство для размещения рычагов, улучшаются условия для этого и выбора оптимальных длин их плеч.

Возможен иной вариант исполнения этого редуктора, но построенного по тому же принципу. Так, согласно фиг. 3 и 4, быстроходным валом может являться вал 7 самого электродвигателя или иного источника. Тихоходный же вал устанавливается в подшипниках корпуса 1. На быстроходном валу 7 закреплены те же спаренные эксцентрики 4 или 5 с оппозитным (то есть с противоположным) расположением их своими эксцентриситетами. Эксцентрики охвачены «камнями» 6для повышения износостойкости их. Каждый эксцентрик 4 или 5 со своим камнем 6 введен в вильчатый или закрытый паз собственного двуплечего рычага 2 или 3. Вторые плечи этих рычагов 2 или 3 выполнены с отверстиями (как и в первом варианте исполнения, правда, там отверстия были вскрыты пазами, а здесь плечи кольцеобразные). Этими вторыми плечами рычаги 2 или 3 взаимодействуют (как и в первом варианте исполнения) с тихоходным валом 13, тоже за счет промежуточных звеньев - здесь роликов 17, а не храповых собачек, с подпружиниванием этих звеньев (роликов), как и в первом варианте исполнения, каждого из своего комплекта, между своим вильчатым рычагом и тихоходным валом Эти подпружиненные ролики 17 погруппно помещены в гнезда тихоходного вала 13 с охватом их другими, но кольцеобразными плечами рычагов 2 или 3 с образованием обгонных муфт (здесь тихоходный вал 13 и внутренние фигурные части обгонных муфт выполнены как одно целое или соединены шпонкой). Работа редуктора этого варианта исполнения сводится к следующему.

При вращении вала 7 электродвигателя один из эксцентриков 4 или 5 с собственным камнем 6 поворачивает вилку внешнего двуплечего рычага 2, к примеру, по стрелке «а» за счет клинящего действия роликов 17 своей муфты одностороннего хода. Тогда тихоходный вал 13 поворачивается в ту же сторону.

В это время вилка 3 внутреннего рычага, поворачиваясь против стрелки «а», то есть по стрелке «в«, совершает холостой ход, так как клинящие свойства муфт здесь противоположны. Затем вилка 9 внутреннего рычага, поворачиваясь по стрелке «А», увлекает к повороту тихоходный вал, тоже по стрелке «а».

Таким образом, двуплечие рычаги 2 и 3 под действием своих эксцентриков, противоположно сориентированных, совершают ножницеобразные движения и равномерно поворачивают тихоходный вал в одну и ту же сторону.

Следует иметь в виду, что этот второй вариант исполнения редуктора может обеспечить увеличение крутящего момента на тихоходном валу. Так, из масштабной прорисовки фиг. 4 следует, что выигрыш в моменте на выходе из редуктора по отношению к моменту на входе находится из соотношения 1 длины плеча вильчатого рычага и радиуса выходного вала, т.е. 63:11, примерно 6. Это значит, что, если правое плечо «l» длиной 63мм, совершает по дуге путь, равный двойному эксцентриситету, то есть 6 мм, за целый оборот быстроходного вала, то точка принадлежащая поверхности тихоходного вала, лежащая на поверхности радиуса в 11 мм, проходит путь, равный 6:3=2 мм, то есть 69/2=34,5 оборота тихоходного вала, при длине окружности его 2×3,14×11=69 мм.. Это и есть передаточное число редуктора.

Наконец, устройство может быть упрощено в части кинематической связи двуплечих рычагов с рабочей поверхностью стакана, а значит и тихоходного вала.

На фиг. 5 представлен вариант исполнения, где ведущие рычаги выполнены не в виде дисков (хотя могут быть и дисковыми), а в виде рычагов, шарнирно закрепленных на осях 16. Промежуточными звеньями здесь являются эксцентрики 18, подпружиненные к рабочей поверхности стакана, то есть к тихоходному валу.

Здесь, при холостом ходе двуплечего рычага 2 вправо, по стрелке «А», подпружиненный эксцентрик 18 проскальзывает относительно рабочей поверхности стакана 13. При обратном же ходе, он увлекает за собой стакан за счет заклинивающего действия в точке «в», а значит и сам тихоходный вал, приводя его во вращение.

Следует отметить, что здесь представлены упрощенные варианты исполнения устройств такого вида. В более сложных случаях возможно изготовление редуктора не с двумя двуплечими рычагами и с двумя спаренными эксцентриками, а с группой двуплечих рычагов и с соответствующим количеством спаренных эксцентриков, расположенных погруппно, на одном валу, но в разных параллельных плоскостях, последовательно включающихся в работу по вращению общего, теперь уже вытянутого стакана. Здесь будут достигнуты лучшие силовые показатели и лучшая сбалансированность работы механизма.

4. Ожидаемая технико-экономическая эффективность

Предлагаемый понижающий редуктор может быть использован как средство, позволяющее значительно снизить число оборотов тихоходного вала какого-либо устройства типа «редуктор« (в 300…500 и более раз), при этом позволяющее в какой-то мере увеличить вращающий момент на выходном валу по крайней мере в 10…30 раз) при необходимости. Кроме того, оно позволяет вращать тихоходный вал не равномерно, а импульсно, с вибрацией. Для этого нужно всего лишь выполнить эксцентрики пар с различной величиной эксцентриситетов или сделать их с регулируемыми эксцентриситетами, (если потребуется). Здесь тихоходный вал будет вращаться с подергиванием, импульсно. Это можно выгодно использовать в минибетономешалках, транспортерах, при работах с материалами, подверженными слипаемости., и др.

Нельзя сбрасывать со щитов простоту устройств, звенья которых не требуют при изготовлении сложного оборудования, как, например, при изготовлении червячных или зубчатых передач. Варьируя длину плеч рычагов и величину эксцентриситетов, мы изменяем передаточное число редукторов.

Вниманию предлагаются виды редукторов, обеспечивающих многократное понижение исходных чисел оборотов. Сопоставим в части видов звеньев оба варианта исполнения редукторов с данными таблицы.

1. Понижающий редуктор, содержащий по меньшей мере быстроходный и тихоходный валы, установленные в подшипниках и кинематически связанные друг с другом, на быстроходном валу жестко закреплена по меньшей мере пара эксцентриков, противоположно направленных своими эксцентриситетами и охваченных каждый вилкой одного из плеч двуплечих рычагов, вторые же плечи этих рычагов введены во взаимодействие с тихоходным валом через промежуточные звенья, отличающийся тем, что кинематическая связь валов заключается в том, что подшипник одного вала установлен в торце другого, тихоходный вал выполнен заодно с пустотелым стаканом с внутренней рабочей цилиндрической поверхностью, двуплечие рычаги введены вовнутрь стакана, шарнирно установлены в корпусе и взаимодействуют со стаканом посредством промежуточных звеньев.

2. Редуктор по п. 1, отличающийся тем, что промежуточные звенья, взаимодействующие с тихоходным валом, выполнены в виде храповых собачек, подпружиненных к рычагам.

3. Редуктор по п. 1, отличающийся тем, что промежуточные звенья, взаимодействующие с тихоходным валом, выполнены в виде эксцентриков, подпружиненных к рабочей поверхности стакана.

4. Редуктор по п. 1, отличающийся тем, что рабочая поверхность стакана выполнена с насечками.

5. Редуктор по п. 1, отличающийся тем, что эксцентрики снабжены вкладышами, надетыми на них и установленными между эксцентриками и вилками.

6. Редуктор по п. 1, отличающийся тем, что шарнирность двуплечих рычагов обеспечена их установкой на осях.

Любой хозяин способен сконструировать не только ходовую часть, но и различные типы редукторов для мотоблока своими руками. Помимо этого, проявив смекалку, можно самостоятельно сконструировать практически любое навесное спецоборудование для расширения функциональных возможностей этого агрегата.

Мотоблок предназначен для облегчения работ, связанных с обработкой небольших по площади земельных участков.

Мотоблок является незаменимым агрегатом, позволяющим облегчить обрабатывание небольших по площади земельных участков. Этот агрегат, помимо обработки земли, можно применять при осуществлении транспортировки небольших грузов на небольшие расстояния. Основным техпараметром, способным охарактеризовать работоспособность агрегата, является мощность силовой установки. Существует два типа мотоблоков:

  • легкие, с силовой установкой мощностью до 5 л. с.;
  • тяжелые, имеющие мощность силовой установки до 10 лошадиных сил.

В зависимости от способа крепления навесного оборудования эти агрегаты делят на:

  • мотокультиваторы;
  • колесные мотоблоки.

Отличаются они тем, что на мотокультиваторе крепление оборудования осуществляется на ведущей оси, а на колесном мотоблоке для этой цели предусмотрено наличие специального кронштейна.

Назначение и типы редукторов

Одним из важнейших конструктивных элементов агрегата является редуктор.

Задачей этого устройства является обеспечение передачи мощности и крутящего момента от вала двигательной установки на рабочий навесной инструмент или колеса агрегата.

Главной частью мотоблока является редуктор.

Благодаря конструкции редуктора происходит не только передача мощности и крутящего момента, но и усиление его с одновременным снижением количества оборотов ведомого вала.

По конструктивному исполнению редуктор на мотоблок может быть выполнен в нескольких разновидностях. Основными разновидностями являются следующие:

  • шестеренчатые;
  • шестеренчато-червячные;
  • цепные;
  • ременные.

Шестеренчатый редуктор представляет корпус с размещенными в нем валами, на которые насажены конические и цилиндрические шестерни. Такие редукторы могут быть прямыми и угловыми.

Шестеренчато-червячные редукторы применяются при вертикальном размещении коленчатого вала силового агрегата. Редуктор в своей конструкции включает червячное зубчатое колесо и червяк, представляющий собой винт с нанесенной на нем крупношаговой резьбой. Особенность этой разновидности редуктора — наличие возможности передачи крутящего момента под углом по отношению к валу двигателя.

Цепные редукторы конструктивно представляют собой комплексы звездочек различного диаметра, установленные на валах, вращение на которые передается посредством цепи.

Ременной редуктор представляет собой аналог цепной передачи, только вместо звездочек используются шкивы, а вместо цепной передачи применяется ременная. Шкивы, используемые в ременном редукторе, имеют специальные профильные канавки, обеспечивающие удержание ремня.

Чаще всего редуктор на мотоблок устанавливается шестеренно-червячного или цепного типа. В устройстве мощных мотоблоков используются редукторы шестеренного типа. Редукторы ременного типа встречаются в устройстве мотоблока достаточно редко, так как ремни имеют склонность к разрыву и соскальзыванию при повышении нагрузки на агрегат.

Проведение подготовительных работ

Прежде чем приступать к конструированию самодельной конструкции, требуется провести расчет, в результате которого можно определить:

  • передаточное число;
  • тип конструкции;
  • величину показателя крутящего момента на входном и выходном валах;
  • значение нагрузок, оказываемых на валы устройства;
  • габариты передаточных устройств.

Смастерить самодельный мотоблок можно, используя в его конструкции редукторы цепного типа. Использование этого типа редуктора в самодельном мотоблоке является компромиссным вариантом, обеспечивающим доступность деталей с относительно высокой надежностью в работе и простотой сборки.

Для проведения работ по сборке элемента конструкции мотоблока потребуется приобрести:

  • звездочки с заранее рассчитанным количеством зубьев, которые обеспечивают требуемое передаточное число;
  • ведомый вал;
  • подшипники, необходимые для проведения монтажа валов агрегата;
  • цепи для обеспечения цепной передачи;
  • уголки из металла для обеспечения монтажа защитного корпуса;
  • корпус для защиты.

Самодельный редуктор собирается только после подготовки всех требуемых технических компонентов конструкции.

Проведение сборочных работ

Сборку агрегата следует начинать с процедуры монтажа на первичном валу устройства ведущей звездочки агрегата. Звездочку на устройстве можно закрепить различными способами. В зависимости от разновидности используемого в конструкции агрегата вала, этот конструктивный элемент может закрепляться с помощью шпоночного соединения, соединения с помощью фланцев или с использованием метода точечной сварки. Ведомый вал собирается из двух полуосей, на концах которых делаются ответные фланцы. Ведомая звездочка устанавливается на посадочное место, расположенное между фланцами, после чего проводится сборка в общую конструкцию при помощи использования соединения болтом.

Можно произвести сборку вала без применения полуосей и болтового соединения. Для этой цели при помощи токарного станка осуществляется изготовление вала целиком. Фиксируется такой вал с помощью шпоночного соединения или при помощи применения метода точечного сваривания. Минусом этого устройства является недостаточная степень крепления звездочки.

Для обеспечения защищенности от проникновения загрязнений и посторонних предметов в цепную передачу блок размещается в специально изготовленном защитном корпусе. Помимо защиты передачи, корпус выполняет роль емкости для хранения жидкости, смазывающей передачи. За счет смазки обеспечивается плавность функционирования и снижается степень износа трущихся деталей.

В корпусе делаются соосные места посадки, в которые осуществляется монтаж шарикоподшипников, выполняющих роль опоры для валов. Для монтажа вала применяют шарикоподшипники, изготовленные в обычном цилиндрическом корпусе. Установка ведущего вала проводится на шарикоподшипниках, которые имеют эксцентриковый корпус. Благодаря этому эксцентрик способен изменять свое положение в посадочном гнезде на 15 градусов, одновременно с шарикоподшипником изменяет положение ведущий вал, что позволяет контролировать натяжение цепной передачи.

В процессе работы масло обеспечивает смазку второй ступени устройства и распределение смазки по всем узлам цепной передачи. Герметичность корпуса обеспечивает использование в его конструкции сальников и гермопрокладок.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама