THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Вельможа» Гавриил Державин

Не украшение одежд
Моя днесь муза прославляет,
Которое, в очах невежд,
Шутов в вельможи наряжает;
Не пышности я песнь пою;
Не истуканы за кристаллом*,
В кивотах* блещущи металлом,
Услышат похвалу мою.

Хочу достоинствы я чтить,
Которые собою сами
Умели титлы заслужить
Похвальными себе делами;
Кого ни знатный род, ни сан,
Ни счастие не украшали;
Но кои доблестью снискали
Себе почтенье от граждан.

Кумир, поставленный в позор*,
Несмысленную чернь прельщает;
Но коль художников в нем взор
Прямых красот не ощущает,-
Се образ ложныя молвы,
Се глыба грязи позлащенной!
И вы, без благости душевной,
Не все ль, вельможи, таковы?

Не перлы перские* на вас
И не бразильски звезды ясны*,-
Для возлюбивших правду глаз
Лишь добродетели прекрасны,
Они суть смертных похвала.
Калигула! твой конь в Сенате
Не мог сиять, сияя в злате:
Сияют добрые дела.

Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами*;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
О! тщетно счастия рука,
Против естественного чина,
Безумца рядит в господина
Или в шумиху дурака,

Каких ни вымышляй пружин,
Чтоб мужу бую* умудриться,
Не можно век носить личин*,
И истина должна открыться.
Когда не сверг в боях, в судах,
В советах царских - сопостатов,
Всяк думает, что я Чупятов*
В мароккских лентах и звездах.

Оставя скипетр, трон, чертог,
Быв странником, в пыли и в поте,
Великий Петр, как некий бог,
Блистал величеством в работе:
Почтен и в рубище герой!
Екатерина в низкой доле
И не на царском бы престоле
Была великою женой.

И впрямь, коль самолюбья лесть
Не обуяла б ум надменный,-
Что наше благородство, честь,
Как не изящности душевны?
Я князь - коль мой сияет дух;
Владелец - коль страстьми владею;
Болярин - коль за всех болею,
Царю, закону, церкви друг.

Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно;
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно,
Что он орудье власти есть,
Подпора царственного зданья;
Вся мысль его, слова, деянья
Должны быть - польза, слава, честь.

А ты, второй Сарданапал!*
К чему стремишь всех мыслей беги?
На то ль, чтоб век твой протекал
Средь игр, средь праздности и неги?
Чтоб пурпур, злато всюду взор
В твоих чертогах восхищали,
Картины в зеркалах дышали,
Мусия*, мрамор и фарфор?

На то ль тебе пространный свет,
Простерши раболепны длани,
На прихотливый твой обед
Вкуснейших яств приносит дани,
Токай* - густое льет вино,
Левант* - с звездами кофе жирный,
Чтоб не хотел за труд всемирный
Мгновенье бросить ты одно?

Там воды в просеках текут
И, с шумом вверх стремясь, сверкают;
Там розы средь зимы цветут
И в рощах нимфы воспевают
На то ль, чтобы на всё взирал
Ты оком мрачным, равнодушным,
Средь радостей казался скучным
И в пресыщении зевал?

Орел, по высоте паря,
Уж солнце зрит в лучах полдневных,-
Но твой чертог едва заря
Румянит сквозь завес червленных*;
Едва по зыблющим грудям
С тобой лежащия Цирцеи
Блистают розы и лилеи,
Ты с ней покойно спишь,- а там?

А там израненный герой,

Начальник прежде бывший твой,-
В переднюю к тебе пришедший
Принять по службе твой приказ,-
Меж челядью твоей златою,
Поникнув лавровой главою,
Сидит и ждет тебя уж час!

А там - вдова стоит в сенях
И горьки слезы проливает,
С грудным младенцем на руках,
Покрова твоего желает.
За выгоды твои, за честь
Она лишилася супруга;
В тебе его знав прежде друга,
Пришла мольбу свою принесть.

А там - на лестничный восход
Прибрел на костылях согбенный
Бесстрашный, старый воин тот,
Тремя медальми украшенный,
Которого в бою рука
Избавила тебя от смерти:
Он хочет руку ту простерти
Для хлеба от тебя куска.

А там,- где жирный пес лежит,
Гордится вратник галунами,-
Заимодавцев полк стоит,
К тебе пришедших за долгами.
Проснися, сибарит! Ты спишь
Иль только в сладкой неге дремлешь,
Несчастных голосу не внемлешь
И в развращенном сердце мнишь:

«Мне миг покоя моего
Приятней, чем в исторьи веки;
Жить для себя лишь одного,
Лишь радостей уметь пить реки,
Лишь ветром плыть, гнесть чернь ярмом;
Стыд, совесть - слабых душ тревога!
Нет добродетели! нет бога!» -
Злодей, увы!- И грянул гром.

Блажен народ, который полн
Благочестивой веры к богу,
Хранит царев всегда закон,
Чтит нравы, добродетель строгу
Наследным перлом жен, детей,
В единодушии - блаженство,
Во правосудии - равенство,
Свободу - во узде страстей!

Блажен народ!- где царь главой,
Вельможи - здравы члены тела,
Прилежно долг все правят свой,
Чужого не касаясь дела;
Глава не ждет от ног ума
И сил у рук не отнимает,
Ей взор и ухо предлагает,-
Повелевает же сама.

Сим твердым узлом естества
Коль царство лишь живет счастливым,-
Вельможи!- славы, торжества
Иных вам нет, как быть правдивым;
Как блюсть народ, царя любить,
О благе общем их стараться;
Змеей пред троном не сгибаться,
Стоять - и правду говорить.

О росский бодрственный народ,
Отечески хранящий нравы!
Когда расслаб весь смертных род,
Какой ты не причастен славы?
Каких в тебе вельможей нет?-
Тот храбрым был средь бранных звуков;
Здесь дал бесстрашный Долгоруков*
Монарху грозному ответ.

И в наши вижу времена
Того я славного Камилла*,
Которого труды, война
И старость дух не утомила.
От грома звучных он побед
Сошел в шалаш свой равнодушно,
И от сохи опять послушно
Он в поле Марсовом живет.

Тебе, герой! желаний муж!
Не роскошью вельможа славный;
Кумир сердец, пленитель душ,
Вождь, лавром, маслиной венчанный!
Я праведну здесь песнь воспел.
Ты ею славься, утешайся,
Борись вновь с бурями, мужайся,
Как юный возносись орел.

Пари - и с высоты твоей
По мракам смутного эфира
Громовой пролети струей
И, опочив на лоне мира,
Возвесели еще царя.-
Простри твой поздный блеск в народе,
Как отдает свой долг природе
Румяна вечера заря.

Анализ стихотворения Державина «Вельможа»

Поэтические произведения в некоторых случаях могут служить не только для эстетического удовольствия, но и интеллектуального развития. Многое о нравах и событиях конца XVIII века могут рассказать оды Гавриила Романовича Державина.

Одно из наиболее злободневных произведений поэта – стихотворение «Вельможа». В нём содержатся одновременно и поучение, и критика, и размышление на тему идеального политического устройства в России эпохи Просвещения. Оно было написано в 1794 году, и долгое время Гавриил Романович открещивался от авторства, поскольку в стихотворении весьма резко порицались деятели эпохи.

Вот, к примеру, такую метафору работы сенатских министров приводит поэт в строках оды:
Осёл останется ослом,

Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.

Конечно, именитым екатерининским вельможам такое сравнение понравиться не могло. А как поэт проходится по приближённым императрицы! Используя узнаваемые образы, эпитеты и намёки, автор рисует портрет виднейшего царского фаворита князя Г. А. Потёмкина:
А там израненный герой,
Как лунь во бранях поседевший,
Начальник прежде бывший твой,
В переднюю к тебе пришедший

Сидит и ждёт тебя уж час.

В стихотворении приводится большое количество персонажей минувшего и настоящего. Поэт умело переплетает историю, сравнивая героев прошлого с современниками. При этом люди, прославившиеся за счёт своей жестокости, глупости и других отрицательных качеств и поступков ставятся в один ряд с гордецами, жившими во времена Державина. Так, тот же Потёмкин заслужил эпитет «второй Сарданапал» за свою тягу к праздности и любовь к пиршествам. Вельмож, которые стремятся получать награды, не делая ничего полезного, поэт сравнивает с сумасшедшим купцом Чупятовым, который изукрасил свой костюм фальшивыми орденами.

Есть, по мнению поэта, и достойные персоны. Намекая на них, Гавриил Романович использует сравнения со славными героями прошлого. Например, с римским консулом Камиллом автор сравнивает графа П. А. Румянцева-Задунайского, указывая на его имя в выражении «румяна вечера заря».

Размышляя о правильном устройстве государства, поэт предлагает свою модель. В его понимании страна предстаёт в виде организма, где царь – это голова, а чиновники выполняют функцию рук. Интересно, что похожая идея (органическая теория происхождения государства) будет сформулирована только к концу XIX века.

При всей политической актуальности ода «Вельможа» не лишена художественной ценности. В ней использованы нетривиальные эпитеты («позлащённая грязь», «душевны изящности», «бодрственный народ»), усиливающие эмоциональный накал анафоры («А там…», «Блажен народ!»). Сама композиция стихотворения внушает невольное уважение к таланту Гавриила Романовича: поэту удалось на протяжении 25 строф сохранять одну и ту же форму. Строфа представляет собой два четверостишия, первое имеет рифму вида abab, а второе – кольцевую рифму cddc.

Стоит отметить, что несмотря на то, что ода «Вельможа» написана более 200 лет назад, она по сей день не теряет остроты.

Анализ оды "Вельможа" Г.Р. Державина по плану.

История создания.
Ода «Вельможа» была написана в 1794 году. Ее написанию предшествовали важные в жизни Державина события. В декабре 1791 года его поощрила по службе русская императрица Екатерина II и назначила своим кабинет-секретарем. Приближая к себе известного поэта, Екатерина II надеялась, что в благодарность за милость он станет прославлять ее своими стихами. Державин же рассматривал это назначение совершенно иначе. Он был не только поэтом, но всю жизнь служил, занимая разные должности в государственном аппарате. У него сложилось свое понимание общественных обязанностей человека.
Державин не был радикальным мыслителем, не был просветителем - он считал законным крепостное право и был сторонником монархии в России.
В тоже самое время Державин был потрясен бедствиями народа. Он видел, как чиновники и помещики грабили подданных и «питателей отечества». Грабительством занимались чиновники - и мелкие, и крупные, в судах и в Сенате, безродные дворяне и родовитые князья, вельможи, приближенные к трону. Злоупотребления властей и беззаконие, царившее во всей империи, вызывало возмущение Державина.
Вот почему, назначение кабинет-секретарем Державин и воспринял как сознательное приглашение его на пост помощника императрицы, который бы своими советами помогал искоренять преступления в государственных учреждениях России.
Но Екатерине II надоел и наскучил дерзкий кабинет-секретарь, постоянно пристававший к ней со своими советами, поучениями, требованиями. Осенью 1793 года Екатерина II освободила Державина от обязанностей кабинет-секретаря. Но ссориться с видным поэтом она не хотела, потому он был награжден высоким чином тайного советника, орденом Владимира второй степени и назначен сенатором. Мечта Державина о Екатерине II -просвещенной монархине рухнула. Исполнять свой долг перед отечеством на государственном поприще, использовать власть императрицы для борьбы с беззакониями и преступлениями крупных чиновников оказалось невозможным. И вот тогда-то Державин решил обратиться к поэзии. Создание сатирической оды «Вельможа» и было таким исполнением гражданского долга поэта.
Основные темы и идеи.
В оде есть попытки изобразить портрет социальный - российского вельможу. Мысли о назначении, правах и обязанностях вельмож, сановников империи, людей, исполняющих в стране распорядительную власть давно зрели в Державине. В основу стихотворения положена одна из читалагайских од Державина «На знатность», но текст был переписан заново и значительно расширен: десять первоначальных строф превратились в двадцать пять. Ода «Вельможа» представляет собой взволнованный и вдохновенный монолог автора, т.е. именно Гаврилы Романовича Державина, разъясняющий как должно поступать первым лицам в государстве и обличающий их пороки. Эти стихи рассчитаны на ораторскую речь. Потом, кто кроме Державина, мог ввести в патетическую, исполненную гражданского негодования оду такое замечательное сравнение:
Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
Важной особенностью оды, характеризующей высокий уровень литературного мастерства Державина, явилось то обстоятельство, что в этом произведении он представил собирательный портрет вельможи, обобщил его отличительные черты. Это не Потемкин или Зубов, но и Потемкин, и Зубов, и Безбородко, и Нарышкин, и Панин, и Репнин, и многие, многие другие родовитые и «случайные», т.е. находившееся в фаворе у царицы люди, которых Державин знал, наблюдал, как подчиненный и как писатель, а потом и зарисовал в своей прекрасной оде. Державин нападает на фаворитов царицы, которые не владея никакими достоинствами, как Зубов, приобретали вдруг нежданно негадано большой вес в государстве. Сатира в оде направлена против явления «вельможества» в целом. Поэт, не скупясь на краски, описывает роскошный образ жизни вельмож, пресыщенный удовольствиями, живущего без малейших заботы о чем бы то ни было:
На прихотливый твой обед
Вкуснейших яств приносит дани,
Токай - густое льет вино,
Левант - с звездами кофе жирный,
Чтоб не хотел за труд всемирный
Мгновенье бросить ты одно?
Затем наступает мгновенный контраст, вельможа в полдень наслаждается сном в объятьях своей Цирцеи, «А там?» - сурово спрашивает и тут же отвечает поэт:
А там израненный герой,
Как лунь во бранях поседевший…
…А там - вдова стоит в сенях
И горьки слезы проливает…
…А там - на лестничный восход
Прибрел на костылях согбенный,
Бесстрашный, старый воин тот,
Тремя медальми украшенный,
Которого в бою рука
Избавила тебя от смери,
Он хочет руку ту простерти
Для хлеба от тебя куска…
«Проснися, сибарит!» - негодует Державин, а в заключении указывает истинные обязанности государственных сановников:
…Как блюсть народ, царя любить,
О благе общем их стараться,
Змеей пред троном не сгибаться,
Стоять - и правду говорить.
Положительные герои для Державина - полководцы Румянцев и Суворов. Самое видное место в галерее портретов Державина занимает Суворов. Державин кратко и выразительно воссоздает личный облик Суворова, его индивидуальный портрет. Это именно Суворов, со всеми присущими ему и только ему привычками и особенностями поведения.

Тема «Вельможа»

Цель :

    формировать навыки составления диалога по материалам статьи учебника, работы с иллюстрациями учебника, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;

    воспитывать интерес к русской истории и литературе.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний.

1.Обращение к домашнему заданию. Построение диалога по материалам статьи учебника «Из литературы XVIII века», с.64, ч.1.

Почему XVIII век является переломным для отечественной литературы и для культуры в целом?

В каких условиях развивалась русская литература XVIII столетия?

Какое новое литературное направление явилось предвестником решительного взлета всего русского искусства?

Назовите имена русских писателей этого периода, творчество которых явилось первым шагом на пути к золотому веку отечественной культуры.

2.Актуализация ранее полученных знаний.

Какое произведение Г. Р. Державина вы изучали в 7 классе? Какова его художественная идея? (Ода «Властителям и судиям»).

Какие факты биографии Г. Р. Державина вам известны?

3. Сообщение учащегося о Г. Р. Державине (по материалам урока 16 и рабочим тетрадям 7 класса, статьи учебника для 8 класса «Г.Р. Державин», с.65-70, ч.1).

4. Обращение к домашнему заданию. Ответы на вопросы учебника 1-4.

5. Обращение к иллюстрации учебника. Сообщение о портрете А. А. Васильевского (1815).

Последний, самый поздний живописный портрет Державина был написан А.А.Васильевским в 1815 году, за год до смерти поэта. Державина художник изобразил в его любимом наряде – в колпаке и халате, отороченном мехом. Художник не льстил людям: на нас смотрит усталый старик. Таким Державина видел Пушкин на лицейском экзамене в 1815 году: «Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож».

Сейчас портрет поэта в колпаке и халате хранится во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Петербурге, вариант этого портрета – в Государственном Литературном музее в Москве.

С оригинала портрета Васильевского литограф Фаслер напечатал портрет Державина, подписав под ним первые четыре строки из стихотворения «Река времен…».

Река времен в своем стремлении

Уносит все дела людей,

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

Это был первый посмертный портрет великого поэта.

III. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над темой урока. Анализ оды «Вельможа».

2.1. Представление книги А. В. Западова «Поэты XVIII века».

Широкой известностью пользуются труды А. В. Западова, посвящённые творчеству М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Н. И. Новикова, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова и других русских писателей XVIII века.

2.2. Обращение к учебнику. Чтение определения оды, с.81, ч.1.

2.3. Выразительное чтение оды «Вельможа».

2.4. Выявление первоначальных впечатлений.

2.5. Сообщение о портрете князя А. Куракина работы В. Л. Боровиковского (1799)

“Портрет князя А. Куракина” - одна из вершин в развитии русского парадного портрета.

Исполняя заказной портрет ближайшего сподвижника императора Павла I, Боровиковский вспоминал слова своего учителя Д. Левицкого: «Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат...»

И художник виртуозно превращает его образ в сверкающий драгоценностями, атрибутами власти и званий «натюрморт».

«Бриллиантовый князь», прозванный Державиным «павлином», на огромном портрете изображен среди дворцовой обстановки, каждая деталь которой “комментирует” его личность - напыщенного, опытного царедворца, хитрого и изворотливого интригана.

Фигура помещена рядом с бюстом императора Павла I, слева открывается вид на Михайловский дворец, на кресле лежит мантия рыцаря Мальтийского ордена. Живописец создает величественный образ вельможи, любящего роскошь, занимающего высокое положение при дворе. Логическим центром портрета становится лицо князя. Боровиковский дает ему точную психологическую характеристику. По свидетельству современника, “смолоду князь Куракин был очень красив и получил от природы крепкое, даже атлетическое сложение. Но роскошь... размягчила телесную и душевную энергию, а эпикуреизм его был виден во всех его движениях, и лучезарное тихонравие его долго пленяло и уважалось, но в новое царствование, с новыми идеями, оно дало повод сравнивать его с павлином”.

Что объединяет образ вельможи, воссозданный в оде Г. Р. Державина и на портрете В. Л. Боровиковского?

2.7. Слово учителя.

Ода «Вельможа» представляет собой взволнованный и вдохновенный монолог автора, разъясняющего, как должно поступать первым лицам в государстве, и обличающего их пороки. В основу положена одна из од Державина «На знатность», но текст был переписан заново и значительно расширен: десять первоначальных строф превратились в двадцать пять.

Важная особенность оды, характеризующая высокий уровень литературного мастерства Державина, - собирательный портрет вельможи, обобщение его отличительных черт. Это и Потемкин, и Зубов, и Безбородко, и Нарышкин, и Панин, и Репнин, и многие-многие другие родовитые и «случайные», то есть находившиеся в фаворе у царицы люди, которых Державин знал, наблюдал как подчиненный и как писатель.

Державин нападает на фаворитов царицы, которые, не имея никаких достоинств, как Зубов, приобретали вдруг нежданно-негаданно большой вес в государстве. Сатира в оде направлена против явления «вельможества» целом.

Произведение основано на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный портрет царского любимца, грабящего страну и народ.

2.8. Исследовательская работа с текстом. (Задание 3 рабочей тетради, с.25. ч.1)

Выписать из текста слова и словосочетания.

1 вариант

«Слова и сочетания слов, передающие облик честного и неподкупного государственного деятеля».

2 вариант

«Слова и сочетания слов, рисующие портрет царского любимца, грабящего страну и народ».

Честный и неподкупный

государственный деятель

Итоги работы

Каков недостойный вельможа в изображении Г. Р. Державина?

Тема вельможи начинается с краткой и едкой, афористически звучащей характеристики: «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами; // Где должно действовать умом, // Он только хлопает ушами».

Эта характеристика влечет за собой горестное размышление автора о недопустимости положения, когда случай возносит на недосягаемую высоту глупца, не имеющего никаких заслуг перед государством: «О! тщетно счастия рука, // Против естественного чина, // Безумца рядит в господина // Или шутиху в дурака».

Державин создает собирательный образ екатерининского временщика, роводящего дни в обжорстве, «средь игр, средь праздности и неги». Пресытившийся наслаждениями вельможа - «глыба грязи позлащенной» - покойно почивает до полудня, в то время как его передняя, сени, лестница, двор забиты несчастными, тщетно ожидающими помощи.

2.9. Выразительное чтение оды от слов «А ты, вторый Сарданапал!..» до слов «И в пресыщении зевал».

Каковы особенности изображения времяпрепровождения вельможи?

Выпишите слова, позволяющие представить картину в полном объеме (краски, звуки, запахи).

Державин вводит в своего «Вельможу» такие слова, как «грязь», «осел», «хлопать ушами», «дурак», «передняя», «сени». К какому лексическому пласту относятся эти слова?

2.10. Слово учителя.

Почти в каждом своем произведении в большей или меньшей степени Державин нарушает нормы классицизма. Он уже не придерживается строгого разграничения высоких и низких жанров. В его оде содержатся и хвалебные и обличительные начала.

В одном и том же произведении Державин может сказать высоким слогом: «Для возлюбивших правду глаз // Лишь добродетели прекрасны, // Они суть смертных похвала...» - и тут же, в следующей строфе почти басенные стихи: «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами...» («Вельможа»).

2.11. Задание 5 рабочей тетради, с.26, ч.1.

Выпишите из оды все примеры крылатых выражений и афоризмов. Объясните их значение.

2.12.Лексическаяработа: рубище, осел.

Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами; // Где должно действовать умом, // Он только хлопает ушами».

О недалеких («умственно ограниченных, глуповатых») людях.

«Сияют добрые дела. Почтен и в рубище герой».

Достойны уважения лишь ум, законность, справедливость, великодушие, а не богатство и знатность.

В каком произведении, изученном в 7 классе, пресыщенный вельможа противопоставлен скромным просителям, нуждающимся в его помощи?

Стихотворение Н. А. Некрасова «Размышление у парадного подъезда» содержит реалистическое изображение действительности и также построено на контрасте образа жизни «владельца роскошных палат» и бедствующего народа.

Прочитайте выразительно фрагмент оды Г. Р. Державина, в котором изображена похожая картина.

2.13. Выразительное чтение от слов «A там израненный герой...» до слов «И грянул гром».

Что объединяет эти произведения? I

В стихотворении Некрасова и оде Державина реалистически изображена действительность.

2.14. Слово учителя.

Не надо думать, что грянувший гром поразил надменного себялюбца. Державин отлично знал, что в жизни так не бывает, и последнюю фразу следует понимать иначе. Когда-то древние греки считали, что гром, грянувший во время чьей-нибудь речи, - высшее подтверждение справедливости сказанных слов.

Так и в «Вельможе» гром гремит в подтверждение гордо-самодовольного восклицания временщика: «Нет добродетели! нет Бога!», совпадающего с размышлениями самого поэта о том, что при дворе Екатерины добродетель, правду, честность, совесть, стыд нечего и искать.

Резко сатирическое изображение вельмож Екатерининского века в этой оде сочетается с программным изложением тех требований, которые поэт предъявлял к сановнику, первому помощнику государя, и к самому монарху, который не должен поступать по своей прихоти в делах государственного управления.

Каким, по мысли Г. Р. Державина, должен быть государственный деятель? Обращение к материалам таблицы.

2.15. Выразительное чтение оды от слов «Блажен народ, который полн…» до «Повелевает же сама».

Каким должно быть справедливое государственное устройство?

Концепция Державина сводится к иерархически выстроенному патриархальному обществу. Общество представляет единое тело, роль «главы» которого, то есть решающей инстанции, отдана монарху, царю. Народ с детской верой полагается на «главу», соблюдая полное единодушие. Не имея своей воли в политическом целом, народ может, однако, испытывать восхищение от переживания общего согласованного действия.

2.16. Выразительное чтение оды от слов «Сим твердым узлом естества…» до конца оды.

Какую роль должны играть вельможи в обществе?

Вельможи - «здравы члены тела», передаточные и посредующие звенья между народом и монархом, формирующим иерархическую структуру. Четкое исполнение порученных им функций государственного механизма, ревностность и правдивость в осуществлении роли проводников «информации» от «тела» к «главе» и от «главы» к «телу» составляют, по Державину, основу благополучия государства.

С кем сравнивает Г. Р. Державин достойного вельможу? Каков смысл этогоравнения?

Борись вновь с бурями, мужайся,

Как юный возносись орел.

2.17. Сообщение о символическом значении образа орла, держащего в клюве весы.

Орёл - самый распространенный символ, связанный с божественностью, храбростью, верой, победой, величием и властью, особенно имперской. Изображение орла использовалось в геральдике многих стран. Он является геральдическим символом власти, господства, великодушия и прозорливости. Подобно льву, орел воспринимается как царственная птица.

Орёл держит в клюве весы - символ справедливости, атрибут аллегорий закона, правосудия. Сравнение вельможи с царственной птицей свидетельствует о позиции автора, желающего видеть в вельможе идеал храбрости, великодушия, справедливости, законности.

2.18. Слово учителя.

Ода «Вельможа» затрагивает одну из важнейших, если не центральную, тем политических размышлений Державина.

Новаторство поэта в жанре оды связано с тем, что он устранил антитезу «земное - божественное», определявшую в стихах Ломоносова отношение подданных и монарха. Монарх переведен в земной план и уравнен с простым человеком. Иногда царь или даже могущественный вельможа у Державина может быть назван «земным богом», но «земной бог» живет и владычествует, сознавая это или нет, перед очами «Всевышнего Бога», который некогда «восстанет» и будет «судить» его по делам его. Права царя даны монарху высшей властью Бога, или высшим Законом.

Назовите признаки классицизма в оде «Вельможа». Каковы отступления от классицизма?

Заполнение второй части таблицы (задание 8 рабочей тетради, с.27, ч.1) .

Черты классицизма и новаторство в поэзии Державина

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

1. Выразительное чтение стихотворения Г.Р. Державина «Памятник», с.78, ч.1.

2.Индивидуальное задание:

Подготовить выразительное чтение перевода из Горация М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»;

Подготовить сообщение о портрете Екатерины II работы В. Боровиковского.

Великий русский поэт Гаврила Романович Державин оставил значительный след в истории не только русской, но и мировой литературы. Он писал стихи, прославляющие победу русского оружия, восхвалял знаменитых полководцев. В его поэзии часто встречаются и философские мотивы, и анакреонтическая лирика. Но самое важное место в творчестве поэта занимают гражданско-обличительные стихотворения, адресованные лицам, наделенным большой политической властью. Торжественный стиль, пафос обличе­ния, библейская образность – все это сознательно использовалось

Державиным в его гражданской лирике для выражения собственных взглядов и убеждений.

Особенно ярко среди таких стихотворений выделяется ода «Вельможа», в которой автор попытался нарисовать социальный портрет человека, стоящего близко к трону и назначенного выполнять волю государя. «Бичом вельмож» назовет впоследствии поэта А. С. Пушкин. И эта характеристика действительно точно и метко отражает сущность всей поэзии Державина. С небывалой до него художественной энергией громит автор «Вельможи» гордящуюся «гербами предков» «глыбу грязи позлащенной», обряженную в «мароккские ленты и звезды».

В стихотворении

Перед нами во всех красках, во всей своей неприкрытой сущности предстает царский любимец, откровенно грабящий страну и народ, заставляющий страдать ни в чем не повинных людей. Автор дает краткую, но исключительно меткую характеристику такого вельможи:

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,

О! тщетно счастия рука,

Против естественного чина,

Безумца рядит в господина Или в шутиху дурака.

И такой «господин» тратит свою жизнь «средь игр, средь праздности и неги».

Державинская сатира исполнена гневного чувства. Облеченная в четырехстопные ямбы, которыми раньше писались оды, эта сатира приняла одическую выразительность и силу. Стремясь достучаться до спящего разума вельможи, показать ему настоящую жизнь, поэт использует повторы, усиливающие гневный пафос произведения: «Там воды в протеках текут… там розы средь зимы цветут и в рощах нимфы воспевают». Но для чего все эти блага и красоты?

На то ль, чтобы на все взирал Ты оком мрачным, равнодушным,

Средь радостей казался скучным И в пресыщении зевал?

«Блистают розы и лилеи», а праздный и бездушный вельможа «покойно спит», слепой к страданиям и глухой к голосу жаждущего помощи и покровительства народа.

Обличительная характеристика царского любимца, забывшего о своем общественном долге, конкретизируется в двух контрастных картинах. Державин рисует роскошный быт «второго Сарданапала», мысли которого заняты лишь тем,

Чтоб пурпур, злато всюду взор В твоих чертогах восхищали Картины в зеркалах дышали, Мусия, мрамор и фарфор…

Все желание и потребности таких людей ограничены тем, чтобы стол был заставлен изысканными яствами, чтобы Токай лил густое вино, а «Левант – со звездами кофе жирный».

На фоне этого великолепия и праздности особенно остро ощущается униженное положение людей, зависящих от высокопоставленного вельможи:

А там израненный герой,

Как лунь во бранях поседевший…

Сидит и ждет тебя уж час!

А там – вдова стоит в сенях И горьки слезы проливает,

С грудным младенцем на руках,

Покрова твоего желает.

А там – на лестничный восход Прибрел на костылях согбенный Бесстрашный, старый воин тот… Которого в бою рука Избавила тебя от смерти.

А там, – где жирный пес лежит, Гордится вратник галунами, – Заимодавцев полк стоит, К тебе пришедших за долгами.

Но спит бездушный «сибарит», которому «миг покоя» «приятней, чем в исторьи веки», не внемлет он «несчастных голосу».

Державин обращает к сибариту гневные слова и требование проснуться и внять голосу совести. Однако существует ли понятие совести для того, кто стремится «жить для себя лишь одного, лишь радостей уметь пить реки»? В представлении такого ничтожного человека стыд и совесть – это «слабых душ тревога», для него «нет добродетели», «нет Бога». Но поэт уверенно грозит злодею справедливым судом, он убежден в том, что при­дет час расправы, что грянет гром над головами равнодушных глупцов.

Вместе с осуждением вельмож в произведении звучит вера в то, что и для нашего государства наступит час, когда царь действительно будет главой, а вельможи – «здравы члены тела», которые «прилежно долг все правят свой». Однако когда наступит это время, поэт, как и любой другой его современник, предвидеть не мог.

Г. Р. Державин – крупнейший поэт XVIII века. Смысл и задачу своего поэтического творчества он видел в том, чтобы правдиво и в ярких красках изображать действительность: «В сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить». Его многообразные поэтические сочинения открыли дорогу дальнейшему развитию русской литературы. Не случайно имя этого поэта с теплотой и благодарностью поминалось его поэтическими наследниками, в числе которых был и великий А. С. Пушкин.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Каждый поэт рано или поздно подводит итоги своей литературной деятельности и, оглядываясь назад, пытается определить то самое важное, ради чего...
  2. Впервые о Владимире Высоцком заговорили в начале семидесятых. Его доходчивые и нехитрые песни-монологи привлекли к себе внимание самых разных людей....
  3. В семье Михаила Лермонтова существовало предание, что своими корнями этот дворянский род восходит к шотландцам, среди которых фигурировал бард Томас...
  4. Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт...

Важное место в творчестве Г. Р. Державина занимают гражданско-обличительные стихи, среди которых особенно выделяется ода «Вельможа». В ее основе лежит ранняя ода «На знатность», написанная двадцатью годами раньше. Новое стихотворение было расширено и заиграло всеми красками державинского таланта.

В оде «Вельможа» отобразились присущее поэту чувство справедливости и его понимание законности. Гражданская служба самого Державина сопровождалась рядом резких потрясений. Он был советником экспедиции доходов, но слишком честным и прямолинейным исполнением служебного долга вызвал ненависть своего начальника и был отправлен губернатором сначала в Олонецкую губернию, а затем в Тамбов. Вскоре Державин стал личным секретарем Екатерины II, однако новая должность принесла разочарование: увидев изнутри придворную жизнь, Державин с осуждением говорил, что Екатерина управляла государством больше по «своим видам, нежели по святой правде», а сам он ей «своей правдой наскучивал».

Как видим, тема, поднятая в оде «Вельможа», была очень близка Державину как гражданину и поэту. В своей ежедневной деятельности на благо отечества он часто сталкивался с несправедливостью, чванством, лихоимством. Естественно, что свой протест против этого он выразил привычным и наиболее выразительным способом - с помощью поэзии. По словам Д. Д. Благого, Державин «резко выдается из массы своих современников... высокими интеллектуальными и моральными качествами, делающими его одним из наиболее примечательных людей екатерининского времени».

В своих произведениях Державин приблизился к реалистическому искусству. Он, в частности, стремился не описывать отдельные человеческие свойства, не персонифицировать людские пороки и достоинства, а рисовать живые портреты. Так, в оде «Вельможа» Державин сделал попытку нарисовать социальный портрет человека, стоящего близко к трону и предназначенного выполнять непосредственную волю государя.

Ода основана на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный образ царского любимца, грабящего государство и народ. Вступление построено на художественном приеме отрицательного параллелизма. Поэт предупреждает, что его муза прославляет не украшение одежд, «которое в очах невежд шутов в вельможи наряжает», в центре его внимания - достоинства, заслуженные праведными и похвальными делами. Программное задание поэта - внушить, что «лишь добродетели прекрасны, они суть смертных похвала». Недаром поэт обращается к образу Калигулы, который, по преданию, назначил своего коня на высшую государственную должность консула.

Ассоциации весьма прозрачны: вельможи, считающие своим главным достоинством знатность рода или приближенность к царственной особе, подобны коню Калигулы. Их деятельность также бесполезна и бессмысленна, так как, по сути, отсутствует вообще.

Еще один обличительный аккорд в оде «Вельможа» - краткая и едкая характеристика государственного деятеля:

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами.

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.

Эта характеристика влечет за собой горестное размышление автора о недопустимости ситуаций, когда случай возносит на недосягаемую высоту глупца, не имеющего никаких заслуг перед государством:

О, тщетно счастия рука,

Против естественного чина,

Безумца рядит в господина

Или в шутиху дурака.

Оставаясь государственным человеком, для которого высшая власть остается идеалом, Державин предлагает этот идеал как пример для подражания самовлюбленным вельможам. Автор удивлен, почему Петр, «как некий бог», не чурался никакой работы, но вельможи считают для себя физическую работу постыдной. По его мнению, императрица Екатерина «и не на царском бы престоле была великою женой».

Обличительная характеристика вельможи, забывающего о своем общественном долге, конкретизируется в двух контрастных картинах. С одной стороны, Державин рисует роскошный быт «второго сарданапала», живущего среди игр, праздности и неги. Чертоги вельможи восхищают взор пурпуром и златом, прихотливый обед состоит из множества изысканных яств. За какие достоинства позволено пустослову-вельможе украшать свой быт чрезмерной роскошью? Фонтаны, в которых воды текут и, с шумом вверх стремясь, сверкают; средь зимы цветут розы, а в рощах воспевают нимфы. Неужели вся эта красота только оттеняет мрачность и равнодушие вельможи, его скуку и пресыщенность?

В это же время череда униженных просителей толпится в приемной. Уже целый час сидит в ожидании аудиенции израненный герой, «как лунь во бранях поседевший». Когда-то он был начальником нынешнего вельможи, но сейчас пришел принять приказ по службе. А в сенях проливает горькие слезы вдова с грудным младенцем на руках. Ее супруг благородно защищал отчизну, оставив свою семью без защиты. Возникает вопрос: ради чего погиб славный воин? Неужели для того, чтобы потом упитанный вельможа, не забывая свои выгоды, пренебрежительно относился к его неутешной вдове с ребенком на руках? Прибрел на костылях согбенный старый воин-инвалид, чья простертая для куска хлеба рука когда-то в жестоком бою защитила вельможу от смерти. Однако вельможа равнодушен к просящим. Итоговым аккордом звучит гневное обращение автора к сибариту с требованием проснуться и внять голосу совести. Нельзя развращать свое сердце и разум мнимыми убеждениями, считая, что стыд и совесть - удел слабых Душ.

В своей позитивной программе Державин утверждает внесословную ценность человека. Исходя из этого, правила поведения вельможи должны быть предельно просты: быть правдивым, любить царя, блюсти интересы народа, жить общим, а не своим личным благом. И надо сказать, что, следуя этим правилам в жизни, Державин подавал блестящий пример своим соотечественникам.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама