THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Речь - это специфическая человеческая функция, с помощью которой становится возможным процесс общения посредством языка. Она представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяемую на различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь, которые характеризуются различным психологическим строением.

Экспрессивная речь , или процесс высказывания с помощью языка, начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи и затем переходит в стадию развернутого внешнего высказывания.

Импрессивная речь , или процесс понимания речевого высказывания, начинается с восприятии речевого высказывания и завершается формированием общей сигнальной схемы сообщения.

Как сложная функциональная система речь включает разные афферентные и эфферентные системы. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический. Нарушения речи многообразны в зависимости от того, какое звено функциональной системы пострадало.

Афазия (от греч. а - отрицание, phasis - речь) - это нарушение речи, возникающее у людей с сохранным артикуляторным аппаратом и достаточным слухом и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности при поражении коры и подкорковых зон левого полушария (у правшей). Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях - дизартрии (нарушении произношения без расстройств восприятии речи на слух, чтения и письма), алалий (врожденных расстройств речи в детском возрасте, в виде недоразвития всех форм речевой деятельности).

В настоящее время различают семь форм афазии :
1 . моторную афферентную;
2 . моторную эфферентную;
3 . моторную динамическую;
4 . сенсорную;
5 . акустико-мнестическую;
6 . семантическую;
7 . амнестическую.

Афферентная моторная афазия


Афферентная моторная афазия связана с выпадением кинестетического афферентного звена речевой системы. Эта форма афазии возникает при поражении нижних отделов левой теменной области мозга (у правшей), а именно: 40-го поля, примыкающего к 22-му и 42-му полям, или задней оперкулярной области коры. В этих случаях нарушается кинестетическая речевая афферентация (речевые кинестезии), т.е. возможность появления четких ощущений, поступающих от проприорецепторов артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. У здорового человека ощущения, поступающие в мозг в тот момент, когда он произносит то или другое слово, конечно, не осознаются. Однако кинестетическая речевая афферентация играеточень важную роль как при формировании речи у ребенка, так и при нормальном осуществлении речевой деятельности, произношении слов. Нарушается вся речевая система в целом. Возникают нарушения произношения слов, замена одних звуков реи другими (по типу литеральных парафазий) вследствие трудностей дифференциации близких артикулем (т.е. артикуляционных движений), необходимых для произношения звука и слова в целом. первичный дефект состоит в трудностях различения близких по артикуляции звуков речи. В русском языке, например, ряд звуков образуется преимущественно при участии передней части языка («д», «л», «н»). Эти согласные называются переднеязычными. Другая группа звуков - заднеязычная - при преимущественном участии задней части языка («г», «х», «к»). Каждая из этих групп звуков, различных по звуковым характеристикам, произносится с помощью близких артикулем.

Больные с поражением нижних отделов теменной области коры левого полушария смешивают близкие артикулемы и произносят, например, слово «халат» как «хадат», слово «слон» как «снол» или «слод». Важно отметить, что данная категория больных не только неправильно произносит близкие артикулемы, но и неправильно воспринимает их. Это объясняется тем, что артикуляторные теменные зоны коры тесно взаимодействуют с воспринимающими височными зонами. При афферентной моторной афазии нарушены все виды речевой продукции - речь спонтанная, автоматизированная, повторная, называния. У больных с афферентной моторной афазией нередко нарушен и оральный (неречевой) праксис, например, больной не может надуть одну щеку или обе щеки, высунуть язык, облизать губы. Эти оральные движения более примитивны, просты, тем не менее, часто и они распадаются вследствие трудностей произвольного управления оральным аппаратом вообще.

Трудности артикулирования звуков речи у больных с афферентной моторной афазией возникают в случае повторения согласных звуков, произносимых с помощью близких артикулем, а также при повторении слов со стечением согласных, сложных в артикуляционном отношении (типа «пропеллер», «тротуар»). Характерно, что такие больные обычно понимают, что они произносят слова неверно, они чувствуют свою ошибку, но их рот как бы ни подчиняется их волевым усилиям. Вторично нарушаются и другие формы речи. У подобных больных нарушено письмо (как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции (с помощью инструкции «открыть рот» или «зажать язык за зубами») обычно ухудшает написание слов. Чтение вслух привычных слов более сохранно, но сложные слова произносятся неверно, с литерными заменами.

Эфферентная моторная афазия


Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (передней оперкулярной зоны), в задней части нижней лобной извилины полей 44-го и частично 45-го. Это зоны Брока, ученого, впервые описавшего в 1981 году моторное нарушение речи у больного с поражением данной области мозга. При полном разрушении зоны Брока больные нее могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать они произносят нечленораздельные звуки. В то же время они в определенной степени понимают обращенную к ним речь. Часто в устной речи таких больных остается одно слово (или сочетание слов). Это словесный стереотип - «эмбол» - застревает и становится заменой всех других слов.

При менее грубых поражениях этой зоны возможность артикулировать различные звуки речи сохранена, отсутствует и оральная апраксия. Однако страдает четкая временная последовательность речевых движений¸ нарушается и кинетическая мелодия речевого акта. При попытке произнести слово больные не могут переключиться от одного слова к другому, возникают речевые персеверации. Они проявляются и в активной спонтанной речи, и в повторной речи, и в письме. Даже при тонких стертых формах эфферентной афазии больные не могут правильно произнести «трудные» в моторном отношении слова и сочетания слов типа скороговорок. Трудности в плавном протекании активной речи, в нарушении ее автоматизации приводят к вторичному нарушению других форм речевой деятельности - письма, чтения. Понимание устной и письменной речи не страдает.

Эфферентная моторная афазия, как правило, развивается остро в сочетании с гемипарезом по брахиофациальному типу - более значительно выраженному в руке и на лице - в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии.

Динамическая моторная афазия



Динамическая моторная афазия связана с поражением областей, расположенных впереди от зоны Брока. Это 9-ое, 10-е, 11-е, 46-е поля премоторной области. Другое название этой формы афазии - «дефект речевой инициативы». Речь таких больных очень бедна. Самостоятельно они почти не высказываются. При ответе на вопросы отвечают односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса. В то же время у таких больных нет нарушений речевой моторики, понимание устной речи также сохранено. Больной в состоянии произносить все звуки, слова, но у него резко снижена мотивация к речи. Это особенно отчетливо проявляется в спонтанной повествовательной речи, в то же время повторная и автоматизированная речь не страдают или страдают незначительно.

В основе этой формы афазии лежит нарушение последовательной организации речевого высказывания. Это не просто затруднение в построении своей речи, а более глубокие нарушения, когда больные не могут составить элементарную фразу, не могут развернуто ответить на простые вопросы (даже рассказать о своем здоровье). Как правило, они дают односложные ответы на любые вопросы. Один из методов, выявляющий этот дефект - это метод заданных ассоциаций, когда больного просят назвать несколько (5 - 7) однотипных предметов (например, красного цвета, кислых, горячих) или перечислить животных, обитающих на севере и т.п. В этих случаях больные не могут назвать более 1 - 2 предметов и замолкают. Подбадривание, подсказка им не помогают. Особенно плохо такие больные актуализируют слова, обозначающие действия. Если им предложить вспомнить несколько существительных, а затем глаголов, то оказывается, что они могут перечислить лишь несколько существительных, но ни одного глагола.

Наиболее частой причиной динамической моторной афазии является острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне левой передней мозговой артерии.

Сенсорная афазия


Сенсорная афазия связана с поражением задней трети верхней височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов. Фонемами обозначаются различительные единицы звукового строя. В каждом языке (русский, английский, немецкий) одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие как несущественные для данного языка. В русском языке фонемами уваляются все гласные и их ударность, согласные звуки. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым, или фонематическим, слухом.

При поражении ядерной зоны звукового анализатора (41-е, 42-е и 22-е поля) левого полушария - в классической неврологии эта область коры носит название зоны Вернике - возникает грубое речевое расстройство, проявляющееся не только в невозможности различать звуки устной речи, но и в нарушении всех других форм речевой деятельности. При полном разрушении этой зоны больные не понимают обращенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю речь. особенно затруднено для них восприятие слов с оппозиционными фонемами. так слово «голос» больные слышат как «колос», «холост», «колхоз», слова «забор - собор - запор» звучат для них как одинаковые.

В грубых случаях у таких больных отсутствует активная спонтанная речь. Речевое высказывание заменяется «словесным салатом», когда больные произносят какие-то непонятные по своему звуковому составу слова или набор звуков. Как правило, они заменяют одни звуки другими. Эти замены носят название «литеральных парафазий». Реже встречаются «вербальные парафазии» (замена одного слова другим). У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, резко затруднено повторение услышанных слов, нарушено также и чтение, поскольку нет контроля над правильностью своей речи. В то же время у больных сенсорной афазией нет нарушений музыкального слуха, у них сохранена артикуляция, им доступны любые оральные позы по образцу.

Акустико-мнестическая афазия


Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении коры средних отделов левой височной области, расположенной вне ядерной зоны звукового анализатора. Это 21-е и частично 37-е поля. При акустико-мнестической афазии фонематический слух остается сохранным, больной правильно понимает обращенную устную речь. В отличие от сенсорной афазии понимание отдельных фонем сохранено. Однако больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти. Главным образом страдает запоминание существительных.

Здоровый человек, как правило, запоминает при первом предъявлении на слух из десяти слов, не связанных между собой по смыслу, 6 - 7 слов. У больных с акустико-мнестической афазией объем слухо-речевой памяти снижается до 3, а иногда и до 2 элементов. Это ведет к тому, что в специальных условиях, когда требуется запомнить большую фразу возникает вторичное (из-за слабости слухо-речевых следов) непонимание устной речи, поскольку понимание речи в значительной степени зависти и от запоминания речевого сообщения.

У таких больных имеются отчетливые трудности в активной устной речи в виде поиска нужных слов, вербальных парфазий и др. Для этих больных характерна «скудная»» речь с частым пропусканием слов, обычно существительных. Повторная речь не нарушена, больной без затруднений повторяет слова за врачом. Иногда акустико-амнестическая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений.

Семантическая афазия


Семантическая афазия возникает при поражении в месте стыка височных, теменных и затылочных областей мозга (37-го и частично 33-го полей слева). Зона височно-теменно-затылочной области относится к третичным областям коры или «к заднему ассоциативному комплексу». У таких больных страдает понимание грамматических конструкций, которые в той или иной степени отражают одновременный (симультанный) анализ и синтез явлений, т.е. когда для понимания какого-либо выражения требуется одновременное представление о нескольких явлениях.

Больные с семантической афазией не понимают целый ряд грамматических конструкций; к ним относятся следующие :

1 . предлоги (над, под), сверху, снизу; такие больные не видят разницы в выражениях «круг над крестом», «круг под крестом» или «крест под кругом», т.е. больные не понимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов; не могут нарисовать треугольник в круге, крестик над квадратом;

2 . сравнительные отношения; больные не понимают предложений типа «Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто из них темный?»; понимание такого рода конструкций требует мысленного сравнения двух или трех объектов, т.е. симультанного (одновременного) анализа. В данном случае слова связаны «квазипространственными» отношениями, поскольку в подобных конструкциях отсутствует собственно пространственное содержание;

3 . конструкции родительного падежа типа «брат отца», «отец брата»; больным понятно, то такое брат и отец отдельно, но они не понимают отношения между ними;

4 . временные конструкции, которые отражают временные отношения между событиями, например, «перед ужином я пошел гулять» или «прежде чем пойти в кино, он зашел в магазин» и т.п.

Амнестическая афазия


Амнестическая (оптическая) афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области. К ним относятся отделы 2-го и 37-го полей конвекситальной поверхности полушарий и задненижние отделы 20-го поля на конвекситальной и базальной поверхности мозга. В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Состроит она в том, что больные не способны правильно называть предметы, но пытаются дать им словесное описание и обычно стремятся показать, как это делается. Например, когда врач показывает карандаш и просит пациента его назвать, то пациент обычно отвечает: «Ну, это то, чем пишут». Подсказка помогает пациенту вспомнить нужное слово. Но проходит небольшое время, и он вновь забывает название предмета. В речи больных с амнестической афазией мало существительных и много глаголов. У больных с амнестической афазией нет каких бы то ни было явных зрительных гностических расстройств, они прекрасно ориентируются и в зрительном пространстве и в зрительных объектах. Амнестическая афазия весьма характерна для пациентов с болезнью Альцгеймера.

Обратите внимание : в практике невролога встречается тотальная афазия - сочетание моторной и сенсорной афазий. Пациент не понимает обращенной к нему речи и сам не способен к активному произношению слов. Тотальная афазия развивается при обширных инфарктах мозга в бассейне левой (у правшей) средней мозговой артерии и обычно сочетается с гемипарезом на противоположной стороне.

Источник : учебное пособие «Синдромы нарушений высших психических функций в неврологической практике» А.В. Густов, Т.В. Мельникова, Е.В. Гузанова, издательство «НГМА», Нижний Новгород, 2005.


Читайте также:

статью «Постинсультные афазии: клиническая картина, дифференциальный диагноз, лечение» О.В. Косивцова, В.В. Захаров; ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (журнал «Эффективная фармакотерапия» №1, 2017) [читать ];

учебно-методическое пособие «Методика скрининг обследования больных с афазией» М.М. Щербакова, С.В. Котов; ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского; Москва, 2017 [читать ]


© Laesus De Liro


Уважаемые авторы научных материалов, которые я использую в своих сообщениях! Если Вы усматривайте в этом нарушение «Закона РФ об авторском праве» или желаете видеть изложение Вашего материала в ином виде (или в ином контексте), то в этом случае напишите мне (на почтовый адрес: [email protected] ) и я немедленно устраню все нарушения и неточности. Но поскольку мой блог не имеет никакой коммерческой цели (и основы) [лично для меня], а несет сугубо образовательную цель (и, как правило, всегда имеет активную ссылку на автора и его научный труд), поэтому я был бы благодарен Вам за шанс сделать некоторые исключения для моих сообщений (вопреки имеющимся правовым нормам). С уважением, Laesus De Liro.

Posts from This Journal by “афазия” Tag


  • Лобно-височная деменция (дегенерация)

    Лобно-височная деменция (ЛВД) - нейродегенеративное заболевание, проявляющееся, как правило, в пресенильном возрасте, прогрессирующими…

Афазия – это нейропсихологическое расстройство, которое характеризуется нарушением приобретенных функций речи. Амнестико-семантическая афазия – подвид дисфазии, сопровождающийся трудностью называния предметов при условии, что больной знает их назначение.

Патофизиология дисфазии изучена мало, однако известно, что в основе нарушения лежат не моторные и , а патология структур, отвечающих за кратковременную и долговременную память, а также повреждение теменно-височной коры головного мозга.

Отличительной чертой амнестическо-семантической афазии является то, что у больного сохранен интеллект, смысловое понимание и отражение сути предмета внутри сознания. В отличие от других дисфазий, например, при амнестической не нарушается артикуляция и нет эхо-симптомов (эхолалия), при которых больной непроизвольно повторяет слова из речи собеседника.

Амнестическая афазия как самостоятельное заболевание разделяется на два подвида:

  1. . Характеризуется снижением удержания в памяти слуховой и речевой информации. Больные с этим нарушением страдают снижением зрительной памяти и скудностью зрительных образов.
  2. Оптико-мнестическая дисфазия. Больной не может назвать предмет «по имени» и не может создать образ, связанный с этим предметом. Например, врач называется слово «ручка». Больной объясняет функцию письменной ручки, показывает, как ей пользоваться и писать, но не может назвать само слово и не может представить ситуацию с ручкой.

Причины

Амнестическая наблюдается при поражении теменно-височной области конечного мозга. Характерна функциональная асимметрия: у правшей амнестическая дисфазия возникает при поражении левого полушария, у левшей – правого.

Нейроны височной и теменной коры погибают из-за таких причин:

  • Ишемический или геморрагический инсульт. При остром нарушении кровообращения эти зоны страдают от недостатка кровотока, ишемии и гипоксии. Вследствие нехватки питательных веществ они умирают.
  • Черепно-мозговая травма. Гибель нервных клеток наблюдается после прямого удара по черепу, если его локализация приходится на теменную и височную область.
  • Ошибки в ходе операции на головном мозгу.
  • Острые инфекционные заболевания с вовлечением коры головного мозга, например, энцефалит или нагноение.
  • Опухоли, механически сдавливающие нервную ткань.
  • Острая интоксикация вследствие отравления ядами, тяжели металлами или лекарствами.
  • Нейродегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона, хорея Гентингтона.

Симптомы

Амнестическая афазия характеризуется трудностью называния предметов. Признаки амнестической афазии:

  1. Снижение скорости обработки понимания слов. Так, например, это выявляется, когда с больным быстро говорить. Пациенту нужно больше времени, чтобы понять смысл озвученной ему информации.
  2. Невозможность повторить основную суть повествования. Например, общаясь с пациентом, вы рассказываете ему небольшую историю. После просьбы повторить больной из 20 слов рассказа воспроизводит 3-4. Здесь же бывает характерно ретроактивное торможение, при котором пациент повторяет последние несколько слов из предложения, а первые забывает.
  3. Словесная реминисценция. Больному хорошо удается воспроизвести материал рассказа спустя несколько часов.
  4. Активная жестикуляция и мимика. Чтобы передать больше информации, больной обращается к выраженным интонациям, движениям рук и мимике. Таким образом пациент пытается компенсировать дефект речи.

Дополнительная и не обязательная характеристика амнестической афазии (возникает не у всех):

  • Слабые зрительные образы, связанные с предметом, который назван врачом.
  • Речь замедлена, между словами присутствуют паузы длиной в несколько секунд.

Диагностика

Амнестическая дисфазия диагностируется тяжело. Диалогическая речь относительно сохранена, и при первом взгляде может и не вызвать вопросов и подозрений и у врача. Фразы выстроены верно, слова стоят в правильном порядке. Первое, что может вызвать опасения – трудности в подборе слов и небольшие паузы между ними, однако после подсказки больной быстро вспоминает и называет слово.

Афазия почти никогда не возникает как самостоятельная патология. Чаще всего амнестическая дисфазия сочетается с синдром Герстмана, который проявляется нарушением арифметического счета, письма, пальцевой агнозией и нарушением ориентации между пространственными понятиями «право-лево». Эти патологии, паузы между словами и трудности в назывании предметов наводят мысль врача на амнестическую афазию.

Следующие диагностические приемы выявляют болезнь:

  1. Проба на запоминание 6 слов по две группы, в каждой из которых по 3 слова. Запоминание двух предложений и двух малых рассказов. Для выявления амнестической афазии следует попросить эти два рассказа воспроизвести после их озвучивания и спустя 2-3 часа. Как правило, в отсроченном повторении воспроизводится больше информации.
  2. Проба, при которой врач предъявляет картинки с предметами и просит больного назвать их.
  3. Проба на описание. Нейропсихолог рассказывает суть предмета, а больному нужно его назвать. Например, 4 ножки, прямоугольная деревянная поверхность, на него ставят тарелки, вилки и ложки. Что это? Если больной не может назвать «стол», есть вероятность амнестической афазии.

Методы коррекции

Коррекция заключается в улучшении работы нейронных связей между отделами коры головного мозга. Суть – восстановить соотношения названий предметов и их предназначения при помощи изображений с картинами и метода классификации. Упражнения начинаются с легкого. Например, просят показать и назвать свои части тела. Далее пациента просят осмотреть комнату и найти предмет по названию, озвученное врачом.

Сложные упражнения представляют собой написание небольших рассказов по картинкам, которые дает нейропсихолог, просят пересказать повествование. Эти упражнения расширяют объем слуховой и зрительной памяти.

Амнестическая афазия возникает при поражении задневисочных и теменно-затылочных отделов мозга. Единственным и центральным симптомом является затруднение в назывании предметов. В основе этой афазии лежат два фактора . Первый – связан с дефектами оптического восприятия предмета, с дефектами выделения его существенных признаков. Второй связан с патологическим состоянием коры, затрудняющим выбор слова из нескольких альтернатив.

В клинической картине на первое место выступает обилие поисков слов-наименований, обилие вербальных парафазий в устной спонтанной речи. Из всех функций речи прежде всего и грубее нарушается номинативная функция. При попытке назвать предмет больные перечисляют группу слов, но обязательно из этого же семантического поля. В отличие от сенсорной и акустико-мнестической афазий подсказка помогает. Это указывает на то, что акустический гнозис сохранён.

В психологической картине можно отметить нарушение номинативной функции речи. Все виды и формы речи не нарушаются. Сохранено чтение и писание. Эта форма афазии встречается редко.

Все формы афазии отличаются по клинической и психологической картинам и по нейропсихологическому синдрому. В основе различия лежит центральный механизм (фактор). Первой задачей нейропсихолога является вычленение механизма и анализ синдрома. Сосудистые поражения мозга часто приводят к комплексным, смешанным формам афазии.

Алалия

Алалия – это отсутствие или ограничение речи у детей, обусловленное недоразвитием или поражением в доречевом периоде речевых областей коры головного мозга: лобных или височных. При установлении этого диагноза должны быть исключены глухота, механическая анартрия и слабоумие. Различают моторную, сенсорную и тотальную алалию. При моторной алалии речь нарушена, но сохранено её понимание. Обращает на себя внимание отсутствие или органичение гуления, поздно появляющийся и очень бедный лепет. Отсутствие речи у ребёнка 2-3 лет должно вызывать тревогу. Если при нормальном речевом развитии лепет появляется во втором полугодии первого года жизни, то у детей с моторной алалией лепет появляется на втором и третьем году жизни, поэтому их называют «безречевыми». К концу третьего года и позже у детей появляются отдельные звукоподражания или слоговые элементы, которые сохраняются на длительный срок. Накопление словаря идёт медленно и, как правило, за счёт существительных, наиболее часто произносимых родителями. Структура слова нарушена: дети употребляют первый или ударный слог, наблюдается упрощение слоговых элементов. В возрасте 4-5 лет происходит некоторая активизация речи, обогащение словаря за счёт наиболее простых по структуре слов. Существительные употребляются в именительном падеже, глаголы – в неопределённой форме. В этот период становится отчётливо видно отставание в развитии речи. Постепенно начинает формироваться фраза, структура которой резко нарушена из-за аграмматизмов. Бедность словаря сохраняется. После 5-летнего возраста отмечается активация речи, наряду с существительными появляются глаголы, но предлоги и дополнения в речи отсутствуют. Таким образом, прослеживаются этапы речевого развития: позднее речевое развитие, медленное накопление словаря, нарушение структуры слова, позднее накопление словаря и формирование фразовой речи с выраженными аграмматизмами, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи. Занятия с детьми по развитию речи выявили трудности запоминания и составления фразы. Рассказ по картинке происходил в форме вопросно-ответной речи с называнием отдельных предметов, действия не учитывались. У детей отмечался недостаточный интерес к речи окружающих.

Дети с выраженной алалией должны рано начинать занятия с логопедом по развитию речи и обучаться в школе для детей с речевыми нарушениями. В более лёгких случаях дети должны заниматься с логопедом до школы и в период школьного обучения, продолжать занятия со школьным логопедом для профилактики дисграфии.

В противоположность моторной алалии при сенсорной дети многословны даже в период лепетной речи. На фоне сохранённого слуха у детей отмечается нарушение восприятия речи. В одних случаях дети слышат слова, повторяют их, но не соотносят с предметом, его обозначающим. Связи «слово – предмет» и при многократных повторениях не формируется. Поведение детей правильное, интерес к окружающему достаточный, экспрессивная речь развивается. Более тяжёлым вариантом сенсорных нарушений являются сенсорные расстройства, когда дети не понимают речи окружающих людей и не могут повторить слово вслед за педагогом. Они лучше воспринимают тихие звуки или звуки средней громкости, в то время как громкие звуки их раздражают. Они лучше воспринимают речь человека, постоянно общающегося с ними, а речь незнакомого человека не воспринимают вовсе. При сенсорной и тотальной алалии обучение детей крайне осложнено.

Все дети с алалиями нуждаются в раннем выявлении и медико-педагогической помощи для подготовки к школьному обучению. Интеллектуальное развитие детей с алалиями может приближаться к норме.

Дизартрия

Дизартрия – это речевое нарушение, вызванное поражением центральной нервной системы, которое проявляется в расстройстве артикуляции, фонации и дыхания. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм: бульбарную, псевдобульбарную, корковую, смешанную и мозжечковую.

При бульбарной форме в патологический процесс вовлекаются ядра черепных нервов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, которые иннервируют группы мышц артикуляционного аппарата, участвующих в звукообразовании, фонации и дыхании. При поражении ядер черепных нервов парез или паралич носит характер периферического, при этом нарушается проведение нервного импульса и мышцы атрофируются. Особенно заметны дизартритические расстройства при поражении подъязычного нерва с одной стороны, при этом кончик языка отклоняется в сторону пареза.

Более распространёнными являются псевдобульбарные дизартрии. Они возникают тогда, когда поражается корково-стволовой пирамидный путь, иннервирующий ядра двигательных черепных нервов, участвующих в артикуляционных движениях. Осложняют дизартрию вторичные нарушения формирования премоторной и теменно-височных областей мозга, происходящие после рождения. У грудных детей происходит задержка гуления и лепета. Появляющиеся в последующем звуки оказываются однообразными, тихими, редкими, кратковременными, без интонаций. С возрастом лексическое развитие речи ребёнка задерживается. В результате нарушения артикуляций страдает фонетическая сторона речи. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, что затрудняет контакт с окружающими. В последующем некоторые звуки формируются, но речь остаётся смазанной, плохо модулированной, невнятной. Речедвигательные затруднения вторично приводят к нарушению анализа звукового состава слова. Дети не различают звуки на слух, затрудняются в повторении звукового ряда, выделении звуков в словах, что даёт основание рассматривать эти нарушения как фонетико-фонематические расстройства.

Неврологическая симптоматика, на фоне которой развивается псевдобульбарная дизартрия, характеризуется парезами и параличами конечностей и нарушением функций других черепных нервов.

Корковая дизартрия. В случаях поражения артикуляционного праксиса, когда поражается нижний отдел постцентральной извилины, наблюдается вариант корковой афферентной апрактической дизартрии. В этих случаях расстраивается произнесение согласных звуков, причём нарушения артикуляции непостоянны. Отмечается поиск артикуляционного уклада речи, что замедляет её темп и нарушает плавность.

Кинетический вариант корковой афферентной апрактической дизартрии возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария. Он характерен затруднениями произнесения сложных предложений. Речь ребёнка напряжённая, замедленная. При исследовании артикуляционного праксиса отмечаются трудности воспроизведения серии последовательных движений по заданию.

При смешанной дизартрии (экстрапирамидной) наблюдается мышечная дистония в общей и артикуляционной моторике. Дистония значительно искажает артикуляцию, возникает замена и пропуск звуков. Дистония артикуляционных мышц обычно сочетается с гиперкинезами мышц лица, языка, губ, диафрагмы, межрёберных мышц, в связи с чем дизартритические нарушения сочетаются с расстройством дыхания и фонации.

Мозжечковая форма дизартрии возникает при поражении путей, связывающих двигательную зону коры головного мозга со стволом и мозжечком. Для неё характерны гипотония артикуляционных мышц, а также десинхронизированное дыхание, фонация и артикуляция. Речь замедленная, толчкообразная, с нарушенной модуляцией, затуханием голоса к концу фразы. В неврологическом статусе больных – атаксия, расстройство координации движений.

Наряду с хорошо выраженными формами дизартрии наблюдаются стёртые, малозаметные, при которых артикуляционные и общемозговые нарушения выявляются при обследовании или функциональной нагрузке. Дети с такими расстройствами с раннего возраста нуждаются в специальных лечебных и педагогических мероприятиях.

Навигация

По сравнению с другими формами речевых расстройств амнестическая афазия не так сильно снижает качество жизни заболевшего человека. Но и это состояние представляет определенную угрозу для пострадавшего. Во-первых, нарушение не возникает само по себе, а является лишь проявлением поражения тканей головного мозга. Оно может сопровождать развитие опасного для здоровья и жизни пациента заболевания. Во-вторых, по мере прогрессирования патологии ухудшается психоэмоциональный настрой человека, у него возникают проблемы с социализацией. Наконец, амнестическая форма расстройства редко встречается обособленно, обычно она идет в комплексе с другими афазиями.

Нарушение является лишь проявлением поражения тканей головного мозга, по мере прогрессирования патологии ухудшается психоэмоциональный настрой человека.

Что такое амнестическая афазия

Все разновидности афазий возникают в результате снижения функциональности тканей коры или вещества головного мозга в месте расположения отделов, отвечающих за формирование речи. Это может происходить под влиянием внешних факторов, внутренних процессов, органических поражений ЦНС. Афазия амнестическая становится результатом нарушений, захватывающих границу на стыке височной, теменной и затылочных областей в левом полушарии мозга. Как становится ясно из названия патологии, она протекает с определенными проявлениями амнезии.

Амнестическая афазия считается одним из самых легких речевых расстройств. Ее течение сопровождается минимальной потерей контроля пациента над высшими функциями его нервной системы. Клиническая картина патологии довольно размытая, иногда больной и его близкие даже не замечают наличия проблем. Для расстройства характерна утрата способности быстро подбирать слова для устного выражения мыслей. Во время спонтанной речи пациент забывает названия предметов, но может их описывать. Это в какой-то мере осложняет его взаимодействие с окружающими.

При амнестической афазии у пострадавшего не нарушена артикуляция, не снижен уровень интеллекта. У него сохраняется привычная острота слуха. Со стороны подача таким человеком информации выглядит несколько странно. Он использует мало существительных, плохо подбирает глаголы, оперирует в основном пространными описаниями.

Во время спонтанной речи пациент забывает названия предметов, но может их описывать.

Причины

На органическом уровне амнестическая афазия возникает из-за нарушения связи между несколькими анализаторами посредством передачи клетками нервных импульсов. В зависимости от типа провоцирующего фактора расстройство может проявиться резко или развиваться постепенно.

Внезапное появление очевидных признаков амнестической афазии может быть результатом таких патологий:

  • ишемический или геморрагический инсульт, тромбоз церебральных сосудов;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы, особенно открытого типа;
  • стремительное развитие ряда психопатий;
  • отравление ядами, наркотическими средствами, алкоголем, медикаментами.

Постепенное развитие амнестической афазии с нарастанием клинической картины характерно для формирования опухолей в головном мозге, сосудистых заболеваний. Также причиной может стать инфекционный или воспалительный процесс, затрагивающий вещество или оболочки мозга.

Речевые расстройства нередко сопровождают развитие дегенеративных процессов в ЦНС, например, при болезни Альцгеймера.

Черепно-мозговые травмы легкой или средней степени тяжести тоже представляют опасность. Амнестическая афазия может стать их отсроченным осложнением, особенно, если в остром периоде у пострадавшего отмечались проблемы с памятью.

Неврологи выделяют ряд факторов, повышающих вероятность развития нарушения. В группе риска находятся пожилые люди, лица с наследственной предрасположенностью к перечисленным выше патологиям. Опасность представляют и общие болезни: атеросклероз, гипертония, ИБС, сахарный диабет, пороки сердца, мигрень или эпилепсия в анамнезе.

Симптоматика и проявления

В 90% случаев амнестическая афазия протекает мягко, из-за чего ее клиническая картина выражена слабо. Иногда симптомы патологии замечает только медицинский работник, вынужденный по каким-то другим причинам общаться с пациентом в течение длительного времени. Очень редко лица с этой формой речевого расстройства сами обращаются к неврологу по причине проблем с социализацией или эмоционального дискомфорта.

В 90% случаев амнестическая афазия протекает мягко, из-за чего ее клиническая картина выражена слабо.

Амнестическая афазия определяется по таким признакам:

  • пострадавший хорошо разбирается в предметах, их описании, свойствах и функциях, но при этом не может вспомнить названия объектов;
  • речь больного построена на использовании одних и тех же слов, фраз, словосочетаний. Иногда это приводит к коверканию предложения в плане логики или грамматики;
  • снижение памяти нередко распространяется на имена собственные;
  • иногда в изложении информации проскакивают неправильно употребленные слова, паузы. Может снижаться темп речи;
  • высказывания содержат минимум существительных и однотипные глаголы.

При амнестической афазии не страдает артикуляция, сохраняются способности к чтению и письму. В зависимости от типа заболевания, поразившего головной мозг, у пациента будут присутствовать общие или неврологические симптомы. Нередко этот тип нарушения речи дополняется другими формами патологии.

Диагностика

В силу особенностей течения амнестическая афазия нередко остается незамеченной до появления более очевидных признаков поражения ЦНС. При любом подозрении на речевое расстройство, затрагивающее свойства памяти, необходимо посетить невролога. Специалист соберет анамнез, проверит рефлексы, проведет базовые тесты для оценки функциональности областей головного мозга, отвечающих за речь. На наличие проблем с сфере неврологии могут указать такие симптомы, как асимметрия лица, мышечная слабость, судорожные подергивания мышц и многое другое.

Факт наличия или отсутствия речевых нарушений проверит логопед. Диагностика в обязательном порядке должна включать обследования, направленные на выявление причины амнестической афазии. В этом помогут МРТ, КТ, люмбальная пункция, рентген черепной коробки, УЗИ церебральных сосудов, лабораторные исследования крови. Наличие у пациента проявлений речевого расстройства позволит понять, в какой части головного мозга сосредоточен очаг заболевания.

Лечение

Амнестическая афазия – это только одно из последствий поражения ЦНС. Для избавления от состояния необходимо устранить его причину, выступающую в качестве провокатора. В зависимости от типа и степени тяжести заболевания головного мозга терапия может ограничиться консервативными подходами или включить оперативное вмешательство.

Лечение, направленное на борьбу с самим нарушением речи, основывается на приеме больным медикаментов, посещении им сеансов физиотерапии и занятий с логопедом. Подбирать подходящие препараты может только врач. Обычно упор делается на применение ноотропов, антигипоксантов, сосудорасширяющих средств, нейропротекторов, витаминов. Воздействие на проблему должно быть комплексным, систематическим, с учетом особенностей ситуации. Не стоит ограничивать свое лечение сеансами с логопедом – предложенные им упражнения рекомендуется выполнять в домашних условиях, заручившись поддержкой близких. Только в этом случае можно рассчитывать на появление признаков положительной динамики и минимальный риск рецидива.

Практика показывает, что амнестическая афазия у пациентов более молодого возраста может быть вылечена за несколько месяцев. Средние показатели по достижению стойкого лечебного эффекта колеблются в пределах 2-5 лет. Пожилые люди редко полностью избавляются от проявлений патологии, но и в их случае можно добиться притупления тревожных симптомов.

Транзиторные ишемические атаки, инсульт и другие повреждения головного мозга могут привести к развитию афазии. Основной признак данной патологии - приобретенные нарушения речи различной степени выраженности. Развивается болезнь в результате повреждения участков ЦНС, ответственных за речевую функцию. Амнестическая афазия наблюдается при поражении теменной или височной области коры больших полушарий и связана с невозможностью пациента назвать объект при сохранении способности к его описанию. Диагностика и лечение патологии носит комплексный характер. В терапии используются лекарственные средства, а также длительная речевая и социальная реабилитация.

О заболевании и его классификации

Афазия проявляется нарушением речи в результате органического поражения нервной ткани в различных участках головного мозга. Локализация повреждённой области обусловливает клинические проявления болезни. На основании характера нарушения речи, невролог А.Р. Лурия выделил несколько типов афазии:

  1. , которая дополнительно разделяется на эфферентную и афферентную. Появляется при поражении пре- и постцентральной извилин. Характеризуется трудностями в подборе правильных звуков и нарушении двигательного процесса артикуляции.
  2. , проявляющаяся нарушением восприятия речи окружающих и своей собственной, в результате чего она становится неразборчивой и аграматичной. Развивается у больных с поражением центра Вернике.
  3. Акустико-мнестическая возникает у пациентов с повреждением волокон, соединяющих гиппокамп, ответственный за память, со слуховой корой. Речь у больных скудная, с большим количеством пропусков существительных и парафраз.
  4. афазия возникает при поражении лобных участков коры больших полушарий. Человек перестает понимать сложные грамматические конструкции и начинает использовать простые предложения в своей речи.
  5. Амнестическая, характеризующаяся невозможностью пациента обозначить название конкретного предмета. Встречается при повреждении височных и теменных отделов головного мозга.



Амнестическая афазия встречается у 5-10% больных с поражением коры больших полушарий. Заболевание приводит к снижению уровня качества жизни в связи с затруднением общения с окружающими людьми. Помимо этого, возникают трудности в профессиональной жизни пациента и вероятность утраты трудоспособности.

Основные причины

Возникновение амнестической афазии наблюдается при воздействии на головной мозг любых повреждающих факторов. Необходимо отметить, что для возникновения симптомов у правшей, повреждение должно локализоваться в левом полушарии, а у левшей - наоборот. К основным причинам органических изменений в ЦНС относят:

  • черепно-мозговые травмы, происходящие в результате дорожно-транспортного происшествия или при прямом ударе в височную или теменную область (подобное воздействие обусловливает механическое повреждение нервной ткани);
  • энцефалит и менингит, характеризующиеся развитием гнойного или серозного воспаления и разрушения нервных клеток, а также их волокон (наблюдаются при бактериальном, вирусном или грибковом инфицировании);
  • доброкачественные или злокачественные опухоли с внутричерепной локализацией;
  • проведенные хирургические вмешательства в области височной и теменной коры (при удалении опухолей, сосудистых аневризм и других образований, возможно повреждение функциональных корковых зон, ответственных за речь);
  • транзиторные ишемические атаки и инсульты любого типа, проявляющиеся некрозом отдельных участков коры больших полушарий;
  • острые интоксикации ядами и лекарственными препаратами (аналогичные изменения развиваются на фоне печеночной и почечной недостаточности, в связи с накоплением в крови токсичных продуктов обмена веществ);
  • ейродегенеративные заболевания - болезнь Пика и Альцгеймера, характеризующиеся постепенным разрушением нейронов в коре головного мозга.

Помимо указанных причин, выделяют предрасполагающие факторы к развитию амнестической афазии. К ним относят наследственную предрасположенность и пожилой возраст человека.

Клинические проявления

Симптомы амнестической афазии развиваются медленно, в связи с чем, сам пациент и его близкие люди могут длительное время не догадываться о заболевании. Периодическую невозможность назвать предмет часто связывают с возрастом человека, что приводит к поздней постановке диагноза. К основным клиническим проявлениям относят следующие клинические признаки:

  • человек не может назвать предмет, однако, легко описывает его внешние характеристики и предназначение;
  • из-за сложности подбора названий вещей, речь больного замедлена и имеет большое количество пауз (может наблюдаться противоположная ситуация - беглая речь с частыми ошибками в употреблении слов);
  • повторение одних и тех же слов и словосочетаний (характерно большое число описательных конструкций и парафраз);
  • количество существительных снижается (наиболее часто, речь состоит из прилагательных, описывающих какой-либо предмет);
  • речь логичная и грамматически правильная;
  • навыки чтения и письма не страдают и сохраняются на прежнем уровне;
  • произношение звуков и их сочетаний не изменяется;
  • изменения артикуляции не выявляются.


Амнестическая афазия характеризуется невозможностью удержания названия предмета. В результате этого пациентом используются сложные описательные конструкции, состоящие преимущественно из прилагательных. Именно подобная особенность речи позволяет заподозрить заболевание и обратиться за медицинской помощью.

Диагностические мероприятия

Вопросами диагностики и лечением занимаются два специалиста - врач-психиатр и невролог. Ни в коем случае не следует самостоятельно выставлять диагноз и подбирать терапию. Это может стать причиной быстрого прогрессирования основного заболевания и развития его осложнений. В лечебных учреждениях обследование больного проводится по следующему алгоритму:

  1. Собираются жалобы больного, а также анамнез жизни и заболевания. Специалист выявляет факторы и возможные причины повреждения головного мозга. В большинстве случаев, необходимо дополнительно побеседовать с близкими людьми.
  2. Общеклинические исследования: общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, электрокардиограмма и др.
  3. В связи с наличием когнитивных нарушений, всем пациентам показана нейропсихологическая диагностика, основанная на изучении памяти, внимания, способности к восприятию информации и пр. Подобные методы позволяют уточнить характер нарушения речи, а также предположить локализацию очага поражения в головном мозге.
  4. Проведение компьютерной или магнитно-резонансной томографии используется для исследования структур ЦНС. Врач получает возможность оценить их целостность и выявить участки повреждения нервной ткани.
  5. При подозрениях на черепно-мозговую травму, проводят рентген-диагностику черепа. Метод позволяет выявить повреждения костных структур, свидетельствующие о ЧМТ.
  6. В случае нейроинфекций для выявления патогенного микроорганизма проводят иммуноферментный анализ (ИФА) или полимеразную цепную реакцию (ПЦР) крови и ликвора пациента.
  7. УЗИ и доплеровское картирование шейных и мозговых сосудов используется при подозрениях на ишемический характер возникновения симптомов. В процессе исследования, врач может установить сужения артерий, формирование в них аневризм, мальформаций и пр.

Комплексный подход к диагностике позволяет определить точную локализацию повреждения головного мозга и выставить точный диагноз.

Эффективное лечение

Основная задача терапии - устранить первопричинный фактор, приведший к развитию заболевания. В случае выявления опухолевых образований, гематомы и других объемных структур, больному показано проведение нейрохирургического вмешательства с их удалением. При нейроинфекциях назначают этиотропную терапию - антибактериальные, противогрибковые или противовирусные препараты.

Лечение амнестической афазии и устранение ее симптомов включает в себя медикаментозные и немедикаментозные виды воздействия. Среди лекарственных средств выбирают следующие препараты:

  • ноотропы (Фенотропил, Пирацетам и др.), улучшающие обмен веществ в нервной ткани и способствующие повышению когнитивных функций;
  • медикаменты, улучшающие мозговое кровообращение: Актовегин, Церебролизин и их аналоги (повышают доставку питательных веществ и кислорода с кровью к коре больших полушарий, что положительно сказывается на когнитивных навыках человека).

Назначение любых лекарственных препаратов должен проводить только врач. Все медикаменты имеют ряд противопоказаний к своему использованию, которые следует учитывать при подборе лечения. В противном случае, у больного могут появиться побочные эффекты лекарств. Кроме медикаментозного воздействия, применяют методы неинвазивной стимуляции головного мозга с помощью магнитных полей или слабого электрического тока. Подобные процедуры улучшают работу нервной ткани и позволяют повысить когнитивные навыки.

Реабилитационные мероприятия

Наибольшее значение в коррекции амнестической афазии имеет правильная и комплексная реабилитация. Обучение, направленное на восстановление речи и других навыков, проходит в несколько этапов:

  1. Сначала пациента учат работать с предметами через их зрительный образ. Для этого используют карточки с изображением и его названием. Это позволяет связать определенный зрительный образ предмета и функции с его наименованием.
  2. На втором этапе акцент в реабилитации сделан на восстановлении ситуативно-обусловленной речи. С больным проводят комплекс занятий, включающих в себя ориентировку на месте с речевыми указаниями специалиста, обсуждение различных бытовых тем. Для закрепления полученных результатов проводится самотестирование, анкетирование и занятия с реабилитологами.
  3. Последний этап направлен на улучшение зрительной и слухоречевой памяти. Пациенту предлагают разгадывать кроссворды и загадки, пересказывать отрывки из книг или проведенной беседы и сочинять истории. Проводят занятия на улучшение фактической памяти с помощью запоминания важных дат, адресов и другой информации. Важное значение имеет общение с близкими людьми, так как активная речь и ее восприятие помогают больному восстановить функции различных отделов головного мозга.


Помимо указанных занятий, все больные нуждаются в постоянной трудовой деятельности, чтении книг и посещении занятий лечебной физкультурой. Процесс реабилитации продолжается от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от тяжести повреждения головного мозга.

Как предупредить развитие заболевания

Профилактика амнестической афазии основывается на превентивных мерах, обуславливающих поражение структур ЦНС. К ней относятся следующие врачебные рекомендации:

  • избегать ситуаций, способных привести к черепно-мозговым травмам (при занятиях травмоопасными видами спорта использовать шлем и другую защитную амуницию);
  • при наличии заболевания сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов, соблюдать назначения врача и не заниматься самолечением;
  • после нейрохирургических операций полностью проходить реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление когнитивных навыков;
  • регулярно заниматься спортом, включающим в себя аэробные нагрузки и силовые тренировки;
  • исключить вредные привычки - употребление спиртных напитков и курение;
  • нормализовать рацион питания, исключив из него все жирные, соленые, копченые продукты, и увеличив долю нежирных сортов мяса (курятина, крольчатина), рыбы, фруктов, овощей и ягод;
  • в пожилом возрасте продолжать читать книги, учить стихи, заниматься рукоделием и другими хобби (подобные занятия предупреждают развитие и болезни Пика).

При выявлении любых признаков амнестической афазии у себя или близкого родственника, следует сразу же обратиться за медицинской помощью. Лечением патологии занимается врач-невролог или психиатр. При отсутствии данных специалистов, необходимо посетить терапевта, который проведет первичную диагностику и направит больного на дальнейшую консультацию в профильные лечебные учреждения.

Прогноз зависит от степени повреждения нервной ткани и времени начала лечения и реабилитации. При небольшой зоне поражения и раннем начале терапии, у больного постепенно восстанавливается нормальная речь и другие когнитивные навыки. Если лечение начато поздно, то его эффективность ограничена. Возможны остаточные речевые дефекты различной выраженности. Важное значение в устранении афазии играет поддержка близких людей, непосредственно участвующих в реабилитации больного.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама