THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

311. Определите лексико-грамматический разряд прилагательных. Почему вы отнесли данное прилагательное к качественным? относительным? притяжательным? Укажите синтаксическую функцию прилагательных.

1. Ночь была августовская, звёздная, но тёмная. Ч. 2. Бледное и худое лицо его было похоже на алебастровую маску. Б.

3. Вдали, над пылью переулочной, над скукой загородных дач, чуть золотится крендель булочной, и раздается детский плач. Бл. 4. [Фамусов] И завиральные идеи эти брось! Гр.

5. Крестьянские кони, согнанные в ночное на луга, дико смотрят на белые звёзды электрических фонарей, повисшие на далеком лесу, и всхрапывают от страха. Пауст. 6. Спят трещотки и псы соседовы, - ни повозок, ни голосов. Це. 7. Весенняя ночь темна и сыра, чёрная стена горных обрывов едва различима. Б. 8. Что возвестят мне пушкинские строки? Пари. 9. От монастырского цветника повеяло на княгиню душистой влагой только что политой резеды, из церкви донеслось тихое пение мужских голосов, которое издали казалось очень приятным и грустным. Ч. 10. ... И мне празднично, - особенно от этих дедовских бокалов, полных горько-сладкого тонкоколючего вина. Б. 11. В глазах лукавый или детский зелёный огонёк; на шею нацепил турецкий узорчатый платок. ОМ.

12. Той далёкой московской весной этот обман был особенно сладок и силён. Б. 13. Ах, в дохе медвежьей и узнать вас трудно, - если бы не губы ваши, Дон-Жуан! Це. 14. Пароход, конечно, уже окрестили ноевым ковчегом, - человеческое остроумие не богато. Б. 15. В городе загудел ураганный артиллерийский огонь, и послышался сплошной долгий крик большой массы людей. Пл. 16. Разноцветные гранитные саркофаги, гробы из золотистого лакированного дерева загромождали вестибюль. Б.

312. Выделите прилагательные. Определите их лексико-грамматический разряд. От качественных прилагательных образуйте краткую форму (всех родов) единственного числа и форму множественного числа. Если краткую форму образовать нельзя, объясните почему.

1. И клонит голову маститую мудрец пред этой ложью роковою. Ф ет 2. Назар, сморщенный старичишка, с ястребиным носиком и клиновидной бородкой, показался на пороге конюшни. Т. 3. Перед этой жёлтой, захолустной стороной берёзовой моей, перед этим стадом у моста, перед всем старинным белым светом я клянусь: душа моя чиста. Руби. 4. Сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и ещё долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях. Т. 5. С деревьев падал лист сухой, то бледно-жёлтый, то багряный, печально плача над землёй среди росистого тумана. Гум. 6. В одном полку нашей дивизии была жена полкового командира... Костлявая, рыжая, длинная, худющая, ротастая. Купр. 7. Н о ты явился, гость незваный. Л. 8. А Петруша был и того ординарнее. Вид мелкотравчатый, умишко куриный, натура гаденькая и похотливая. Б. 9. Но измена девы страстной нож для сердца вековой! Л. 10. Уныло раздавался среди пустых полей этот переливчатый, однообразный, безнадёжно-скорбный напев. Т. 11. Я на правую руку надела перчатку с левой руки. Яхл/. 12. Мрачная бурная ночь на исходе дождливых месяцев, тьма, ураган и ливни. Б. 13. Это была прехорошенькая девочка с русыми волосами, голубыми глазками и пухлым розовым ртом. М.-С. 14. В ветреной ноябрьской тьме, в необъятной пустынной России, была одна живая точка - комочек горячей плоти, жадно любимый им. А.Т. 15. Святки стояли ясными, морозными, с красным утренним солнцем, с восковым от солнца дневным небом, с длинными синими вечерами. Пильн.

313. Выделите качественные прилагательные в сравнительной и превосходной степенях. Как образованы эти формы степеней сравнения? какую синтаксическую функцию выполняют?

1. С каждой весною ясней и певучей таинства белых ночей. Бл.

2. Он [Гриша] уже учится в приготовительном классе, а потому считается большим и самым умным. Ч. 3. Максимилиан Андреевич считался, и заслуженно, одним из умнейших людей в Киеве. Буле. 4. Не завидуй другу, если друг богаче, если он красивей, если он умней. Сев. 5. Я же той, что всех прелестней, песнь и кровь мою отдам. А.К.Т. 6. Село Суслон, одно из

богатейших зауральских сел, красиво разлеглось на высоком правом берегу реки Ключевой. А/.-С. 7. Один из свидетелей... дал неожиданные показания по наиболее туманному, но, как это выяснилось, в дальнейшем основному вопросу во всём следствии. А.Т. 8. Размышления его были сумбурны. А как иначе, если сам Вовка оказался гораздо более сумбурным, чем прадед представлял его себе издали. Зал. 9. Голубчик мой! Уверься наконец, что из глупцов, известных под луною, смешнее всех нам пламенный глупец. Бар. 10. [Молчалин] При трёх министрах был начальник отделенья. Переведён сюда. [Чацкий] Хорош! Пустейший человек, из самых бестолковых. Гр. 11. Роща близится, становится живописнее, величественнее, чернее и зеленее. Б. 12. Мне дали имя при крещенье - Анна, сладчайшее для губ людских и слуха. Ахм. 13. Чтоб очаровывать сердца, чтоб возбуждать рукоплесканья, я слышал, будто для певца всего нужнее дарованья. Бар. 14. С каждым днём [Латкин] становился более требовательным. Т. 15. Да ныне ж человек лукавей беса! Дмьв. 16. Всю жизнь потом эта заутреня оставалась для Нехлюдова одним из самых светлых и сильных воспоминаний. JI. Т.

314. Выпишите качественные прилагательные и образуйте формы сравнительной и превосходной степеней (синтетические и аналитические). Если формы степеней сравнения не образуются, объясните почему.

1. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Купр. 2. Но берегись твоей подруге страстной поведать мой неповторимый бред, - затем что он пронижет жгучим ядом ваш благостный, ваш радостный союз. Ахм. 3. Над чёрной слякотью дороги не поднимается туман. Везут, покряхтывая, дроги мой полинялый балаган. Бл. 4. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и чёрные, а лицо белое и холодное. Булг. 5. И вот впереди уже площадь, пустая, белая, ослепительная, а за нею еще более ослепительное белое здание вокзала, - оно почти страшно своей белизной на белёсом от зноя небе. Б. 6. Эта Глафира была странное существо: некрасивая, горбатая, с широко раскрытыми строгими глазами и сжатым тонким ртом, она лицом, голосом, угловатыми быстрыми движениями напоминала свою бабку, цыганку. Т. 7. Старой, забытой дороженькой между лохматых могил добрый и ласковый Боженька нынче во сне приходил. Верт. 8. Эта прядь - такая золотая разве не от старого огня? - Страстная, безбожная, пустая, незабвенная, прости меня! Бл. 9. Как памятны мне её блестящие ореховые глаза, её открытый и приветливый взгляд, чистый звук голоса, благородство рук и ног. Б. 10. Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджака, застёгивая и расстёгивая пуговицы. Купр. 11. Совка... просыпаясь, дёрнула ушастой головой и уже зрячим оком глянула кругом. Б. 12. Ночи зимние бросят, быть может, нас в безумный и дьявольский бал, и меня, наконец, уничтожит твой разящий, твой взор, твой кинжал. Бл.

315. Выделите качественные прилагательные. От каких из них возможно образование абстрактных существительных? прилагательных с суффиксами субъективной оценки? наречий с суффиксом -о?

2. Был он ревнивым, тревожным и нежным, как божие солнце, меня любил. Ахм. 3. Ей уже не было ни страшно, ни стыдно, а мучило её сильное желание пойти и отхлопать по щекам эту чёрствую, эту надменную, тупую, счастливую женщину. Ч.

4. ...Она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры, всегда приличных и послушных, с бледными мучнистыми лицами и с завитыми льняными кукольными волосами. Купр. 5. Я и сам ведь не такой - не прежний, неподкупный, гордый, чистый, злой. Бл. 6. Неделю тому назад князь сидел возле её ворот на старом жёрнове, - в шапке, в лисьей поддёвке, худой и темноликий, согнувшись и упершись руками в серый ноздреватый камень. Б. 7. - А счастье оказалось липовое. - Гумилев скорчил презрительную гримасу. - Хорошо, нечего сказать, счастье. Аня сидит в Бежецке с Леночкой и Левушкой, свекровью и старой тёткой. Скука невообразимая, непролазная. Одоевц. 8. Какой она [чеховская тоска] казалась им прекрасной, облагораживающей, поэтичной, возвышенной. Чук. 9. Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов. Л. 10. Сарафан был широкий, лёгкий, и в нём было так свободно её долгому девичьему телу. Б. 11. Сладко стесняется грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах русской летней ночи. Т. 12. Смотри, как жалок ты и слаб, трусливый и безвестный воин, ленивый и лукавый раб! Бл.

13. Но зной уж адский, он густ и неподвижен, как перед страшной грозой, которой, должно быть, начался потоп. Б.

316. Выпишите качественные прилагательные, употреблённые в сочетании с наречиями меры и степени. С помощью толковых словарей современного русского языка определите лексическое значение наречий.

1. Он [русак] лобастый, с большими и выпученными, глядящими назад стекловидными глазами... всё такими же бессмысленно блестящими, как и при жизни, глазами. Но вся его тяжелая тушка уже каменно тверда и холодна. Б. 2. Словом, он [Жан Батист] до крайности нехорош собой. Булг. 3. Ребёнок был так уморительно мал, как будто всё это картонное было. Я. 4. И Митя очнулся, весь в поту, с потрясающе ясным сознанием, что он погиб, что в мире так чудовищно безнадежно и мрачно. Б. 5. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Грин 6. Золотой твой пояс стянут, нагло скромен дикий взор. Бл. 7. Женитьба на Мисси, казавшаяся ещё вчера столь близкой, представлялась ему теперь совершенно невозможной, л. т. 8. Поза его напряженно неподвижная и, каку всех слепых, египетская. Б. 9. Твои умышленно уклончивые речи и твой намеренно холодный, строгий взор - всё говорит, что надо нам расстаться. Апухт. 10. Как томно был он молчалив, как пламенно красноречив, в сердечных письмах так небрежен. Я 11. ... К ней сватался некий князь Мактуев, человек богатый, но совершенно ничтожный.

Ч. 12. И всё-таки Катя смотрела на него непритворно любящим и грустным взглядом. Б.

317. Выделите качественные прилагательные и подберите к ним антонимы. Если прилагательное не имеет антонима, объясните почему.

1. Останься неясной, тоскливой, осеннего утра бледней под этой поникшею ивой, на сетчатом фоне теней. Ан. 2. И смутно мне далекий слышен звон: то скорбный он, то гневный и державный! Рубц. 3. Генерал Аносов, тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки. Купр. 4. По желтому лицу её пробежала надменная, презрительная улыбка. Ч. 5. До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста! Рубц. 6. И где-то светит мне образ бледный, всегда печальный, всегда безмолвный. Гум. 7. Бледный вечер весны и задумчив и тих, зарумянен вечерней зарею. Фоф. 8. Как вплелась в мои темные косы серебристая нежная прядь. Ахм. 9. Усадьба была неболь-

шая, дом старый и незатейливый, хозяйство несложное, но требующее большой дворни, - жизнь для Мити началась новая. Б. 10. Ночи безумные, ночи бессонные, речи несвязные, ВЗОры усталые. Апухт.

318. Выделите относительные прилагательные. Замените их (где возможно) формой косвенного падежа имени существительного (с предлогом или без него). Опираясь на толковые словари современного русского языка, определите лексическое значение относительных прилагательных.

Образец: Пряно, сухо и тонко пахло - священный аромат мумий, как бы сама душа сказочной египетской древности. £.: египетской = Египта.

1. И зову внимает московский народ. АКТ. 2. Он [адъютант] вытянулся перед стеклянной ширмой и императорской спиной и отрапортовал. Тын. 3. Проэкзаменовали двух поповичей на сельского учителя. Ч. 4. Первое событие, ужаснувшее нас, тоже было суходольское: убийство дедушки Герваськой. Б.

5. Зову - не отзывается, крепко спит Марина. Елабуга, Елабуга, кладбищенская глина. Тарк. 6. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее. Ч. 7. В одной руке он держал берестяный бурачок, а в другой длинную черемуховую палку. м.-С. 8. И в чашке глиняной холодная вода, и полотенца снег, и свечка восковая горит, как в детстве, мотыльков сзывая. Ахм. 9. Павлу Петровичу приснился обычный послеобеденный сон. Тын.

10. Сверкают в золоте лучей их мантий багрецы, и на сединах их кудрей алмазные венцы. Гум. 11. Васючок пел вполголоса, под аккомпанемент Женни Рейтер, итальянские народные канцонетты и рубинштейновские восточные песни. Купр. 12. В углу у деревянной конуры дремлет киргизский жёлтый волкодав. М-С. 13. Вчера у меня шапку украли в театре. - Каракулевую? - спросил я. - Нет, котиковую. Ав. 14. Только что пришёл петроградский поезд: в гору, по наезженному снегу, от железнодорожной станции, тянулись извозчики, с седоками и без седоков. Б. 15. Деревни внизу кажутся не больше спичечной коробки, леса и сады - как мелкая травка. Купр.

319. Выделите притяжательные прилагательные. От каких частей речи они образованы? каким способом?

1. Тогда жалостно тыкался кот носом в профессоровы колени и беззвучно мяукал, широко и умильно раскрывая рот. Купр.

2. [Лиза] Да-с, барышнин несчастен нрав: со стороны смотреть не может, как люди падают стремглав. Гр. 3. В небе крик орлиных стай, волчий голос в поле! Л.К.Т. 4. У меня ль плечо - шире дедова, к. 5. Первые повествования, первые песни, тронувшие нас, - тоже были Суходольские, Натальины, отцовы. Б. 6. Самый вальдшнепиный притон этот овраг! Б. 7. - Это не наша [собака], - продолжает Прохор. - Это генералова брата, что намеднись приехал. Ч. 8. Он загнал в Сибирь губернатора, который осмелился положить в своей губернии для его проезда новые мосты. Путешествие было не маменькино: всё должно было быть так, как есть, а не принаряжено. Тын. 9. ... Тянуло пойти в шалаш, смотреть в родные братнины глаза. Ш.

10. Шарики, шарики! Шарики детские! Деньги отецкие! Покупайте, сударики, детские шарики! Эй, лисья шуба, коли есть лишни, не пожалей пятишни. Лн. 11. [Фамусов] При мне служащие чужие очень редки; всё больше сестрины, свояченицы детки. Гр. 12. И я подумал: жизнь моя, как нить, за Божьими перстами по лёгкой ткани бытия бежит такими же стежками. Ход. 13. Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Ш. 14. Светилась колдуньина маска, постукивал мерно костыль. Ан. 15. Кое-где из окон деревенских изб показывались бабьи головы в платках. М.-С. 16. Павлиний крик и рокот фортепьянный. ОМ.

320. Выделите относительные прилагательные, употреблённые в значении качественных, притяжательные прилагательные в значении качественных или относительных. Определите их значение.

1. Мрачнее тучи грозный Иоанн под ледяными взглядами боярства. Рубц. 2. Он длится без конца - янтарный, тяжкий день! Ахм. 3. А над твоим собольим мехом гуляет ветер голубой. Бл.

4. Тут император захохотал таким лающим, таким собачьим, хриплым и прерывистым смехом, как будто он пугал кого- нибудь. Тын. 5. И нежен цвет его атласной кожи. Гум. 6. Я чту обряд: легко заправить медвежью полость на лету, и тонкий стан, обняв, лукавить, и мчаться в снег и в темноту. Бл. 7. И вдруг страшный коровий рёв: врывается в церковь Кирюша и с коровьим рёвом ломит сквозь толпу прямо к амвону. Б. 8. И снова голосом серебряным олень в зверинце говорит о северном сиянье. Ахм. 9. Но щёки её лишь румянил студёный ветер, и под бараньим полушубком ей было тепло. А.Т 10. Вечность бросила в город оловянный закат. Бл. 11. Это рысьи глаза твои, Азия, что-то высмотрели во мне, что-то выдразнили подспудное. Ахм. 12. И нежит кудри золотые венок из солнечных лучей. Гум. 13. На полу спать? После ночей в болотах или на ветвях деревьев это - царская постель. Ав. 14. И рыжий сумрак глаз твоих таит змеиную неверность. Бл. 15. Переезжая низы, смотрю вбок, вдоль оврага, густо заросшего грифельным безлиственным осинником. Б.

321. Выделите прилагательные и определите, к какому типу склонения они относятся.

I. 1. Люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз, бег санок вдоль Невы широкой, девичьи лица ярче роз. 2. Но дочери любовь главы отцовской не искупит. 3. И летней, тёплой ночи тьма душна, как чёрная тюрьма. 4. Чей страстный поцелуй живей твоих язвительных лобзаний? 5. Волшебной силой песнопенья в туманной памяти моей так оживляются виденья то светлых, то печальных дней. 6. И не уйдёшь ты от суда мирского, как не уйдёшь от Божьего суда. 7. Подумай: эта голова была совсем не человечья, а волчья. 8. Грустный вой песнь русская. 9. К тебе я с Дона послан от вольных войск, от храбрых атаманов... узреть твои царёвы ясны очи.

10. Взор нежный, слёз упрёк немой не властны над его душой.

II. И пышный замок опустел. Тиха Мариина светлица.

12. Так сердце, жертва заблуждений, среди порочных упоений хранит один святой залог, одно божественное чувство. А. Пушкин

11. Сумерки и тучи всё сгущались, пока ехали от станции по большому селу, тоже ещё весеннему, грязному. Всё тонуло в этих необыкновенно мягких сумерках, в глубочайшей тишине земли, тёплой ночи, слившейся с темнотой неопределённых, низко нависших дождевых туч, и опять Митя дивился и радовался: как спокойна, проста, убога деревня, эти пахучие курные избы, уже давно спящие, - с Благовещенья добрые люди не вздувают огня, - и как хорошо в этом тёмном и тёплом степном мире! Тарантас нырял по ухабам, по грязи, дубы за двором богатого мужика высились ещё совсем нагие, неприветливые, чернели грачиными гнёздами. У избы стоял и вглядывался в сумрак странный, как будто из древности, мужик: босые ноги, рваный армяк, баранья шапка на длинных прямых волосах... И пошёл тёплый, сладостный, душистый дождь. Митя думал о девках, о молодых бабах, спящих в этих избах, обо всём том женском, к чему он приблизился за зиму с Катей, - и всё слилось в одно - Катя, девки, ночь, весна, запах дождя, запах распаханной, готовой к оплодотворению земли, запах лошадиного пота и воспоминание о запахе лайковой перчатки. И. Бунин

32 2. Выделите субстантивированные прилагательные. Полной или частичной субстантивации они подверглись? Какое значение они выражают?

1. Лежали лучи у ваших ног в гостиной без огней. Фет 2. Баратынский погружается в самоанализ, в исследование разлада человека с сущим. Коров. 3. Князь Курбский от царского гнева бежал, сним Васька Ш ибанов, стремянный. А.К.Т. 4. Как долго шла всенощная! ч. 5. Серая тужурка и каска пожарного были бы здесь гораздо уместнее. Ав. 6. Вместо свежего жаркого он ел всегда солонину. Тын. 7. Под подушкой лежал целковый: она хотела заплатить священнику за свою собственную отходную. Т. 8. И неприятно волновало, что на хорах изредка выкрикивал юродивый. Ч. 9. Венчание молодых происходило, по старому обряду, в старинной раскольничьей моленной. М.-С. 10. Здесь тогда торговали мороженым, а налево была каланча. Верт. 11. - Милый брат, позови ко мне певчих, - сказал святитель. Б. 12. На одном из немногочисленных её домов он [Санин] увидел вывеску: «Итальянская кондитерская Джио- ванни Розелли» заявляла о себе прохожим. Т. 13-У Лермонтова личное, субъективное всегда перевешивает общезначимое. Коров. 14. В доме огонь был только в лакейской. Я. 15. Городовой оказался малым расторопным. Акун. 16. - Поговорили о домовых, живших на конюшне. Ав. 17. - На тебе двугривенный, пойди, обогрейся! Ав.

32 3. Выпишите прилагательные и произведите их морфологический разбор.

Порядок разбора прилагательного

1. Начальная форма (И. ед. ч. муж. р.).

2. Постоянные признаки: 1) лексико-грамматический разряд (качественное, относительное, притяжательное); 2) полная или краткая форма (у качественных прилагательных); 3) у качественных: степень сравнения (сравнительная или превосходная, способ образования и значение); 4) тип склонения.

3. Непостоянные признаки: 1) род; 2) число; 3) падеж (в тексте).

4. Функция в предложении.

Образец: Отлип душистым мёдом тянет. Фет Душистым - прилагательное.

1. Начальная форма - душистый (И. ед. н. муж. р.).

2. Постоянные признаки: качественное, полная форма (-ым) положительная степень; I адъективное склонение, твёрдая основа ідушист-.

3. Непостоянные признаки: мужской род, единственное число, творительный падеж (формы рода, числа и падежа имеют синтаксическое значение и определяются по словоформе мёдом (каким?) {мёд (какой?)), показатель - флексия (-ым)).

4. Функция в предложении - согласованное определен ие.

I. 1. Далеко впереди, в темной низменности, рассыпаны красные и белые огни, стоит розовое зарево города, и ночь над ним и над морским заливом черна и мягка, как сажа. Б. 2. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них [гранатах], глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. Купр. 3. Ярче и зеленей райской листвы был шёлк твоего тюрбана. Б. 4. И я поверила, что есть прохладный снег и синяя купель для тех, кто нищ и болен, и санок маленьких такой неверный бег под звоны древние далёких колоколен. Ахм. 5. Да не коснутся тьма и тлен июньской розы на окне, да будет улица светла, да будет мир благословен! Тарк. 6. Тот великий пост, с его сумерками, с его колокольным звоном, тихие Настины глаза - навсегда остались прекраснейшими в жизни Доната. Піиьн.

7. Первое бедствие, поразившее его, было для него самое чувствительное: Маша рассталась с ним. Т. 8. Так резко-сух снотворный и трескучий кузнечиков неугомонный звон. Ф.Т.

9. Пятый партнёр, кухаркин сын Андрей, черномазый болезненный мальчик, в ситцевой рубашке и с медным крестиком на груди, стоит неподвижно и мечтательно глядит на цифры.

Ч. 10. Подумать не успев, скажу: ты всех милей. П.

II. А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чёрный соболий мех, брови, чёрные, как уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенён был тёмным пуш-

ком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застёжками (а на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате); и насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной весёлости, настолько она была чаще всего молчалива: всё что-то думала, всё как будто во что-то мысленно вникала; лёжа на диване с книгой в руках, часто опускала её и вопросительно глядела перед собой: я это видел, заезжая иногда к ней и днём, потому что каждый месяц она дня три-четыре совсем не выходила и не выезжала из дому, лежала и читала, заставляя и меня сесть в кресло возле дивана и молча читать, и Бунин

Прочитайте данный текст Выпишите имена существительные распределяя их по группам Ночь была августовская звездная Оттого

Ваш ответ будет первым =)

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Русский язык

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Где (то) в глубине (Т,т)айги в глухих чащ…бах под укрытием из см…листых к…ряжин или каме(н,нн)ых плит расщ…пле(н,нн)ых дождями и ветрами и м…розами пр…таились (до)поры в своих душных берлогах матерые медведи. И так(же) (до)поры (до) времени пр…таился где(то) здесь в снегах со своей (не)уловимой многочисле(н,нн)ой бандой зн…менитый Костя Воронц…в (н…)устр…шимый кулацкий сын (И,и)мп…ратор всея (Т,т)айги как он сам называет себя то(ли) (в)шутку то(ли) (в)сер…ёз. Тол…ко пар от медвеж…его дыхания ос…дающий подле б…рлоги и мгнове(н,нн)о застывающий в м…розные дни (в)виде блесток пушистого белого ин…я показывает где величестве(н,нн)о по…ч…вают медведи. И все население (Т,т)айги и к…суля и заяц и лиса п…чтительно и робко обход…т жилища хозя…в леса. И так(же) робко обход…т и об…езжают банди…кие логова жители заимок и д…ревен… . (В)проч…м (не)все далеко (не)все р…беют здесь перед Костей Воронц…вым. (Не)которые даже с надеждой вз…рают на его банду. Может Костя ещ… утв…рдит(ь)ся (по)настоящ…му. Может ему как(нибудь) помогут из(за) границы. Может он в самом деле станет И,и)мп…ратором всея (Т,т)айги. Ведь (не)первый день его к…лошмат…т разные ударные гру(п,пп)ы и ОГПУ и (У,у)головного (Р,р)оз…ска. Летом прошлого года особый отряд сил…но потр…пал его банду и здесь в (В,в)оево…ском углу и в (К,к)олуминском уезде куда уходила она от пр…следования. Казалось что от банды его остались тол…ко жал…кие охвост(ь)я которые легко доколот…т (У,у)головный (Р,р)оз…ск. (По)этому особый отряд продвинулся дал…ше на (В,в)осток что(бы) там громить еще бол(ь)шие банды.

РУССКИЙ. ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОЧЕНЬ НУЖНО!!

Орфоэпические нормы. Отметьте нарушения норм произношения. 1. р [е] зетка 2. д [ру] шлаг 3. про [ти] вень 4. ко [м] форка 5. т [а] б [у] рет 6. почтам [т] 7. ж [г] ёт 8. пе [к] ёт 9. буд [ую] щий 10. свед [у] щий 11. грейпфру [т] 12. морож [ен] ое 13. пирож [ен] ое 14. лабо [л] атория 15. п [у] л [о] вер 16. м [а] кулатура 17. акк [у] мулятор 18. компос [т] ировать 19. [над] смехаться 20. [по] скользнуться 21. рас [по] страненный 22. задолженность 23. не [вр] опатолог 24. свето [пред] ставление 25. ск [ру] пулёзный анализ 26. страховой пол [и] с 27. би [д] он молока 28. [с] кипятить молоко 29. пастери [ли] зованное молоко

Читайте также

1. если к 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями на -а или -я, то в какой цепочке стоят эти слова? А. В

литературе, в статье, перед историей, у мужчины. Б. Без рукописи, около площади, у молодежи, от матери.

2.Если ко 2-мк склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода, то в какой цепочке стоят эти слова?

А. Каталог, исследование, день

Б. Мебель, тень, роль

3. Укажите имена существительных 3-го склонения.

А. Любовь, печаль, верность

Б. ГОсть, вождь, конь

4. Укажите имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

А. РОза, астра, тюльпан

Б. Щавель, хлопок, свекла.

5. Какую форму имеют собирательные имена существительные?

А. Форрму только единственного чила.

Б. Форму только множественного числа

6. Существительное Дрожки имеет форму только множественного числа, так как..... . Выберите объяснение.

А. Является отвлеченным.

Б. Является вещественным

7. Укажите разносклоняемые существительные.

А. с желанием

Б. со временем

В. с именем

А. над пламенем

Б. над знаменем

В. над зданием

три склонения имен существительных Запишите слова в три столбика: сосна, домик, вещь, деревня, сирень, детство, дедушка, конь, молодежь.

укажите склонение имен существительных

Дождь, поле, скрипач, слово, вечер, лифт, мелочь, соринка, червяк, солнце, лень, мороз, даль, тяжесть, наряд, учение, дождик, избушка, рыба, охотник, бегун, подарок, стужа, морковка, пятно, сад, корыто, косынка, туман, работник.

Образуйте притяжательные прилагательные от существительных лебедь,корова, человек, извозчик, соболь.Составьте словосочетания с

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками.

Абзац отличается от ССЦ тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической. Абзац в монологической речи служит для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. В частности, средний объем абзацев часто зависит от манеры письма.

Примечание. Абзац рассматривается в данном случае только в связи с выявлением и характеристикой сложного синтаксического целого: с целью разграничения этих понятий, поскольку они часто смешиваются.

Однако есть и другие мнения относительно абзаца как единицы текста: его считают то синтаксической единицей, то логической, то стилистической. Для А.М. Пешковского, например, абзац - это интонационно-синтаксическая единица. Л.М. Лосева считает абзац семантико-стилистической категорией, то же находим и у М.П. Сенкевич. Для А.Г. Руднева это синтаксическая единица. Последнее представляется абсолютно неприемлемым.

Абзац и ССЦ - это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от ССЦ), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и ССЦ могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу.

А = ССЦ:

Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступая шагов сто, светились рядом два красных глаза - вероятно, окна какого-нибудь барака - и длинный ряд таких огней, становясь все гуще и тусклее, тянулся по линии до самого горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. Огни были неподвижны. В них, в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что-то общее. Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью, и о ней знали только огни, ночь и проволоки... (Ч.);

Такое совпадение хотя и не случайно, но отнюдь не обязательно. Не случайно, потому что абзацное членение текста подчинено прежде всего его смысловому членению, а ССЦ, хотя и является синтаксической единицей, свои формальные показатели объединенности отдельных компонентов приобретает тоже на основе их семантической спаянности. Но совпадение это не обязательно потому, что абзац композиционно организует текст, он выполняет не только логико-смысловую функцию, но и выделительную, акцентную, эмоционально-экспрессивную. Кроме того, абзацное членение в большей мере субъективно, нежели синтаксическое.


Это значит, что абзац может разорвать единое ССЦ. Особенно это свойственно художественным текстам в отличие от научных, где совпадений между сложным синтаксическим целым и абзацем гораздо больше, так как они всецело ориентированы на логическую организацию речи.

Границы абзаца и ССЦ могут не совпадать: в абзац может быть вынесено одно предложение (и даже часть предложения, например в официально-деловой литературе: в текстах законов, уставов, дипломатических документов и т.д.), а ССЦ - это, как минимум, два предложения (чаще - больше двух); в одном абзаце может быть два и более ССЦ, когда отдельные микротемы связываются друг с другом. Например:

А < ССЦ:

Надо бы остановиться, войти в избу, увидеть сумрак смущенных глаз - и снова ехать дальше в шуме сосен, в дрожании осенних осин, в шорохе крупного песка, сыплющегося в колею.

И смотреть на птичьи стаи, что тянут в небесной мгле над Полесьем к темному югу. И сладко тосковать от ощущения своей полной родственности, своей близости этому дремучему краю (Пауст.);

А > ССЦ:

Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой и темнее, чем она была на самом деле. // Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие, - весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всем, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы, те и другие портили ансамбль картины и казались не от мира сего. // Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где-то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню (Ч.). (В одном абзаце - три ССЦ.)

2. Отношения прозаической строфы с абзацем могут складываться следующим образом: 1) сложное синтаксическое целое равно абзацу; 2) абзац включает несколько сложных синтаксических целых; 3) сложное синтаксическое целое разбивается на абзацы.

Первый тип отношений характерен для информативных текстов. Он особенно необходим для малоподготовленного читателя (учебники для младших школьников). В художественной и публицистической прозе он придает тексту легкость, ясность, прозрачность, в некоторых случаях – динамичность.

Второй тип отношений говорит о необходимости восприятия информации не расчлененно, а в целом. Это характерно для рассуждений о сложных, многомерных связях между людьми, явлениями, событиями или о неразделимых явлениях и событиях. В художественных текстах даются обычно в один абзац «рассказ в рассказе», сны, воспоминания и т.п., чтобы выделить их вставной характер.

Деление сложного синтаксического целого на абзацы (третий тип отношений), отрыв от него какого-либо предложения приводит к тому, что приобретает особую значимость отрываемая часть прозаической строфы. См., например, конец рассказа А.П. Чехова «Архиерей»:

Через месяц был назначен новый викарный архиерей, а о преосвященном Петре уже никто не вспоминал. А потом и совсем забыли. И только старуха, мать покойного, которая живет теперь у зятя-дьякона в глухом уездном городишке, когда выходила под вечер, чтобы встретить свою корову, и сходилась на выгоне с другими женщинами, то начинала рассказывать о детях, о внуках, о том, что у нее был сын архиерей, и при этом говорила робко, боясь, что ей не поверят...

И ей в самом деле не все верили .

Последнее предложение связано с предыдущим очень тесно; более того, оно могло бы быть даже не самостоятельным предложением, а частью предыдущего сложного. Но у Чехова оно не только отделено, оторвано от синтаксически и семантически связанного с ним предыдущего предложения, но и является единственным предложением нового абзаца. Оторванность и автономность в тексте во много раз увеличивают смысловой объем этого предложения по сравнению с тем, что был бы у него в составе абзаца, равного сложному синтаксическому целому.

Деление текста на абзацы определяет и общий тон повествования, и конкретное смысловое и экспрессивное наполнение его отдельных частей. Ср., например, разное деление на абзацы отрывка из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» в интерпретации разных переводчиков:

И вот Бекки, проходя мимо учительского стола, стоявшего неподалеку от двери, заметила, что в замке торчит ключ! Можно ли было пропустить такой редкостный случай? Она оглянулась – вокруг ни души. Через минуту она уже держала книгу в руках. Заглавие «Анатомия», сочинение профессора такого-то, ничего ей не объяснило, и она принялась перелистывать книгу. На первой же странице ей попалась красиво нарисованная и раскрашенная фигура голого человека. В эту минуту на страницу упала чья-то тень: в дверях показался Том Сойер и краем глаза глянул на картинку. Бекки торопливо захлопнула книгу, но при этом нечаянно разорвала картинку до середины. Она сунула книгу в ящик, повернула ключ и разрыдалась от стыда и досады (в переводе К. Чуковского).

И вот, проходя мимо кафедры, стоявшей возле самых дверей, Бекки заметила, что ключ торчит в ящике. Жалко было упустить такую минуту. Она оглянулась и увидела, что никого кругом нет, и в следующее мгновение книга уже была у нее в руках. Заглавие на первой странице – «Анатомия» профессора такого-то – ровно ничего ей не сказало, и она принялась листать книгу. Ей сразу же попалась очень красивая картинка, вся в красках: совсем голый человек.

В это мгновение чья-то тень упала на страницу – на пороге стоял Том Сойер, заглядывая в книжку через ее плечо. Торопясь захлопнуть книгу, Бекки рванула ее к себе и так неудачно, что надорвала страницу до половины. Она бросила книгу в ящик и расплакалась от стыда и досады (в переводе Н. Дарузес, 1953 г.)

Из-за разного деления на абзацы акценты в переводах существенно смещаются. В первом отрывке одна героиня – Бекки, а Том дается в ее восприятии, во втором – два действующих лица. Том дается как самостоятельный герой, он становится виновником случившегося. Выделение второго абзаца и, как следствие, появление второго активного героя драматизируют действие.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Была грустная августовская ночь - грустная, (ПО)ТОМУ что уже пахло осенью и лето спешило (НА)ВСТРЕЧУ первым сентябрьским холодам.

(ВО)КРУГ беседки посадили сирень, и (В)ТЕЧЕНИЕ целого месяца мы ощущали её нежнейший аромат.

Следует иметь (В)ВИДУ, что многие физические явления связаны с нагреванием, охлаждением и зависят ТАК(ЖЕ) от перехода из одного агрегатного состояния в другое.

(ЗА)ТЕМ поворотом стоит наша часть, (ПО)ЭТОМУ комендантские патрули попадались нам всё чаще.

Снег на севере сходит только (В)НАЧАЛЕ июня, а в конце сентября ложится (В)НОВЬ.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Была грустная августовская ночь - грустная, ПОТОМУ что уже пахло осенью и лето спешило НАВСТРЕЧУ первым сентябрьским холодам.

ВОКРУГ беседки посадили сирень, и В ТЕЧЕНИЕ целого месяца мы ощущали её нежнейший аромат.

Следует иметь В ВИДУ, что многие физические явления связаны с нагреванием, охлаждением и зависят ТАКЖЕ от перехода из одного агрегатного состояния в другое.

ЗА ТЕМ поворотом стоит наша часть, ПОЭТОМУ комендантские патрули попадались нам всё чаще.

Снег на севере сходит только В НАЧАЛЕ июня , а в конце сентября ложится ВНОВЬ.

Ответ: ПОТОМУ НАВСТРЕЧУ ИЛИ НАВСТРЕЧУ ПОТОМУ.

Ответ: потомунавстречу|навстречупотому

Правило: Задание 14. Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.

По «Спецификации» в этом задании проверяется знание самого объёмного, самый разнообразного и потому наиболее сложного материала. В данном разделе «Справки» будут систематизированы правила школьных учебников, а также дополнены той информацией, которая является необходимой для успешного выполнения задания ЕГЭ и овладения практической грамотностью. Набор правил, которые будут разобраны, не является случайным: созданию списка предшествовала работа по изучению заданий прошлых лет, банка ФИПИ, а также печатных изданий, авторами которых являются создатели КИМов (Цыбулько И.П., Егораева, Васильевых И.П. и другие).

В таблице 1 собраны слова, отличительной особенностью многих является наличие омонимов, то есть слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание. Для обозначения частей речи и пояснений использованы сокращения :

сущ. – имя существительное

числ. – имя числительное

нар. – наречие

мест. – местоимение

деепр. – деепричастие

п/п - производный предлог

н/п – непроизводный предлог

в/с – вводное слово

фе – фразеологическая единица

Буква СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО/ДЕФИС ПОЯСНЕНИЕ
Б бы, б слитно только в союзе чтобы, чтоб . Я раньше лёг, чтобы не опоздать на поезд. (союз, =для того чтобы, бы нельзя переместить или убрать ) Чтобы не остаться без аттестата, придётся изучать, как пишется частица "бы". Чтоб не забыть, запишу это в ежедневник.
раздельно во всех остальных случаях: Что бы мне почитать? (мест.+част., бы можно переместить или убрать.) Сказала бы раньше; как бы не опоздать; что бы я без тебя делал? Я вернусь, что бы ни случилось.
В всё-таки по правилу написания частицы -таки. Всегда через дефис.
в конце

в отличие (отличие)

в потёмках

в стороне

в общем (нельзя вообщем)

в открытую

всё время

всё равно

во что бы то ни стало

всегда раздельно

внизу

вдвое (втрое…)

восвояси

вдогонку

всегда слитно

ввиду пропустил ввиду болезни (п/п, =из-за)

иметь в виду (ФЕ)

украшение в виде бабочки

вверх, вверху посмотреть (куда? нар. ) вверх ; находится (где? наречие ) вверху

целиться (во что? ) в верх (чего? ) дерева, мишени ()

вглубь уйти вглубь (куда? нар .)

уйти в глубь (чего? ) леса (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вконец обессилеть вконец (как? нар., =окончательно )

переставить фразу в конец (чего? ) предложения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вместо, вместе

в место, в месте

выступил вместо меня (п/п, =за ), вместе (наречие) со мной. Нельзя: заместо меня

попасть ( во что? ) в место падения, нашли (где? ) в месте расположения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вдаль, вдали

в даль, в дали

смотреть (куда?, наречие ) вдаль; виднеется вдали (где? наречие .)

в даль (чего?,н/п+ сущ. в Род. падеже ) моря; виднеется в дали (чего? ) моря (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вначале трудно вначале (когда? нар. )

в начале (чего? ) книги (сущ.+н/п, есть поясняемое слово

вОвремя сделать вовремя (когда? нар .)

болит во время (чего? ) сна (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вниз, внизу упасть (куда? нар .) вниз ; находится (где? наречие ) внизу

целиться (во что? ) в низ (чего? ) дерева, мишени (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в (самом) низу горы

вплоть учить вплоть до утра (п/п, =до )

облечь (во что? ) в плоть и кровь (сущ.+н/п )

вплотнУю

в плОтную

подойти вплотную (как? нар., =очень близко )

завернуть в плотную бумагу (какую? прил.+н/п )

вправо повернуть вправо (куда, наречие)

во что? в право владения наследством (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вправе вправе узнать (к/с, =имеет право )

доля в (в чём? ) праве собственности на квартиру (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в уголовном (каком? )праве

в продолжение

в продолжениЕ, в продолжениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в продолжение дня, в продолжение урока, в продолжение года (похоже "на протяжении")

Имя существительное продолжение в разных падеже с предлогом в: в продолжение (во что? ) романа будут введены новые герои. В продолжении романа (в чём? ) мы узнаем об их судьбах.

впервЫе увидеть впервые (когда? нар .)

скучать в первые дни (какие? числ.+н/п )

вследствие

в следствиИ, в следствиЕ

рейс задержан вследствие (п/п, =из-за ) непогоды

Существительное следствие в разных падежах: вмешаться (во что? ) в следствие (сущ.+н/п ) ; ошибки в (предварительном) следствии (сущ.+н/п )

вслед смотреть (куда, чему? ) вслед (нар.) уходящему поезду идти вслед за ним, за другом (п/п, =за)

идти след в след (сущ.+н/п )

в течение

в течениЕ, в течениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в течение дня, в течение урока, в течение года (похоже "на протяжении" )

Имя существительное течение в винительном или в предложном падеже с предлогом в: в течение (во что? ) реки; (о чём ) о течении реки.

Е если бы

всегда одинаково

Ж Же Всегда раздельно по правилу частиц. Частица вносит усилительное значение.

Надо же , скажи же , как же можно, как же , это же неправда, одно и то же , то же самое, в то же время, точно так же .

Не путать с союзами ТОЖЕ и ТАКЖЕ (см. в таблице)

З за границей работать и жить

за неимением времени или средств

за счёт (угощение за счёт заведения)

всегда одинаково

засветло

всегда одинаково

затем Наречия и союзы:

затем (когда? нар., =потом ) мы уедем;

Зачем спросил? (нар., =с какой целью? );

маленький, зато (союз, =но ) шустрый.

Местоимения с предлогами:

Я пришёл за тем (каким именно? ) котёнком, который мне понравился; я занял очередь за тем (каким именно? ) человеком, что отошёл к окну.

Аналогично: За чем (именно) очередь? (мест.+н/п, =за каким товаром? ) За чем (именно) ты вернулся? За ключами.

Аналогично: я благодарю тебя за то (за что именно? ), что ты помог мне; я обижена не за то (за что именно? ), что ты не пришёл, а за то (за что именно? ), что обманул меня.

зачастУю

за чАстую

зачастую нет результата (нар., =часто ) за частую смену настроения (за какую? прил.+н/п )
И издалека слитно всегда
итак Итак , начнём урок! (вводное слово )

крутил и так и сяк (как? нар.+союз) ; и так (как так? ) много раз, и так всё время

К -КА Всегда через дефис по правилу частиц.

Принеси -ка , скажи -ка , смотрите -ка

К кряду Несколько раз кряду (как, наречие=подряд ) чихнул

К ряду (к чему, имя сущ+н\п.) чисел, к ряду знакомых

как будто

как только

как бы то ни было

всегда одинаково

Л Ли (частица)

Всегда одинаково и раздельно.

Н

напротив

насквозь

невдалеке

Всегда одинаково

на протяжении

всегда одинаково

навстречу

на встречу

идти навстречу (куда? нар .); идти навстречу (кому?) другу (п/п )

идти на (долгожданную) встречу с другом (сущ.+н/п )

наконец наконец он уснул (нар., =после всего )

перенести на конец месяца (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

наперёд

на пЕред (редко!)

знаю всё наперёд (как? нар., =заранее )

упасть на перед машины ()

наподобие

на подобие

фигура наподобие шара (п/п, =вроде )

задача (на что? ) на подобие треугольников (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

например

на пример

Был, например , (вводное слово ) такой случай.

обратить внимание на (этот) пример (сущ.+н/п )

наполовину

на половину

разрушен наполовину (нар., =частично )

претендовать (на что? ) на половину дома (сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

насчёт узнать насчёт (п/п, =о) билетов

положить деньги на (банковский) счёт (сущ.+н/п ), не принимай это на свой счёт (ФЕ)

назад

на зад (редко!)

обернуться назад (куда? нар .)

посмотреть на (разбитый) зад автомобиля (сущ.+н/п )

наверх, наверху

на верх, на верху*

подняться наверх (куда? нар .), наверху (где? нар .) было холодно

подняться на верх (чего? ) горы (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), на (чём?) на верху здания, на верху блаженства (переносное значение)

насилу насилу удержал (как? нар., =с большим трудом )

надеяться на (свою) силу (на что? сущ.+н/п )

насколько

на сколько

Насколько это верно? (нар., = в какой мере? )

На сколько повысят пенсию? (мест.+н/п )

настолько

на столько

настолько устал, что уснул (в какой мере? нар .)

Какое число на столько же меньше? (=на такое же количество, мест.+н/п )

наверное

на верное

Наверное, будет дождь. (вводное слово =вероятно)

На верное дело идём! (прил.+н/п, на дело какое? верное)

нАсмерть

на смерть

биться насмерть (как? нар., =до смерти )

Их посылали на (верную) смерть. (сущ.+н/п)

нАголову

на голову

враги разбиты наголову (как? нар., =окончательно )

повязка на голову (на что? сущ.+н/п )

наперебой

на перебои

заговорили наперебой (как? нар., =перебивая друг друга )

жаловаться на (постоянные) перебои водоснабжения (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

начистоту

на чистоту

поговорить начистоту (как? нар., =откровенно )

обратить внимание на чистоту в помещении (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

налицо факты налицо (нар., =имеются в наличии )

наложить крем на (своё) лицо (на что? сущ.+н/п )

надолго уехать надолго (нар., на какой срок? )

смотреть на долго танцующую девочку (танцующую как? долго, нар.+н/п )

навсегда

на всегда

уйти навсегда (нар., на какой срок? )

смотреть на всегда опрятную девочку (опрятную когда? всегда, нар.+н/п )

несмотря на

не смотря

бежал, несмотря на усталость (п/п, =вопреки )

бежал, не смотря под ноги (деепр., =не глядя )

невзирая на

не взирая

Невзирая на усталость, мы отправились осматривать город (п/п, =вопреки )

Я старался сидеть, не взирая на окружающих и пряча глаза (деепр., =не глядя )

О оттуда

всегда одинаково

от этого

раздельно всегда

оттого Повестки я не получил, оттого и не явился. (нар., =по этой причине )

От того , кто не мил, и подарок постыл. (от кого? мест.+н/п, =от человека )

Оттолкнулся от того берега (от какого? мест.+н/п, =от прил .)

отчего Отчего ты не спал? (нар., =по какой причине? ) Потому что работал.

От чего ты отказался? (мест.+н/п ) От работы, от задания.

отчасти Отчасти ты прав. (насколько? нар., =частично )

Он отказался от (большей) части дохода. (от чего? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

П позади

попросту

поскольку

понемногу

поодиночке

слитно всегда

потому что

по сравнению (с)

по течению

всегда раздельно

причём Вещь красивая, причём недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При чём ты останешься? (мест.+н/п, =с чем? ) При чём (мест.+н/п ) здесь родители, если сам виноват?

притом Вещь красивая, притом недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При том пособии имеется приложение. (при каком? мест.+н/п, =прил .)

потому Он остался потому, что хочет узнать правду. (почему? нар., =по той причине )

идти по тому берегу (по какому? мест.+н/п, =прил .) догадался по тому , что увидел (мест.+н/п, =по увиденному )

почему Почему ты молчишь? (нар., =по какой причине? ) Потому что не хочу разговаривать.

По чему ты занимаешься? (мест.+н/п, =по какому пособию? ) По учебнику Розенталя. По чему ты скучаешь больше всего? По лету, по солнцу.

поэтому много работал, поэтому устал (нар., почему? по какой причине? )

заниматься по этому учебнику (мест.+н/п, по какому? =прил .)

поистине

по истине

Это поистине редкая вещь. (нар., =на самом деле )

Люди скучают по (настоящей) истине . (сущ.+н/п )

поначалу

по началу

скучать поначалу (нар., =первое время )

догадаться по (самому) началу романа (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

С со временем

раздельно всегда

сразу, сразу же

всегда одинаково

сначала сначала подумай (когда? нар .)

Не начать ли сказку с (самого) начала ? (с чего? сущ.+н/п )

совсем совсем не выспался (как? нар., =совершенно )

уехал со всем имуществом (с каким? мест.+н/п )

сплеча замахнулся сплеча (как? нар., =сразу )

снять с (своего) плеча попугая (с чего? сущ.+н/п )

Т Таки Может писаться либо через дефис, либо раздельно.

Сломал -таки , опять -таки , прямо -таки после глаголов, наречий, частиц через дефис

Меня таки приняли на работу, я таки опоздал - во все других случаях раздельно

тОтчас явился тотчас (как? нар., =сразу же )

настал тот час (мест.+сущ., час какой? тот) , когда я вновь увидел Вас

Омонимы: есть союзы тоже, также

Я тоже , как и ты, учу иностранные языки. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

У меня есть кот, и у тебя тоже. .

Я увлекаюсь музыкой, а также очень люблю читать. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

Кот любит спать, а также прятаться в новых пакетах.

Омонимы: местоимение с частицей же . Она усиливает значение, см. ЖЕ

Встречаемся в то же время. (мест.+част.,время какое именно?) - в то; же

Брат посоветовал то же , что и вы. (мест.+част.,посоветовал что именно? ) - то; же опустить можно, заменить союзом и нельзя!

Вы так же молоды, как десять лет назад. (нар., молоды как?) - так; же опустить можно, заменить союзом и нельзя).

тут же

раздельно всегда

Х хотя бы, хотя б

раздельно всегда

В основу таблицы 1 положены материалы учителя русского языка Крюковой М.А. (сайт «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»)

Через дефис пишутся наречия, образованные:

1) от полных прилагательных или местоимений с помощью приставки по- и оканчивающиеся на -ому, -ему, -цки,-ски, -ьи

поступать по-дружески петь по-казахски жить по-новому сделать по-своему по-заячьи труслив

2) от порядковых числительных на -ых, -их с помощью приставки в- (во-)

во-вторых в-третьих в-пятых

3) посредством повтора того же слова или корня, осложнённого приставками, суффиксами

еле-еле, точь-в-точь день-деньской мало-мальски волей-неволей

4) посредством соединения синонимов

нежданно-негаданно, подобру- поздорову у

5) с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь

кое-где, когда-то, где-либо, куда-нибудь

Полу- всегда пишется слитно: полумесяц, полугодие.

1. Прекрасное апрельское солнце сильно грело, но в канавках и в лесу ещё снег. 2. Низко над землёй стояли тучи комаров. 3. Тени ходят по равнине. 4. Мглы как не бывало. 5. Степь легко вздыхает широкой грудью. 6. В цирке Федюшка узнал Каштанку. Через минуту собачка была на верхнем ярусе и лизала руки, лица Луки Александровича и Федюшки. 7. Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег.

(А. Чехов)

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Выписать сначала существительные, называющие дни недели, а потом - месяцы по порядку.

Вторник, декабрь, ноябрь, октябрь, понедельник, суббота, февраль, четверг, апрель, среда, январь, март, пятница, май, август, июль, воскресенье, июнь, сентябрь.

2. Записать существительные в два столбика: в один - существительные, отвечающие на вопрос кто?, в другой - на вопрос что? Украина, страна, рисование, ученики, портфель, озеро, работа, Киев, библиотека, Пётр, женщина, врач, аккуратность, тополь, ребёнок, скорость, собака, Москва, железо, группа, старость, степь, медведь, пшеница.

3. Записать существительные мужского и женского рода в два столбика.

I. Плащ, обруч, мышь, ландыш, ночь, камыш, дичь, плющ, луч, тишь, плач, помощь, борщ, сторож, вещь, врач, ключ, мощь, силач, рожь.

II. Береза, комната, месяц, огород, осень, орех, погода, пенал, семья, петух, весна, сестра, помидор, телефон, улица, столица, вечер, отец.

4. Записать существительные мужского, женского и среднего рода в три столбика.

Праздник, тишина, суббота, сердце, пружина, честность, чугун, пушинка, пастбище, группа, чувство, ссора, чайка, солнце, встреча, местность, чудо, программа, пища, тростник, шиповник, лестница, часовщик, класс, житель, сумма, метро, яблоко.

5. Записать существительные во множественном числе.

Муравей, воробей, соловей, лист, крыло, брат, кол, стул, дерево.

6. Выписать сначала существительные, имеющие только форму единственного числа, затем - только форму множественного числа.

I. Аккуратность, боязнь, белила (масляные), бензин, багаж, брюки, бетон, будни, вермишель, богатство, грабли, деньги, детвора, джинсы, ворота, вычитание, дрожжи, дружба.

II. Джунгли, доброта, жасмин, жмурки, заморозки, запад, кислород, колготки, краснота, лапша, макароны, морковь, ножницы, орфография, очки, пастила, плоскогубцы, полнота, сани, темнота, чернила, шёпот.

7. Определить род и число существительных в русском и украинском языках.

Стройный тополь - струнка тополя.

Злая собака - злий собака.

Сильная боль - сильний біль.

Широкая степь - широкий степ.

Далёкий путь - далека путь.

Древняя рукопись - давній рукопис.

Западная Сибирь - Західний Сибір.,

Зелёная листва, зелёные листья - зелене листя.

Длинные корни - довге коріння.

Новая мебель - нові меблі.

Синие чернила - синє чорнило.

Тяжёлые колосья - важке колосся.

Красивые волосы - красиве волосся.

8. Закончить предложения, употребляя существительные. Поставить вопросы кто? что? к существительным.

1. Осадки - это … . 2. Овощи - это … . 3. Хищные животные - это … . 4. Школьные принадлежности - это … . 5. Близкие родственники - это … . 6. Хвойные деревья - это … .

9. Прослушать текст. Записать его, вставляя на месте пауз подходящие по смыслу существительные.

Наступило раннее … . Первый солнечный луч заглянул в … . Он разбудил Машу. Она быстро оделась и пошла на кухню. На кухне мама готовила … . Она налила в чашки … и положила в тарелки … . Маша быстро позавтракала и побежала гулять. На улице была прекрасная … .

10. Записать существительные. Подобрать к ним антонимы.

Верх (низ), богач (бедняк), холод (тепло), дружба (вражда), встреча (расставание), добро (зло), спуск (подъём), тревога (покой), шум (тишина), вдох (выдох), друг (враг), закат (восход).

11. Записать слова. Подобрать к ним однокоренные существительные. Бежать (бег, бегун), заболеть (боль, болезнь), расцвести (цвет, цветок), обвинять (вина), жизненный (жизнь), красивый (красота), выгружать (груз), играть (игра), рисовать (рисунок), построить (стройка, строительство), учиться (учение, ученик, учёба, учитель), писать (письмо, писатель).

12. Выписать сочетания нарицательных и собственных существительных.

МАЛЫШИ-КОРОТЫШИ

В одном доме на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. В этом же доме жил известный доктор Пилюлькин. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата - Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка.

(По Н. Носову)

ЛЮБИМАЯ СКАЗКА

В повести-сказке писателей А. Милна и Б. Заходера «Винни-Пух» десять глав. В первой главе мы знакомимся с медвежонком Пухом. Во второй главе Винни-Пух идёт в гости к своему другу Кролику. В третьей главе Пух и поросёнок Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали страшного зверя Буку. В четвёртой главе ослик Иа-Иа теряет хвост, в пятой - Пятачок встречает Слонопотама. В шестой главе у Иа-Иа был день рождения, а в седьмой - в лесу появились мама Кенга и Крошка Ру. В восьмой главе мальчик Кристофер Робин организует экспедицию к Северному полюсу. В девятой - Пятачок совершенно окружён водой, а в десятой - Кристофер Робин устраивает в лесу пир.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Подчеркнуть по три существительных, поставить к ним вопросы.

ПРИКЛЮЧЕНИЕ

По пустыне ползла черепаха. Вдруг её накрыла тень орла. Черепаха быстро втащила в панцирь ноги и голову. Словно спряталась в доме и дверь за собой захлопнула. Орёл рухнул сверху. Схватил черепаху, взлетел и понёс её к далёкой скале. Но тут к нему бросился другой орёл. Он стал отнимать добычу. Орлы сцепились в воздухе. А черепаха упала в густую траву. На память о приключении остались на панцире следы орлиных когтей.

70 слов. (По Н.Сладкову)

КАК ПОЯВИЛАСЬ ОДЕЖДА

Первобытным людям одежда была не нужна. Они были покрыты густой шерстью. Потом человек прикрывал тело шкурами зверей. В пещере у костра в такой шкуре было удобно. Но при движении, на охоте она спадала. Появились завязки и застёжки. Покрывало превратилось в одежду. Шали, плащи и накидки - родные дети той первой шкуры.

53 слова. («Детская энциклопедия»)

2. Подчеркнуть по три существительных, определить их род и число.

В ПЕСКАХ

Пустыня - это жёлтое и голубое. Жёлтое - пески под ногами. Голубое - небо. Ручьи и озёра там без воды. Летом они пересыхают. Под деревьями почти не увидеть тени. На них нет листьев. Ветры не освежают. Они горячие, как огонь. Дожди не успевают долететь до земли. Хорошей погодой в пустыне называют пасмурную и сырую. Только весной и осенью можно увидеть в пустыне зелёную травку.

63 слова. (По Н. Сладкову)

КОРМУШКА

Недалеко от нашей деревни в лесу стоял небольшой деревянный дом. Жили в нём только летом. Зимой он был пустым. Но в эту зиму в доме поселились люди. По утрам из трубы весело валил дым. Вечерами уютно светились окошки. Люди знали, как холодно и голодно птицам. Они сразу же сделали кормушку и насыпали туда всякой всячины.

56 слов. (По Ю. Казакову)

МЕНЬШИЕ БРАТЬЯ

Многие люди с радостью заводят животных. Ведь они приносят большую пользу. Сколько от них в доме тепла и уюта! Придёшь домой, а за дверью слышен радостный лай верной собаки. Или пушистая кошечка прильнёт к твоим ногам. Но некоторые люди плохо относятся к своим друзьям. Забывают их покормить, вывести погулять. Иногда они даже бьют их. Никогда нельзя обижать животных! Ведь они наши меньшие братья!

ЛИПКИ

Светит горячее весеннее солнце. Льёт тёплый дождь. Алёнка и Таня вышли на улицу и стали шлёпать босыми ногами по лужам. Взлетели весёлые брызги. Девочки громко смеялись. Дождь быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нёс маленькие деревца. Это были: липки. Их вырастили из семян. Деревца будут сажать около пасеки. Пчёлы любят липовый цвет.

54 слова. (По Л. Воронковой)

3. Определить роль выделенных существительных в предложениях. Подчеркнуть их как подлежащие, дополнение или обстоятельство.

УТРО НИКИТЫ

Никиту разбудили воробьи . Он проснулся и слушал. Медовым голосом свистела иволга. Окно было раскрыто. В комнате пахло травой и свежестью. Закат солнца затенён мокрой листвой. Налетел ветерок. На подоконник упали капли росы. Никиту позвали. Он ещё минуту полежал. До того было хорошо слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья .

53 слова. (По А. Толстому)

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК

Оловянного солдатика уносило течением всё дальше. Остановиться было нельзя. Его лодка скользнула вниз. Но бедняга держался стойко. Он даже глазом не моргнул. Лодка завертелась волчком, наполнилась водой и стала тонуть. Оловянный солдатик погружался всё глубже. Только голова торчала наружу. Но вот исчезла и она. Тут он подумал о своей красавице. Не видать ему больше прелестной танцовщицы!

59 слов. (По Г. Андерсену)

КОТ ГОШКА

Было раннее утро. Старый кот уселся на крыльцо . Передние лапки он обвил пушистым хвостом . Кот был большой, с белым фартуком на грудке. Его пушистая шубка блестела на солнце. Он её хорошо вылизал. Когти котишка втянул. Серые глазки чуть зажмурил. Они превратились в узкие щёлочки. Он казался самым добрым котом. Кота звали Гошка.

54 слова. (По Н. Романовой)

4. Подчеркнуть существительные, обозначающие неживые предметы.

КАК ПОЯВИЛИСЬ СТУЛЬЯ

Первые стулья придумали древние египтяне. Они первые догадались пристроить к ним ручки. Получилось кресло, трон. На такое сиденье имели право сесть только фараон и его супруга. Стулья плели из лозы, вырезали из дерева. Цари сидели на тронах из золота с драгоценными камнями. В нашем веке стулья стали делать из железных гнутых труб, пластика.

56 слов. («Детская энциклопедия»)

5. Подчеркнуть существительные, обозначающие живые предметы.

ЗАЙЦЫ

Много у зайцев врагов. Охотятся на них люди, собаки, волки, лисицы, вороны, орлы. Ночью ходит заяц по полям без страха. А утром враги его просыпаются. Заяц чутко слышит лай собак, визг саней, голоса мужиков, треск от шагов волка по лесу. И начинает зайчик метаться из стороны в сторону. Наутро рассматривают охотники следы на снегу, удивляются хитрости зайца.

58 слов. (По Л. Толстому)

ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ

Ребята нашей школы давно подкармливают птиц. В нашу птичью столовую прилетают птички с конца августа и до апреля.

В начале осени у нас много пеночек, зорянок, зимой - снегирей, свиристелей, галок, сорок. Им очень нравятся семечки подсолнечника, ягоды бузины, рябины, семена чертополоха, репейника. Ребята с интересом наблюдают за маленькими и большими птицами. Это занятие приносит им много приятных и радостных минут.

6. Подчеркнуть существительные во множественном числе.

КАК ДЕЛАЮТ КАРАНДАШИ

Простые карандаши сделаны из графита. Сухой порошок графита смешивают с глиной и водой. Из кедра или сосны делают заготовки. Потом разрезают на две части, вырезают канавку для грифеля. Обе половинки с грифелем затем склеивают. И дощечки разрезают на карандаши. Есть карандаши для письма на стекле, ткани, пластике, киноплёнке. Есть карандаши для строителей. Их след держится на открытой поверхности несколько лет.

64 слова. («Детская энциклопедия»)

7. Подчеркнуть существительные, которые не употребляются во множественном числе.

ПТИЧЬЕ КАФЕ

Воробей Чик сел на край кормушки. Он поглядел на корм сперва одним глазом, потом другим, а потом уж сразу обоими. Чего тут только не было! Обычно птичьи кормушки называют птичьими столовыми. Но это была не столовая, а целое кафе. Люди насыпали в кормушку овсяных хлопьев, пшена, конопли, льняного семени, семян сосны и ёлки, гречки, хлебных крошек.

58 слов. (По Ю. Казакову)

ПЕРВЫЕ ХОЛОДА

Выпал первый снег. Звёздными ночами всё затихало. Река точно засыпала. Холод старался сковать её льдом. Так и случилось. Была тихая ясная ночь. Тёмный лес на берегу был похож на стражу из великанов. Горы казались выше. Высокий месяц обливал всё своим трепетным светом. Горная река присмирела. К ней тихо подкрался холод. Крепко обнял он гордую красавицу и точно прикрыл её зеркальным стеклом.

63 слова. (По Д. Мамину-Сибиряку)



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама