THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Всего за несколько лет мобильные технологии произвели революцию в нише такси, обострив конкуренцию до предела. Это изрядно облегчило жизнь пассажирам: время подачи машины сократилось в несколько раз, поездки стали куда дешевле.

Объем рынка такси

Демократизация цен на такси привела к росту рынка, который к 2015 году составил $9 млрд (это ноябрьская оценка аналитической компании Merku). Член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова с этой цифрой не согласна. По ее расчетам, объем рынка составляет не более $6 млрд, или около 420 млрд в рублях. Из-за кризиса количество заказов упало у разных перевозчиков на 40-50%, убеждена Серебрякова, и в этом году точно не будет расти.

«Объем рынка очень сложно исчислить, - признает основатель компании «Таксилёт» Михаил Виноградов. - Мы в своих расчетах ориентируемся на 1 поездку в сутки на 10 жителей городов-миллионников. То есть в Москве можно говорить примерно о миллионе перемещений в сутки».

Никто из игроков не хочет делиться данными о своих объемах. Рынок по большей части состоит из нелегализованных и никак не фиксируемых перевозок и участников. Из своего опыта работы в регионах мы вывели формулу: обычно суточный объем перевозок составляет 10% от населения города. Средний чек зависит уровня жизни и присутствия в городе сетевика (крупной сети диспетчерских - ред.). В миллионниках это 100-150 рублей, в городках - 60-80 рублей. Поэтому берем 15 млн поездок по стране в сутки, умножаем их на 100 рублей среднего чека и получаем 1,5 млрд рублей оборота в сутки. Примерно 20% этой суммы получают диспетчерские, примерно 1% - поставщики софта для такси. Это очень грубые цифры, но они могут служить опорой для понимания рынка, который невозможно точно оценить.

Основатель такси-сервиса Gett Шахар Вайсер прогнозировал , что в ближайшие 3-4 года российский рынок такси вырастет до $15-20 млрд, причем произойдет это за счет онлайн-сервисов. Другой участник рынка убежден, что эта цифра не отражает нынешних реалий и была озвучена Gett специально для инвесторов, чтобы показать потенциал и привлечь очередной раунд.

А руководитель Cat Taxi Геннадий Котов считает некорректным оценивать российский рынок такси в долларах из-за колебаний курса и того, что стоимость перевозок абсолютно не привязана к валюте. При этом он отмечает, что для Gett и Uber падение рубля крайне выгодно: внешние инвестиции дают им дополнительные возможности для демпинга в России.

Количество таксистов

В октябре 2015 года в России официально работало более 180 тысяч машин такси (собеседники Rusbase предполагают, что эта цифра охватывает только легальных водителей). В одной только Москве, по данным городского департамента транспорта, лицензировано около 55 тысяч водителей такси. Причем многие водители сотрудничают сразу с несколькими сервисами.

По оценке основателя «Таксилёта» Михаила Виноградова, в столице работает еще около 100 тысяч такси без лицензий, работающих по договорам фрахтованияэто когда агрегатор за деньги поручает частному водителю перевозку пассажира (причем договор может быть устным) - и это не считая тех, кто приезжает из области. «Количество нелегальных такси в зависимости от обстановки в стране может стремиться к количеству всех автомобилей», - отмечает основатель «Российской биржи такси» Виталий Махинов.

Агрегаторы vs. классические такси

На рынке такси работают две группы игроков: таксомоторные компании с собственным автопарком и агрегаторы услуг такси. Последние заключают договоры с таксопарками («Яндекс.Такси») либо с частными водителями, зарегистрированными как ИП (Uber, Gett, «Максим», «Лидер», «Сатурн»). По некоторым оценкам , на долю такси-сервисов приходится больше половины таксомоторных перевозок в Москве.

Полноценных таксомоторных компаний со своим автопарком и хозяйственной базой не более тысячи на страну. Что касается агрегаторов, они делятся на чистый онлайн (без офиса и диспетчерской - Gett, Uber, «Яндекс Такси» т.п.) и традиционные диспетчерские, которые имеют свои мобильные приложения («Максим» и прочие).

Агрегаторы считают себя IT-компаниями, которые помогают водителю и пассажиру найти друг друга. Формально они не подпадают под действие закона «О такси» - в нем просто нет понятий «диспетчерская служба такси» или «информационный сервис». Традиционные перевозчики обвиняют их в недобросовестной конкуренции: агрегаторы не несут ответственности за ДТП, безопасность пассажиров, опоздания в аэропорт и техническую исправность авто. Кроме того, уже попав в базу информационного сервиса, водитель может закрыть ИП, чтобы не платить налоги.

Ярослав Щербинин,

председатель межрегионального профсоюза «Таксист»

Приложения создают условия для незаконной деятельности, привлекая нелегальных перевозчиков. Это одна из главных составляющих их успеха. Нет учета и отчисления налогов за работающих водителей, нет требований по обеспечению безопасности, ответственности перед пассажиром в случае ЧП. Потребителей привлекают ценой на уровне себестоимости поездки. Большинство водителей не понимает убыточности такого вида деятельности и втягивается в эту пирамиду. Традиционным игрокам сложно конкурировать в таких условиях.

Михаил Виноградов,

основатель «Таксилёта»

Разумеется, старым владельцам такси обидно. Они десятилетиями пахали, рисковали, их били, жгли им машины, поджидали у подъезда, вымогали деньги, душили налогами. Они выжили, перенесли все это, стали лидерами. А теперь их парни в кедах жмут. Но сколько бы лучники не бастовали, они ничего не могут противопоставить автоматчикам.

Скрытные лидеры

В медийном поле царят известные столичные агрегаторы - «Яндекс.Такси», Gett и Uber. Но в масштабах страны уверенно лидирует тройка федеральных диспетчерских - «Рутакси», «Сатурн» и «Максим». Они предпочитают держаться в тени, не раскрывают показателей и практически не общаются с журналистами.

«Это реальные лидеры рынка, наверное, даже мирового, - рассуждает Михаил Виноградов. - По сути, это русские «уберы», причем эффективные и живущие без сторонних инвестиций». Истинными хозяевами рынка пока что остаются серые кардиналы в регионах, согласен руководитель Cat Taxi Геннадий Котов. По его словам, между федеральной тройкой и остальными участниками рынка - пропасть. По приблизительным оценкам, суммарно «Рутакси», «Сатурн» и «Максим» совершают около 4 млн перевозок в сутки. Их доли в этом объеме составляют 40%, 35% и 25% соответственно.

Так что конкуренции со известными столичными сервисами они совсем не боятся. «Яндекс.Такси», Gett и Uber занимают абсолютно микроскопическую долю российского рынка, - делится на условиях анонимности представитель одной федеральной сети. - Каждый из нас по отдельности совершает больше перевозок, чем все они вместе взятые».

Рулят не приложения

По прикидкам экспертов, в Москве доля заказа такси через приложения достигает 65-70% (с учетом мелких игроков), в Питере - не более 30%, в городах-миллионниках - не более 8%, а в глубинке - не больше 3%. Дело в том, что в регионах у населения гораздо меньше смартфонов, чем кажется из Москвы.

Кроме того, в регионах плохо с навигацией: мобильный интернет хромает в населенных пунктах с населением менее 200 тысяч. Это сильно затрудняет работу приложений - водитель просто не может найти пассажира. Таксисты в маленьких городках работают по старинке, с рациями. А «Максим», «Рутакси» и «Сатурн» процветают благодаря хорошо развитой диспетчеризации и интеграции с телефонией.

Для создания полноценного онлайн-сервиса в регионах нужно основательно вложиться в локальную картографию, чтобы уточнить карты сельской местности и улучшить навигационные возможности, считает член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова. Сейчас службы такси из глубинки опираются на местных водителей, которые хорошо ориентируются в родных краях. По словам руководителя Cat Taxi Геннадия Котова, онлайн не приходит в глубинку не из-за картографии, а потому что местные такси не торопятся делать приложения, пока не придет сильный конкурент (сетевик).

Портреты игроков

А теперь самое время немного рассказать о лидерах рынка онлайн-такси. Если вы считаете, что мы кого-то незаслуженно забыли - дополняйте список в комментариях.

Всероссийские лидеры

Rutaxi - мобильное приложение и система заказа такси служб «Везет» и «Лидер». Эта федеральная сеть диспетчерских работает в 90 городах России и 3 городах Казахстана (Алматы, Астана, Караганда). По прикидкам экспертов, на «Рутакси» приходится около 1,6 млн перевозок в сутки - это крупнейший игрок российского рынка. Сеть сотрудничает как частными таксистами, так и с таксопарками, избавляя их от необходимости содержать собственных диспетчеров. Приложение для заказа такси со смартфона «Рутакси», по их словам, запустили в 2011 году. Процент комиссии и количество машин «Рутакси» не афиширует.

В каждом городе у «Лидера» зарегистрированы отдельные юрлица, их вид деятельности сформулирован как «обработка данных». По данным ЕГРЮЛ, учредителем практически всех подразделений сети (в том числе ООО «Лидер» и ООО «Везет») значится уфимский предприниматель Виталий Безруков (кое-где вместе с партнерами). Судя по всему, именно он основал службу такси «Лидер» в 2003 году. В поле зрения медиа Безруков еще не появлялся. В 2012 году он участвовал во II Всероссийском съезде таксистов . Его фотографию можно увидеть на сайте уфимского авиаклуба:

«Сатурн»

Предприниматель Евгений Львов запустил службу такси «Сатурн» в городе Тимашевске (Краснодарский край) в 1998 году. Сегодня компания выросла в федеральную сеть такси, которая работает в 43 городах страны. Собеседники Rusbase подсчитали, что в сутки она совершает около 1,4 млн перевозок. Как и у конкурентов, у «Сатурна» в каждом городе зарегистрировано юрлицо, практически всеми владеет сам Евгений Львов. В 2012 году сеть запустила мобильное приложение TapTaxi для заказа машины без участия диспетчера.

В 2015 году Евгений Львов вместе с партнерами запустил в США приложение для вызова такси Fasten, которое будет конкурировать с самим Uber. В сентябре проект был запущен в Бостоне, а в этом году появится и в России. Знающие люди говорят, что у основателей проекта очень большие планы, которые заметно повлияют на рынок такси.

История компании началась в 2003 году с небольшой службы такси в городе Шадринске (Курганская область). Сервис запустил предприниматель Максим Белоногов.

Максим Белоногов

Сейчас компания работает в 114 городах России и еще 11 городах Украины (Мариуполь, Харьков), Казахстана (Актобе, Астана, Петропавловск, Уральск), Грузии (Батуми, Тбилиси, Кутаиси, Рустави) и Болгарии (София). В сутки ООО «Инфосервис» (юрлицо «Максим») совершает около миллиона перевозок. Судя по данным ЕГРЮЛ, в каждом городе у «Максима» зарегистрировано юридическое лицо. Учредителями региональных подразделений выступают Максим Белоногов и Олег Шлепанов.

«Максим» работает с частными водителями, с которых берет комиссию 10%. Они работают с фирменным приложением и диспетчерской службой (по телефону поступает 90% заказов). Средний чек поездки в сети составляет 100 рублей. За день компания зарабатывает 10 млн рублей, подсчитал в апреле «Секрет фирмы». В 2011 году из компании выделилось дополнительное направление - сервис по диспетчерскому обслуживанию таксомоторных компаний Taxsee .

«Максим» - лидер по количеству городов, но во многих из них он присутствует лишь номинально, уточняет критически настроенный источник Rusbase.

Столичные лидеры

Такси-сервис от «Яндекса» вышел на рынок в 2011 году. Это была инициатива сына основателя корпорации Льва Воложа. Сервис работает только с таксопарками - сейчас у «Яндекс.Такси» 450 партнеров, которые объединяют 30 тысяч машин. В апреле 2015 года они обрабатывали 60 тысяч заказов в сутки. Нынешние оценки варьируются от 100 до 200 тысяч поездок в сутки. Сегодня сервис доступен в 14 городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Сочи, Владикавказе, Новосибирске, Омске, Перми, Самаре, Туле и Воронеже. С 2016 года «Яндекс.Такси» является отдельной компанией в составе холдинга. Генеральным директором Яндекс.Такси стал Тигран Худавердян, который руководит сервисом с 2014 года, а до этого руководил направлением мобильных продуктов «Яндекса».

Тигран Худавердян

Расплатиться за поездку можно наличными или банковской картой. Комиссия для таксопарков составляет 11% + НДС, средний чек поездки в Москве - 533 рубля. Также агрегатор предлагает рынку профессиональный программный комплекс для служб такси «Яндекс.Таксометр», в который входит программа для таксопарков и мобильное приложение для водителей. Как указано на сайте продукта, к нему подключены 1000 компаний и 200 тысяч авто по всей стране. В январе 2015 года «Яндекс» купил сервис «Рос.Такси», который позволяет таксопаркам принимать заказы, координировать работу водителей и вести отчетность.

Израильский предприниматель Шахар Вайсер пришел в Россию со своим сервисом GetTaxi в 2012 году. Сейчас такси Gett (обновленное название) можно заказать в 10 городах России - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Сочи, Екатеринбурге, Красноярске, Самаре, Ростове-на-Дону и Краснодаре. По Москве средний чек составляет 400–500 рублей, комиссия Gett равна 15%. Это больше, чем у «Яндекса», но и функционал у Gett шире - помимо агрегации и поддержки пользователей, компания занимается наймом и подготовкой таксистов.

Сервис работает с таксопарками и частными водителями, у которых есть лицензия на пассажирские перевозки. Всего в системе Gett доступно около 20 тысяч машин. Российское подразделение компании возглавляет Виталий Крылов.

Знаменитый американский стартап занялся российским рынком в конце 2013 года. Он работает с частными водителями, на машинах которых отсутствуют опознавательные знаки такси. Для подключения к системе Uber необходима лицензия. Данные о числе водителей и взимаемой с них комиссии Uber принципиально не раскрывает.

Сервис запущен в 7 городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Сочи. Российским офисом скандального единорога руководит Дмитрий Измайлов. «Нас интересуют все города с населением больше 100 тысяч человек», - рассказывал он в интервью Rusbase.

ООО «Сити-Мобил» - один из крупнейших столичных перевозчиков, который работает с частными водителями. Предприниматель Арам Аракелян вместе с партнерами создал компанию в 2007 году. Служба «Ситимобил» одной из первых внедрила софт для автоматизированного распределения заказов между ближайшими машинами, сократив время ожидания до 10 минут. Сейчас с ней работает более 20 тысяч таксистов, которые платят сервису 15% комиссии. «Ситимобил» - партнер «Яндекс.Такси», поэтому водители сервиса принимают заказы от обеих систем. В 2014 году «Ситимобил» доставалось 10% заказов Москвы. Также сервис работает в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Казани, а в дальнейшем планирует покорить страны СНГ.

«Российская биржа такси»

В 2008 году партнеры Виталий Махинов и Владимир Чирков запустили первый в России b2b-агрегатор заказов такси для таксопарков и диспетчерских служб - Российскую биржу такси (РБТ). История началась с 15 партнеров, которым предлагалось меняться «неудобными» заказами между собой. На данный момент к системе РБТ подключено более тысячи таксомоторных парков и диспетчерских служб, а также более 50 тысяч водителей. Каждый день через РБТ проходит более 10 тысяч заказов в день. Гендиректор РБТ - Руслан Калинов.

Что будет дальше?

Куда едет российский рынок такси? Опрошенные нами участники рынка сходятся на том, что на смену жесткой конкуренции приходит кооперация на почве инноваций. Причем в основе этих изменений лежит снижение издержек. Новые игроки приносят в отрасль свежие идеи и перетягивают пассажиров не у других такси, а у общественного транспорта (помогая его разгрузить). Они пересаживают на такси тех, кому оно раньше было не по карману.

Аутсорсинг и разделение ролей оптимизируют расходы компаний. Таксопарки будут отвечать за автомобили и водителей, гибкие технологические компании - за маркетинг, продажи и логистику. В регионах это будет реализовано тогда, когда там будет достаточно смартфонов. В такси приходят технологии и идеи из смежных рынков: грузоперевозок, навигации и мониторинга дорожного движения. Технологическое сотрудничество поможет преодолеть кризис отрасли такси, подчеркивают эксперты.

Изобретателем предшественника таксометров считается древнегреческий математик, физик и механик Герон Александрийский, который в первом веке до нашей эры рассчитал остроумный прибор одометр – счетчик числа оборотов колёс простейшей повозки. Его реальная конструкция остаётся неизвестной, а идея одометра заключалась в совпадении отверстий в крышке прибора и в горизонтальном диске, который от оси тележки проворачивала точно просчитанная система шестеренчатых и червячных передач.

Предположительная конструкция одометра доисторического изобретателя Герона из Александрии​

В определенный момент в приёмный ящик падали ранее заготовленные шарики или камушки, и по их количеству определялась длина пройденного пути и соответственно величина оплаты за проезд. В последующих конструкциях диск вращал цифровые цилиндрики, указывавшие пройденный километраж.

Первые в мире таксометры и такси

Через десятки веков эти древние изобретения реанимировали, многократно переделывали и придумали им понятное на весь мир слово «таксометр», означающее просто «счётчик цены». Это были механические приборы с несколькими цифровыми барабанами для измерения пройденного пути и определения таксы – стоимости проезда. Поначалу их устанавливали на наёмных конных повозках, которые затем сменили особые легковые машины, оборудованные таксометрами – таксомоторы или попросту такси.

Вторичное изобретение таксометра состоялось в 1889 году, когда немецкий инженер Фридрих Вильгельм Густав Брюн (Bruhn) разработал и собрал первый одометр для конных экипажей, запатентованный в ноябре 1892-го.


Первый в мире выдвижной одометр для конных повозок конструкции Фридриха Брюна. 1893 год

Важнейшим результатом его деятельности стал первый в мире автомобиль-такси Taxametr Droschke на шасси четырехместной самоходной повозки Daimler Motorkutsche с таксометром и четырехсильным мотором заднего расположения. Машину заказывал местный владелец конных колясок и в мае 1897-го продемонстрировал её на улицах Штутгарта.


Первый в мире самоходный наёмный экипаж-дрожки Motor Taxametr Droschke с таксометром на шасси Daimler. 1897 год

Кроме того, Брюн впервые стал оснащать таксометры ручными откидными рычажками с табличками, сообщавшими пассажирам о том, свободен или занят данный самоходный аппарат. В последующие годы немецкий изобретатель получил ряд патентов на новые конструкции своих массивных таксометров прямоугольной и цилиндрической формы, демонстрировал их в разных странах и затем основал несколько фабрик для их массового выпуска.

Массивный навороченный автомобильный таксометр, применявшийся в Санкт-Петербурге. 1906 год

Цилиндрической таксометр с цифровыми цилиндриками работы безымянной компании из Берлина

Первые шаги таксометров и такси​

В первое время, когда не существовало специальных автомобилей-такси, единственным примером для подражания являлись конные повозки, конструкция которых была отлажена веками. Французы приняли за основу свои легендарные фиакры, англичане – высоченные чопорные кэбы, в странах центральной Европы – дрожки, в России – извозчичью пролётку. Проблема переделки их в самоходные коляски решалась довольно просто: из конного экипажа выпрягали лошадь, заменив ее лёгоньким бензиновым движком и приводом на задние колеса. И вот вам моторное такси!

Автомобильные такси конца XIX-го и начала XX веков внешне почти ничем не отличались от обычных легковых машин, не считая торчавших с разных сторон таксометров, и по старинке их называли моторными фиакрами, кэбами, дрожками. Они оснащались разными видами двигателей, открытыми или закрытыми кузовами с козырьками или навесами для защиты пассажиров и «моторного извозчика» от солнца и непогоды. Считалось, что возница должен был иметь свободу движения, хорошую обзорность и возможность общения с пешеходами, полицейскими и другими извозчиками.


Французская «пролётка» Unic 12/14CV образца 1908 года английской сборки в городском музее Лондона (фото автора)
На улицах Берлина автомобили-такси Opel 10/20PS с круглыми таксометрами рядом с сиденьями возниц. 1907 год
Британский наёмный кэб Rational 10/12HP с горизонтальным мотором и планетарной коробкой передач. 1909 год

Эти не слишком удобные и комфортные самоходные коляски небольших габаритов отличались легкостью, маневренностью и вмещали достаточно много багажа – на площадке за местом шофёра, на подножках, задней стенке кузова или на крыше.

Из огромного количества всевозможных такси особой знаменитостью стала лёгкая машина Renault AG-1 с 12-сильным моторчиком и ярко-красным четырехместным кузовом, выпускавшаяся в 1907-1914 годах.


Парижские такси Renault AG-1 с таксометрами на левой кромке кузовов достигали скорости 50 км/ч

Это был хрупкий и сугубо гражданский автомобиль, волею судеб повлиявший на ход крупного военного сражения и ставший известным как Марнское такси. В сентябре 1914-го на таких машинах удалось срочно перебросить на фронт большое число резервистов, защитивших Париж от немецких войск, которые уже форсировали реку Марна.


Водитель парижского такси Renault AG-1 готов выехать на линию фронта на Марне. 6-7 сентября 1914 года
Нереставрированное Марнское такси AG-1 хранилось в Парижском музее армии близ гробницы Наполеона

В дореволюционной России сторонникам создания службы такси пришлось начинать с борьбы за сферы влияния с извозчиками, которые бурно процветали во всех городах. Официальный таксомоторный промысел в Санкт-Петербурге был открыт в мае 1907-го, в Москве одно из первых моторных такси появилось в сентябре. Для них использовали только импортные легковушки мелких и более известных западных компаний.


Работавший в Санкт-Петербурге автомобиль Laurin-Klement GDV с таксометром и 18-сильным моторчиком. 1910 год

Редкие исключения в области такси составляли пробные электромобили (рассказ о них впереди), машины с передними ведущими колесами и горизонтальными моторами, а также английские и французские такси-кэбы с высоким расположением места водителя, сидевшего «на облучке» за крытым пассажирским салоном.


Оригинальное британское низкопрофильное такси Pullcar 12/14HP с приводом на передние колёса. 1906 год

Британский такси-кэб Vauxhall, собранный в 55 экземплярах для туристических поездок по Лондону. 1905 год

Одноместная прогулочная коляска с повышенным расположением места водителя. 1910 год


Французское крытое такси Roval с высоким расположением шофера и органов управления. 1909 год

Тяжелые и массивные таксометры постепенно уступали место компактным цилиндрическим конструкциям, которые устанавливали в особых гнёздах в местах, где их одновременно могли видеть водитель и пассажир: перед лобовым стеклом, в дверных проемах, на спинках сидений и т. д.

Такси на пути возмужания

В 1920-е годы в Западной Европе состоялся окончательный переход от конных пассажирских экипажей к достаточно прочным, совершенным и практичным автомобилям-такси на базе серийных легковушек, внешне отличавшимся лишь вынесенными в сторону от кузова таксометрами. В трудный межвоенный период стремление к приобретению самых дешевых машин привело к созданию миниатюрных и недорогих народных такси известных марок Renault, Citroёn, Hanomag, Dixi и других.


Примитивный уникум Hanomag Kommissbrot по прозвищу «черствая горбушка» в варианте такси. 1927 год (фото автора)
Французский такси-кэб для осмотра Парижа на микролитражке Citroёn С2 с местом водителя за кабиной. 1923 год
Немецкая 24-сильная малолитражка-такси Dixi 6/24HP с кузовом ландоле развивала 80 км/ч. 1924 год

Для облегчения посадки и высадки на ряде машин устанавливали трансформируемые кузова, но они не прижились.

Смелые эксперименты с такси Renault KJ1 для удобства пассажиров. 1924 год

Для быстрого обнаружения такси в городском потоке их стали окрашивать в яркие цвета, а кузова снабжали жёлтой отличительной полосой или особыми поясными лентами с черно-белыми квадратиками – «шашечками». Говорят, их придумал какой-то шутник, принявший за образец шляпную ленточку, которую носили женщины лёгкого поведения, чтобы привлечь к себе внимание.


Американский автомобиль-такси Checker, на котором впервые появилась шахматная лента по бортам. 1922 год
Роскошное австрийское такси Steyr XII с крупными «шашечками» по бокам пассажирского салона. 1928 год

По окончании расчетов с пассажирами на большинстве такси включался откидной рычажок со словом «Свободен» на разных языках. На таких табличках и вдоль бортов часто наносили надпись For Hire (наёмный), и загорались привлекательно яркие световые огоньки разных цветов.

Механический световой таксометр с двумя лампочками разного цвета. 1924 год

Английский прибор Argo с поворачивавшимся флажком с надписью For Hire. 1936 год

В 30-е годы в Великобритании началось мелкосерийное производство просторных и солидных так называемых «лондонских такси», выкрашенных только в черный цвет. Со временем они завоевали первенство в Европе по специальным и экзотичным машинам с оригинальной планировкой салона, внутренней перегородкой, открытым местом для крупных вещей и съёмной решёткой на крыше.


Одно из первых лондонских такси Austin 12/4 с кузовом Mulliner и боковым багажником. 1933 год
Серийное такси Morris Commercial G2SW с местом для погрузки крупного багажа прямо с улицы. 1937 год

Их главной новинкой был вместительный багажный отсек с полностью открытым снаружи доступом, размещенный с передней левой стороны машины. Во Франции выпускали подобные такси с расширенными дверями.


Французское такси Renault KZ11 с распахивавшейся на 180 градусов передней дверью. 1933 год (фото автора)

С прекращением Первой мировой войны свою деятельность начала крупная многопрофильная компания Beardmore из Шотландии, выпускавшая сразу четыре типа вместительных такси спорной внешности, предназначавшихся для обслуживания дорог с твердым покрытием и отличавшихся высоким дорожным просветом.


Шотландский автомобиль-такси Beardmore Mk II с клиренсом в 254 мм развивал скорость 110 км/ч. 1923 год

В начале 20-х выпуском собственных такси начала заниматься небольшая американская компания Checker, к которой вскоре добавилась фирма Yellow Cab, применявшая серийные шасси корпорации General Motors. Обе представляли собой уникальный в автомобильной истории случай, так как практически полностью специализировались на выпуске оригинальных многоместных такси исключительного желтого цвета.


Типичное американское такси Checker с узким пояском из «шашечек» и множеством фонариков. 1933 год

В июне 1925-го на улицы Москвы выехали первые 15 легковушек Renault KZ, которые за свою странную внешность и блестящую черную окраску называли «утюгами» или «браунингами». Пассажиров, никогда не видавших ничего подобного, больше всего интересовал ящик с бегающими цифрами (таксометр): их удивляло, как лихо и точно он считает, не сбиваясь; спрашивали, как ящик отгадывает, сколько вёрст уже пройдено.


Показ французских пятиместных «браунингов» Renault KZ на шасси легковой модели Vivaquatre. 1925 год
Диковинная 35-сильная машина-такси Renault KZ длиной более четырех метров развивала скорость 85 км/ч

В 1932-м Горьковский автозавод приступил к выпуску легковушек-такси ГАЗ-А с перегородкой в салоне, средним откидным сиденьем и местом для багажа рядом с водителем. За ним категорию такси пополнила «эмка» ГАЗ М-1 с таксометром, установленным над лобовым стеклом, задней откидной багажной решеткой и фонарем со световой надписью «Такси».


«Эмка»-такси с багажником, увеличенным за счет перестановки запасного колеса на левую подножку. 1936 год

К концу межвоенного периода появились более совершенные и компактные механические таксометры, которые предоставляли расширенный набор сведений (дата, время посадки и завершения поездки, пройденное расстояние и т. д.). Для их привода служили мягкие валики или гибкие тросики, передававшие крутящий момент от коробки передач через специальные редукторы. Небольшие таксометры стали переселяться внутрь кузова и обосновались на панели приборов, где вместе со спидометрами образовали единый прибор с двумя самостоятельными функциями. Снаружи их заменяли световые табло на крыше с надписью Taxi, создававшие впечатление полного отсутствия таксометров.

На заглавной фотографии – живописная сценка на лондонском вокзале: погрузка чемоданов в открытый багажный отсек и на крышу автомобиля-такси Morris Commercial G1 образца 1929 года

12.08.2019

Такси в том смысле, как мы его сейчас понимаем, появилось в 1907 году сразу в нескольких странах. В России, например, шофер прикрепил к своей машине объявление. Надпись гласила, что оплата за извоз происходит по соглашению сторон.

Днём рождения Лондонского такси принято считать 22.03.1907 г. Именно в этот день на улицах Британской столицы появились первые таксомоторы, оборудованные таксометром.

В Европейских странах таксометр появился раньше, чем у нас. Подобное приспособление разрешило вопрос оплаты, который препятствовал массовым перевозкам из-за вечных споров пассажиров с водителями по поводу стоимости проезда.

Предшественники современных таксомоторов

Некоторые историки утверждают, что таксометры – это изобретение представителей Древнего Рима. В те доисторические времена для расчёта за проезд использовали «каменную» меру.

К оси древнеримского такси (колесницы) крепили небольшой сосуд. Через каждую стадию (мера длины, равная приблизительно 200 м) в сосуд попадал камешек. Прибыв на место, «извозчик» подсчитывал количество камешков, и «предъявлял счёт» пассажирам.


В семнадцатом веке Лондонский извоз был лицензионным. Для перевозки пассажиров, кучера обязаны были получить разрешение или лицензию. Такая политика проводилась в Англии с 1639 г. Годом позже эту практику переняли и парижане.

В кэбах (открытых двухколёсных повозках) пассажиров стали перевозить примерно с середины 19 в.

В отличие от римлян в то время европейцы не устанавливали твёрдых тарифов за перевозки. Такое положение привело к нерентабельности извозного бизнеса. Богатым не было необходимости нанимать экипаж, так как они обходились собственным транспортом. Люди среднего достатка пользовались услугами кучеров лишь по большой необходимости. А беднякам такое удовольствие было непозволимой роскошью.

В самом конце девятнадцатого века Вильгельм Брюн сконструировал устройство для расчётов с пассажирами – таксометр.

Изобретением немецкого учёного в 1907 г. были оборудованы все лондонские такси. С этих пор дело «пошло в гору», спрос на услуги перевозчиков значительно возрос.

Откуда шашечки?

Однозначного мнения по поводу появления этого аксессуара пока нет. Установлено, что появился он в третьем десятилетии прошлого века.

Одни наделяют титулом родоначальника «шашечек» - всемирно известного опознавательного знака компанию из США – CheckerTaxiofChicago. Руководители фирмы – перевозчика полагали, что передвижение на автомобилях в некотором роде идентично гонкам. В соревнованиях гонщиков присутствовали клетчатые чёрно-жёлтые флажки. Отсюда и появилась знаменитая шахматка.


Другие, не желая отдавать «пальму первенства» американцам, уверяют, что на крыши такси квадратики перебрались с немецких клетчатых полос. Германские таксосмоторы действительно имели маркировку из клеточек, располагавшуюся вдоль кузова машины примерно на уровне пояса.

Независимо от того кто был первым, современное такси готово перевозить кого угодно, когда угодно и куда угодно, разумеется за соответствующую плату.

Табличку с таким текстом повесил на свою машину некий московский владелец в 1907 году.

Увы, с началом войны, а затем и революции, отечественный платный извоз пассажиров резко спал, а затем и вовсе сошел на нет.

В дни, когда российских таксистов срочно призывали в армию, а машины реквизировали для военных нужд, их французские коллеги совершили подвиг. Эта операция вошла в хрестоматии, ей посвящены миллионные тиражи сувениров, книг, бесчисленное множество газетных статей. Когда осенью 1914 года немцы прорвали оборону французов и возникла угроза захвата Парижа, за одну ночь 1200 таксомоторов перебросили на фронт у реки Марна свыше 6500 солдат. Столицу отстояли, "марнское такси" вошло не только в анналы национальной истории, но и стратегии как не предусмотренный никакими уставами способ переброски войск.

Что же до исконного назначения такси, как бы оно ни называлось в разные эпохи, то с французами, бесспорными лидерами в этой сфере в начале ХХ века, до сих пор спорят англичане. Франция настаивает, что само слово "фиакр", означавшее когда-то "наемный экипаж", пошло из городка Мо, а точнее, от местной часовни Святого Фиакра, покровителя цветоводов. Мол, именно на соседнем постоялом дворе некий Соваж завел в XVII веке двухместные конные повозки для перевозки земляков. А поскольку каждую украшало изображение святого, язык, всегда стремящийся к упрощению, окрестил экипажи "фиакрами".

Англия противопоставляет расплывчатому XVII веку точный год создания аналогичной службы - 1639-й. Тогда извозчики четырехколесных повозок, коучмены, получили лицензию на частный извоз. А в середине XIX столетия тяжелые кареты уступили место на улицах легкому двухместному открытому транспорту, кабриолетам, и производная от этого термина "кэб" в ходу по сей день. Помните сериал о Шерлоке Холмсе и высоко сидящего на козлах кэбмена? Ему пришлось расположиться так, чтобы различать на темных улицах Лондона таблички с номерами домов.

Впрочем, если в чем-то и сходятся позиции английских и французских историков такси, то компромисс выглядит так: родина наемного экипажа все-таки Англия, а уж Франции принадлежат лавры создательницы такси моторизованного. И англичане сквозь поджатую губу признают, что первым таксомотором в их столице была некогда французская машина марки Unic. Правда, замечают при этом, что одновременно в Лондоне работали 70 электрокэбов Bersey, предтечи всех нынешних электромобилей. С электотягой ничего путного тогда не вышло, но это, мол, потому, что она опередила свой век.

Когда стало ясно, что не всякий автомобиль подходит для службы в такси, настал звездный час компании Renault. Именно она стала массово выпускать таксомоторы ярких зеленого или красного цветов с таксометром, счастливо изобретенных немцем Вильгельмом Брюном. С закрытой пассажирской кабиной и открытой водительской. С водителями, одетыми в длинные непромокаемые кожаные пальто, с фуражкой почти армейского образца на голове. Если кто помнит, такого рода головной убор, да еще с угловатым покроем на манер фуражек нью-йоркской полиции, вдруг стали носить московские таксисты в 1970-х годах.

Возрождать такси Россия, ставшая уже советской, начала с 1925 года. Видимо идея наемного экипажа вместо частнособственнического, то есть вредного в бесклассовом обществе, пришлась хозяевам страны. Машины, понятно, пришлось покупать у капиталистов, у компаний Renault и Fiat. Поскольку стоил часовой проезд на таксомоторе 4 рубля 50 копеек при средней месячной зарплате чуть больше 21 рубля, удовольствие было не из дешевых.

Образцовой таксомоторной службой считается английская лондонская. Ее водители не только платят большие деньги за лицензию на частный извоз, но и сдают сложный экзамен на знание британской столицы. GPS-навигатором пользуются только 2-3 процента из них - настолько хорошо знают город. Консервативного вида "кэбы" обязаны без особых проблем отработать 10-12 лет и пробежать 800 тысяч километров. На деле же многие машины накрутили уже по миллиону километров и прослужили более четверти века.

13 августа 1907 года в Нью-Йорке было пущено первое такси. Спустя годы желтые автомобили стали настоящим символом города, обрели множество кинематографических воплощений, а для большинства туристов оказались первым впечатлением из путешествия в американский мегаполис.

По такому случаю, мы решили сегодня вспомнить историю такси в целом и поведать о ней вам.

Слово «такси» происходит от французского слова «таксо», которое обозначает средство, используемое для перевозки пассажиров и грузов и оплату проезда.
История такси берет своё начало во Франции с XVIII века, именно там, в это время появились конные экипажи, которые стали называться «фиакры», в честь покровителя садоводов - святого Фиакра, так как постоялый двор с этими экипажами находился около его часовни. Считается, что они стали первыми в мире общественными экипажами. В конце XIX века технический прогресс вытеснил экипажи с лошадями.

История «такси» начинается во Франции в XVIII веке


На фиакрах установили бензиновый двигатель, рычаги для управления и после изобретения, и установки счётчиков (таксометров), эти экипажи стали популярными среди населения, так как легко можно было рассчитать расходы на дорогу.

Первые автомобили, предназначенные для услуг такси, стала производить компания «Renault», кузов этих машин напоминал «фиакр», шофер сидел отдельно от пассажиров в открытой передней части машины и занимался только управлением такси, а пассажир находился в закрытой части машины и был защищен от непогоды. Такси выделялись среди остальных машин города своим ярким цветом. Какой либо централизованной службы приема заказов и вызовов такси не было, такси просто разъезжали по городу и громко сигналили.


Первое такси Renault

В России все пути пересекались в Москве. Приезжало и отъезжало большое количество людей, было несколько вокзалов и всё это создавало необходимость развития городского транспорта, который мог бы довозить пассажиров и их багаж до места. Спрос на транспорт был огромен, поэтому в Москве появилось большое количество извозчиков. Отрасль развивалась, для неё необходимы были определенные требования: тарифы, система управления заказами экипажей, организация стоянок. Все это и стало началом рождения такси в России как вида транспорта.

1907 год - считается годом рождения такси


В 1907 году в России один шофер, повесил на автомобиль плакат «Извозчик, такса за проезд по соглашению». Одновременно в Англии на Лондонских улицах появились первые экипажи-такси. Этот год теперь считают днём рождения такси.


В 1917 году, после революции количество такси в Москве резко снизилось, таксистов почти истребили как класс, и лишь в 1924 году Моссовет решил закупить 200 новых автомобилей - такси марки «Renault» и «Fiat». В 1925 году первые 16 автомобилей марки «Renault» появились на улицах Москвы. Частных такси в это время не было, все они принадлежали и управлялись государством, конкуренция отсутствовала. Это приводило к плохому качеству обслуживания пассажиров, заказать такси было очень сложно, машин-такси не хватало.


Таксомоторные перевозки были очень прибыльны для правительства Москвы, поэтому правительство стремилось устранить эти недостатки. В Москве стали появляться первые легковые автомобили «ГАЗ», количество такси увеличилось в несколько раз и заказать такси стало проще, потом начали выпускать легковые такси «ЗИС», после появления которых, такси стали общедоступным видом транспорта. В послевоенные годы начинается выпуск автомобилей «Победа», которые стали основным автомобилем такси.

В 1948 году на машинах-такси была размещена шахматная полоса и зелёный световой, для отличия такси от других автомобилей на улицах.
В Нью-Йорке первое городское такси было выпущено на линию 13 августа 1907 года. Увеличению количества такси на улицах США в значительной степени помогала мафия, которая владела большинством таксопарков и была заинтересованы в их росте. В Америке, в годы сухого закона не было более надежного транспорта для перевозки запрещенного спиртного, поэтому такси особенно полюбили гангстеры-контрабандисты. В такси перевозили огромное количество алкоголя, но полицейские даже не подозревали таксистов.


В Японии такси появились совсем недавно, японские таксисты очень вежливы, пунктуальны, обходительны с пассажирами и по праву считаются лучшими таксистами в мире. Работают они исключительно в белых перчатках, на подголовниках своих машин ежедневно меняют кружевные салфетки. Японский водитель во время движения никогда не ведет с пассажиром разговоров, он только управляет автомобилем, и если вы иностранец, то на беседу можете даже не рассчитывать. Поездка будет проходить спокойно, иногда даже скучно.

В ОАЭ Водители отличаются хорошей репутацией, поэтому, если вы забыли что-нибудь в такси, ваш водитель попытается вернуть вам забытую вещь. В противном случае сообщите компании время и маршрут - будет сделано все возможное, чтобы помочь вам. Не рекомендуется пользоваться услугами частных такси без счетчика. Они менее комфортабельные, поскольку это обычно старые машины с плохим кондиционером, а водители могут нарочно петлять, чтобы поездка обошлась дороже.

Японские таксисты считаются лучшими таксистами в мире


В Лондоне такси всегда красятся в чёрный цвет, в Гонконге используют 3 типа окраски такси, чаще всего их красят в красный цвет, в Новой Зеландии применяют зелёный цвет такси, а на островах Лантау - синий. В СССР традиционного цвета такси не существовало. Обычно на заводской, стандартного цвета машине-такси на двери рисовали шахматные клеточки и ставили зелёного цвета фонарик, отчего и произошло название «зеленоглазое такси».


Сегодня такси является очень распространённым видом общественного транспорта во всём мире и представляет собой целую индустрию, в которой задействованы миллионы людей. Кстати, с развитием всевозможных средств связи и информационных технологий заказать себе такси стало невероятно просто: это можно сделать по мобильному телефону или даже на сайте любой таксомоторной компании, причём во многих случаях можно выбрать себе не только время прибытия нужного вам транспорта, но даже модель самого автомобиля.

22 марта - Всемирный день такси. Журналист портала Юга.ру изучил историю возникновения такси в России и трансформацию этого бизнеса под влиянием новых технологий.

XVII- XIX столетия: конный экипаж

Первые организованные платные перевозки пассажиров в конных экипажах появились в Великобритании в XVII веке. Именно здесь в 1639 году была оформлена первая лицензия на извоз.

В царской России Москва стояла в центре пересечения торговых путей. В городе было несколько вокзалов, с каждым годом росло количество извозчиков, тарифы и заказы уже нужно было регулировать, организовывать стоянки. Так в ХIХ веке возник российский прообраз системы такси.

XX век: бензиновый двигатель

Появление бензиновых двигателей навсегда изменило пассажирские перевозки. С 1905 года такси-бум начался во всем мире. Таксомоторы заполонили улицы крупнейших городов Европы и Америки. Первый в России наемный автомобиль со счетчиком-таксометром был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 1906 году.

В 1917 году, после революции, количество такси в Москве резко сократилось, таксисты почти исчезли как профессиональное сообщество. В 1924 году Моссовет закупил 200 новых автомобилей марки Renault и Fiat для использования их в качестве такси.

Частных извозчиков тогда не было, роль собственника и управляющего таксопарком исполняло государство, поэтому не было и конкуренции. Качество обслуживания страдало, вызвать такси было невозможно, не хватало автомобилей. Но таксомоторные перевозки приносили хорошую прибыль в городской бюджет, и эти недостатки стремились устранить. В середине 30-х годов в Москве начали появляться первые легковые ГАЗы, таксопарк вырос в несколько раз, заказать такси стало проще. Чуть позже начался выпуск легковых ЗИСов, а в послевоенные годы основными автомобилями такси стали автомобили «Победа».

В период позднего Советского Союза главным автомобилем такси был ГАЗ-24 - «Волга» желтого цвета с шашечками, производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1967 по 1985 год. Зеленый фонарик на лобовом стекле сигнализировал о том, что машина свободна. Впрочем, ездить на такси все равно было дорого и не всегда удобно. К примеру, чтобы добраться до аэропорта, заказывать такси нужно было заблаговременно, чуть ли не за полсуток до вылета. А в период перестроечного «сухого закона» и дефицита спиртного у таксистов всегда можно было нелегально купить водку по двойной цене, это знали все.

Все изменилось с исчезновением СССР. В современной России появилось частное предпринимательство, в том числе множество фирм, оказывающих услуги такси. Многие давно сошли со сцены, но есть компании, чей бизнес процветает. Хороший пример - Fasten, представленный на рынке брендами «Сатурн», RedTaxi и рядом других. Компания родом из Краснодарского края менялась с появлением новых технологий и к настоящему моменту выросла в крупного оператора, который работает на территории России и за рубежом.

В 1998 году Евгений Львов основал в Тимашевске «Такси Сатурн». Он начал с собственного автопарка из четырех автомобилей, оборудованных рациями. Существовали определенные технические ограничения - радиоканал вмещал не более ста водителей, и масштабировать это было сложно. Это неудобство полностью проявилось, когда компания вышла на большой рынок Краснодара.

XXI век: смартфоны, Java , мобильные приложения

Технологический скачок, существенно повлиявший на отрасль пассажирских перевозок, - повсеместное распространение сотовой связи в ХХI веке. Индустрия такси начала использовать специальные программные продукты для мобильных телефонов, созданные на языке Java. Эта технология обеспечивает связь между диспетчерами и водителями по сотовым телефонам или КПК. Java помогла разгрузить радиоэфир, избавить службу от раций и ускорить раздачу заказов. Теперь операторы и водители смогли обмениваться друг с другом шаблонными сообщениями через особый канал связи. Оказалось, так в несколько раз быстрее, чем когда водитель и оператор объясняются друг с другом на словах.

«Такси Сатурн» ввело в своей работе технологию Java в 2006 году. Диспетчер и водитель смогли быть на связи на больших расстояниях, кратно вырос поток клиентов. «Такси Сатурн» начало оказывать услуги на курортах Кубани и за пределами края, на территории ЮФО.

Еще одна революция в отрасли произошла с распространением смартфонов в конце нулевых. Таксопарки ушли в прошлое, а такси превратились в высокотехнологичные компании, построенные на логистике и эффективности. Созданное в Краснодарском крае «Такси Сатурн» ежедневно обеспечивает десятки тысяч поездок более чем в 40 городах, при этом не имея ни одного собственного автомобиля или штатного водителя. Мобильное приложение обеспечивает необходимый контакт и рассчитывает стоимость заказа. Таксист, который, по сути, сам является клиентом, платит определенную абонентскую плату или фиксированную сумму от каждого рейса за безлимитный допуск к базе заказов. Затем «самозанятый» водитель - партнер компании на личном автомобиле выходит на линию в удобное для себя время. Все в выигрыше - пассажир, который платит недорого и привыкает к мысли об удобстве перемещений на такси; водитель, для которого такси может служить как подработкой, так и основной работой; город, где люди меньше пользуются личным автотранспортом.

Выход бизнеса, созданного в Краснодарском крае, на федеральный и даже международный уровень стал приятной традицией. Компания «Тандер» за несколько лет стала одним из крупнейших ретейлеров мира. Созданная в небольшом городке служба «Такси Сатурн» переросла в международный сервис Fasten, работающий не только в России, но и на Украине и в США.

За три с лишним века такси полностью изменилось. Вместо конных экипажей - комфортабельные автомобили, вместо стоянок такси - вызов за 20 секунд по мобильному, вместо «торговли» с «шефом» - удобные и прозрачные тарифы и круглосуточные службы поддержки. Но центральной фигурой был и остается простой водитель.

Подключенные к платформе водители - наш главный актив. Поздравляю с профессиональным праздником и желаю «ни гвоздя, ни жезла»- а много выгодных заказов мы обеспечим!

основатель «Сатурна» и RedTaxi Евгений Львов

Англичане и французы спорят об этом уже почти 400 лет

Говорят, история такси началась еще в Древнем Риме. Тогда это были колесницы, на оси которых изобретательные римляне крепили «таксометр» - довольно сложный механический счетчик, состоявший из двух зубчатых колец с отверстиями, и ящичка, прикрепленного к колесной оси. Когда отверстия колец совпадали, а это происходило через каждую милю, то в ящик падал камушек. В конце поездки камни подсчитывали и исходя из их количества оплачивали проезд. К сожалению, после падения Римской империи «такси» (как, впрочем, и многие другие изобретения) забыли на долгие века.

Кабриолет или фиакр?

Повторное изобретение такси произошло в XVII веке. Эту честь оспаривают друг у друга старинные соперники - Англия и Франция. Причем Англия готова назвать конкретную дату - 1639 год. Именно в этом году корпорация коучменов (местных кучеров) получила лицензию на извоз - и на улицы страны выехали четырехколесные экипажи под названием «хэкни» (hackney - «разъездная лошадь»). В 1840 - 1850 годах неповоротливые кареты заменили двухколесные открытые повозки - кабриолеты. Впрочем, англичане быстро сократили название до кэба. С 1907 года производители автомобилей взялись за разработку моделей, которые можно было бы использовать в качестве таксомоторов. Традиционным цветом лондонских такси стал черный, символизирующий честь и достоинство. С начала прошлого века «блэк кэбы» стали таким же узнаваемым атрибутом Лондона, как Биг-Бен или Тауэрский мост.

Первенство англичан оспаривают французы, причем не без оснований. Ведь даже слово «такси» происходит от французского taximиtre - «счетчик цены». Соотечественники д`Артаньяна утверждают, что первое такси появилось именно во Франции, в городе Мо. На одном из постоялых дворов возле часовни Святого Фиакра предприимчивый горожанин по фамилии Соваж организовал парк двухместных конных экипажей и открыл компанию по перевозке местных жителей. Каждая повозка была украшена изображением святого, поэтому вскоре этот вид транспорта стали называть «фиакрами». Кстати, символ Святого Фиакра - лопата, отсюда и выражение: «Таксисты лопатой деньги гребут». Экипажи Соважа имели большой успех, дело развивалось, а в 1896 году лошадей на повозках заменил бензиновый двигатель. Моторизованные фиакры продолжали развозить пассажиров, но плата за проезд по старинке оговаривалась заранее, что было весьма неудобно.

Плачу два счетчика

В 1891 году немецкий ученый Вильгельм Брюн изобрел первый таксометр, и ситуация изменилась. В 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оборудованные таксометрами, их стали называть таксомоторами, или просто такси.

Оценив востребованность этого вида транспорта, производители наладили выпуск специальных машин, и тут французы вырвались вперед - первой стала компания Renault. Такси отличались цветом - чтобы выделяться в общем потоке движения - и конструкцией кузова. Первые «Рено» напоминали знаменитые фиакры - пассажирская часть была похожа на закрытую карету, а шофер находился в открытой дождю и ветру передней части. Поэтому униформой таксистов стал длинный непромокаемый плащ и фуражка военного образца. К счастью, вскоре машины начали делать полностью закрытыми, в них появилась подвижная стеклянная перегородка, отделяющая водителя от салона с пассажирами.

Эх, голуби!

Такси в России было представлено извозчиками. Самые дешевые экипажи - ваньки - приезжали из деревень. Их клиентурой в основном были мелкие чиновники, небогатые мещане и приказчики. Другая категория - лихачи - имели хороших, справных лошадей и лакированные коляски на шинах-дутиках. Их услугами пользовались купцы, офицеры и кавалеры с дамами. Своих клиентов лихачи поджидали возле театров, гостиниц и ресторанов. Аристократией среди извозчиков были «голуби со звоном», или «голубчики». На своих экипажах они устанавливали поддужные мелодичные колокольчики. Название же пошло от знаменитого выкрика кучера: «Эх, голуби!»

У каждого извозчика имелся номер. Сначала он крепился на спине, потом его стали прибивать к облучку. Извозчик должен был иметь спецодежду: синий или красный (в зависимости от разряда экипажа) кафтан, невысокий цилиндр. Все экипажи делились на три разряда. Каждому был предписан цвет коляски и ночного фонаря. Первый разряд: рессорные крытые экипажи на дутых резиновых шинах - красный цвет. Второй: такие же экипажи, но без воздушных шин - синий. Все остальные экипажи - третий разряд.

Существовали и дорожные правила. Извозчиков обязали держаться правой стороны и ездить умеренной рысью - до десяти-двенадцати километров в час. С наступлением сумерек на экипажах зажигали специальные фонари. Нельзя было оставлять пролетку на улице без присмотра - извозчик должен был постоянно находиться на облучке. А ставить вдоль тротуаров пролетки можно было только в один ряд.

В 1907 году газета «Голос Москвы» известила читателей о том, что в городе появился первый извозчик на автомобиле. Его примером воспользовались и другие шоферы, и вскоре появилось множество машин, специализирующихся на извозе за оговоренную плату. Революция и Гражданская война прервали развитие сервиса, но в декабре 1924 года Моссовет принял решение о создании парка советского такси. Планировалось закупить 200 автомобилей марок Renault и Fiat, и с июня 1925 года первые 15 машин выехали на улицы города. Плата за проезд была одинакова: каждая верста стоила 50 копеек.

В 1934 году начался выпуск отечественных легковых автомобилей, благодаря чему парк таксомоторов увеличился более чем в 6 раз. После войны большую часть машин такси составляли ГАЗ-М20 «Победа», а вскоре, в 1948 году, на борту кузова появилась знаменитая шахматная полоса и зеленый огонек, сигнализирующей о том, что такси свободно.

Мы все давно уже привыкли к такому популярному городскому виду транспорта, как такси. В отличие от самого автомобиля, понятие о подобных общественных перевозках существовало еще тысячи лет назад. Вы удивитесь, но оказывается, что на такси-колесницах разъезжали еще в Древнем Риме.

Конечно, древнеримские колесницы нельзя сравнивать с современными комфортными такси больших мегаполисов, но и они имели счетчики, по которым пассажир оплачивал свой проезд. Таксометр на такси-колеснице представлял собой таз с камешками, которые выпадали из него через приблизительно каждые 200 метров поездки. По окончании пути пассажир оплачивал проезд по числу находившихся в тазу камешков – просто и довольно практично.

Первые прототипы современных такси появились в 1636-м году в Лондоне, когда местным кучерам была выдана лицензия на извоз. Через год подобные лицензии получили и кучера Парижа. В 1890 во Франции появились фиакры, которые использовались в качестве наемного городского транспорта вплоть до появления автомобилей.

Современные автотранспортные компании предлагают такую удобную услугу, как аренда любых марок авто. Например, есть прокат микроавтобуса без водителя в Краснодаре //krasnodar.carbooking.ru/arenda_mikroavtobusa/ во всероссийской онлайновой сети аренды автомобилей CarBooking.ru.

Сперва фиакры не пользовались особой популярностью, поскольку не имели единого тарифа на перевозку и для большинства проезд в них был не по карману. Но уже в 1891-м году немец Вильгельм Брюн изобрел прибор для определения стоимости проезда, который получил название Таксометр, от французского слова Taximètre, «счетчик цены».

После того, как в 1907-м году на улицах Лондона появились первые таксомоторы, популярность такси быстро возросла. , что само слово «такси» так же происходит от французского Taximètre. Уже очень скоро машины со встроенными таксометрами стала выпускать французская автомобильная компания Рено. Активное развитие служб такси в СССР началось в 30-50-е годы, когда в стране стали появляться первые отечественные автомобили.

Современное такси в разных странах выглядит по-разному. Широкую известность во всем мире получили знаменитые желтые такси Нью-Йорка, которые можно увидеть чуть ли не в каждом голливудском фильме. В странах Азии для такси не всегда предусмотрены единые стандарты и, чтобы привлечь клиентов, таксисты могут украшать свои машины любым способом. Кроме такси в виде автомобилей в некоторых странах существуют вело-такси и байк-такси. Причем байк-такси можно увидеть даже в крупных городах России, где они пользуются популярностью из-за больших пробок на дорогах.



КАК ПОЯВИЛОСЬ ТАКСИ.

Мы часто пользуемся услугами такси, а вызов такси — наиболее удобный способ передвижения по городу. Но мало кто знает как появилось такси и как оно развивалось.

Такси — неотъемлемая часть жизни любого большого города, а иногда даже его фирменный стиль. А началась история городского такси в далекие времена с романтической профессии ямщиков и извозчиков.
В ХVIII веке некий предприимчивый француз основал постоялый двор конных экипажей около часовни святого Фиакра, покровителя садоводов. «Фиакры» стали первыми в мире наемными общественными экипажами в отличие от карет, до этого принадлежавших исключительно вельможам и помещикам. Святой Фиакр также является покровителем таксистов. Символ Святого Фиакра — лопата, отсюда и выражение: «Таксисты лопатой деньги гребут.»
Рождение первых автомобилей почти сразу вызвало к жизни «моторных извозчиков». Уже в 1896 году (через десять лет после выезда Г. Даймлера на своем первенце, «безмоторном экипаже») по’ улицам немецкого города Штутгарта начали курсировать машины «Автомобильно-извозкого предприятия». Эти шестиместные «Даймлеры» с мотором в 4 л. с. стали первыми в мире такси. Правда!, само название «такси» появилось несколько позже. В 1896 году французский автомобильный клуб провозгласил, что «столице мира» были бы очень к лицу моторизованные «фиакры» - без лошадей. С фиакра сняли оглобли, установили сзади бензиновый двигатель, а возле сиденья кучера - рулевую колонку и рычаги управления.


На первых порах затея не имела успеха - не знали, по какому тарифу оплачивать труд шоферов. Изобретенный в 1905 году счетчик - таксометр - утихомирил споры. От него пошло название нового вида транспорта - таксомоторы или такси. Компания Renault первой стала выпускать автомобили, специально приспособленные к таксомоторной службе. Окрашенные в красный и зеленый цвет, они заметно выделялись среди других, в большинстве черных автомобилей, их легко было распознать в потоке движения. Особым было и устройство кузова. Его пассажирское отделение напоминало закрытую карету «фиакра», а водитель, как кучер, сидел в открытой передней части. Считалось, что шофер должен быть отделен от пассажиров ради их удобства и иметь полную свободу обзора и общения с пешеходами, возницами, полицейскими и другими шоферами. И то верно: зачем шоферу слышать разговоры своих пассажиров, а пассажирам - перебранку шофера в толчее переполненных автомобилями и конными повозками улиц. Устройство такси повлияло и на облик шоферов. Одеты они были в длинные непромокаемые, наглухо застегнутые, кожаные пальто и фуражку военного образца.

Моторизованные извозчики получили широкое распространение не сразу. В начале XX века выпуск автомобилей был еще невелик, и они считались скорее роскошью, чем средством передвижения. Так, в Париже восемьдесят лет назад насчитывалось всего-навсего 4 таксомотора!, а уже в 1922 году их количество достигло внушительной цифры: 11295 штук. До начала первой мировой войны таксомоторное сообщение завели у себя многие.крупные города.

В Англии история такси относится к 1639 году, когда Корпорацией коучменов была учреждена лицензия на извоз. Сначала это были четырехколесные экипажи — они назывались хэкни (hackney — разъездная лошадь), позже появилась более маневренная двухколесная открытая повозка — кабриолет или, сокращенно, кэб.

На смену конным экипажам пришли электрокэбы, а в 1907 году начался такси бум, многие стали разрабатывать автомобили специально для использования в качестве таксомоторов. Сейчас в Англии осталось три фирмы, которые строят такси-кэбы (см. картинку) — London Taxi International, Hooper и Asquith, известная своими репликарами.
Многие стали разрабатывать автомобили специально для использования в качестве таксомоторов. Сейчас в Англии осталось три фирмы, которые строят такси-кэбы (см. картинку) — London Taxi International, Hooper и Asquith, известная своими репликарами.

В Лондоне такси являются таким же атрибутом, как и Биг Бен или двухэтажные автобусы. Их знаменитое vip такси называется черный кабриолет, поначалу эти экипажи были четырёхколесными и назывались хэкни, потом их сделали двухколёсными в результате, они стали более маневренными и стали носить название кабриолет или кэб.

Лондонские такси всегда красятся в чёрный цвет, в Гонконге используют 3 типа окраски такси, чаще всего их красят в красный цвет, зелёные такси используются в Новой Зеландии, а синие - на островах Лантау.

В Нью-Йорке первое желтое такси было выпущено на линию 13 августа 1907 года, что не мешает американцам пытаться доказать, что у них раньше всех появились такси, хвастовство у них в крови. Увеличению количества такси на улицах США в значительной степени помогла мафия, именно организованные преступные группировки владели большинством таксопарков и были заинтересованы в их росте. В Америке не было более надежного транспорта в годы сухого закона для перевозки запрещенного спиртного, чем такси, поэтому особенно полюбили этот транспорт гангстеры-контрабандисты. В такси перевозили огромное количество алкоголя, но полицейские даже не подозревали таксистов. Сейчас в США водителями такси в основном работают эмигранты с других стран, поэтому они пользуются дурной славой, они так и норовят обсчитать пассажира на крупную сумму денег. Всемирно известные yellow cabs — желтые такси Нью-Йорка — прекратили выпускать в 1980-х годах

В больших городах Мексики небезопасно, особенно для представительниц слабого пола. Поэтому несколько городов, среди которых Мехико и Пуэбла, выделили деньги на проект Pink Сabs. Эти ярко-розовые такси предназначены только для женщин и женщин с детьми. В салоне автомобиля всегда есть три важные вещи: система навигации GPS, кнопка экстренного вызова и косметический набор

На Кубе можно увидеть большое количество американских автомобилей 1950-1960-х годов. Олдтаймеры способны проехать более 100 тысяч километров и до сих используются в качестве такси. Для туристов поездка на такой машине — целое событие. Зачастую такси приходится делить с несколькими пассажирами, которых водитель собирает по пути. Контакт с местными жителями в таком случае обеспечен

Поездка на такси в Тайланде может стать настоящим приключением. Пассажир, предпочитающий тук-тук — трехколесный крытый мотороллер, должен обладать стальными нервами. Куда комфорт нее обычный автомобиль. Совет туристам: перед тем, как сесть в такси, следует оговорить цену, чтобы потом не кусать себе локти. Монахи же здесь на особом счету: они имеют право на бесплатный проезд.

В Китае такси считается самым удобным средством передвижения. Только в одном Пекине работают около 70 тысяч такси. Многие китайские таксисты не говорят по-английски, поэтому туристам нужно иметь наготове листок с написанным по-китайски адресом. Не стоит удивляться и наличию зеленого чая в салоне: без него таксист не отправится в путь.

Считается что лучшие таксисты, находятся в Японии . Там такси появились совсем недавно, поэтому японские таксисты очень вежливы, обходительны с пассажирами.
Работают они исключительно в белых перчатках, а на подголовниках своих машин ежедневно меняют кружевные салфетки. Японский водитель во время движения никогда не ведет с пассажиром разговоров, он просто управляет автомобилем, а если вы иностранец, то на беседу можете даже не рассчитывать. Поездка будет проходить спокойно, иногда даже скучно. Чего еще можно ждать от человека в белых перчатках и форменной фуражке?

ТАКСОМЕТР.

Такси (от фр. Taximetre «счётчик цены», позже так называлась сама машина) - средство общественного транспорта, обычно автомобиль, используемый для перевозки пассажиров и грузов в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счётчику - таксометру.

По свидетельству «Справочника автомобилизма» за 1911 год, петербургский предприниматель и агент по продаже автомобилей С. Фриде свои машины со счетчиками для определения платы за проезд первым назвал таксомоторами. Позднее в обиходной речи это название сократилось до короткого слова «такси», которое распространилось во всем мире.

ИСТОРИЯ ТАКСОМЕТРА.
Таксометры - приборы, отмеряющие расстояние, за которое должен рассчитаться пассажир в конце пути Изобретен счетчик - таксометр в 1905 году.

Но они были известны еще в допотопные времена, когда ни двигателей внутреннего сгорания, ни метров, ни километров еще и в помине не было. Древние таксометры представляли собой некий ящичек, заполненный камушками. Он устанавливался над одним из колес экипажа, и когда колесо совершало полный оборот, специальная зацепочка открывала в ящичке окошко в верхней емкости, из которой в нижнюю емкость падал один камушек. Потом пассажир расплачивался с таксистом по числу выпавших камушков.

Первый счетчик такси.

Современный счётчик такси г. Рига

ПОЯВЛЕНИЕ ТАКСИ В РОССИИ.

В России первое упоминание об извозчике на автомобиле было в 1907 году в газете “Голос Москвы”.

За последующие десять лет сфера такси в крупных городах развивалась достаточно бурно. Но в 1917 она прекратила свое существование, как и многие другие атрибуты “буржуазной жизни”. И только в декабре 1924 г. Моссовет принял решение о покупке 200 автомобилей-такси марок Renault и Fiat.

Первые 15 таксомоторов начали эксплуатироваться с 1925 года, причем сначала такси были только в Москве и Ленинграде. Новая страница истории такси в СССР была открыта в 1934 году, когда началось производство отечественных легковых автомобилей “ГАЗ-А”. Конвейерная жизнь модели была недолгой, всего 4 года, но за этот период количество советских такси увеличилось более чем в шесть раз.

В 1948 году для такси были введены отличительные знаки: шахматная полоса по бортам кузова и световой сигнал — зеленый огонек, означающий, что такси свободно. Эра “Волги”, которая продолжается и в настоящее время, открылась “двадцать первой” моделью в 1957 году.


В дореволюционной России все железные дороги пересекались в Москве. Прибывало и отъезжало большое количество людей, что создавало необходимость развития городского транспорта, который мог бы довозить пассажиров и их багаж до места. Спрос на транспорт был большой, поэтому в Москве появилось огромное количество извозчиков. Эта отрасль развивалась, и ей необходимы были определенные требования: тарифы, система заказов экипажей, организация стоянок. Все это положило начало рождения такси в России как вида транспорта.

В 1907 году появился один шофер, который прицепил к своему автомобилю плакат ”Извозчик, такса за проезд по соглашению”. Примерно в это же время на Лондонских улицах появились первые такси, которые были оснащены устройствами — таксометрами, эти устройства очень удивили местных жителей. Этот год теперь считают днём рождения такси.

После революции количество такси в Москве резко снизилось, лишь в 1924 году Моссовет решил закупить 200 новых автомобилей – такси престижной марки Renault и Fiat. В 1925 году первые 16 автомобилей марки Renault начали использоваться на улицах Москвы. Частных такси в это время не существовало, все они принадлежали государству, следовательно, отсутствовала конкуренция. Это приводило к плохому качеству обслуживания пассажиров, даже заказать такси было очень сложно, так как служба заказов была очень плохо налажена. Для правительства Москвы такси Москва было очень прибыльно, поэтому они стремились устранить эти недостатки.

В течение периода с 1907 по 1917 год на улицах Москвы появилось немало таких извозчиков. Новая сфера услуг развивалась очень активно до тех пор, пока такси не было признано революционерами «излишним роскошеством». После этого в течение 8 лет никто не занимался извозом на автомобилях. В 1925 году было решено вновь начать использовать такой вид перевозок для нужд населения.

Коммунхоз Московского Совета закупил новые «Рено» и «Фиаты», установил фиксированные цены на услуги таксомоторов, и такси-индустрия снова начала развиваться. Долгое время такси можно было встретить только на улицах Москвы и Ленинграда, а весь таксомоторный парк страны не превышал нескольких сотен автомобилей. Абсолютно все перевозки контролировались государством, и понятия конкуренции в этой сфере услуг просто не существовало. В 1936 году появились «эмки» и такси стало действительно массовым средством передвижения. Менее чем через 15 лет, в 1950 году в Москве в общей сложности работало более 2 тыс. такси, за 10 лет это количество выросло более чем в два раза, и к началу 60-х по столице разъезжало уже 4,5 тыс. автомобилей с шашечками. Кстати, шашечки для обозначения такси были введены только в 1948 году, а «огонек», позволявший определить, свободен таксист или занят - в 1949.

В Москве примерно в это время появились первые легковые автомобили ГАЗ в результате, количество советских такси увеличилось в 6 раз, затем начали выпускать легковые такси ЗИС после появления которых, заказ такси в Москве стал общедоступен для основной массы людей. В послевоенные годы Горьковский завод начинает выпускать автомобили “Победа”, именно они стали основным автомобилем такси. В 1948 году было решено ввести знаки отличия такси от других автомобилей, на них была размещена шахматная полоса и световой сигнал.

После приватизации в России монополия государства на оказание услуг такси была утрачена, и появилось множество частных такси. Долгое время этот рынок оставался полулегальным. Ближе к 2000 году ситуация в сфере перевозок с помощью такси выправилась - появились организации, предоставляющие населению такие услуги по фиксированным тарифам, с приемлемым уровнем обслуживания. С тех пор наблюдается регулярный прирост количества игроков на этом рынке, повышается качество оказываемых услуг.

ГАЗ 21 1960 год.

ИСТОРИЯ ТАКСИ ГОРОДА РИГИ.

Первые автомобили были завезены в Ригу в 1896 году из Парижа. Поэтому они к 1907 году были очень редки. В 1910 году во всем Видземе насчитывалось лишь 88 автомобилей. Однако они уже завоевывали популярность: в 1907 году на ипподроме прошли первые гонки, а с 1908 г. машины Г. Талберга начали перевозить зимой по льду через Даугаву, в 1909 году этим занялись Дж. Бекманн и его 12-местное авто.

Первые такси фирмы И. Фейтельберга стояли около гостиницы «Римъ» и, позднее, напротив — возле Немецкого театра (ныне Латвийская Национальная Опера). Там же оставалась главная стоянка такси очень долгое время. Как ни странно, рижские такси ничем не отличались от остальных автомобилей.

Тарифы до Первой Мировой войны:

1-2 пасс. днём
Первая верста — 30 коп.
1/3 каждой последующей версты — 10 коп.
3-5 пасс. днем или 1-2 пасс. ночью
Первая верста — 38 коп.
1/4 каждой последующая верста — 10 коп.
3-5 пасс. ночью
Первая верста — 60 коп.
1/6 каждой последующей версты — 10 коп.

Ожидание

1 минута — 10 коп.
Аренда автомобиля
1 час — 7-8 руб.
* — ночь длится с 24:00 до 6:00

С 1907 года все такси в обязательном порядке были оснащены счетчиками. При оплате пассажир мог попросить счет, который проверяла финансовая комиссия. 1/4 дохода причиталась водителю, остальное полуучала фирма, которая оплачивала топливо, ремонт и налоги. Таксисты работали 24 часа и столько же потом отдыхали.

Во время войны правительство реквизировало все частные автомобили, однако после войны, когда машины отдали, таксомоторное дело опять наладилось. В период с 1925 по 1928 гг. количество такси в Риге выросло с 238 до 618. Правда, во время кризиса 1930-ых их количество снова сократилось и к 1939 году было только 394 таксомотора. Машины часто ломали конкуренты, поскольку поездка на такси была слишком дорогим удовольствием для среднестатистического человека, и клиентов было мало.

После Второй Мировой войны таксомоторное движение началось в 1947 году на 10 трофейных автомобилях DKW. Основанный в 1948 г. Рижский Таксопарк купил 40 «Побед».



Тарифы в советское время:

В черте города
1 км. — 2 руб.
За городом
1 км. — 2,50 руб.
Ожидание
5 мин. — 2 руб.

Такие цены людей устраивали. Позже тарифы изменились:

1 км. – 20 коп.
Посадка – 20 коп.
Ожидание: 1 час – 2 руб.


Такси ГАЗ- 21 «ВОЛГА» ТАКСИ ГАЗ -24 «ВОЛГА» г. РИГА. ТАКСИ РЕНО-СКЕНИК г.РИГА. Такси ФОРД.

В 1987 году в Риге было позволено создавать частные таксомоторные кооперативы.

Грузовое такси впервые выехало на улицы столицы ЛССР в 1950 году, позже эту отрасль у Рижского Таксопарка переняло 13. автотранспортное предприятие. В 1953 году их было 30, в 1986 году — уже 120 грузовых такси.

После восстановления независимости количество легковых такси вновь превысило спрос на них.

В 2013 году у А/O Rigas Taksometru parks юбилей – ему исполняется 65 лет. Большая часть этих лет пришлась на советский период – самый интересный для такси.

Показать этапы развития таксомоторных перевозок в нашем городе мы смогли лишь в той мере, в какой удалось собрать воспоминания участников и очевидцев, исторические справки, фото и киноматериалы и архивные документы

2006 год в «Ригас Таксометру Парке» около 200 автомобилей марки: Рено мегана– Скеник;

2014 год — в РТП — 200 авто: FORD S-MAX, и 9 -РЕНО-МЕГАНА СКЕНИК красного цвета

Тарифы:
Посадка – 1 лат.
1 км. – 35 сантим.
Ожидание: — 1 час – 4 лата.
Тариф из аэропорта:
Посадка: 1,50 см.
1 км – 50 сантим.

ТАРИФ С ДЕКАБРЯ 2007 года.

1 км.-45 сантим.

посадка — 1,20 сантим.

ожидание — 6 лат в час.

1 км.- 0,64 евро.

Посадка — 1,71 евро.

Ожидание — 13 цент/мин.





РЕНО-21 ПЕРВОЕ ТАКСИ ПОСЛЕ» ВОЛГИ». РТП г.РИГА ПУСТЬ КОНКУРЕНТЫ ПЛАЧУТ…


МЕЧТА ТАКСИСТА ПОСТАВИТЬ ПЛАФОН НА КРЫШУ ХАММЕРА.



2-КОЛОННА 9 — БРИГАДА. РТП 1982 год.г. РИГА. 2- КОЛОННА 5 — БРИГАДА. РТП. г. РИГА. ЛЕТО 1986г.

Такси «Red Cab»- (Красный помидор)


Стоянка такси: «Дом Мебели.» г.Рига.ул. Дзелзавас


Панель такси.




ИНФОРМАЦИЯ О ТАКСОМОТОРНЫХ КОМПАНИЯХ:
Taksi.lv
тел. 80009922
http://www.taksi.lvООО Taksi.lv основано в 2002 году. Автопарк насчитывает 70 машин, в основном марки Mercedes-Benz E-класса и Audi A6. Компания предоставляет услуги пассажирских перевозок и аренду автомобилей. Все машины находятся в собственности компании.

ООО AVOISS основано в 2006 году. На данный момент по улицам Риги курсируют около 50 автомобилей с логотипом AVOIS. В арсенале компании автомобили различных марок и годов выпуска. AVOIS предоставляет услуги пассажирских перевозок на легковых автомобилях и микроавтобусах.
Rоga Taxi
тел. 80001010
http://www.taxi.lv

Компания Riga taxi основана в конце 1997 года. Сегодня 150 машин в Риге отмечены черными шашечками на желтом фоне и логотипом Riga Taxi. Марки - Mercedes-Benz E200, Mercedes-Benz E220 и Mercedes-Benz minivan (Vito). Машины 2001-2008 года выпуска. Все они находятся в собственности компании, которая предоставляет услуги пассажирских перевозок и аренду автомобилей.

Lady taxi
тел. 27800900

ООО Taxi Nurx зарегистрировано в 2004 году, но активную деятельность начало в 2007 году. Сегодня это 20 машин на улицах Риги с опознавательным знаком - роза на капоте автомобиля. В арсенале компании автомобили марки Toyota Corola 2007 года выпуска. Все машины находятся в собственности компании. Lady taxi - это единственная таксомоторная фирма в Риге, где водителями работают исключительно женщины. Компания предоставляет услуги пассажирских перевозок.

С благодарностью примем воспоминания участников и очевидцев .



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама