THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Диалоги - это одно из самых проблемных мест в рукописях начинающих писателей.

Наиболее распространенный тип ошибок - избыточность: ненужная атрибуция, ненужные реплики, ненужные украшательства.

В диалогах особенно важно соблюдать принцип «краткость - сестра таланта»: несколько лишних слов могут сделать разговор героев вялым или смехотворно вычурным.

Затянутость

Непрерывный диалог не должен быть слишком длинным, иначе это замедляет динамику произведения. Разговор героев подразумевает реальное течение времени, тогда как в целом сюжет развивается намного быстрее. Если продолжительный диалог все же необходим, то его следует разбавлять - например, описанием действий, эмоций героя и т.п.

Не засоряйте диалог фразами, не несущими полезной информации.

Девушки попрощались:
- До свидания!
- Всего хорошего!
- Очень рада была вас видеть!
- Приходите к нам в гости!
- Непременно придем. В прошлый раз нам очень у вас понравилось.
- Ну, право же, не стоит. Ну что ж, прощайте!


Можно было бы ограничиться одной фразой: «Девушки попрощались».

Аналогичная проблема - повторы одной и той же мысли:

Неужели так и сказала: уходи?
- Да, именно так.
- Я не могу поверить.
- Клянусь! Я тебе передал все слово в слово. Так и сказала: уходи.
- Я не верю. Ты, верно, что-то перепутал.

Исключения из этого правила, разумеется, могут быть, но все же следует помнить, что пустой диалог - это скучно, а скучное читатель пропускает.

Неестественность

Диалог должен звучать естественно. Не стоит употреблять в разговоре сложносочиненные предложения на пять строк или выражения, которые не используются в живой речи.

Тебе нужно регулярно поливать ростки, потому что иначе им неоткуда будет взять влагу, столь необходимую для их питания и полноценного развития.

Так не говорят. Предложение лучше перефразировать:

Не забывай поливать ростки, а то они засохнут.

Исключение из этого правила: герой нарочно пытается говорить по-книжному, и видно, что это не стилистическая ошибка, а авторская задумка.

Устаревшие выражения

Тысяча чертей! - воскликнул офис-менеджер, выключая компьютер. - Ах, будь я проклят, если я не отомщу этим канальям!

Чтобы проверить диалог на естественность звучания, читайте его вслух. Лишние слова будут резать ухо.

Несоответствие диалога ситуации или характеру героев

В романах новичков сплошь и рядом встречаются сцены, в которых злодеи в пылу битвы беседуют с героями о Добре и Зле - длинными предложениями с деепричастными оборотами.

Если вы думаете, что это нормально, попробуйте в течение пяти минут колотить подушку и одновременно пересказывать сказку о Колобке.

Получилось нечто связное? Снимаю шляпу.

Бегун сразу после марафона не может давать пространные интервью, пожарник в пылающем здании не станет просить: «Будьте любезны, Василий Иванович, подайте мне брандспойт!»

Перебор с атрибуцией

Иван взглянул в лицо Маше.
- Какая ты все-таки молодец, - сказал он.
- Если бы не ты, у меня бы ничего не получилось, - отозвалась она.
- Да брось, не стоит, - проговорил Иван.

Убираем «сказал он», «отозвалась она», «проговорил Иван» - и смысл не теряется. Читателю абсолютно понятно, кто что произнес.

Лишние наречия и прочие уточнения

Это нечестно! - всхлипнула девочка плаксиво.

В данном случае наречие дублирует смысл глагола. Слова «всхлипнула» вполне достаточно.

Еще хуже смотрятся штампы.

Сейчас я с тобой расправлюсь! - зловеще ухмыльнулся Император.
- Умоляю, отпустите меня! - душераздирающе закричала девушка, заламывая руки .

Однотипная атрибуция


- Не забудь купить сушек, - сказала бабушка, отсчитав ей деньги.
- А мне конфет! - сказал папа из-за двери.

Не стоит раз за разом повторять одинаковые атрибутивные глаголы, иначе внимание читателя зафиксируется именно на этих словах. Если вам сложно подобрать атрибутивный глагол, вставьте фразу, которая будет описывать действие героя, а потом - его реплику.

Я пошла в магазин, - сказала Маша.
Бабушка отсчитала ей деньги.
- Не забудь купить сушек.
- А мне конфет! - послышался папин голос из-за двери.

Говорящие глаголы и ярлыки

По возможности старайтесь не снабжать реплики героев излишне говорящими атрибутивными глаголами. Эмоции должны передаваться самой сутью сцены, а не приклеенными ярлыками.

Пример таких «накачанных стероидами» атрибутивных глаголов приводит Стивен Кинг в пособии «Как писать книги»:

Брось пушку, Аттерсон! - проскрежетал Джекил.

Целуй меня, целуй! - задохнулась Шайна.

Ты меня дразнишь! - отдернулся Билл.

Не следует также постоянно напоминать читателю: вот этот персонаж - негодяй, а вот этот - прекрасный принц. Когда негодяи «злорадно скалятся», а принцы «презрительно поднимают брови» - это верный признак того, что автор писал, «надменно игнорируя здравый смысл». Характеризовать героя должны его слова и поступки.

Длинный диалог из коротких предложений

Ты куда?
- В деревню.
- А что там?
- Ничего.
- А зачем?
- Надоело.
- Почему?
- Ты не поймешь.

Подобный диалог выключает образное мышление. Читатель начинает видеть не мысленную картинку, а буквы. Если односложное перекидывание словами абсолютно необходимо по сюжету, то его надо разбавлять описаниями.

Акцент и искажение речи

С передачей акцента и искажениями речи надо быть очень аккуратным. Если у читателя может хоть на миг возникнуть затруднение в прочтении фраз типа «’eволюция - это п’ек’асно», то лучше просто упомянуть, что герой картавит.

Употребление имени в диалоге

Здравствуй, Маша!
- Здравствуй, Петя! Как я рада тебя видеть!

Что неправильно? Во время разговора мы редко называем людей по имени, особенно если рядом никого нет. Поэтому данный диалог звучит фальшиво.

Пересказ чужих слов

Я встретил Машу. Она сказала: «Петя, почему ты не заходишь ко мне в гости?» - «Потому что мне некогда», - ответил я.

Старайтесь избегать прямой речи в прямой речи или передавайте чужие слова так, как они звучат в обыденном разговоре.

Сегодня Машу встретил. Она спросила, куда я пропал, а я соврал, что у меня нет времени.

Пересказ того, что герои и так знают

Ты же знаешь, пару лет назад орки напали на наши северные границы и сожгли пять городов. И тогда король Сигизмунд Пятнадцатый выделил триста тысяч воинов на боевых драконах…
- Да, эта битва недаром вошла в летописи. Помнишь, как они захватили Волшебный Камень Всезнания?
- Конечно, помню.

Некорректное использование иностранных выражений

Иностранцы в романах новичков нередко говорят на своем родном языке с дикими ошибками. Если вы не уверены, как правильно пишется фраза, проконсультируйтесь у профессионального переводчика или у носителя языка.

Перебор со сленгом и матом

Если ваш герой «ботает» исключительно «по фене», читатель может его «не догнать».

Мат в литературе допустим только в малых дозах и только к месту. Исключения - «авангардные» романы, выходящие тиражом в 500 экземпляров.

Помним, что никто нас не осудит за отсутствие ненормативной лексики, а вот растерять читателей из-за обилия мата вполне возможно.

Какими свойствами должен обладать хорошо прописанный диалог?

1. Он должен быть абсолютно необходим, то есть без него невозможно развитие сюжета или раскрытие личности того или иного героя. Пример - разговор Чичикова и Ноздрева (Н. Гоголь. «Мертвые души»).

2. Каждый из героев должен разговаривать на своем собственном языке. Его надо наделить любимыми словечками, заранее продумать, как он будет строить фразы, каков у него лексический запас, какой уровень грамотности и т.п. Этот прием позволит не только проговорить нужную по сюжету информацию, но и создать достоверный образ.

Нимфа, туды ее в качель, разве товар дает? - смутно молвил гробовой мастер. - Разве ж она может покупателя удовлетворить? Гроб - он одного лесу сколько требует…
- Чего? - спросил Ипполит Матвеевич.

Да вот «Нимфа»… Их три семейства с одной торговлишки живут. Уже у них и матерьял не тот, и отделка похуже, и кисть жидкая, туды ее в качель. А я - фирма старая. Основан в тысяча девятьсот седьмом году. У меня гроб - огурчик, отборный, любительский…

И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев»

При этом следует помнить, что герои не могут вести себя со всеми одинаково и разговаривать в одной манере и с королевой, и с портовым грузчиком.

3. Герои не должны беседовать в вакууме. Создайте вокруг них живой мир - с запахами, звуками, обстановкой, погодой, освещением и т.п.

Вечер в конце июня. Со стола на террасе еще не убран самовар. Хозяйка чистит на варенье ягоды. Друг мужа, приехавший на дачу в гости на несколько дней, курит и смотрит на ее обнаженные до локтей холеные круглые руки. (Знаток и собиратель древних русских икон, изящный и сухой сложением человек с небольшими подстриженными усами, с живым взглядом, одетый как для тенниса.) Смотрит и говорит:

Кума, можно поцеловать руку? Не могу спокойно смотреть.

Руки в соку, - подставляет блестящий локоть.

Чуть коснувшись его губами, говорит с запинкой:
- Кума…
- Что, кум?
- Знаете, какая история: у одного человека сердце ушло из рук, и он сказал уму: прощай!
- Как это сердце ушло из рук?
- Это из Саади, кума. Был такой персидский поэт.

И. Бунин. «Кума»

4. Пусть герои не только говорят, но и жестикулируют, передвигаются, гримасничают и т.п.

Ай-яй-яй! - воскликнул артист, - да неужели ж они думали, что это настоящие бумажки? Я не допускаю мысли, чтобы они это сделали сознательно.
Буфетчик как-то криво и тоскливо оглянулся, но ничего не сказал.
- Неужели мошенники? - тревожно спросил у гостя маг, - неужели среди москвичей есть мошенники?
В ответ буфетчик так горько улыбнулся, что отпали все сомнения: да, среди москвичей есть мошенники.

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

5. Следите за тем, чтобы речь героев соответствовала месту, времени, настроению и индивидуальным особенностям героев. Если человек проснулся с похмелья, он вряд ли сможет шутить с девушками; если зэку-лесорубу упала на ногу кувалда, он не воскликнет: «Ай, как больно!»

6. Длина предложений в диалогах должна соотноситься со скоростью развития событий. В кризисных ситуациях человек говорит кратко; дома у камина может позволить себе цветистые обороты и поэтические сравнения.

Самая актуальная проблема всех авторов на Фикбуке - оформление прямой речи и диалогов. Все ставят знаки препинания, как хотят и куда хотят. И это, признаюсь, более чем раздражает. Видя неграмотно оформленный текст, многие бросают его читать, даже толком не начав. Поэтому ради себя самих же, ради читателей, милые авторы, потрудитесь достойно оформлять прямую речь. Вот вам пример из некоторого фанфика (буквально первый попавшийся; имена и название изменены): «- Роза ответила мне, "Я проведу тебя в Лим завтра, сейчас уже темно!". - Мы с Розой шли по лесу к её дому...» И таких примеров можно нарыть огромное количество. Я, конечно, понимаю, что есть люди, которые попросту не прошли этой темы в школе, но все равно такое оформление никуда не годится. Позвольте объяснить вам, как правильно расставляются знаки препинания при диалоге и прямой речи. Начнем с последней.

Прямая речь

Прямая речь - слова человека, переданные непосредственно в той форме, в которой они были сказаны. К примеру: Когда мы подъехали к усадьбе, ямщик спрыгнул на землю и, открыв дверь брички, услужливо произнес: «Прошу вас, сударь». «Куда ты так торопишься?» - крикнула вслед мне учительница. Чтобы правильно расставлять знаки препинания при повествовательной прямой речи, запомните наглядные схемы.

А: «П». «П», - а.

Буква «А (а)» означает здесь слова автора, а буква «П» - прямую речь. Буква «П» в обоих случаях большая, значит, прямая речь всегда начинается с большой буквы. А вот слова автора могут начинаться как с большой, так и с маленькой буквы. С большой - если слова автора предшествуют прямой речи; с маленькой - если слова автора стоят после прямой речи. Касательно знаков препинания, здесь такой порядок: ➤ Прямая речь всегда берется в кавычки. ➤ Если предложение с прямой речью повествовательное и стоит перед словами автора, то после кавычек нужна запятая: «Уже подъезжаем», - открыв дверь купе, предупредил проводник. ➤ Если повествовательная прямая речь находится после слов автора, то точка ставится после кавычек (смотрите первый пример). Но если прямая речь восклицательная или вопросительная, то восклицательный и вопросительный знаки никогда за кавычки НЕ выносятся (смотрите второй пример) и после них никогда НЕ ставятся другие знаки препинания (точка, запятая).

«П!/?/...» - а. А:«П!/?/...»

Это были самые простые примеры. Но бывает, когда авторская речь влезает и разделяет прямую речь. И тогда схемы уже сложнее и правил больше.

1) «П, - а, - п».

Поясняю: если слова автора разрывают предложение в середине, то после прямой речи и слов автора ставятся запятые; в начале прямая речь начинается с большой буквы, а после слов автора - с маленькой. Кавычки ставятся в начале прямой речи и в самом конце. Ни до, ни после слов автора кавычки не нужны. «Ты знаешь, - начал я неуверенно, - возможно, она права».

2) «П!/?/... - а. - П».

Поясняю: если авторские слова делят прямую речь в месте, где предложение кончается, то все так же, как в предыдущем случае, только после авторской речи ставится точка, а прямая речь, следующая после слов автора, начинается с большой буквы. «Ой, не могу! - расхохотался Коля. - Ну ты даешь!» «Петр Первый не зря получил прозвище "Великий", - сказал наш лектор. - Он многое сделал для России». ➤ Если же прямая речь влезает между словами автора, то перед прямой речью ставится двоеточие, а после - тире. Оформление получается таким:

А: «П», - а. А: «П!/?/...» - а.

Например: Мальчик, вытирая пот, тихо проговорил: «Эх, мороженого бы съесть...» - после мечтательно зажмурился и облизнулся. ➤ Есть еще один немаловажный момент. Он заключается в том, что иногда перед прямой и после авторской речи ставится двоеточие. Делается это в том случае, когда начало прямой речи и ее конец соотносятся с разными словами в авторской речи. «Зачем ты здесь? - спросила девушка, изумленно посмотрев на вошедшего, и тотчас резко добавила: Я не желаю тебя видеть». Первая реплика относится к слову «спросила», вторая - к слову «добавила», поэтому здесь необходимо двоеточие. Здесь присутствуют как бы две прямые речи.

II Оформление диалога

Правила оформления диалога, по сути, ничем не отличаются от правил оформления прямой речи. Все абсолютно то же самое, только в начале реплики ставится тире, а кавычки отсутствуют. Кроме этого, каждая реплика пишется с новой строки. - Бабушка, почитай сказку, - попросил кроха, натягивая одеяло. - Сказку? - переспросила бабушка. - Ну давай. Какую? - Волк и семеро козлят! Волк и семеро козлят! - тут же радостно заверещал малыш. - Эх ты, - улыбнулась бабушка и, сев на кровать, потрепала внука по волосам, - козленок мой. - Я не козленок! - возмутился мальчик и, насупившись, тише сказал: - Я волчонок. ➤ Все диалоги можно оформлять в несколько иной форме. Лично мне она кажется более сложной, но в некоторых ситуациях я именно ею и пользуюсь. Поэтому возьмите ее на заметку: «Бабушка, почитай сказку!» - «Какую?» - «Волк и семеро козлят!» - «Эх ты, козленок мой». Реплики в этом случае пишутся в одну строчку, разделяются тире и берутся в кавычки. ➤ Для Фикбука, правда, ко всему прочему придется добавить еще одно правило: дорогие авторы, обязательно ставьте пробелы перед и после тире! Без пробелов читать невозможно, слова сливаются в одно. Уважайте своих читателей и не ленитесь лишний раз нажимать на самую длинную кнопку на клавиатуре. Это было последнее, о чем я хотела вам рассказать. Надеюсь, вам помогла статья и вы будете писать и оформлять свои работы грамотнее. Это не так уж сложно. Удачи вам и успехов в творчестве!

Обладатель Оскара за сценарий к фильму «Отступники» Уильям Монахан рассказывает об искусстве написания хороших диалогов.

Я не хочу, чтобы меня создавала окружающая среда. Я хочу сам создавать эту среду. - Фрэнсис «Фрэнк» Костелло (актер Джек Николсон), Отступники .

Бывает такое, что Американская Киноакадемия вручает Оскара немому кино «Артист», но это исключение из правил - как один из черных лебедей Насима Талеба. Важность того, что говорят персонажи, невозможно преувеличить. Давайте поговорим об этом поподробнее.

Диалоги - это суть любого фильма. И желательно, чтобы они были сильными, т.к. у вас еще будет много работы. Диалоги должны быть правдоподобны, они должны раскрывать персонажей (не напрямую, конечно), и должны дополнять сюжет. В идеале, диалоги должны быть интересными, с запоминающимися репликами, которые с каждым разом звучат все лучше. Выглядит, как довольно сложная задача, но это то, с чем успешно справляется сценарист/режиссер Уильям Монахан.

Сценарий Монахана, написанный к фильму 2006-го года «Отступники» - это концерт сквернословия в ми-минор, коктейль Молотова по напряженности, который на протяжении всего фильма усеян репликами, разбираемыми на цитаты. Он помог режиссеру фильма Мартину Скорсезе добыть его первый Оскар, а сам сценарист взял еще один за «Лучший адаптивный сценарий». С тех пор Уильям работал над сценариями к фильмам «Совокупность лжи», «Возмездие», «Обливион» и «Игрок», а в фильме «Телохранитель» он впервые примерил на себя также и роль режиссера. В перерыве между проектами Уильям Монахан согласился преподать нам урок по написанию диалогов.

Прислушивайтесь ко всему, что вас окружает

Очень внимательно слушайте людей. С равным интересом вслушивайтесь в то, что они говорят, и в то, что они не говорят. Несколько недель назад я подслушал разговор очень глупого человека, которого по вопросам брака консультировал один хиппи, еще больший идиот. Их беседа - чистое золото, и я знаю, что обязательно где-то применю ее в своей работе. Вот почему вы должны жить в городе. Чтобы слушать.

Диалог раскрывает то, что скрывают персонажи

Я нахожу крайне интересным то, что персонажи скрывают, что люди пытаются утаивать. Каждый пытается что-то скрыть, и вы можете рассказать об этом через диалог. Пускают туман и держат при себе тайные планы не только политики, рекламодатели или юристы - это касается абсолютно всех.

Довольно порядочные люди часто не осознают, что их разговоры не об истине или обмене информации, а о распространении их собственной «мифологии». Внимательно взгляните на то, что люди пытаются утаивать, и вы поймете это. Часто можно увидеть презабавную ситуацию: если вы сядете в ресторане, то вероятно у сидящей за соседним столиком парочки будет первое свидание после онлайн-знакомства, и никто из них не будет рассказывать правду, даже если бы они этого хотели.

Естественные диалоги скучны

Ваша задача - создавать что-то принципиально неестественное. Самые естественные диалоги у Шекспира, но он лучший автор диалогов из всех когда-либо их писавших. Ни у кого нет желания слушать обыденные разговоры людей. Вот послушайте меня сейчас. Я не говорю высокопарно и не изрекаюсь фразами Августина. Я просто бормочу что-то. И так разговаривает большинство людей. Если, конечно, вы не Кристофер Хитченс, который говорит целыми параграфами (Боже, благослови его). Скорее всего вы мямлите что-то себе под нос. В написании драматургического произведения вы должны отойти от этого.

Написание диалогов - это импровизация

Нет никакой формулы совмещения определенных деталей персонажа, чтобы получить проверенного качественного героя. Персонаж - это ваш собственный винегрет. Вы постепенно превращаетесь в персонажа, о котором пишете. Каждый персонаж - это вы. Либо это всегда были вы, либо это была частичка вас, как и в моем случае, частичка моих героев - это я. Как актер, который перевоплощается в персонажа, вы перевоплощаетесь как писатель.

Те, кто хорош в импровизации, обычно все время впитывает, впитывает, впитывает… А затем вдруг встает и поражает всех. Впитывайте информацию отовсюду, ведь вы никогда не знаете, где это может пригодиться.

Это, наверное, не шутка, что Шекспир был актером, потому что актеры - это всегда сочинители. Писатель в своей голове и в своем произведении должен сыграть всех своих людей. И он должен сделать это действительно хорошо, иначе актеры не будут вовлечены, не захотят играть этих людей, а фильм в итоге не будет снят. Так что по существу, в своей комнате и в своей голове вы играете театральное представление, но только проецируете его в текстовом документе в воображаемое кино, играя за каждого персонажа.

Написание диалогов - это на уровне подсознания

Итак, вы потеряли нить, зашли в тупик. Как и у большинства творческих людей, иногда от вас уходит муза, и у вас не идет рабочий процесс. Бывает. Какая бы причина не была, какая бы стена не стояла у вас на пути, если вы прорываетесь сквозь нее, вы уже не в состоянии смотреть материально на вещи, и это вы делаете подсознательно.

Интересно понаблюдать за музыкантами, которые появлялись на обложках газет, и чьи песни вы поете с фальшью. Или вот у вас появляется настроение, вы садитесь за рабочий стол, и в вашей жизни наступает День Озарения. Вы даже не знаете, как и почему вдохновнение пришло к вам. В Средние века искусство или ремесло назывались «таинством», и тому были веские причины.

В адаптациях диалоги пишите с чистого листа

Произведение «Отступники» изначально пришло как 70-80 страниц крайне плохого английского перевода, своего рода транскрипции. Любопытно, что в то время я уже подумывал о какой-то истории из Бостона, Бостона периода моей молодости. О двуличности шишек Бостона, о Бостоне как единственном городе в Соединенных Штатах, в котором наблюдалась ярко выраженная диаспоровая классовая система. Неожиданно то, чем я хотел заняться, пришло в виде возможности создать адаптацию.

В оригинальной истории было ужасное построение сюжета. А в нашем фильме люди - настоящие Бостонцы, истинные жители своей планеты.

Люди в вашей жизни - это образцы разговорной речи

Моего отца уже нет в живых 20 лет, но он появялся в моих художественных фильмах дважды. Главный герой фильма «Возмездие» вызывал у всех, кто знал моего отца, улыбку. Он - моя связь с Бостоном. В этом городе своя культура, своеобразная манера речи, и это отражается на мне, когда я с ними общаюсь. Типичная для штата Массачусетс ситуация - в течение обычного дня прогулки в зависимости от того, с кем вы общаетесь, меняется и ваш акцент. Мой отец - типичный бостонский ирландец. Если вы на что-то намекнули, он уже против: «Я не хочу иметь с этим дело.»

В фильме «Отступники» я попытался скрыть биографические детали персонажа Ди Каприо, назвав его Билли. Когда мне было 20, я был весьма схож с этим персонажем.


На съемочной площадке диалог меняется

Работа с актерами - одна из самых забавных вещей. Вы оба по сути делаете одни и те же вещи. Я в течение года был таким же, кем должен стать актер. Мне любопытно узнать его мысли об этом, и, надеюсь, ему тоже хочется услышать меня. Работая режиссером, я постоянно вносил какие-то изменения. Я обдумывал сцену, вставал и говорил, «Попробуй лучше так.» Когда вы работаете в динамике, у вас будут возникать такие мысли.

Иногда на площадке меняется и диалог. В фильме «Отступники» обратите внимание на пару сцен с участием Джека Николсона. Там идет одна естественная концовка сцены, а потом кое-что добавлено. В сцене в баре он останавливается и спрашивает другого: «Как твоя мать? - Она вот-вот загнётся. - Мы все когда-то умрём.» По сценарию он просто выходит из кадра и все. Но Джек хотел внести что-то свое. Мне, конечно, хотелось посмотреть, что он придумал (всем бы хотелось взглянуть на это).

Читка сценариев с актерами многое расскажет как об актере, так и о персонаже

В некоторых дрянных сценарных книгах я иногда встречаю «Читайте сценарии вслух». Но мне не обязательно это делать, если я уже и так его знаю. Если у вас получается, то вы слышите его в своей голове, когда пишите. Лучше возьмите актеров и прочтите с ними ваш сценарий сидя за столом. После этого сделайте нужные пометки и откорректируйте текст в соответствии с требованиям к актеру либо в зависимости от характера персонажа.

Не пишите под конкретного актера без необходимости

Сомневаюсь, что какой-либо актер одобрит тот факт, что сценарий пишется под него. Им всегда хочется играть кого-нибудь другого, для этого их и приглашают. В былые времена среди звезд было популярно всегда играть в каждом фильме одного и того же героя. Но вы вспомните Майкла Кейна, который мог взять любую историю, неважно кем написанную и неважно о ком написанную, и он превращал ее в историю с Майклом Кейном. Он - прекрасный пример с точки зрения написания диалогов и уровня подачи диалогов. Он - первый пробивший трансатлантический занавес актер, решивший вопрос с произношением. Послушайте его речь, он разбивает предложения на куски из 2-3 слов и произносит их очень медленно. Наверное, он единственный англичанин, который понятен американскому зрителю.


Смешивайте заумное и непритязательное

Иногда фильм можно раскритиковать на уровне сценария, иногда - на уровне монтажа. Вы не разбираетесь, какое кино продается в Индии. Нужен единственный экземпляр для всего мира. Затем цифровая копия распространяется по разным странам без каких-либо корректировок. Поэтому иногда фильмы проходят чистку. Убираются какие-нибудь заумные реплики по ошибочному мнению, что зритель их не поймет, что это не соответствует действительности. По-моему, «Отступники» - хороший пример микса высокого и низкого уровня, что дает хороший эффект для основной аудитории. И это лучше, нежели занижение уровня восприятия под низший знаменатель, чем грешат большинство фильмов.

Выполняйте домашнее задание. И работайте. Как проклятый

И самое главное - читайте настоящих, великих авторов диалогов и установите себе высокую планку. Вы не сможете поставить себе высокую планку, если не будете в курсе самых высоких стандартов в драматургии, что также означает высокий уровень грамотности. Имеется ввиду литературная грамотность, а не кинограмотность.

Не могу сказать, то ли это наследственное, то ли мой естественный интерес привел к моим способностям, но я знаю, что в течение тридцати с лишним лет работал как углекоп, и что я пожертвовал очень многим. Мне пришлось полностью отдать свою молодость, чтобы уже к 35 годам стать тем, кем я стал, - сценаристом. Моя приверженность к сценарному ремеслу схожа с профессией глазного хирурга, с отсутствием какого-либо общественного понимания, что это может окупиться. Я знаю, что у меня была какая-то сноровка, способность, но я продолжал работать усерднее, чем кто-либо из моих знакомых, и я рисковал очень многим.

Читайте много

Талантливо написанные диалоги встречаются в сотнях тысяч прозаических произведений, пьес, киносценариев. Читайте и перечитывайте классиков и современников, смотрите фильмы и сериалы с качественно прописанными репликами действующих лиц, анализируйте структуру диалогов и делайте выводы.

Учитесь слушать

Как научиться писать диалоги? В этом поможет элементарное умение слушать себя и других людей.

Ваши герои должны разговаривать как реальные люди (или звери, или роботы, или какие-нибудь фантастические существа). То, что звучит натужно и ненатурально в живой разговорной речи, стоит включить в авторский текст или описание.

Обратите внимание, как вы разговариваете со своими близкими и знакомыми, и как они сами разговаривают между собой. Послушайте беседы незнакомцев в транспорте и магазине. Это поможет вашим персонажам не только вести разговор естественно, но и говорить в соответствии с индивидуальными особенностями.

Индивидуальность – это важно

Все люди разговаривают по-разному. Кто-то вставляет в свою речь специфические словечки, кто-то употребляет малопонятные большинству слова и т.п.

Каждый персонаж говорит соответственно своему возрасту, образованию, воспитанию и т.д. Но даже герои одного поколения, выросшие в одинаковой среде, могут общаться абсолютно по-разному. Продумайте это, прежде чем приступить к созданию своей первой книжки.

К примеру, высокопарные слова почти всегда будут неуместны в устах семилетки из рассказа о современной школе. Но они отлично охарактеризуют какого-нибудь старого волшебника из фэнтези.

Не забываем об информативности

В жизни разговоры между друзьями, родственниками и случайными знакомыми часто идут абсолютно «ни о чем». Однако в литературе каждое слово должно преследовать какую-то цель.

Действующие лица вашего повествования, если это не какая-нибудь комедия абсурда, не могут болтать просто так, бесцельно. Они обмениваются репликами, чтобы:

  • двигать сюжет вперед;
  • донести до читателя некую важную информацию (о прошлом или настоящем, о предыстории мира и т.п.);
  • раскрыть свои характеры или мотивы перед читающей публикой.

Само собой, диалог не должен превратиться в выкладку сухих фактов. Он должен быть живым. Также важно убедиться, что беседа героев не мешает цельности сюжета и контексту той или иной сцены.

Если герои долго будут говорить о погоде, читатели просто пролистают эту часть текста. Но если, к примеру, погода будет метафорой чувств персонажей или разговор о погоде послужит толчком к разгадке в детективе, такой разговор не будет лишним.

Не надо длиннот

Если вы пишете не пьесу, а прозу, не стоит делать непрерывный диалог слишком длинным. Это замедлит развитие сюжета. При необходимости лучше разбавить беседу описаниями действий и эмоций героев.

Конфликта не избежать?

Литературных произведений без конфликтов практически не бывает. Конфликт – конкретного диалога или всего сюжета – должен разрешаться, в том числе, в беседах действующих лиц.

Болтовня малышей в детском саду, беседа во время семейного ужина, разговоры на встрече одноклассников – во время каждого диалога даже в самой спокойной обстановке что-то должно произойти. Главное, чтобы конфликт не был надуманным.

Не путайте читателя

Стройте диалог таким образом, чтобы у читателя не возникало вопросов, кто в данный момент говорит. Для простоты можно прибегнуть к классической схеме «он сказал, она сказала». Например, Иван Иванович говорит реплику, а автор уточняет, что это сказал именно Иван Иванович. Обычно при этом поясняется, как была произнесена фраза: радостно, задумчиво, с грустью и т.п.

Конечно, вместо постоянного «сказал» желательно использовать другие глаголы, делающий текст ярче. Написав что-то вроде «злобно расхохотался Иван Иванович и выбежал из дома во тьму ночи», вы не только поясните, кто произнес реплику, но и опишите обстановку и даже душевное состояние героя.

Самое главное, чтобы вашей аудитории не пришлось возвращаться к предыдущим репликам и пересчитывать их, чтобы понять, кто говорит – Иван Иванович или уже Петр Петрович.

Убирайте лишнее

Перечитывая рукопись перед отправкой в издательство, не забудьте обратить внимание на диалоги. Проверьте, чтобы персонажи не мусолили одну мысль на протяжении одного разговора. Удалите повторяющиеся и вычурные слова, ненужные описания и неинформативные реплики. Прочитайте текст вслух и убедитесь, что разговоры действующих лиц не звучат фальшиво.

Как писать диалоги в книгах

Итак, качественный литературный диалог должен быть:

  1. Естественным, словно списанным из реальной жизни.
  2. Отвечающим индивидуальным особенностям тех, кто в нем участвует.
  3. Информативным, несущим какую-либо смысловую нагрузку.
  4. В меру длинным, чтобы проза не превратилась в драматургию.
  5. Понятным, чтобы читатель не путался в том, кто произносит ту или иную реплику.

Хорошо написанные диалоги любят все. Если ваши тоже получатся, читатель будет наслаждаться ими и переписывать на память в специальный блокнотик. Только не забывайте, что диалог – лишь один из элементов прозаического и драматургического произведения. Все другие – идея, оригинальность замысла, характеры героев, небанальный конфликт, захватывающие повороты сюжета и т.д. – должны быть не менее качественными.

Как писать хорошие диалоги, вам также подскажет этот видеоролик:

Публичная бета выключена

Выбрать цвет текста

Выбрать цвет фона

100% Выбрать размер отступов

100% Выбрать размер шрифта

Как начать диалог? Как подвести персонажей к тому или иному разговору? О чем этот разговор должен и может быть? И главное - как его закончить? Думаю, над этими вопросами задумывается не один начинающий фикрайтер. Да и опытные авторы тоже могут испытывать затруднения, ибо одно дело - расписать сцену боевого сражения или сцену внезапного появления какого-то дальнего родственника, и совсем другое - разговор, который должен как-то начаться, чем-то быть наполнен и как-то закончиться. В данной статье мне хотелось бы отразить некоторые аспекты этой проблемы и попробовать предложить пути ее решения. 1) Обрисовываем обстановку. Задача: Даже самый ленивый и невнимательный читатель все равно вольно или невольно обращает внимание на детали: этот навык должен остаться с каждым из нас еще со школьной скамьи. Обстановка подготавливает читательскую аудиторию к тому или иному разговору, намекает на то, каким будет общение: негативным или позитивным, сложным или ни к чему не обязывающим, философским или самым простым, сведенным лишь на будничные темы и «пустую болтовню». Как решить? Обстановка помогает не только предрасположить читателя, да и самого автора, к восприятию информации, но и раскрыть характер главного персонажа. Данный аспект необходим для той работы, в шапке которой указан такой жанр как психология. Посредством описания помещения, в котором находится герой можно раскрыть его истинную сущность: показать привычки и пристрастия, отразить аккуратность или небрежность. Не стоит думать, что надо детально изображать на какой полке стоит такая-то статуэтка или в каком порядке поставлены книги в книжном шкафу. Здесь в игру вступают детали - яркие образы, которые несут определенную смысловую нагрузку и хоть и не играют решающей роли, но все же привлекают особое внимание. Пример: Допустим, у нас есть два главных героя: Лиза и Дима, которых связывают три года мучительного романа, окончившегося грандиозным разрывом и обещаниями никогда больше друг с другом не видится. Допустим, обещания эти оказались забыты, и вот Дмитрий по каким-то обстоятельствам (сейчас это не важно) оказывается в гостях у своей возлюбленной. Книга, которую он подарил ей на прошлые зимние праздники, валялась в углу. Она была помятой, пыльной и никому не нужной. Вообще, вся квартира Лизы напоминала свалку: неубранная постель, ворох мятой одежды, расбросанной, тетрадки, разорванные в клочья и валяющиеся возле письменного стола забытым мусором. Так, читатель уже настраивается на эмоциональное поле героини, видит ее отчаяние, одиночество и безразличие к жизни. А пыльная книга, которая когда-то была, может, самым важным подарком - валяется в углу пыльной и невостребованной. С помощью этой детали уже обрисовываются отношения главных героев, отображается их внутренний мир. Хотелось бы отметить! Описание обстановки должно занимать буквально несколько предложений. В крайнем случае - пару абзацев, ну, никак не несколько страниц - читатели сейчас в основном требуют одного: «Хлеба и зрелищ», поэтому длинные и лирические отступления, увы, никому не нужны. Однако! Не стоит думать, что обстановка подразумевает в себе только предметы интерьера. Ее можно раскрыть и в каком-нибудь публичном заведении. Пример: Допустим, Дима и Лиза встретились в баре. Допустим, это было случайно. Она увидела его за соседним столиком. Он курил, пил, громко подзывая к себе официанта, не скупясь на хамства и обидные слова, брошенные в адрес служащего. Последнее предложение дает читателю понять эмоциональную возбужденность главного героя: агрессивность нашего Дмитрия может повлечь не очень приятный и задевающий за живое разговор. Вывод: Обрисованные обстановки может показаться муторным и скучным начинающим авторам, особенно авторам, которые сразу хотят перейти к делу и не тратиться на ненужные слова. Но стоит заметить, что: 1. Фанфики, стоящие сплошь из диалогов, не разбавленные ни репликами, ни другими описаниями, гораздо ниже по качеству и имеют более малый спрос. 2. Этот прием помогает автору подойти к диалогу более ответственно: и себя настроить и читателя подготовить. 3. Элементарно повышается словарный запас, ваши тексты становятся более интересными и глубокими. 2) Описываем эмоциональное состояние героя. Задача: Эмоции героя - не обязательно: «У него сердце из груди выпрыгивало», или это сердце, наоборот, замирало, или еще что-то в этом роде. Конечно, внутренние переживания важны в жанре ангст, но, даже работая в ангсте, можно избежать этих тривиальных: «У нее слезы покатились по лицу, а во взгляде появились отчаяние и боль». Зачем, спросите вы, нужны эти чувства и эмоции в диалоге? Затем, что обстановка и детали - лишь размыты и не всегда уловимы, а вот внутренние переживания уже заставляют взглянуть глубже и подготовиться к откровенной беседе или, наоборот, настроиться на легкий флирт. Как решить? Повадки, мимика, жесты - все это поможет разбавить диалог, поможет понять, как этот разговор воспринимают герои, как к этим героям относится сам автор. Не стоит думать, что повадки нужно описывать в самом начале, сразу после обрисования обстановки, нет. Их можно отражать в репликах, даже в речи героев. Главное - лишь «набить руку». Пример: Дима и Лиза решились все же поговорить. Страсти поутихли, ненависть и ярость остыли, так что теперь влюбленные решили расставить все точки над «I», выяснить кто прав, а кто не прав. Допустим, что поговорить они решили не в баре, а в квартире у Лизы. - Ты никогда не слушал меня! - она ходила по комнате туда-сюда, размахивая руками и смотря куда и на что угодно, только не на человека из своего прошлого. - Все время срывался, в стремлении кому-то доказать, что ты - лучший, что ты все можешь, и никто тебе не указ! Он смотрел в пол, нервно дергая ногой и тоже избегая зрительного контакта с бывшей. Та, в свою очередь, принялась кусать ногти, все также меряя шагами расстояние от одной стены до другой. Грызть ногти, ходить взад-вперед, дергать ногой - вот мы продемонстрировали волнение. Боязнь посмотреть собеседнику в глаза - стыд, стеснение и смущение. Наш диалог, таким образом, приобретает эмоциональную окраску, энергетически воздействуя на читателя. Хотелось бы отметить! Детали душевных терзаний описать легче, чем душевного спокойствия, о котором тоже не стоит забывать. Его можно выразить посредством плавных движений, бодрого голоса или взгляда. Вывод: Описание чувств и эмоций помогает разбавить диалог репликами, внести определенное напряжение, или же, наоборот, легкость и ненавязчивость, раскрывает, вдобавок, еще и главных героев. Однако эти два пункта лишь помогают дополнить нам диалог, оформить его более красочно и душевно, но главный вопрос остается без ответа: как же начать разговор? 3) Выбираем тему. Задача: Вообще, разговор должен отражать внутренний и духовный мир героев, их взглядов, их настроений и мыслей касательно какого-либо события. Идеологический конфликт более характерен для драмы и обрисовывать его умеют более опытные авторы. Описание внутреннего и внешнего конфликтов требует отдельного разъяснения, поэтому остановимся на главном и более понятном. Как решить? Пишите о том, что вы знаете - не стыдитесь продемонстрировать свои интересы: развивайтесь вместе со своими героями. Вам нравится футбол? Пусть ваши герои поговорят об игроках, или недавнем матче, или несправедливости судей. Вам нравится какая-то музыкальная группа? Или какой-то актер? Или вообще, вы - поклонник активиста какого-нибудь движения? Это все можно отражать в своем творчестве. Таким образом вы выполняете сразу несколько функций: Во-первых, информируете своих читателей. Во-вторых, сами узнаете какие-то интересные, неизвестные до этого факты. В-третьих, вы точно будете знать, о чем писать. Однако! Не стоит все разговоры героев сводить только к футболу или только к книгам. Для каждого разговора вы либо освещайте одну и ту же тему с разных ракурсов, либо сами занимайтесь самообразованием и описывайте то, что вызвало в вас те или иные эмоции. Таким образом, вы оживляете своих героев, делаете из них философов, поклонников, знатоков. Ведь жизнь человека состоит не только из душевных терзаний и проблем с любимыми и дорогими людьми, но и из интересов, убеждений и принципов. Если же диалог подразумевает выяснение отношений, «разбор полетов», обсуждение какой-то стратегии, плана действий - словом все то, что никак не может включать обсуждение интересов, то следует помнить следующее: 1) Не стоит делать так называемых вводных предложений, типа: «Привет-как-дела-а-у-меня-плохо-ты-должен-помочь-мне-в-одном-деле!». Эти «водные» фразы и вас утомят и читателя не заинтересует. Лучше концентрировать внимание на теме разговора. Пример: Оставим Диму и Лизу и предположим другую ситуацию. Допустим некая Алиса попала не в очень хорошую ситуацию и пришла за помощью к своей подруге, Маше. Она была взволнованна. Пуговицы на пальто были застегнуты через одну, один сапог был застегнут не до конца, а во взгляде был неподдельный испуг. Алиса быстро оглядела подругу, кивнула в знак приветствия и, не церемонясь, ввалилась в квартиру. - Помнишь, я тебе рассказывала, что на новой работе встретила очень странного человека? - она кинула сумку на пол, быстро расстегивая пальто, словно она куда-то спешила. - Так вот, из-за этого типа у меня теперь серьезные проблемы! Мы убили сразу двух зайцев. Во-первых, обрисовали психологию героини посредством описания ее волнения, а во-вторых - начали диалог, не заостряя внимания на ненужных деталях и «вводных» фразах. Чтобы изображение было более наглядным, обратимся к другому примеру. Пример: Допустим, Алисе помог решить проблемы ее старый друг, Вадим, поступок которого впечатлил девушку. Молодым людям надо объясниться. - Нужно кое-что обсудить, - она переминалась с ноги на ногу, кусая губы и застенчиво опуская взгляд, - ну, насчет вчерашнего. Вадим был таким же, каким и вчера: улыбчивым, надежным и спокойным. Даже не верилось, что этот парень способен проявлять такое стойкое мужество! - Можем обсудить, если хочешь. Как насчет того, чтобы посидеть в кафе? Расскажешь мне, наконец-таки, как ты умудрилась впутаться в такую историю! Опять же, указали внутренние чувства, перешли сразу к делу, обозначали тему уже следующего диалога: Алиса расскажет приятелю свою печальную злоключенческую историю. Хотелось бы отметить! В некоторых ситуациях, для создания сакральной, напряженной или интимной обстановки лучше концентрировать внимание на действиях, взглядах героев, их жестах, мимике. Тут нагрузка уже делается на чувства, а не слова. 2) Избегаем чрезмерной «длинности» в диалоге, а именно - употребления ненужных фраз, не несущих никакой смысловой нагрузки. Это не увлекает читателя и утомляет самого автора. 3) Бессодержательность диалогов - признак работы с низким качеством. Для того, чтобы разобраться в этом чуть подробнее, обратимся к примеру. Пример: Некий Паша, ученик одиннадцатого класса, общается со своим одноклассником. - Учил физику? - он лениво перелистывал страницы учебника, мучаясь от недосыпа и нежелания писать предстоящую контрольную. - Да. Я вот всего лишь три параграфа осилил. Остальное - темный лес. Паша закрыл учебник, разваливаясь на парте и жалея о том, что вчера не лег раньше. - Ты хотя бы три. А я - ни одного. Вчера до трех ночи сидел в интернете, - пробубнил парень, опираясь на руки и зевая. - Ничего не хочу делать. Скорее бы выходные! Конечно, можно остановиться на подобных подробностях, но не стоит раздувать из этого целый диалог. Нет информативности, нет импульса, а следовательно - и необходимой рефлексии. Бессодержательность тянет весь сюжет и всю работу на дно, оттягивая действительно напряженные моменты и уничтожая интерес читателей. Хотелось бы отметить! Естественность речи, конечно, важна: употребление деепричастных, сложных предложений выглядит, как минимум, странно и не слишком правдиво. Однако краткость, упразднение речи тоже ничего хорошего не сулят. Очень часто в работах начинающих авторов встречаются такие выражения как: «Норм», «Ок», «Ясно», «А че?» и т.д. Использование просторечий допустимо, но в разумных количествах. Вы ведь пишите работу, а не переписываетесь с другом в социальной сети, ведь так? Конечно, язык художественной литературы образен, широк и включает в себя разные стили, но следует помнить: употребление подобных изречений становится причиной критики, насмешек и невостребованности у читательской аудитории. 4) Завершаем диалог. Задача: Как начать разговор, как его развить и как дополнить - мы разъяснили, но остается другая проблема: чем все завершить? Что должны делать герои? Что они должны сказать? Как решить? Не стоит думать, что разговоры между героями заканчиваются вынесением какой-то морали. Порой, вывод вообще стоит формировать либо в конце работы (если речь идет о более масштабных размерах фанфика), либо не стоит формировать вообще, если хочется оставить шлейф недосказанности и неопределенности. К данному приему стоит обращаться, если речь идет о таких жанрах как философия, психология, драма. В повседневности, романтике, гете и других подобных жанрах, где главным является не сама мысль или идеологическая направленность, а взаимоотношения героев, раскрывающиеся через диалоги, стоит помнить о естественности. Сложно определить или выделить какое-либо общее правило, которым можно пользовать при завершении описания диалога, ибо завершение зависит от темы, героев и окружающей обстановки. Однако можно отметить, что самому автору описывать жизнь будет намного легче, если он будет анализировать саму жизнь: можно наблюдать как общаются люди, как заканчивается разговор на одну тему и начинается на другую (зачастую происходят плавные переходы), как люди реагируют, что отвечают. Заключить хотелось бы известной фразой: «Все приходит с опытом». Выслушивать критику, расширять собственный кругозор, обращать внимание на работы более опытных авторов и элементарно читать больше книг - вот золотые правила преодоления любой проблемы, связанной не только с написанием диалога, но и с решением других задач.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама