THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Когда я задумал делать ремонт в прихожей, то одним из первых возникших вопросов был вопрос о выборе вида отделки потолка и какие установить потолочные светильники. Имея многолетний опыт эксплуатации натяжного потолка в ванной комнате и гостиной из ПВХ, долго выбирать вид потолка не пришлось. Решил установить натяжной потолок из ПВХ , благодаря многочисленным его преимуществам, по сравнению с другими видами отделки потолка.

О потолочных светильниках пришлось немного подумать. С одной стороны хотелось установить современные светодиодные точечные потолочные светильники, а с другой стороны в прихожей висел самодельный комплект светильников люстра и бра , сделанные своими руками. Они мне нравились, и расставаться ни с люстрой, ни с бра совсем не хотелось.

В конечном итоге было найдено компромиссное решение, люстру и бра у входа в прихожую оставить висеть на прежних местах, а в коридоре прихожей, где на стене висел одноламповый светильник, установить встраиваемые в натяжной потолок точечные светильники.

Прежде, чем устанавливать натяжной потолок, необходимо проложить электропроводку, а чтобы проложить провода необходимо разработать электрическую схему, исходя из вида и количества светильников, типа лампочек и их мощности.

Выбор типа лампочки для встраиваемого потолочного светильника

Прежде, чем приобретать встраиваемый в подвесной потолок светильник, необходимо выбрать тип лампочек и определить необходимое их количество, обеспечивающее достаточную освещенность помещения. В настоящее время для установки в потолочные встраиваемые светильники применяют четыре вида ламп: накаливания, галогеновые, компактные (их еще называют энергосберегающими или лампами дневного света) и светодиодные. Каждый тип лампочек имеет свои достоинства и недостатки, в дополнение влияет на минимальное расстояние между горизонтом установки подвесного потолка и стационарного, что в помещениях с невысокими потолками является определяющим фактором.

Воспользовавшись ниже представленной таблицей, Вы без труда сможете сделать оптимальный выбор типа лампочек для подвесного потолка, исходя из своих требований и граничных условий.

Таблица для выбора типа лампочек для встраиваемых в подвесной потолок светильников
Технические параметры Тип ламп
Накаливания Галогеновая Энергосберегающая Светодиодная
Минимальное расстояние между основным и подвесным потолками*, см 10-12 5-6 10-12 5-6
Напряжение питания, В 220 12, 220 220 12, 220
Световой поток*, Лм/Вт 10-15 15-20 50-70 80-120
Максимальная мощность*, Вт 40 40 40 7
Цветовая температура, °K 2700 3000 2700, 3300, 4200, 5100, 6400 2700, 3300, 4200, 5100
Срок службы*, час 1000 4000 8000 70000
Цена Очень низкая Низкая Средняя Высокая

Технические параметры, помеченные *, могут отличаться в большую или меньшую сторону в зависимости от конструкции светильника и лампочки, мощности лампочки, производителя, вида подвесного потолка. Например, натяжные потолки из ПВХ боятся нагрева более 60°С, этим и ограничивается допустимая мощность лампочек во встраиваемых светильниках.

Следует отметить, что галогеновые лампы, рассчитанные на напряжение питания 12 В, так и 220 В, очень чувствительны к превышению питающего напряжения и от этого часто перегорают. Для галогеновых ламп на 12 В необходим понижающий трансформатор или блок питания (адаптер), для которого нужно не забыть, в случае установки подвесного потолка без доступа в межпотолочное пространство, предусмотреть специальное место на стене.

Более подробную информацию о лампах накаливания и галогеновых , энергосберегающих , светодиодных Вы можете получить, посетив специально посвященные им страницы сайта.

Расчет мощности и количества светильников

Мощность светильников зависит от размеров помещения (площади, высоты и формы), цвета стен и мебели, назначения комнаты и предпочтений хозяина. Кто-то любит яркий свет, а кому-то по душе теплый, рассеянный свет небольшой яркости.

Точный расчет мощности и количества светильников, с учетом всех факторов выполнить практически невозможно. Для оценочного расчета можно воспользоваться данными по освещенности, представленными в таблице, благодаря которым, с учетом светового потока, зависящего от типа лампочки, можно определить, сколько и какой мощности нужно установить в помещении светильников, в зависимости от его вида.

Таблица для расчета мощности и количества светильников в зависимости от вида помещения
Вид помещения Мощность, необходимая для освещения 1м 2 площади помещения
в зависимости от типа лампы
Накаливания Галогеновая Энергосберегающая Светодиодная
Детская 40 30 10 5
Кухня 30 25 7 4
Гостиная, ванная, санузел 25 20 6 3
Спальня, прихожая, коридор 20 15 5 2
Подсобные помещения 10 7 2 1

Рассмотрим пример расчета, который я делал для коридора прихожей. Планировалась установка светодиодных потолочных точечных светильников. Форма коридора представляет собой букву Т с площадями участков 2,8 м 2 и 4,5 м 2 . Общая площадь коридора составляла 7,3 м 2 . Вычислим необходимую мощность светильников 7,3×2=15,6 Вт. Так как высота потолков составляла 2,75 м и стены планировалось покрасить в цвет крем-брюле, с учетом сложной формы коридора, то оптимальным решением будет установка четырех потолочных точечных светильников с установленными в них светодиодными лампами с небольшим запасом, мощностью 5,5 Вт, напряжением питания 220 В со штыревым цоколем GU5,3. Штыревой цоколь для подвесных потолков хорош тем, что имеет малые габариты, что важно при небольшом по высоте межпотолочном пространстве.


На стенах в коридоре до ремонта висели картинки художников, которые планировалось после окончания ремонта оставить на прежних местах. Поэтому, для неискаженной цветопередачи были выбраны светодиодные лампы белого света, цветовой температуры 4000 К. Если Вам нужен теплый свет, то следует выбирать лампу цветовой температуры 2700 К.

Надо заметить, что встраиваемые потолочные светильники в помещениях использовать в качестве единственного источника освещения не всегда целесообразно. Гораздо лучший результат можно получить применением дополнительно настенных светильников или настольных ламп в зоне работы или отдыха. В таком случае мощность ламп в потолочных светильниках можно уменьшить.

При наличии светильников локального освещения вполне возможно полностью отказаться от встраиваемых в подвесной потолок светильников, заменив их подсветкой потолка светодиодной лентой . Так что при решении вопроса освещения помещений квартиры есть, где развернуться творческой фантазии.

Выбор провода для электропроводки точечных светильников

Для прокладки электропроводки питания четырех выбранных светильников суммарной мощностью 22 Вт подойдет любой электропровод, в двойной изоляции, предназначенный для прокладки электропроводки. Лучше всего подходит медный многожильный двойной соединительный провод, например типа ПВС 2×0,75. О сечении жил провода можно не задумываться, так как максимальный ток не будет превышать 0,1 А.

При использовании в потолочных светильниках галогеновых ламп на 12 В сечение провода нужно обязательно рассчитать. Одна такая лампочка мощностью 60 Вт потребляет ток 5 А. А если для освещения понадобится десять лампочек, то ток потребления составит 50 А.

Выбор и устройство встраиваемого точечного потолочного светильника

Ассортимент встраиваемых потолочных светильников в любом магазине светотехники огромен, но устроены они все одинаково и отличается только видом отделки корпуса и дополнительными украшениями. В некоторых моделях встраиваемых светильников предусмотрена возможность в небольших пределах изменять направление светового потока.

Так как мне нужно было осветить коридор, то выбор пал на самый простой вид встраиваемого светильника, в комплекте которого был еще и цокольный патрон.


Любой встраиваемый потолочный светильник состоит из корпуса, представляющего собой фигурное профильное кольцо с площадками для крепления двух пружин с ушками. В зависимости от типа и мощности лампочек, корпуса светильников бывает разного диаметра и в них может отсутствовать, как у светильника на фотографии выше, или установлен электрический патрон, как правило, Е14.


Особое место занимают светодиодные потолочные точечные светильники, в которых светодиоды установлены непосредственно в корпусе на печатной плате.


Лампочку в таком светильнике уже не заменить и в случае выхода его из строя придется менять светильник целиком или искать светодиоды для замены. Стоят такие светильники дорого.

У светильников без патронов для закрепления лампочки в корпусе служит пружина в виде разрезанного кольца.


Лампочка вставляется в корпус светильника и фиксируется за счет того, что пружинное кольцо, разжимаясь, входит в специально сделанную канавку в корпусе. Такой светильник подходит для установки как галогеновых лампочек, так и светодиодных. В случае замены галогеновых лампочек на светодиодные или обратно, нужно не забыть проверить, на какое напряжение питания они рассчитаны.

Для закрепления потолочного точечного светильника, в подвесном потолке, вне зависимости от его типа, в заданном месте потолка вырезается отверстие, несколько меньше внешнего диаметра фланца корпуса светильника.

Ушки пружин руками сводятся друг к другу до такой степени, чтобы они прошли в отверстие потолка. Ушки заводятся в отверстие потолка и отпускаются. Опираясь на внутреннюю поверхность подвесного потолка ушки, втягивают светильник до упора фланцем в нижнюю поверхность подвесного потолка и таким образом фиксируют светильник.

Такая простая конструкция крепления потолочного светильника позволяет спрятать элементы его крепления и легко снять светильник в случае необходимости. Достаточно взяться за основание светильника и потянуть за него вниз.


После установки корпуса светильника на подвесном потолке, через него продевается провод и подсоединяется с помощью клеммной колодки к патрону. Патрон надевается на цоколь лампочки, лампочка вставляется в корпус светильника и фиксируется разжимной пружиной.

Электрическая схема электропроводки
для точечных потолочных светильников

До начала установки подвесного потолка, после выбора типа лампочек, расчета их мощности, количества светильников и точек их установки, разрабатывается схема электропроводки. При разработке электрической схемы необходимо учесть точки и способы соединения проводов между собой и со светильниками.


Так как из стены уже выходили провода, к которым ранее был подключен настенный светильник, то к этим проводам и было решено подключить потолочные светильники. Планировалась установка подвесного натяжного потолка из ПВХ, а провода выходили выше уровня натяжного потолка, и, следовательно, доступа к местам соединения проводов после монтажа потолка не будет. Поэтому все соединения проводов было решено выполнить самым надежным способом, скруткой с последующей пайкой оловянно-свинцовым припоем. Точки паек были отмечены на электрической схеме.

При выборе места для установки светильников и люстр в помещениях, в которых имеется телевизор или компьютер, нужно не забывать, что угол падения луча света равен углу отражения. С учетом этого правила светильники надо устанавливать в местах, исключающих их отражение на экране монитора, поэтому для выбора точек установки светильников, необходимо продумать, как будет расставлена мебель, в каком месте будет установлен телевизор или монитор компьютера.

При выборе лампочек на напряжение питания 220 В, установка дополнительных устройств не потребуется. В случае применения лампочек на напряжение питания 12 В, необходимо предусмотреть место, для установки трансформаторов или адаптеров с учетом их габаритных размеров и возможного к ним доступа для технического обслуживания или ремонта.

Внимание! Перед подключением точечных потолочных светильников, для исключения поражения электрическим током, необходимо обесточить электропроводку. Для этого следует выключить соответствующий автоматический выключатель в распределительном щитке и проверить надежность отключения с помощью индикатора фазы .

Монтаж электропроводки
для подключения точечных потолочных светильников

После приобретения светильников, определения мест их установки, закупки материалов и комплектации можно приступать к монтажу электропроводки.

Монтаж электропроводки для подключения светильников можно выполнять на любом этапе ремонта помещения, вплоть до установки подвесных потолков. Но при выполнении ремонта стен в коридоре оказалось, что света от существующего светильника было недостаточно. Поэтому монтаж электропроводки пришлось выполнить в первую очередь, и к электропроводке для освещения подключить временные патроны с энергосберегающими лампочками.

Перед монтажом проводов необходимо на потолке обозначить места установки светильников (на фотографии обведены кружками), и точки крепления проводов. Провода, для исключения провисания, в зависимости от их жесткости, закрепляются с шагом 40-50 см.


Для закрепления проводов на потолке и стенах существуют специальные дюбель-хомуты (на фотографии слева) и гвоздевые скобы (на фотографии справа) разных типоразмеров. Для закрепления провода дюбель-хомутом на стене необходимо просверлить отверстие, надеть дюбель-хомут на провод и забить дюбель в отверстие. Для закрепления провода гвоздевой скобой, нужно прижать ней провод к стене и забить гвоздь. Подходит для монтажа проводов и кабелей по дереву, пластмассе, штукатурке.

Забитые в бетонное оштукатуренное перекрытие потолка гвоздевые скобы могут выпасть и остаться лежать на полотне ПВХ. Поэтому этот вид крепления был отброшен. Дюбель-хомутов под рукой не, оказалось, поэтому применил простой и надежный способ закрепления проводов на стене, с помощью хомута из хлорвиниловой трубки. В потолке сверлится отверстие , в него забивается дюбель , в дюбель завинчивается через сделанное отверстие в хомуте саморез . Так как вес провода ничтожен, то подойдет любой саморез и дюбель самого малого типоразмера.

Изготовление жгута для электропроводки
потолочных точечных светильников

Так как электропроводка для потолочных светильников после установки натяжного потолка будет недоступной для обслуживания и ремонта, все соединения проводов в межпотолочном пространстве необходимо выполнить крайне надежно. Обычно соединения выполняют с помощью клеммных колодок , например Wago. Но самым надежным видом соединения проводов является пайка, этот способ я и использовал.


Для сведения к минимуму объема работы на высоте под потолком, был заранее изготовлен жгут, который останется только закрепить на потолке и подключить к бытовой электропроводке.

Для определения длины проводов жгута и точек пайки по ранее сделанной разметке на потолке были измерены расстояния между проводами для подключения и местами установки светильников. Результаты измерений сразу наносились на электрическую схему, которая одновременно являлась и электромонтажной.

Изготовлен жгут был из медного многожильного провода с двойной изоляцией (жила обвита шелковой нитью и покрыта полихлорвинилом). Для удобства провода были свиты между собой в косичку.

После снятия изоляции с проводов, они были облужены припоем. Во втором отсеке коридора провода должны были разветвляться. Поэтому, провода были, попарно скручены и пропаяны припоем. Обратите внимание, что для повышения надежности изоляции, места соединения проводов были сделаны со сдвигом относительно друг друга.


На провода перед соединением были надеты изоляционные трубки, которые после окончания пайки были сдвинуты на места соединения. Для исключения смещения изолирующих трубок, они были зафиксированы с двух сторон плотно сидящими на проводах кембриками. В совокупности со смещением мест соединения такой способ изоляции гарантировал надежность электропроводки. Изолирование проводов можно было выполнить и с помощью обыкновенной изоляционной ленты. чтобы не запутаться на кембриках была нанесена маркировка.

Небольшой участок провода жгута при отгибании поперечной балки проходил ниже уровня подвесного потолка. Этот участок электропроводки проходил под штукатуркой. Для надежности изоляции на него дополнительно была одета полихлорвиниловая трубка.


После того, как жгут был закреплен на потолке, настало время подсоединить его к квартирной электропроводке. Для этого длина проводников выходящего из стены двойного провода была подрезана со сдвигом. Так как провод был старый, изоляция его стала грубой и, чтобы не повредить жилы, она была снята термическим способом с помощью паяльника. Жилы были зачищены и облужены припоем, на них надеты изоляционные трубки.


Осталось навить концы жгута на жилы сетевого провода, пропаять припоем и надеть изоляционные трубки. Благодаря технологии сдвига мест соединений проводов, трубки нужны практически для безопасности человека и эстетики. Случайно провода электропроводки между собой соединиться не смогут.


Место соединения подвешивается с помощью хомута саморезом к потолку. Прокладка электропроводки для точечных потолочных светильников закончена.


Временные электрические патроны в местах будущей установки точечных светильников с помощью клеммных колодок подключены, лампочки вкручены и можно, продолжать ремонт.

Установка потолочного светодиодного светильника
на натяжном потолке ПВХ

Выше описана технология установки потолочных светильников, в том числе и светодиодных, на любой подвесной потолок , жесткой конструкции, например из гипсокартона, реечного потолка или Armstrong. В случае установки точечного потолочного светильника на натяжной потолок из ПВХ или другого пластичного материала необходимо установить дополнительное крепление, иначе потолок будет под тяжестью светильников провисать.


Для этих целей выпускается специальная арматура. На фотографии универсальная платформа (пандус) для крепления точечных светильников. Платформа имеет форму конуса, поверхность которого представляет собой ступеньки.


Для подгонки диаметра крепежного отверстия платформы под конкретный вид потолочного светильника, достаточно острым ножом срезать лишние ступеньки с конуса.


К основному потолку платформа крепится с помощью стальной перфорированной ленты. Отрезок ленты необходимой длины сматывается с рулона и отрезается ножницами по металлу.

На платформе для крепления саморезом ленты предусмотрены две площадки с отверстиями. Если нет самореза малой длины, то можно закрутить длинный. Выступающую его часть необходимо удалить бокорезами.


Арматура для точечных светильников прикручена саморезами к потолку, светодиодные лампочки для проверки подключены. Все работает, нужно снять лампочки и можно приступать к установке натяжного потолка.

После того, как натяжной потолок установлен, приступают к монтажу светильников. Для того, чтобы пленка ПВХ не порвалась и не сильно нагревалась, прежде, чем делать в ней отверстие под светильник, в месте его установки специальным клеем приклеивается специальное пластмассовое термоизоляционное кольцо.

По внутренней окружности кольца острым ножом пленка вырезается, патрон извлекается и центрируется платформа. Перфорированная лента легко деформируется, а потолок прогибается, поэтому легко можно подогнать высоту и место положения платформы в горизонтальной плоскости.

Установка потолочного светильника на платформе обеспечит надежную его работу, исключит провисание натяжного потолка и порчу его из-за излишнего нагрева при использовании галогеновых лампочек.


На фотографии Вы видите конечный результат работы по установке точечных потолочных светильников в натяжном потолке.

Многие водители делают тюнинг автомобилей, меняя штатные лампы в фарах ближнего света на светодиодные. Осуществляется это с целью экономии и улучшения характеристик в эксплуатации оптики. Но в ряде случаев такая модернизация автомобиля может быть незаконной и повлечь за собой штраф за светодиодные лампы ближнего света в соответствии с КоАП. Собственно LED светотехника не является правонарушением. Наказание влечет несоответствие изменений заводским характеристикам оптики автомобиля.

Производители автомобилей используют различные виды фар в заводской комплектации:

  • галогеновые;
  • ксеноновые;
  • светодиодные.

Галогеновые фары – наиболее распространенный вид автомобильной оптики. Галогеновые оптические приборы используются для режима дальнего и ближнего света. Резерв работы – 500-1500 часов, мощность светового потока – 1500-2100 люмен.

Ксеноновые лампы отличаются более сложной конструкцией, имеют качественный отражатель и обладают хорошей фокусировкой. Могут быть моноксеноновыми и биксеноновыми. Резерв работы – до 4000 часов, мощность светового потока – до 3200 люмен.

Светодиодные фары – современный вид светотехники, способный выдавать мощный поток белого света мощностью до 6000 Кельвинов. Резерв работы – 5000-10000 часов. Это самые яркие, мощные и долговечные фары.

Современные LED-фары устанавливают в некоторых иномарках последнего поколения – Porsche, Audi, Lexus. Если у вас одна из таких моделей, то LED-лампы в оптике соответствует штатной комплектации. Но если в заводской комплектации предполагаются галогеновые или ксеноновые фары, то становится очевиден ответ на вопрос: можно ли ездить со светодиодными лампами? Если вы меняете что-либо в своем автомобиле без соответствия техническим параметрам, установленным производителем, то это является нарушением техники безопасности эксплуатации транспортного средства. Те же последствия влечет за собой .

Заблуждения многих водителей

Многие водители заблуждаются, думая, что имеют право самостоятельно менять лампы в оптике своего автомобиля. Следует понимать, что светодиодные фары и светодиодные лампы – это не тождественные понятия. Несмотря на то, что производители выпускают LED-лампы с цоколем, подходящим для установки в штатных фарах, это не делает замену обычных галогеновых или ксеноновых светотехнических приборов на LED законной. Заводские светодиодные фары оснащены штатной проекционной линзой, предназначенной для данного источника света.

Поэтому установка светодиодных ламп в ПТФ влечет штраф в соответствии с , в которой идет речь о несоответствии требованиий к транспортным средствам к эксплуатации и требованиям БДД.

5-KoAP-1.docx

Штраф за установку LED-ламп

Штраф за диодные лампочки в фарах, не соответствующие заводской комплектации оптики, составляет 500 рублей. То же самое последствие будет в любом другом случае несоответствия технических параметров оптики штатной комплектации (например, при замене галогеновых ламп на ксеноновые или установке ксеноновой оптики на светодиодную). За светодиодные лампочки ближнего света штрафуют только в том случае, если они не отвечают предусмотренной производителем ТС эксплуатационной документации или не получили подтверждение соответствия в составе транспортного средства.

Когда могут лишить прав

Лишение прав за светодиодные лампы возможно только в том случае, если самостоятельная замена каким-либо образом влияет на функционирование оптических проборов – меняет количество, цвет по ГОСТу или режим работы. Все это отвечает требованиям 3 статьи 12.5 КоАП. Но на практике вопрос проверки и фиксации нарушения спорный, т.к. процедура требует соответствующего оборудования, которое есть далеко не на всех постах дорожной полиции.

Методы проверки фар сотрудниками ГИБДД

Проверить LED-лампы для автомобиля на месте сотрудники ГИБДД могут только визуально, или сверив их с технической документацией к автомобилю. Для более точного установления параметров лампы требуется специальный плоский экран с белым матовым покрытием и приспособление, фиксирующее взаимное расположение экрана и ТС для измерения показателей света.

Поэтому на практике встречается довольно редко, т.к. для протокола сотруднику ДПС требуются более веского основания. Обычно они ограничиваются словесным предупреждением или штрафом. В последнем случае позволит уточнить основания для предписания и при необходимости оспорить его в суде.

Легализация светодиодных ламп на авто

Относительно головного освещения автомобиля ходит огромное количество легенд, связанных с тем, что лед лампы для авто - это более дешевый, а главное легальный аналог ксенону. С одной стороны, конечно же, светодиодное освещение набирает сегодня популярность и сейчас большинство автолюбителей предпочитают такие световые элементы галогенкам и совсем устаревшим лампам накаливания. С другой - лед лампочки не дают ожидаемого результата, плохо светят, лопаются и слепят встречных водителей. Чтобы докопаться до истины сначала обратимся к букве закона и определимся, разрешены ли светодиодные лампы ближнего света.

Можно ли по закону устанавливать светодиодные лампы ближнего света

Для начала стоит заглянуть в ГОСТ Р 51709-2001 и найти там пункт 4.3.1 где говорится о том, что при эксплуатации АТС количество и цвет внешних световых приборов должны отвечать требованиям ГОСТ 8769. Далее, в этом же пункте приводится перечень фар:

  1. C – фары для ламп накаливания;
  2. D – для газоразрядных элементов;
  3. H – для галогенок и накаливания.

Автомобильные диодные лампы при этом не упоминаются. Из чего можно сделать закономерный вывод, что сотрудник ГАИ может смело сослаться на этот пункт и предъявить водителю обвинения. Это означает что если на блок-фаре указана та или иная буква, то такие элементы туда и должны быть установлены.

Полезно! Если посмотреть пункт 3.4 главы 3 «Перечня неисправностей» вы найдете информацию о том, что к неисправности относятся отсутствующие рассеиватели света, а также лампы, которые не соответствуют типу светового прибора.

Единственный случай, когда по закону допускается использование светодиодной оптики - если она была установлена на заводе изготовителя головного освещения автомобиля. Причем светодиодный «узел» представляет собой не привычную лампу с цоколем H1, H4 или H7, а матрицу на специальной подложке. Матрица в этом случае - это источник света, который перераспределяется под действием отражателей и линз.

Конечно, сегодня на рынке можно встретить светодиодные лампы ближнего света для автомобиля в цоколе H1, H4 и H7, но это продукция китайских кооперативов.

Полезно! Если зайти на официальные сайты лучших на сегодня производителей ламп для автомобиля: Philips, Osram, то вы заметите что в перечне изделий для головного света нет светодиодных элементов.

Продолжая рассуждать, стоит ли устанавливать диодные лампы 12 вольт для авто, наглядно разберем факты и цифры.

Почему светодиодные лампы не подходят для ближнего света

Для примера возьмем хороший светодиод 3W со световым потоком порядка 210-240 Л (Люмен). Учитывая ток в 700 мА охлаждение для этого элемента должно составить 70-80 градусов рабочей температуры кристалла. Исходя из этого, делаем вывод, что в месте соприкосновения светодиода и радиатора температура не может быть выше 50-60 градусов при температуре воздуха не ниже +20 градусов.

Дальше вычисляем площадь радиатора, которая нам потребуется для одного светодиода и получаем приблизительно 15-20 см 2 для алюминиевого радиатора и 20-25 см 2 для силуминового. Если корпус с радиатором закрыт внутри и естественная конвекция воздуха отсутствует, то площадь придется увеличить на 15-20%.

Полезно! Световой поток галогенок (для сравнения) составляет 1500-1650 Л, приходящихся на одну фару, а если речь идет о заводском ксеноне, то это значение возрастает до 2 300 Л.

Соответственно чтобы использовать автомобильные лед лампы и они были сравнимы с галогенками, вам понадобится по 8 светодиодов для каждой фары. Для того чтобы охладить такое количество световых элементов понадобится приблизительно 160 см 2 .

Идем дальше, ведь остаются еще линзы и пучок света, которые будет проблематично сфокусировать. Это происходит из-за того, что рефлекторы фар совершенно не приспособлены для диодов. Однако кое-как настроить их все же можно.

На десерт остаются линзы, то есть вторичная оптика, которая тоже требует пространства. В конечном счете, чтобы установить двухконтактные светодиодные лампы для авто или одноконтактные элементы вам потребует поломать голову как впихнуть в фару довольно габаритную конструкцию.

Как видите, использование диодных ламп для ближнего света - это не самая лучшая идея. Однако, есть умельцы, которые утверждают, что сэкономить можно, сделав осветительные элементы самостоятельно.

Есть ли смысл делать самому

В первую очередь стоит сказать что несмотря на то, что форумы пестрят различными ноу-хау от «бывалых», похвастаться такой самодельной конструкцией, которая бы отработала год в условиях холодной зимы и жаркого лета, некому. Но даже если и нашлись уникумы, которые смогли произвести все расчеты правильно и учесть все нюансы эксплуатации диодных ламп в головном свете, то сколько за это придется заплатить? Давайте считать:

  • Радиатор обойдется как минимум в 2 000 рублей, скорее всего к нему потребуется вентилятор, который стоит чуть дороже, от 2 500 рублей.
  • 2 стабилизатора - это еще 400 рублей.
  • 2 драйвера (можно ШИМ) - 500 рублей.
  • По 8 светодиодов на каждую фару - как минимум 1 600 рублей.
  • На оптику для диодов уйдет еще 500 рублей.

Итого, 7 500 рублей на довольно сомнительный проект. И это еще без учета переработки фары, которая обязательно потребуется под самодельную конструкцию. Кроме этого, даже если вы решите все проблемы связанные с тем как уместить оптику, открытым останется вопрос фокусировки пучка света и системы охлаждения.

В заключении

Большинство недобросовестных производителей обязательно расскажут вам, какие светодиодные лампы лучше для авто, но если бы они действительно существовали для ближнего света, то наверняка они бы уже давно были в продаже у таких «монстров» как Philips. Светодиодное освещение бесспорно отличается огромным количеством преимуществ и вытесняет все остальные лампы, но для ближнего света фар оно совершенно не подходит. А лед лампочки с немыслимым световым потоком - это не что иное, как элементарный рекламный ход.

Хорошая надежность и высокая световая отдача служат хорошими стимулами для широкого распространения светодиодных ламп, не обошли они стороной и автомобили. Многие автоконцерны уже устанавливают LED-лампы в фары своих автомобилей, однако самостоятельная установка светодиодов может закончится штрафом со стороны ГИБДД или лишением прав на срок до одного года.

В этой статье мы попытались определить и систематизировать все вопросы установки светодиодных источников света на транспортное средство и выделить главные нюансы взаимодействия с инспектором ГИБДД в случае возникновения претензий к водителю в части нарушений работы световых приборов.

Варианты использования фар со светодиодами

Эксплуатация любого транспортного средства подразумевает всего три варианта использования светодиодных ламп, два из которых разрешены законом:

  • лампы дальнего или ближнего света на светоизлучающих диодах уже установлены в автомобиле на заводе изготовителе;
  • самостоятельная установка светодиодных ламп дальнего или ближнего света, если на более дорогих моделях данной серии транспортного средства предусмотрена их установка;
  • монтаж светодиодных лампочек в штатные галогеновые фары транспортного средства.

В последнем случае у инспектора ГИБДД могут возникнуть претензии, обоснованность и характер которых мы рассмотрим далее.

В каком случае можно ставить светодиодные лампы в фары

Как было отмечено выше, устанавливать LED-лампы дальнего или ближнего света можно в фары транспортного средства, в конструкции которого данный тип ламп уже используется заводом изготовителем автомобиля. В этом случае претензий и штрафов со стороны ГИБДД не возникает, однако при замене LED-ламп необходимо строго соблюдать маркировку лампочки и ее световые характеристики.

Если в машине установлены фары головного света с галогеновыми лампами, но в комплектации транспортного средства предусмотрены осветительные приборы на светодиодах, то менять надо полностью фары. Такая замена не рассматривается как изменение в конструкции и не ведет к наказанию в виде штрафа сотрудниками ГИБДД, что подтверждается Техническим регламентом Таможенного Союза 018/2011 - глава V, раздел 4, пункт 77.

Дополнительные требования

Дополнительные требования к фарам со светодиодными источниками света также сформулированы в Техническом регламенте Таможенного Союза о безопасности транспортных средств (далее - Техрегламент).

Статья 1.3.7 этого регламента конкретно указывает, что фары ближнего света с LED-лампами оснащаются автоматическими корректорами по углу, а приборы головного света со световым потоком больше 2000 лм в обязательном порядке комплектуются устройствами очистки.

1.3.7. Адаптивные системы переднего освещения, выполняющие функцию ближнего света, независимо от используемого источника света, фары ближнего света с источниками света класса LED, а также фары ближнего света и противотуманные с источниками света любого класса, имеющими номинальный световой поток более 2000 люмен, должны быть оснащены автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона фар.

Маркировка фар для возможной установки LED-ламп

В разделе Определения (раздел II) Технического регламента даются основные обозначения для маркировки всех видов фар дальнего и ближнего света:

  • фары с галогенными лампами обозначаются сочетаниями английских букв HR, HC или HCR, где тип HR обозначает устройства ближнего света, HC - дальнего, а обозначение HCR означает двухрежимный (ближний/дальний) источник света;
  • фары с традиционными лампами накаливания отмечают буквами типа R, C или CR;
  • газоразрядные (ксеноновые) фары обозначаются аббревиатурами DR, DC или DCR.

Также Техрегламент указывает и на обозначение противотуманных фар - тип В или F3.

Одной из особенностей эксплуатации фар со светодиодами выступает тот факт, что в Техрегламенте нет как такового обозначения светодиодных источников света, а производители, в своих обозначениях установленных на заводах фар, маркируют такие устройства как галогеновые.

Правомерность такой маркировки для светодиодных фар подтверждает общение с инспекторами ГИБДД, которые однозначно приравнивают световые приборы с LED-лампами к галогеновым источникам света.

Установка светодиодных ламп в галогенные фары

Теперь перейдем непосредственно к вопросу монтажа LED-ламп в галогеновые фары и возможной ответственности за такие действия. Сам процесс монтажа световых приборов не представляет технической сложности, однако он вступает в противоречие с Перечнем неисправностей, запрещающих эксплуатацию транспортных средств, пункт 3.1 которых гласит:

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства. Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

Ситуацию поясняет тот факт, что лампа на основе светоизлучающих диодов немного отличается по световым характеристикам от галогенной лампочки, а ее использование с оптимизированными под галоген отражателями нарушает режим работы осветительного устройства, на что и указывает пункт 3.1.

На практике замена галогена на светодиоды не дает таких ярких отличий, как, например, замена на ксеноновые лампы. Исключением являются дешевые китайские модели LED-ламп, светотеневая граница которых может быть размыта достаточно сильно.
При установке ксеноновых ламп вместо галогеновых, светотеневая граница размыта очень сильно, а иногда ее вообще трудно определить. Поэтому ксеноновые лампы с легкостью выявляются сотрудниками ГИБДД.

В качестве итога можно сформулировать вывод, что отражатели галогеновых фар с LED-лампами не так сильно искажают световые характеристики, как это происходит с ксеноном.

Штраф за установку светодиодных ламп в фары

Управление транспортным средством со светодиодными лампами в галогеновых фарах подразумевает административный штраф в размере 500 рублей. Сумма штрафа установлена за управление авто при наличии неисправностей по 1 пункту статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП):

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

На практике, инспектора ГИБДД и суды стараются привлечь водителя к ответственности по пункту 3, статьи 12.5 КоАП:

3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Из приведенного текста можно сделать вывод, что наказание по этой статье выглядит уже как реальное лишение прав на серьезный срок от 6 до 12 месяцев.

Ошибка правоохранителей состоит в вольной трактовке необходимого сочетания двух условий (цвет световых сигналов и режим работы), а наказание в виде лишения прав следует только за один пункт - нарушение режима работы. Это следует из того, что световые приборы головного света на светодиодах не нарушают цвет огней, которые по закону могут быть белого, оранжевого или желтого цвета.

Но даже лишение прав за режим работы не выглядит юридически грамотным, поскольку несоответствие типа лампы маркировке фары головного света не является нарушением режима, который законом трактуется только как постоянный или проблесковый.

Реальная ситуация с LED-лампами в фарах

Реальная ситуация с наказанием водителей транспортных средств за лампы на светодиодах в галогеновых световых приборах состоит в том, что доказательство самого факта нарушения представляет немалую трудность для сотрудников ГИБДД, что определяется целым рядом факторов:

  • согласно внутренним документам МВД, контроль за техническим характеристиками фар могут производить только инспектора технических служб и только на оборудованных стационарных пунктах технической диагностики ГИБДД. Средства для диагностики должны иметь регистрацию в государственном реестре;
  • внешний осмотр на месте остановки автомобиля инспектор проводит без открытия капота, а доступ к подкапотному пространству уже называется досмотр и требует наличия двух понятых либо применение видеозаписи;
  • даже при наличии понятых и фиксации состояния подкапотного пространства, не допускается вскрытие или разборка фар, так как это ведет к нарушению пункта 1 статьи 27.9 КоАП:

1. Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Особая сложность диагностирования наличия LED-ламп ближнего или дальнего света в галогеновых устройствах состоит в том, что световые и технические параметры светодиодов во многом практически не отличаются от галогенных источников света. Универсальный характер светодиодов заключается в простом воспроизведении производителем светодиодов любых параметров галогеновых ламп - яркости, светового потока или цветовой температуры.

Сложный алгоритм обнаружения и доказательства наличия светодиодов в галогенных фарах приводит к тому, что сотрудники ГИБДД предпочитают не трогать владельцев фар со светодиодными лампами, кроме случаев откровенного нарушения световых режимов или прямой угрозы безопасности движения.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что простая замена галогеновых ламп на светодиодные не всегда проходит бесследно для электронных систем автомобиля. Разное сопротивление светоизлучающих диодов и галогеновых источников света может привести к перераспределению токовых нагрузок и появлению проблем в электронике транспортного средства.

Читайте так же

Популярность светодиодных ламп постоянно растёт. Сфера их применения очень разнообразна: они используются в домашнем освещении, в декоративных элементах и автомобильных фарах. Однако владельцев личного транспорта волнует вопрос, можно ли поменять штатные «ксенонки» или «галогенки» на светодиоды и законно ли это вообще.

Монтаж LED-ламп в заводские фары нарушает законодательство РФ: статью 12.5 части 3 КоАП РФ, в которой говорится, что световые приборы на передней части автомобиля не допускаются к эксплуатации, если не соответствуют Основным положениям.

Данное положение (пункт 3.4) говорит о том, что запрещено ездить на автомобиле, если тип установленных ламп не соответствует виду самого светового прибора. За нарушение этого закона владелец рискует лишиться прав на целый год. К тому же у него изымут все нелегальные приборы и приспособления.

Разрешена ли установка светодиодных фар?

Как следует из российского законодательства, устанавливать светодиодные лампы можно только в фары определённого типа. В техническом регламенте нашей страны описаны несколько видов световых передних приборов освещения:

  • Фары ксеноновые.
  • «Галоген».
  • Лампы накаливания.
  • Противотуманные фары.

Каждому типу соответствует определённая маркировка.

Маркировка фар для LED-ламп

Маркировка фар регулируется техническим регламентом таможенного союза, в котором приводятся следующие определения.

  • Ламы накаливания. R – обозначает ближний свет, C – дальний, CR – фары, которые работают и в том, и в другом режиме (часто применяют в эконом-классе).
  • Противотуманные фары. Обозначаются как F3 или В
  • Галогеновые лампы. HR – маркировка ламп ближнего света, HC – дальнего, HCR – одновременного режима.
  • Ксеноновые фары. DR – знак ближнего света, DC – дальнего, DCR обозначает работу в обоих вариантах.

В регламентах нет ни слова о типе светового прибора, который подходит для светодиодного освещения. Однако на практике все сотрудники ГИБДД и дорожные инстанции говорят, что подходящим типом фар для LED-ламп являются галогеновые. Почему именно так – до конца не ясно.

Иными словами, устанавливать светодиодные приборы можно только в те фары, которые имеют маркировку галогеновых ламп – HR, HC и HCR. Именно в таком случае ваши действия будут считаться правомерными.

Дополнительные требования установки

Помимо того, что светодиодные лампы можно устанавливать только на фары с нужной маркировкой, к ним предписывают и другие требования, которые установлены тем же техническим регламентом.

Первое требование – правильный угол наклона фар. Его следует отрегулировать так, чтобы он не слепил других участников дорожного движения. Второе предписание – фары должны быть оборудованы устройством для их очистки. Данные правила также относятся ко всем источникам света, чей световой поток превышает 2000 люмен.

Какие предусмотрены наказания?

Использование светодиодного освещения в неподходящих для этого фарах влечёт за собой серьёзное наказание. В теории, за подобное своеволие водителя должны оштрафовать на 500 рублей, но в реальности лишают водительской «корочки» на целых 365 дней.

Причина лишения прав

Сотрудники дорожной инспекции могут лишить водителя прав, ссылаясь на статью 12.5 КоАП. В третьей его части говорится о допустимых режимах работы фар и их цветов. Так, огни должны иметь только белый, жёлтый или оранжевый оттенок. За светодиоды синего, фиолетового или тем более красного цвета вас могут законно лишить водительских прав. Однако даже за правильное освещение владельца транспорта могут подвергнуть наказанию, поскольку законодательство крайне неоднозначно формулирует положения, связанные с применением LED-ламп.

Другое дело, если водитель самовольно поставит светодиодные огни в неподходящий для этого вид фар. Такое изменение транспортного средства влечёт за собой суровое наказание – лишение прав на год.

О законном наказании

Если досконально разобраться в вопросе, то никакого штрафа или другой меры быть не должно, поскольку о светодиодах не говорится ни в одном правовом акте. Максимальным наказанием за использование «диодиков» может быть разве что штраф в полтысячи рублей.

Однако того или иного наказания вряд ли удастся избежать. Поэтому правильно будет обратиться в ГИБДД, чтобы там оформить установку светодиодного освещения.

Проверка правильности монтажа ламп

Такую проверку может осуществлять только сотрудник ГИБДД. Это связано с тем, что установку светодиодов можно отнести к изменению конструкции автотранспортного средства, вопросами которого и занимается данная инспекция. Сотрудник проверит правильность всех ваших документов и самого монтажа и, если всё в порядке, выдаст необходимое свидетельство.

Законная смена фар

Чтобы на полных правах использовать светодиодное освещение, для него нужно подобрать соответствующий тип фар. Переоборудование световых приборов можно произвести в специальном сервисе. Это обеспечит LED-лампам наиболее яркий пучок света, который поможет чётко видеть все объекты на дороге. Монтаж нового типа фар производится во многих организациях в любом городе, поэтому с этим пунктом проблем возникнуть не должно.

Замена фар – это внесение изменений в конструкцию автомобиля, и поэтому она требует соответствующего свидетельства. Порядок его получения таков:

  1. Обратиться в испытательный центр. Чтобы туда попасть, придётся заполнить заявление. Там проверят безопасность вашего ТС.
  2. После пройти техосмотр и взять диагностическую карту.
  3. Прийти в ГИБДД с пакетом документов (паспорт машины, заявление, карта технического осмотра).
  4. Получить нужное свидетельство и в течение 10 перерегистрировать автомобиль.

Прохождение всех этапов даст владельцу транспорта гарантию того, что его не привлекут к ответственности за неправомерные действия.

Светодиодные лампы: их достоинства и особенности

Тенденция к монтажу в фары лампочек-светодиодов понятна, ведь они обладают рядом достоинств, которые выделяют их на фоне ксенона и галогена.

  • Большой срок службы – до 40 лет. Этот показатель зависит от качества товара – на рынке часто встречаются китайские подделки.
  • Низкая чувствительность к низким и высоким температурам.
  • Стойкость к ударам и тряске.
  • Высокая световая отдача – до 60 лм/Вт. (у обычной фары, для сравнения, в 2-3 раза ниже).
  • Многообразие конструкций.

С ростом технологий изменяется и LED, в который добавляются всё более интересные функции.

Светодиоды активно внедряются в автомобилестроение. Элитные марки машин выходят с заводского конвейера уже со встроенным LED-освещением. Фары в таком транспорте – настоящий инженерный шедевр, поскольку настроить свет с диодов правильным образом – задача не из простых. Однако это не означает, что такие фары недоступны простому населению. Есть компании, которые успешно освоили их производство и наладили массовый выпуск. Уже существуют комплекты оптики для отечественных авто: «Лады», «Нивы» и других. Правда, цены на качественную продукцию могут быть приличными.

Эксплуатирование светодиодов в качестве головного света имеет ряд нюансов. Для хорошей работы им требуются мощный импульсный блок питания и специальная система охлаждения. Все эти приспособления делают фары громоздкими и дорогими. Стоимость их порой в полной комплектации достигает 40 тыс. рублей.

Ещё одна важная особенность LED’а в том, что при неправильной настройке оптики они будут крайне плохо работать, особенно это касается дальнего света. Налаживание системы фокусировки и рассеивания поможет добиться хорошего освещения.

Светодиоды также используются в качестве дополнительных фар, которые обычно устанавливаются на бампер или крышу автомобиля. Такое освещение часто применяется при езде по сельской местности, где нет фонарей и требуется более мощный свет. Светодиодные лампы в этом случае будут идеальным решением: они тратят мало энергии, не требуют сложного подключения.

При приобретении LED-ламп остерегайтесь некачественной продукции, которой кишит рынок, а также уловок продавцов. Например, на упаковке стоит этикетка, на которой указана мощность в 50 Вт, однако на деле мощность каждой отдельной фары будет только 25 Вт. Такое сложение, встречающее, как правило, на китайском секторе торговли, часто вводит покупателя в заблуждение. Помимо этого, обратите внимание на материал приборов: лучше, чтобы корпус был изготовлен из алюминия или подобных металлов.

Заключение

Светодиоды могут стать отличной заменой штатному освещению автомобиля. Обладая всеми теми достоинствами, которые были перечислены, они составляют высокую конкуренцию «ксенону» и «галогену». Однако чтобы новая покупка не обернулась печальным наказанием, необходимо пройти все описанные этапы, ведь спорить с законодательством ни к чему.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама