THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В статье рассматриваются вопросы необходимости изучения истории с младшего возраста, изучение истории параллельно со знакомством культурного наследия своей Родины. Представлены учебные пособия нового поколения, изданные в регионе, в соответствии с новыми концептуальными основами преподавания истории в общеобразовательных организациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ С НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Р.Г.ЯРУЛЛИНА

Татарстан, Алькеевский район, МКУ «Управление образованием»

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы необходимости изучения истории с младшего возраста, изучение истории параллельно со знакомством культурного наследия своей Родины. Представлены учебные пособия нового поколения, изданные в регионе, в соответствии с новыми концептуальными основами преподавания истории в общеобразовательных организациях.

Ключевые слова: культурно-образовательный проект, «Наследие Татарстана», Многонациональная Россия - многонациональный Татарстан»

Что дает нам изучение истории? Вопрос, который задавал сам себе, наверное, каждый человек. Ответ на него простой и очевидный – изучая прошлое, мы строим свое будущее, руководясь богатым опытом поколений, живших за много веков до нас. «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего»- такое определение было дано Николаем Карамзиным.

В современной школе возникает много вопросов: как привить детям любовь к изучению историю, как пробудить в них интерес? В традиционном школьном учебном плане предмет история появляется только в 5 классе. А что же ученики младших классов? Они еще слишком малы, чтобы знать историю своей страны? В начальной школе исторические события воспринимаются ярко, образно, опираясь на жизненный опыт детей.

Одним из путей решения в нашем регионе стало знакомство учащихся с 1 классов с историей и культурой своей Родины. Уже с 2014 года в школах реализуется республиканский культурно-образовательный проект «Культурный дневник первоклассника». Сейчас этот проект охватывает всю начальную школу и называется «Культурный дневник школьника». Культурный дневник-это брошюра, включающая базовую информацию о сфере культуры Республики Татарстан в доступной для детского восприятия форме, позволяющая познакомиться с обычаями и традициями, праздниками и играми разных народов. Главная «фишка» проекта- это то, что в дневнике фиксируется каждое посещение школьниками учреждений культуры. Наличие одноименного сайта, позволяет совершать и виртуальные экскурсии. Младшеклассники, набравшие по итогам года максимальное количество баллов, награждаются специальными призами.

С целью формирования концептуальной основы преподавания пропедевтической истории татарского народа и Татарстана, в начальной школе, в новом учебном году введено изучение нового учебного пособия для общеобразовательных организаций «Наследие Татарстана» (сост. М.М.Гибатдинов, Л.Р.Муртазина, Татарское детское издательство). В основу разработки пособия положен принцип интеграции этнорегионального компонента в содержание предметных областей начального образования и внеурочной деятельности младших школьников. Пособие «Наследие Татарстана» способствует осознанному принятию младшим школьником традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, республики, воспитанию гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Введение в образовательный процесс «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», включающей Историко-культурный стандарт, принятие Концепции региональной и этнокультурной составляющей исторического образования в Республике Татарстан сделало необходимым выпуска нового учебного пособия «История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца XVI в.» (5-6 кл). Курс «История Татарстана и татарского народа» является составной частью учебного предмета «История». Рекомендуется интегрированное изучение исторических курсов, что предполагает дисперсное распределение дидактических единиц курса «История Татарстана и татарского народа» в учебном предмете по синхронно-тематическому принципу в курсах «Всеобщая история» и «История России». Такой подход создает предпосылки для рассмотрения этнорегиональной исторической информации в более широком содержательном контексте, осмысливая существенные связи и взаимодействия народов в историческом процессе.

Большой интерес педагогов и учащихся вызывает учебное пособие для факультативного курса «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск», носящий интегративный характер. Два его раздела содержат систематизированные сведения об истории и современности Болгара и Свияжска, их роли и месте в духовной жизни края, о формировании историко-архитектурных комплексов «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск». Курс обладает большим познавательным, социокультурным потенциалом, необходимым для духовно-нравственного развития и воспитания личности, ее приобщения к системе национальных ценностей, утверждения идеалов взаимного уважения, толерантности, продуктивного взаимодействия представителей разных этносов, культур, конфессий, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Любой учебный курс не может не базироваться на определенных концептуальных основаниях, которые задают его содержание. В данном отношении факультативный учебный курс «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан» не является исключением. Факультативный учебный курс «Многонациональная Россия - многонациональный Татарстан», рассчитанный на обучающихся старшей школы, всецело посвящен осмыслению очень существенной характеристики российского социума, выраженной в многозначном понятии «полиэтничность» («многонациональность»). Одним из итогов межэтнического взаимодействия является накопление многообразного созидательного социального опыта, опыта мирного сожительства различных российских этносов. Необходимость его сохранения, освоения и приумножения– важная концептуальная идея вводимого учебного курса.

Литература:

В.И.Пискарев, И.В.Сафронова, И.М.Фокеева, З.Х. Сабитова. Историко-культурное наследие народов Татарстана) древний город Болгар и остров-град Свияжск.-Казань, 2012.

Линник О.А., Будакова И.В., Встреча с историей, Начальная школа, № 3, 2001

Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2000.

Интернет-ресурс: http://irort.ru/node/431


Чтобы писать об истории и увлекательно, и поучительно, необходим незаурядный талант. Прав был Самуил Маршак: «Для детей надо писать, как для взрослых, только лучше». Это относится и к историкам. Мы вспомнили десять ярких книг, которыми в разное время зачитывались дети. Из этих книг мы получали первые знания о прошлом России. Некоторые из них связаны с идеологическими тенденциями - без идеологии, как известно, ни одна пушка не выстрелит. Иногда с авторами хотелось поспорить, но именно они показали нам, что и в прошлом можно совершать открытия.

Александра Ишимова
«История России в рассказах для детей»

Перед последней дуэлью Александр Пушкин читал именно Ишимову. Она открыла для России жанр детской исторической хроники. Важно, что это не беллетристика, а своего рода занимательный учебник. Разумеется, историческая правда у неё перемешана с легендами, многие эпизоды трактуются в сентиментальном духе. Сразу видно, что книга предназначена не только для мальчиков. Хотя поразительно умение Ишимовой бойким живым слогом рассказывать детям о политических решениях и генеральных сражениях. В литературном отношении книга Александры Ишимовой и сегодня не выглядит динозавром. Как будто двухсот лет не бывало.

Юрий Герман
«Рассказы о Дзержинском»

Железный Феликс был одним из любимых героев советских мальчишек - своего рода наш Шерлок Холмс, проницательный и неутомимый. Талантливое перо писателя Юрия Германа оживило первого чекиста страны. Кроме приключений здесь есть ещё и колорит эпохи. Ощущается вкус чёрствого хлеба Гражданской войны. Дети получили благородного героя и несколько десятков остросюжетных приключений с чекистским оттенком.

Евгений Осетров

«Твой Кремль»

Настоящая детская энциклопедия патриотизма. Разговор с кремлёвскими башнями, включая Тайницкую, самую загадочную. Евгений Осетров написал немало просветительских книг - о русской старине, которая живёт в традициях, в культуре. В этой книге он рассказал об истории нашего государства, о его символах, о зодчем Аристотеле Фиораванти, о русских мастерах, о двух парадах, состоявшихся на Красной площади в 1941-м и 1945-м. Осетров показал красоту, силу и мощь России. Мне эта книга попалась в очень раннем возрасте - и она крепко на меня повлияла. С тех пор люблю Кремль и неприемлю снобистского отношения к нашей стране. В сердцах читателей Осетрова выстроена Тайницкая башня. А в ней бьёт родник.

Наталья Кончаловская
«Наша древняя столица»

Детские поэты нередко обращались к историческим темам - и Самуил Маршак, и Сергей Михалков. Но самую основательную поэму о прошлом нашей страны написала жена Михалкова Наталья Кончаловская. Получилось искренне, увлекательно, остроумно. Через историю Москвы открывается история русского народа. Проверено: детям стихи Кончаловской нравятся. А ведь она писала не только об известных, парадных эпизодах нашей истории. Про Василия Шуйского, например, многие из нас узнали именно от Кончаловской.

Мария Прилежаева
«Жизнь Ленина»

О Ленине в СССР писали много и высокопарно, в том числе и для детей. Можно вспомнить и рассказы Михаила Зощенко - изящные, остроумные. Но Прилежаева охватила жизнь Ленина «от и до» и написала настоящий «детский детектив» с приключениями конспираторов. Современному читателю многие страницы этой книги, наверное, покажутся безмерно слащавыми, однако тогда к Ленину относились как к некоему идеалу «самого человечного человека», а историческое полотно, предлагаемое Прилежаевой, для многих стало первым шагом в познании противоречивой, извилистой истории ХХ века.

Михаил Брагин
«В грозную пору»

Правдист, военный корреспондент и историк, Михаил Брагин был влюблён в русских героев 1812 года. Он написал несколько научно-популярных книг о Михаиле Кутузове и его современниках, но, пожалуй, самая известная его книга - «В грозную пору». Детская занимательная (и немного нравоучительная) хроника Отечественной войны. Смоленск, Бородино, гибель Петра Багратиона, борьба стратегий, сожжённая Москва, наконец, победы поздней осени и декабря 1812-го… Написано так, что мальчишки не могли оторваться - читали днём и ночью, читали вместо уроков и прихлёбывая суп. Книга и в ХХI веке не умерла, переиздаётся и будет переиздаваться.

Сергей Алексеев
«Сто рассказов из русской истории»

Алексеев начал с учебной книги, а потом выработал собственную сказовую интонацию, по которой легко узнать любую его миниатюру. Первая из его незабываемых книг - «Небывалое бывает». Рассказы о петровском времени. А затем пошли как бойцы в строю: «История крепостного мальчика», «Рассказы о Суворове и русских солдатах», «Птица-слава» (о войне 1812 года), «Грозный всадник» (о Степане Разине!)… Читаются эти книги взахлёб, многие нынешние маститые историки выросли из читателей Алексеева. И в каждой детской библиотеке алексеевские книги - среди самых зачитанных и потрёпанных. Заслуженные книги!

Анатолий Митяев
«Книга будущих командиров»

Анатолий Митяев - настоящий классик жанра. Можно вспомнить и другие его книги: «Ветры Куликова поля», «Книга будущих адмиралов», «Рассказы о русском флоте», «Тысяча четыреста восемнадцать дней: Герои и битвы Великой Отечественной войны»… Но всё-таки в первую очередь на память приходит «Книга будущих командиров», которую во многих семьях берегут как драгоценность. Митяев вооружает нас знанием, незаметно учит любить армию, ценить храбрость и расчётливость. Князь Святослав и Александр Суворов становятся нашими добрыми знакомыми, героями детских игр и мечтаний. Как это важно - не пройти мимо книг Митяева. Без них и детство не в радость.

Александр Дегтярёв, Игорь Дубов
«От Калки до Угры»

Особый жанр - научно-популярная литература для детей. Да-да, и такое бывает. Конечно, эта книга не для младших, но подростки читают её увлечённо, и для многих она стала «вратами учёности». Повествование о героической борьбе Руси с монгольскими ордами не просто заряжает патриотическим настроем, но и учит анализировать факты, сопоставлять причины и следствия, размышлять.

Александр Торопцев
«Мировая история крепостей и замков»

Современный писатель Александр Торопцев открывает детям мир истории. Он написал десяток книг в жанре занимательной энциклопедии. Герои, войны, цивилизации, ремёсла… Обо всём написано азартно, история проплывает перед ребятами как в кино. Такие книги приобщают к историческому знанию шибче учебников.

Я работаю учителем начальных классов, имею высшую категорию. Педагогический стаж составляет 28 лет. С 1999 года преподаю пропедевтический курс истории в начальной школе по УМК “Введение в историю” авторов А.И.Саплина и Е.В.Саплиной.

Этот курс ставит своей целью подготовку учащихся к восприятию систематического предмета истории в старших классах, обучение младших школьников умению ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы и т.д.

Я сторонник развивающего обучения. А курс “Введение в историю” как раз обладает развивающим характером, значительно расширяет кругозор ребенка, ориентирован не на запоминание учеником информации, а на активное участие школьников в процессе ее приобретения.

Сохраняя генеральную линию пропедевтического курса, я изменяю тактику ведения урока, активизируя познавательную активность учащихся:

Кроме обязательных заданий по учебнику, я даю задания по выбору учащихся, привлекая справочную литературу.

Теперь учитель выступает на уроке организатором процесса, а не транслятором готовых знаний, поэтому я строю урок так, что к сообщению новых знаний готовятся сами ученики. Моя задача состоит в том, чтобы организовать стройное изложение материала.

Для создания ярких образных представлений и целостного восприятия отдельной исторической эпохи использую историческую карту, рассматривание иллюстраций и т.д.

При проверке изученного материала для экономии времени применяю тесты, работу с цифровым блокнотом.

Предлагаю один из своих уроков.

Урок истории. 4 класс.

Тема: Иван III – государь всея Руси.

Цель:

  1. Познакомить учащихся с деятельностью Ивана III.
  2. Формировать умение работать в группах.
  3. Развивать монологическую речь при ответе на вопрос.
  4. Воспитывать интерес к русской истории.

Оборудование:

  1. “Введение в историю” Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Учебник. 4 класс.
  2. “Введение в историю” Е.В.Саплина, А.И.Саплин Тетрадь творческих заданий. 4 класс.
  3. Карта по истории “Образование и расширение Российского государства” (XIV – первая половина XVI в).
  4. Цифровой блокнот.

Используемая учащимися литература при подготовке к уроку:

  1. “Введение в историю” Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Учебник. Стр.40 – 42.
  2. “Я познаю мир” история. Детская энциклопедия. Москва. 1997г. Стр.217 – 218.
  3. “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г. Стр.68 – 74.
  4. “Рассказы по родной истории”. Н.И.Ворожейкина, В.М.Соловьев, М.Т.Студеникин. Учебник для 5 класса средней школы. 1993г. стр.64 – 67.

Литература для учителя:

  1. “Введение в историю”. Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Книга для учителя. 4 класс. Стр.42 – 50.
  2. “От Руси к России. Царские династии”. Т.Голубева. Стр.46 – 51.

Ход урока.

Повторение изученного материала. Тест. Ответы записать в тетрадь.

А) Когда в летописи было первое упоминание о Москве?

Б) Кто основал Москву?

1) Иван Калита

2) Юрий Долгорукий

3) Александр Невский

В) Кто из них начинает родословное древо московских князей?

1) Иван Калита.

2) Юрий Долгорукий

3) Александр Невский

Подготовка к изучению нового материала.

  1. При помощи цифрового блокнота покажите, имя какого князя вы не записали при ответе? (1.Иван Калита)
  2. Работа с учебником. Откройте учебник на странице 34. Найдите в родословном древе московских князей Ивана Калиту. Он считается Иваном I. Его сын, носивший прозвище Кроткий, считается Иваном II. А сегодня на уроке мы будем говорить про Ивана III.

Работа по теме урока.

  1. Записать число и тему урока в тетради.
  2. Целеполагание. Что же сегодня на уроке нам предстоит узнать? (Высказывания учеников и обобщение учителя: узнаем о деятельности Ивана III; о том, каким было государство Российское во времена его правления; о том, какие изменения произошли в Москве.)
  3. Проверка домашнего задания. Опишите внешность Ивана III и черты его характера? (По отзывам современников, московский князь Иван III был видный и представительный мужчина: высокий, худощавый, с зычным голосом. Держался он гордо, даже величественно, как и подобает правителю огромного княжества. Правда, при ходьбе, подобно многим людям высокого роста, он заметно сутулился. Это был умный и дальновидный человек, отличавшийся большим упорством в достижении своих целей. Князь был скор в своих делах и поступках, но не любил без нужды торопиться, и не считал нужным проявлять медлительность.) Рассматривание иллюстрации на стр.69 “Рассказы по родной истории”. Н.И.Ворожейкина, В.М.Соловьев, М.Т.Студеникин. Учебник для 5 класса средней школы. 1993 г.
  4. Работа в группах. Класс делится на группы по 6 – 7 человек. Проверка домашнего задания. Используя учебник и дополнительную литературу, составить банк данных о делах князя московского – Ивана III. Записать на отдельных карточках.
  5. Карточки выставляются на магнитную доску. Убрать повторяющиеся карточки. Записать в тетрадь. Рассказать о делах Ивана III подробно. (Формирование монологической речи учащихся).

Отказался платить дань Золотой Орде.

Вместо того чтобы, опустившись на колени, принять от ордынских послов ханскую грамоту (басму), Иван III разорвал ее и, бросив под ноги, растоптал. Одного из послов он велел отпустить в Орду и передать хану такой ответ: “Та курица умерла, которая носила татарам золотые яйца”. (Рассматривание иллюстрации на стр. 70 “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г.).

Стояние на реке Угре.

Сто лет прошло после Куликовской битвы. Новая встреча русских и монголо-татар произошла в 1480 году на реке Угре, притоке Оки, недалеко от Калуги. (Работа с картой). Летопись говорит, что в русском войске было 180 тысяч человек. Русское войско заняло броды, и все попытки хана Ахмата перейти реку заканчивались неудачей. Началось знаменитое “стояние на Угре”. Стрелы ордынцев, долетев до противоположной стороны реки, были уже на излете и теряли силу, не причиняя вреда русским воинам. Русских защищали крепкие стальные доспехи. Было и еще одно преимущество. Летописец сообщает о применении пищалей – ручного огнестрельного оружия. Никто не решался начать наступление. Несколько дней простояли войска друг против друга и разошлись. Этот день – 11 ноября 1480 года – принято считать днем освобождения Руси от монголо- татарского ига. (Рассматривание иллюстрации на стр. 71 “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г.).

Объявил себя государем “всея Руси”.

В Москве складывается все более торжественный и строгий ритуал приема послов.

Если раньше Иван III именовался “государем всея Руси” только в домашнем обиходе, то теперь этот титул начинает употребляться в дипломатических бумагах.

Появился новый герб.

На своей печати Иван III впервые соединил московский герб – скачущего всадника – с двуглавым византийским орлом. (Рассматривание иллюстрации на стр. 73 “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г.)

Покорил Новгород.

Когда Новгород отказался присягнуть государю, Иван Васильевич во главе своих полков двинулся на город. В июле 1471 года на реке Шелони новгородское ополчение было разбито. Новгород стал называться “отчиною” московского князя. В честь покорения с площади Новгорода был увезен большой колокол, созывавший народ на “вече” (его водрузили на колокольню Успенского собора). (Рассматривание иллюстрации на стр. 72 “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г.).

Строительство в Москве.

Как вы думаете, зачем Иван III звал к себе на службу мастеров из других стран?

Практическая работа в тетради “Введение в историю” стр.19. При каких князьях были построены стены Кремля: деревянные, белокаменные, кирпичные? Соедините стрелками.

О каком зодчем узнали? Какой собор он построил и за какое время? Практическая работа в тетради “Введение в историю”. На стр.18 обозначьте цифрами: 1 - Успенский собор, 2 - Благовещенский собор, 3 – Архангельский собор. На странице 20 найдите Грановитую палату. Покажите ее номер на цифровом блокноте. Расскажите, для чего она предназначалась.

Обобщение материала.

Выполнили ли мы задачи урока?

Да, действительно, со временем Московское княжество значительно раздвинуло свои границы. (Работа по карте) Под властью Москвы были объединены многие земли (Тверь и Рязань, Новгород и Псков, Черниговские и Смоленские земли).Все они стали называться Россией.

Иван III умер 66 лет от роду. Его похоронили в еще не достроенном Архангельском соборе Кремля. Московская Русь при нем превратилась в одну из ведущих стран мира. Широко сотрудничая с Западом, Иван Васильевич свято хранил русские обычаи, гордость и достоинство русских людей.

Объяснение домашнего задания.

Прочитайте в учебнике “Введение в историю” на странице 42 последний абзац.

Все больше расширялись связи России с другими странами: приезжали купцы, ремесленники, разные мастеровые люди. Но и сами русские люди все больше интересовались миром, с которым вели торговлю, и было у них желание открыть для себя доселе неизведанные земли.

О “Хождении за три моря” Афанасия Никитина узнаете дома.

Рассказы о войне для детей. Рассказы о ВОВ для школьников.

Рассказы о войне для школьников

Рассказы о подвигах, о геройских поступка, о мужестве солдат отстаивающих честь и покой своей Родины, своей страны.

Рассказы о войне для чтения в детском саду и в школе

Рассказы Константина Ушинского

Рассказы и сказки для детей Константина Ушинского о красоте каждого времени года, о поведении и повадках животных, птиц, насекомых.

Интересные истории из жизни людей и зверей

Хорошо известные многим поколениям читателей рассказы и сказки о доброте, справедливости и трудолюбии.

Для младшего и среднего школьного возраста.

Рассказы Сергея Аксакова

Рассказы для детей Сергея Аксакова о временах года, о ледоколе, о жарком летнем солнце, о красоте осени и о приметах наступления весны.

Рассказы для внеклассного и семейного чтения

Рассказы Бориса Житкова

Рассказы для детей Бориса Житкова о природе, о животных, о птицах.

Рассказы для внеклассного и семейного чтения

Дмитрий Мамин-Сибиряк. Рассказы

Удивительные, милые и чудные рассказы о животных Дмитрия Мамина-Сибиряка.

Рассказы для школьников. Рассказы для дошкольников

Рассказы для внеклассного и семейного чтения

Рассказы для чтения в детском саду и в школе

Михаил Пришвин. Рассказы

Рассказы для детей Михаила Пришвина о мире природы, о мире животных, о мире птиц.

Интересные истории из жизни зверей.

Рассказы для внеклассного и семейного чтения.

Рассказы для чтения в детском саду. Рассказы для чтения в школе

Георгий Скребицкий. Рассказы

Рассказы Георгия Алексеевича Скребицкого для детей

Рассказы Георгия Скребицкого для школьников

Рассказы Георгия Алексеевича Скребицкого для дошкольников

Рассказы о природе, рассказы о животных

Внеклассное чтение в школе

Вера Чаплина. Рассказы

Вера Чаплина. Рассказы о животных для детей, рассказы про птиц для детей, рассказы о природе.

Рассказы Веры Чаплиной для школьников и дошкольников.

Внеклассное чтение

Николай Некрасов. Рассказы

Николай Некрасов. Рассказы о животном мире для детей

Рассказы Николая Некрасова для детей школьного и дошкольного возраста

Внеклассное чтение для детей

Николай Сладков. Рассказы

Рассказы Николая Сладкова для дошкольников.

Рассказы Николая Сладкова для школьников.

Виктор Голявкин. Рассказы

Рассказы Виктора Голявкина

Интересные рассказы о школьниках, о школьной жизни.

Рассказы о школе.

Рассказы для младших школьников и среднего школьного возраста

Весёлые и поучительные рассказы и повести известного детского писателя.

Юрий Сотник. Рассказы

Рассказы Юрия Сотника для детей

Весёлые рассказы для детей.

Рассказы о школе, о школьниках, о школьных приключениях.

Рассказы для школьников. Рассказы для начальной школы

Школьная библиотека

Марина Дружина. Рассказы и стихи

Рассказы и стихи Марины Дружиной про школу, про школьников.

Весёлые стихи и рассказы для младших школьников и школьников среднего возраста.

Весёлые рассказы про современных девчонок и мальчишек, озорников, непосед, фантазёров. Вот уж у кого "время никогда не тянется бесконечной жвачкой"!

Внеклассное чтение в начальной школе

Паустовский. Рассказы

Рассказы Константина Паустовского для дошкольников.

Рассказы Константина Паустовского для школьников.

Рассказы о природе, рассказы о птицах, рассказы о животных

Михаил Зощенко. Рассказы

Рассказы Михаила Зощенко для детей.

Интересные и увлекательные истории из жизни школьников.

Смешные и поучительные рассказы о детях и животных.

Рассказы для начальной школы

Рассказы для младших школьников

Рассказы для внеклассного чтения

Как-то застала своего сына в нервном состоянии – он читал учебник по истории и возмущался. “Почему одни Кати, Ани и Пети? Других имен, что ли, не было?!” “Откуда взялась какая-то Анна Леопольдовна? “. “Ничего не понятно, где у людей логика?!” А знаете, что его поразило, когда Екатерина II стала править? “Она же не русская”.

В детстве я зачитывалась Морисом Дрюоном и Александром Дюма. Так что я спец по французским королям. А по русским коронованным особам у меня тоже было пособие – двухтомник под названием “Емельян Пугачев”. Я злостно пропустила все народное движение, но досконально изучила историю Екатерины II. Но Глебу ведь не предложишь ни “Петра Первого” Толстого, ни “Фаворита” Пикуля.

Так, думаю, пора обзавестись внятной интересной книгой про российских царей, императоров и императриц. И она нашлась! В удивительное время мы живем, практически на любой запрос есть увлекательная книга с веселыми картинками.

“Романовы. Моя первая книга о русских царях”

Книга про династию Романовых оправдывает свое название. Именно она может стать той самой, от которой рождается интерес. А на будущее, я уверена, издательство “Пешком в историю” приготовило много сюрпризов по истории России. Вместе с этими книгами мы с Глебом выучим предмет от А до Я, и нам будет совсем не скучно!

Начинается с генеалогического дерева. Очень удобно. Если запамятовал, кто за кем и на ком женат, то смотрите на картиночку. К тому же на этом развороте дается внятное определение монархии.

Теперь я понимаю, почему никогда не интересовалась ранними Романовыми. Про них просто не было хорошей книжки. Образование династии мне напоминает переход французской короны от Плантагенетов к Валуа. Когда закончились все настоящие и лже-Рюриковичи, то шапку Мономаха надели на дальнего родственника – Михаила Федоровича.

Кстати, только что пробегал Глеб и сообщил, что Федор Алексеевич, третий Романов, был очень крут. Да? Изучаю посвященную ему страницу. Ну да. Был образован, провел реформы, боролся с местничеством, построил кучу всего. Хм, достойный старший брат Петра I. Жалко, что так мало процарствовал. Может быть, и Россия пошла бы по пути постепенных, а не крутых реформ.

Как устроена книга

Про каждого из Романовых текст устроен таким образом, чтобы максимально остаться в памяти у читающего. Из всего многообразия информации выбраны самые интересные и важные факты. И даже скучные, с моей точки зрения, внешне- и внутриполитические новости изложены с юмором. Кому-то может не понравиться такое вольное обращение с царственными особами. Вот эти смешные вставочки. Посмотрите на Екатерину I!

Или на Елизавету Петровну! Если честно, то я питаю к ней слабость. Как и к ее первой тезке из Англии. Обе незамужние, веселые, красивые, обе с непростым доцарственным прошлым.

С большим вниманием прочитала я про Анну Иоанновну. Наконец-то я поняла, кто она такая (смотрим разворот с древом).

Обращаем внимание на мигающие лампочки! Они стоят около вопросов к пройденному. Вот читаешь ты про Александра III, а тебе задается коварный вопрос: “Помнишь, когда правил Павел I?” Мне понравился этот правитель. И это заслуга авторов книги. Про каждого из Романовых они нашли что-то человеческое. Например, в семье Александра III было принято читать на ночь. Интересно, что они читали. Хотя тогда было много достойных авторов. Достоевский, например.

Отдельное спасибо за связь с современностью. Мне кажется, показывать ее очень важно для изучения истории. Тогда дети поймут, что это реально было на самом деле. Не сказочки какие-то, не легенды, не чушь, которую можно пропустить мимо ушей. А то, что реально можно потрогать, увидеть, осознать. Например, в Москве сохранился дом, где жили бояре Романовы. Так и хочется побежать посмотреть. Или наш Московский зоопарк. Он был основан при Александре II. История вокруг нас!

И вообще, мне вдруг стало немножко обидно за нашу страну. Вон сколько всего было: и перевороты, и убийства, и безумные правители. Мы ничем не хуже старушки Европы. Просто хуже знаем свою историю.

Спасибо издательству, что выпустило такую полезную книгу. И, судя по тому, что в продаже уже второе издание, не одна я так думаю.

Кстати, если вы не собираете коллекцию исторических книг и не увлекаетесь этой наукой в принципе, то “Романовых” надо приобрести по одной простой причине.

История. Седьмой класс и восьмой класс

В учебник входит все, что после Смутного времени, – а это начало правления Романовых, реформы Петра I, дворцовые перевороты и т.д. Моя мечта, чтобы к каждому школьному учебнику прилагался перевод на нормальный, доступный язык. Ставлю галочку.

Когда дело касается школьного курса истории, то меня очень раздражает такой факт.

Отсутствует какая-либо связь историй. Сначала учим историю Европы, потом историю России. И такое впечатление, что они существуют совершенно автономно. А вот посмотрите на разворот нашей книги. Речь идет об Алексее Михайловиче, папе Петра Первого. АААА! Алексей Михайлович любил котика! Ну все, такой правитель не может быть плохим. Он даже на обложке нарисован с котиком. Как мило.

Но я не об этом. Видите в правом верхнем углу абзац “А в это время в Англии…” То есть когда Атос сидел под эшафотом Карла I, Степан Разин бросал за борт княжну. Ну плюс-минус десяток лет.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама