THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

(2 оценок, среднее: 3,00 из 5)

Оформляя кредит на покупку машины, большинство банков требуют от клиента приобретать для нее страховку КАСКО. Поскольку оформление страховки - это всегда лишние растраты, каждый заемщик стремится сэкономить на расходах и найти способ, как не платить за КАСКО, то есть то, что является не обязательным.

При оформлении кредита часто возникает такой вопрос - можно ли не оформлять КАСКО и каковы будут последствия этого? Стоит рассмотреть возможные варианты получения такого кредита и разобраться, насколько выгодным будет отказ от страхования.

Зачем страховать автомобиль по КАСКО?

Подавляющее большинство банков не выдают кредиты и даже не принимают на рассмотрение заявку об их получении от клиентов, которые не оформили КАСКО. И хотя такое требование нигде официально не прописано, оно является обязательным - ведь банк вправе диктовать свои условия кредитования и отказать в займе клиенту, который не соответствует его требованиям.

Оформление страховки КАСКО выгодно в первую очередь банку-кредитору, и выдвигается это требование как раз для того, чтобы минимизировать его риски. Специфика приобретения автомобиля в кредит состоит в том, что до полной выплаты долга он будет принадлежать не заемщику, а банку, являясь своего рода гарантом оплаты кредита. Если клиент не будет гасить долг, то приобретенный им автомобиль банк просто-напросто заберет и продаст - чтобы вернуть часть предоставленных в кредит денег.

Поэтому логично, что банк беспокоится о сохранности своего потенциального имущества и хочет минимизировать все риски, связанные с ним. Чаще всего это делается за счет заемщика - именно он оформляет КАСКО, предоставляя таким образом банку гарантию возмещения убытка в случае угона автомобиля или его повреждения.

Однако определенные выгоды есть и для заемщика - ведь при наступлении страхового случаях он получит возмещение убытка и сможет произвести за эти деньги ремонт приобретенного авто. Если такое событие произойдет без страховки, все расходы должен будет нести заемщик. При этом платежи банку никто не отменял, стоимость машины клиенту все равно придется возместить - даже если ее угонят или она будет полностью уничтожена.

Еще один плюс от наличия страховки - более выгодные условия получения кредита. Обычно процентная ставка для сделок без КАСКО на порядок выше, чем с ним. Получается, что никакой выгоды не будет, клиент отдаст сэкономленные на страховке деньги банку, чтобы минимизировать его риски.

Однако страховка будет выгодна только в том случае, если договор заключен с надежной страховой компанией и содержит выгодные для клиента условия - то есть охватывает максимальное количество всевозможных рисков. Чаще всего право выбирать компанию для покупки полиса остается за банком, и клиенту приходится заключать договор именно на таких условиях.

Как отказаться от КАСКО при автокредите?

Отказ от страхования КАСКО делается еще на первоначальном этапе сделки - перед подписанием договора. Если банк не согласен с этим, он откажет в кредите, и сделка не состоится. В случае согласия банка на такие условия нужно быть готовым к определенным последствиям:

  1. Повышенная процентная ставка. Чаще всего банки, не требующие страховку, компенсируют возможные риски при помощи других условий договора - установления более высокой процентной ставки и введения дополнительных комиссий. В конечном итоге сумма переплаты может сравняться с величиной невыплаченной страховки.
  2. Меньший срок кредитования - еще один способ минимизации рисков. Клиент вряд ли сможет получить кредит на срок более чем 2–3 года. Для сравнения - программы со страховкой КАСКО обычно рассчитаны на 5–7 лет.
  3. Уменьшение суммы кредита - это также связано с банковскими рисками. Разница в суммах кредитного займа по сравнению со сделкой при наличии страховки может достигать нескольких раз - большинство банков дают кредит на покупку машины стоимостью до 1 000 000 руб. Это существенно ограничивает заемщика в выборе транспортного средства - придется выбирать более бюджетные модели, ведь дорогостоящие авто будут недоступны.
  4. Увеличение размера первоначального взноса. В большинстве банков установлены требования внести сразу до половины всей стоимости автомобиля, что существенно выше, чем в условиях обычной сделки.
  5. Предоставление документов - они нужны, чтобы подтвердить платежеспособность клиента и его возможность погашать свои обязательства. Чаще всего требуются документы с места работы - о стаже и получаемой заработной плате.

Обязательно ли платить за КАСКО на второй год при автокредите?

Ответ на этот вопрос кроется только в условиях конкретного кредитного договора, заключенного между заемщиком и банком. Иногда некоторые банки требуют внесение платежей по КАСКО только в первый год действия договора. Но чаще всего требование вносить платежи по страховке является обязательным для такого рода сделок на весь период их действия, и клиент не может менять условия по своему желанию - как следствие к нему будут применены различные санкции.

Еще один вариант развития событий на второй год действия договора - это оформление страховки не на полную стоимость автомобиля, а лишь на ту часть, что осталась у клиента в качестве долга банку. Например, если из 400 000 руб. (полной стоимости авто) 150 000 руб. уже было выплачено, страховку можно будет оформить на оставшиеся 250 000 руб.

Возможность самостоятельно решать, продлевать КАСКО на второй год или нет, может возникнуть только в том случае, если клиент погасит кредит досрочно. После этого его отношения с банком прекращаются, и автомобиль переходит в его полную собственность. Поскольку КАСКО - это добровольный вид страхования, принимать решение о дальнейшем приобретении полиса будет только сам владелец.

Что будет, если не платить КАСКО?

Последствия невнесения платежей по КАСКО также напрямую зависят от положений, указанных в договоре. Чаще всего они весьма негативные - банк может счесть отсутствие страховых взносов за нарушение условий договора. Некоторые последствия неуплаты страховых взносов и возможные меры за это со стороны банка:

  • расторжение действующего договора;
  • требование уплатить оставшуюся часть кредита досрочно;
  • изменение условий договора (в невыгодную для заемщика сторону);
  • штрафные санкции по отношению к заемщику.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Страхование КАСКО - обязательное требование, без выполнения которого большинство банков отказывают в выдаче кредита на авто. Наличие страховки является их гарантией на случай угона или повреждения машины.
  • Можно найти банк, в котором оформление КАСКО при автокредите не является обязательным, однако, вероятнее всего, условия кредитования в таком случае будут гораздо менее выгодными для клиента.
  • Полное право на отказ от КАСКО возникает у заемщика после того, как он полностью погасил весь кредит - авто становится его собственностью, и решение о страховании он принимает самостоятельно.
  • Не забывайте про возможность

Вы покупаете машину в кредит. При заключении договора с банком финансовое учреждение практически всегда включает в него условие, обязывающее вас на протяжении всего срока действия договора, пока кредитные обязательства не будут вами полностью погашены, страховать автомобиль, причем обычно именно в той страховой компании, которую укажет сам банк.

Как правило, в кредитном договоре предусматривается, что страховка должна покрывать риски повреждения или утраты автомобиля в результате дорожно-транспортного происшествия, угона и противоправных действий третьих лиц (например, хулиганы разбили у вашей машины лобовое стекло).

Кроме того, могут также быть предусмотрены риски случайного повреждения (например, в результате сильного урагана на вашу машину упало дерево). Страховка, покрывающая все риски, которым подвержен автомобиль, на профессиональном сленге именуется КАСКО .

Термин «КАСКО», вероятнее всего, произошел от итальянского casco – щит или шлем. Страховщики иногда расшифровывают слово как Комплексное Автомобильное Страхование Кроме Ответственности, что является удачным пояснением смысла понятия, хотя слово КАСКО, на самом деле, аббревиатурой не является.

Ответ на вопрос, зачем банку обязательное КАСКО при предоставлении кредита, предельно прост: банк хочет быть уверенным , что вернет выданные вам деньги с процентами.

Приобретенную за кредитные средства машину вы передаете банку в залог, а это значит, что, если вы не будете возвращать деньги, банк сможет удовлетворить свои требования, изъяв у вас автомобиль и продав его.

А теперь представьте, что вы попали в аварию , и вместо новенькой машинки являетесь собственником груды металла.

Именно эта груда теперь и обеспечивает ваш кредит, следовательно, у банка нет никаких механизмов, чтобы быстро и безболезненно взять с вас деньги, которые вы (разбив машину) вряд ли горите желанием отдавать. Поэтому КАСКО для банка – нормальная и логичная гарантия.

Не обольщайтесь! Если машина разбита и не застрахована, это вовсе не значит, что вы сможете спокойно спать, не рассчитавшись с банком. Финансовое учреждение имеет массу способов сильно отравить вам жизнь и без залога.

Что говорят в банке: чем и когда грозит неуплата

Обращаясь в тот или иной банк по поводу автокредита, обязательно поинтересуйтесь по поводу КАСКО – обязательно оно или нет и если да, то на каких условиях.

Как правило, без обязательной страховки автомобиля банк не выдаст кредит на его покупку, если именно этот автомобиль будет передаваться в залог под обеспечение обязательств заемщика.

Заключение договора страхования с определенным страховщиком обычно оформляется в общем пакете документов, связанных с кредитом, поэтому, вероятнее всего, отказ от заключения договора страхования КАСКО при получении автокредита просто приведет к тому, что вы не получите кредит и не купите автомобиль.

Кредит на покупку автомобиля в среднем выдается на пять лет, в то время как общепринятой практикой страховых компаний при оформлении полиса КАСКО является заключение договора на один год.

Таким образом, для того чтобы в течение срока кредитного договора машина все время оставалась застрахованной, страховку нужно ежегодно переоформлять (точнее, покупать заново).

Мы определились, что первый договор заключить придется, но кто заставит заемщика делать это каждый год?

На этот вопрос в банке, скорее всего, вам ответят, что при незаключении договора страхования вам грозят штрафные санкции, досрочное истребование кредита и чуть ли не конфискация автомобиля.

Как на самом деле

На самом деле, все может оказаться не так страшно. Наличие полиса КАСКО четко отслеживается банком при выдаче автокредита, но после того как деньги получены, банк далеко не всегда так же строго контролирует выполнение заемщиком всех своих обязательств (главное, чтобы деньги по кредиту вносились аккуратно).

Для того чтобы понять, как обстоят дела на самом деле, очень внимательно прочтите два договора – кредитный и залога, именно в них прописаны последствия, грозящие вам за «забывчивость» относительно страховки.

Кроме того, именно в формулировках относительно обязательства застраховать автомобиль можно найти множество лазеек – от отсутствия указания на страховую компанию, в которой следует заключать договор, до необозначенности перечня рисков, страховой суммы и прочих «деталей», умело используя которые, можно очень серьезно сэкономить, не нарушая при этом обязательств перед банком.

Внимательно изучив условия договора и буквально разложив их по буквам, вы, даже не являясь юристом, вполне сможете ответить для себя на вопрос, как отказаться от очередного приобретения полиса КАСКО при автокредите, сделав это так, чтобы «комар носа не подточил».

Если у вас хорошая кредитная история и нормальные отношения с банком, если вы регулярно вносите деньги в счет погашения кредита и процентов, то велика вероятность того, что банк не будет требовать от вас досрочного погашения кредита и применять к вам другие наказания только потому, что вы вовремя не предоставили ему договор страхования машины на следующий год.

Поэтому при добросовестном поведении заемщика экономия на последующих страховках – дело рискованное, но в целом возможное.

Обычно к незапятнавшим себя заемщикам банк не применяет санкций за «второстепенные» нарушения без предварительного предупреждения (даже если обязательность такого предупреждения в договоре не предусмотрена). В конце концов, вы могли застраховать машину вовремя, но не успели занести в банк копию полиса.

Не спешите оформлять страховку, пока банк не потребует ее от вас – так вы в любом случае сэкономите пару-тройку месяцев, а то и лет, за которые не будете платить (договор страхования нельзя оформить задним числом, а каждый месяц без страховки – вполне ощутимая сумма, сохраненная в вашем бюджете).

Способ №1. Покупка автомобиля в кредит без КАСКО

Страховка при кредите обязательна только тогда, когда это прямо предусмотрено в договоре, никаких специальных оговорок об этом в законе или другом нормативном документе нет. Что касается второго и последующих лет кредита, в условиях договора всегда можно найти возможности для экономии.

Как бы там ни было, если вы полностью погасили кредит, страховать машину вас никто заставить не сможет, даже если в договоре залога об этом ничего не сказано.

Обязательства по страховке прекращаются одновременно с прекращением обязательств перед банком и освобождением автомобиля от всех ограничений, связанных с залогом.

Можно ли купить авто в кредит без КАСКО

Мы говорили о том, что обычно приобрести автомобиль в кредит без покупки КАСКО хотя бы на первый год не получится – в выдаче такого кредита вам попросту откажут. Однако есть исключения.

Как было сказано, требование о страховке для банка – гарантия сохранности предмета залога, каковым выступает автомобиль.

Причем такой предмет залога действительно является очень рисковым с точки зрения вероятности повреждения, поэтому банк в таких отношениях вполне можно понять.

Но если вы являетесь принципиальным противником траты крупных сумм на оплату услуг страховщиков, вы можете предложить банку другой залог, менее «хрупкий» – например, квартиру или другое ликвидное имущество, сопоставимое по стоимости с суммой полученного кредита.

Если ваши условия будут приняты, у банка отпадут все основания – как юридические, так и чисто меркантильные – требовать от вас страховки автомобиля, ведь если вы разобьете машину и откажетесь платить кредит, банк «возьмет свое» за счет других источников.

Страхование предмета залога является обычной практикой, поэтому банк может потребовать застраховать квартиру, переданную в залог.

Однако ввиду несопоставимости рисков повреждения квартиры и автомобиля, стоимость такой страховки будет в разы меньше.

Есть некоторые банки, которые не выставляют требования об обязательном КАСКО при выдаче кредитов на покупку подержанного и недорогого авто.

Риски банка опять-таки в таких договорах можно, кроме залога незастрахованного автомобиля, обеспечить дополнительно за счет других источников (например, поручительства третьего лица), при этом сами страховые компании не принимают в страхование автомобили старше определенного возраста, поэтому вопрос как бы отпадает сам собой.

Где оформить автокредит и что для этого понадобится

Как правило, на этапе заключения договора страховую компанию заемщику навязывает банк, мотивируя это тем, что доверяет только определенным страховщикам.

На самом деле, обычно связка «банк – страховая компания» работает на основании взаимной выгоды (иногда не без коррупционной составляющей), но, желая получить кредит, на подобные условия заемщик вынужден соглашаться.

Но с последующими ежегодными страховками ситуация выглядит несколько иначе.

Во-первых, в договоре банк может не указать «рекомендованную» страховую компанию, в этом случае заемщик вправе выбирать ту, которая предлагает более выгодные (с его точки зрения) условия.

Во-вторых, с навязыванием страховщика можно поспорить, если условия страхования, предложенные вам в следующем году, изменились в худшую сторону (скажем, стало дороже) или даже не изменились в лучшую (например, если в течение первого года у вас не было страховых случаев, и вы сможете доказать, что «соседняя» страховая компания предусматривает для таких клиентов определенные бонусы и скидки, на которые вы, соответственно, имеете основания рассчитывать).

Возможно также «поиграть» со страховой суммой.

Страховая сумма – это оговоренный договором страхования «порог», ограничивающий обязательства страховой компании.

Обычно страховая сумма соответствует рыночной стоимости авто, но это совсем не обязательно – вы вправе заключить договор страхования на любую сумму, не превышающую реальной стоимости вашей машины.

Например, вы взяли кредит в сумме 20 000 долларов и за эти же деньги купили машину. В течение первого года вы погасили часть кредита и остаетесь должны 15 000 долларов.

При этом рыночная стоимость вашей машины через год эксплуатации уменьшилась на 10 % и, таким образом, составляет 18 000 долларов.

Однако, обращаясь в страховую компанию за очередной страховкой, вы просите указать в договоре страховую сумму не 18, а только 15 тысяч долларов.

Понятно, что такая страховка дешевле, поскольку стоимость страхования определяется в процентном соотношении к страховой сумме.

С точки зрения страховой компании – это ваше бесспорное право. С точки зрения банка оснований предъявлять к вам претензии тоже вроде бы нет, поскольку в пределах невыполненных обязательств по кредиту залог застрахован. В результате все интересы соблюдены, и деньги сэкономлены.

Еще один способ сэкономить набор рисков . Если в договоре залога или кредитном договоре четко не предусмотрено, от каких рисков должна быть застрахована машина, вы можете исключить некоторые из них при заключении последующего договора, сильно уменьшив стоимость страховки (например, предусмотреть, что автомобиль страхуется от угона только с охраняемой стоянки, а не из любого места – такая «опция» основательно повлияет на конечный тариф).

Способо№2. КАСКО с франшизой

Использование франшизы – еще один способ удешевить страховку, очень хороший тем, что редко учитывается банком при составлении договора залога и потому являющийся легальной возможностью сэкономить.

Франшиза – это определенная часть убытка, которая не возмещается страховой компанией и остается непогашенной при возникновении страхового случая.

Как работает страховка

Франшиза бывает условной и безусловной.

При безусловной франшизе страхователь (или выгодоприобретатель – в нашем случае банк) получает не всю сумму убытков (стоимости ремонта автомобиля при ДТП, стоимости автомобиля при угоне и т. п.), а только ту, которая превышает оговоренную в договоре франшизу.

Например, безусловная франшиза составляет 100 единиц, ущерб причинен на 1000 единиц. Страховая компания выплачивает 900 единиц, а оставшиеся 100 – это непогашенные убытки страхователя (выгодоприобретателя).

Условная франшиза – это сумма, при превышении которой страховая компания выплачивает ущерб полностью. Обычно такая сумма значительно выше, чем безусловная франшиза.

Смысл такой франшизы – застраховать только значительные риски, грозящие автомобилю, все мелкие хозяин погашает без обращения в страховую компанию.

Например, условная франшиза – 500 единиц. Если ущерб составляет 499 единиц, в страховую компанию никто не обращается, но если его размер 501 единица, вся сумма будет покрыта страховщиком.

Если вы хотите воспользоваться таким способом «обхода» обязательной страховки, нужно поинтересоваться у знакомого страховщика существующей статистикой и внутренними расчетами компании.

Дело в том, что достаточно большой процент аварий на дорогах влечет относительно незначительный (по сравнению с общей стоимостью автомобиля) ущерб, и именно такие риски «выпадут» из-под страховой защиты, а значит, страхование будет серьезно урезанным и, соответственно, более дешевым.

Например, если вы предусмотрите в договоре условную франшизу в размере 30 % стоимости авто – можете не сомневаться, что страховка будет дешевле значительно, вероятнее всего, даже не в три раза, а больше.

Свою ответственность как владельцы транспортного средства мы страхуем, приобретая другой продукт, именуемый ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности).

Наличие у заемщика такой страховки не интересует банк при оформлении кредита, но в силу закона она является обязательной, если вы эксплуатируете автомобиль, а не держите его в гараже.

Что нужно для получения

Для того чтобы использовать вариант с франшизой, лучше всего обращаться к знакомым страховщикам или, во всяком случае, не в ту страховую компанию, которая плотно работает с банком, иначе рискуете раньше времени «раскрыть карты» и быть обвиненным в нарушении договора.

Обычно для заключения договора страхования достаточно предоставить технический паспорт на автомобиль, все необходимые расчеты страховая компания сделает сама.

Но если документы, подписанные с банком, предусматривают условие о том, что машина должна быть не просто застрахована, а застрахована именно в пользу банка, страховщику нужно будет также предъявить оба банковских договора.

Проследите, чтобы договор страхования предусматривал выплату в пользу банка только той части от суммы убытка, которая соответствует размеру непогашенного кредита, а еще лучше – той части, в отношении которой допущена просрочка, ведь вы не хотите ремонтировать застрахованный автомобиль за свой счет.

Например, вы разбили заложенную под кредит машину. Стоимость ремонта составляет 100 единиц, при этом вы должны банку только 80, остальные уже погасили.

Из этого долга 40 единиц вы должны погасить в данном месяце, а оставшуюся часть – скажем, через полгода.

Будет правильно, если в соответствии с договором страховая компания выплатит 100 единиц следующим образом: 40 – перечислит банку в счет погашения ваших обязательств, 60 – отдаст вам (или выплатит напрямую ремонтной мастерской).

Добавив к страховке те же 40 единиц, которые вы все равно приготовили, чтобы рассчитаться с банком, вы отремонтируете автомобиль и будете кататься на нем дальше.

Если страховая компания выплатит банку 80 единиц, ваш кредит будет погашен досрочно без вашего на то согласия, при этом вам нужно будет искать деньги на ремонт авто.

А если, того хуже, банку будет выплачена вся сумма, которая превышает ваш долг, вам предстоит никому не нужная процедура возврата собственных денег с перепиской, походами в банк, выяснением отношений и т. п., а пока ремонтировать машину за свой счет.

Таким образом, мы четко видим, что независимо от того, обязательно ли КАСКО при автокредите в соответствии с заключенным договором, всегда есть возможность вполне легально сэкономить если не на полном отказе от страховки начиная со второго года, то, по крайней мере, на ее стоимости.

Способо №3. Включение суммы страховки в основной долг

Если вы не намерены экономить, но дорожите своим временем и не хотите каждый год бегать по страховым компаниям, есть еще один вариант.

Заключая договор с банком, поинтересуйтесь , можно ли отказаться от КАСКО при автокредите, включив стоимость страховки в общую сумму долга. Такой вариант очень выгоден для банка, поэтому вы наверняка договоритесь.

Возможен обратный вариант: банк сам предлагает вам включить страховку в кредит. Наш совет – не соглашайтесь !

Точную стоимость страховки на весь период действия кредита высчитать невозможно. Каждый год она будет меняться, в том числе, в зависимости от условий страхового рынка, цен на автомобили и т. п.

Чтобы не рисковать, банк заложит в договор максимальную сумму, которая может оказаться в разы меньше той, которую вы реально заплатите, если оставите обязанность по страховке за собой.

При включении суммы страховки в сумму кредита также нельзя учесть возможности досрочного погашения кредита (после чего вы уже не обязаны ничего страховать), а также риска полной гибели машины до истечения срока погашения кредита (в этом случае банк получит долг за счет страховой выплаты и никаких расходов по последующим страховкам нести уже не будет).

Наконец, при включении суммы страховки в основной долг проценты вам будут начисляться на всю эту сумму с момента заключения договора, в то время как на самом деле страховка будет оплачиваться банком ежегодно, таким образом, банк будет пользоваться вашими деньгами и при этом брать проценты с вас, как будто это вы ими пользуетесь.

Подводя итог, можно сказать одно: внимательно читайте договор , желательно до того, как его подписали, и вы всегда найдете возможность выбрать для себя такую линию поведения, при которой и банк останется доволен, и вы от лишних расходов будете избавлены.

Однако не стоит забывать, что, пытаясь обмануть банк, вы можете обмануть себя сами, ведь надежная страховка, на самом деле, защищает не только интересы банка, но и ваши собственные интересы.

Если вдруг с заложенным автомобилем произойдет серьезная неприятность, а он окажется не застрахован, вы будете вынуждены полностью выплатить кредит за машину, которой у вас уже нет.

Так что, возможно, и не стоит ломать голову над тем, как не платить страховку, а лучше выбрать надежную компанию и уберечь себя от неприятностей. Не зря говорят – береженого Бог бережет!

Банковские учреждения, выполняющие роль своеобразных посредников между покупателем и продавцом, склонны каждый раз вынуждать заемщиков страховать имущество, что приобретается в кредит.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Страховка ОСАГО является обязательной, и она относится к неимущественным видам страхования, ведь там защита идет по риску автогражданской ответственности.

А вот уже КАСКО – это необязательная страховка, поэтому стоит разобраться, насколько она нужна, и какие есть права у водителей, чтобы не тратить свои деньги на ее покупку.

Почему банки навязывают

Те владельцы автомобилей, которые уже сталкивались со страховкой КАСКО во время кредитования, могут подтвердить, что иногда такая услуга просто выравнивает итоговую стоимость кредита до стоимости нового автомобиля в салоне.

Получается, что если ежегодно покупать дополнительную страховку по требованию банка, то разницы в деньгах нет, купили бы вы автомобиль в салоне, либо через банк.

Особенно это будет волновать тех собственников, чье авто оформлено по займу с пробегом, является не новым.

Заемщик берет машину подержанную, а заплатит за нее, как за новую. И все из-за дополнительной траты – ежегодной покупки полиса КАСКО.

Банк имеет право не оглашать всех причин, почему он настаивает, чтобы клиент застраховал имущество, которое берет в кредит.

Можно выделить несколько самых очевидных причин, которые раскрываются, время от времени при взаимодействии заемщиков и финансовых организаций, выдающих суммы в долг.

Навязывание КАСКО происходит по следующим причинам:

  1. Недостаточный опыт вождения у будущего владельца автомобиля.
  2. Недостаточный доход у заемщика, что вызывает у банка подозрения в дальнейшей неплатежеспособности, а значит, необходимо подключать ряд дополнительных финансовых гарантий.
  3. Машина, что покупается в заем не новая и есть риск ее поломки либо частого выхода из строя.
  4. Очевидный фактор – стремление максимально уберечь имущество заимодавца. Авто находится в собственности банка до тех пор, пока не будет погашена ссуда в полном объеме клиентом.
  5. Ставить на продажу машину, которая служит одновременно и залогом по автокредиту, после большого скопления долгов заемщика, банку будет значительно проще, если она будет защищена страховкой.
  6. В случае нанесения какого-либо ущерба машине по рискованным случаям покрыть расходы на ее ремонт сможет именно страховая выплата, а не кошелек клиента. При этом клиент продолжит платить по займу без увеличений собственных расходных средств.

В долгосрочной перспективе банк понимает, что если у клиента могут возникнуть в будущем трудности с погашением кредита, то он сможет, хотя бы забрать назад машину, чтобы продать ее и вернуть себе свои деньги.

Вот почему в некоторых случаях банк даже отказывается увеличивать ставку по ссуде, и сразу отказывается рассматривать пакет документов, предоставляемый предполагаемым заемщиком.

Тем же клиентам, кто охотнее соглашается на оплату КАСКО, финансовые организации очень часто идут на послабление условий кредитования – уменьшают процентную ставку.

Но есть и такие банки, которые вовсе не требуют наличие страховки по рискам – ущерб, угон, хищение, природные катаклизмы и прочие форс-мажорные обстоятельства.

Является ли обязательным

Если говорить о законопорядке, который влияет напрямую на действия кредитно-финансовых учреждений и организаций, то получается, что до сих пор отдельного закона по КАСКО так и не принято.

Как это, например, сделано в отношении ОСАГО, когда 25.04.2002 года приняли отдельное , находящееся после всех редакций и сегодня в действующем состоянии.

Параметрами такого закона определяется – тариф, цена полиса, сроки действия, обязательное наличие у каждого водителя и так далее.

Когда нет единого закона, то и тарифы может страховая компания устанавливать, какие ей вздумается. Вот почему полис по КАСКО сейчас дороже намного, чем полис ОСАГО.

Чем же тогда руководствуются банковские учреждения, когда настойчиво предлагают дополнительно страховать ?

Когда будущий заемщик задумывается, обязательно ли КАСКО при автокредите на подержанный автомобиль либо на новую машину, то ему следует понимать, что данный вид страховых услуг по законодательству принято относить к добровольному виду страхования, а не обязательному.

Потому что по каждому из обязательных вариантов страховок законодатели всегда издают отдельное правовое положение, регулирующее саму процедуру, правила и цены.

Тем не менее, все банки, выдавая автозаем, ссылаются на следующие законы и их статьи:

  • часть 10 правового норматива , действующего и в 2019-2017 году, говорит о необходимо страховать имущество, переданное заемщику в виде объекта кредитования;
  • еще отражается в комментариях, как положение, на основании которого раскрывается истинное значение наличия имущественной страховки при автокредитовании – целевой заем, коим и является автокредит;
  • подпункт 1 п. 1 позволяет банкам требовать от клиентов КАСКО, как основание обязательного страхования от рисков нанесения ущерба предмету залогового имущества, ведь авто, приобретаемое в заем выступает в качестве залога по программе автокредитования практически всегда.

Кредитор может рассматривать отказ потенциального заемщика страховать имущество как основание для отказа ему в одалживании денежных средств.

Поэтому вывод напрашивается следующий:

  1. По закону страхование КАСКО является добровольным видом, а не обязательным.
  2. По отношениям с банками заемщику лучше прислушиваться к рекомендациям кредитора.
  3. В индивидуальном порядке, если финансовая состоятельность лица, подающего заявку на автокредит, не вызывается никаких сомнений у банка, страховка КАСКО может быть необязательной.

Как отказаться

Дороговизна автокредитов желающих занять денег на машину часто толкает на то, чтобы просто взять нецелевую потребительскую ссуду и потратить ее на покупку той машины, какая понравится, и на тех условиях, какие выставит только один продавец, без всяких посредников.

Однако если есть необходимость оформлять именно автокредит, тогда от покупки КАСКО вы можете отказаться на следующих условиях:

  1. Согласиться на повышенную процентную годовую ставку, если банк вам ее увеличивает в таком случае.
  2. Предложить заимодавцу иные пути решения обеспечения договора ссуды гарантийными обязательствами. Например, привести созаемщика либо предложить еще какое-нибудь имущество в залог.
  3. Согласиться на уменьшение периода пользования заемными средствами, когда банк проводит трансформацию вашей заявки.
  4. То же самое касается и лимита кредитования – он может быть уменьшен, а вам, как будущему заемщику, желательно на это согласиться.
  5. Быть готовым предложить банку оплатить большой первоначальный взнос – не менее 30-50% от оценочной стоимости автотранспортного средства.
  6. Быть готовым предоставить для изучения банковскому специалисту более расширенный пакет документов и желательно, чтобы еще был дополнительный доход у заявителя.
  7. Согласиться на покупку только той модели автомобиля, что порекомендует банк – такая машина, по которой не требуется покупать полис КАСКО.

Есть еще один способ отказа от подобного рода страховки – это пойти по пути более жестких условий с вашей стороны.

Вы можете банку рассказать о правах потребителя и о том, что вы имеете право отказываться от добровольно вида страхования, сославшись на ряд законов. Предварительно для этого, конечно же, можно проконсультироваться с юристом.

Однако стоит ли такая игра свеч, если финансовое учреждение тем заемщикам, что выдвигают свои условия, обычно отказывает в удовлетворении заявок.

Можно ли не платить КАСКО при автокредите

Еще в первый год кредитополучатели как-то соглашаются на оплату дополнительной страховки. И то, это только потому, что они понимают, что им крайне необходимо сделать все, чтобы банк согласился выдать автокредит.

А вот уже на второй и последующие годы (в зависимости от срока одалживания денежных средств) каждый заемщик крепко задумается, нужна ли такая страховка вообще.

Попытаемся рассмотреть два варианта – оплата на второй и третий годы, насколько банки притязательны в этом отношении к своим клиентам, существуют ли какие-то подходы и можно ли банку выдвигать свои права на законных основаниях, не отразится ли это негативно на кредитной истории.

На второй год

Всегда заемщик обязан обращать внимание на условия того договора, который был с ним заключен при сделке автокредита с банком.

Именно там описаны все условия касательно дополнительных защит и гарантий по ссуде. Поэтому лучше сразу обговорить эту деталь, еще до подписания договора.

Если же вы упустили этот момент, когда соглашались своей подписью на условия, «зашитые» в соглашении, тогда в первую очередь вычитайте все, что там сказано насчет КАСКО.

Потому что этот документ является правомочным основанием не только для банка, но и для суда.

Развитие дальнейших событий по данному вопросу, после вычитки вами содержания договора, может быть реализовано по следующим сценариям:

  1. Если условием в договоре прописано ежегодное страхование, тогда попробуйте обратиться в банк с заявлением, где попросите об изменения этих условий.
  2. Если же ничего не сказано в тексте соглашения о подобно виде страховки, тогда вы можете смело ничего не платить. Банк в этом случае не имеет право с вас требовать таких оплат. Более того, он нарушает условия договора – ожидает от вас исполнения того, чего не прописано в контракте.
  3. Если в договоре пишется, что вы обязаны оплатить КАСКО только при сделке, а далее это не является обязательным условием ссуды, тогда вы тоже вполне можете второй год ничего не оплачивать.
  4. Есть еще одна «фишка» у банков – они прописывают в договоре так называемую рассрочку страховки КАСКО. Это значит, что ее стоимость просто распределяют по ежемесячным платежам вашего графика. Здесь нужно уточнить, сумма за какой период страхования бралась изначально в учет – на весь период кредитования, либо только за первый год.
  5. Если в соглашении нет четких указаний по каким конкретно рискам можно страховаться, тогда выбирайте что-то одно – это существенно дешевле обойдется вашего бюджету.

Все изменения, что происходят посреди временного отрезка течения автокредитования, оформляются дополнительными соглашениями, прилагающимися к основному соглашению.

Второй экземпляр допсоглашений всегда банк обязан отдавать клиенту, иначе потом ничего заемщик не докажет, если дело, вдруг, дойдет до судебного разбирательства. Еще один вариант, как улучшить финансовые траты по такой статье – это просто страховать от угона.

Такой полис обычно обходится, чуть ли не на 50-70% дешевле, чем, если вы купите полный комплект защиты – от угона, плюс – от хищения, несчастных случаев, катаклизмов, вандализма и прочее.

Для примера:

  • по деньгам получается, что, например, при стоимости машины в 650 тыс. руб. страхование КАСКО только по угону будет стоить от 7000 до 11 000 руб.;
  • по деньгам страховка по риску «ущерб» (в том числе имеется в виду и ущерб после ДТП) для машины стоимостью в 650 тыс. составит около 42-55 тыс. руб., в зависимости от страховщика;
  • по деньгам по одному риску наступления форс-мажора (природный катаклизм, несчастный случай, техногенная катастрофа и прочее) полис КАСКО для машины стоимостью в 650 тыс. обойдется примерно от 35 тыс. и выше (тоже зависит от условий страховщика);
  • полный комплект КАСКО при стоимости машины в 650 тыс. руб., может достигать от 60 тыс. до 95 тыс. рублей, и более;
  • КАСКО на условиях франшизы обходится для владельца авто стоимостью 650 тыс. руб. – 35-45 тыс. руб.

Получается, что большую роль играет именно комплект защит по различным рисковым ситуациям, который водитель может по невнимательности оформить на себя.

Также и по другим страховым случаям. Всегда стоит выбирать что-то одно и банку ничего про эти детали можно даже не говорить.

Тем более, если вас никто не спросит об этом. по большому счету финансовой организации важнее всего, чтобы вы исправно возвращали весь долг вместе с процентами.

Поэтому менее всего щепетильны банки к исправным плательщикам и обладателям отличной кредитной истории.

На третий год

Вышеописанные инструкции тоже актуальны и по вопросу, можно ли не страховаться по КАСКО на третий и последующие годы. Не всегда, к сожалению, для банка может срабатывать идеальный безаварийный стаж водителя.

Все финансисты руководствуются своими соображениями – максимально сохранить гарантии платежеспособности клиента, подстраховаться лишний раз всем, чем только можно. Для этого и используют добровольный вид страхования как обязательный.

Стоит еще обратить отдельно внимание на отдельную деталь – добавка в процентировании на тот случай, если клиент прекратил оплачивать страховку и не уведомляет об этом банк.

Допустим, в вашем договоре прописано, что на случай отказа от дополнительного страхования к ставке будет добавляться 0,5%. Это обозначает, что если ставкой по автозайму были 13%, то станет уже 13,5%. Ощутимо? Да, ощутимо.

Однако теперь подумайте над следующими существенными деталями:

  1. Когда будет добавляться? Правильно, спустя год, два, ведь вы ранее платили.
  2. По величине такая надбавка к ставке выглядит меньше, чем полная оплата КАСКО все годы вашего кредитования.
  3. Обращайте внимание на различные приписки в этом пункте договора. Например, там может быть написано: «по усмотрению кредитора». Это обозначает, что банк может выставить добавку к ставке, а может и не выставить.

Для примера:

Разница все же есть, пусть даже и придется платить по повышенной ставке автокредит, тем не менее, это значительно выгоднее, чем покупать ежегодно полис КАСКО.

Этот вид страхования всегда выгоден лишь тем водителям, которые сомневаются в опытности собственного вождения, боятся рисков попадания в ДТП, угона, хищения приборов и прочее.

В подавляющем большинстве случаев банки выдают положительное решение по кредиту на приобретение транспортного средства только при оформлении КАСКО, а некоторые еще и требуют заключить договор страхования жизни. Для заемщика кредитного учреждения очевидно, что страховка - это всего лишь навязанные дополнительные расходы, и поэтому у него резонно возникает вопрос - зачем оформлять этот полис, и какие последствия могут возникнуть при отказе от него? В данной статье мы постараемся досконально разобраться в нюансах оформления КАСКО на кредитный автомобиль - в каких случаях это необходимо, а в каких - нет.

Зачем оформлять полис КАСКО при автокредите?

Оформление страхового полиса, в первую очередь, выгодно банку, выдающему кредит - в этом случае полис представляет собой гарантию от разного рода неприятностей, к которым относится потеря работы или трудоспособности заемщиком, попадание авто в ДТП и прочие случаи. Банкиры не хотят рисковать своими деньгами и вынуждают заемщиков соглашаться на их условия, гарантируя тем самым возврат своих средств при угоне автомобиля или нанесении ему невосполнимого ущерба в период срока кредитования.

По условиям договора, приобретаемое транспортное средство является собственностью банка до окончания периода кредитования. В результате банк заинтересован в сохранности залогового имущества и для минимизации рисков заставляет заемщиков оформлять КАСКО, по которому будут возмещены все убытки при наступлении страхового случая.

Однако заемщик, являющийся оформителем кредита, также получает целый ряд выгод от оформления полиса КАСКО:

  • банковская ставка по кредиту с оформленным КАСКО обычно меньше, чем без полиса;
  • возмещение ущерба на сумму ремонта автомобиля при наступлении страхового случая;
  • полное погашение кредита страховой компанией при угоне или уничтожении машины.

Приобретенный полис позволяет обеспечить все выгоды только в том случае, если он был оформлен в надежной компании. Большинство банков, требуя оформление КАСКО при автокредите, настоятельно рекомендуют заключать договоры страхования с аккредитованными компаниями. Если же условия, предлагаемые этими страховщиками, не устраивают клиента, то он имеет возможность самостоятельного выбора компании - но в таком случае требования банка и страховой компании к предмету залога должны совпадать.

Позиция банка при уничтожении или угоне автотранспорта

В случае наступления любой из возможных страховых ситуаций, кроме уничтожения или угона автомобиля, выплаты по договору страхования получает его владелец. Если машина была угнана или не подлежит восстановлению, то выплату, в соответствии с договором КАСКО, получит банк-кредитор.

Будущие владельцы кредитных автомобилей довольно часто сталкиваются с описанной выше проблемой оформления кредитного договора. Суть ее заключается в том, что не всегда можно разобраться во взаимоотношениях банков и страховых компаний.

Многие финансовые организации с целью привлечения клиентов проводят политику так называемых «дешевых кредитов». Но за этим, как правило, скрываются очень жесткие условия договора, в котором одним из обязательных пунктов прописано требование покупки полного КАСКО на весь период кредитования. При этом выбор страховой компании регламентируется банком. Во избежание подобных ситуаций, целесообразно начать с поиска страховщика, который поможет подобрать наиболее приемлемый вариант покупки полиса КАСКО на кредитный автомобиль, и банка с оптимальными условиями кредитной программы. Это обезопасит потенциальных клиентов на автокредитование от банковских сюрпризов.

Порядок оформления КАСКО на кредитный автомобиль

Приняв решение о покупке автомобиля в кредит необходимо позаботиться и о выборе авторитетной и надежной страховой компании. Если у заемщика нет предпочтений в выборе той или иной компании, то в этом случае лучше воспользоваться перечнем банка с аккредитованными страховыми компаниями. При оформлении КАСКО на кредитную машину страховщик обязательно должен проинформировать клиента об особенностях заключаемой сделки и пакете необходимых документов. Как правило, стандартный пакет документов включает в себя:

  • письменное заявление по форме страховой компании. В нем указываются достоверные сведения о будущем собственнике транспортного средства и водителях, которые могут быть допущены к его управлению;
  • паспорт владельца машины;
  • водительские удостоверения всех упомянутых в заявлении лиц;
  • выданный при покупке техпаспорт транспортного средства;
  • полученное в Госавтоинспекции свидетельство о регистрации.

В некоторых случаях приведенный перечень основных документов может быть расширен и владельцу придется предоставить еще и такие официальные бумаги:

  • нотариально заверенная доверенность, подтверждающая право на эксплуатацию страхуемого автомобиля. Этот документ необходим в том случае, если страхователем является не собственник, а водитель;
  • чек или счет, выданные при оформлении покупки автомобиля;
  • кредитный банковский договор;
  • оценочный документ, подтверждающий стоимость авто в случае, если он приобретается на вторичном рынке;
  • документ о прохождении техосмотра или диагностическая карта;
  • свидетельство о регистрации организации, если авто покупается в кредит на юридическое лицо;
  • в случае использования дополнительного оборудования, установленного на машине, необходимо документально подтвердить его стоимость.

После оформления всего пакета необходимых документов, представителями кредитной организации и страховщиком назначается дата осмотра транспортного средства с целью подтверждения достоверности предоставленной информации и выявления возможных повреждений. После выполнения всех процедур, подписывается составленный договор страхования. В нем очень четко фиксируется информация следующего содержания:

  • сведения о собственнике автомобиля;
  • количество допущенных к управлению водителей и информация о них;
  • наличие дополнительного оборудования;
  • банковская процентная ставка;
  • сроки подписываемого договора;
  • перечень страховых случаев с их полным описанием.

После этого вносится оплата за полис, выдается страховка, дополнительные документы, включающие правила страхования в данной компании и чек об оплате услуг.

Типовые условия оформления КАСКО при автокредите

Условия оформления договора КАСКО при автокредите могут существенно отличаться от случая к случаю. Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся условия страхования автомобиля при заключении кредитного договора:

  1. Оформление полного КАСКО. Поскольку банк-кредитор фактически считается собственником автомобиля до момента полной выплаты стоимости, он и оценивает абсолютно все риски, связанные с его эксплуатацией, в перечень которых входит поломка, повреждение, угон и другие. Поэтому покупка полного пакета КАСКО – одно из основных требований при получении банковского кредита на приобретение транспортных средств.
  2. Оформление КАСКО на срок кредитования. Данное условие предполагает, что заемщик ежегодно, на протяжении действия кредитного договора, должен оформлять страховой полис КАСКО на транспортное средство, находящееся в кредите. Если заемщик досрочно выплатит полную стоимость автомобиля банку, он вправе отказаться от страховки, или оформить ее по своему усмотрению. Если же полная сумма кредита не выплачена заемщиком, но он отказался от оформления полиса КАСКО, то такие действия могут быть расценены как нарушение кредитных условий договора. Со стороны банка это повлечет за собой штрафные санкции, вплоть до судебных процедур и требования о досрочной выплате займа.

Страхователь и «выгодоприобретатель» - кто получает выплату?

В договоре страхования КАСКО используются такие понятия как страхователь, собственник и выгодоприобретатель. Суть этих терминов заключается в следующем:

  • страхователь – лицо, оформляющее страховку;
  • собственник – тот, кто оформил кредит на приобретение транспортного средства, то есть автовладелец;
  • выгодоприобретатель – получатель страховой суммы, если автомобиль угнали или причинили ему ущерб.

По логике вещей, собственник и страхователь - это одно и то же лицо, совершившее покупку автомобиля в кредит и оформившее страховку. Роль же выгодоприобретателя в этой схеме принадлежит банку, и именно он получит выплату при наступлении страхового случая. Ведь до полного погашения кредита транспортное средство является залоговым имуществом и не может считаться полноценной собственностью заемщика . Это требование является основным для получения необходимой кредитной суммы.

Фактически это означает, что в случае гибели авто или его угона, банк возмещает невыплаченный кредит, а страхователь (заемщик) может получить оставшиеся деньги. Не следует забывать, что сумма, указанная в договоре КАСКО, должна быть равна рыночной стоимости транспортного средства на момент оформления страховки . Это будет достаточной гарантией возмещения ущерба для двух сторон.

Вот несколько примеров, более подробно раскрывающих суть понятия «выгодоприобретатель» на конкретных ситуациях.

Пример 1. Кредитный автомобиль был угнан через небольшой промежуток времени после оформления кредитного договора и заключения договора страхования. В этом случае банк получит от страховой компании всю сумму, за вычетом первого платежа клиента, а собственник транспортного средства (заемщик) полностью вернет себе первый уплаченный платеж. В этом случае выгодоприобретателем без сомнения является банк.

Пример 2. В случае наступления такой же ситуации, но произошедшей на этапе почти полной выплаты кредита, заемщик получит по страховому полису причитающуюся ему часть денежных средств, которая будет больше суммы, полученной банком. В этом случае основным выгодоприобретателем станет собственник авто. Полученная сумма позволит ему приобрести, при желании, более дешевый автомобиль и покрыть понесенные расходы.

Довольно часто ответственные банки-выгодоприобретатели выдают своим клиентам доверенности на проведение ремонтных работ в случае ущерба по КАСКО. Подобными мизерными, с точки зрения банков, убытками, они не занимаются и предоставляют решать эти вопросы заемщикам.

Таким образом, обобщая описанные выше тезисы можно сделать следующий вывод:

При заключении договора обязательно нужно детально разобраться в механизме взаимоотношений между банком, компанией, предоставляющей услугу, и страхователем. Желательно, чтобы в договоре КАСКО были четко прописаны условия взаиморасчета между всеми действующими лицами на случай причинения ущерба, уничтожения или угона автомашины. В любом случае в договоре банк должен учитывать не только свои интересы, но и интересы своих клиентов.

Стоимость КАСКО на кредитное авто

При оформлении КАСКО на кредитный автомобиль еще очевидным вопросом, интересующим заемщика, является стоимость данной программы страхования. Дело в том, что страховые компании имеют специальные условия для страхования кредитных авто, и оценить стоимость такого полиса с помощью стандартного калькулятора может быть достаточно проблематично. В формуле КАСКО на кредитный авто учитывается большое количество параметров и коэффициентов, величина которых устанавливается страховой компанией, но в большинстве случаев страховой тариф по КАСКО варьируется в пределах от 5 до 10% от общей суммы кредита. Расчет стоимости каждого полиса осуществляется индивидуально, так как на его величину оказывают влияние следующие аспекты:

  • модель и марка автомобиля;
  • возраст и водительский стаж страхователя;
  • пробег и возраст транспортного средства;
  • оценка стоимости авто;
  • наличие кредита на машину;
  • страховые случаи, их количество и другие опции.

Помимо основных факторов в расчет могут приниматься и некоторые субъективные признаки, такие как страна-производитель авто, новый или подержанный автомобиль, класс машины и показатель угона подобных транспортных средств. Может показаться удивительным, но наибольший страховой тариф имеют автомобили, произведенные в Китае.

Ниже приведено сравнение ставок страхования по КАСКО в Москве на автомобиль VOLVO – V60, выпуска 2016 года, полученных с помощью страхового калькулятора (мощность двигателя – 150 л.с.; стоимость автомобиля – 1 745 000 рублей; водитель – 1, его возраст – 30 лет и водительский стаж – 3 года; дата начала эксплуатации – 10.09.2016 года).

Страховая компания
Тариф, %
Стоимость полиса, руб.
Ингосстрах
1,71
29 780,00
Росгосстрах
2,42
42 229,00
Тинькофф Страхование
2,92
50 929,50
Согласие
3,23
56 314,50
МАКС
3,28
57 236,00
Ренессанс
4,09
71 457,00
Росмед
5,48
95 626,00
Итиль
5,82
101 559,00
Гайде
6,25
109 037,00
Либерти
7,36
128 380,00
РЕСО-Гарантия
7,83
136 569,00
Эрго
10,10
176 245,00
АльфаСтрахование
12,02
209 678,00

Из приведенной таблицы можно сделать вывод, что стоимость полиса КАСКО в различных страховых компаниях может отличаться почти в 10 раз! Именно поэтому, совершая покупку транспортного средства в кредит, следует быть особенно внимательным при выборе банка и страховой компании, и обращать внимание на следующие аспекты.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама