THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

О рассказе

Отзыв к рассказу легенде Льва Толстого «Как гуси Рим спасли»

В детской сказке Льва Толстого раскрывается исторически подлинное событие. И сейчас великий классик предстаёт уже в другом статусе: он историк, способный анализировать, к чему призывает своих маленьких читателей. Интересно название, которое выбрал писатель для своей сказки. Малыши сразу, начиная с заглавия произведения, окунулись в проблему: как могли домашние птицы спасти целый Рим? Они начинают искать решение этой проблемы, ответ на свой вопрос. Получится это у них? Да, потому что любую сказку, предложенную Львом Николаевичем в его книге, дети читают со своими старшими взрослыми помощниками: мамами и папами, бабушками и дедушками.

Пересказ

Ещё до рождества Христова жили, враждуя между собой, два народа: галлы и римляне. Тяжёлая была битва, когда галлы пошли в нападение. Некоторые римляне вынуждены были бежать прочь из города. Другие решили укрыться в Кремле (Капитолии). В городе галлы нашли только сенаторов, которых безжалостно убили, а потом сожгли город. В Капитолий галлы не смогли добраться, но очень хотели поживиться теми богатствами, которые были спрятаны в кремле. Капитолий был надёжно защищён от неприятелей стенами, воротами и крутым обрывом. Обрывом воспользовались коварные враги, поддерживая друг друга и передавая наверх своё оружие. Взобраться по обрыву им удалось настолько тихо, что ни одна собака не всполошилась. Перед галлами возникла кремлёвская стена, которую они тоже решили взять штурмом, но гуси, находящиеся недалеко от высокой стены, зашумели и громко захлопали крыльями. Римляне стали просыпаться и сбрасывать галлов вниз. Враги падали и увлекали вместе с собой ещё нескольких уже подобравшихся к самому верху стены. В ход пошли брёвна и камни, подоспевшая военная помощь помогла освободить Рим от галлов. У римлян теперь есть праздник, во время которого чествуют гусей, а собаке выказывают презрение.

Главная мысль сказки

В тексте произведения жители надеялись на собаку, которая должна была охранять от врагов участок, вверенный ей хозяином. Но и люди не должны были расслабляться в то время, когда начались военные действия. Римлянам казалось, что обрыв надёжно защищает их Капитолий. Это и заставило их успокоиться и ослабить охрану. Хорошо, что гуси почувствовали чужих людей и подали голос. Содержание сказки наглядно демонстрирует, что нельзя терять бдительность в опасных ситуациях, тогда нельзя будет никого застать врасплох.

Читайте рассказ древнеримскую легенду русского писателя Льва Николаевича Толстого «Как гуси Рим спасли » онлайн бесплатно и без регистрации.

В 390-м году до P. X. дикие народы галлы напали на римлян. Римляне не могли с ними справиться, и которые убежали совсем вон из города, а которые заперлись в кремле. Кремль этот назывался Капитолий. Остались только в городе одни сенаторы. Галлы вошли в город, перебили всех сенаторов и сожгли Рим.

В середине Рима оставался только кремль - Капитолий, куда не могли добраться галлы. Галлам хотелось разграбить Капитолий, потому что они знали, что там много богатств. Но Капитолий стоял на крутой горе: с одной стороны были стены и ворота, а с другой был крутой обрыв. Ночью галлы украдкою полезли из-под обрыва на Капитолий: они поддерживали друг друга снизу и передавали друг другу копья и мечи.

Так они потихоньку взобрались на обрыв, ни одна собака не услыхала их.
Они уже полезли через стену, как вдруг гуси почуяли народ, загоготали и захлопали крыльями. Один римлянин проснулся, бросился к стене и сбил под обрыв одного галла. Галл упал и свалил за собою других. Тогда сбежались римляне и стали кидать бревна и каменья под обрыв и перебили много галлов. Потом пришла помощь к Риму, и галлов прогнали.

С тех пор римляне в память этого дня завели у себя праздник. Жрецы идут наряженные по городу; один из них несет гуся, а за ним на веревке тащат собаку. И народ подходит к гусю и кланяется ему и жрецу: для гусей дают дары, а собаку бьют палками до тех пор, пока она не издохнет.

Главные герои рассказа Льва Толстого «Как гуси Рим спасли» — обычные домашние гуси, жившие в городе Риме. В далекие времена галлы напали на римлян и захватили город Рим. Не захваченным оставался только Капитолий, стоявший на крутой горе и окруженный стенами.

Ночью галлы взобрались по обрыву и стали перелезать через стену. Они делали это настолько тихо, что даже собаки не услышали их. Но галлов услышали гуси, жившие в Капитолии. Они стали громко гоготать и разбудили римлян. Римляне отбили нападение галлов на Капитолий, а вскоре к ним подоспела помощь, и галлов прогнали из Рима.

С тех пор римляне отмечают особый праздник в честь гусей, которые спасли их город от врагов.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Толстого «Как гуси спасли Рим» заключается в том, что в условиях военных действий никогда нельзя терять бдительность, даже будучи уверенным, что враг не нападет. Римляне, оборонявшие Капитолий, были уверены, что галлы не нападут на них со стороны крутого обрыва, но галлы именно это и сделали, чуть не захватив Капитолий. Только чуткий слух гусей помог избежать беды.

Рассказ Толстого учит быть бдительным и осторожным, не переоценивать уровень своей защищенности.

Какие пословицы подходят к рассказу Толстого «Как гуси Рим спасли»?

Беспечному сон сладок.
Бдительного воина врасплох не застанешь.
Держи ухо востро.

Гуси спасли Рим

Несколько тысячелетий назад галльские племена напали на Рим, получили его штурмом и окружили Капитолий (цитадель, центр религиозного культа), в котором скрывалось населения города. И заставить защитников Капитолия сложить оружие им не удалось. Тогда они втайне ночью пробрались к Капитолийского холма и разоружили стражу. Галлы сделали это так тихо, что даже собаки не слышали. И гуси, которых забыли днем накормить, не спали. Заґелґотавшы, они разбудили римских воинов, и те вовремя отбили нападение врага. Фразеологизм «гуси спасли Рим" употребляют, когда характеризует незначительную вещь или ситуацию, неожиданно может иметь серьезные последствия.

Далеко коротком к зайцу

Слово "короткий" ассоциируется с зайцем, у него короткий хвост. Однако раньше так называли охотничьих собак. Куцый медленнее зайца, потому что он только бегает, а заяц еще и прыгает, поэтому в погоне за добычей короткий всегда отставал. Значение фразеологизма "далеко коротком к зайцу" - не ровня.

Дамоклов меч

Происхождение фразеологизма связано с именем Дамокла, придворного любимца греческого тирана Дионисия. Однажды во время обеда Дамоклов очень восхвалял обладателя, с завистью говорил о нем, считая его самым счастливым человеком в мире. Дионисий решил проучить завистника. Во время пира он приказал слугам посадить Дамокла на трон. Тот был на седьмом небе от радости. И вдруг увидел, как над его головой на конском волосе повис острый меч, в любой момент мог оборваться и убить. Дионисий объяснил, что это символ опасности, всегда нависает над тем, кто имеет безграничную власть.

С тех пор выражение "дамоклов меч" употребляют, когда речь идет о постоянной смертельной опасности,

Данте ад

Самым известным произведением итальянского поэта Данте Алигьери является "Божественная комедия", в которой описаны реалии потустороннего мира, куда человек попадает после смерти. Поэт очень подробно рассказал о девяти кругов ада, в каждом из которых души умерших терпят муки за определенный грех.

Фразеологизм "Данте ад" употребляют в двух значениях: пороки любого общества - эгоизм, несправедливость, мстительность, алчность, распущенность; тяжелые, трагические, смертельно опасные для человека ситуации, в которые она попадает.

Двуликий Янус

Древние римляне верили в существование бога времени Януса. Согласно мифу, когда он был царем страны латинян Лациума, от всесильного Сатурна получил дар видеть прошлое и будущее. За эту способность Януса стали изображать двуликим: его молодое лицо обращено в будущее, а старое смотрит в прошлое. Впоследствии этот герой превратился в двуликого бога времени, начала и конца, охранника входа и выхода. Он также был покровителем военных начинаний, имел храм, двери которого открывались во время войны, а в мирное время были закрыты.

Впоследствии словосочетание "двуликий Янус" потеряло первоначальное значение. Теперь этот фразеологизм используют, когда говорят о человеке неискреннее, лукавую, Двуликий.

Девять муз

Музами древние греки называли девять дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, которые стали покровительницами разных искусств и наук. их изображали в виде прекрасных женщин с вдохновенными лицами. Каждая из них держала атрибут (предмет или инструмент) своей отрасли: Калиопи (муза эпической поэзии) - табличку и палочку для письма; Клио (муза истории) - большой свиток папируса; Эвтерпа (покровительница лирической поэзии и музыки) - флейту; Терпсихора (муза танца и хорового пения) - большую лиру; Эрато (муза любовной поэзии) - малую лиру; Мельпомена (муза трагедии) - трагическую маску; Талия (муза комедии) - комическую маску; Полигимния (муза религиозной поэзии) имела покрывало на голове; Урания (муза астрономии и геометрии) держала шар и циркуль. Руководил музами бог Аполлон.

Музы должны были исполнять художников вдохновением, поэтому, когда нет вдохновения, художники говорят: меня покинула муза.

Летописные записи древнеримских историков во многом ложатся в основу наших знаний о том далеком периоде, когда росла и процветала великая И принято считать, что римские легенды (равно как и греческие) не лгут. Но стоит ли слепо доверять таким источникам? Ведь во все времена бывали случаи, когда нелепыми рассказами стремились прикрыть собственную халатность. А летописцы, как и все прочие люди, во многом полагались на рассказы очевидцев, а не на проверенные факты. Яркий тому пример - легенда о том, как гуси спасли Рим.

Говорят об этом чудесном спасении с той самой поры, как в 390 г. до н.э. из-за чуткости гусиного племени воинственные галлы не смогли тайком захватить Капитолий, где были заперты осажденные защитники Вечного города.

Как писал позднее великий римский историк Тит Ливий, галлы нашли тайную тропу, по которой поднялись на вершину Капитолия и смогли взобраться на стены укрепленного Кремля. Измученные голодом и усталостью воины-римляне крепко спали. Даже не услышали, как подкрались в темноте враги.

Но римлянам повезло. Совсем рядом с тем местом, куда подошли нападавшие, впритык к крепостной стене стоял храм в котором жили ее священные птицы - гуси. Несмотря на свирепствовавший среди осажденных голод, храмовые гуси оставались неприкосновенными. Они и почувствовали беду. Закричали, захлопали крыльями. Разбуженная шумом стража и подоспевшие к ней на помощь отдыхавшие воины сумели отбить нападение. С тех пор и говорят, что гуси Рим спасли.

С той поры минуло больше 1000 лет. Но о том, как гуси спасли Рим, его жители помнят. В честь этого события в Риме по сей день устраивается праздник, во время которого весь народ чествует спасителя-гуся и убивает собаку, виновную лишь своей принадлежностью к собачьему роду. Во все языки мира вошла крылатая фраза о том, как гуси спасли Рим. Говорят так, когда хотят сказать о счастливой случайности, спасшей от огромной беды.

Вот только у зоологов этот исторический факт вызывает серьезные сомнения. Ведь как бы ни была измучена собака, как бы крепко она ни спала, слух и чутье у нее работают. Обученная сторожевая собака (а именно такие содержались на службе у римлян) не могла пропустить приближение врага. Собака должна была почуять и услышать крадущихся в темноте галлов на расстоянии около 80 м. Даже если допустить максимальные значения, четвероногий сторож должен был поднять тревогу, когда враг подошел на расстояние 20-25 м. Если сомневаетесь, попробуйте незаметно подойти к незнакомой спящей собаке. И убедитесь сами.

А теперь - о способностях гусей. В качестве сторожей гуси никогда не использовались. И это не удивительно. Потому что основной «сторожевой» орган у них, как и у других птиц, - острое зрение. Ни услышать, ни почуять приближение постороннего на значительном расстоянии гуси не могут. Лишь на расстоянии в 3-4 м гуси, даже находясь за прочной стеной, каким-то образом чувствуют приближение человека и проявляют признаки встревоженности. Но это не шумное поведение, способное разбудить крепко спящих солдат, а лишь недовольное тихое гоготание. Если только угроза не приближается непосредственно.

Так как гуси спасли Рим? Ведь выходит, эта легенда откровенно противоречит законам зоологии. Но история эта наделала в свое время столько шума, что сложно допустить ложь со стороны уважаемого римского летописца. Мы можем лишь гадать, как развивались события в реальности. Возможно, гуси проснулись не от приближения врагов, а от того, что голодные стражники решили тайком от всех полакомиться священной птицей. Ну а богам было угодно, чтобы этот грех стал спасением для города. Другой вариант: собак в городе на тот момент уже просто не осталось. Ведь они-то не считались а жители голодали настолько, что в пищу уже шли кожа сандалий и щитов. И, наконец, версия третья. Пожалуй, самая надуманная. Тем не менее, возможно допустить, что Тит Ливий и вслед за ним все человечество иносказательно назвал «собаками» подкупленных предателей-стражей, а «гусями» - кого-то из воинов-галлов (кельтов), предупредивших консула Марка Манлия о нападении и предательстве. Ведь именно у них гусь испокон веков был птицей священной. Но открыто признать этот факт римлянам не позволяли ни гордость, ни тактические соображения.

Как все было на самом деле, нам уже никогда не узнать. Но за гусями навечно закрепилась слава спасителей великого на семи холмах.

Сначала, как водится, цитата из классиков:
«В 390-м году до р. X. дикие народы галлы напали на римлян. Римляне не могли с ними справиться, и которые убежали совсем вон из города, а которые заперлись в кремле. Кремль этот назывался Капитолий. Остались только в городе одни сенаторы. Галлы вошли в город, перебили всех сенаторов и сожгли Рим. В середине Рима оставался только кремль - Капитолий, куда не могли добраться галлы. Галлам хотелось разграбить Капитолий, потому что они знали, что там много богатств. Но Капитолий стоял на крутой горе: с одной стороны были стены и ворота, а с другой был крутой обрыв. Ночью галлы украдкою полезли из-под обрыва на Капитолий: они поддерживали друг друга снизу и передавали друг другу копья и мечи.
Так они потихоньку взобрались на обрыв, ни одна собака не услыхала их.
Они уже полезли через стену, как вдруг гуси почуяли народ, загоготали и захлопали крыльями. Один римлянин проснулся, бросился к стене и сбил под обрыв одного галла. Галл упал и свалил за собою других. Тогда сбежались римляне и стали кидать бревна и каменья под обрыв и перебили много галлов. Потом пришла помощь к Риму, и галлов прогнали.
С тех пор римляне в память этого дня завели у себя праздник. Жрецы идут наряженные по городу; один из них несет гуся, а за ним на веревке тащат собаку. И народ подходит к гусю и кланяется ему и жрецу: для гусей дают дары, а собаку бьют палками до тех нор, пока она не издохнет».
Л.Н.Толстой. Собр. соч. в 22 т. Т.10.

С самого детства мне не верилось в эту историческую байку, а тут решил проверить, почему же так опозорилась и стража, и сторожевые псы. Ну, стража заснула. А собаки?
И вот что выяснилось:

«После многочисленных проверок оказалось, что самая чуткая собака способна в безветренную погоду обнаружить дичь или человека на расстоянии примерно в ВОСЕМЬДЕСЯТ шагов. Чутье волка не уступает собачьему».
http://zoosite.ru/v2/1045

О собачьем слухе пишут разное, но разброс идет где-то от 24 до 250 м – видимо, в зависимости от породы, погодных условий и т.д.
При этом я не думаю, что в качестве сторожевых оставили в Капитолии самых глухих псов.
По собственному опыту знаю, что сторожевая, цепная, собака начинает беспокоиться, когда ты подходишь к охраняемой зоне (соседскому приусадебному участку) метров на 20. Это при условии, что твой запах ей знаком, и она не видит в тебе врага. Просто надо подать сигнал хозяевам. Если ты идешь мимо, вдоль забора, метров за 10 от будки – начинается такой концерт, что его слышно на другом конце деревни через рев трактора, даже если этот Гром спал в будке беспробудным сном.
А так ли чувствительны гуси?
Вот Л.П.Сабанеев:
«Конечно, и пролетные гуси, раз-другой побывавшие в переделках, уже не станут подпускать ни в телеге, ни навершне (т. е. верхового), тем не менее, несмотря на то, что они редко проводят на озерах более недели, их убивается несравненно более, нежели коренных гусей. Последние на открытом месте редко подпустят охотника с ружьем и на 150 шагов».
Вот и всё, вроде бы. Снят вопрос. Но…
У гусей хорошее зрение. Они видят охотника, а не слышат его – ведь в отдыхающей на полях стае всегда есть опытные дежурные, этакая служба ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи). К тому же это – дикие гуси.
Я никогда не видел (и тем более, не слышал), чтобы домашние гуси беспокоились дальше 5 м от меня, даже на деревенской улице. Два метра – да, начинают недовольно гоготать, топая подальше на всякий случай.
А если в сарае (ну, нет у меня поблизости храма Юноны с гусями)? Не пробовал. Но нашел в Интернете такого любителя, Игоря Прохорова:
«Когда я служил в армии и ночью пошел однажды в деревню в самоволку, вот там я как раз и натолкнулся на этот феномен с гусями. Проходил по задворкам мимо одного сарая, а там сидели гуси. И когда я переступил некоторую незримую черту, они начали потихоньку галдеть. Я сразу остановился и стоял не шелохнувшись, даже дышать перестал. Думал, они успокоятся и я пойду дальше. Но ничего подобного. Они гоготали (негромко, правда) все то время, что я там стоял. А меня это заинтересовало и я стал исследовать этот феномен. И вот что вышло. Громкость их гогота прямо пропорциональна степени приближения к ним, начиная с некоторого граничного расстояния. По моим прикидкам, эта граница проходит на удалении 3-4м. Если производишь какие-то звуки на большем расстоянии, они не реагируют. Но когда переходишь эту границу, они сразу начинают реагировать. И реагируют не на звуки, а на само присутствие человека. Не знаю, что они там чувствуют - запах, электромагнитное поле или что иное - но только не звук. Слишком сильно к сараю я не приближался, т.к. боялся, что они так разорутся, что всю деревню на ноги поднимут. А я-то был в самоволке.

А вот теперь перейдем к римлянам. Гуси в Риме жили в каком-то храме и были священными животными какого-то римского бога. В качестве сторожей их никогда не использовали, как я думаю, по причине выявленной мною закономерности: они начинают гоготать, лишь когда незнакомец подойдет к ним на расстояние менее 3-4 м. А сторож должен реагировать на гораздо большую дистанцию. Храм этот, где обитали гуси, стоял впритык (?) к городской стене. И когда галлы уже перелезли через стены, они оказались слишком близко от гусей. Вот те и подняли гогот. Если бы галлы перелезли через стены хотя бы на расстоянии 10м от храма, гуси промолчали бы. Так что здесь римлянам просто повезло и не более».

А вот тут Игорь неправ. Даже если храм стоял на самом краю обрыва – надо было проснуться, взять оружие, подойти к стене – а ведь галлы должны быть уже на стене, чтобы гуси на них отреагировали. Не вяжется, не успевает консул Марк Манлий, чей подвиг живописал Тит Ливий, к стене.
Значит, тупик?

Но ответ прост, как нежинский огурец.
Обратимся еще раз к первоисточникам, и мы узнаем, что премией Марку от благодарных защитников крепости было не золото, которого в Капитолии лежали сотни килограммов, а дополнительная пайка хлеба и вина.
Осажденные римляне давно ГОЛОДАЛИ, в пищу уже пошли кожаные сандалии и щиты из дубленой бычьей кожи.
Не трогали только гусей, боясь гнева Юноны.
Вот они и разорались, когда кто-то из римлян решил закусить хотя бы одним гусиком, пока остальные воины спят. Но спали-то они вместе. Шевеление и долгое отсутствие товарища могло вызвать вопросы.
У кого автоматически оставалось безупречное алиби? А у стражи, ведь она «стояла на стенах».
Представьте теперь картину:
1. Голодная стража во главе с начальником отправляется ловить и жарить гуся.
2. Гуси, почуяв неминучую гибель, орут так, что будят Марка Манлия.
3. Тот застает начальника стражи с гусем в руках, как Остап Паниковского,
4. Кричит «Не трожь птичку!» и бросается на неохраняемую стену, к самому опасному месту – потайной тропе наверх.
5. Консул успевает вовремя, и римляне, вскочившие от этого переполоха, успешно отражают атаку галлов, так кстати и некстати пришедшуюся на гусиные разборки.

А вот дальше что? Римляне – ум честь и совесть своей эпохи, эталон воина – и вдруг такой некрасивый случай! А что потом Тит Ливий напишет? К тому же начальник стражи совершил святотатство, покусившись на храмового гуся, и жертва Юноне была просто необходима. И вот начальника стражи сбросили в пропасть с обтекаемой формулировкой «за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей», что и было зафиксировано историками.
И честь спасли, и преступника наказали, и богиню ублажили.

Интересный народ – историки. Ливий для них – авторитет, а вот зоологию они, похоже, со школы не любили, чтобы всякие там пустяки перепроверять с собачьим и гусиным слухом.

Рецензии

Володя, очень познавательно и убедительно. Жаль только красивую легенду. Но, прочитав вашу работу, вспомнила про соседских гусей - через два двора от меня жили. Точно, они не гоготали то и дело, когда к соседям кто-то приходил. Они гоготали только по утру и по вечеру, когда время кормления наставало. Или когда кого из них пускали на мясо. А так что бы сторожевую службу нести - не было такого. И на улице случалось сталкиваться со стаей гусиков - всё, как вы описали. Правда, был один дурной гусачина - кидался на прохожих. От него убегали, а он потом гордо шел к гусыням - прямо герой! Но надо было видеть этого героя, когда один из прохожих не убежал, а схватил его за длинную шею, приподнял над землей и помотал им в воздухе. Гусак возвращался к своему гарему понурый, опустив голову чуть ли не до земли. Жалко было смотреть.

О собаках не знала того, что у вас написано. Но ваши личные наблюдения все верные - сама сколько лет во дворе охранника держу.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама