THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Нефть дорожает - бензин дорожает.

Нефть дешевеет - бензин дорожает.

Бензин целеустремлённый.

Будь как бензин.

Шутки шутками, а происходящая вокруг бензина история и впрямь крайне интересна. Причём не только с чисто практической точки зрения - на сколько и когда он опять подорожает, но и как отражение того, что на самом деле происходит в России и российской экономике, - пишет аналитик Вадим Жартун, решивший выяснить, что же все же происходит с ценами на бензин.

Раскручивать этот клубок лучше с конца - с 2018 года, в котором цены на бензин прибавили сразу 11%. Разумеется, бензин дорожал и до этого (в 2014 92й стоил 29,45 а сейчас - 42,45) однако так резко и без видимых причин - никогда.

Ультиматум

Разумеется, правительство озаботилось ценой на бензин. Не потому, что очень сильно заботится о населении, конечно же, а потому, что, во-первых, ещё не отгремели протесты по поводу пенсионной реформы (за 9 месяцев в России прошло 2154 акции протеста, из них 46,5% - по поводу пенсионного возраста), и, во-вторых, такой резкий рост никак не соответствует официально заявленному уровню инфляции в 4% - холопы могут что-то заподозрить и возмутиться.

Что цены на бензин уже сейчас сдерживаются искусственно, видно по тому, что происходит с мелкооптовыми покупателями: скидки по топливным картам грузоперевозчиков отменяются , а оптовые цены в ряде случаев оказываются выше розничных.

К тому же, со следующего года повышается НДС на 2%, что автоматически приведёт к повышению цены как минимум на эту сумму. Кроме того, планировалось поднять акциз на бензин, но это теперь под вопросом.

В общем, правительство пошло к нефтяникам и вежливо поинтересовалось, в чём, собственно дело. Некоторые СМИ писали: «вице-премьер Дмитрий Козак пригрозил / дал указание / поставил ультиматум нефтяникам», но вы в эту чушь не верьте, пожалуйста.

Ни о каких ультиматумах и речи быть не может, а все эти громкие заявления - лишь дрянная комедия, которую ломают перед нами, чтобы скрыть то, что происходит на самом деле.

Нефтяники, разумеется, в два счёта объяснили правительству, что происходит. Во-первых, вы, господа чиновники, зажрались - в цене бензина только НДПИ, НДС и акциз составляют 55%, а вместе с остальными налогами - под 65%. Хотите дешёвый бензин - умерьте свои аппетиты и снизьте акцизы. Попробуйте тратить меньше на силовиков и не пытайтесь зачем-то сделать бюджет профицитным.

Во-вторых, вы заигрались в геополитику. В течение длительного времени курс рубля к доллару, как привязанный, следовал за котировкой барреля нефти. Поэтому стоимость барреля в рублях оставалась стабильной и плавно колебалась в интервале от 3000 до 4000. Сейчас, благодаря санкциям, рубль отвязался от нефти (то есть на самом деле просто обвалился относительно неё) и баррель стоит от 5000 до 6000 рублей. И если раньше в стоимости литра бензина нефть составляла около 8 рублей, то теперь - все 16 и прямо сейчас литр 92го должен стоить около 50 рублей.

Правительство промычало в ответ что-то невнятное, но акциз временно снизило - на 3 рубля, чего явно недостаточно, чтобы компенсировать рост себестоимости. Ещё 5 нужно было где-то взять. Просто так, из филантропических соображений, нефтяники эту дельту оплачивать из своего кармана, разумеется, не согласились.

Правительство тут же начало искать, за чей счёт это можно провернуть, если народ не желает платить больше, а нефтяники - получать меньше. Поискало и, как это ни странно, нашло.

На растерзание

За временное (до марта 2019 года) удержание цены на топливо правительство решило расплатиться с нефтяниками независимыми сетями АЗС - фактически поставить их в безвыходное положение и дать возможность крупным нефтяным компаниям заполучить за бесценок топливную розницу - 15 из 25 тысяч заправок по стране.

Как это делается: с июня 2018 года розничную цену топлива в АЗС зафиксировали, привязав к официальному уровню инфляции, и ограничив этим маржу независимых АЗС сверху. А буквально на днях правительство запретило трейдерам участвовать в биржевых торгах бензином - мол, это из-за них, спекулянтов проклятых, цены растут.

Не буду напоминать, как в СССР боролись со спекулянтами, и что из этого вышло. Здесь всё ещё хуже: наценка трейдера - сущие копейки, не сравнимые с жирным куском налогов, который забирает себе правительство. Зато трейдеры продают бензин независимым АЗС мелкими партиями и с отсрочкой платежа. И если до сих пор АЗС могла (условно) взять у трейдера один бензовоз топлива в месяц, продать его и рассчитаться, то теперь ей придётся идти к крупным НПЗ, которые скажут: бери железнодорожную цистерну и плати за неё сразу, да ещё и втридорога, потому что ты, в отличие от трейдера, мелкий покупатель.

Понятно, что для многих небольших сетей это смерти подобно - те, кто не сможет найти альтернативных поставщиков и оборотных средств, будут вынуждены закрываться.

В общем, в ближайшие полгода огромное число АЗС поменяет хозяев. Станет ли нам от этого лучше? Нет, разумеется. Рынок монополизируется и конкуренты уничтожаются не для того, чтобы раздавать населению бензин за бесценок, а для того, чтобы на этом зарабатывать. Поэтому когда передел АЗС закончится, цены снова пойдут вверх.

Суть налогового манёвра проста: сейчас правительство берёт пошлину только с экспортируемой за рубеж нефти, а хочет брать со всей добываемой, что теоретически позволило бы увеличить поступления в казну более чем вдвое, потому что 53% российской нефти потребляется на внутреннем рынке.

Поэтому в течение нескольких лет экспортная пошлина будет снижаться, а аналогичная ей по формуле и размеру ставка НДПИ - увеличиваться.

До сих пор экспортная пошлина помогала удерживать низкую стоимость нефти внутри страны. По сути, внутренняя цена на нефть равна биржевой котировке нефти Брент минус $1,5-3 скидки с барреля за более низкое качество нашей нефти, минус экспортная пошлина (примерно 9 рублей за кг) минус расходы на транспортировку (около 1 рубля за кг). Соответственно, если сейчас 1 кг нефти на международном рынке стоит 26 рублей, то на внутреннем - около 16 (но разброс цен очень велик).

Если прямо сейчас экспортную пошлину просто заменить на НДПИ, то нефть в России будет стоить 25 рублей, а бензин - 62 рубля. Чтобы этого не произошло, правительство планирует компенсировать эту разницу производителям бензина для внутреннего рынка с помощью отрицательного акциза.

Спрашивается, зачем было городить весь этот огород, если в итоге ничего не изменится? Изменится. И ответ на этот вопрос лежит где-то в области российских имперских амбиций и ностальгии по СССР.

Союз

Когда СССР рухнул, Россия всячески цеплялась за его разлетающиеся осколки, пытаясь связать их если не политически, то хотя бы экономически. В результате этих попыток родился Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана.

Помимо всего прочего, это означало, что Беларусь может покупать российскую нефть без экспортной пошлины, а затем продавать на Запад и класть разницу между ценой на внутреннем и внешнем рынках себе в карман. Разумеется, у России это регулярно вызывало неудовольствие и попытки хоть как-то прикрутить этот краник, вернув доходы в свою казну.

В ответ бацька Лукашенко так же регулярно делал большие глаза: «А как же союз? Мы же братья!» и шантажировал Россию повышением транзитных тарифов.

В общем, России нужно было выбирать: или платить за иллюзию наличия союзников, или разорвать этот союз. Однако вместо этого она решила пойти третьим путём - решить проблему унификации тарифов с помощью налогового манёвра.

Фактически, идея состояла в том, чтобы вернуть в Россию доходы от реэкспорта российской нефти, возникающий перекос в цене на топливо отрегулировать отрицательным акцизом, да ещё и настроить его таким образом, чтобы стимулировать развитие в стране современных нефтеперерабатывающих производств.

Сложность

Идея обобрать партнёров по союзу красива, спору нет. На бумаге. На практике всё несколько сложнее. Начнём с того, что сама по себе экспортная пошлина рассчитывалась относительно просто, по трём разным формулам в зависимости от средней стоимости нефти на мировом рынке.

При цене нефти от $182,5 за тонну ($24,9 за баррель) формула расчёта экспортной пошлины выглядит так:

ЭП = $29,2 + 30% * (Ц – $182,5)

Где Ц - средняя цена нефти.

Формула НДПИ оказалась с учётом налогового маневра уже вот такой:

НДПИ = 919 * Кц -

Сложно? Но это ещё не всё. Вы не забыли про акциз, который должен компенсировать повышение НДПИ? Вот его формула:

Анс = ((Цнефть * 7,3 - 182,5) * 0,3 + 29,2) * Р * Спю * Ккорр

По сути, это экспортная пошлина наизнанку. Р - средний курс рубля, Ккорр синхронизирует одновременный рост НДПИ и снижение экспортной пошлины, а Спю - самый важный коэффициент, который, собственно, определяет, каков будет размер компенсации и будет ли он вообще.

В расчёте этого коэффициента и начинается настоящий ад. Я насчитал как минимум 19(!) переменных, от которых он зависит.

Итого: если вы отечественный производитель нефтепродуктов, то для принятия управленческих решений вам нужно держать в голове три десятка коэффициентов, каждый из которых правительство может менять, когда пожелает.

И эта запредельно сложная система тонких настроек должна работать в условиях нестабильности, тотального непрофессионализма и коррупции? Серьёзно?!

Как только что-то изменится на рынке (очередные санкции, например) - систему начнёт лихорадить. Как только правительству понадобится больше денег и оно подкрутит пару коэффициентов - систему начнёт лихорадить. Как только какой-нибудь нефтяной олигарх решит, что ему нужна яхта побольше, и пролоббирует выгодные ему корректировки - систему начнёт лихорадить.

Проще говоря, её будет лихорадить всегда, от этого будет страдать вся отрасль и, в первую очередь, небольшие производители, которые не смогут пинком открыть дверь вице-премьера и заорать: «Что ты, скотина, опять натворил?! Возвращай всё назад к чёртовой матери!».

Простота

В России всего 32 крупных НПЗ, принадлежащих 16 компаниям. И для того, чтобы регулировать их акцизы, нужны 30 коэффициентов? Зачем?!

По хорошему, нужно предельно упростить формулу расчёта НДПИ, отказаться от дурацкой идеи с отрицательными акцизами и позволить цене на бензин прийти к европейскому уровню. По официальным данным доля бензина в потребительской корзине меньше 5% и повышение его стоимости можно было бы компенсировать населению снижением НДС или НДФЛ.

Да, по кому-то это ударило бы больнее, но в этом есть хоть какая-то справедливость - за бензин должны платить те, кто его использует. К тому же дорогой бензин будет стимулировать использование общественного транспорта и внедрение электромобилей, что полезно и для экологии, и для борьбы с пробками.

Однако простые решения - это для умных. Мы же продолжим громоздить друг на друга десятки коэффициентов, а когда они дадут сбой - грубо вмешиваться в рыночные механизмы, не разобравшись толком, как они работают, и только усугублять этим ситуацию.

Итоги

В результате налогового маневра игроки масштаба Роснефти получат сверхдоходы, а остальные - лишь проблемы. Рост цен на бензин с такой сложной системой в полной мере скомпенсировать не удастся, даже если правительство этого действительно захочет, поэтому на рынке вполне может периодически возникать дефицит бензина со всеми вытекающими последствиями.

Инвестиционные перспективы отрасли в условиях непредсказуемого налогообложения и перманентных санкций тоже довольно туманны. Какой смысл вкладываться в постройку или модернизацию НПЗ, если налоговая среда настолько нестабильна?

Единственное, что уже понятно - что вся эта налоговая фантасмагория не способна остановить рост цен на бензин, порождает нестабильность, грозит потенциальным дефицитом бензина, тормозит инвестиции и стимулирует коррупцию.

Как сообщает «Московский комсомолец», некоторое замедление роста цен на бензин и даже их падение () на несколько копеек – явление временное . Пройдет немногим более шести месяцев, и с первого января 2019 года произойдет новое подорожание горючего. Мало того, рост цены бензина может достигнуть тридцати процентов.

Причина такого катастрофического скачка – увеличение акциза. Для чего он нужен? Для того, чтобы правительство смогло собрать почти полтора триллиона рублей и выполнить один из «майских» указов Владимира Путина.

У российского правительства есть план. Он предусматривает снизить экспортную пошлину на нефть и продукты ее переработки до нуля. Одновременно поднимется налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате розничная цена бензина в России будет почти равной стоимости топлива, существующей в странах, которые не имеют собственной нефти.

Сейчас бензин на российских АЗС дешевле, чем в ряде зарубежных стран. Но к 2024 году его цена может возрасти в полтора раза. И тогда хотя бы в этом российские водители не будут отличаться от своих иностранных коллег. Правда, этого отличия не будет существовать без учета зарплат. Если же оценивать бензин на основе покупательной способности среднего гражданина России (разумеется, без учета министров, депутатов ГД, топ-менеджеров «Роснефти» и т.д.), то… пожалуй, такое должен прокомментировать каждый самостоятельно.

Акцизы на топливо

Теперь некоторые подробности об акцизе. Как утверждает «Московский комсомолец» его размер поднимется с существующих 8-и тысяч рублей за тонну до 12,3 тысячи. Правда, власть клянется, что компенсирует минимум 10 процентов бензина « ». Компенсация составит тысячу рублей за тонну. За счет этого, как обещает правительство, для автовладельцев рост акцизов станет всего лишь легким испугом. Ранее сообщалось, что, наоборот, рост цен на бензин - таковыми были меры правительства по регулированию топливного рынка.

Счётная палата опубликовала заключение на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», в котором пришла к выводу, что сразу после Нового года цены на бензин резко пойдут вверх из-за роста акциза на топливо. С 1 января 2019 года акциз на бензин класса 5 поднимется с 8213 до 12 374 рублей за тонну (рост 49,9%), а на дизельное топливо - с 5665 рублей до 8541 рубля за тонну (рост около 66,3%).

«По мнению Счетной палаты, увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер», - говорится в документе Счётной палаты. Вдобавок одной из причин возможного подорожания бензина в следующем году может стать и увеличение ставки НДС до 20% -

в Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» предполагают, что стоимость литра бензина при этом может подняться даже на 4,4 рубля.

«У нас с января 2019 года вступают изменения в Налоговый кодекс - не только акцизы, но и НДС. Поскольку и тот и другой косвенный налог - тот, который включается в стоимость, перекладывается на потребителя. Если просто математически эти цифры взять: порядка 4 тысяч за тонну бензина - это увеличение ставки акцизов, плюс 2% НДС, то это даёт потенциал для роста в 4,5 рубля. Но это не значит совершенно, что бензин подорожает на эту сумму, поскольку правительством разрабатываются меры. Мы пока не можем прогнозировать, будут ли приняты меры компенсационного характера нефтяным компаниям в виде обратного акциза. Здесь должны учитываться не только эти критерии (НДС и акцизы. - Прим. ред.), но и политические, административное давление и так далее. У нас не только под воздействием экономических причин цена меняется как вверх, так и вниз. Но чисто математически это плюс 4 рубля 40 копеек», - рассказала НГС руководитель Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская.

Нефтетрейдеры отмечают, что сегодня на цену бензина больше влияют не ставки налогов, а ситуация на внутреннем рынке, однако повышение акциза и НДС можно сгладить с помощью сдерживающих мер, о необходимости которых говорила Счётная палата.

При этом представители АЗС считают, что цена на бензин будет расти ещё и до Нового года.

«Не согласен с тем, что говорят с 1 января, думаю, что раньше. Нефтяные компании не повышают исключительно из-за того, что они дали обещание президенту не повышать цены. А оптовые цены - они не давали обещания, они растут семимильными шагами. Плюс существует колоссальный дефицит нефтепродуктов на российском рынке. У нас в Новосибирске нет, можно сказать, мелкооптовой продажи дизельного топлива, 92-го тоже нет, с 95-м тоже перебои. Наши заправки уже останавливались несколько раз на несколько часов. Выгодно продавать за границу в первую очередь. <...> На сегодняшний день кроме дефицита есть проблема в том, что дизельное топливо зимнее продаётся на бирже по такой цене, что если мы его купим, то мы будем вынуждены поставить на него цену на 5–6 рублей минимум дороже. Входная цена будет больше 50 рублей. Есть объективные вещи - повышение акцизов и НДС, которые могут быть сглажены за счёт того, что мы станем больше продавать бензина на внутреннем рынке», - объяснил совладелец сети АЗС «Прайм» (ранее «Сибнефть») Геннадий Панкеев.

В качестве примера вынужденного подъёма цен специалисты приводят «Петербургскую топливную компанию». С 9 октября «ПТК» установила цену на дизельное топливо около 50 рублей. По словам Юлии Золотовской, «ПТК» объяснила повышение тем, что это та цена, которая «позволяет купить у нефтяной компании дизельное топливо, сделать наценку, которая позволяет платить заработную плату работникам и налоги в бюджет, и без убытка продать этот товар. Все остальные по дизельному топливу сейчас работают в минус.

«С 1 августа оптовая закупочная цена на дизельное топливо выросла почти на 15%, побив исторический максимум этого года,

несмотря на то что реализация зимних сортов ещё не начата. Всё это время мы сдерживали пропорциональный рост стоимости топлива на наших АЗС в интересах автомобилистов. В настоящий момент маржинальность реализации дизельного топлива стала устойчиво отрицательной, из-за чего мы вынуждены повысить цены на АЗС, чтобы выполнить нашу главную задачу - поддерживать высокий уровень качества топлива», - говорится в новости на сайте «ПТК» от лица генерального директора Игоря Поворознюка.

Несмотря даже на резкий рост цен, специалисты считают, что новосибирцы не станут полностью отказываться от автомобилей в пользу общественного транспорта, хотя отметили, что сумма чека стала заметно снижаться.

«Чек упал в этом году, не могу сказать точный процент, но видно, что люди стали меньше заливать бензина, видимо, стали меньше ездить. Будут ещё меньше ездить. Окончательно не перестанут никогда, ведь у кого-то работа такая. Что он с этим сделает», - рассуждает Панкеев.

Если повышение всё же произойдёт, одними из первых ощутят его на себе таксисты и их клиенты. Директор такси «Лидер» Вячеслав Шевченко предполагает, что рост цен на бензин заставит шофёров перейти на газ.

Он не исключает, что стоимость поездок может вырасти вслед за бензином, но, по его мнению, число таксистов не уменьшится.

«Цены на топливо повышаются перманентно, но меньше таксистов от этого не становится, цены тоже, замечаете, не растут. Просто люди многие затягивают потуже пояса. Переходят на газ. Не само повышение заставит - в принципе потихоньку переходят на газ. Это станет дополнительным, но не значительным толчком, ведь сама установка газового оборудования достаточно дорогостоящая. Не думаю, что станет меньше тех, кто устанавливает приложения и подрабатывает, - они же зачастую подхватывают заказ по пути на работу или домой. Ему всё равно ехать на работу, он хотя бы на бензин себе заработает. (Прим. ред.: Что будет, если всё же цена поднимется на 4 рубля из-за акцизов и НДС?) Если повысится на 4 рубля, то это может вызвать отток таксистов. Тогда ситуация сама устаканится: будет отток - тариф станет чуть подороже, и людям снова станет выгодно [работать в такси]. Пока увеличение тарифов не планируется, будет видно в оперативном режиме», - прогнозирует Шевченко.

Желание воздержаться от поездок на автомобиле, по словам Золотовской, возникает перед каждым крупным повышением цен, но это не останавливает потребителей. «Мне кажется, полтора-два года назад, когда цена была ниже 40 рублей, точно так же говорили о цифре 40. Но, по ощущениям, машин меньше на дорогах не стало. Как и когда происходит скачок валюты: её первое время не покупают, воздерживаются, потому что чисто психологически трудно потратить больше, но со временем привыкают и к таким значениям», - резюмировала Юлия Золотовская.

Меры внедряют в правительстве. Речь идет о корректировке параметров так называемого «налогового маневра» для нефтяных компаний, которые должны позволить им получать больше льгот в 2019 г. и за счет этого не повышать цены.

Соответствующий законопроект по поручению премьера Дмитрия Медведева совместно разработали в нескольких министерствах, включая Минфин и Минэнерго. Как стало известно сайт от источников в ведомствах, документ внесли на рассмотрение в правительство — его утверждение станет чистой формальностью. Но это не значит, что останутся прежними.

Сырье — в Россию, цены ниже

Участники отрасли ждали подобного решения с момента фиксации правительством цен на бензин и на майском уровне после более 10-процентного роста за месяц. Этому решению предшествовали многочисленные жалобы автомобилистов, которые поступили президенту Владимиру Путину во время очередной «Прямой линии». Было очевидно, что заморозка цен не будет длиться вечно и одними субсидиями нефтеперерабатывающей отрасли, на что только в 2017 г. был выделен 1 трлн рублей, проблему решить невозможно. Логичным решением и стало выполнение «налогового маневра».

Изначально, как уточнил в беседе с сайт руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов, маневр предполагал обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты к 2024 г., а также увеличение налога на добычу полезных ископаемых и одновременный . Но на фоне продолжающих расти цен на топливо в правительстве решили пойти на уступки, а также снизить зависимость бюджета от внешней конъюнктуры.

Согласно тексту документа, нововведение предполагает снижение базовых цен на моторное топливо с 56 тыс. руб. за тонну до 50, 4 тыс. руб. за тонну за бензин, а также с 50 тыс. руб. за тонну до 45 тыс. руб. за тонну для дизельного топлива. Чтобы получить субсидии, компании не должны допускать ситуации, в которой оптовая цена отклонялась бы от «базовых значений» более чем на 10%.

Чтобы подавляющее количество российского сырья не уходило на экспорт, документ предполагает, что не менее 17,5% ото всей добытой нефти производители должны направлять исключительно на российские нефтеперерабатывающие заводы. Отдельно в правительстве решили поддерживать Дальневосточный федеральный округ — для недопущения ухудшения нефтепродуктообеспечения региона был разработан свой компенсационный механизм.

По мнению Баженова, маневр проводится лишь в интересах бюджета и предусматривает «не самые удачные рычаги подкрутки экономики сектора — демпфирующие механизмы». Что касается розничного сектора, то заметного положительного влияния на него ждать не стоит, уверен представитель Независимого топливного союза.

«Демпферы вводятся, чтобы не уничтожить рентабельность нефтепереработки вследствие повышения акциза, — объяснил эксперт. — По задумке авторов они позволят одновременно наполнить бюджет за счет акцизов, а за счет субсидий и компенсаций обеспечит НПЗ возможность заработка. При этом о влиянии на розничный сектор не думали. Поэтому текущие параметры маневра никакого положительного воздействия на независимый сектор топливной розницы не окажут. Маржинальность по-прежнему будет околонулевой, независимые игроки по-прежнему будут терпеть убытки и уходить с рынка. А при сокращении предложения товара его цена неизбежно растет».

Почему топливо все равно подорожает

Опрошенные эксперты считают, что предпосылок для дальнейшего роста цен на топливо более чем достаточно. В их числе повышение акциза, рост ставки НДС, а также постепенный переход на зимнее дизельное топливо, которое стоит дороже.

Такого мнения, в частности, придерживаются в Независимом топливном союзе, где обратили внимание на то, что «дизель» уже начал дорожать. «Зимнее дизельное топливо продается на оптовой бирже по 46,7 рублей/литр, АИ-92 — 41,7 рублей/литр, а АИ-95 — 45,5 рублей/литр, — рассказал представитель союза. — Розничные цены и оптовые находятся примерно на одном и том же уровне. При этом ряд торговых сетей уже повысил цены на дизельное топливо до 50 рублей/литр (например, ПТК и Shell). Если цены не повышать, независимые игроки будут нести убыток и уходить с рынка. Соответственно, начнется сжатие предложение, что в свою очередь еще сильнее подтолкнет цены вверх. Налоговым маневром эту проблему не решить. Поэтому мы ожидаем еще одного скачка цен к концу года. Скорее всего, он будет меньше, чем майский, но плюс 2-3 рубля — вполне реалистичный сценарий».

В первую очередь подорожание коснется именно дизельного топлива, считает президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин. «Уже сейчас есть проблемы с летним дизельным топливом, а с октября вся страна начнет переходить на зимнее дизельное топливо, которое на бирже стоит на 5 тыс. рублей за тонну дороже. То есть независимые заправки уже сейчас работают в минус, а зимой будут терять еще больше, если не поднимут цены. Чтобы этого не допустить, нужно наполнить рынок нефтепродуктами. Но нефтяным компаниям до сих пор не выгодно поставлять их на внутренний рынок — на экспорте они могут заработать гораздо больше. Снижению цен на оптовом рынке помогло бы сохранение акцизных сборов на текущей отметке. Так, нефтяным компаниям хотят компенсировать их затраты, но зачем, если можно просто не поднимать акцизы», — объяснил эксперт.

Налоговый маневр позволит сдержать цены лишь отчасти, прогнозирует управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Он убежден, что цена литра 95-го бензина к концу года вырастет до 47,5 рублей, а во втором квартале 2019 г. преодолеет отметку 50 рублей за литр.

«Повышение все равно происходит, потому что рынком бензина управляют крупные НПЗ, которые могут повышать цены одновременно, не сговариваясь: они привыкли так делать годами, — заявил сайт Жарский. — Налоговый маневр в его текущей редакции будет выгоден компаниям с высокой глубиной переработки, и безразличен для компаний с низкой глубиной переработки нефти. Поэтому, теоретически, он будет стимулировать инвестиции в нефтепереработку — но это очень долгий тренд, на десятилетия. Более эффективной, нежели налоговый маневр, могла бы быть целевая активность ФАС в этом вопросе».

Реализация налогового маневра может привести к реализации двух возможных сценариев, считает эксперт УК «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский. Первый — рост внутренних розничных цен на топливо до европейского уровня, то есть до 65-75 рублей за литр в течение полутора-двух лет по завершении налогового маневра. Второй — корректировка текущей теоретической модели и «возвращение на рынок твердой, но щедрой руки государства».

«В любом случае нас ожидает рост цен, все зависит от того, насколько стремительным и сильным он будет. Скорее всего, к началу следующего года заморозке цен придет конец, и цена за литр АИ-95 поползет вверх, до 48-49 рублей ко второму кварталу», — предположил эксперт.

В ФАС на запрос сайт относительно влияния принятых мер на розничные цены на топливо к моменту выхода публикации не ответили.

Стало известно о том, что в следующем году в России произойдет повышение цены акцизов, в результате этого возрастет цена на бензин. Эксперты говорят о слишком большом подорожании, однако Антон Силуанов исключает тот факт, что произойдет резкий скачок цен.

Согласно полученным сведениям из Счетной палаты, начиная со следующего года, акциз будет увеличен в 1,5 раза, это в свою очередь повлечет повышение цен на топливо. Если это произойдет, то необходимо будет предпринимать дополнительные меры.

На сколько подорожает бензин
Начиная с января следующего года цена акциза на бензин будет составлять 12 374 рублей/тонна, в данном случае, подорожание составляет +49.9%. Стоимость ДТ будет 8 541 рублей/тонна, подорожание равно +66.3%. На текущий день она равна 8 213 рублей/тонна и 5 665 рублей/тонна.

Эксперты утверждают, что бензин подорожает не только из-за увеличения цен на акцизы, но ещё и из-за роста НДС на 2%, что в итоге составит 20%. Поэтому резкого скачка цен не произойдёт.

Никакие скачки не планируются. Несмотря на рост акцизов, начиная с 1 января следующего года, у нас предусмотрен механизм отрицательного акциза, который будет передаваться в нефтеперерабатывающие компании, в результате которого будет скомпенсировано это увеличение нагрузки, - сообщил министр.

Некоторое время назад Александр Новаков сказал, что бензин и ДТ подорожает на уровень инфляции. В правительстве есть способ, который позволит регулировать рост цен на акцизы и другие факторы, оказывающие влияние на стоимость горючего.

Власти России будут делать всё возможное, чтобы не произошел резкий скачок цен, это может привести к недовольству населения. Цены можно сдерживать благодаря компенсирующим выплатам для НПЗ. Таким образом эксперты предполагают, что в следующем году за 1 литр топлива придётся заплатить на 3 или 4 руб. дороже чем сейчас.

В Счетной палате говорится о новом скачке розничных цен на бензин. Аудиторы считают, что причиной может оказаться очередное повышение акцизов на горючее с 1 января 2019 года.

«Увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер», — говорится в заключении Счетной палаты на проект бюджета на 2019-2021 годы.

При неблагоприятном сценарий необходимо будет принимать дополнительные меры. Следует напомнить, что летом власти говорили о том, что с января следующего года акциз на дизельное топливо и бензин поднимутся на 2,7 тыс. руб. и 3,7 тыс. руб. за тонну.

Цены на моторное топливо должны были повыситься ещё в этом году, начиная с 1 июля на 700 руб, что в итоге составило бы 11,892 тысяч за 1 тонну бензина и 8,258 тысячи рублей на 1 тонну дизельного топлива. Но весной произошел резкий рост цен на нефтепродукты, в результате чего цена топлива на заправках превысила отметку 40 руб. за 1 л, есть регионы в которых цена составила 50 руб. за литр.

Чтобы не произошел рост розничных цен, Дмитрию Козаку, являющемуся вице-премьером по ТЭКу, необходимо было самостоятельно договариваться с нефтяниками. В результате, вместо того чтобы держать цены, произошло их снижение на 3.000 руб за бензин и на 2.000 руб за дизельное топливо. Только это помогло стабилизировать ситуацию, но тем не менее значительного снижения не произошло.

В счетной палате отметили — снижение акцизов на бензин дало возможность немного снизить розничные цены на 0,2%. Но этого недостаточно для того, чтобы компенсировать рост цен.

Некоторое время назад независимые продавцы а также представители Ростоплива говорили о том, что рост цен на бензин является неизбежным.

Власти утверждают что сделают всё возможное, чтобы не допустить серьезного повышения цен в рознице.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама