THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Мичман

Чин мичмана в русском флоте


Погон мичмана русского флота до 6 декабря 1911 года


Погон мичмана русского флота в последние предреволюционные годы


Погон мичмана Волжской флотилии Колчака

Прапорщик по Адмиралтейству


Мичман флота Временного правительства

Мичман РККФ с 1940

Чин мичмана на русском флоте был введен в 1713 году и первоначально относил его обладателя к категории унтер-офицеров. До 1720 года мичман по статусу был выше штурмана и ниже унтер-лейтенанта, по Уставу 1720 года был приравнен к шкиперу 2-го ранга, то есть был по статусу выше шкипера 3-го ранга и ниже шкипера 1-го ранга. С 1722 года мичман по статусу выше боцмана и ниже штурмана. Лишь с 1758 года чина мичмана стал соответствовать сухопутному чину . Правда, в 1751-58 годах он ненадолго вновь становился унтер-офицерским. Чин мичмана присваивался гардемаринам, успешно выдержавшим теоретический и практический экзамены. На корабле мичман обычно исполнял обязанности вахтенного офицера, командовали орудийными башнями или были штурманами на кораблях класса корвет–фрегат. По Табели о рангах мичман до 1885 года соответствовал 11-му классу, но после отмены чина капитан-лейтенанта поднялся до 10-го. В Гвардейском же Морском экипаже он относился к 10-му классу ещё с 1810 года. Правда, в 1909-11 годах, когда чин капитан-лейтенанта был ненадолго восстановлен, он вновь опускался до 11-го, но потом был снова поднят на прежнее положение. Тогда же, в 1911 году, погон мичмана стал двухзвёздным. До этого он был однозвёздным, как у сухопутного , что однако ж, не означало их соответствия. Более того, существовал чин Прапорщик по Адмиралтейству , который был выше кондуктора и ниже мичмана .

. Прежний же мичман стал называться главный корабельный старшина . По своему служебному положению, обязанностям и правам мичманы занимали место, близкое к младшим офицерам, являясь их ближайшими помощниками и начальниками для солдат (матросов) и сержантов (старшин) одной с ними части. По статусу мичман стал выше, чем главный корабельный старшина и ниже младшего лейтенанта.

Погон мичмана советского и, позднее, российского флота с 1972 года

С 1981 года было введено вышестоящее звание старший мичман . Воинское звание мичман присваивалось, как правило, по окончании мичманских школ.
С начала 2009 года началась поэтапная ликвидация штатной категории и мичманов в вооружённых силах Российской Федерации. Предполагалось, что и мичманов заменят профессиональные сержанты и старшины контрактники. На тот момент в армии и на флоте проходили службу 140 тысяч и мичманов . К концу 2009 года все они были переведены на другие должности, сокращены или уволены в запас. Однако в конце февраля 2013 года появилась новость о том, что Минобороны России собирается вернуть на свои должности в российской армии около 55 тысяч и мичманов .

Погон старшего мичмана советского и, позднее, российского флота с 1981 года

Смотрите также:

Чтобы точно знать, как по уставу положено обращаться к военнослужащему, необходимо разбираться в званиях. Звания в армии России и погоны обеспечивают ясность во взаимоотношениях и позволяют разобраться в субординации. В Российской Федерации есть как горизонтальная структура — войсковые и корабельные звания, так и вертикальная иерархия — от рядового состава — до высшего офицерского.

Рядовой состав

Рядовой — это низшее воинское звание Российской армии. Причем, получили солдаты это звание в 1946 году, до этого к ним обращались исключительно, как к бойцам, либо – красноармейцам.

Если служба несется в гвардейской воинской части или на гвардейском корабле, тогда при обращении к рядовому, стоит добавить так же слово «гвардии» . Если, Вы хотите обратиться к военнослужащему, находящемуся в запасе и имеющего диплом о высшем юридическом, либо медицинском образовании, тогда Вам следует обращаться — «рядовой юстиции» , либо«рядовой медицинской службы» . Соответственно, к тому, кто находится в запасе или отставке стоит добавить соответствующие слова.

В корабельном составе, званию рядового соответствует матрос .

Только старшие солдаты, которые лучше всего несут военную службу, получают звание Ефрейтор . Такие солдаты могут исполнять обязанности командиров, во время отсутствия последних.

Все добавочные слова, которые были применимы для рядового, остаются актуальными и для ефрейтора. Только в Военно-морском флоте, этому званию соответствует Старший матрос .

Тот, кто командует отделением, либо боевой машиной, получает звание Младший сержант . В некоторых случаях, это звание присваивается наиболее дисциплинированным ефрейторам при увольнении в запас, если во время службы не было предусмотрено такой штатной единицы. В корабельном составе – это «старшина второй статьи»

С ноября 1940 года в советской армии появилось звание для младшего командного состава – сержант . Оно присваивается курсантам, которые успешно прошли обучение по программе подготовки сержантов и закончили его с отличием.
Так же рядовой может получить звание — младший сержант , который показал себя достойным для присвоения очередного звания, либо при увольнении в запас.

В ВМФ сержанту сухопутных войск соответствует звание старшина .

Следующим идет Старший сержант, а на флоте – главный старшина .



После этого звания, идут некоторые пересечения сухопутных и морских сил. Потому что после старшего сержанта, в рядах российской армии появляется Старшина . В обиход это звание вошло в 1935 году. Его заслуживают только лучшие военнослужащие, которые отлично служили на сержантских должностях в течение полугода, либо при увольнении в запас, звание старшины присваивается старшим сержантам, аттестованным на отлично. На корабле это — главный корабельный старшина .

Следом идут прапорщики и мичманы . Это особая категория военнослужащих, приближенная к младшим офицерам. Завершают рядовой состав, старший прапорщик и мичман .

Младший офицерский состав

Ряд званий младшего офицерского состава армии России начинается со звания младший лейтенант . Звание это присваивается учащимся последних курсов и выпускникам высших военных учебных заведений. Однако, в случае нехватки офицеров, звание младшего лейтенанта может так же получить выпускник гражданского ВУЗа.

Лейтенантом может стать только младший лейтенант, отслуживший определенное количество времени и получивший положительный документ об образовании. Далее – старший лейтенант .

И замыкает группу младшего офицерского состава – Капитан . Это звание звучит одинаково, как для сухопутных, так и для корабельный войск.

Кстати, новая полевая форма от Юдашкина обязала наших военнослужащих дублировать знаки отличия на груди. Бытует мнение, что «недомерки» из руководства, не видят званий у наших офицеров на плечах и это сделано для их удобства.

Старший офицерский состав

Старший офицерский состав начинается со звания Майор . На флоте, этому званию соответствует Капитан 3 ранга . Следующие звания ВМФ будут только повышать ранг капитана, то есть званию сухопутного Подполковника будет соответствовать Капитан 2 ранга , а званию Полковника Капитан 1 ранга .


Высший офицерский состав

И завершает иерархию воинских званий в армии России высший офицерский состав.

Генерал майор или Контр-адмирал (на флоте) – такое гордое звание носят военнослужащие, которые командуют дивизией — до 10 тысяч человек.

Выше Генерал–майора стоит Генерал-лейтенант . (Генерал-лейтенант выше Генерала-майора потому, что у генерала-лейтенанта на погонах две звезды а у Генерала-майора одна).

Изначально в советской армии, это было скорее не звание, а должность, ибо Генерал-лейтенант являлся помощником генерала и брал на себя часть его функций в отличии, от Генерала-полковника , который может лично замещать старшие должности, как в Генеральном штабе, так и в министерстве обороны. К тому же, в вооруженных силах России, Генерал-полковник может являться заместителем командующего военным округом.

И, наконец, самый главные военнослужащий, имеющий высшее воинское звание в армии России – это Генерал армии . Все предыдущие звенья обязаны подчиняться именно ему.

О воинских званиях в видео формате:

Ну что салага, теперь разобрался?)

Почти 21 тысяча мичманов и прапорщиков, проходящих службу в частях постоянной готовности, продолжат службу в своих званиях до выхода на пенсию. Их не коснется объявленное упразднение института прапорщиков и мичманов, проводимое ныне в рамках оптимизации Вооруженных Сил. Об этом РИА «Новости» сообщил член комитета по обороне Государственной Думы России депутат Михаил Мусатов, рассказывая об итогах заседания комитета с участием представителей Министерства обороны РФ.

Привет от Фроловича

Мой телефонный звонок заместителю командира БПК «Адмирал Левченко» по воспитательной работе капитану 2 ранга Александру Руденко застал корабль на Североморском рейде. Через пять часов кораблю предстояло покинуть Кольский залив и следовать курсом на Атлантику и Средиземное море.

Перекинувшись со мной парой фраз, Александр Викторович вдруг выдал:

А тебе, кстати, привет от Комиссарчука!

От Фроловича? – это стало полной неожиданностью, так как я знал, что еще в феврале старшего мичмана Комиссарчука премировали квартирой в Подмосковье. – Так он еще не уволился?

Рядом со мной стоит, – сказал Руденко, передавая трубку Комиссарчуку.

Владимир Фролович, а что с квартирой?

Документы на подмосковную Купавну застряли где-то в «верхах» на утверждении, – с грустью в голосе ответил старый знакомый. – А я вот вновь ухожу в очередной поход...

Старшина команды машинной группы БЧ-5 БПК «Адмирал Левченко» старший мичман Владимир Комиссарчук: в его глазах - опыт, в руках - ход корабля, на плечах - мичманские погоны


Не раз на большом противолодочном корабле (БПК) «Адмирал Левченко» слышал о человеке-легенде – старшем мичмане Владимире Комиссарчуке: своими руками он делает удивительные вещи. Корабль, на котором он появляется, образно говоря, обречен на успех. Однажды Владимир Фролович в базе на одном из БПК родного соединения выполнил ремонт, требовавший как минимум заводского вмешательства и... шестизначной суммы капиталовложений.

Нет такой неисправности, – свидетельствуют в электромеханической боевой части «Адмирала Левченко», – что поставила бы Комиссарчука в тупик...

Старший мичман Владимир Комиссарчук, старшина команды машинной группы, более тридцати лет в дивизии противолодочных кораблей Северного флота. С 1975 года! Начинал на СКР проекта 159, затем – СКР проекта 1135. Прошел практически все корабли соединения. Десять боевых служб и восемь визитов в иностранные порты, не считая «мелкие» выходы в море – это на месяц-два. А конкретно на «Адмирале Левченко» – с начала девяностых годов. Ветеран корабля, в авторитете! Не зря на двери каюты командира БЧ-5 на табличке с фамилиями проживающих в ней под капитаном 2 ранга Куташевым значится: «Старший мичман Комиссарчук В.Ф.».

Много лет назад Владимир Фролович окончил Николаевский кораблестроительный институт по специальности «инженер-механик по ремонту и эксплуатации газотурбинных силовых установок». И ведь запросто мог – с его золотыми руками и прямо-таки механическим даром – сделать себе более респектабельную карьеру, нежели выбрать стезю флотского мичмана.

Да нет, – рассказывал «дед», – мне как-то это больше по душе: зная слабые места корабля, устранять их. Даже в данный момент то одно полетит, то другое. Техника стареет, изнашивается. Поэтому мы что-то изобретаем, совершенствуем, вносим какие-то новшества в корабельную технику, проявляя инженерную мысль, и стремимся продлить ей срок службы.

В электромеханической боевой части «Адмирала Левченко» Владимир Фролович старше всех, поэтому и кличут его все уважительно «дедом». Остальные, как сам говорит, «дети мои, всех выучил». Даже начальник электромеханической службы соединения капитан 1 ранга Юрий Сокол -ученик Фроловича: начинал рядом с ним лейтенантом. Словом, в дивизии много тех, кто постигал у Комиссарчука науку работать с «железом». Некоторые пошли вверх: преподают в военно-морских инженерных институтах, сами уже стали начальниками «железных» – электромеханических – кафедр. Их имена Фролович называет с особой теплотой – Лапшин Саша, Михайлов Володя...


«Адмирал Левченко» в дальнем походе


По прибытии на корабль лейтенантов механического профиля сразу отправляют на собеседование к Комиссарчуку. Как же «дед» встречает молодого лейтенанта? С чего начинает разговор с ним?

Да с главного – что такое газотурбинный двигатель? – без намека на какую-либо иронию говорил старший мичман. – Чтобы узнать, имеет ли вообще понятие о предмете предстоящей службы?

Если не отвечает, значит, с ним бесполезно работать: он пять лет просидел в военно-морском инженерном институте, «прокурил букварь», не по заслугам получил диплом и пришел на флот «без царя» и мало-мальских механических знаний в голове. И таких уже не переубедить.

А Владимир Фролович по глазам определяет, что из офицера выйдет толк: если они блестят, значит, парень выбрал дело по душе и все у него со временем и опытом сладится. Например, когда нынешний командир дивизиона движения БЧ-5 БПК «Североморск» старший лейтенант Алексей Рыженин пришел еще командиром группы в БЧ-5 «Адмирала Левченко», сразу было видно, что парень служит с желанием, стремится к «механическим» знаниям: не стеснялся задавать вопросы, прямо засыпал ими Фроловича. В экипаже тогда шутили, что Алексей за Комиссарчуком как нитка за иголкой тянется.

Спустя три десятилетия флотской службы Владимир Фролович не жалеет, что так сложилась судьба. Да, высшее образование! Но это уже после срочной службы и школы техников. Когда стал мичманом, поступил в институт. Учился заочно, в промежутках между боевыми службами отправлял контрольные работы в вуз. Однако тогда нельзя было получить офицерское звание, так как в их институте отсутствовала военная кафедра. Когда же появилась теоретическая возможность стать офицером, уже не позволил возраст.

Нет, старший мичман Владимир Комиссарчук не жалеет о судьбе, схожей с судьбами многих его сверстников даже тем, что после стольких лет службы долго ждал сертификат на жилье. Премировали наконец квартирой, так документы на нее застряли где-то в инстанциях. Поэтому и отправился 5 декабря Фролович в свой очередной дальний поход. Называть его последним у моряков не принято.

"Золотой фонд" флота

Происходящие в Вооруженных Силах преобразования затронули институт мичманов и прапорщиков, появившийся в Советской Армии и Военно-морском флоте в 1972 году. Применительно к ВМФ сокращены будут лишь «хозяйственные» должности, не входящие в штаты сил и частей постоянной готовности. Остальные же мичманы плавсостава, прапорщики морской пехоты и равные им продолжат службу в своих званиях и на своих должностях до завершения контрактов либо увольнения в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Это позволит сохранить боеспособность флота на «переходный период».

Первые помощники офицеров

Форсированное упразднение должностей мичманов в соединении дизельных подлодок Тихоокеанского флота, по мнению его начальника штаба капитана 2 ранга Андрея Дергоусова, не лучшим образом сказалось бы на эксплуатации боевой техники и дисциплине в экипажах кораблей. Кстати, в профессиональном становлении Андрея Николаевича как офицера-подводника, специалиста и командира данная категория военнослужащих сыграла далеко не последнюю роль. Например, мастерством торпедных атак будущий начальник штаба овладевал под руководством старшего мичмана Валерия Соломина. Еще в пору курсантской практики в 1993 году на показательных торпедных стрельбах опытный старшина команды торпедистов чувствовал себя как рыба в воде, от начала и до конца безошибочно осуществив за командира минно-торпедной боевой части все необходимые действия. А позже уже старшина команды трюмных мичман Михаил Шахматов подавал пример педантичного отношения к вверенной материальной части – на корабле, куда новоиспеченный лейтенант Дергоусов получил назначение, лучше мичмана водоотливные и осушительные системы, пожалуй, не знал никто. Полученные от них опыт и знания офицеру пригодились, когда, покинув атомоходы, он продолжил службу на дизельных подлодках.


В посту энергетики и живучести (ПЭЖ) БПК «Маршал Шапошников» (слева направо) старшина команды машинистов БЧ-5 мичман Николай ПОНОМАРЕВ и старшина машинистов-газотурбинистов БЧ-5 мичман Андрей АГАРЕВ


- Мичман может заменить матроса или контрактника, но далеко не каждый контрактник способен сегодня стать мичманом, – считает капитан 2 ранга Андрей Дергоусов.

В подплаве мичманы – это первые помощники и заместители офицеров как в вопросах эксплуатации машин и механизмов, так и в управлении боевой частью. А поскольку по своему положению они ближе к личному составу, то одновременно выступают заботливыми наставниками матросов и старшин. Кроме того, постоянного участия и напряжения сил требует сама специфика службы в подплаве. По своей психологии нынешний контрактник больше сравним с наемным работником, стремящимся, отработав положенное, поскорей покинуть горячий цех. Но даже при буквальном соблюдении всех условий – наличии авторитета у командиров, любви к кораблю и военной службе, незаурядного знания техники и умения руководить подчиненными – ранее, чем лет через семь непосредственного обучения на корабле хорошего мичмана из матроса-контрактника не получится.

К примеру, экипаж капитана 2 ранга Юрия Конкина не так давно получил указание о предстоящем дальнем плавании. Несмотря на срочность и сложность задания, подводники спокойно, без нервотрепки осуществили цикл подготовки и своевременно покинули базу. И в том, что лодка сегодня успешно решает задачи боевой службы, немалая заслуга старшины команды торпедистов старшего мичмана Алексея Дмитриева, старшины команды трюмных старшего мичмана Юрия Киндеева, техника-радиотелеграфиста мичмана Евгения Шевеля и старшины команды электриков мичмана Алексея Исыпова – высококлассных, бесконечно преданных своему делу специалистов.

Незаменимых людей, как известно, не бывает, – подытожил капитан 2 ранга Дергоусов. – Однако, чтобы контрактники точно в те же сроки и с требуемым качеством сумели подготовить лодку и выйти на ней в море как мичманы, требуется качественно новый уровень их подготовки.

На Каспии судят не по погонам, а по делам

- Пока сложно судить, как будут выглядеть грядущие изменения в контексте упразднения института мичманов: наше дело – точно и в срок выполнить приказ, – начальник штаба бригады охраны водного района (ОВР) Каспийской флотилии капитан 2 ранга Олег Малкин в разговоре не обходил острых углов. – Понятно, что офицерам придется перестраиваться психологически. Ведь офицер еще с училища помнит наказ преподавателей: по приходе на корабль необходимо учиться специальности и службе у мичманов. Именно они – «золотой фонд»! На их опыте, знаниях и умении работать с моряками во многом держалась и держится пока вся корабельная организация.

Общее настроение мичманов в ОВР в целом спокойное: от замены двух серебристых звездочек «лычкой» главного корабельного старшины на погонах в материальном плане мало что изменится. А вот в моральном...


Старшина команды комендоров БЧ-2 старший мичман Николай ТИМЕРГАЛИЕВ


Бригада охраны водного района во многом уникальна. Из всех командиров, например, в гвардейском дивизионе артиллерийских катеров только командир МАК «Астрахань» – офицер. Остальные – мичманы. Схожая картина и на дивизионе тральщиков.

В итоге в бригаде ОВР восемью артиллерийскими катерами и речными тральщиками командуют мичманы, хотя штатом предусмотрены офицеры: штатная категория хозяина ходового мостика – старший лейтенант. Однако едва выпускник ввмуза приходит на должность, как через год-два ему пора уходить на повышение. А корабельная организация от частых командирских перемещений только страдает. Поэтому несколько лет назад командование флотилии решило воспользоваться правом замещения некоторых младших офицерских должностей наиболее подготовленными мичманами. Опыт оказался удачен как в отношении повышения боеготовности, так и укрепления воинской дисциплины. Командиры катеров и тральщиков гвардии старшие мичманы Андрей Емеров, Вячеслав Чижевский, Григорий Фомин и Сергей Заворотынский, старшие мичманы Василий Мешков и Евгений Иванов проявили себя достойно.

Сложно судить, как будет дальше, – помощник командира АК-044 мичман Олег Толкачев уже немало передумал о своей дальнейшей службе. – Однако из-за того, что стану, как предполагается, главным корабельным старшиной, с флота не уйду. А насчет престижа скажу одно: о нас в бригаде судят не по погонам, а по делам.

Командир речного тральщика старший мичман Василий Мешков на ходовом мостике также не случайный человек. Служил на Камчатке, в нынешней должности уже больше пяти лет:

Нужно оставаться командиром в любых обстоятельствах. А на деле старший боцман и я будем в равных званиях – главными корабельными старшинами.

Сейчас если должности техников, старшин рот и команд, инструкторов, начальников учебных кабинетов еще можно заместить главными корабельными старшинами, то с командирами катеров, которые по статусу – корабли 4 ранга, ситуация сложнее. Таковых на Каспийской флотилии немало. Кроме восьми катеров и тральщиков, в бригаде ОВР есть еще «мичманские» десантные катера типа «Серна». Водолазными и пожарными катерами также командуют мичманы. На подобных «единичках» к упраздняемым категориям относят помощников командиров и командиров электромеханических боевых частей.

Сокотра, «Волна» и ветераны флота

- Возможно, что сегодня флот просто не готов в одночасье отказаться от мичманов, которые служат на боевых кораблях, – говорит командир большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников» ТОФ капитан 2 ранга Андрей Кузнецов. – И причина тут одна: их некем заменить.

Ведь для того чтобы подготовить хорошего специалиста для службы на боевом корабле, требуются годы. А большинство мичманов связали судьбу с флотом, подобно офицерам, на всю жизнь. Причем если офицер в ходе служебной карьеры нередко меняет место службы, то эта категория военных моряков, как правило, накрепко привязана к одному кораблю. Могу назвать многих мичманов, которые служат в экипаже «Маршала Шапошникова» больше десятка лет начиная со срочной. Среди них, например, старшины команд машинистов-газотурбинистов и боевой части связи мичманы Андрей Агарев и Сергей Новиков.

А старшина команды артиллерийских радиометристов старший мичман Николай Карпа, который через год уволится в запас (ему уже за 40), и меня учил в лейтенантскую бытность, а ныне щедро передает опыт молодым, в том числе матросам-контрактникам.

Мичманы – это люди, умеющие не только обслуживать технику и вооружение, но и ремонтировать ее, не дожидаясь заводских специалистов. Тот же мичман Агарев сколько раз выручал экипаж в море, если что-то выходило из строя! Причем в их руках любая, даже несовременная техника может нормально действовать, что немаловажно в условиях дефицита финансовых средств на ремонт либо приобретение новой. Помню, на боевой службе в 2003 году в Индийском океане, когда стояли у острова Сокотра, встречались со сторожевым кораблем «Сметливый» Черноморского флота России, в экипаже которого служили несколько мичманов в возрасте, мягко говоря, преклонном. Так вот эти ветераны так подготовили к учебному бою старый зенитно-ракетный комплекс «Волна», что отстрелялись на «отлично».

Конечно, сейчас качественно меняется корабельный состав, на смену матросам, проходящим службу по призыву, набираем контрактников, что и предполагает постепенный переход всего экипажа на профессиональную основу. Но эти молодые люди пока еще не готовы связать судьбу с Военно-морским флотом таким узлом, как это сделали наши мичманы. И вообще контрактники по профессиональной подготовке не готовы в ближайшее время заменить тех же старшин команд. Для этого, повторюсь, потребуются годы и годы.

Найти равноценную замену?

Недавно мы встретились с командирами трех ведущих бригад наводных кораблей Черноморского флота РФ: охраны водного района, ракетных катеров и спасательных судов, побеседовали с командованием флотского вертолетного полка, представителями кадровых органов. Мнение одно: в свете намеченных перемен обеспечить комплектование экипажей классными, подготовленными специалистами будет очень непросто. Дело в том, что обслуживание корабельного оружия и боевой техники требует не только глубоких специальных знаний, но и практического опыта, который приходит с годами. А мичманы, отдавшие службе на кораблях полтора-два десятка лет (а некоторые и более) в совершенстве освоили технику и в полной мере с ней на ты. Носители практического опыта, они настоящие профессионалы, надежная опора командиров кораблей, полков, эскадрилий, батальонов и рот. В случае необходимости они заменяют офицеров. Более того, молодые офицеры сами нередко обращаются за конкретной помощью к опытным мичманам.

Недавно побывали на двух боевых кораблях, экипажи которых отличились в ходе операции по принуждению Грузии к миру. Это МПК «Суздалец» капитана 3 ранга Вадима Джанунца и ракетный катер капитана 3 ранга Игоря Воробьева.


По штату командир десантного катера типа «Серна» - мичман


Командиры, награжденные орденами, тепло и уважительно отозвались о мичманах, подчеркнули их важную роль в решении поставленных перед экипажами задач. Джанунц, например, отметил мастеров военного дела старшину турбомоторной команды БЧ-5 МПК мичмана Александра Кукурузу, старшину зенитно-ракетного комплекса БЧ-2 старшего мичмана Александра Михневича (кстати, опытнейшего специалиста в их дивизионе) и техника электронно-вычислительной группы мичмана Евгения Новосада. А капитан 3 ранга Игорь Воробьев назвал старшего боцмана, старшин команд ракетного оружия, малой зенитной артиллерии и РЭБ – старших мичманов Валерия Лескина, Виктора Штефана, Валентина Носатова и Дмитрия Порватова. Причем отметил, что двое из них еще принимали катер у «промышленности» и вводили его в состав сил постоянной готовности. Их знания и опыт не вызывают сомнений: они могут выйти из любых сложных ситуаций.

Такого рода «зубры» есть и в полку морской пехоты ЧФ. Это прапорщики, побывавшие в Чечне, Ингушетии и Грузии, в других «горячих точках». Их боевой опыт бесценен. Они обучают морпехов тому, что нужно на войне. К их советам прислушиваются офицеры.

Побывали и в управлении кадров ЧФ РФ. В отделе, который занимается мичманами и прапорщиками, сообщили, что в отношении мичманов есть только ориентировки. И речь идет о сокращении всего лишь 30 процентов военнослужащих этой категории.

Заглядывая в перспективу, надо учесть специфику Черноморского флота РФ: набрать необходимое количество военнослужащих-контрактников с российским гражданством для службы на украинской территории взамен увольняемых в запас мичманов и прапорщиков будет сложно.

Легендарные «технари»

Начальник отделения организационного отдела ОМУ штаба Тихоокеанского флота капитан 1 ранга Анатолий Ступаков, прошедший в свое время путь от командира БЧ-3 до командира МПК, рассказывает:

Мичманы появились на флоте в начале 70-х годов прошлого столетия при переходе матросов и старшин на трехгодичную срочную службу. Техника становилась все сложнее, и мичманов назначали старшинами команд и командирами групп. На МПК по штату их было 15. Конечно, боцмана, баталера и кока-инструктора сложно отнести к техническому составу экипажа. Но остальные – технари стопроцентные.

С большим удовольствием Анатолий Иванович вспоминает опытных и надежных мичманов, с которыми довелось ему служить. К примеру, одним из лучших гидроакустиков на ТОФ был мичман Владимир Смолянов. Кстати, благодаря именно ему бригада много раз завоевывала приз главкома ВМФ по поиску и «уничтожению» подводных лодок. Смолянов одним из первых стал мастером военного дела. Неоднократно на максимальных дистанциях обнаруживал иностранные субмарины, дежурившие у границы наших территориальных вод. Многие это помнят и подтвердят. А ведь чтобы подготовить такого специалиста, требовалось два года учебы в школе техников и затем как минимум три года службы на корабле. Причем ходовом.

Большинство мичманов честно и добросовестно выполняли свои служебные обязанности, были примером для срочников как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях, – говорит капитан 1 ранга Ступаков. – Вспоминаю, какую самоотверженность проявили они при спасении оставшихся в живых и оказавшихся после катастрофы в воде членов экипажа малого ракетного корабля «Муссон». Не раз слышал, как уверенно и бесстрашно действовали мичманы во время случавшихся на флоте пожаров. И в этом нет ничего удивительного: ведь мичман, прослуживший несколько лет на корабле, прекрасно знает его устройство, а в боевом посту, отсеке ориентируется с закрытыми глазами.


Инструктор по парашютно-десантной подготовке морской пехоты гвардии прапорщик Мади ТУРАШЕВ


Конечно, мичманы разные встречались. Некоторые – перекати поле. Год-два – и начинают тяготиться службой. Но очень много и таких, для кого она стала смыслом всей жизни. На атомных подводных лодках, больших противолодочных кораблях можно встретить мичманов, которым уже перевалило за сорок пять. На них, без преувеличения, во многом и держится боеготовность этих подлодок и кораблей.

Кроме того, на кораблях 3 ранга (например, МПК) мичманы несут вахту дежурного по кораблю, могут на время заместить командиров боевых частей, назначаются командирами расчетов и аварийных партий. Имея среднее техническое образование, затем, получив высшее, они нередко становятся офицерами. А если и не становятся, все равно в глазах подчиненных выглядят «почти офицерами».

Например, на гвардейском ракетном крейсере «Варяг» служит гвардии лейтенант Олег Строков, который, будучи молодым мичманом, принимал корабль от «промышленности». Благодаря ему в начале двухтысячных годов, когда изменились штаты, удалось с минимальными усилиями написать новую книгу корабельных расписаний. Потому что лучше его устройство и организацию корабля никто не знает. Командиры корабля, старпомы, помощники менялись. Два, три, четыре года – и уходили. Это понятно: надо расти! А Строков – старожил корабля. Поэтому и стал одним из авторов основного документа, по которому сейчас живет экипаж.

На берегу, согласен Ступаков, иного мичмана или прапорщика может заменить старшина, сержант и даже гражданский человек. На корабле это сделать очень сложно. Техника совершенствуется. Есть работа, на которую не способен старшина и которую не будет делать офицер. Только мичман. Уйдет он – и конкретный механизм остановится.

У старшины в зависимости от специальности может быть максимум пятый разряд. Если поставить на его должность мичмана, имеющего сейчас, к примеру, девятый разряд, то он потеряет в деньгах. Кто на это согласится? Выход один: мичман на должности старшины должен получать довольствие по своему прежнему разряду. При этом нельзя забывать, что мичман после долгих лет службы имеет, согласно законодательству, ряд социальных льгот. Старшина же, выслуживший те же сроки, таких льгот не имеет.

Ми́чман (от англ. midshipman ( middle ship man ) , дословно - «средний корабельщик») -корабельное воинское звание военнослужащих в ВМФ (ВМС) ряда стран.

Военная квалификация и служебное положение лиц, которым оно присваивалось, неоднократно изменялись. Изначально звание присваивалось морякам парусного флота, исполнявшим соответствующую должность. Мичманы несли службу на крупных парусниках примерно посередине палубы (отсюда и название должности) и обеспечивали точное исполнение командой приказов капитана или вахтенного начальника, которым поставленные паруса зачастую ограничивали обзор средней и носовой части палубы. Для наработки практики на эту должность зачастую назначали кандидатов на производство в офицерский чин (гардемаринов).

Воинское звание мичмана существует сегодня в ВМФ (ВМС) некоторых других государств. В Великобритании, например, оно присваивается курсантам старшего курса военно-морского колледжа, в США - курсантам военно-морского училища (военно-морской академии).

В русском флоте звание мичман впервые введено в 1716 году как унтер-офицерское.

В последующем, с 1732 до 1917 (исключая 1751−1758, когда мичманы вновь относились к унтер-офицерам) мичман - первое обер-офицерское звание на флоте, соответствовало поручику в армии.

Звание мичмана присваивалось гардемаринам, успешно выдержавшим теоретический и практический экзамены. Мичманы назначались на должности командиров артиллерийских башен кораблей, командирами плутонгов противоминной артиллерии, штурманами малых боевых кораблей и так далее.

СССР

В советское время воинское звание мичмана впервые было введено Постановлением СНК СССР от 30 ноября 1940 года как высшее звание для старшин ВМФ , морских частей пограничных и внутренних войск. Это постановление действовало до 1972 года.

До введения погон в 1943 году знаками различия мичманов были нарукавные нашивки - четыре полоски узкого золотистого галуна под суконной звездой красного цвета.

В 1943 году, в связи с введением погон в Вооруженных Силах СССР, для мичманов были установлены съёмные погоны на пуговице с трапециевидным верхним срезом, с, так называемым, «старшинским молотком»: узкий галун золотистого цвета вдоль продольной оси до пересечения с широким поперечным галуном в верхней трети погона.

В последующем форма погон и знаков различия на них менялась.

В 1955 году были введены нашивные погоны на шинель и китель (двубортный мундир) без пуговиц с косым верхним срезом, узкий продольный галун был заменён на более широкий.

В 1963 году были изменены знаки различия на погонах: поперечный галун был отменён, а продольный достиг верхнего среза.

В связи с введением с 1 января 1972 года в Вооружённых Силах СССР института прапорщиков и мичманов (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1971) военнослужащие в звании мичмана стали представлять собой отдельную категорию личного состава ВМФ (на кораблях, судах, в береговых частях боевого обеспечения ВМФ ) и морских частей пограничных и внутренних войск. По своему служебному положению, обязанностям и правам они так же, как и прапорщики, имеют статус, близкий к младшим офицерам, являются их ближайшими помощниками и начальниками для матросов (солдат) и старшин (сержантов) одного с ними корабля (части).

В связи с этим, изменились знаки различия мичманов - для них были введены погоны нового образца без просветов, на котором вдоль продольной оси расположены две звёздочки.

С 12 января 1981 года в ВМФ СССР (на кораблях, судах, в береговых частях боевого обеспечения

Получал он свои бешеные деньги по причине сумасшедшей выслуги. Командир нашел его у подводников, на спасательной лодке «Ленок», и уж как он его оттуда вытащил - одному Богу известно. Но только когда финансист принес мне на подпись зарплатную ведомость, первую с участием деда, и я увидел в ней дедову выслугу, то сразу понял, что столько не только не прослужу, но и не проживу.

Хоть Дед и пришел к нам с подводных лодок, но в дело своё вошел быстро. Матросы его дико боялись, и дико уважали, потому что через месяц от него на корабле не было тайн. Страстный рыбак, стоило кораблю встать на рейде или лечь в дрейф, как тут же организовывал на юте рыбалку в промышленных объемах. И приглашал на неё всех желающих. Однажды на моих глазах вместе со своими нукерами вытащил посредине Атлантики с километровой глубины морского окуня весом 76 килограмм. Семьдесят шесть - специально взвешивали. В Индийском океане вылавливал каких-то морских гадов, которых нет ни в одной энциклопедии. Там же как-то прямо на ходу надергали полторы тонны(!) тунца. Короче, с дедом на корабле проблем со свежей рыбой в любых количествах не было никогда.

Проводить последний советский корабль (а наш «Пантелеев» реально был таковым: мы проходили все испытания с советским военно-морским флагом, потом подняли его при принятии флотом, а уже через две недели поменяли на российский) к месту постоянного базирования прибыл Главком ВМФ адмирал Феликс Громов. Прибыл настолько неожиданно, что ничего не пришлось красить и надраивать. С ним приехала целая куча столичных и местных адмиралов - и все желали проверить, как мы готовы к переходу из Балтийска во Владивосток.

Вся эта адмиральская камарилья поднимается на корабль, командир рапортует Главкому. И тут из-за спины командира под старпомовское шипение вырисовывается широко улыбающееся лицо Деда. И что вы думаете? Грозное лицо Главкома расплывается в ответной улыбке. Он отодвигает командира, и идёт к деду, делая по дороге жест рукой адмиралам: мол, идите и смотрите.

Адмиралы идут, командир и старпом смотрят на происходящее с немым изумлением. Попробуйте и вы оценить её с точки зрения военного чинопочитания. Тут не столько адмирал разговаривает со старшим мичманом. Тут старший мичман периодически бьет адмирала по плечу. И до командира долетают обрывки фраз Деда: «Да ладно звездеть!», «Ой, испугал ежа голой жопой!»

Адмирал же в ответ бьёт шапку оземь (то есть, об палубу), демонстрирует Деду лысину, клянётся мамой, распахивает шинель и показывает орденские планки до пупа. А Дед как бы пытается их у адмирала оторвать, проверяет на прочность. И от сюрреализма всего происходящего у командира со старпомом едет крыша.

Крыша ехала где-то минут сорок, всё то время, пока Дед лихо пикировался на юте с Главкомом. Наконец Главком пальчиком подозвал к себе Командующего Балтийским флотом (тот сам был в шоке, поэтому подлетел на цирлах), сказал: «Акт подпиши, у них всё нормально», и снова повернулся к Деду:

Григорич, будешь в Москве - заезжай. В баньку сходим, на охоту съездим, - и пошел с корабля. Вслед за ним шумной стайкой слетели проверяющие адмиралы, расселись по своим «волгам», и на корабле повисла мёртвая тишина. Она давила и наваливалась.

Деда, а скажи-ка, откуда ты Главкома знаешь? - вкрадчиво прервал тишину командир.

Я на «Адмирале Сенявине» старшиной на главном калибре служил. Уже в авторитете был. Вот он и пришел ко мне командиром группы управления, лейтёхой. Я его пять лет уму-разуму учил… Дай-ка вспомню, где-то в самом начале 60-х…

Снова воцарилась тишина. Она настолько затягивала, что прервать её решился я. Со всем возможным пиететом и нежностью:

Деда, а ничего, что мы тебя на «ты» называем, и по твоему кораблю в обуви ходим?

Да идите вы нахер, салабоны!

То, что мы тут все салабоны и зелень подкильная, сомнению не подлежит, - это подошел старпом, провожавший адмиралов. - Ты скажи, дед, какого хера ты тут делаешь?

Не понял, - вскинул глаза старший мичман Терехов, главный боцман «Адмирала Пантелеева».

Ну, на этой жестянке, - продолжал старпом. - С канатами и макаками носишься, вместо того, чтобы папочку в Москве носить? - макаками, обезьянами и гоблинами старпом называл любимый личный состав.

А-а-а, - ответ Дед. - Звал он меня. Только чего я там делать буду? Мне тут сподручнее. Привык. Ты куда, стервец, краску понёс? - это он уже выхватил глазом очередного гоблина пытавшегося под общую неразбериху что-то куда-то утащить…

Старший мичман Терехов начинал служить в 1953-м году, сделал десяток боевых служб на кораблях и два десятка автономок на подводных лодках, дизельных и атомных, на пенсию вышел в 1998-м. И сейчас, в свои 83 года, выглядит здоровее многих нас.

И два раза в неделю, в любую погоду ездит в бухту Патрокл с удочками. И всегда возвращается с уловом.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама