THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЗЕИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗЕИ

(ООА)

Классный час

по теме «Совесть» в 3 классе

Саламаха Елена Николаевна

Учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 5

89143834524

salamonya 1@ mail . ru

город Зея,

2015 год

Краткая аннотация: разработка классного часа посвящена теме «Совесть». Во время занятия дети отвечают на вопросы: Что такое «Совесть»? Какие чувства сопутствуют голосу совести? Нужна ли человеку совесть? Что значит выражение «поступать по совести»? Какая совесть бывает чиста? Раскрывают смысл пословиц. Рисуют символ Совести. Учащиеся работают индивидуально, в группе и парах. Разработка будет полезна классным руководителям.

Оглавление

Введение 3

Основная часть 4

Список литературы 9

Приложения 10

Введение

Актуальность темы духовно-нравственного развития детей на современном этапе очевидна – сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, у людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Разработка различных работ по воспитанию духовных и нравственных ценностей у детей считается очень важной задачей.

Являясь основой нравственного сознания, совесть оказывает влияние на систему ценностей, моральный выбор, проявляясь в конкретных поступках. Поэтому рассмотрение понятия совести является актуальной и значимой.

Основная часть.

Классный час по теме «Совесть». 3 класс

Цель и задачи: помочь учащимся осознать чувство совести , как одно из морально - этических ценностей в обществе.

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть , стыд, раскаяние.

Познавательные УУД: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: развитие рефлексии «чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Ход занятия

    Организация деятельности (настрой на урок)

    Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

2. Создание проблемной ситуации.

Сегодня к нам в гости пришёл знакомый вам мультипликационный герой. (Лунтик).

Учитель вывешивает рисунок Лунтика.(Приложение 1)

А какой Лунтик по характеру? (Самый любопытный, любознательный, дружелюбный).

Вот и сегодня Лунтик попал в необычную ситуацию, которая его заинтересовала. Давайте посмотрим фрагмент этого мультика.

Смотрят мультфильм (до слов «а что такое совесть?»)

Ребята, так чего не знает Лунтик?

А теперь назовите цель нашего урока, используя слова - я узнаю, - я выясню и т.д . (Слова вывешиваются на доске).

Так вот, сегодня во время нашей с вами беседы мы поможем Лунтику понять, что такое совесть и выяснить, какую роль играет совесть в жизни каждого из нас.

3. Открытие учащимися нового знания

А как вы думаете, что такое совесть, как бы вы объяснили значение этого слова? (Выслушиваются мнения детей).

А где можно посмотреть значение этого слова? (Поиск определения в словаре Ожегова).

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Чтобы подчеркнуть важность и силу этого понятия, я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этим словом?

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».

Разбор каждого выражения. Работа в парах, каждой паре даётся выражение, которое они обсуждают, а затем объясняют, как они понимают это выражение.

Так что же такое совесть?

Нужна ли человеку совесть?

Что значит выражение «поступать по совести»?

Какая совесть бывает чиста?

4. Первичное закрепление во внешней речи.

- В народе созданы пословицы и поговорке о совести, вспомните их.

Работа в группах:

1группа. Соедини части так, чтобы получилась пословица.

    Совесть - глаз народа.

    Без совести и при большом уме не проживешь.

    От человека утаишь, а от совести не утаишь.

Раскрывают смысл пословиц

2 группа. Подберите слова близкие по смыслу к слову СОВЕСТЬ. (Стыд, добросовестность, ответственность)

Раскрыть смысл данных слов.

3 группа. Подберите слова противоположные по смыслу к слову СОВЕСТЬ. (Бессовестность, наглость и т.д.)

Раскрыть смысл данных слов.

Вывод: «Корзина идей». На доске корзина, учитель мелом записывает над ней слова, которые говорят дети, обсуждают. (Приложение 2)

- Так давайте объясним Лунтику, какой должен быть человек, который живёт по совести? (Отзывчивый, культурный, дисциплинированный, честный, добросовестный, добрый, искренний).

5. Самостоятельная творческая работа.

Ребята, нам дали задание нарисовать символ совести. Он должен быть простой и понятный всем.

(Дети рисуют свой символ совести, затем обсуждают что изобразил каждый).

Выставка символов на доске. Выбор лучшего.

6. Итог урока

Давайте подведём итог нашему занятию.

Разработка внеурочного занятия в 6 классе

«Что такое совесть»

Цель:

дать первое общее представление о понятии «совесть», а также уточнить значение таких нравственных категорий стыд, раскаяние;

Задачи:

Формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;

Побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, книги для чтения «Грамматика нравственности», 6 класс под ред. Э.П.Козлова, маршрутные листы, раздаточный материал

Ход мероприятия

  1. Оргмомент

Учитель : Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Что такое совесть?» Сегодня мы с вами постараемся ответить на этот вопрос.

Совесть! Без тебя нет во мне ничего,

возвышающего меня над животными .

Жан Жак Руссо

Для своей работы мы будем использовать маршрутный лист, который вы потом вклеите в свои рабочие тетради.

  1. Размышления над стихотворением .

Учитель : Ребята, давайте послушаем стихотворение «Солнышко души» (стр. 178 учебника «Грамматика нравственности», 6 кл., Э.Козлов) и запишем ответ на первый вопрос маршрутного листа, что такое солнышко души.

Вопросы:

1) Почему в душе каждого из нас иногда возникает боль? Как вы думаете, с чем это связано?

4) закончите фразу в маршрутном листе.

Солнышко души – совесть!

  1. Информационный блок .

Понятие совести в толковом словаре Ожегова:

Совесть – это ч увство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Понятие совести в большом энциклопедическом словаре:

Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Учитель : Из истории слова «совесть».

В некоторых языках (греч. συνείδησις, лат. conscientia, фр. conscience, итал. coscienza, англ. conscience, нем. Gewissen) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки «с»; это образование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия совесть и сознание.

О нашем нравственном понятии существует много афоризмов известных писателей, философов и пословиц.

Задание: из имеющихся у вас половинок составить верный афоризм или пословицу:

«Как ни мудри, а совесть не перемудришь»

«Совесть без зубов, а загрызет»

«Совесть не сосед - от нее не уйдешь»

«Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце» А.С. Пушкин

«Самое главное украшение - чистая совесть» Марк Тулий Цицерон

«Что такое совесть? Это компас среди неведомого» Виктор Гюго

Задание: Как вы понимаете эти афоризмы, пословицы?

Найти в книге для чтения другие афоризмы и пословицы (стр. 165-166). Записать один афоризм или пословицу в маршрутный лист.

  1. Проблемная ситуация

Учитель : Давайте послушаем пересказ сказки Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», и попытаемся ответь на вопрос, как изменилось поведение людей.

Что же произошло с людьми после того, как пропала совесть? (обсуждение)

Что происходит с человеком, когда в нем просыпается совесть?

Ответим на вопрос маршрутного листа: что является проявлением совести? (стыд )

Какие из пословиц и афоризмов наиболее точно описывают состояние героев сказки?

  1. Работа с ребусами.

Учитель : Ребята, давайте найдем понятия, спрятанные в ребусах стр. 166, которые нельзя соотнести с понятием совесть. Разгадайте ребусы и запишите их в маршрутный лист.

  1. Проблемная ситуация «Продолжи рассказ».

Учитель : Наверняка вам иногда приходилось наблюдать, как некоторые ребята на перемене громко разговаривают, задирают друг друга, могут даже грубо обозвать друг друга. Казалось бы, что тут особенного? Послушайте такую историю.

Однажды Глеб увидел, как его друг Саша громко спорил с Ириной, которая не соглашалась с его мнением и не уступала ему. Тогда Саша обидно обозвал Ирину. Девочке заплакала. Она не стала ничего говорить учительнице – она испугалась, что все в классе станут называть ее ябедой или еще хуже – предателем. Прошло несколько дней и все давно забыли о случившемся. Саша по-прежнему задирал девчонок, и они, вы не поверите, даже были рады этому - ведь Саша был лидером, и многие хотели с ним дружить. Ирина ходила грустная. Дни в школе бежали очень быстро, но у Глеба этот старый случай все никак не шел из головы. И вот однажды…

Звучат варианты детей.

  1. Подведение итогов. Рефлексия .

Учитель : Какие функции выполняет совесть, когда вы сомневаетесь, как поступить, или когда вы уже практически совершили ошибку (обманули, обидели…) Перед вами два предложения. В каждом пропустили глагол. Подумайте и запишите подходящий глагол в текст предложения:

  1. Перед трудным выбором совесть ……………….. , как должен поступить человек. Варианты: помогает, запрещает, подсказывает, разрешает.
  2. После ошибки совесть ………………. как сигнал тревоги: «Так нельзя! Исправься!»

Варианты: кричит, молчит, срабатывает, запрещает срабатывать.

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.
Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

Ученица.

Мы делаем для памятки зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна, не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Учитель : Ребята, давайте прочитаем следующие выражения:

«муки совести», «жить не в ладах с совестью». Как вы понимаете их смысл? С какими прилагательными употребляют слово совесть? (спокойная, чистая)

Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте подберем главное слово, запишем в листах:

На память о нашем занятии мне хотелось бы вам подарить по маленькой капельке совести, чтобы она помогла вам в сложной жизненной ситуации сделать правильный выбор.


Классный час.

«Совесть – это наш внутренний судья» (П.А.Гольбах)

Ход классного часа

    Организационно-мотивационный момент.

Я читаю стихитворение ( Слайд2)

Однажды предрассветною порой Три мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: – Что главное, скажите, в человеке?..

Учитель: Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос? Что главное в человеке?

Я вам предлагаю по работать по структуре ДЖОТ ТОТС , то есть один листочек делится на 4 части и на время каждый вписывается слова и кладет на центр) (3)

Ответы обучающихся: добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, скромность, тактичность и др.

Учитель: Ученик под номером 1 читает слова, которые написали ученики, Если у вас совпадения? Интересно у кого они совпали ?

Учитель: Далее продолжаю читать стих (4)

Конечно, разум – первый мне ответил. С ним каждый путь и правилен и светел. – Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: – Воля на пути, Которой нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, – заволновался третий. Послушайте, что строго он ответил: (пауза )… Невелика моя об этом повесть, Но главное у человека – совесть!

Учитель: Почему автор стихотворения считает главным в каждом – совесть.

(Ответы учеников) И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни. Ведь многое считают что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути поставленной цели все средства хороши. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть. (с- 5)

Тема нашего классногочаса: «Совесть-это наш внутренний судья»

Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ?

Учитель: Давайте послушаем учащихся под номером 3 . (выслушиваются ответы учеников). А теперь давайте обратимся к словарю и посмотрим, правы ли вы были?

Работа со словарями(читает ученик)

В словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение понятия «совесть»: совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. (6)

Учитель: Согласны ли вы с таким определением? Что бы вы добавили? Чего в нём не хватает? (свободные высказывания учащихся).

В словаре В.И.Даля даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление: «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития». (7)

Учитель: В словарной статье В.И.Даля приводятся пословицы и поговорки, связанные с этим понятием. И неслучайно. В устном народном творчестве отразились народные представления о добре и зле.

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами попробуем решить ребус. На каждом столе лежат файлы, в них отдельные слова и словосочетания, ваша задача составить пословицы.

1. Как не мудри, а совести не перемудришь. 1 группа

2. От человека утаишь, от совести не утаишь

3. Волосом сед, а совести нет. 2 группа

4. Платье черненько, да совесть беленька.

5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет. 3 группа

6 Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь

7. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека. 4 группа

8. Совесть - не повесть: в архив не сдашь.

9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится. 5 группа

10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.

Учитель: Разъясните смысл получившихся пословиц.(8)

(Ответы учеников)

Стыд и совесть почти синонимы, и не зря в народе говорится: есть стыд, есть и совесть.

Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни?И почему? На столе представлены слова. Вычеркните лишнее и дополните получившийся список, работаем структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН, обсуждаете в команде (9)

- бедность своих родителей;

- неряшливый вид;

- аккуратная, но не модная одежда;

- пренебрежение к окружающим;

- высокомерие;

- физические недостатки;

- некрасивые поступки;

- непрестижная работа родителей;

- твое «простое» происхождение;

- невежество, необразованность, безграмотность;

- вульгарная внешность;

-нецензурные выражения.

Проверяем совместно, отвечают ученики под номером

Учитель: У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнаёт об этом». А что значит – поступать по совести?

Учитель: На зеленных листочках у вас написаны ситуации ваша задачаобсудить и аргументировать свою позицию по поводу данной ситуации, работаем по структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (слайд9)

Ситуация 1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?(10)

Ситуация 2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2».Оцените действия мальчиков.(11)

Ситуация 3. Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю. Как на грех, в этом трясучем

автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей.(12)

Ситуация 4. Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?(13)

Ситуация 5. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. (14)

Обсуждение с детьми(15)

Учитель: Можно ли развивать свою совесть?.. Конечно. Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия ваших поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца. Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло. А в заключении послушаем притчу монаха Варнавы(Санина) (16)

Совесть

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий... На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал...

Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ - молчание. Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда... Зарыдал человек:

Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба - в сердце:

Здесь я...

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама