THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

24.11.2005, 16:20

Неоднократно слышал о том, что при работе на газу двигатель быстрее изнашивается, однако, никто не смог привести мне стоящих аргументов. Если исходить из оффициальных источников в работе на газу много плюсов.

Преимущества:
- снижение стоимости километра пробега;
- увеличение суммарного пробега на полной заправке;
- увеличение ресурса двигателя;
- увеличенние сроков замены моторного масла;
- снижение шумности двигателя;
- снижение количества вредных выбросов в отработавших газах.
Недостатки:
- снижение полезной загрузки;
- снижение полезного объема;
- снижение максимальной мощности двигателя;
- увеличение тепловой нагрузки на двигатель;
- увеличение стоимости обслуживания;
- повышение опасности эксплуатации.

24.11.2005, 16:36

Снижение макс скорости, увеличение времени разгона, вялость двигателя, прогорание клапанов, увеличение расхода топилива

24.11.2005, 16:38

А что услышать-то хочешь?

Добавлено:
Клапана прогарают только у жадин.

24.11.2005, 16:41

По поводу клапанов, в чем причина их прогарания?

Добавлено:

Услышать хочу обоснованные аргументы против газа, связанные с износом движка.

24.11.2005, 16:46

stegmatix , Главное чтобы газовое оборудование качественно поставили и оно само было сделано качественно!!!Ну и конечно не с балона газ заливать как некоторые умельцы делают А во всём остальном никаких минусов не могу сказать...

24.11.2005, 16:51

Прогар клапанов связан с экономностью хозяина, пытающегося настроить расход газа, как на бензине. (по идее расход газа больше на 10-20%)

Про износ движка не слышал. Скорее наоборот: детонации на газу нет и газ не смывает масло со стенок цилиндров.

Из минусов: это дополнительный вес, необходимость частой замены фильтра и время от времени нужно сливать конденсат в редукторе (раз в мес., занимает операция 3мин.)
Ах, да, заводиться всё равно на бензине нужно

24.11.2005, 17:17

Газ обладает более низкой теплотворностью по сравнению с бензином,то есть при сгорании одного и того же колличества выделяется меньше тепла.Отсюда неизбежная потеря мощности при работе на газе.
В тоже время скорость сгорания газа медленней чем бензина,и газ догорает в момент выпуска отработавших газов,когда открыты выпускные клапаны и они наиболее уязвимы,так как они должны охлаждаться при контакте с седлом.Снизить тепловую нагрузку на клапана можно установкой более раннего зажигания (3-5 градусов),и постоянным контролем за зазорами клапанов (лучше делать по верхней границе допусков).
Вообще у газа плюсов гораздо больше,чем минусов,выше все уже сказали.А прогар клапанов,запах газа в салоне,опасность взрыва-все это скорее мифы!

24.11.2005, 18:11

Сеня , жадина =Р
=8))

24.11.2005, 19:06

вообще-то теплотвороность газа больше, чем бензина, да и октановое число у снг около 100...снижение мощности происходит вследствие меньшего коэффициента наполнения цилиндров(снг - на 3-4%) и это субъективно - лично у меня все ок - устраивает полностью, динамика почти как на бензине(vw jetta2)

8 лет на газу - и ничего

около 10-20% все зависит от настроек, но если сравнивать цены на топливо, вопрос об экономичности отпадает сам собой

24.11.2005, 19:15

Теплота сгорания в газообразном состоянии, МДж/м3:
пропан-85
бутан-111
бензин-213

"Теплота сгорания газа несколько больше, чем у бензина. Однако с увеличением количества подаваемого в двигатель воздуха теплота сгорания несколько уменьшается.

Молекулярная масса сжиженного газа меньше, чем у бензина, и это ухудшает работу двигателя. Поскольку в двигатель сжиженный газ поступает в газообразном состоянии, то по сравнению с бензином уменьшается наполнение им цилиндров (ниже скорость горения газовоздушной смеси) при высокой частоте вращения коленчатого вала двигателя. При уменьшении частоты вращения в двигатель подается меньший объем газа. Таким образом, при работе двигателя на газе его мощность снижается. И в этом один из недостатков газобаллонного двигателя. Если мощность двигателя, работающего на бензине, принять за 100%, то мощность двигателя, работающего на газе, будет примерно равна 90%, что приводит к снижению максимальной скорости примерно на 4%.

Снижение мощности двигателя происходит по причине более низкой, чем у бензина, теплоты сгорания газа. И в результате происходит неполное наполнение цилиндров двигателя газовоздушной смесью. Однако ранней установкой угла опережения зажигания до ВМТ на 3 — 5° этот недостаток частично устраняется. В условиях эксплуатации большой разницы при движении автомобиля на газе или на бензине не ощущается."(с)

Добавлено:
http://brc.narod.ru/zolot/zolot.html#chapter_2-читаем про газ

24.11.2005, 19:21

tarland , ты нас тут хочешь своими лекциями замучить??? Хошь я тебя на своей джеттке прокачу? И посмотрим, заметишь ты потерю мощности, или нет?

Добавлено:

QUOTE (tarland, 24-11-05 @ 19:15)
(с)

С каждым годом число автолюбителей, отдавших предпочтение газовому топливу, неизменно возрастает. Однако до сих пор вопрос о возможном сопровождается множеством стереотипов. Прежде всего, это обусловлено как незнанием характеристик работы двигателя на газе, так и основных преимуществ использования газового топлива.

Многие люди, привыкшие к бензину и дизельному топливу, склонны считать газ причиной возможных неисправностей в автомобиле. Но прежде чем выносить какие-то суждения, давайте рассмотрим вопросы, связанные с использованием газа, и постараемся в них разобраться.

Итак, с чем связаны основные опасения автомобилистов?

1. Установка оборудования на автомобиль

Нередко автолюбители, обдумывающие возможность перехода на газовое топливо, беспокоятся о проблемах связанных с , такие как вмешательство в системы жизнеобеспечения автомобиля. Но об этом не стоит переживать, поскольку конструктивной переделки двигателя этот процесс не требует. Его можно сравнить с установкой дополнительной аппаратуры, например, сигнализации.

Другими словами, установщики не вмешиваются в двигатель. Оборудование не внедряется, а лишь дополняет уже существующий механизм. После установки ГБО машина может ездить как на газе, так и бензине. Если у вас закончилось газовое топливо, вы спокойно можете доехать до заправки на бензине. Главное - следить, чтобы оба бака не пустели одновременно.

2. Влияние на ресурс двигателя

Приносит ли вред двигателю работа на газе? Нет, не приносит. В большинстве случаев те, кто считает, что газовое топливо наносит вред двигателю, не могут даже объяснить, с чем связана такая точка зрения. Вредит, и все. Но давайте обратимся к мнению специалистов в области двигателей внутреннего сгорания. Оказывается газовое топливо не только не портит двигатель, а даже наоборот - оказывает на него положительное влияние. В результате продолжительных наблюдений выявлено, что использование газа повышает ресурс двигателя, значительно продляя . Это объясняется следующими причинами:

  • Более мягкие характеристики горения. Газ представляет собой менее агрессивную среду, чем бензин. Поэтому двигатель работает мягче, эластичнее, он менее подвержен ударным нагрузкам при увеличении мощности. Газ лучше смешивается с воздухом, равномерно распределяясь по цилиндру.
  • Все это непосредственно влияет на увеличение срока службы цилиндропоршневой группы.
  • Моторное масло дольше сохраняет свои характеристики. Попадая в цилиндры двигателя в парообразном состоянии, газ не разжижает масло и не смешивается с ним в отличие бензина. Соответственно оно дольше остается чистым и служит в течение более длительного периода.
  • Высокое октановое число. Показатель октанового числа, которое у газовой смеси составляет 103-110, практически исключает детонацию двигателя, т.е. вероятность воспламенения топлива при чрезмерном сжатии. Для сравнения, октановое число бензина колеблется от 84 до 100.
  • Газ не содержит тяжелых примесей. В его составе нет ни серы, ни свинца, ни парафина, которые в большом количестве присутствуют в бензине. А это значит, что продляется срок службы катализатора и элементов камеры сгорания. Кроме того, подтверждается, что двигатель, работающий на газовом топливе, не имеет нагара и отложений.

3. Состояние клапанов и впускного коллектора

Довольно часто встречается мнение, что использование газа приводит к прогоранию клапанов, а также является причиной обратных хлопков. Откуда берутся эти слухи? Преимущественно от незнания и недостаточной информированности о процессе горения воздушно-топливной смеси. Самое удивительное, что такие вещи порой можно услышать от людей, чья работа тесно связана с автомобилями, будь-то ремонт или диагностика. Давайте разбираться.

В идеале соотношение топлива и воздуха в топливной смеси должно находиться на определенном уровне, а именно 1 к 14,7. При отклонении от этого показателя могут возникать проблемы. Богатая смесь, перенасыщенная топливом, ведет к его перерасходу и отложению нагара в цилиндрах. А вот бедная смесь как раз влияет на состояние клапанов. Топлива меньше, соответственно температура горения увеличивается, и двигатель перегревается. Это и является причиной прогорания клапанов. Также следствием бедной топливной смеси часто бывают обратные хлопки, т.е. самопроизвольное возгорание топлива во впускном коллекторе машины.

Но обратите внимание: при этом неважно, какое топливо используется - газ или бензин. Поэтому от прогорания клапанов и обратных хлопков не застрахованы и машины работающие на бензине. Газ сам по себе не влияет на возникновение этих проблем, а влияет на них бедная воздушно-топливная смесь. Ее же причины могут быть самыми разными: от неточной настройки оборудования до неисправностей в системе зажигания и топливной системе. Бесспорно одно: правильная и точная настройка оборудования является важным аспектом в стабильности, надежности и долговечности работы автомобиля на газе.

И в заключение хочется еще раз успокоить всех тех, кто задумывается о переводе своего автомобиля на газовое топливо. Установка ГБО никоим образом не изменяет конструктив вашего автомобиля, а становится его дополнением. Помимо бензинового бака вы получаете второй - газовый. Кроме того, переход на газ не только не испортит двигатель машины, но и увеличит его ресурс, улучшит многие характеристики. Поэтому смело можно утверждать, что газ - это и безопасно, и .

При постоянно дорожающем бензине и дизтопливе стало популярно оборудовать автомобиль газовым оборудованием. Но не всегда владелец автомобиля понимает насколько такое переоборудование будет полезным и экономически целесообразным.
Считается что автомобиль на газу вдвое дешевле в эксплуатации, производит меньше вредных выбросов, не загрязняется масло и увеличивается ресурс работы двигателя. Но есть и противоположное мнение, что из-за того что, газ имеет высокое октановое число, детали, не рассчитанные на такую большую температуру, долго не выдерживают и быстрее выходят из строя. Да и в морозную погоду машина на газу попросту не заведется.

Давайте разберем самые популярные мифы о применении газобаллонного оборудования на автомобилях (ГБО).

МИФ 1: Автомобиль может выйти из строя.
Частично- это правда. Но дело здесь не в самом газовом оборудовании, а в особенностях его монтажа. Для установки нужно будет сверлить дополнительные отверстия в днище автомобиля для крепежа, добавлять к конструкции дополнительные элементы, протягивать проводку. Что после таких вмешательств в конструкцию кузова вашего автомобиля может произойти, неизвестно. Иногда, после подобного вмешательства кузов быстрее съедает коррозия.
Очень многое зависит от квалификации специалистов, которые делают монтаж газового оборудования. Рекомендуется выбирать СТО, на которых устанавливают ГБО не раз в сто лет, а имеют хороший опыт в этом. После монтажа все новые отверстия в кузове и новые детали рекомендуется обработать солидолом во избежание коррозии.
С качественным монтажем испортить ваш автомобиль ГБО никак не сможет.

МИФ 2: ГБО уменьшает ресурс работы двигателя чуть ли не в два раза.

Это часто является главной причиной, почему автомобилисты отказываются от перехода на газ. Многие водители думают, что сжиженный газ сушит двигатель, учитывая его большое октановое число, перегревает корпус, в результате чего разрушаются детали. С одной стороны, в этом есть смысл. Но, с другой, такое утверждение актуально для устаревших советских автомобилей, на которые, как правило, устанавливали ГБО первых конструкций. Для современного газобаллонного оборудования и двигателей это уже не актуально.
Специалисты считают бредом, что газ уменьшает ресурс двигателя. Напротив, высокая температура выжигает гарь, убирает детонацию, двигатель работает более легко и спокойнее. - Но есть и свои но.. к примеру, двигатель машины всегда должен содержаться в хорошем техническом состоянии. У автомобиля с ГБО неисправности системы зажигания появятся раньше. Автомобилю нужно регулярное техническое обслуживание и замена основных расходных деталей: воздушного фильтра, свечей зажигания и другого. Небрежное обслуживание и неоправданная экономия на расходных материалах в конце концов выведут из строя топливную систему.

МИФ 3: Снижает скорость и мощность двигателя.

Для любителей быстрой езды это важная причина. Действительно, Первое поколение ГБО с распределенным впрыском существенно ограничивало мощность двигателя. Современные установки этим не страдают. Максимальное снижение мощности двигателя при переходе на газ - всего 5%. Но это в случае, если заправляться идеально чистым топливом.
Если только некоторые автомобили прихотливы к бензину, то вот к некачественный газу восприимчивы абсолютно все. На плохом газе, автомобиль может просто заглохнуть посреди дороги. Поэтому в баке всегда должен быть и бензин, на всякий случай. Автоматика сама перейдет на бензин в случае, если система решит, что двигатель на таком газу работать не сможет.

МИФ 4: Автомобиль становится взрывоопасным.


Этот миф появился оправданно, ведь газ действительно взрывоопасен и это происходит довольно часто. Но это актуально, большей частью для бытового газа. Газовый баллон для автомобилей оснащается надежной запорной арматурой с предохранительными клапанами и способен выдерживать даже сильнейший удар.
Если повреждаются или обрываются магистральные трубы, по которым газ подается к двигателю, утечка газа автоматически прекращается. Газовый баллон имеет толщину стенок около 4 мм и устанавливается в багажник. А, для сравнения, бензиновый топливный бак, который расположен, в осовном, под пассажирским сидением, легко можно проткнуть даже гвоздем.
Хотя, конечно, нужно быть внимательным и вы по запаху учуяли, что произошла утечка газа, нужно сразу же остановиться, перекрыть вентиль и продолжить движение уже на бензине. Курить, конечно же, при запахе газа тоже не рекомендуется.

МИФ 5: Расход топлива увеличивается


Это правда. Даже самое современное ГБО увеличивает расход топлива на 15-30%. И тут возникает вопрос: а что делать, если ваш автомобиль уже по городу потребляет около 25 литров бензина? При переходе на газовое оборудование расход увеличатся до 35-40. Такие цифры могут, конечно, напугать, но даже при таком увеличении расхода движение на газу будет выгодней, ведь он всегда стоит в два раза дешевле, чем бензин. Другое дело, что запаса газа будет хватать ненадолго. И тут встает необходимостью устанавки баллона повышенной емкости, который может занять весь багажник.

Немного информации о газобалонном оборудовании.

ГБО 1-го поколения

Первые системы газового оборудования были схожи по принципу работы с карбюраторами ранней модификации. Топливо подавалось в двигатель с помощбю механического дозатора. В этих системах не использовалась электроника. В результате машина становилась прихотливой к качеству газа, воспринимала только газ высочайшего качества, двигатель быстро выходил из строя. А самое главное - газовые установки первого поколения не были безопасными и часто взрывались и, нередко, с жертвами. Эти первые системы и породили впечатление, что езда на газе опасна.

ГБО 2-го поколения

Второе поколение напоминало собой центральную систему впрыска топлива. Процесс дозированной подачи газа в двигатель осуществлялся с помощью форсунок, которые управлялись электроникой. Также применялись датчики подачи кислорода. Благодаря этому, системе удавалось дозировать топливо более точно. Системы ГБО второго поколения стали безопаснее как для пассажиров, так и для двигателя. При нарушении пропорции газо-воздушной смеси, электроника моментально отключает подачу газа.

ГБО 3-го поколения

Системы третьего поколения в нашей стране, пожалуй, наиболее распространены. В отличие от предыдущих поколений число форсунок в них соответствует числу цилиндров в двигателе, поэтому топливная смесь создается лучшего качества. В результате улучшилась приемистость, а машины стали экономичнее. И, главное, ГБО третьего поколения стало еще более безопасным в эксплуатации.

ГБО 4-го поколения

Последняя версия газовых установок уже полностью управляется электроникой. Для каждого из цилиндров установлены электромагнитные форсунки, которые подают топливо в двигатель с высочайшей точностью. Такие системы впервые позволили сказать изобретателям, что автомобили на газу могут быть такими же мощными и резвыми, как и на бензине.

Кстати сказать, уже есть страны, где стимулируют владельцев автомобилей к переходу на газ, понижая для них налоги при прохождении техосмотра, выдают кредиты на установку ГБО и т.д.

Газ - наиболее реальная альтернатива бензину и дизелю. Речь в первую очередь о сжиженном пропан-бутане. Увы, сжатый природный газ, метан, не очень популярен, в первую очередь из-за неразвитой инфраструктуры (ЗР, 2013, № 3) . Зато заправок сжиженным газом хватает - можно безбоязненно пускаться в дальние путешествия.

Основная причина перехода на газ - финансовая выгода. В былые годы от масштабов экономии дух захватывало: комплекты газобаллонного оборудования для примитивных карбюраторных моторов были недороги, а пропан-бутан стоил вдвое меньше, чем бензин. Сейчас ситуация иная. Чтобы подружить газовую систему питания с современными двигателями, необходим совсем другой уровень компонентов и квалификации установщиков. Вкупе с новыми требованиями к безопасности баллонов это привело к значительному удорожанию комплектов.

Каждый пройденный на газе километр обходится в среднем на треть дешевле, чем на бензине.
Два литра пропан-бутана по цене литра бензина купить по-прежнему можно, но для А92 эта граница фактически пройдена. Сейчас цена газа в Москве составляет примерно 50% стоимости литра 95-го. Кроме того, аппетит мотора на новом топливе увеличится примерно на 15%. Так что о двукратном выигрыше в деньгах на каждом километре пробега говорить не приходится.

Вооружившись точными цифрами, я прикинул выгоду от установки ГБО на две редакционные машины, отличающиеся завидным аппетитом. Выяснилось, что добротный комплект с установкой в столице для «Ниссана-Алмера» окупится всего за 18 тысяч километров, а для - и вовсе за 12 тысяч. Это меньше среднегодового пробега большинства автомобилей. Итого: каждый пройденный на газе километр станет в среднем на треть выгоднее, чем на бензине.

Устав от чрезмерных затрат на топливо для «Алмеры» (она кушает в среднем 10 л/100 км), мы оснастили ее ГБО , о чем и отчитались в декабрьском номере журнала «За рулем» за 2014 год. Изучение профильных форумов не выявило однозначно лучшего комплекта. Посему выбрали установщика по рекомендации знакомых. Комплект польской фирмы LPGTech с тороидальным баллоном объемом 42 л обошелся в 25 000 рублей.

Полгода спустя настало время проверить, как Almera переносит новое для себя меню - пропан-бутан. В процессе эксплуатации накопился материал и о работе сети АГЗС. Своими наблюдениями, с которыми можно познакомиться ниже, мы поделились в июньском выпуске журнала за 2015 год, назвав публикацию «Есть ли жизнь на газе?». Добавим, что газовая «Алмера» по-прежнему служит в автопарке «За рулем», не доставляя особых неудобств, - новых откровений за истекшее время не появилось.

NISSAN ALMERA

  • Изготовитель - АВТОВАЗ, Россия
  • Год выпуска - 2013
  • В эксплуатации ЗР - с апреля 2013 года
  • Пробег на момент отчета - 60 000 км
  • Публикации ЗР:
  • 2013, № , 8, 12;
  • 2014, № 2, 3, 7, , 12

Начну хотя бы с того, что за этот пробег я заглох с десяток раз - на машине с автоматической коробкой. Сделать это несложно. Стоит лишь попытаться тронуться с места ровно в тот момент, когда двигатель после прогрева переходит с бензина на газ.

На первых же «газовых» километрах отметил, что маршрутный компьютер «Алмеры» продолжает подсчитывать расход в литрах на километры. Рано радовался: заточенный под бензин датчик начал безбожно врать. Погрешность, по моим наблюдениям, составляет 20–25% в сторону уменьшения. Реальный аппетит мотора (см. таблицу) вырос более чем на 20%. Это превышает обещанные 10–15%, но у меня есть основания сомневаться в правильности моих расчетов, основанных на чеках и пробеге.

Судите сами. Указатель уровня газа , установленный в салоне, точности не обучен. На протяжении 120–150 км с момента заправки он показывает максимальный уровень, а в течение следующих 20 км падает до минимального, на котором и держится до полного опустошения баллона. Посему я взял за правило обнулять одометр прямо на АГЗС. В городском режиме 42‑литровой емкости хватает на 300–315 км.

Каждый заезд на заправку тоже своего рода лотерея. С бензином все ясно: лей до отсечки или пока из горловины не польется. Подача же пропан-бутана останавливается по сигналу датчика давления, который может срабатывать по-разному. В почти пустой баллон на разных колонках мне заливали и 41, и 35, и 23 (!) литра. Добавим сюда сомнительный вид оборудования на многих станциях, заставляющий подозревать недолив. Вот и высчитай в таких условиях, сколько реально топлива оставалось в баке и сколько тебе на самом деле залили.

Несмотря на некоторые неудобства, ездить на газе мне нравится. К оборудованию польской компании LPG TECH претензий нет. Проблему с бракованным датчиком в магистрали решили за полчаса - по гарантии. Он не держал давление и перекрывал подачу топлива. В результате минут через пятнадцать после пуска ГБО отключалось, и мотор автоматически переходил на бензин. Возобновлялось питание пропаном (на те же 15 минут) только в том случае, если заводился полностью остывший двигатель. Единственное пока плановое обслуживание на пробеге 10 000 км обошлось в скромную тысячу рублей и заняло 20 минут.

Экономия есть, и она ощутима: стоимость километра пробега снизилась с 5,71 до 5,03 рубля (при том что на более дешевом топливе Almera проехала меньше трети общего своего пробега, взятого за основу расчета). За это я готов терпеть мелкие неудобства.

Если и вы хотите установить ГБО, советую начать с расчета периода окупаемости, а затем тщательно продумать, где будете заправляться. Остальное второстепенно.

Газ у них…

Отправляясь в новогоднее путешествие в Германию , мы с женой были полны решимости сэкономить на топливе по максимуму. Оптимизмом заразил Интернет. Удачно найденный сайт mylpg.eu оказался сокровищем: все газовые заправки Евросоюза с адресами и координатами для навигатора!

Из 5000 км Almera проехала на бензине около полутора сотен. Львиная их доля пришлась на Белоруссию, где АГЗС, на которую я надеялся, оказалась закрытой, а до следующей остатка газа не хватило. В Белоруссии газовые колонки на трассах расположены в едином комплексе с бензиновыми. Правда, стоят в дальнем углу, а их операторы в половине случаев оказались ярыми поборниками техники безопасности: выйдите из машины, откройте капот, отойдите на 20 метров. Не самая приятная процедура в мороз. А если бы у меня в машине спал ребенок?

В Польше пропан-бутаном торгуют чуть ли не на каждом углу. Цены на местных шоссе и на платной трассе Варшава - Берлин разнятся: от 2,2 до 2,5 злотого за литр в первом случае и от 2,7 до 3 злотых - во втором (на время поездки 1 зл. = 16 руб). Зато никакой дискриминации: колонки с надписью LPG или Autogas (европейское написание) мирно соседствуют с бензиновыми. Заправщиков нет, ярких плакатов с техникой безопасности - тоже.

На немецких автобанах газом можно разжиться не во всех придорожных комплексах , но в целом - никаких проблем. Однако есть свой нюанс. Если российский переходник (тип Dish) используют и белорусы, и поляки, то в Германии - другой (тип ACME). Набор адаптеров, как правило, есть у кассира. Его не оказалось только на одной из примерно десятка АЗС, куда мы заезжали. Выдают нужную железяку не просто так, требуют залог - паспорт или документы на машину. Сойдут и наличные. Я оставлял в качестве залога от 25 до 70 евро. Если вас по каким-то причинам такой вариант не устраивает, дождитесь машины с польскими номерами. Такие часто ездят на пропане, и водители, как я сам убедился, дружелюбно делятся переходником без всяких капиталистических условностей. Кстати, в Европе используют адаптеры четырех разных видов.

Дома подсчитал затраты. На 5000 км ушло 556,5 л пропана (средний расход 11,1 л/100 км) на общую сумму 23 195 рублей (по действовавшему на тот момент курсу 70 рублей за евро). В Европе газ вдвое дешевле бензина, но часть экономии съедает увеличившийся аппетит мотора. Предполагаю, что благодаря ГБО в семейном бюджете сохранилось до 20 тысяч рублей. Одна поездка в Европу практически полностью отбила затраты на установку комплекта!

…и газ у нас

На всю Москву - около 55 АГЗС. Добрая треть расположена на МКАД, еще часть - на реконструкции, после которой сохранение газового профиля под большим вопросом. Решив разведать ситуацию в соседних областях, я набросал маршрут пробега, захватив и федеральные трассы, и региональные дороги.

На бумаге затея казалась немного авантюрной. Уже упомянутый сайт benzin-price.ru сообщил лишь о 17 заправках во всей Ивановской области (бензиновых там, по информации того же сайта, - 153), а на Смоленщине - вообще о дюжине (бензиновых - 257). Для сравнения: в Подмосковье заявлено почти 250 газовых колонок и 1365 бензиновых, в Нижегородской области - 70 и 532, во Владимирской - 48 и 310. Соотношение удручающее.

Но на деле все оказалось неплохо. Самый длинный отрезок, на котором мне не встретилось ни одной АГЗС, протянулся на 210 км - от Нелидова на трассе М-9 до въезда в Смоленск. Справедливости ради: на большей его части, 170‑километровом участке дороги Р136, не было и ни одной приличной бензиновой АЗС . За городом одного баллона «Алмере» хватает на 360–400 км. Так что если начинать высматривать заветное слово «пропан» через 200 км после предыдущей заправки, то на бензин переходить, скорее всего, не придется.

Частые остановки требуют времени, зато денег в кармане остается больше . Кроме того, в дальней дороге рекомендуется останавливаться каждые два-три часа - чтобы размяться. Так что расценивайте это как дополнительный вклад ГБО в вашу безопасность за рулем.

О безопасности и других аспектах ГБО речь пойдет ниже.

КУЧКА МИНУСОВ ПЕРЕВОДА АВТО НА ГАЗ

Конечно, переход на пропан-бутан не лишен недостатков. Первый из них связан с гарантией на автомобиль. Даже при предъявлении всех положенных документов от установщиков (что само по себе большая удача) дилер, скорее всего, откажет в бесплатном ремонте. Появление в машине второй топливной системы, как ни крути, достаточно серьезное вмешательство в конструкцию. Поэтому не удивляйтесь, если, например, неисправности двигателя в официальном сервисе вам предложат устранять за свой счет. А судебное разбирательство - дело долгое и с непредсказуемым результатом. Посему владельцы свежих авто в большинстве своем выпадают из числа потенциальных посетителей газовых заправок.

Исключение - машины, снаряженные ГБО на самом автозаводе или в компании, уполномоченной производителем авто. У нас таких фирм немного, и, как правило, специализируются они на коммерческой технике. Например, ГАЗ, выпускающий серийно «газели» с ГБО как под сжиженное, так и под сжатое газовое топливо .

Второй весомый аргумент против - громоздкий баллон. Разместить его без ущерба для практичности невозможно. Тороидальный вытеснит с законного места запаску: придется переложить ее в багажник или вовсе оставить в гараже. Обычная цилиндрическая емкость сведет на нет трансформации багажного отсека. Даже владельцам седанов это вряд ли понравится, не говоря уже об универсалах и кроссоверах. Впрочем, всё зависит от конкретной модели. Например, владельцам «логанов» первого поколения с нераскладывающимся задним сиденьем терять нечего. К тому же обладателям «УАЗа-Патриот» и других полноразмерных вседорожников установщики предлагают множество вариантов размещения баллона: большой цилиндрический - не только вдоль заднего сиденья, но и на боковой стенке, менее объемный - под днищем, а если тороидальные - два на полу. В последнем случае над ними настилают ровный фальшпол. Правда, на 250 мм выше штатного уровня. Хотя при таком объеме багажника это невеликий ущерб.

Еще один нюанс - доступность заправок. В развитости сети газовые значительно проигрывают бензиновым и дизельным, тем не менее проблем с пропан-бутаном нет ни в крупных городах, ни на трассах. Спланировать дальний маршрут поможет всезнающий Интернет: сразу несколько ресурсов подскажут координаты и адреса АГЗС. Правда, автолюбителю, привыкшему к современным красочным вывескам и избалованному сервисом крупных сетевых бензоколонок, они покажутся, мягко говоря, несовременными и даже неухоженными. Встречаются в Сети нарекания на качество газа. Впрочем, ситуация не хуже, чем с бензином и дизелем.

…И ПАРА МИФОВ

Больше всего опасений связано со здоровьем двигателя , переведенного на газ. Один из наиболее частых аргументов - вероятность прогара седел клапанов из-за повышения температуры внутри цилиндра. Квалифицированные монтажники в один голос говорят: правильная и тщательная регулировка оборудования сводит риск на нет. Да и от пользователей массовых жалоб не слышно. С пропан-бутаном дружат обычные свечи зажигания, но при желании можно заменить их



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама