THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Какова роль головоногих в природе и жизни человека, Вы узнаете из этой статьи.

Значение головоногих моллюсков

Класс головоногих насчитывает 600 видов. Моллюски живут исключительно в теплых, полносоленых морях. Вблизи дна и в толще воды можно встретить каракатиц, кальмаров, осьминогов. Головоногие моллюски являются активно плавающими хищниками. Они употребляют в пищу рыбу, крабов, моллюсков и других животных. Головоногие активно преследуют добычу или подкарауливают у камней и скал.

Какое значение головоногих моллюсков в жизни человека и природе?

Головоногие моллюски имеют важное значение в питании многих морских рыб, тюленей, кашалотов и других животных.

Они являются пищей для дельфинов, касаток, тюленей и других животных. Кроме того, некоторых из них, а именно каракатиц, осьминогов и кальмаров употребляет и человек . Их вылавливают и заготавливают в свежем, мороженом, консервированном и сушеном виде. Кстати, до недавнего времени в странах Америки, Северной Европы и Австралии этих животных в пищу практически не употребляли. Их использовали в качестве наживки для ловли рыбы.

Но в последнее время спрос на головоногие моллюски увеличился, так в них содержится большое количество полезного для организма белка. Большую их часть вылавливают в Тихом океане. В промысле этих моллюсков участвует на сегодняшний день 50 стран. Львиная доля в улове животных припадает на 6 стран – это Таиланд, Корея, Польша, Япония, Италия и Испания.

Развитие мира в незапамятные времена пошло по двум путям - эволюционировали животные беспозвоночные и, так же, развивались позвоночные. В первом случае, в мире позвоночных, на вершине развития стоят всем известные приматы – Homosapiens и обезьяна, другую же цепочку развития возглавляет головоногий моллюск.

Добыча животных, относящихся к такому классу, как класс головоногие моллюски, ведется в США, в Средиземном море, КНР, Норвежском море, Японии. Фрэнком Лейном была проведена колоссальная работа по сбору информации о количестве добываемых моллюсков – 830780 тонн, и это еще не полные данные мировой добычи.

Внешне кальмары и каракатицы отличаются от осьминогов количеством щупалец и особым строением тела. Каракатица обладает плоской формой туловища, конусовидным телом природа наградила кальмара. То, что находится на вытянутом конце их тела, не является хвостом – это плавники ромбовидной формы. И раковины, вернее то, что сохранилось в ходе эволюции от них, у этих созданий природы тоже разные.

У осьминога под кожей спины расположены 2 хрящевые палочки, каракатица обладает известковой пластиной, кальмар обзавёлся хитиновым пером. А самая показательная характеристика головоногих моллюсков заключена в самом названии: учёные достоверно установили, что органы, известные как щупальца, эволюционировали из ноги пращура этих «мягкотелых».

На голове расположены одновременно и «руки» и «ноги»: с их помощью животные передвигаются по морскому дну, охотятся и занимаются своеобразным зодчеством. У некоторых видов осьминогов щупальца также исполняют роль доставщика половых продуктов в тело самки.

Очень интересна система, называемая пищеварительной: рот, далее находится глотка с сильными мускулами, в которой расположены две челюсти, крайне похожие на кривой клюв. От глотки к центральному пищеварительному органу – желудку, рассекая мозг, идет тонкий пищевод. Имеются такие органы, как печень, есть и поджелудочная, а пищеварительный сок настолько активен, что переваривает добычу в течение четырех часов.

Так каково же значение головоногих моллюсков, где же человек так много и охотно использует их? Если учитывать, что белковый состав, питательность и калорийность этих моллюсков (в основном осьминогов и кальмаров) не уступают телятине, то неудивительно, что их промысел составляет почти четверть от всей добычи морепродуктов. Но человек использует их не только в пищу. Как заметил Фрэнк Лейн, они оставили буквальный след в нашей культуре, ведь краской «Сепия», полученной от одноимённой каракатицы, человек излагал свои мысли на различных поверхностях многие столетия. Это крайне ценный краситель. Ведь, несмотря на то, что в наше время химики изготавливают ее по новым технологиям, натуральная сепия, полученная из чернильных мешков каракатицы, все еще ценится за свой чистый акварельно – коричневый тон.

До нашего времени острова Полинезии известны раковинами моллюска наутилус, которые используются там в качестве монет. В той же Полинезии, изготавливая ожерелья, используют кольца присосок кальмаров.

Но не только человек оценил по достоинству вкус и питательную ценность головоногих моллюсков: они являются любимым лакомством такой популярной рыбы, как треска. Многие тонны кальмаров используются рыбаками в качестве приманки этой ценной рыбы. И японские гурманы должны быть благодарны этим моллюскам, ведь с их помощью ведут добычу улиток плевротомарий, являющихся местным деликатесом.

К удивительным фактам о жизни осьминогов можно отнести их любовь к строительству укрытий из камней. Осьминоги не только строят из них гнезда, но и используют этот материал в качестве щита – прикрывая себя им сверху. Сооружают жилище из камней и останков поверженных ими врагов, стаскивают их с помощью щупалец в конус, устраивают в нём кратер, где и поселяется «многоногий» хозяин. В случае особой привлекательности местности в глубинах моря вырастают целые города, чьими зодчими являются осьминоги.

Одно из самых удивительнейших физических свойств головоногих моллюсков – наличие трех сердец, одно из которых нагоняет кровь, а остальные два прогоняют ее через такой орган, как жабры. К этому можно добавить, что кровь моллюсков не содержит гемоглобина. Вместо него в этой жизненно важной жидкости находится гемоцианин, который окрашивает кровь головоногих в голубой цвет.

Нельзя недооценивать роль этих существ, обладающих поистине голубой кровью, в нашей жизни. Они являются не только пищей, ценным белковым сырьем, но и удивительнейшей загадкой, чья суть скрыта в глубине морей и будет будоражить человеческий ум и воображение столько, сколько будут существовать головоногие моллюски.

Домен : Эукариоты (Eukaryota)
Царство : Животные (Metazoa)
Подцарство : Настоящие многоклеточные (Eumetazoa)
Надвиддил: Билатеральные (Bilateria)
Отдел : Первиннороти (Protostomia)
Тип : Моллюски (Mollusca)
Класс : Головоногие (Cephalopoda)
Подклассы
  • Coleoidea
  • Nautiloidea
Ссылки
Викисклада : Category: Cephalopoda
NCBI : 6605
Викивиды : Cephalopoda

Головоногие (Cephalopoda) - класс высокоорганизованных морских моллюсков . Имеют относительно высокоразвитый мозг . Раковины или отсутствуют вовсе, или рудиментарные. Длина тела с щупальцами составляет от 1 см до 5 м (у гигантских кальмаров - до 18 м). Широко распространены во всех морях с высокой соленостью, поэтому в значительно опресненных Черном и Азовском морях не встречаются. Обитающие в толще воды и на дне. Хищники . Служат пищей многим рыбам и морским млекопитающим. Некоторые съедобные и является объектом промысла. К головоногих относятся каракатицы , наутилусы , осьминоги и кальмары , к вымершим - аммониты , белемниты и др.. Класс объединяет около 600 наиболее высокоразвитых водных организмов.


Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности

Все головоногие - это хищники средних или больших размеров (от 1 см до 1 м). Их тело состоит из туловища и большой головы, нога превратилась в щупальца, окружающие рот. У большинства из них есть восемь одинаковых щупалец (например, у осьминогов) или восемь коротких и пара длинных (ловильных) щупалец (кальмары, каракатицы и др.). На щупальцах имеются присоски для удержания добычи. Только в тропических видов из рода наутилус много щупалец (от 60 до 100) без присосок.

Характерная черта головоногих - способность плавать с помощью реактивного движения. Через щель, расположенную снизу, на грани головы и туловища, вода поступает в мантийную полость. Впоследствии, при сокращении мышц мантии, вода с силой выбрасывается через особый трубчатый образование - воронку - видоизмененную часть ноги. Это приводит, реактивную тягу, в результате чего моллюск получает толчок и движется задним концом вперед. Затем мантийная щель открывается, и мантия снова заполняется водой.

Черепашки в большинстве видов нет, у каракатицы она имеет вид пластинки, расположенной под кожей. Только наутилусы, обитающих в тропических морях в поверхностных слоях воды, имеют многокамерную раковину до 25 см в диаметре. Камеры заполнены газом, придает животному плавучести. Моллюск, регулируя объем газов в камеpax, может или погружаться на глубину до 500-700 м, или всплывать в поверхностные слои воды.

Кожа многих головоногих способна мгновенно менять окраску под влиянием нервных импульсов. Оно бывает защитным, под цвет окружающей среды, или угрожающим, которое контрастирует с окружающей средой, в случае нападения других организмов.

Для защиты головоногих служит и чернильная железа. Ее секрет накапливается в особом резервуаре, пролив которого открывается в заднюю кишку. Опасности моллюски выделяют наружу черную жидкость, которая не растворяется в воде и образует черное пятно. Под ее прикрытием моллюск убегает от врагов.

В коже глубоководных головоногих также особые светящиеся органы, с помощью которых животные общаются между собой, отпугивают врагов или привлекают добычу.

Головоногие - хищники, питающиеся ракообразными , моллюсками , рыбой и тому подобное. Рот окружен двумя роговыми челюстями - верхней и нижней, напоминающие клюв попугая. Кроме того, есть и терка. С помощью этих органов моллюски дробят панцири ракообразных, раковины моллюсков, измельчают пищу. Слюна , кроме пищеварительных соков, может содержать еще и яд, быстро парализует или убивает добычу.

В головоногих моллюсков большинство нервных узлов расположен в головном отделе и образует мозг сложного строения. Снаружи он защищен своеобразным "черепом" из хряща. Глаза большинства головоногих по сложности строения напоминают глаза человека. Они могут воспринимать цвет, форму и размеры предметов. Высокий уровень развития нервной системы и совершенные органы чувств головоногих определяют и сложные формы их поведения.

Размножение и развитие. Это раздельнополые животные, которым присуще внешнее оплодотворения и прямое развитие. Для осьминогов характерно заботы о потомках. Самка защищает яйца , очищает их от грязи и ничего не ест в течение нескольких месяцев, пока не вылупятся молодые особи.

Головоногие имеют высокоразвитую способность к регенерации. Они, в частности, быстро восстанавливают утраченные щупальца.


Роль головоногих моллюсков в природе и жизни человека

Головоногими моллюсками питается много морских животных, в частности ластоногие и зубастые киты . Человек потребляет в пищу кальмаров, каракатиц и осьминогов. По содержанию чернильного мешка каракатиц и кальмаров производят коричневую краску - сепию , а также натуральную китайскую тушь.

Черепашки ископаемых головоногих моллюсков используют как "руководящие ископаемые". В кишечнике кашалотов с непереваренных остатков головоногих образуется особое вещество - амбра , которую применяют в парфюмерной промышленности для придания стойкости запаха духам.

Средняя общеобразовательная школа № 16

Открытый урок на тему:

« »

Подготовила: Учитель биологии Казмуканова Б.Е.

Дата проведения: 23.11.2015 год

Уральск-2015

Тема: « Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. »

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с многообразием головоногих моллюсков.

2.Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности головоногих моллюсков.

3.Показать их значение в природе и жизни человека.

Образовательные:

Изучить особенности строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков.

Раскрыть роль головоногих моллюсков в природе и практическое значение для человека.

Развивающая:

Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать особенности строения головоногих моллюсков в связи со средой их обитания.

Воспитательная:

Воспитывать любовь ко всему живому через раскрытие роли головоногих моллюсков в природе и жизни человека.

Структура урока

    Организационный момент 1 мин

    Психологический настрой 1 мин

    Актуализация знаний 7 мин

    Изучение новой темы 10 мин

    Закрепление новой темы 15 мин

    Вторичное закрепление (лист обратной связи) 5 мин

    Сообщение учащихся 5 мин

    Рефлексия 1 мин

    Домашнее задание 1 мин

Ход урока

1.Организационный момент (2 мин)

Эпиграф к уроку:

Друзья мои! Я очень рад!

Войти в приветливый ваш класс

И для меня же награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю; в классе каждый гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок.

2.Приветствие (психологический настрой)

Ребята чтобы настроится наурока, разрешите мне подарить частичку своего тепла. Я желаю чтобы сегодня на уроке у вас было хорошее настроение. Далее дети друг другу говорят пожелания на урок.

Ребята прошу вас разделится на группы. В самом начале ученики садятся по своим рядам в большие группы из парт. Далее при помощи жребия происходит деление на группы.

Для этого прошу вас подойти к парте и взять листы с указанными рисунками, образуются три группы Кальмары, Каракатицы, и Осьминоги. (В коробочке жребий)

1.Как называется сладка кожи тела у моллюсков?

Ответ: Мантия

2. Между телом и мантией находится?

Ответ: Мантийная полость

3.Какие особенности появились в пищеварительной системе моллюсков?

Ответ: Ротовая полость – глотка с языком (покрытая острыми зубчиками-терка ) – пищевод – желудок с железой (печень)– средняя и задняя кишка – анальное отверстие.

4.У моллюсков впервые появляется особая железа?

Ответ: Печень

5.Особенности кровеносной системы у моллюсков?

Ответ: Кровеносная система открытого типа, имеют двухкамерное (у брюхоногих) и трехкамерное (у двустворчатых) сердце. У большинства кровь бесцветная, только у головоногих кровь голубого цвета.

6.Как осуществляется дыхание у моллюсков?

Ответ: Моллюски обитающие на суше дышат легкими, моллюски которые обитают в воде дышат жабрами находящимися под мантией.

7.Виды брюхоногих моллюсков?

Ответ: Горошинка, шаровка, лужанка, прудовик, катушки, виноградная улитка, голый слизень

8.Нервная система моллюсков?

Ответ: Сложное скопление нервных узлов образует мозг, узлового типа.

9.Виды двустворчатых моллюсков?

Ответ: Мидии, беззубки, устрицы, морские гребешки, жемчужницы

10.Главная функция и значение двустворчатых моллюсков?

Ответ: Фильтраторы воды. Устрица за час отфильтровывает 10 л воды, также пища для многих рыб, деликатесы, объекты промысла (пуговицы, бусы, украшения, кормовая мука), ракушечник – пористый известняк в строительстве.

11. Какие классы входят в тип Моллюски.

Ответ: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

3.Изучение новой темы

Задача нашего урока: выяснить не только строение головоногих моллюсков на примере трех видов, но и поговорить о том, также какую роль они играют в природе и в жизни человека. Сообщаю цель и тему урока: Тема: « Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. »

Ученик: Легенда о «Кракене» морском чудовище с щупальцами (сообщение учащегося, опережающее задание по новой теме)

В фольклоре скандинавских народов с незапамятных времен известна легенда о кракене - огромном чудовище, живущем в море и держащем в своих щупальцах всю землю. В минуту плохого настроения он занимается тем, что губит мореплавателей, втягивая их в свои владения вместе с судном. Легенды о морском чудовище гигантских размеров бытовали среди моряков несколько столетий. В октябре 1873 года трое рыбаков – двое взрослых и двенадцатилетний мальчик – ловили сельдь в районе острова Ньюфаундленд. Вдруг они заметили огромный предмет, проплывающий мимо. Решив, что это обломок корабля, рыбаки стали грести к нему, и один из них ударил его багром. «Обломок» ожил, выбросил над водой две гигантские руки – щупальца и обхватил ими баркас. Затем чудовище стало погружаться в воду, увлекая за собой лодку.

Рыбаков сковал ужас. Лодка быстро наполнилась водой. Еще несколько секунд, и они бы пошли на дно. Но двенадцатилетний мальчик – его звали Том Пикот – оказался более смелым, чем взрослые мужчины. Он схватил топор и обрубил оба щупальца. Лодка выпрямилась. Кальмар выпустил из своего тела какую-то темно-фиолетовую жидкость, от которой вода вокруг лодки сразу потемнела. Мальчик был готов продолжать борьбу, но чудовище, не возобновив атаки, стало погружаться в воду и скрылось.

Перепуганные рыбаки изо всех сил гнали лодку к берегу. Они привезли домой два обрубка щупалец. Эти щупальца – одно из самых ценных приобретений зоологической науки того времени. С этого момента началось действительно научное изучение кракена.

Вот такая легенда известна нам издавна, которая гласит о появлении чудовищ в море с щупальцами.

Рассказ учителя:

И как обычно мы переходим к систематике. Составляем систематику вместе с детьми по головоногим моллюскам. И проверяем по слайду.

Надцарство Клеточные

Империя Эукариоты

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные

Тип Моллюски

Класс Головоногие моллюски

Род Кальмар

Вид Тихоокеанский кальмар

Род Осьминог

Вид Обыкновенный осьминог

Род Каратица

Вид Лекарственная каракатица

Головоногие – самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях.

Все головоногие моллюски – исключительно морские животные. Обитают они только в океанах и полносоленых морях.

Размеры головоногих моллюсков очень разнообразны – от 1см до 18м. Тело головоногих моллюсков двусторонне-симметричное, раковина у них недоразвитая и носят они её не снаружи, а под кожей спины. Недоразвитость или даже исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения моллюсков.

Интересен способ передвижения головоногих моллюсков: перекачивая через себя воду, головоногий моллюск скользит в лазурных водах, точно ракета задним концом тела вперед реактивным способом. Скорость при этом может достигать 50 км/ч.

Нервная система головоногих так же более совершенна, чем у других моллюсков. Нервные узлы слились образовав окологлоточную нервную массу – мозг, от которого отходят два крупных нерва.Органы чувств головоногих очень хорошо развиты. Например, глаза так же совершенны, как и глаза позвоночных животных. Так же имеются органы химического чувства, равновесия, а в коже расположены осязательные, светочувствительные и даже вкусовые клетки.

Дышат головоногие с помощью жабр, расположенных в мантийной полости.

Кровеносная система головоногих почти замкнутая, а сердце состоит из 3 камер (1 желудочка и двух предсердий).

У головоногих моллюсков существует множество защитных приспособлений: их щупальца усажены сотнями присосок. Четырех, - шестикилограммовые кальмары легко перекусывают проволочную леску спиннинга.

Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие – чернильную бомбу. В минуту опасности моллюски выбрасывают струю чернильной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск благополучно убегает. Чернила вырабатывает особый орган – грушевидный вырост прямой кишки – чернильный мешок. Не все содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через полчаса уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил. Наблюдения показали, что выброшенные чернила растворяются не сразу, не раньше, чем на что-нибудь наткнутся.

У всех головоногих моллюсков под кожей расположены эластичные, как резина, клетки. Они набиты краской, словно акварельные тюбики. Научное название этих клеток – хроматофоры . Хроматофоры содержат черные, коричневые, красно-бурые, оранжевые и желтые пигменты. Раздраженный осьминог из пепельно-серого через секунду может стать черным и снова превратиться в серого .

После оплодотворения самка устраивает в норе или пещерке гнездо и откладывает в нем несколько тысяч яиц, которые при помощи слизи прикрепляет к потолку и стенам норы связками-гроздьями. И с этого момента уже неотлучно находится при яйцах, постоянно перебирая их, омывая свежей водой и отгоняя от гнезда хищников. «Высиживание», в зависимости от вида, может продолжаться 12 и более месяцев. Все это время самка ничего не ест, рационально используя запас питательных веществ, накопленных в печени. А к моменту вылупления осьминожков самка может и вовсе погибнуть.

Теперь вы самостоятельно в группах пользуясь текстом учебника и дополнительной литературой запишите в постер особенности внутреннего строения головоногих.

Закрепление новой темы (10 мин)

Первая группа – Кальмары, вторая группа – Каракатицы и третья группа – Осьминоги. Далее на слайдах высвечиваются задания по группам. На подготовку – 5 минут, выступление – 3 минуты.

Взаимооценивание между группами (карточки, либо стикеры)

№ 1 группу оценивает № 3

№ 2 группу оценивает № 1

№ 3 группу оценивает № 2

Задание №1 группе

1.Особенности строения Кальмаров

2.Передвижение, питание, поведение кальмаров.

Задание №2 группе

1.Особенности строения Каракатиц.

2.Передвижение, питание, поведение каракатиц.

3.Роль в биоценозе и практическое значение

Задание №3 группе

1.Особенности строения Осьминогов.

2.Передвижение, питание, поведение осьминогов.

3.Роль в биоценозе и практическое значение

Учитель: Вывод по данной работе в группах

5.Сообщение учащихся по новой теме (опережающее задание)

Творческое задание

1.Самый необычный моллюск на всей планете

2.Интересные факты о головоногих моллюсках

6.Вторичное закрепление

Лист обратной связи

1.Мы сегодня на уроке изучили …

2.Мы справились хорошо …

3.Мы хотим больше узнать о?

4.Больше всего мне понравилось …

7.Рефлексия (Сигнальные карточки либо стикеры на уроке)

Оценки за урок, оценивание учащихся.

8.Домашнее задание

1.Творчесое задание «Рисунок-моллюск моими глазами»

2.Составление кроссворда, ребуса по теме «Моллюски».

Все головоногие — хищники, питающиеся ракообразными, моллюс-ками, рыбой и т.д. В ротовой полости находятся две роговые челюсти, часто напоминающие клюв попугая. Также имеется терка. С помощью этих органов головоногие дробят панцири крабов, раковины моллюс-ков, измельчают еду. Слюна, кроме пищеварительных соков, может содержать и яд, убивающий добычу.

У головоногих основная масса нервных узлов расположена в голове, образуя головной мозг сложного строения. Этот мозг защищен своеоб-разным «черепом» из хрящевой ткани. Глаза головоногих по строению напоминают глаза человека. Они могут воспринимать форму, размеры и цвета различных предметов.

У головоногих моллюсков хорошо развито зрение. У каракатицы, напри-мер, на 1 мм 2 сетчатки глаза приходится приблизительно 150 тыс. светочувствительных элементов (для сравнения: у человека — 65 тыс.).

Высокий уровень развития нервной системы и совершенные органы чувств головоногих определяют сложные формы их поведения. В част-ности, у них довольно легко образуются условные рефлексы.

Размножение и развитие. Головоногие — раздельнополые животные, для которых характерны наружное оплодотворение и прямое развитие. У многих, например осьминогов, наблюдают заботу о потомстве. Самка этих животных защищает яйца, очищает их от грязи и ничего не ест на протяжении нескольких месяцев, пока не вылупятся молодые особи.

Для головоногих характерна высокая способность к регенерации. В частности, они могут восстанавливать утраченные щупальца.

Роль головоногих моллюсков в природе и жизни человека. Головоно-гими питаются многие морские животные, например тюлени, дельфи-ны, касатки. Кальмаров, каракатиц и осьминогов употребляет в пищу человек. Из секрета чернильной железы изготавливают акварельную краску — сепию, а также натуральную китайскую тушь. Раковины голо-воногих используют как «руководящие ископаемые».

Внутреннее строение и процессы жизнедеятельности представителей класса Головоногие характеризуются такими призна-ками: Материал с сайта

  • хорошо развита кровеносная система; сердце трех- или пятикамерное;
  • органы дыхания — жабры;
  • имеется чернильная железа, обеспечивающая защиту от врагов;
  • активные хищники; есть пищеварительные железы — печень и слюнные железы;
  • высокий уровень развития головного мозга вместе с совершенными органами чувств обусловливают сложные формы поведения;
  • раздельнополые животные; оплодотворение наружное; развитие прямое.

На этой странице материал по темам:



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама