THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Числительные обозначают количество предметов, а с количествами мы сталкиваемся каждый день. Нужно купить 3 килограмма сахара, два килограмма картошки, а третий баклажан лучше второго, дайте пятый кусок пирога и одну сладкую воду… Видите? Без числительных сказать эти предложения просто невозможно. Сегодня выучим порядковые числительные в английском языке (Ordinal Numerals), приведем примеры и тонкости их использования.

Порядковые числительные - класс имён числительных, обозначающий порядок предметов при счёте. Порядковые числительные в английском языке отвечают на вопрос Which? «который?», «которая?». Чтобы начинающим ученикам было легче различить виды числительных на английском языке, к ним нужно задать вопрос.

Например:

  • The eleventh frog — Одиннадцатая жаба;
  • The fourteenth pen — Четырнадцатая ручка;
  • The second ball — Второй мяч;
  • The fifth pupil — Пятый ученик.

Образуются порядковые числительные в английском языке путем добавление суффикса «th » к соответствующему порядковому числительному. Исключение составляют такие порядковые числительные как: the first, the second, the third, они образуются не по правилам и их нужно запомнить. Перед всеми порядковыми числительными обязательно ставится определенный , так как английские порядковые числительные являются определением к конкретному существительному.

Образование порядковых числительных от 1 до 100 в таблицах.

Порядковые числительные от 1 до 10

Число

Cardinal Numerals

Ordinal Numerals

1 One The First
2 Two The Second
3 Three The Third
4 Four The Fourth
5 Five The Fifth
6 Six The Sixth
7 Seven The Seventh
8 Eight The Eighth
9 Nine The Ninth
10 Ten The Tenth

Количественные числительные в английском языке служат основой для образования порядковых.

Примеры :

  • The first pupil was good but the second wished to be better — Первый ученик был хорошим, но второй оставлял желать лучшего.
  • The seventh girl had brown eyes while the others had blue ones — Седьмая девушка имела коричневые глаза, в то время как все остальные имели голубые глаза.
  • The ninth boy was high and handsome, the second had beautiful eyes, the third was a small one. — Девятый мальчик был высоким и красивым, второй имел красивые глаза, а третий был маленьким.
  • Seven persons agreed to help us but the seventh was a strange one — Семь человек согласились помочь нам, но седьмой был странным.
  • Ten flowers were chosen for this composition but the client were not satisfied of its quality. — Десять цветов были выбраны для этой композиции, но клиент был недоволен их качеством.

Понедельник – Monday (англ.) прямо перекликается с Луной – Moon, ещё нагляднее Dies Lunae (лат.), Lundi (фр.), еl Lunes (исп.), Lunedi (итал.). Названия понедельника из северных языков, например, Måndag (шв.), Maanantai (фин.), Mandag (дат.) связаны с древнегерманским Mánadagr - день Луны. В славянских языках понедельник имеет значение первого дня или, согласно одной версии, днём "после недели", поскольку "Неделя " является старым русским словом обозначающим современное воскресенье. На хинди понедельник - День Луны.

Вторник - в названии вторника Dies Martis (лат.), Mardi (фр.), el Martes (исп.), Martedi (итал.) мы без труда узнаём планету Марс. В Tiistai (фин.), Tuesday (англ.), Dienstag (нем.) и в других языках этой группы скрыто имя воинственного древнегерманского бога Тиу (Tiu, Ziu) аналога Марса. В славянских языках этот день однозначно читается как порядковое числительное, т.е. это "второй" день недели. На хинди вторник - День Марса.

Среда - легко угадывается Меркурий в Dies Mercuri(лат.), le Mercredi (фр.), Mеrcoledi (итал.), el Mercoles (исп.).

Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день Водена (Вотана). Этот жеперсонаж скрыт в Onstag(шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.). Воден - необычный бог, он изображается высоким, худым стариком в чёрном плаще. Этот персонаж прославился изобретением рунического алфавита, что проводит прямую параллель с богом-покровителем письменной и устной речи - Меркурием. По легенде Воден ради знаний пожертвовал одним глазом. В славянских "среда", "середа" и т.д, а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена идея середины недели. Редко встречается древнерусское название среды "третийник". Заметим, что астрологически Меркурий считается средней, бесполой планетой – ни мужской, ни женской. На хинди среда - День Меркурия.

Четверг - латинское Dies Jovis, День Юпитера, дало начало Jeudi (фр.), Jueves (исп.), Giovedi (итал.), а вот Thursday (англ.), Torstai (фин.), Torsdag (шв.), Donnerstag (нем.), Torsdag (дат.)и прочие похожие имеют прямую связь с древним богом-громовержцем Тором, аналогом Юпитера. В славянских языках четверг как и вторник носит сугубо числовое значение четвёртого дня. На хинди четверг - День Юпитера.

Пятница - хорошо видна Венера в Vendredi (фр.), Venerdi (итал.), чуть приглушённее в Viernes (исп.), английское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) имеет параллель со скандинавской богиней плодородия и любви Фрейей (Фригге), аналогом греческой Афродиты и римской Венеры. В славянских языках этот день по смыслу "пятый". На хинди пятница - День Венеры.

Суббота - лицо Сатурна однозначно проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.). Русское название «суббота», el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «Шаббат», означающему "покой, отдых". В этом смысле с Шаббатом удачно перекликается одно из астрологических значений Сатурна – неподвижность, концентрация. Интересно, что славянские языки, ни с того ни с сего, единодушны с латинскими, их суббота тоже родом от "Шаббата". Lauantai (фин.), Lördag(шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают "день омовения", откуда мы узнаём, что раз в неделю древние мылись обязательно. На хинди суббота - День Сатурна.

Воскресенье - День Солнца по-латински, английски и немецки, во многих языках этот день обозначается различными вариациями слова "Sun/Son" (Солнце). Domingo (исп.), Dimanche(фр.), Domenica (итал.) в переводе означают "День Господень" и наверняка являются наслоением принесённым в Европу вместе с христианством. Русское "воскресенье" появилось таким же способом, заменив старое название этого дня "Неделя ", успешно сохранившиеся в других славянских языках - Неделя (бол.), Нед iля (укр.), Nedele (чех.) и прочих. На хинди воскресенье - День Солнца.

* Примечание: слово viikko (неделя) в финском языке произошло от готского vikó.

Астрология на службе календаря. Звезда Магов.

Для удобства расчётов и планирования времени древние астрономы и астрологи, а раньше это были одни и те же люди, изобрели Звезду Магов, своеобразный семиконечный «калькулятор». В этой звезде-считалке планеты расположены по кругу начиная от самой медленной, Сатурна, до самой быстрой – Луны. Последовательность дней недели рассчитывается по лучам звезды по часовой стрелке. Кроме дней недели, эта схема позволяет высчитывать соответствие планетам 36-летних периодов, годов, часов и некоторых других отрезков времени. Часы, например, считают так: 1-й час воскресенья принадлежит Солнцу, 2-ой Венере и так далее по периметру звезды. Замечу, что 1-ым часом любого дня в этой системе считается час после восхода Солнца, продолжительность же часа равна 1/12 от длительности светового дня, т.е. времени от восхода до захода Солнца. Ночные часы по аналогии равны 1/12 от продолжительности тёмного времени суток. Продолжая далее вычисления часов согласно схемы звезды, вы заметите, что 1-й час понедельника окажется под Луной, 1-й час вторника под Марсом, 1-й час среды под Меркурием, 1-й час четверга под Юпитером, 1-й час пятницы под Венерой, 1-й час субботы под Сатурном. Система оказывается замкнутой и логичной.

О субботе

Этот день, всё же, самый неординарный. Большинство языков сохранили приёмственность от ивритского "Шаббат" (отдых, покой). В арабском ас-Сабат, персидском Шабат, грузинском Шабати, не говоря уже о славянских разновидностях "суббот" слышны аналогичные мотивы.. Любопытно, а откуда произошло само ивритское "Шаббат"? Есть следующее предположение, которое вы вольны принимать или нет. Возможно, в этом слышится только игра слов, но на мой взгляд необходимо приглядется к санскритскому "шабда ". Это слово очень популярно в санскрите и во ведийской культуре в целом, его корневое значение переводится как "священный звук", "изначальный звук". Другой перевод слова "шабда " - "Абсолют, воплотившийся в звуке, слове". Впечатляет и наталкивает на аналогии, не правда ли?

Какой день недели первый?

С позиции материалистического реализма постановка вопроса о первом дне недели не имеет смысла. Действительно, совершенно неважно какой день недели считать первым, какой вторым. Главное, в этом случае, чтобы сохранялась чёткая периодичность между рабочими и выходными днями, чтобы неделя шла за неделей не внося путаницу в календари, компьютерные программы и т.д. Вопрос о признании того или иного дня первым носит прежде всего культурно-исторический и эзотерический смысл. Вопрос о существовании биологического смысла пока остаётся без ответа.

Уже было упомянуто, что для принимающих Ветхий Завет, ответ должен быть однозначен - воскресенье . Этот день был днём начала Творенья и, с этой точки зрения, абсолютно правы иудеи отмечая воскресенье первым днём, а субботу - последним. В Европе, а точнее в Риме до II в. н. э тоже придерживались этого обычая, пока император Адриан не запретил христианам праздновать субботу. Именно тогда день отдыха перенесли на воскресенье, а в 321 г. римский император Константин узаконил этот день как еженедельный государственный праздник. Постепенно сознание христиан смирилось с явным отходом от подобия библейскому порядку дней в неделе. Сейчас первенство воскресенья осталось лишь во внутренней церковной христианской литургической жизни, реальный же недельный ритм в большинстве стран мира начинается с понедельника.

С астрологической точки зрения естественно и логично начинать отсчёт рабочих дней с воскресенья , ибо день Солнца выглядит более креативным, в нём видится больше бодрости, чем в понедельнике, дне непостоянной Луны. Это как раз тот случай, когда между астрологией и религией наблюдается абсолютное согласие.

Возможно, нарушение космического ритма привело к появлению русской пословицы: «Понедельник - день тяжёлый»?

Гипотеза о древней неделе.

Все, кто берётся за тему анализа недели в русском языке, неизбежно упираются в неразрешимое противоречие. Прежде, чем и мы отправимся в этот путь и подойдём к тем же запертым воротам, предлагаю немного подкрепиться историческими фактами.

Итак, понятие "воскресенье" появилось на Руси после принятия христианства и, поначалу, воскресеньем называли только один день - день начала празднования Пасхи. Только в XVI в. появилось воскресенье как отдельный день "седмицы "- так называли неделю в то время. О происхождении слова "седмица " судить чуть труднее. Было ли оно исконно русским или пришло вместе с азбукой Кирилла и Мефодия? Если это слово, скажем так, было частью языческого древнеславянского календаря, то почему оно столь прочно вошло в христианский церковный язык? Нынешний православный календарь сплошь состоит из седмиц. Если же принять во внимание, что до сих пор седмицей называется неделя в Болгарии и что древнейшие славянские письмена на кириллице (IX-Х в.) были обнаружены тоже на болгарской территории, то начинает ощущаться тёплый южный ветерок, дующий со стороны Болгарии. А когда становится известным то, что братья-греки Кирилл и Мефодий с детства владели, помимо греческого, древнеболгарским языком, то ветерок превращается в ветер. Итак, седмица, скорее всего, из Болгарии.

Пойдём дальше. По одной из популярных версий старое русское "неделя " (как день) называлось так потому, что в этот день ничего "не делали", отдыхали. А по недельник означает, что он следует после "недели" (т.е. воскресенья), вторник - второй день после "недели"... Среда, будучи по неоспоримому смыслу серединой недели, указывает на то, что начало недели попадает на воскресенье. Не правда ли, это объяснение логично? Любопытно, что само слово "неделя" калька с греческого apracos , т.е. не-делающий, не-дельный, праздный.

Другими словами, скорее всего, само слово "неделя" привнесено в русскую культуру оттуда же, откуда и воскресенье.

Можно ли предположить существование другой, более древней недели у славян? Давайте применим следующий логический ход. Ясно, что вторник, четверг и пятница явно содержат порядковый смысл числительного во всех славянских языках. Даже среда, как известно из старых источников, имела порядковое название - третийник . Только извращённая логика второй день недели, вторник, может считать третьим, а четвёртый день, четверг - пятым днём. Если же, согласиться с тем что понедельник день первый, вторник второй и так далее, то возникает проблема со средой, которая не оказывается в середине недели! Серединой недели становится четверг, что нелогично по всем пунктам.

Есть ли из этого противоречия выход?

Есть. Перед нами задача. Как сделать так, чтобы среда была посередине, а вторник вторым, четверг четвёртым, пятница пятым днём недели? Сделать это можно только одним единственным способом. Надо принять к сведению, что древняя неделя у славян, и на Руси в частности, была 5-дневной! В этом случае и среда будет посередине и порядковые названия дней недели будут соответствовать их очерёдности. Гипотеза (если это, вдруг, не окажется вновь изобретённым велосипедом) заключается в том, что древняя неделя быля 5-дневной, а два других дня, week-end так сказать, субботу (Шаббат) и неделю-воскресенье пристегнули к русскому языку позже .

Эпилог

Была ли древняя неделя 5-дневной? Если да, то нечто родственное пятидневному ритму видится в восточных стихиях - металле, воде, дереве, огне и земле. Есть у 5-дневки и астрономическое объяснение, пожалуй даже более логичное, чем у 7-дневной недели. Посмотрим на небо. Мы видим, что Луна и Солнце по своей величине не могут идти ни в какое сравнение с оставшимися 5 планетами. С точки зрения земного наблюдателя Луна и Солнце вне конкуренции, не зря их называют светилами . Значение светил на порядок больше, чем у любой из остальных видимых планет. У светил более важная роль не только в небе, но и в символизме календарных периодов.

Давно известно, что календарь, кроме прямого назначения, играет роль идеологического инструмента. Укрепляя собственную власть вводили свои календари китайские, японские, римские императоры, вожди французской революции. Я убеждён, что структура недели должна подчиняться исключительно природным космическим ритмам, календарь не должен быть инструментом укрепления какой-либо идеологии. Человек должен понимать какой космический ритм он еженедельно отбивает. Перед наукой будущего будет стоять задача определения наиболее оптимального для здоровья человека космического ритма жизни. Может статься, что лучшей останется 7-дневка, может придёт время 3-дневки, а может в интересах человека будет перейти (вернуться?) на 5-дневку?

Внешне развитая технологически современная цивилизация, на деле насквозь пропитана древними суевериями и предрассудками. Наша цивилизация до сих пор живёт по вавилонской неделе, отдельные народы и государства видоизменяют неделю в зависимости от своих религиозных предпочтений. Иудеи объявили нерабочим днём субботу, в большинстве других стран выходной воскресенье, у мусульман выходной - пятница (день рождения пророка Мохаммеда). Эти детали подчёркивают разницу между людьми, разобщают их. Пока идеология формирует календарь в большей степени, чем здравый смысл. Разная идеология порождает непонимание между людьми, непонимание рождает настороженность и даже агрессию. Отсутствием понимания можно объяснить все войны..

Руслан Суси, апрель 2005

* Тема происхождения календаря бескрайняя, поэтому дополнения и сообщения о возможных ошибках будут всегда полезны.

Цели:

1. Образовательные:

· Закрепить знания детей о днях недели и их последовательности.

· Дать понятие, что семь суток составляют неделю, и каждый день имеет свое название.

· Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости.

2. Воспитательные:

· Развиваем «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

· Учим правильно планировать свой день.

3. Развивающие:

· Учим пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

· Обогащаем словарь словами-антонимами.

· Учим подбирать порядковые числительные к названию каждого дня недели.

· Учим слушать загадки и отгадывать их, давать правильные ответы.

· Развиваем мышление и логику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Дни недели».

Цели:

  1. Образовательные:
  • Закрепить знания детей о днях недели и их последовательности.
  • Дать понятие, что семь суток составляют неделю, и каждый день имеет свое название.
  • Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости.
  1. Воспитательные:
  • Развиваем «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
  • Учим правильно планировать свой день.
  1. Развивающие:
  • Учим пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
  • Обогащаем словарь словами-антонимами.
  • Учим подбирать порядковые числительные к названию каждого дня недели.
  • Учим слушать загадки и отгадывать их, давать правильные ответы.
  • Развиваем мышление и логику.

Оборудование: карточки с названиями дней недели, карточки с цифрами 1-7, мяч.

Методы и приемы:

  • Игровой (игры, вопросы, пояснения, использование сюрпризного момента).
  • Словесный (художественное слово, напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Ребята, сегодня у нас пойдет речь о таком временном понятии как неделя. Кто из вас знает, сколько дней в неделе? Правильно! Неделя состоит из семи дней. Чтобы понять, почему неделя и ее дни получили такие названия, послушайте одну из легенд Ветхого Завета. «Над бездной, покрытой мраком, в которой все было перемешано: земля, вода, огонь и воздух, парил дух Господа нашего. Но вот по Его воле все это безобразие в продолжении шести дней преобразилось в прекрасный мир, стоило ему только сказать: «Да будет!» В первый день явился Свет. Во второй – распростерлась твердь небесная. В третий – отделились воды от земли. Произошли моря и реки, появилась суша и покрылась растениями. В четвертый день творения небесная твердь украсилась солнцем, луной и звездами. В пятый – в водах появились рыбы, в воздухе – птицы. В шестой день суша населилась разными животными, и были созданы два первых человека – Адам и Ева. И стал первозданный мир прекрасен. Окончив творение, Господь стал отдыхать от своих трудов на седьмой день. Седьмой день недели сначала называли словом «неделя», т.к. ничего не делали в этот день, но после чудесного Воскресения Иисуса Христа седьмой день недели христиане стали называть воскресеньем.

Ребята, сейчас я вам загадаю загадку:

«Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний

Появляется передний».

О чем говорится в этой загадке? (ответы детей)

Сколько дней в неделе? (ответы детей)

Вот послушайте еще загадки:

«Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротятся назад».

Вот еще одна:

«Есть семь братьев:

Годами равные, именами разные».

Давайте вспомним вместе, как их называют.

Давайте поиграем, пальцы загибаем.

«Пальчиковая игра»:

Приготовьте ваши пальчики!

Среди дней любой недели

Первым будет понедельник.

День второй за ним пошёл,

Это вторник к нам пришёл.

Нам не деться никуда…

Третий день всегда среда.

Он четвёртый там и тут,

Этот день четверг зовут.

В череде рабочих дней

Пятый пятница теперь.

Вся закончена работа,

День шестой всегда суббота.

День седьмой? Его мы знаем:

Воскресенье, - отдыхаем!

Вот и вспомнили мы с вами дни недели!

Ребята, кто мне может сказать (воспитатель задает вопросы, на которые дети отвечают по очереди):

  1. Что на неделе раньше: вторник или среда?
  2. Что на неделе раньше: суббота или понедельник?
  3. Что на неделе раньше: четверг или вторник?
  4. Какой день недели идет за средой?
  5. Какой день недели идет за пятницей?
  6. Каким днем заканчивается неделя?
  7. Какой день посередине недели?
  8. Какой день между средой и пятницей?

Молодцы. Вы все отлично справились. Сутки, которые в разговоре люди обычно называют «день», сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели, как мы уже выяснили, имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же. Неделя начинается с понедельника и заканчивается воскресеньем. Первые пять дней – это будни. Мы ходим на работу, в школу, в детский сад. Суббота и воскресенье – это выходные, когда мы отдыхаем.

Сейчас мы поиграем с вами в интересную игру. Я буду говорить день, а вы будете его называть, используя числительное, например: «Вторник – второй» и т.д. Воспитатель называет дни недели, дети называют день по счету: второй, третий, четвертый и т.д.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть. Физминутка:

«В понедельник я купался (изображаем плавание),

А во вторник рисовал («рисуем»),

В среду долго умывался («умываемся»),

А в четверг в футбол играл (бег на месте),

В пятницу я прыгал-прыгал (прыжки),

А в субботу танцевал (кружимся),

И конечно в воскресенье

Целый день я отдыхал (рука под щеку)».

Кто это к нам заглянул? Ребята, так это же Мишка! Здравствуй, Миша, как дела? А ты знаешь, что такое дни недели и как они называются? Молодец, знаешь! Мы рады, что ты такой умный. Вот послушайте, ребята, чем Миша у нас занимается целую неделю:

«Мишка утром в понедельник

Заглянул в душистый ельник.

Муравьишке этим днем

Он помог построить дом.

А во вторник дождик лил,

Мишка к Волку заходил,

С ним не виделись давно

И сыграли в домино.

В среду Мишка к рыжей Белке

Заглянул на посиделки.

Вместе книжку почитали

И орехи пощелкали.

А в четверг проснулся Мишка

И к Бобру пошел на стрижку,

Сделал модную прическу

И купил себе расческу.

В пятницу с прической новой

Мишка в бор пошел сосновый.

Вместе с Зайцем был он рад

Там собрать ведро маслят.

А в погожую субботу

Мишка наш пошел к болоту,

Повстречался с лягушонком,

Угостил его масленком.

В день последний – воскресенье –

Мишка наварил варенья,

Всех друзей позвал на пир,

Даже птичек не забыл.

Друг за другом пролетели

Семь веселых дней недели.

Мишка все успел,

Всем друзьям помочь сумел!»

А я знаю, Мишка, что у тебя в гостях была Муха-чистюха.

«Жила-была Муха-чистюха,

Все время купалась муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном клубничном варенье.

В понедельник – в вишневой наливке,

Во вторник – в томатной подливке,

В среду – в лимонном желе,

В четверг – в киселе и смоле,

В пятницу – в простокваше,

В компоте и в манной каше…

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: «Я больше не в силах!»

Ужжжасно, ужжжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!»

Ну что, ребята, повеселил вас стишок о Мухе-чистюхе? Мы сегодня с вами много раз слышали названия дней недели. Чтобы их запомнить, постарайтесь понять:

Понедельник – день после недели,

Вторник – второй день,

Среда – середина недели,

Четверг – четвертый день недели,

Пятница – пятый день недели,

Суббота и воскресенье – два выходных дня.

Постарайтесь запомнить и никогда не путать дни недели.

А теперь давайте встанем в круг, я буду бросать мячик, и кому он попадет в руки, должен ответить на мой вопрос:

  1. Сколько дней в неделе?
  2. Как называется первый день?
  3. Почему седьмой день недели называют «воскресенье»?
  4. Как «воскресенье» называлось раньше и почему?
  5. Сегодня четверг, а завтра?
  6. Сегодня четверг, а вчера?

Как ты думаешь, Мишка, ребята справились? Я тоже так думаю.

Время, время, каким оно только не бывает! Оно может тянуться, быстро пролетать, проходить незаметно. Обычно время проходит незаметно, когда мы занимаемся чем-то приятным или играем. И нам пришел черед сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь – «низко»,

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь «близко»…

Воспитатель играет в игру с детьми, вспоминаем слова-антонимы, связанные со временем:

  1. Лето – зима
  2. Утро – вечер
  3. День – ночь
  4. Работа – отдых
  5. Быстро – долго
  6. Вчера – сегодня – завтра
  7. Темно – светло
  8. Скоро – долго
  9. Будний – выходной
  10. Конец дня – начало дня
  11. Первый месяц года – последний месяц года

А в конце нашего занятия послушайте стихотворение «Неделя»:

Бежит, спешит неделя,

Мелькают быстро дни.

Так чем же, в самом деле,

Наполнены они?

Да разными делами!

Ответил мне сынок. –

Ходил я в понедельник

С друзьями на каток.

Во вторник с братом Ваней

В лошадки я играл,

А в среду взял я сани

И с гор его катал.

В четверг вдвоем с братишкой

Рассматривали книжки.

А в пятницу сначала

Немного поскучали,

А после, к дню рождения,

Писали приглашения.

В субботу в хоре пели,

Старались, кто как мог.

А в воскресенье ели

С клубникою пирог.


В большинстве современных календарей, включая Григорианский, неделя – это период из семи суток, что является самой большой общепринятой единицей времени, содержащей точное количество дней и ночей (в неделе – всегда 7; в месяце – 28; 29; 30; 31; в году – 365; 366). Неделя широко используется как единица времени, хотя не имеет прямой астрономической основы. Можно считать, что недели формируют независимый календарь, используемый параллельно с различными другими календарями.

Существуют ведь некоторые календари, разработанные так, чтобы каждая дата всегда попадала на один и тот же день недели каждый год. Этого можно добиться, если сделать неделю зависимой от года, при этом несколько дней в году не относятся ни к одной неделе. Так, например, предложенный Всемирный календарь содержит 52 недели плюс 1 (2) дня, а Французский революционный календарь состоит из 36 недель по 10 дней и 5 (6) дополнительных дней. Год также может зависеть от недели, так, в бывшем Исландском календаре было 52 или 53 недели.

Древние египтяне использовали десятидневные недели (декады). Семидневная неделя впервые вошла в употребление на Древнем Востоке (в Вавилоне). В I веке н.э. ею стали пользоваться в Риме, откуда она распространилась по всей Западной Европе. Благодаря европейской колонизации и последующей глобализации, 7-дневная неделя стала применяться повсеместно, даже в тех культурах, у которых ранее не было такой единицы времени.

Слово «неделя» – калька с греческого «apracos» – неделающий, недельный, праздный. Также имеет устаревшее название сед(ь)мица, сохранившее употребление, в основном, в православной традиции. В дагестанских языках (например, авар. – анкь) это слово указывает на количество дней – семь.

До утверждения традиций монотеизма же все дни недели получили особые имена, связанные с названиями семи небесных светил. Так, суббота была названа днём Сатурна, а следующие по порядку – днём Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры. Эти названия в западноевропейских языках отчасти сохранились до настоящего времени.

В славянских языках большинство названий дней указывает их место в неделе после воскресенья (которое во многих из них называется «неделей», то есть днём, когда ничего не делают, не работают): понедельник (после «недели»), вторник (второй) и т. д.

Названия дней недели на языках народов Дагестана, их происхождение и значение, на первый взгляд, не говорят ни о чем особенном, кроме интересного сочетания в них элементов различных культур, что и побудило автора взяться за эту статью. И, действительно, если арабское слово аль арбиг1а означает «четыре», почему мы этим словом называем среду, т.е. третий день недели? Рассмотрим по дням.

Понедельник – день недели между воскресеньем и вторником. У древних римлян и у северогерманских племён был посвящён Луне (исп. lunes, нем. Mon(d)tag = день луны). Слово «понедельник» образовалось от выражения «после недели».

Как и во многих странах, мы рассматриваем «понедельник» как первый день недели, так как обычно именно в этот день после выходных взрослые возвращаются к работе, а дети идут в школу. Во многих странах «понедельник» является первым днём недели, но иногда и вторым днём (традиционная точка зрения, происходящая из древней Иудеи и всё ещё остающаяся стандартом в некоторых странах). Именно по этой причине название «понедельника» на арабском, греческом, иврите и португальском языках - «второй день».

На языках народов Дагестана, почти полностью принявших арабо-мусульманскую религиозную и языковую культуру, в названии понедельника сохранился корень арабского аль итнайни – «второй» (авар. – итни; дарг. – итни; лезг. – ислен; кум. – итни; лак. – итни). А арабы первым (аль ах1ад) называют привычный для нас последний день недели «воскресенье». Таким образом, счет дней недели на дагестанских языках сдвинут на один день.

Вторник – день недели между понедельником и средой. У древних римлян был посвящён Марсу (Mars, итал. Martedì), у северогерманских племён - Тюру (Týr, норв. Tysdag). Слово «вторник» образовалось от порядкового числительного «второй». Хотя второй он по календарю, которым пользуются дагестанцы, все они называют его третьим, от арабского ат талата – «третий» (авар. – талат; дарг. – талат; лезг. – саласа; кум. – талат; лак. – талат).

Среда – день недели между вторником и четвергом. В Древнем Риме этот день был посвящён Меркурию, что сохранилось в романских названиях этого дня (фр. mercredi). В северной Европе Меркурию соответствовал Один, от этого происходят английское и голландское название. В случае, если воскресенье принято за первый день недели, то среда приходится на середину недели, отсюда русское и немецкое название, хотя и для русских по действующему календарю это вовсе не середина недели.

В некоторых европейских языках (в славянских, немецком, финском, исландском) название дня недели среда указывает на тот факт, что изначально среда была 4-ым (средним) днем недели, а не 3-им, как в настоящее время в европейских странах.

Для всех дагестанцев этот день, конечно же, третий, но называют его арабским аль арбиг1а – «четвертый» (авар. – арбаг1; дарг. – арбаг1; лезг. – арбе; кум. – арбагъ; лак. – арбах1).

У аварцев среду принято еще называть сапар-къо, т.е. день путешествий, день, когда намеревающемуся отправиться куда-либо считается желательным начать свой путь. У лакцев же таким днем считается суббота, что сохранилось в их названии этого дня – хулдун.

Четверг – день недели между средой и пятницей. У древних римлян был посвящён Юпитеру (итал. Giovedì), у северогерманских племён – Тору (англ. Thursday). Русское название происходит от порядкового числительного «четвертый», так как это четвёртый день недели от понедельника.

В некоторых международных соглашениях четверг является днём, который определяет нумерацию недель: первая неделя года определяется как неделя, содержащая первый четверг года, и так далее. Все-таки четыре дня (с четверга по воскресенье) составляющие большую часть недели дают право определить этот период времени как неделю.

На языках всех народов Дагестана название этого дня восходит к арабскому аль хамис – «пятый» и звучит почти одинаково (авар. – хамиз; дарг. – хамис, лезг. – хемис, кум. – хамис, лак. – хамис).

Пятница – пятый по счету день недели, между четвергом и субботой. Поэтому именно от числительного «пять» и произошло название этого дня.

У древних римлян пятница была посвящена Венере, у древнегерманских племён - богине Фригг (Фрия). Поэтому в английском языке пятница называется Friday.

В названии пятничного дня все дагестанские народы в своих языках полностью сохранили корень арабского слова, но не числительного, как в названиях других дней, а слова аль джумг1а – «коллективный» (объединяющий на коллективное богослужение). В некоторых из них звучание совпадает почти полностью (дарг. – жумяг1; лезг. – джуъмя; кум. – жума), а в других ассимилировалось в соответствии с фонетическими нормами своего языка (авар. – рузман; лак. – нюжмар).

Рассуждения, касающиеся пятницы как выходного дня для мусульман, и в связи с этим сдвинутого еще на один день счета дней недели для дагестанцев, не обоснованы. Считая после пятницы, суббота должна была быть первым днём, а воскресенье – вторым. А арабы называют воскресенье первым днём – аль ах1ад. Пятница стала особым днём для арабов с принятием ислама, а этот порядок счёта связан с доисламской традицией последовательности счета дней недели, в которой выходным днём была, в нашем современном понимании, – суббота, а счёт ведется со следующего дня: аль ах1ад – первый (воскресенье); аль итнайни – второй (понедельник) и т.д.

Суббота – день недели между пятницей и воскресеньем. У древних римлян был посвящён Сатурну. Само слово происходит от древнееврейского «шаббат», которое распространилось вместе с вавилонским календарем и христианством по всей Европе.

По традиции, унаследованной от древнего иудаизма, суббота – последний день недели. Это соглашение остаётся стандартом в США и в Израиле, но в современной Европе многие люди сейчас рассматривают субботу как шестой (предпоследний) день недели, а воскресенье как последний. Это понимание закреплено в ISO 8601.

В иудаизме, основанном на заповедях Ветхого Завета, суббота (шаббат) является священным днем, который следует посвятить богослужениям, прекратив все работы.

Во многих языках разница между шаббатом и субботой не видна (араб. ас сабт – «прекратить»), но в некоторых европейских языках, в том числе в английском, существует разница между субботой (англ. Saturday) и шаббатом (англ. Sabbath).

Арабо-мусульманская культура, довольно сильно отразившаяся в названиях других дней недели у дагестанских народов, в самом близком названии этого дня сохранила своё влияние только в аварском языке – шамат. Кумыки этот день называют сонглу, что значит «следующий». Этимология этого слова в кумыкском языке схожа с образованием в русском «понедельника» (после «недели» (воскресенья), который считался особым днем богослужений). «Сонглу» – следующий после пятницы – особого дня богослужений для мусульман. У лакцев закрепилось название хулдун, что значит «дорога». Словом с подобным значением аварцы называют среду – сапар-къо – день, когда выходят в дорогу, начинают путешествие. Лезгины называют субботу своим словом кишь, что по своему значению совпадает с арабским ас сабт – «прекратить». В даргинском языке же сохранилось арабское ас сабт, ассимилированное в сут.

Воскресенье – день недели между субботой и понедельником, во многих странах считается выходным днём.

У многих народов воскресенье было днём, посвящённым Солнцу (богу Солнца). Это было характерно, в частности, для дохристианских верований Египта и было заимствовано Римской империей через название дней недели (воскресенье – dies Solis, то есть «день Солнца»). Это название перешло к германским племенам, и в германских языках слово «воскресенье» буквально означает «день Солнца» (англ. Sunday, нем. Sonntag). В Индии воскресенье называется Равивар – «день Солнца».

В Типиконе, месяцеслове и иных церковно-богослужебных книгах так называется первый или последний (каждый седьмой) день сед (ь) мицы, посвящённый литургическому воспоминанию Воскресения Христова в седмичном круге богослужения, что сохранилось впоследствии в названии этого дня как «воскресенье».

В большинстве славянских языков воскресенье и теперь называется «неделей» (польск. niedziela), то есть днём, когда «не делают», не работают. В русском языке же это название перешло к слову неделя, с обозначением периода времени в семь суток.

Согласно иудейскому и христианскому календарям, основанным на Библии, воскресенье считалось первым днём недели. Он наступает после субботы, седьмого дня недели в старых религиозных календарях. Христианство заимствовало порядок дней недели из иудейского календаря. В Римской империи первый христианский император Константин ввел в 321 г. семидневную неделю и назначил воскресенье (день Солнца) первым днём недели и днём отдыха и поклонения. Христиане же праздновали воскресенье еще до решения императора Константина.

В наше время в странах Европы воскресенье считается последним днём недели. Первым днём недели воскресенье является в США, Канаде, некоторых африканских странах.

Согласно международному стандарту ISO 8601, первым днём недели считается понедельник, а воскресенье – последним.

По григорианскому календарю первый год столетия не может начинаться с воскресенья. По еврейскому календарю никакой год вообще не может начинаться с воскресенья. Если месяц начинается с воскресенья, то тринадцатое число в нём приходится на пятницу.

У арабов воскресенье называют аль ах1ад – «первый». В названиях этого дня у некоторых дагестанских народов арабский корень сохранился (дарг. – алх1ат; лезг. – гьяд; лак. – аьлх1ат).

Воскресный день для христиан считается праздником – днём, когда верующие обычно посещают церковь. По всей видимости, именно это оказало влияние на закрепление в аварском языке названия этого дня – гьат1ан («гьат1ан-рукъ» – церковь, здание-храм). Кумыки этот день называют къатты, что значит «твердый, жесткий, неизменный».

В большинстве стран мира (включая Россию) воскресенье является официальным выходным днём. В частности, это верно для всех стран Европы, Северной и Южной Америки. В странах, в которых официальной религией является Ислам, а также в Израиле, воскресенье является обычным рабочим днём.

Названия всех дней недели на русском языке имеют собственную языковую основу, кроме субботы (от древнеевр. шаббат), и являются порядковыми числительными, кроме среды (др. русс. средина, т.е. середина).

На арабском языке же все эти названия имеют собственную языковую основу, но не все являются порядковыми числительными: название субботы ас сабт – арабское слово, имеющее значение «прекратить», связано с доисламской традицией прекращать работу в этот день, как в еврейский шаббат; название пятницы аль джумг1а, что значит «коллективный», напротив, появилось именно в исламский период в силу значимости коллективного исполнения молитвы в этот день.

Восходят к арабской языковой основе и полностью совпадают на всех дагестанских языках названия большинства дней недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница), а название воскресенья – только в даргинском, лезгинском и лакском языках. Корни собственной языковой культуры сохранились:

В названии субботы: у лезгин – кишь со значением, совпадающим с арабским ас сабт; у лакцев – хулдун со значением «дорога», день выхода в дорогу; у кумыков – сонглу со значением «следующий»;

В названии воскресенья: у аварцев – гьат1ан со значением «церковь», день, когда ходят в церковь; у кумыков – къатты со значением «твердый, жесткий».

Влияние арабо-мусульманской религиозной культуры на формирование собственной языковой культуры каждого из дагестанских народов и общей бытовой культуры всех дагестанцев очевидно, и подтверждается на примере предлагаемого небольшого сравнительного анализа названий дней недели.

Всё имеет свой смысл и свою ценность, и стремление сохранить себя в ней должно стать естественной потребностью каждого дагестанца.

Нухов О.М. ,

канд.психол.наук,

доцент кафедры гуманитарных наук

Дагестанского теологического института имени Саида Афанди.

Евгения Аносова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Порядковые числительные»

Занятие по ФЭМП в старшей группе .

Тема : «Порядковые числительные » .

Цель : Закрепление детьми элементарных математических представлений.

Задачи :

Обучающие :

Развивающие :

Развивать речь, развивать социальные навыки умения работать в группе , в паре; находить решение и делать выводы.

Воспитательные :

Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Оборудование : презентация к занятию , карта, календарь, лепестки цветка, геометрические фигуры, дощечки с цифрами (листки раскрашенные под дерево, ежик, конверт, карточки с заданием, карандаши цветные, цветы из бумаги, клей.

Планируемый результат :

Добиться от детей :

Умения понимать учебную задачу и выполнения ее;

Умения узнавать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и их свойства– цвет, форму, размер

Умения решать простые задачи на сложение.

Ход занятия.

Дети заходят в зал и видят на полу разбросанные листочки.

В. Ребята, посмотрите какой беспорядок . Кто – то разбросал листочки по всему залу. Давайте наведем порядок здесь . (ребята собирают листочки и замечаю на них цифры и слова)

В. Посмотрите ребята, на листочках написаны какие-то слова и цифры. Ребята, давайте попробуем разложить карточки по порядку и может мы узнаем , что здесь зашифровано?

В. Какое будет первое слово?

Д : первое слово «Ребята»

В : Следующее?

Д : Второе слово «помогите»

В : Следующее?

Д.: Третье слово «найти» .

В. Ребята, а кто такой Буратино?

Д. ответы детей.

В. Буратино – Это сказочный герой. А сказочные герои живут в сказках. Давайте поможем Буратино собрать его волшебный цветок. Ребята на чем мы можем отправиться в сказку?

Д : ответы детей (на ковре самолете, воздушном шаре, на поезде, на машине) .

В : Хорошо отправимся в волшебную страну на (предложение детей) слова :

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

В волшебную страну попадет!

В зал входит Буратино, в руках у него один лепесток.

Буратино : Здравствуйте ребята, спасибо большое, что решили мне помочь. Возьмите вот эту карту, она поможет вам найти все лепестки волшебного цветка.

Воспитатель разворачивает карту и говорит :

На карте первая полянка «Геометрических фигур» .

В : Смотрите, а вот и поляна геометрических фигур! Видите, все фигуры перепутаны. По каким признакам можно разделить эти фигуры?

Д : По цвету, по форме, по величине.

В : Ребята, давайте разделимся на три команды : первая команда будет собирать фигуры красного цвета, вторая- желтого, третья – синего.

В : А как мы можем еще разобрать фигуры?

Д : По форме, величине.

В : А теперь разберите по форме. Молодцы! А сейчас по величине. .

– Итак, сколько групп у вас получилось ? (3)

– Назовите их. (По форме, по цвету, по размеру.)

– Молодцы! Привели поляну в порядок . И вот мы нашли первый лепесток волшебного цветка!

Следующая полянка «Переправа»

В : Ребята, смотрите, перед нами река, а мост разобран. Давайте отремонтируем его. На каждой дощечке есть цифра. Чтобы наш мост был крепким, дощечки с цифрами надо разложить по порядку , от 1 до 10. (Самостоятельная работа детей) .

В : Проверим. Сосчитайте дощечки по порядку . Ничего не пропустили? (Нет) Теперь посчитайте в обратном порядке .

В : Назовите, какая цифра стоит перед цифрой 6, 8, 10? (5, 7, 9.)

В : Назовите соседей цифр 4, 6, 9? (3 – 5, 5 – 7, 8 – 10.)

Молодцы, все сделали правильно! А вот и второй лепесток.

А вот и следующая полянка «Неделька»

На стене висит календарь без дней недели.

В : Посмотрите что это?

Д :календарь

В : Здесь чего-то не хватает. Чего?

Д. дней недели.

В : Сколько всего дней в недели?

В : Ребята, давайте распределим дни недели по порядку .

Д : Первый понедельник, второй вторник….

В : Какой день недели идет после вторника? четверга? субботы?

Д : Среда, пятница, воскресенье.

–В : Какой день недели идет перед вторником? средой? воскресеньем? Д : Понедельник, вторник, суббота.

В : Какой день недели находится между средой и пятницей? субботой и понедельником?

Д : Четверг, воскресенье.

В : а вот и третий лепесток. Следующая полянка «Музыкальная»

Звучит песня «Если нравиться тебе, то делай так» ребята с воспитателем выполняют движения под песню.

(2 щелчка пальцами над головой) .

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши) .

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками) .

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами) .

Если нравится тебе, то ты скажи : «Хорошо!» .

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

В : А вот и четвертый лепесток.

А следующая остановка «Задачка»

Презентация «Задачи»

Три яблока из сада Ежик притащил,

Самое румяное Белке подарил!

С радостью подарок получила Белка.

Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (2)

Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело!

Сколько всех их прилетело? (7)

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди :

Сколько мишек впереди(5)

В : Молодцы, ребята. А вот и пятый лепесток. Следующая полянка «Домик ежика»

В : Ребята, кто это сидит в зеленой чаще на пеньке?

Д : Ежик.

В : Какой он грустный. Наверное, у него что-то случилось. Смотрите, у него в руках конверт, давайте посмотрим, что там.

(Дети вскрывают конверт и видят карточки с точками и цифрами.)

В : Как вы думаете, что случилось с Ежиком

Д : Он не знает цифры, у него не получается рисунок.

В : Ребята, а вы можете помочь ему справиться с заданием.

Д : да

В : В этих карточках нужно соединить цифры по порядку и тогда у нас получиться рисунок. (дети выполняют задание)

В : Что хотел нарисовать Ежик, но не смог?

Д : Гриб

В : Молодцы, помогли Ежику! Он говорит нам большое спасибо и дарит нам еще один лепесток.

В : Вот и собрали мы все лепестки. Теперь осталось из лепестков собрать цветок. Посмотрите, на каждом лепестке стоит номер. Давайте соберем цветок по номерам. Дети собирают цветок.

В : Молодцы ребята. Давайте с вами сделаем Буратино целую поляну цветов, так как он очень любит цветы. Ребята наклеивают готовые цветы на основу Полянка. Входит Буратино.

Б : Спасибо, что собрали все лепестки. Я очень вам благодарен. (подает корзину с угощением)

В. Спасибо Буратино. Но нам пора отправляться домой.

Для этого закроем глаза и скажем волшебные слова :

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот домой попадет!

В : Понравилось вам путешествие? Чем понравилось? Какие трудности встречались на пути? Сегодня вы были дружными, помогли Буратино собрать волшебный цветок.

В : А где бы вы еще хотели побывать?

Предложения детей.

В : Мы обязательно туда отправимся на следующем занятии .



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама