THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

(первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус » или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина , основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией , сколько импровизацией . В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой », подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта , в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке


Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

  • Иониийский лад - внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
  • Эолийский лад - внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
  • Дориийский лад - внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
  • Фригийский лад - внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах - от ноты «ми».
  • Лидийский лад - внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
  • Миксолидийский - внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах - от ноты «соль».
  • Локрийский - особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах - от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад Наклонение Особенности Прослушать
Ионийский Мажорное Натуральный Прослушать
Лидийский Мажорное IV↗ ступень повышается Прослушать
Миксолидийский Мажорное VII↘ ступень понижается Прослушать
Эолийский Минорное Натуральный Прослушать
Фригийский Минорное II↘ ступень понижается Прослушать
Дорийский Минорное VI↗ ступень повышается Прослушать
Локрийский Полутон + Два тона + Полутон + Три тона Прослушать

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах
Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима
Лидийский Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Ионийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Миксолидийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Дорийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Эолийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Фригийский Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Локрийский Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное - любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до - ре - ми-бемоль - фа - фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Так как уже множество людей задавало мне вопрос по поводу диатонических ладов, то решил все-таки «пролить свет» на эту тему.

Все глубоко вдохнули…… выдохнули….и вперед!

Итак, семиступенные диатонические лады. Для начала перечислю их Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский .

Заметил, что у многих начинающих музыкантов присутствует определенная сумятица в голове относительно этой темы. На самом деле все намного проще, чем может показаться на первый взгляд.

Сразу хочу вас обрадовать. Не обязательно учить отдельно аппликатуры и формулы каждого из этих семи ладов!!! Это хорошая новость.

Плохая же новость в том, чтоаппликатуры одного лада все же придется выучить. И выучить не абы как, а « так чтоб на века». Ого го!!! И будет этим ладом именно МАЖОРНАЯ ГАММА, он же ионийский лад.

Итак, в чем же подвох. Все очень просто,мажорная гамма уже включает в себе все 6 остальных ладов. Вся прелесть в том, что, выучив аппликатуры одной мажорной гаммы, вы уже автоматически выучиваете аппликатуры всех остальных шести ладов в этой тональности.

Теперь объясняю что к чему.

Название лада

Номер ступени

Аккорд соответствующий каждому ладу

До Ионийский лад. (Мажорная гамма)

Соль

Сmaj7

Ре Дорийский минор

Dm7

Ми Фригийский минор

Em7

Фа Лидийский мажор

Fmaj 7

Соль Миксолидийский мажор

Соль

G7

Ля Эолийский минор(минорная гамма)

Am7

Си Локрийский минор

Bm7b5

Теперь объясню, как расшифровать эту таблицу.

Первый столбик это семь диатонических ладов. Второй столбик это (ВНИМАНИЕ!!!), это номер ступени мажорной гаммы, от которой играя эту же мажорную гамму, вы получите соответствующий лад.

То есть, после того как мы выучили аппликатуры До мажорнуй гаммы, сыграть,к примеру, Дорийский минор не представляет труда, так как Ре дорийский это та же мажорная гамма, только начинающаяся со второй ступени мажорной гаммы, (ноты Ре). А именно, как видно на таблице дорийский лад это ноты Ре Ми Фа Соль Ля Си До.

Таким же образом можно найти и остальные лады.

Фригийский минор это мажорная гамма сыгранная от третей ступени,ноты Ми. Соответственно это ноты Ми Фа Соль Ля Си До Ре

Лидийский мажор это мажорная гамма, сыгранная от четвертой ступени мажорной гаммы, ноты Фа. Соответственно ноты Фа лидийской гаммы это Фа Соль Ля Си До Ре Ми. И так далее…

И если вы уже знаете и играете До мажорную гамму во всех позициях, то без труда сыграете все эти семь ладов. А для того, что бы прочувствовать тот особенный индивидуальный колорит и характер каждого из этих семи ладов, я советую вам поиграть его на записанный в аккомпанементесоответствующий этому ладу аккорд. Соответствующие аккорды для каждого лада написаны в самом последнем столбце таблицы. Соответственно играйте Ионийский лад (мажорную гамму) на аккорд Cmaj7

Дорийский лад на аккорд Dm 7 . И так далее по таблице.

Немного разобравшись во всем вышесказанном, вы без труда найдете аппликатуру любого вам нужного лада. Зная от какой ступени мажорной гаммы он строится, вы легко вычислите какую мажорную гамму вам нужно играть.

Например, вам нужно сыграть Фа Дорийский . Зная то, что Дорийский лад строится от второй ступени мажорной гаммы, вы путем нехитрых «аппликатурных» вычислений на грифе (« виртуально примерив» уже выученную вами аппликатуру мажорной гаммы ) быстро определите, что нота F является второй ступенью мажорной гаммы Ми бемоль, Eb. (К счастью, на гитаре на нужно транспонировать, нужно просто сдвинуть аппликатуру До мажорной гаммы на три лада выше ).

Или, к примеру, вам нужно сыграть ЛЯ лидийский мажор. Зная, что лидийский лад это мажорная гамма, сыгранная от четвертой ступени, вы так же, путем аналогичных вычислений определите, что нота Ля это четвертая ступень гаммы Ми мажор. И так далее…

Для более продвинутых, кто умеет строить интервалы от любой ноты на грифе, то вот формулы для определения мажорной гаммы, которую нужно играть, что бы получить нужный вам лад.

Дорийский минор

Играть мажорную гамму расположенную на большую секунду (2 полутона) ниже, или малую септиму(10 полутонов)

Фригийский минор

Играть мажорную гамму, расположенную на большую терцию (4 полутонов) ниже, или малую сексту (8 полутонов) выше.

Лидийский мажор

Играть мажорную гамму, расположенную на чистую кварту (5 полутонов) ниже, или чистую квинту (7 полутонов) выше.

Миксолидийский мажор

Играть мажорную гамму расположенную на чистую квинту (7 полутонов) ниже, или на чистую кварту (5 полутонов) выше.

Эолийский минор

Играть мажорную гамму, расположенную на большую сексту(9 полутонов) ниже, ли на малую терцию (3 полутона) выше.

Локрийский минор

Играть мажорную гамму, расположенную на большую септиму (11 полутонов) ниже, или малую секунду (1 полутон) выше.

Как я уже написал, играя лады на соответствующие им аккорды, вы услышите тот индивидуальный колорит, который присущ каждому конкретному ладу. Этот колорит создают так называемые характерные ступени лада. Знать характерные ступени каждого лада это еще один из способов построить нужный вам лад.

Например:

В Дорийском миноре (ре дорийский) всю «дорийность»производит нота Си, которая является повышенной шестой ступенью, #6. Т.е. если взять обычную минорую гамму Ля минор (A B C D E F G), и повысить в ней шестую ступень ноту F, то получится дорийский минор. A B C D E F #G

Во Фригийском миноре (Ми фригийский) это пониженная вторая ступень, нота Фа. (Т.е. если взять обычную минорую гамму Ля минор A B C D E F G, и понизить в ней вторую ступень ноту B, то получится Фригийский минор.) A B b C D E F )

В Лидийском мажоре Фа лидийский это повышенная четвертая ступень, нота Си. Чтобы из обычного мажора получить Лидийский мажор, нужно повысить в нем четвертую ступень. Например берем до мажорную гамму C D E F G A Bи повышаем на пол тона четвертую ступень, ноту F . Получается Лидийский мажор C D E F# G A B.

В Миксолидийском мажоре Соль миксолидийски это пониженная седьмая ступень, нота Фа. Чтобы получить из обычного мажора Миксолидийский лад нужно понизить в нем седьмую ступень. Чтобы получить из обычного мажора Миксолидийский лад нужно понизить в нем седьмую ступень. Например, в до мажорной гамме C DE F G A B понижаем ноту B. Получается Миксолидийский мажор CDEFGABb

В Локрийском миноре , это пониженная пятая ступень и пониженная вторая ступень нота. К примеру, для того чтобы из обычной ля минорной гаммы ABCDEFG получить локрийский лад, нужно понизить ноту E и ноту B. В итоге получаем ABbCDEbFG.

Тем, кто еще не выучил мажорную гамму, всем СЮДА!!!

Если же Вы хотите узнать больше о том как ПРАКТИЧЕСКИ применять разные лады в импровизации, то обязательно подпишитесь на мою рассылку! В рассылке я высылаю те уроки, которых нет и не будет на сайте в открытом доступе.

Дорийский лад – это натуральный лад, имеющий окраску легкого, светлого минора, который строится от второй ступени. Так, ну вот – уже чувствую, что все это требует расшифровки. Я так рискую в очередной раз скатиться в . Ладно, постараюсь, как можно короче…
Все натуральные лады имеют на грифе одинаковую аппликатурную модель, универсальную для всех натуральных ладов. Это потому, что все они строятся последовательно от ступеней одной гаммы, и по этим же ступеням.


Давайте сразу на примере.
Почему от второй ступени? Потому что первым номером в теории музыки считается натуральный мажор. Он же ионийский лад.
Сразу закрываю возможные возражения теоретиков, что это не одно и тоже, что эти лады просто полностью совпадают – энгармоничны, как они выражаются. Блин! Для меня, на грифе гитары, вообще нет разницы между ними и при обыгрывании последовательностей в натуральном мажоре и в ионийском ладу, я слышу одно и тоже. Разница в характерных мелодических оборотах того и другого лада меня не смущает. Все, вопрос закрыт.

Пример. Вот, гамма натурального Соль-мажор. А теперь сыграем как бы секвенцию, то есть начнем играть эту гамму со второй ступени, со второй ноты. Если мы при этом будем считать, что играем в Соль-мажоре, то так оно и будет. Но если мы решим, что тоника в этой гамме – не Соль, а нота, с которой мы начинали ее играть – а это Ля – то это и будет какой другой натуральный лад. А поскольку мы начинали играть со второй ноты, ступени, то это и есть Ля-дорийский. Заметьте, не Соль-дорийский, а Ля! Удобнее всего, конечно показать его аппликатуру в его же первом боксе. Напомню – первый бокс это тот, в котором тоника гаммы (лада) расположена на шестой и первой струне, ну и на четвертой – через лад и струну от тоники на шестой. И при этом указательный палец левой руки находится в позиции на ладу где у нас тоника на шестой.

Вот он, первый бокс дорийского.
В данном случае – Ля-дорийского. А чтобы получить звучание дорийского лада в другой тональности, мы можем просто смещать позицию вдоль грифа на новую тонику. Если сравнивать аппликатуру первого бокса дорийского и первого бокса минорной пентатоники, то мы увидим, как они похожи. Пентатоника просто идеально вписывается «внутрь» аппликатуры дорийского лада.

Почему этот лад и применяется при обыгрывании, допустим в блюзе. Ну не весь лад, в чистом виде, в его характерном звучании, а ступени из него. Ну, это другая тема.
Если же сравнивать дорийский с натуральным минором, к которому он наиболее близок, то мы увидим, что эти два лада отличаются только одной ступенью. В дорийском, по сравнению с натуральным минором, повышена шестая ступень. В нашем примере, в тональности Ля - это Фа# вместо «чистого» Фа.

Но это отличие диктует нам другой набор аккордов, которые строятся с применением ступеней дорийского лада. А значит, других аккордовых последовательностей, которые мы можем им обыграть. Об этом — в следующей статье.
Но вначале нужно почувствовать характерную мелодику лада. Для этого достаточно просто поиграть под аккорд тоники фразы, в которых звучала бы эта характерная, шестая повышенная ступень. Включаем аккорд Ля-минор, играм фразы в Ля-дорийском и стараемся расслышать - в чем же его звучание необычно.
Действительно, мелодика лада отличается от натурального минора. Это потому, что у нас звучала характерная шестая повышенная (здесь это нота Фа#) ступень, вместо привычной.
И вот структура этого лада – тон-полутон- тон-тон-тон-полутон-тон.
Или можно вот так:

Фригийский лад относится к группе ладов минорного наклонения, поскольку между 1 и 3 ступенью находится малая терция. В сравнении с натуральным минором во фригийском понижена 2 ступень.
Само название лада происходит от названия минорного тетрахорда начинающегося :

Соединение двух таких тетрахордов и дает нам необходимый лад. В классической музыки получил распространение, так называемый, фригийский оборот, который не имеет ничего общего с фригийским ладом, а является всего лишь гармонизацией верхнего тетрахорда , который является фригийским тетрахордом:

Тоновое строение фригийского лада: П-Т-Т-Т-П-Т-Т

Интересен тот факт, что при утверждении в музыке мажоро-минорной системы (во времена Баха), фригийский , единственный, пережил прочие натуральные лады и оставался третьим по частоте использования. Позже однако и его вытеснила тональная система.

Фригийскому ладу свойственно суровое, мрачное звучание. За счет понижения второй ступени свойственное минору мягко-грустное звучание приобретает холодные оттенки. По всей видимости, по этой причине фригийский лад наиболее распространен в тяжелой музыке.

Классиками, в использовании фригийского лада являются несомненно Metallica. На альбомах периода конца 80-х и до конца 90-х практически в каждой песне можно встретить этот лад.

Вообще, фригийский лада наряду с локрийским является визитной карточкой стиля trash. Хрестоматийный пример использования лада из песни Harvester of Sorrow:

В этом риффе как будто намеренно представлены не только характерные лада, но и некоторые редко используемые. Вообще даже на анализе такого короткого фрагмента можно убедиться в композиционном мастерстве Hetfield.

Характерные интервалы фригийского лада:

Малая секунда на первой ступени — используется во множестве мелодий, очень часто в музыке фламенко.

Используется также для опевания устоя (характерная черта натуральных ладов сопоставление, с постоянным возвращением к основному тону, иначе лад теряет определенность)

Тритон между 2 и 5 и между 5 и 2 (первый такт из Metallica). За счет вводного характера 2 ступени этот тритон звучит более мрачно, чем в обычной тональности и также используется везде, где только можно:)

Квинта 2 -6 часто используется в качестве созвучия и реже в качестве мелодической интонации.

Более редкая интонация 2 — 7, которая за счет широты,чаще используется для создания .

Еще один пример использования фригийского лада. Песня Take No Prisoners группы Megadeth

Обратите внимание на используемые

Гармония фригийского лада

Основными отличительными аккордами лада будут те, в которых есть 2 ступень. Это трезвучия II,V и VII ступени. Обратите внимание на то, что трезвучие V ступени , что можно использовать в для создания необходимой окраски.

Чаще всего используются соединения II-VII и II — I, поскольку они наиболее четко выявляют особенности фригийского лада.

Использование

В импровизации фригийский лад может быть использован для обыгрывания при секундовом движении гармонии (либо при наличии явно выраженного фригийского звучания).

Также фригийский лад можно использовать при необходимости создать восточно-испанское звучание.

Интересные идеи можно получить, используя пентатоническое звучание внутри фригийского лада. Например, лад от E содержит в себе D

Совмещая эти пентатоники можно получить фригийское звучание. Фригийский лад также распространен в русской музыке (Мусоргский).

Разбираемся в основах диатонических ладов и учимся различать их на слух.

«Диатонические лады», также известные как «греческие» или «натуральные» - это лады, которые основаны на структуре натуральной мажорной гаммы, где за тонику взята одна из нот (ступеней) этой гаммы. Каждый из семи диатонических ладов имеет свое название: Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский.

Мажорная гамма, которая является ионийским ладом, имеет характерное звучание благодаря своей последовательности интервалов: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (TTSTTTS). Изменяя этот порядок мы получаем остальные 6 ладов, каждый из которых отличается по своему звучанию и настроению.

Если принять одну из 7 ступеней гаммы До-мажор за тонику, то мы получим следующие диатонические лады:

Данный лад начинается и заканчивается с первой нотымажорной гаммы. В нашем случае это нота До. Звучит ярко и торжественно, и отлично подходит для оптимистичных треков и «парящих» мелодий.

Дорийский лад

Лад начинается со второй ноты мажорной гаммы, то есть вы играете гамму До-мажор начиная и заканчивая нотой Ре. Звучание минора можно назвать ярким, а самое частое использование данный лад находит в блюзе, джазе и роке.

Фригийский лад

Начинается с третей ноты мажорной гаммы, то есть с Ми. Звучит экзотически, имея характерный испанский окрас. Очень часто используется в хэви-метале и других направлениях рок-музыки.

Лидийский лад

Начинается с четвертой ноты мажорной гаммы, а именно с ноты Фа. Часто используется в джазе и инструментальной рок-музыке, например, Стивом Ваем и Джо Сатриани.

Миксолидийский лад

Начинается с пятой ноты мажорной гаммы, то есть в нашем случае с ноты Соль. Широкое применение миксолидийскому ладу нашлось в кантри и роке.

Эолийский лад

Начинается с звука Ля — шестой ноты мажорной гаммы. Также известен как натуральный минорный лад. Можно сказать, что ранний хард-рок и метал базируются на эолийском ладу.

Локрийский лад

Начинается с седьмой ноты мажорной гаммы — Си. Его нельзя назвать ни мажорным ладом, ни минорным, да и в целом локрийский лад является условно диатоническим, так как в его основе лежит уменьшенное трезвучие. Наименее редко встречающийся лад, однако, его иногда используют в хэви-метале и музыке в стиле фьюжн.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама