THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

1. Характерные черты этнических религий.

2. Виды этнических религий.

Характерные черты этнических религий

На смену родоплеменным верованиям приходят этнические религии, которые еще называют национальными или национально-государственными. Обязательным историческим основанием их является наличие в обществе сообществ, рожденных социальной дифференциацией, и консолидация их в форме государства. Этнические религии - это такие религиозные верования, которые, как правило, охватывают своим влиянием все слои населения в пределах одной национального государства. Не все народы прошли этап этнических религий. Некоторые восприняли в своем мировоззрении какую мировую религию, находясь еще на стадии родоплеменной. Так, большинство арабских и африканских народов не проходили стадию этнических религий и сразу приняли одну из мировых.

В национальных религиях конфессиональные и этнические границы, как правило, совпадают, хотя при определенных условиях и обстоятельствах их сторонниками могут быть другие национальности. Существуя на конкретном этнической почве, они тесно переплелись с элементами национальной культуры, традиций и обычаев народов, их исповедовали или исповедуют. Национальные религии оказывают значительное влияние на формирование менталитета народа, регламентирующих поведение и быт его представителей, способствуют развитию и сохранению соответствующего этноса, препятствуют его культурной и языковой ассимиляции. Функционируя в пределах определенных этнических определенности, религия так тесно переплетается с ними, что можно говорить об определенном этноконфессиональных синкретизм.

Истоки этноконфессиональных образований связаны с существованием религий на почве различных исторических типов общностей людей от первобытных племен до современных развитых наций. Формирование связей между ними перерастает в этноконфессиональные сообщества, которые являются следствием взаимодействия определенной религии с элементами этноса. Под влиянием этнических и религиозных традиций в этноконфессиональной общности складывается относительно замкнутый тип ее жизнедеятельности, специфические черты быта. Для этноконфессиональных образований характерна высокая степень изоляции от других этносов и религий который поддерживается запретом межнациональных и межконфессиональных браков, ревнивым защитой своей этнической исключительности и истинности своей веры.

Этап этнических религий связан преимущественно с доминированием политеизма, а то и генотеизму. На этом этапе уже произошло четкое разграничение касты жрецов-служителей этнического культа. Значительно упрощаются, но уже оформляются в строгую систему соблюдения обрядового действа, других форм набирает жертвоприношения. Этнические религии имеют письменное традицию, появляются их "священные тексты". Утверждается учение о потустороннюю воздаяние каждому по его земную жизнь.

Не все этнические религии сохранились. Их, как правило, вытеснили мировые религии. Те же, что сохранились, подверглись значительные трансформации и не появляются в своем первоначальном виде.

Виды этнических религий

Характерной особенностью духовной истории разных народов мира является то, что они на определенных этапах своей истории создают свою собственную религиозную систему. Рассмотрим вкратце некоторые из них.

Древнегреческая религия - это система политеистических верований и культов племен и народов Древней Греции, появились и оформились в период возникновения и развития рабовладельческого общества. Характерными особенностями этой религии были олицетворение и одушевление явлений природы (анимализм), связанные с ними человекообразные боги и толкование их поведения с помощью мифов. Все, что окружало древних греков, по их представлениям, было заселено божествами. Особенно почиталась у них кормилица всего Гея, что отражало влияние матриархата. При господстве родовой знати мелкие местные божества были заменены олимпийскими божествами, иерархию которых возглавил Зевс - "отец людей и богов", который воплощал в религиозной форме черты патриархального владыки: господствовал над небом, землей, морем и адом. Пантеон древнегреческих богов описали Гомер (viii в. До н.э.) в "Илиаде" и "Одиссее" и Геосид (vii в. До н.э.) в "Теогонии", то есть "Родовида богов". В начале новой эры старая греческая вера уступает христианству, которое больше соответствовало требованиям времени и духовным потребностям людей.

Древнеегипетская религия как политеистическая система верований и культов сформировалась в VI-IV вв. до н.э. В каждой области (но-ми) Египта были свои пантеоны и культы богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т. Д. Позже местные божества группируются в виде триад во главе с богом-демиургом (фиванская триада - бог Солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог Луны; мемфисская - Птица, его жена Сехмет - богиня войны, их сын Нефертум - бог растительности и т. д.). Значительную роль в древнеегипетской религии играли представления о загробной жизни как непосредственное продолжение земной, но только в могиле. Со временем возникают представления о том, что души (ба) умерших путешествуют по миру. Характерной чертой этой религии является обожествление животных. Среди наиболее почитаемых - воплощение разных богов - бык (Апис, Мневис и др.), Корова (Хатор, Исида), баран (Амон, Хнум), змея, крокодил (Себек), кошка (Баст), сокол (Гор), ибис (Тот) и т.д. По представлениям древних египтян, мир сначала выглядел хаоса, был водной бездной, из которой вышли боги, которые создали землю, небо, людей, животных и растения. Здесь на первое место бога демиурга выступает Солнце. Традиции древнеегипетской религии обожания фараонов, которые важалися "служителями Гора", влияли на династийнисть царствования.

Древнеиндийская религия - совокупность религиозных взглядов и обрядов, которые возникают в ii тыс. До н.э. в среде так называемых индо-ариев. В становлении этой религии выделяют ведическую и брахманский сутки. Первая из них характеризуется созданием Вед - священных книг, где описываются пантеон богов, важные стороны ритуала и обрядности. Весь пантеон состоит из 33 богов (хотя упоминаются и другие числа), которые делятся на земных, атмосферных и небесных. Важное место в этот период занимают также различные божества как олицетворение отвлеченных понятий, полубоги, мы-фологизовани деятели, враждебные силы. Главный смысл обрядности - жертвоприношение (яджна) как употребление священного напитка сома или принесение в жертву богам растений, животных, людей. Мир, по Ведам, созданный или воды враждебными силами (девами и асура-ми), или из яйца богом Праджапати, или Брахманом. Вселенная состоит из пяти элементов - воды, земли, огня, воздуха, эфира (акаша). Брахманский сутки отмечается изменением ритуала, созданием комментариев к Ведам - брахманов и араньяк, а также брахманов, распространяется явление аскезы. Мир, согласно учению этого периода, руководствуется общими законами кармы, которой подчиняются боги и люди. Господствующей становится концепция реинкарнации (переселения душ) и необходимости освобождения от бесконечных изменений своих состояний (сансара).

Источниками изучения древнеиндийской религии, в частности брахманизма, являются: 1) четыре сборника Вед ("Ригведа", "Атхарваведа", "Самаведа", "Яджурведа") 2) Брахманы - тексты-комментарии в соответствующие Вед; 3) Араньякы - тексты, связанные с Брахманами; 4) Упанишады - религиозно-философские тексты периода брахманизма. Главный принцип мировосприятия брахманизма - обожествление природы. Большинство богов пантеона Вед воплощают отдельные природные явления и стихии. Они делятся на земных, атмосферных и небесных. Богам-девам противостоят демонические существа - асуры, госпожа, даса и др. Первоосновой мира и действующих в нем законов, универсальным принципом Вселенной, которому подчиняются боги и люди, есть Рита. Ему противостоит принцип Анрита - беспорядок, хаос, отсутствие истины. Позже в брахманизме Рита даст толчок к появлению концепции кармы и дхармы.

Привилегированным положением в древнеиндийском обществе были жрецы-брахманы. Сначала основная их функция состояла из выполнения обрядов и произнесения или пение молитв. Но с развитием религиозного мышления они монополизируют практически все сферы жизни общества. С этого времени в брахманизме начинается переход от многопланового пантеона Ригведы, в котором отсутствовал центральный образ, к системе, зафиксированной в Упанишадах, которая сводила все проявления бытия к безличного космического абсолюта - Брахмана.

Появление в VI в. до н.э. таких религиозных систем, как буддизм и джайнизм, привело к ослаблению брахманизма и поставило перед ним задачу реформации. Следствием этой реформации было появление в конце I тыс. До н.э. индуизма.

Древнеиранская религию называют еще зороастризмом (иногда - парсизмом). Эта дуалистическая религия возникла в Х ^ ее ст. до н.э. и распространилась в Средней Азии и Азербайджане. Ее основателем считают пророка Заратустру (Зороастра), которому приписывают создание священной книги Авесты и объединения основных религиозных представлений древних персов. Основная идея этой религии - признание борьбы двух существующих сил - Ахурамазды

(олицетворяет свет, добро, истину и жизнь) и Анхра-Майнью (темнота, зло, обман и смерть). Ареной борьбы этих сил мир. В ней принимают участие и люди, обладающие свободой выбора. Усилия сторонников Ахурамазды должны привести в конечном итоге к победе света и добра. Праведной жизнью, достойным спасения, в зороастризме считалось приумножение материальных благ с помощью землепользования. Культ зороастризма сводится к признанию бессмертия души, загробной жизни и конца света, честь священного огня, которому посвящались храмы (огонь рассматривается ими как "сила, очищает»). В наше время эта религия сохранилась в парсов (Индия) и в огнепоклонников (Иран).

Римская религия в значительной мере отражена в римской мифологии, которая подверглась воздействию греческой. С образованием Римского государства боги (их было около 30) стали общегосударственными, не связанными с определенной территорией. Самым высоким среди этих богов считался Юпитер, который олицетворял могущество Рима. В Риме для всех граждан был установлен обязательный культ так называемой тройке (Юпитера, Юноны и Минервы). Превращение Рима на средиземноморское государство привело заметное влияние восточных культур с культами богов, в частности митраизма. Кризис же общественного строя в Риме в начале новой эры и особенно в Ш-В ст. н.э. вызвала глубокие социальные и мировоззренческие изменения, вызвала переход огромных масс населения в христианство.

Индуизм в его классическом виде сформировался в середине I тыс. Н.э. в результате эволюции и слияния ведической и брахманистские традиций. В основу его вероучения положены религиозные и философские идеи брахманизма (дхарма, карма, сансара, мокша, Реин-карнации). Среди богов в индуизме наиболее уважаемыми являются Брахма, Вишну и Шива. Они составляют "тримурти" - триаду главных индийских богов и олицетворяют три основные функции - творческую, охранную и разрушительную. Сегодня самостоятельный культ Брахмы почти отсутствует. Предпочтение отдается богам Вишну и Шива, которые доступны и близки простым верующим. Поклонники этих богов - вишнуитов (вайшнавы) и шиваиты составляют две основные группы индуистов. Бог Вишну появляется во многих образах и имеет десятки различных имен. Восьмым воплощением (аватарой) Вишну был Кришна, девятым - Будда, приход десятой аватары - Калки - только ожидается. Шива сочетает в себе противоположные, но одновременно близкие черты: он и носитель смерти, и победитель ее, он уничтожает и дарит жизнь. В индуизме популярен культ богинь, которые выступают в роли жен основных богов. Кроме того, каждый индуист избирает для поклонения собственного бога среди трех тысяч существующих.

Культовая практика индуизма такая же разнородна, как и само учение. Но общим является признание трех путей (марги) чествования Бога, приближение к нему и спасения: кармамарга (праведную жизнь в соответствии с религиозными установками), джнянамарга (правильное познание Бога через философствования и размышления), бхактимарга (приближение к Богу через безграничную любовь к нему). Все объекты признания в индуизме - священные камни, растения, животные, Боги - имеют свои храмы, часовни, алтари, которых в Индии насчитывается тысячи с различными культурными традициями и архитектурными формами. ^

В индуизме отсутствует единая церковная организация. Его функционирование обеспечивается институтом жречества, высокий авторитет которого сохраняется до сих пор. Храмовые жрецы отправляют культ в храмах, местах массовых молений, домашние - надзор за религиозной жизнью в семьях. Индуистов сейчас в мире около миллиарда. Его исповедует 85% населения Индии, он распространен в Пакистане, Малайзии, Шри-Ланке, Непале, Бангладеш, некоторых странах Африки. Есть сторонники и среди европейцев и американцев, исповедующих его, чаще всего в реформированных или модернизированных вариантах. В Украине неоиндуизм представляют общины Общества Сознания Кришны, Саи-Бабы, Шри-Чинмоя, Общества Всемирной Чистой религии и др.

Китай представляют две национальные религии - даосизм и конфуцианство.

Даосизм (от кит. Дао цзя - школа дао) возник во второй половине I тыс. До н.э. Согласно традиции основателем его считается Лао-цзы. Даосизм как религия базируется на учении о дао (путь, вечный, абсолютный и всеобщий закон спонтанного возникновения, развития и исчезновения Вселенной). В основе практики лежит принцип подражания Дао, который получил название "у вэй" (недеятельности). Даосизм вобрал в себя магию, алхимию, лечения, демонологии и другие элементы народных культов и шаманских верований. Абсолютизация идеи бессмертия стимулировала поиски даосами различных способов продления жизни (цан шен) с помощью сексотера-пии, диеты, пневмотерапии т.

Пантеон даосизма насчитывает тысячи бессмертных духов, героев местных культов и других существ. Этот пантеон возглавлялся сначала тремя абстрактными мистическими символами Тай-чи Тай-су, Тай и, а по другой версии - Тянь и (небесный начало), Ди и (земное начало) и Тай и (выше единственное). В процессе развития даосизма и поглощения им народных культов абстрактные категории этой триады были персонифицированы в образах Лао-цзы, Хуань-ди и Пань-чу (иногда Тай-е).

Конфуцианство (собственно жу цзя - школа ученых книжников) - наиболее влиятельная религиозно-философское течение Китая, основанная философом Конфуцием. Это своеобразное этико-политическое учение, в котором центральное место занимают вопросы нравственной природы человека, его жизни в семье, обществе, государстве. Важное место в своей системе Конфуций отвел концепции "неба" и "небесного веления". "Небо" - это часть природы, но и высшая духовная сила. Человек, одаренный "небом" определенными этическими качествами, должен жить в согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их с помощью обучения. Цель совершенствования - достижение уровня "благородного мужа" (Цзюнь-цзы), который имеет пять "благородных качеств": Жень (человечность), и (обязанность), Ли (нормы поведения), Чжи (знания), Синь (верность). Эти качества должны базироваться на принципе Сяо - любви сына к своим родителям. После смерти Конфуция его течение разделилась на восемь школ.

Национальной религией японцев является синтоизм (от японские. Синто - путь богов). Она сформировалась в УИ-УИИ ст. на базе родоплеменных анимистических культов и шаманства. Синтоисты поклоняются сонма божеств и духов (ками), которые, согласно их представлениям, оживляют природу и способны воплотиться в любой предмет (копье, фигурку божества, зеркало и др.), Что становится объектом поклонения (синтай - дословно " тело бога »). Важнейшей среди божеств в синтоизме является солнечная богиня Аматэрасу Омиками. Главное в синтоизме - поклонение многочисленным ками, которые сначала были олицетворением животных и растений, предметов и явлений природы, душ предков. Согласно синтоизмом связь между ками и людьми осуществляется через представителя богини Солнца на Земле - императора (микадо), который считается родоначальником всех японцев. Священной книгой синто является сборник легенд "Код-зики".

Составляющими государственного синтоизма в Японии стали тенноизм - культ императора (тэнно) и его предков; династический синтоизм, то есть культ, особенно почитается императорской семьей, якобы находится в родственных связях с богами; храмовый синтоизм - культ различных богов в храмах; домашний синтоизм - культ богини Аматэрасу в каждой "верноподданный" семьи.

Целью жизни, согласно синтоизмом, является осуществление идеалов предков. В отличие от буддизма, который признают многие японцы, что видят в нем гаранта своего потустороннего благополучия, с синтоизмом они связывают свои надежды на лучшее земную жизнь. С 1946 года синтоизм в Японии отделен от государства. Формально был отброшен культ императора, хотя покойные императоры продолжают почитаться как "боги" и в их честь построено много храмов.

Классическим образцом национальной религии является иудаизм, распространенный главным образом среди евреев. Формирование иудаизма начинается во II тыс. До н.э. и отмечается развитием принципиально новой религиозной концепции - идеи единого Бога-творца и властителя Вселенной. Традиционную космогоническую мифологию древних верований заступает учение о сотворении мира творческой волей Бога и историческая эпопея, в центре которой - формирование народа Израиля и его завещание с Яхве - богом племени Уды, которое сыграло главную роль в формировании древнееврейского государства. В ней он превращается в общегосударственный культ, а впоследствии - культ единого Бога. Эти представления воспроизведены в трех книгах Моисея (Торе), которое письменно зафиксировал многовековую эволюцию верований евреев.

Важный этап в развитии иудаизма связан с комментированием его священной книги - Библии законоучителями, в результате чего была произведена Галаха - часть Талмуда, которая регламентировала жизнь еврея и стала полным выражением его религии. Основными принципами иудаизма является вера в единого, живого, вездесущего, нерожденного, не умирая и не воскресающего Бога, вера в мессию, воскресение мертвых, необходимость соблюдать 613 заповедей (365 запретов и 248 установок). Комплексное формулировки их совершил Маймонид. Эмансипация европейского еврейства в Новое время вызвала различные реформы в иудаизме, возникновение реформистской, консервативной, реконструктивистский течений. Согласно данным ООН, в современном мире насчитывается около 14 млн сторонников иудаизма.

- 94.00 Кб
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Факультет истории и права

Кафедра истории России

Влияние религии на складывание и существование этносов


Волгоград 2013

Введение………………………………………………………. ..3

Глава I Основные факторы, влияющие на становление и формирование этносов....................……… ……………………………………..4

1.1Основные этнообразующие факторы....................... .............4

1.2 Особенности религиозного фактора……………………………………………………….. ....6

Глава II Роль религии в формировании этносов……………………………………………………….. ...10

2.1 Этноконфессиональные общности...................... ................10

2.2 Влияние религии на формирование и сохранение этносов…………………………………………………………. 11

Заключение…………………………………………………… .14

Источники и литература……………………………………..15

Введение

Религия, в отличие от науки основывается не на получении объективных знаний о действительности, а базируется на формировании отношения человека к миру через веру в сверхъестественные силы, в существование богов и других различных фантастических существ.

Религия никоим образом не соотносится с отражением и сущностью существующей действительности, она только интересуется духовными человеческими ценностями.

Религия существует в виде определенных норм и сводов правил, которые регулируют отношения не только между отдельными людьми, но и между целыми народами. Она, безусловно, выступает как форма общественного сознания и человеческого самовыражения.

Предметом данной работы выступает - влияние религиозного начала на становление и существование этносов, с момента их возникновения до окончательно складывания и формирования этноса.

Актуальность данной темы заключается в том, что издавна с давних незапамятных времен религия играла колоссальную роль в самосознании народов, в их жизни и отношении к миру в целом.

Цель нашей работы заключается в раскрытии сущности понятия религии и рассмотрении того аспекта, каким образом религия может влиять на отношение человека к миру и в частности на ценности в его жизни.

Задачи, которые необходимо затронуть заключаются в следующем: изучить особенности религии как формы отражения народного самосознания, проанализировать роль и степень влияния религии на процесс формирования различных этносов.

Религия, несомненно, является фундаментом для последующего становления, зарождения и формирования этноса, его культуры, самосознания. Религия является той силой, той основой, которая сплочает людей и дает им основу для сплочения, взаимодействия друг с другом, зарождения основ морали, нравственных ценностей.

Глава I. Основные факторы, влияющие на становление и формирование этносов.

1.1. Основные этнообразующие факторы

Обычно этнос начинает складываться на определенной территории, где уже расположены и взаимодействуют друг с другом различные многочисленные группы людей. В связи с общностью проживания, люди меняют свое поведение, и у них начинает формироваться общее мировоззрение. Единая территория - важнейший аспект, способствующий появлению и консолидации различных групп людей, длительно проживающих на обособленной территории. Этнос - устойчивая межпоколенная общность людей, существование которой предопределяет единство и целостность определенной территории. Иногда, часть одного этноса обособляется от основной части, переходя на новую территорию или в связи с возникновением новой религии. Так, например, сформировался американский этнос.

Прожив совместно на одной территории достаточно длительное время, у людей со временем возникает самосознание, народ начинает отличать себя от других людей, коллективов, групп. Все это происходит уже через некоторое время, спустя около трёх поколений. Этническое самосознание - один из самых значимых параметров складывания и дальнейшего формирования этноса. Народ ощущает себя как единое целое, как один неразрывный механизм, объединенный общими чертами культуры, языком и другими признаками. Любая этническая общность несет некоторые знания и представления о своем происхождении, историческом самобытном пути развития, событиях, происходивших в различные временные отрезки, обладает пониманием своего исторического предназначения, связи с прошлым и будущим, исторической памятью, способностью оценивать события прошлого, соотнося их с событиями иноэтничных образований.

Этническое самосознание - национально-особенное в существовании и развитии любого этноса.

1 См. подробно: Понятие и сущность этнического самосознания / [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_ helpstud.php?id=2321

При этом духовная сторона воспринимается как некое двуединство частного индивидуального сознания и сознания общеэтнического.

Этногенез может происходить и под влиянием одного общего или же различных языков. Язык - необходимое связующее звено единой культуры народа, основа для сплочения людей и складывания одного единого этноса. Как правило, народ говорит на своем родном языке, что свидетельствует о его этнической принадлежности. Любой язык является продуктом данного этноса, он создает основу этнического единства, обеспечивает не только социальное взаимодействие, но и социо-культурное отношение всех членов этноса друг к другу. Гегель обратил внимание на существенный фактор в характеристике национальной общности - «этносоциальную направленность самосознания, предполагающую эмоционально-оценочное отношение к представителям своей и другой этнонациональной группы». Но уже через некоторое время эта мысль была оформлена в виде тезиса - «мы» и «они».

Этническое самосознание порождает появление и распространение культуры.

Любая форма, любое проявление человеческой культуры всегда связаны с этносом, так как невозможно существование культуры вне человека, вне его традиций, ценностей, творчества.Благодаря этому человек чувствует себя неотъемлемой частью этноса, его необходимым элементом. Что же дает этническая культура членам этноса?

Культура - важнейший фактор, влияющий на становление этносов и неразрывно связанный с духовным развитием народа, его вероисповеданием. Культура обеспечивает единство какого-либо народа и стабильности внутри этнических групп. Несомненно, бывает, что культура играет дифференцирующую роль и противопоставляет одну часть этноса другой, но зачастую культура является той объединительной сплочающей силой, которая складывает, формирует и на протяжении многих лет стабильно удерживает этнос на определенной территории.

2 См. подробно: Народная культура и национальные традиции. М., 1998. / [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.textfighter.org/ raznoe/Culture/Chern/kultury_ chernyavskaya_yu_narodnaya_ kultura_i_natsionalnye_ traditsii.php

Кроме того, культура неразрывно связана с самосознание этноса, благодаря тому, что каждый народ создает свою собственную культуру, которая отличает его от всех других этносов и субэтнических групп. У каждого народа своя совокупность моральных, духовных и нравственных ценностей, созданных именно определенными представителями этноса, способствующих формированию самостоятельности различных этнических групп. Этнос, создав свою собственную культуру, уже ставит себя на определенную ступень и отличается от других народов, при этом существенно возрастает народное самосознание.

1.2. Особенности религиозного фактора

Религия - особенный фактор, который определяет становление и существование этносов. Религиозный фактор имеет ряд особенностей и признаков, отличающих его от других факторов, влияющих на формирование и развитие народов. Ни одна культура не может считаться таковой, если у ее представителей нет религиозного мировоззрения. Религия издревле была носительницей культурных ценностей, она сама является одной из форм культуры. Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, прекрасные литературные и религиозно-философские произведения, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатили культурный фонд человечества. Уровень развития духовной культуры измеряется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком.

Религия - особая форма человеческого сознания, при помощи которой люди отрываются от объективной реальности и сталкиваются с совершенно иным новым миром. Эта форма сознания связана с особенностями психики человека, с менталитетом народа. Каждый этнос выбирает вероисповедание в зависимости от совокупности его психических черт, духовных и нравственных ценностей. В свою очередь, стоит различать понятие религии для определенного этноса и религии для некоторых этнических групп. Этнические религии принадлежат к культурам малых обществ, например религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев. Эти религии еще иногда называют первобытными. Они не имеют широкого мирового распространения и, как правило, относятся лишь к отдельным этническим группам.

Но будь, то мировая религия или первобытная, она не может существовать без веры в образы и понятия, которые считаются священными и называются сверхъестественными. Люди верят, что потусторонняя реальность в отличие от действительной, может им помочь при решении проблем, непременно укажет нужный правильный путь в жизни. Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера - религиозные чувства, настроения, эмоции, учение - систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, религиозный культ - совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, а именно обряды, молитвы, проповеди. Достаточно развитые религии имеют и свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины. Вера - это особое психологическое состояние людей, при котором они верят в обязательность наступления какого-либо события. Религиозная вера - вера в истинность религиозных канонов, культов и догматов. Народ верит в существование в сверх силу, способную манипулировать жизнями людей, управлять их судьбами. Усвоение религиозных канонов, представлений происходит в процессе социализации человека. Постепенно к человеку приходит религиозное сознание, которое характеризуется воображением различных мифических образов, наличием веры в потусторонние силы, сильной эмоциональностью, выражающейся в религиозных жестах, лексики и других обрядах. А религиозные институты в свою очередь контролируют сознание верующих, их поведение. В чем особенности религиозной веры? Первым её элементом является вера в само существование Бога как творца всего существующего, управителя всеми делами, поступками, помыслами людей. Значит, за все поступки человека отвечают управляющие им высшие силы? Согласно современным религиозным учениям, человек наделен Богом свободой воли, обладает свободой выбора и в силу этого сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.

Религиозное сознание невозможно без религиозных обрядов и поклонений.

Совокупность религиозных ритуалов не несут никакой практической ценности, но являются неотъемлемой частью религиозного мировоззрения. Ритуалы являются символами наглядного выражения веры в сверхъестественные силы. Народ верит, некие своеобразные ритуалы связывают их с потусторонним миром. С древних времен, люди совершали таинственные обряды над усопшими, клали в могилу предметы, которыми пользовались в жизни, оружие, иногда цветы. Древние египтяне, римляне, индусы, персы и другие народы стремились умилостивить своих богов и подносили богам подарки, молились им о богатстве и удаче. В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Обряды могут быть коллективными (совместными) или индивидуальными, когда каждый верующий выполняет их в одиночку. Они могут быть ежедневными, еженедельными, календарными (праздничными) или такими, которые человек выполняет лишь единожды в своей жизни. Они связаны с основными событиями жизни человека, такими как рождение, вступление в брак или смерть. Религиозность направлена на получение не конкретных объективных знаний, а на попытке причислить себя к другому миру. Вера, убеждение в существование чего-то незримого, в пребывание чего-либо, существование которого не доказано - все это отличает религию от других форм отношения к миру. Особенностью религиозного мировоззрения также является то, что

Религия интересуется смыслом и ценностями человеческого существования, его этическими, моральными, нравственными компонентами. Религия отвечает на те вопросы, которых нет и быть не может в научном познании.

3 См. подробно: Культурология, - М.: Высшая школа, 2001 - 511 с. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://studentam-esipova. narod.ru/kulturologia/ Bagdasarian.pdf

Эти вопросы восходят к формам существования, миропредставления и мироощущения.

Религия не может ответить на вопросы почему мы так живем и зачем, как устроена жизнь и почему мир именно такой а какой-либо иной.

Религия интересуется вопросами более существенными и глубокими, нежели наука. Она отвечает на вопросы человеческой жизни, человеческой сущности и его бытия. Механизм поиска этих ответов не связан с проведением экспериментов, которые могли бы способствовать решению конкретного вопроса, определенной задачи, он связан с глубоко индивидуальной спецификой человеческого переживания.

Религия очень тесно и прочно связана с традициями народов. Существуют религии, которые являются неотъемлемой частью, основой единства определенного этноса, его сущностью. В ряде современных стран существует понятие «религиозной нации», согласно которой религия являет основной мощной силой сплочения людей. Религию невозможно рассматривать в отрыве от этнической общности, ее складывания и формирования религиозных верований. Так как религия - это продукт какой-либо этнической общности, то она несет на себе отпечаток обыденного сознания людей, их подлинной культуры и менталитета.

Краткое описание

Религия, в отличие от науки основывается не на получении объективных знаний о действительности, а базируется на формировании отношения человека к миру через веру в сверхъестественные силы, в существование богов и других различных фантастических существ. Религия никоим образом не соотносится с отражением и сущностью существующей действительности, она только интересуется духовными человеческими ценностями. Религия существует в виде определенных норм и сводов правил, которые регулируют отношения не только между отдельными людьми, но и между целыми народами. Она, безусловно, выступает как форма общественного сознания и человеческого самовыражения.

Содержание

Введение………………………………………………………...3
Глава I Основные факторы, влияющие на становление и формирование этносов....................……………………………………………..4
1.1Основные этнообразующие факторы....................................4
1.2 Особенности религиозного фактора………………………………………………………......6
Глава II Роль религии в формировании этносов……………………………………………………….....10
2.1 Этноконфессиональные общности......................................10
2.2 Влияние религии на формирование и сохранение этносов…………………………………………………………. 11
Заключение…………………………………………………….14
Источники и литература……………………………………..15

В настоящее время термином "мировые религии" обозначаются только три религии, обозначенные на рис. 10.1 (приведены в порядке хронологии возникновения).

Рис. 10.1.

Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и иметь последователей во многих странах и среди различных народов. Другие монотеистические религии имеют статус региональных (рис. 10.2).

Рис. 10.2.

Каждая религия представляет собой определенные верования, некий опыт общения с божественным, систему обрядов, культов. Религия включает в себя также и различные организации.

Количество последователей наиболее распространенных религий в мире отражено в табл. 10.1

Таблица 10.1

Количество последователей наиболее распространенных религий в мире

Количество последователей

Христианство

Более 2,3 млрд

Католицизм

Более 1,2 млрд

Протестантизм

Около 800 млн

Православие

Около 315 млн

Прочие православные группы

Около 17 млн

Более 1,6 млрд

Около 982 млн

Около 510 млн

Китайские народные религии

Около 433 млн

Новые религии

Около 63 млн

Этнические религии

Около 243 млн

Около 25 млн

Около 15 млн

Неверующие (агностики)

Около 684 млн

Около 136 млн

Буддизм

Будда – индийский мыслитель, основатель религии буддизма, которая наиболее распространена в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии. На территории России буддизм – основная религия в Бурятии, Туве и Калмыцкой степи.

Религиозно-философское учение буддизм возникло в VI в. до н.э. в Северной Индии. Его основателем был принц Сидарта (Сиддхартха) Гаутама, имя которого окутано легендами и преданиями. Родился он в Северо-Восточной Индии, в предгорьях Гималаев, в знатной семье и воспитывался в роскоши. Он рано женился, и было у него все, чего только можно пожелать. Но однажды он встретил немощного старика, больного, в язвах, а потом увидел покойника. И тогда впервые Гаутама понял, что не избежать и ему болезней, старости и смерти. Радости жизни померкли для него. Решила все его встреча с отшельником, который спокойно и с достоинством шел своей дорогой. В ту пору Сидарте было 30 лет. Оставив богатый дворец, жену и сына, он несколько лет странствовал, беседуя с людьми. Однажды после долгих размышлений на него снизошло озарение, он постиг истину. Так сложились основы его учения о смысле жизни.

С тех пор он ходил по стране, проповедуя свое учение. Его называли Буддой, т.е. озаренным, мудрым, или Шакья-Муни (мудрец из племени шакья). Однажды Сиддхартха Гаутама, достигший к тому времени 35 лет, сидел под большой смоковницей, где и дал торжественный обет, что не встанет со своего места до тех пор, пока не разрешит загадку страдания людей, даже если ему придется оставаться там так долго, что высохнет его кровь и истлеют его кости. Так сидел он 49 дней. Несмотря на дьявольские искушения Гаутама разгадал тайну страдания, понял, почему мир полон горестей и бедствий. Он понял, как можно их победить, поэтому его и прозвали Буддой (Просветленным).

Некоторые его заповеди просты и доступны каждому: будь честен и тверд; не ленись в поисках истины; не делай другому того, чего не желал бы себе; избегай делать зло даже в ответ на зло. Будда полагал, что мир несовершенен и несправедлив, поэтому надо углубиться в себя, отрешиться от мира, и высшая степень такого ухода от мира – нирвана. Так он и умер, пребывая в нирване. Считается, что сохранившиеся после него устные поучения собраны в книге "Джаммапада"

В своей самой первой проповеди, которую Будда произнес в Оленьем парке для пяти отшельников, он высказал "четыре благородные истины".

  • 1. Жизнь неизбежно влечет за собой страдания, она несовершенна и неудовлетворительна.
  • 2. Страдание проистекает от наших желаний.
  • 3. Существует состояние, в котором нет страдания.
  • 4. Существует путь достижения этого состояния.

Двумя главными символами этой религии являются изображение Будды, сидящего в позе лотоса (рис. 10.3) и Колесо закона (рис. 10.4) с восемью спицами. Восемь спиц символизируют восемь благородных принципов буддистского учения: правильная вера, правильные ценности, правильная речь, правильное поведение, правильное достижение средств к жизни, правильные стремления, правильная оценка своих действий, а также правильная медитация. Все вместе должно привести к конечной цели – просветлению.

Как уже говорилось выше, буддийская картина бытия представляет собой космологическую пирамиду, состоящую из 31 уровня существования. Четыре нижних уровня пирамиды отведены существам, чье сознание полностью омрачено. Люди, находящиеся на пятом уровне, оказываются как бы в подвешенном состоянии между четырьмя грубыми и шестью нежными (небесными) формами существования; 12-й и 27-й уровни являются местом пребывания Брахмы или Брахмана; 28–31-й уровни – это сфера чистой мысли, или космическое тело Буллы.

Рис. 10.3.

Рис. 10.4.

Правильная жизнь, согласно буддийским текстам, заключается в соблюдении правил нравственности, пяти заповедей (панча- шила):

  • – не приносить вреда живым существам;
  • – не брать чужого;
  • – воздерживаться от запрещенных половых контактов;
  • – не вести праздных и лживых речей;
  • – не пользоваться опьяняющими напитками.
  • Status of Global Mission. 2013 // Context of AD 1800–2025.

Теория и история религии. Этнические религии.

Введение в курс «Этнические религии».

    Цели, задачи и структура курса;

    Понятие «этнические религии». Характерные черты этнических религий;

    Виды этнических религий;

    Основы вероучения, структура и культ;

    Проблемы современных этнических религий.

Рудольф Отто «Сакральное», «Об эмоциональном в идее общественного и его соотношении с рациональным».

Понятия этнических религий. Характерные черты.

Этнические религии существовали повсеместно. На разных этапах развития человечества существовали постоянно. Этнические религии еще называют «народными» религиями, государственными, т.к. они характерны для одного гос-ва, не выходя за его пределы.

Значение их состоит в том, что такие религии оказывают значительное влияние на формирование менталитета народа. Этнические религии регламентируют поведение и быт его представителей. Способствуют развитию и сохранению соответствующего этноса. Препятствует его культурной и языковой ассимиляции.

Этнические религии – это такие религиозные верования, которые охватывают своим влиянием все слои населения в пределах одной национальности или гос-ва.

Характерные черты:

    Небольшая численность (от нескольких сот и тысяч, до нескольких миллионов человек);

    Ограниченность географического ареала распространения;

    Традиционно устная воспроизводимость;

Виды этнических религий

    Древнегреческая религия – система политеистических верований.

    Древнеегипетская религия

    Древнеиндийская религия – как совокупность религиозных взглядов и обрядов

    Древнеиранские религиозные верования

    Древнеримская религия

  1. Конфуцианство

    Синтаизм

Основы вероучения, структура и культ в этнических религиях

Родство. На первом плане стоит этническое сообщество. Религия и народ представляют единое целое, поэтому в родовых религиях не знакомо понятие миссионерство. В этнической общине важную роль занимают пожилые люди. Именно они передают свой опыт младшим поколениям. Присутствуют боги, предки (в основном политеизм). Существование два языка – внутри веры, язык посвященных (шаманов, жрецов) и язык всех остальных.

Культ – это действие, которое выражает поклонение (веру).

Европейский конгресс этнических религий и всемирный конгресс этнических религий. Первый съезд Всемирного конгресса состоялся в 1998г, город Вильнюс. Верховный совет этнических эллинов. В Исландии действует организация Асатруп, в Польше – «Ассоциация родной веры» и т.д. Модернизация для народных религий в Европе есть их усовершенствование по отношению к другим.

Определение и классификации религии

    Определение и философские смыслы религии;

    Проблемы и принципы классификации религии;

Яблоков «Учебное пособие и учебный словарь минимум»; Гегель «Философия религии»; Тайлор «Первобытная культура»; Фрейд «Навязчивые действия и религиозные обряды», «Тотем и табу».

Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное.

Религиозная точка зрения восходит к Лактанцию, который определял религию, как учение о воссоединении человека с богом. Человек изначально имел прямую связь с богом, но потом, в ходе каких-то событий, он ее потерял.

Безрелигиозная. Религия – как одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений основывающихся на вере в сверхъестественное; религия, как организованное поклонение высшим силам.

Религия понимается в субъективно-личностном плане. Религия рассматривается как личная вера.

Объективно-общий план. Религия рассматривается как общее институциональное явление.

Проблемы и принципы классификации религии

Принципы:

    Объединение уже существовавших исторических общин

    Объединение сходных религиозных феноменов (позволяющие раскрыть структуру религиозного опыта человечества)

Признаки: этнографические, философские, морфологические, феноменологические, нормативные, географические, лингвистические.

Нормативные признаки наиболее распространенные и делят религии на две группы: истинные и ложные. Недостаток состоит в том, что это ненаучно. Истинность религии в основном поддерживается апологетами, которые, в свою очередь, могут считать, что только одна религия верна. Так же это не толерантно.

Географические принципы основываются на географическом распределении общин. Выделяют такие религии, как океанические, американские, классические религии древней Греции и древнего Рима (в эту же группу добавляют их эллинистические варианты). Многие религии не ограничены существованием в одном регионе.

Этнографические и лингвистические принципы. Выделяют такие расы, как океанические, американские, монголоидные (семиты, арийцы).

География религий мира

Религия является важнейшим элементом дифференциации человеческих культур. На разных этапах истории, в различных странах и регионах позиции и влияние религии на жизнь общества и хозяйственную деятельность значительно различаются.

Религии и верования распространены в четко локализованных географических ареалах и оказывают специфическое влияние на социальную, политическую и хозяйственную жизнь людей, на психологию, нравственное и правовое сознание и поведение. Особенно велико влияние религии на особенности использования ресурсов и на восприимчивость к внедрению инноваций.

Религиозные причины породили большинство крупных политических конфликтов в истории человечества, причем территориально они приурочивались к границам районов с различными верованиями.

Существующие на сегодняшний день религии мира делятся на две большие группы - монотеистические , для которых характерна вера в одно главное божество, и политеистические , которые имеют обширный пантеон богов.

Географически религии подразделяются на местные традиционные верования, которых придерживаются разрозненные изолированные племена; национальные, как правило, распространенные в пределах государственных границ или ареалов проживания этносов, и Мировые религии">мировые , преодолевшие национальные рамки и ставшие общей религией многих этносов и государств.

Местные традиционные верования

Они возникли на самой заре человечества и в условиях географической изоляции общин. Объекты их поклонения разнообразны: Анимизм">анимизм - вера в душу, ее бессмертие и существование духов; культ предков - вера в существование людей после физической смерти и их влияние на ныне живущих; Тотемизм">тотемизм - вера в происхождение всех членов данного племени от растения или животного, которые считаются священными; Фетишизм">фетишизм - вера в неодушевленные предметы и их сверхъестественную силу; шаманизм - вера в способность людей шаманов общаться с духами.

Многие из этих верований, возникнув на заре первобытного строя, сохраняются и ныне в изолированных и труднодоступных районах Юго Восточной Азии, Латинской Америки, в арктических широтах Северной Америки и Евразии. К началу ХХI в. общая численность последователей традиционных верований составляла около 200 млн. человек.

Эволюция ранних религиозных верований происходила вслед за эволюцией общества. Объединение разрозненных племен в единое государство сопровождалась возникновением культа вождя человека, который в раннеклассовом обществе трансформировался в образ абстрактного человека бога.

Ко II тысячелетию до н. э. относится возникновение религий, сохранившихся до наших дней.

Зороастризм (парсизм). Это одна из древнейших религий, зародившаяся в Средней Азии в I тысячелетии до н. э. Ее возникновение связывают с именем пророка Зороастра. В основе учения лежит вера в два божественных начала - доброго бога Ахурамазда и злого - Андромахью. Богослужение включает обряды жрецов со священным огнем в металлической чаше (отсюда еще одно название зороастрийцев - огнепоклонники). Страх перед осквернением и необходимость очищения породили множество запретов: ограничения в совместных трапезах и купании, в приеме пищи из рук чужаков, в контакте с мусором и нечистотами. Численность зороастрийцев не превышает 200 тыс. человек.

Национальные религии

Иудаизм">Иудаизм считается одним из самых ранних верований, сохранившихся до наших дней. Он возник на территории современного Израиля сначала как политеистическая религия, впоследствии перешедшая к монотеизму. Для иудаизма, помимо веры в единого бога, характерны вера в бессмертие души, посмертное воздаяние, в рай, ад и богоизбранность иудеев. Это последнее обстоятельство, а также тот факт, что иудеем может считаться только рожденный от матери еврейки, препятствовало превращению иудаизма в мировую религию. Иудаизм в ортодоксальной форме является господствующей религией государства Израиль; его исповедуют ашкенази (евреи - выходцы из Западной, Северной и Восточной Европы) и сефарды (евреи - выходцы из Северной Африки, с Ближнего Востока, Балканского и Пиренейского полуостровов), а также евреи, проживающие на всех других континентах. К началу XXI в. в мире насчитывалось около 14 млн последователей иудаизма, причем около половины из них проживает в Америке.

В иудаизме большое место занимают молитвы, посты, обряд обрезания, многочисленные праздники (Пасха, Судный день, Новый год, Суббота и др.). Раввины фактически являются законоучителями, судьями в иудаистских общинах, а не жрецами культа. Некоторые последователи иудаизма не признают Талмуд. Таковыми являются, например караимы - потомки мигрировавших в Крым из Хазарии в XI в. детей отцов евреев и матерей неевреек, которые согласно догмам нудаизма не являются «настоящими» евреями. Самаритяне , в основном проживающие районе Самария (Израиль) и в Иордании, признают только некоторые части Ветхого Завета (Тору и Небим).

Индуизм">Индуизм . Во второй половине 1 тысячелетия до н. э. развилась из брахманизма, который появился в Южной Азии, освятив кастовую систему Индии. Ее исповедует значительная часть населения Индии, Непала, Шри Ланки и Бангладеш. Большие общины индуистов проживают в Индонезии, Гайане, Суринаме, Малайзии, Сингапуре, ЮАР, на Маврикии.

Распространению индуизма за пределы полуострова Индостан препятствовало два основных фактора: географический (Гималаи) и консервативные догмы самой религии, и, в первую очередь, ее основа - кастовая система.

В индуизме нет единой догматики, обрядности, организованной церкви. В него входят элементы брахманизма, ведических и местных религий, первобытных верований: почитание воды («священные воды» реки Ганг), животных («священные коровы»), культ предков.

Последователи индуизма признают священными книгами Веды, следуют учению о сансаре - странствиях души, перевоплощающейся после смерти в различные живые существа по закону кармы, т. е. в зависимости от содеянного. Индуизм утверждает неравенство людей перед богами и божественности кастового деления. Люди обязаны выполнять установленный для каждой касты порядок жизни, выбирать профессию и круг общения.

Кастовая система трансформируется очень медленно. Закон об отмене кастовой системы, вышедший после получения независимости Индией, мало что изменил в жизни индуистского общества. Правительство Раджива Ганди в конце 80-х гг. ХХ в. ввело резервирование 30% мест в государственном аппарате и в высших учебных заведениях для представителей касты неприкасаемых, что вызвало протесты практически всех слоев индуистского общества - как представителей высших каст, так и самих неприкасаемых.

Пантеон индуистских богов велик. Главным Богом в индуизме является Триединый Бог (Тримурти), обладающий свойствами созидания (Брахма), сохранения (Вишну), разрушения и созидания (шестирукий Шива). В их честь сооружено множество храмов.

Джайнизм возник как «оппозиция» кастовой системе в VI в. до н. э., он провозгласил главным принципом веры неубиение живых существ.

В XV-XVI вв. на стыке культурного влияния ислама и индуизма на территории современного штата Пенджаб (Индия) зародился сикхизм, отвергший кастовую систему и вобравший в себя элементы ислама и индуизма. Догмы индуизма косвенно способствовали проникновению ислама в пределы Индостана. Представителей касты кшатриев (воины) в западных районах было мало, а другие касты воинским делом заниматься не имели права, поэтому мусульманские завоеватели достойного отпора здесь не получили. Чтобы выделить себя среди индуистов и мусульман, сикхи носят «пять К»: кеш (длинные волосы), качха (короткие трусы), канха (гребень), кара (стальной браслет), кирпан (кинжал). Красочные тюрбаны и бороды сикхов хорошо заметны в уличной толпе. Численность сикхов - около 15 млн человек, это третья по величине конфессиональная общность Индии (после индуистов и мусульман). С середины 60-х гг. сикхи борются за создание независимого государства Халистан. Сикхи имеют влиятельные общины во многих странах Азии и Африки, где контролируют пошивочный бизнес и торговлю.

Религии Восточной Азии: конфуцианство, даосизм и синтоизм. На территории современного Китая возникли философские системы - Конфуцианство">конфуцианство и Даосизм">даосизм . Со временем эти системы приобрели статус религий. Они не имели строгой церковной иерархии, не обязывали верующих мыслить и поступать определенным образом. В отличие от христианства и ислама, конфуцианство, даосизм и синтоизм никогда не насаждались мечом и огнем, не прибегали к миссионерству.

Конфуцианство. Конфуций - государственный деятель Древнего Китая (V - VI вв. до н. э.) и его последователи написали трактат «Лунь - Юй» («Беседы и суждения») - главный литературный источник конфуцианства. Строго говоря, конфуцианство не является религией, так как в нем никогда не было института церкви, жречества, мистических элементов. Идеи Конфуция - это идеи земного человека, а не бога. Человек должен соблюдать нормы общественного поведения, традиционные обряды. Другими этическими нормами конфуцианства являются обязательное нравственное самосовершенствование и соблюдение правил этикета - поступать согласно своему общественному положению, безоговорочно подчиняться вышестоящему начальству. Власть правителей считается дарованной небом, и потому священной, а разделение людей на «высших» и «низших» - справедливым законом. Конфуцианская мораль проповедует пять основных добродетелей: человечность, справедливость, самосовершенствование, благородство и верность.

Со II в. н. э. до Синьхайской революции 1911-1913 гг. конфуцианство было официальной государственной идеологией Китая, авторитетной этической системой, которая определяла особенности мышления и характера миллионов людей. В наше время конфуцианству следует около 300 млн человек в Китае, на Корейском полуострове, в Японии, в странах с многочисленной китайской диаспорой (Сингапур, Малайзия, Индонезия и др.).

Конфуцианские ценности, включенные в сферу хозяйственной деятельности и воспитание, в значительной степени способствовали экономическим успехам на территориях, где исповедуется эта религия.

Храм в Китае

Даосизм - одна из религий Китая, идейным истоком которой было философское учение Лао Цзы, который жил примирно в одно время с Конфуцием. В отличие от конфуцианства, даосизм сконцентрирован на конкретном человеке. Согласно этому учению люди должны следовать естественному ходу событий и не пытаться его изменить. Идеалом этой религиозно философской школы является жизнь, не нарушающая гармонии окружающего мира, достижение единства с природой и обретение бессмертия. В даосизме центральное место занимают гадания и обряды, изгоняющие злых духов. Высшими божествами признаются Шан ди (Яшмовый владыка - Бог неба и Отец императоров), Лао цзы и творец мира Пань гу.

Даосизм оказал сильное влияние на культуру, способствовал развитию химии, традиционной медицины, основанной на принципе гармонии человеческого тела (иглотерапии, физиотерапии, фармакологии). Тесно связано с даосизмом учение о противоположных началах - инь и янь.

Инь - женское начало, слабость, пассивность, север, четные числа, янь - мужское начало, сила, активность, юг, нечетные числа. Их единство создает совершенное целое. Древние книги сохранили рецепты лекарств, описание свойств металлов и минералов. Около 30 млн жителей Китая, Сингапура и других стран, где проживают китайцы, считают себя приверженцами даосизма.

Синтоизм">Синтоизм - философско религиозная система - сформировался в Японии, основан на культе божеств природы и предков. Главным божеством является богиня Солнца Аматерасу - прародительница всех японских императоров. Боги и духи населяют и одухотворяют всю природу, способны воплотиться в любой предмет, который и становится объектом поклонения. Религиозной целью считается достижение спасения в этом, а не в потустороннем мире путем духовного слияния с божеством с помощью молитв и обрядов. Для синтоизма характерны пышные праздники со священными танцами и процессиями. Синтоизм частично совпадает и мирно сосуществует с буддизмом. Японцы, например, являются приверженцами как синтоизма, так и буддизма. Почти в течение столетия (с середины XIX в.) синтоизм был государственной религией Японии.

Конфуцианство, даосизм и синтоизм не стали мировыми религиями и не распространились за пределы районов формирования.

Йезиды (езиды). В основе вероучения, которое последователи стараются хранить в тайне, лежит вера в единого Бога Езда. При этом последователи признают Богом и Иисуса Христа, почитают мусульманского пророка Мухаммеда и иудаистского Авраама. Признают священными книгами Библию и Коран, у них распространено христианское крещение и обрезание мальчиков как у мусульман и иудаистов. Йезидами являются курды, проживающие в Турции, Иране, Ираке, Сирии, Армении.

Мировые религии

Буддизм - самая древняя мировая религия. Появился в VI в. до н. э. как оппозиция кастовому строю, закрепленному брахманизмом: достоинства человека и его социальный статус зависят не от его происхождения, а от поведения. Все люди, вне зависимости от сословных и этнических различий, могут воспринять учение Будды и найти путь к спасению.

Согласно буддистским канонам, жизнь - непрерывная цепь страданий, облегчить которые можно праведным поведением и неубиением живых существ.

Буддизм широко распространен в Китае, Японии, Корее, является господствующей религией в Мьянме, Шри Ланке, Таиланде, Монголии, Бутане, Вьетнаме, Камбодже, Лаосе. Крупные буддийские общины проживают в Индии, Непале, Сингапуре, Индонезии и России, где его исповедуют буряты, тувинцы и калмыки.

Последователи буддизма - вегетарианцы: они не употребляют в пищу мясные продукты. Эти этические нормы оказывают непосредственное влияние на хозяйственную жизнь, особенно на специализацию сельского хозяйства.

В буддизме существуют два основных направления. Приверженцы Хинаяны (что означает «узкий путь») считают Будду реальным историческим лицом, строго следуют принципам раннего буддизма; те, кто хочет достичь спасения, должны оставить мирскую жизнь. Последователи Махаяны («широкий путь») обожествляют Будду и считают, что для спасения монашество необязательно.

Три важнейшие ценности буддизма - учитель Будда, учение драхма, хранитель истины - сагха, который указывает и облегчает путь верующего. Эти идеи буддизма, а также относительное безразличие к обрядности и приспособление к местным условиям, способствовали его распространению за пределы Индии. В южном и юго восточном направлении буддизм распространялся в основном в форме учения Хинаяны (в III - I вв. до н. э.). С начала нашей эры начинается его движение на север и северо восток в форме учения Махаяны. В самой Индии буддизм вытеснился индуизмом с кастовым строем, не приемлющим равенства.

В ламаизме , более поздней форме буддизма, особое значение придается магическим заклинаниям, медитации, с помощью которых можно достичь нирваны - состояния высшего блаженства и отрешенности от жизненных забот. Ламаизм распространен среди населения Монголии, в восточной Бурятии, среди калмыков и тувинцев.

Христианство появилось в начале первого тысячелетия нашей эры на востоке Римской империи, на территории современного Израиля как протест против иудаистской исключительности. Оно быстро распространилось в среде рабов и бедноты. Провозгласив равенство всех людей, христианство отвергло существовавшие рабовладельческие общественные порядки, дав отчаявшимся надежду на получение свободы через познание божественной истины, которую принес на землю Христос.

К христианским общинам стали присоединяться ремесленники, торговцы, земледельцы, знать. Император Константин (ок. 285 - 337 гг.) своим эдиктом 324 г. положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи.

Символы веры были определены на первых семи Вселенских соборах. Они без изменений сохранены в Православной церкви, что дает ей дополнительные аргументы как истинно христианскому вероучению.

Спасо-Преображенский собор Сурожского монастыря XI в. в Пскове (Россия)

Согласно христианству, бог существует в трех лицах - Отца, Сына и Святого духа. Бог сын принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи людей и прийти второй раз на Землю для установления царствия небесного. Святая книга христиан - Библия, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. Основные этические нормы - терпение и всепрощение. В 1054 г. произошел полный разрыв между римской (западной) и константинопольской (восточной) ветвями христианства, оно разделилось на Католичество">католицизм и Православие">православие . Основные различия между ними состоят в вопросе о происхождении Святого духа: католики считают, что он произошел от Бога Отца и Бога Сына, православные - от Бога Отца.

Католики, в отличие от православных, полагают, что кроме ада и рая есть еще и чистилище. В Православной церкви допускается только хоровое пение без музыки, в католической - богослужение сопровождается органной музыкой. Существуют также различия в обрядах, в архитектуре церковных зданий, в организации церкви (строгая централизация и всевластие папы римского в католицизме).

Православная церковь не управляется из единого центра, она представлена 15 автокефальными (независимыми) церквями: Константинопольской, Александрийской (Египет и некоторые страны Африки), Антиохийской (Сирия, Ливан), Иерусалимской (Палестина), Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской (греческой), Албанской, Чешской, Словацкой, Польской, Американской. Из ряда автокефальных церквей выделены автономные церкви, имеющие большие права по самоуправлению (Синайская - юрисдикция Иерусалимского Патриарха, Японская - юрисдикция Патриарха Московского и Всея Руси).

В 90-е гг. ХХ в. вследствие распада СССР встал вопрос об образовании самостоятельной Украинской церкви и отделении ее от Русской православной церкви.

В Российской Федерации, Белоруссии, Украине, Румынии, Греции, Сербии, Черногории, Болгарии, Грузии, Молдавии, Македонии, на Кипре исповедующие православие составляют большинство населения. Крупные православные общины имеются в США, Казахстане, странах Балтии, Киргизии, Чехии, Польше, Словакии, Турции, государствах Ближнего Востока.

Униатская (или греко-католическая церковь), признающая главенство папы римского, появилась в районах «соприкосновения» западной и восточной ветвей христианства, вобрала в себя этические нормы и обряды обеих ветвей. Наибольшее распространение получила на Западной Украине.

Монофиситская церковь , считающая Иисуса Христа не богочеловеком, а богом, распространена среди египетских коптов, в Эфиопии, в Армении.

Католическая церковь строго централизована, имеет один центр - государство город Ватикан, единого главу - папу римского (наместника Иисуса на Земле). Духовенство в католицизме дает обет безбрачия. На протяжении многих столетий богослужение в католичестве совершалось на латинском языке, лишь II Ватиканский собор (1962-1965) разрешил службы на национальных языках.

В большинстве стран Западной Европы католицизм является господствующей религией, а в ряде стран - Великобритании, Германии, Нидерландах, Швейцарии - имеются крупные общины. Во всех государствах Америки большинство верующего населения исповедуют католицизм: почти треть населения США и половина канадцев - католики.

Католическая церковь располагает огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, благотворительными организациями.

Распространение христианства, в первую очередь католичества, за пределы Европы и превращение его в мировую религию началось вместе с эпохой Великих географических открытий. Зачастую колонизация объяснялась необходимостью привнесения на новые территории истинной веры. За пределами европейских стран христианские обряды видоизменялись в соответствии с местными условиями. В XVI в. католицизм распространился в Латинской Америке, на Филиппинах, где позиции этой религии сильны до настоящего времени. В XIX в. вместе с переселенцами католицизм проник в Австралию и Новую Зеландию.

Колониальные правительства объявили католицизм государственной религией в ряде стран Южной и Тропической Африки (Кабо Верде, Реюньоне), около 50% населения Экваториальной Гвинеи, Сейшельских Островов, Анголы, Бурунди, Руанды, Камеруна - католики. Католической веры придерживаются более трети населения Габона, Демократической Республики Конго, Конго, ЦАР, Кении и Уганды; 20% населения Мозамбика. Большие группы католиков есть в Намибии, Лесото, Гане, Бенине, Того, Кот д’Ивуаре, Нигерии, на Мадагаскаре.

В Азии католическими странами являются Филиппины и Восточный Тимор, много католиков во Вьетнаме, Республике Корее, Индонезии, Шри Ланке.

В начале XX в. католицизм распространился на острова Тихого Океана: Гуам, Самоа, Кирибати, Науру, Новая Каледония.

В результате Реформации в Европе в XVI в. от католиков отделились протестанты , отвергшие главенство папы римского как посредника между Богом и верующими. Они стали признавать искупление грехов только верой в Бога, единственным источником вероучения считать Библию. Протестанты, в свою очередь, разделились на англиканскую церковь, лютеранство, кальвинизм , от которого откололись реформаторы, пресвитерианцы, баптисты и др. Протестанты преобладают среди населения Северной Европы, в Канаде, США, Австрии, Великобритании, Нидерландах, Франции, Швейцарии.

Ислам. Основатель ислама - реальное историческое лицо, арабский купец Мухаммед (509-623 гг.) К нему в 609 или 610 г. в месяце рамадане явился архангел Джабраил и объявил, что Мухаммед избран богом подарить людям истинную веру и спасти от Страшного суда. Родина Мухаммеда - Хиджаз лежал на обрамленной горами полосе побережья между Синайским полуостровом и Меккой. Этот район, где ранее кочевали племена бедуинов и неспешно проходили караваны, постепенно становился местом постоянного проживания купцов и ростовщиков.

Войны требовали постоянного притока товаров, и жители Мекки, расположенной на перекрестке важнейших торговых путей, сделали все возможное для развития торговли. Были введены «священные месяцы», когда кровная месть и любые военные действия у стен города запрещались.

Обстановка в окрестностях Мекки была нестабильна: кочевники грабили крестьян и караваны, бедуины враждовали между собой из за пастбищ и колодцев.

Таким образом, обстоятельства требовали идеологии, которая бы сгладила социальные противоречия, положила конец междоусобицам и грабежам и направила воинственность жителей на внешние цели. Все это дал Мухаммед. Вначале осмеянный за одержимость, он объединил своих земляков под зеленым знаменем ислама.

В исламе, в отличие от других религий, есть положения, способствующие географическим открытиям, это - «священная война», обязательное паломничество к святым местам и признание торговли богоугодной деятельностью. Например 17 сура Корана прямо настаивает на морских плаваниях, утверждая, что Аллах гонит вперед корабли правоверных, на которых они стремятся к изобилию. Сам Мухаммед, будучи купцом, утверждал, что тот, кто покидает родной очаг в поисках знаний, идет по пути божьему.

Главный центр ислама - Мекка, где находится черный камень Каабы. Мусульмане молятся пять раз в сутки, обратившись лицом к этому месту. В Европе ислам распространился в пределах Пиренейского полуострова - в южной и восточной Испании. Здесь арабо мавританское владычество продолжалось почти восемь веков - с 711 г. по 1492 г.

Отличительной особенностью арабских дворцов считается обилие ковров, разделение на парадные залы, службы и женскую половину (гарем), куда запрещено входить посторонним мужчинам. К дворцам обязательно прилегал парк.

В Северную и Тропическую Африку ислам принесли арабские торговые караваны. Арабским путешественникам мы обязаны описанием «страны золота» - западноафриканской империи Гана (на юге современной Мавритании), королевства Борну и Канем, восточно африканского побережья, где под их влиянием сформировалась азанийская цивилизация.

В отличие от всех других религий, ислам распространялся среди всех народов, которые были готовы его принять, независимо от цвета кожи и местных верований. Рзультатом такого похода стал расцвет исламской культуры, обусловленный совместными действиями индийцев, персов, египтян, объединенных арабской властью. В исламской литературе, наряду с исследованиями по математике, медицине и астрономии, особой популярностью стали пользоваться описания путешествий.

Мусульмане, или магометане верят в единого бога Аллаха, Мухаммед считается его посланником на земле. Священной книгой мусульман считается Коран, который состоит из проповедей, предписаний, регулирующих имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся также бытовые правила и поучения.

В исламе сформировалось три основных направления, различающихся подходом к вопросу о главе мусульманской общины. Последователи суннизма кроме Корана признают «священное предание» Сунну, а главой мусульманской общины избирают достойных представителей элиты. Для последователей шиизма важна роль зятя Мухаммеда - пророка Али (власть могут наследовать только его потомки). Хариджизм - ортодоксальный ислам, близкий к суннизму, требует соблюдения строгих правил поведения в жизни. Хариджиты осуждают роскошь, запрещают игры и музыку, во главе общины выбирают достойного.

Почти 90% мусульман мира относятся к суннитам. Шиизм преобладает в Иране, Бахрейне, Йемене, Азербайджане. Крупные шиитские общины проживают в Ливане, Сирии, ОАЭ, Афганистане, Таджикистане.

В конце ХХ в. - начале ХХI в. в мире наблюдалось резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни стран.

Мусульманские общины имеются почти в 120 странах мира. Почти в 30 странах ислам признан государственной (официальной) религией. В 43 странах мусульмане составляют абсолютное большинство населения. Это 16 стран в Северной и Западной Африке, 26 стран Юго Западной и Центральной Азии, Албания. Почти в 30 странах мусульмане образуют влиятельное меньшинство населения. К их числу относится Российская Федерация, в которой многие народы Северного Кавказа, татары и башкиры, исповедуют ислам.

Религии и общественная жизнь

Большинство религий мира придают особое значение преемственности, традициям, следованию определенным нормам поведения. С этой точки зрения, религии определенно играют консервативную роль в жизни общества. Зачастую религии являются помехой в проведении демографической политики.

Религии оказывают косвенное влияние на развитие сельского хозяйства, ограничивая употребление в пищу определенных продуктов (в определенное время года) и придавая символическое значение домашним животным. Более 260 млн буддистов - вегетарианцы, индуисты не употребляют говядины, мусульмане - свинины.





THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама