THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Как правильно называть карточные масти

В названиях карточных мастей на сегодняшний день встречается множество серьезных расхождений. Например, можно сказать: червовый или червонный? А как правильно на самом деле?
Существует три взгляда на данную проблему. Первый, это взгляд классической русской литературы в произведениях Пушкина, Толстого, Тургенева, Гоголя, Достоевского и других известных русских писателей. Второй взгляд это советская языковая практика и третий взгляд это современный сленг. Многие известные авторы книг по карточным играм предлагают употреблять названия мастей, которые указываются в классической литературе, другие известные авторы считают, что нужно использовать термины из советского времени. Мое же личное мнение это использовать те названия карточных мастей, которые люди хотят использовать во время игры. Это могут любые названия с любыми склонениями. А то, какие названия использовались для названия карточных мастей лучше оставить для историков, пусть это будет записано в справочной литературе.
Ниже приведу несколько таблиц падежных форм названий карточных мастей нормативной и разговорной лексики.


Таблица 1. Склонения названий мастей (единственное число)

Нормативная лексика

Падеж Масть Масть

Масть

Масть

Именительный пика

Трефа

Бубна

Черва

Родительный пики

Трефы

Бубны

Червы

Дательный пике

Трефе

Бубне

Черве

Винительный пику

Трефу

Бубну

Черву

Творительный пикой

Трефой

Бубной

Червой

Предложный пике

Трефе

Бубне

Черве

Разговорная лексика

Падеж

Масть

Масть

Масть

Масть

Именительный

Вина

Крест

Буба

Родительный

Вини

Крести

Буби

Дательный

Вине

Кресте

Бубе

Винительный

Вину

Кресту

Бубу

Творительный

Виной

Крестой

Бубой

Предложный

Вине

Кресте

Бубе

Таблица 2. Склонения названий мастей (множественное число)

Масть

Именительный

Пики

Трефы

Бубны

Червы

Черви

Родительный

пик

Треф

Бубен

Черв

Червей

Дательный

Пикам

Трефам

Бубнам

Червям

Червы

Винительный

Пики

Трефы

Бубны

Черви

Червами

Творительный

Пиками

Трефами

Бубнами

Червам

Червями

Предложный

Пиках

Трефах

Бубнах

Червах

Червях

Разговорная лексика

Падеж

Масть

Масть

Масть

Масть

Именительный

Вини

Крести

Буби

Родительный

Вин

Крести

Бубей

Дательный

Винам

Крестям

Бубям

Винительный

Вини

Крести

Буби

Творительный

Винами

Крестями

Бубями

Предложный

Винах

Крестях

Бубях

Таблица 3. Склонения прилагательных, образованных от названий мастей (единственное число)

Масть

Именительный

Пиковый

Трефовый

Бубновый

Червовый

Червонный

Родительный

Пикового

Трефового

Бубнового

Червового

Червонного

Дательный

Пиковому

Трефовому

Бубновому

Червовому

Червонному

Винительный

Пикового

Трефового

Бубнового

Червового

Червонного

Творительный

Пиковым

Трефовым

Бубновым

Червовым

Червонным

Предложный

Пиковом

Трефовом

Бубновом

Червовом

Червонном

Таблица 4. Склонения прилагательных, образованных от названий мастей (множественное число)

Масть

Именительный

Пиковые

Трефовые

Бубновые

червовые

червонные

Родительный

Пиковых

Трефовых

Бубновых

червовых

червонных

Дательный

Пиковым

Трефовым

Бубновым

червовым

червонным

Винительный

Пиковые

Трефовые

Бубновые

червовые

червонные

Творительный

Пиковыми

Трефовыми

Бубновыми

червовыми

червонными

Предложный

Пиковых

Трефовых

Бубновых

червовых

червонных

В России устаревшие названия карточных мастей назывались: пики - пичка, пиковочка, пикушка; трефы - трефушка, трефонка, трефоночка; бубны - бубновочка, бубнушечка, бубновка, бубенка; червый - жиры, жирнушка, жировочка. Просторечные формы: пикями, трефями, пикей, трефей. Разговорные формы: пики - вины, вини; трефы - крести, кресты, жлуди; черви - червы, жиры; бубны - бубни, буби, звонки.
В Германии у мастей следующие значения: пики - лопаты; трефы - дубинки; червы - сердца; бубны - бриллианты.
В Испании карточные масти означают: пики - мечи; трефы - монеты; червы - мечи, бубны - чаши.
Во Франции названия мастей схожи с нашими названиями: пики - пики; трефы - трилистник; червы - сердца; бубны - плитки.

3.6 (71.76%) 102 votes

Любимые многими “игральные карты”, как оказалось, есть лукавое бесовское орудие, посредством которого человек как минимум хулит основные Христианские святыни. Приводим расширенный и дополненный рассказ о том, что это за изделия.

Удивительно, что приводимая нами для думающих и ищущих информация ни разу не попадалась на глаза, да и в интернете встречается лишь фрагментарно. Принято считать игру в карты грехом из-за возникающего при этом чувства азарта, однако на самом деле картёжный символизм гораздо более глубокий и мерзкий.

Все четыре масти подразумевают ни что иное, как образ Креста Христова вместе с другими особо почитаемыми у христиан священными предметами: копьем, губкой и гвоздями, являвшихся орудием казни, страданий и смерти Исуса Христа.

Крести – это крест, на котором распяли Христа;
Пики – это пика, которой прободили Ему рёбра;
Бубны – это гвозди;
Черви – это губка с уксусом, которую мучители глумливо давали Христу вместо воды.

Взяв, к примеру, карту с изображением Креста Христова, коему поклоняется полмира, швыряют её небрежно со словами: «трефа », - что в переводе с еврейского означает «скверный » или «нечисть ». Библия употребляет термин трефа в более узком смысле: «Мясо [животного], растерзанного в поле, не ешьте; псам бросайте его » (Исх. 22:30).

Дополнительное исследование

Поступивший комментарий постоянного читателя сайта к первоначальной статье заставил чуть больше углубиться в историю этой “игры”.

Итак, Сергий Кольцов предостерёг от нагнетания страстей и привёл ссылку на альтернативное исследование:

Слушайте, братья!
Моя природная критичность бунтует. Неужели везде еврейский заговор? Понятное дело, народ избранный, талантливый.., [но] не меньше таланта, по-моему, везде находить их происки.
Есть альтернативная точка зрения на происхождение мастей http://ta-vi-ka.blogspot.ru , и там трефы с французского переводится как “клевер “.

Другое дело, что прижились они в Европе в эпоху упадка католичества, и в России в эпоху упадка православия и стали так повсеместно популярны в результате катастрофического обмирщения жизни в христианском мире. Карты – просто инструмент безделья.

Мы решили вспомнить французский язык и почитать заморские размышления по теме.

“Картежники”, Carl Ostersetzer (1850-1914)

Для молодых французов-эрудитов

рассказывается такая история :

Le jeu de 52 cartes est basé sur l’ancien calendrier lunaire égyptien: les 13 cartes de chacune des quatre couleurs désignent les 13 mois lunaires, et les 52 cartes représentent les 52 semaines de l’année. Les 4 semaines de chaque mois étaient associées à l’un des 4 éléments (eau, terre, air et feu), ce qui a donné les 4 couleurs du jeu de cartes (pique, cœur, carreau et trèfle). Source: « History and origin of playing cards » – Samuel Zovello, 1935

«Колода из 52 карт символизирует древний лунный египетский календарь: 13 карт в каждой масти обозначают 13 лунных месяцев, общее число карт означает 52 недели в году.

4 недели каждого месяца ассоциировались с четырьмя веществами: (вода, земля, воздух и огонь), что отразилось в четырёх цветах (мастях? ) в колоде: пики, черви (сердца), бубны и крести.
Источник: «История и происхождение игральных карт», Самуэль Зовелло, 1935 год.

Французская Википедия

еще менее многословна:


“Картёжники”, Сезанн Поль Il est possible que les cartes européennes arrivent en Europe par l"intermédiaire des Mamelouks d"Égypte à la fin du XIVe siècle. Un jeu complet de cartes mameloukes découvert au palais de Topkapı à Istanbul en 19388, contient 4 enseignes de 14 cartes chacune: coupes, pièces, épées et bâtons de polo9. Remontant au plus à 1400, il permet d"identifier des fragments de jeux datés du XIIe siècle ou du XIIIe siècle. Les premières cartes à jouer éditées en Europe font usage des enseignes latines (bâtons, deniers, épées et coupes), probablement adaptées directement des jeux de cartes provenant du monde musulman10,11,12. Ces enseignes se retrouvent sur les cartes du tarot Visconti-Sforza, datant du XVe siècle. Les enseignes françaises sont introduites par les cartiers français à la fin du XVe siècle1, probablement par adaptation des enseignes germaniques (glands, grelots, feuilles et cœurs). Les enseignes françaises procèdent d"une simplification des enseignes précédentes, permettant une reproduction plus aisée, un moindre coût de fabrication et une production en masse par xylographie.

На родине масонства, в стране, которая явилась основоположницей наиболее популярного и устойчивого во времени вида карт, истории происхождения игры отдано три коротких абзаца (для сравнения: больше место заняла информация о том, какими символами закодированы эти значки в различных компьютерных шрифтах…)


Типы пиктограмм на игральных картах различных территорий в Европе, французская Википедия.

«возможно », что в Европу карты попали из Египта при помощи египетских мамлюков в конце 14 века. В 1938 году В Стамбуле в дворце Мамлюков нашли древнюю колоду карт. (вот уж поистине железный аргумент! ). Однако масти изображались совсем иначе , бубен и крестей в нашем привычном виде там не было. Ту колоду по времени происхождения отнесли к 12-13 веку.

Первые игральные карты, выпущенные в Европе, также воспроизводили латинские орнаменты и, вероятно, были изданы при содействии мусульман.

Привычные нам карты и масти появились во Франции в конце 15 века, возможно (!), путём адаптации мастей немецкой традиции.

Французская Википедия предполагает, что упрощение рисунка было вызвано желанием удешевить продукцию массового спроса (!) при печати методом ксилографии.

Как говорится, без комментариев… Да и “трефа” – не есть “трефла”, хотя особенности французского произношения – тема отдельной дискуссии.

Исследование сайта для думающих и ищущих

Материал по теме

Расширенный видеоматериал с конференции РГБ о выявленных подменах и осознанной манипуляции русской историей за последние два-три века.

О рыбном дне, застое и большой политике

Удивительное расследование сайт о популярном советском мифе 1980-х – создании антиправославной диетической традиции “рыбного дня” в четверг в противовес древней Православной традиции держать пост по средам и пятницам.

Основательное расследование сайт истории подмены церковного праздника Рождества Христова коммерческо-идеологическим суррогатом.

Научно обоснованное разоблачение наукообразной версии мировой истории от специалистов из уполномоченной комиссии Российской Академии Наук.

Избранные материалы:

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики « », « », материалы « » , информация , а также читателей сайта «Старообрядческая мысль».

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. , ,

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ИГРАТЬ В КАРТЫ, раскладывать пасьянс, пользоваться карточной символикой и тем более гадать хоть на пиковую даму, хоть на червовую? Символы, изображения, иероглифы - отнюдь не всегда безобидные картинки. Это те же слова, представленные в форме графических образов. Некоторые слова вообще нельзя произносить без вреда для души. Есть понятия, которые не должны присутствовать даже в мыслях.

По тем же причинам нельзя рисовать нечестивые сюжеты ради самих сюжетов любым способом: натуралистическим, символическим или знаковым (табуированным), в том числе карточным.

Откуда карты к нам пришли?

Толковый словарь В. И. Даля дает следующее определение картам: «склеенные, небольшие бумажные листочки с изображением очков по четырем мастям и фигур».

Карты имеют древнюю историю, происхождение их до сих пор точно не установлено.

Изобретение игральных карт приписывается китайцам. В словаре Чинг-цзе-Тунга говорится, что карты изобретены в 1120 г. (по христианскому летоисчислению), а в 1132 г. были в Китае уже в повсеместном употреблении. По другой версии карты были изобретены в Египте и предназначались для гадания. Карточные масти использовались в Византии для украшения тканей. В Западной Европе карты появились в ХІV веке. В современном виде с королями, валетами и т. д. они существуют с XV века.

По версии писателя С. С. Наровчатова, при Иване Грозном появился в Москве некто Черчелли. Черчелли или, как его прозвали в народе - Чертелло, в Италии назывался французом, во Франции - германцем, в Германии - поляком, а в Польше - сделался русским. Привез он в Москву сундучок, завернутый в шаль, черную с красными разводами, что как бы соответствовало мастям - черным и красным, но москвичи говорили, что это цвета адского пламени.

Началась в Третьем Риме картежная эпидемия, «резались на деньги». Карты стали пользоваться спросом, и Черчелли задумал развить в Москве особый вид картежного бизнеса, который к тому времени уже процветал на Западе, - печатание карт. Соблазнительное предложение его было встречено москвитянами довольно прохладно. Первопечатник Иван Федоров участвовать в таком деле наотрез отказался.

Вначале к занятиям с картами власти относились терпимо, но затем за них стали преследовать, поскольку усмотрели тут вмешательство нечистой силы. Из законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649 г., которое предписывает с игроками в карты поступать «как писано о татях» (ворах), т. е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696 г. введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты, «и у кого карты вынут, бить кнутом». В 1717 г. воспрещается игра в карты под угрозой денежного штрафа. В 1733 г. для рецидивистов определены тюрьма, или батоги.

В XVIII веке отношение к этой игре в России сильно смягчилось и вообще, при исследовании о запрещенных играх, повелено было «поступать с осторожностью, дабы не причинить напрасных поклепов, обид и беспокойств». Страсть к игре возрастала, и уже никого не интересовало, почему на картонных прямоугольниках изображены именно эти фигурки и что такое, вернее, кто такой туз?

Так кто есть кто?

Словарь Ушакова отвечает: «туз» - слово польского происхождения от немецкого Daus и обозначает игральную карту в одно очко. Немецко-русский словарь указывает и другое значение слова: Daus - дьявол. Вполне возможно, что Daus - вариант искажения греческого «диаболос» - рассеиватель клеветы.

Структура карточной колоды всем известна: король, дама, валет (от французского «слуга»), еще ниже по достоинству десятки, девятки, и так до шестерок или до двоек в полной колоде - типичная иерархическая лестница от высших до низших. Иногда в колоду добавляется еще одна карта - Джокер. Легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики... А в руках - скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные «тарелки». В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо.

Карта «Джокер» выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. На вершине пирамиды, в любом раскладе, находится отнюдь не монарх, а тот самый Daus, от которого только крестным знамением и молитвой можно загородиться. Таким образом, иерархия в карточной колоде подчиняется князю мира сего, он же, князь, господствующий в воздухе, символизирован не одним очком, а номером первым.

Сакральное значение слова ДЖОКЕР кроется в истории Таро. Первым и главным арканом Таро назывался Пагад, он же соответствовал первой букве еврейского алфавита - алеф. В сниженном значении pagad означает - дурак. В английских колодах Пагад был назван Магом и смещен на второе место, а роль Фокусника, Шута и Дурака получил нулевой аркан.

Мистики и герметики соотносили Пагада с образом Голема, персонажем из еврейской мифологии, человеком из неживой материи, глиняным болваном (ср. дурак, шут), который однако являлся потусторонним, всезнающим существом. Через него человек познавал не только самое себя, но и мир по эту и ту сторону бытия. А в пражской легенде о Големе легко улавливается мотив борьбы с несправедливостью.

Итак, дурак - это не тот, за кого он себя выдает. Это хитрец, владеющий знаниями, которые скрывают от профанов, шут, который под маской глупца рассказывает людям правду. А в гетевском «Фаусте» в роли королевского шута выступает сам Мефистофель.

Святитель Игнатий Брянчанинов в повелительном наклонении назидает: «Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его» (Отеч. стр. 549). Познакомившись со структурой карточной колоды, давайте посмотрим, что представляют собой загадочные символы - «трефы», «вини», «черви» и «бубны».

Модель господства князя мира

В разных странах эти символы называют по-разному и по-разному трактуют их значение. Так, «черви» представляются сердцем, чашей; «вини» - лопатой, желудем, мечом; «бубны» - бриллиантами, колоколами, монетами; «трефы» в большинстве стран несут на себе одно название - «дубинка». Но существуют и другие объяснения данной символики, по которым все четыре картежные масти подразумевают священные предметы - орудия страдания и смерти Божественного Искупителя.

«Трефа» или «крести» - карта с изображением креста «трилистника», креста Христова, которому поклоняется полмира. В переводе с идиш «трефа» означает «скверный» или «нечисть». Задумываются ли увлекшиеся картежники, какой хулой на Господа оборачивается их «невинное» занятие!

Картежная масть «вини», или, иначе, «пики» символизирует евангельскую пику, то есть копье святого мученика Лонгина Сотника. Как предсказывал в Своем провидении Господь, устами пророка Захарии, «что воззрят на Того, Которого пронзили» (Зах. 12:10), так и произошло: «один из воинов (Лонгин) копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19:34).

Картежная масть «черви» подразумевает евангельскую губку на трости. Как сказал Господь, устами царепророка Давида, что воины «дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68:22), так и сбылось: «Один из них взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф. 27:48).

Картежная масть «бубны» - графическое изображение евангельских кованых четырехгранных зазубренных гвоздей, которыми были прибиты руки и ноги Спасителя ко древу Креста. Как пророчествовал Господь устами псалмопевца Давида, что «пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 21:17), так и исполнилось: Апостол Фома, сказавший: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

«Козырные» карты, само их название, имеют свое особое назначение. «Кошерными», то есть «чистыми», называют талмудисты ритуальные жертвоприношения, поэтому подлинный смысл картежных игр заключается в унижении наших святынь, ведь, покрывая крест «козырной шестеркой», игроки верят, что «шестерка» эта выше и сильнее Животворящего Креста!

Итак, игральные карты - отнюдь не разновидность простой игры, скомпрометированной элементом азарта. Это модель господства князя мира сего над его вольными и невольными подданными. Такой смысл карточной символики, а с символами не шутят. Есть строжайший запрет Церкви: ни при каких обстоятельствах не касаться так называемых «глубин сатанинских» (Откр. 2:24), поэтому, когда в компании кто-то предложит сыграть в карты, вспомните, кто выше карточного короля.

Бывает часто с игроком: Сел богачом - встал бедняком. Кто карты взял, прельстясь наживой, Тому не знать игры счастливой. Игра азартная грешна: Она не Богом нам дана, - Ее придумал сатана! Себастиан БРАНТ, 1494 г.

Виртуальные игры и развлечения вытеснили собой многие русские игры. Забыты городки и лапта. Но игральные карты из детско-подростковой жизни окончательно не ушли. Чем опасны карты и правда ли, что символика мастей кощунственна – несет скрытые оккультные смыслы?

Предположение – не факт

Любой здравомыслящий родитель против игры на деньги и понимает вред нездорового азарта для детской психики. Но не каждый подозревает в ней более серьезные духовные опасности. Грешно ли играть в карты не на деньги? Да, однозначно грешно. Но вот о том, почему карты связаны с грехом, и о символике игральных карт есть много разнообразных мнений в православном сегменте интернета.

Заметим, что общецерковной точки зрения на вопросы, связанные с символикой карт, нет – тема никогда не выносилась на обсуждение Межсоборного присутствия, ни тем более на Соборы, что вполне объяснимо – не тот масштаб проблемы.

Протоиерей Игорь ФОМИН на сайте журнала «Фома» высказывает такую точку зрения: «Дело в том, что карты имеют очень глубокую антихристианскую символику. Обратите внимание на карточные масти . Все они изображают евангельские символы, но как бы глумясь над ними. Трефы – крест, на котором был распят Иисус Христос. Пики – копье, которым Он был прободен. Черви – губку с уксусом, которую поднесли умирающему на кресте Спасителю, чтобы напоить Его. Бубны – четырехгранные гвозди, которыми были прибиты к кресту руки и ноги Христа».

Делясь мнением, батюшка не ссылается на какие-либо источники информации по данному вопросу. Кто обнаружил связь этих символов, научно установил, фактически подтвердил это артефактами? Ни имен, ни дат, ни мнений авторитетных ученых на этот счет нет.

А ведь, чтобы точно расшифровать символику карт и подтвердить догадки, необходимо иметь какие-либо документальные свидетельства ее происхождения.

В большинстве своем безымянные авторы многочисленных статей на приходских сайтах, опираются на это предположение как на факт, но тоже не дают убедительных примеров. Их статьи пестрят «говорящими» и устрашающими иллюстрациями карт всех эпох и народов с чашами, полными крови, человеческими черепами и прочей пугающей атрибутикой. Все эти атрибуты характерны для Европы эпохи Просвещения, особенно склонной к оккультизму и мистицизму.

Глумление над евангельскими Страстями Христовыми и Святыми Христовыми Тайнами, конечно, заставляет содрогнуться любое христианское сердце. Но, рассуждая с духовной точки зрения, постараемся понять, имеет ли оно место в действительности? Единственное, что приводится в доказательство такой несколько прямолинейной и грубоватой интерпретации – это фрески всего ОДНОГО старинного храма доиконоборческого периода . В турецком городе Демра (бывших Мирах Ликийских) существует храм святителя Николая, где, по мнению не назвавшегося автора статьи сайта «Храм Предтеча.ру», есть изображения, похожие на карточные масти. Просмотрев фотографии, можно убедиться – то, что запечатлено на них, напоминает масти карт лишь отдаленно. Символы в большей степени похожи на элементы растительного и геометрического орнамента, распространенного в мире и одинаково свойственного разным культурам. Увы, больше догадки о «жидомассонских» или «сатанинских» корнях символики подтвердить нечем.

Символ живет в контексте

Чтобы наши выводы стали понятнее, придется слегка углубиться в науку. Свойства знаков и знаковых систем изучает отдельная дисциплина – семиотика. Упрощая определение Юрия Лотмана, определим ее как науку о знаках, используемых для общения.

Согласно ей, значение символов изменчиво – оно во многом зависит от нашего восприятия, от культуры, воспитания и многих других изменчивых вещей.

По Ю. Лотману, знак немыслим без контекста и интерпретации. Так что без участия нашего оценивающего взгляда сам по себе символ не несет никакой нагрузки . Возможно, оккультисты в своих ритуалах и придают мастям именно такой смысл, но судить об этом бездоказательно мы не можем.

К слову, в повседневной жизни «карточный» контекст и его интерпретация нашим сознанием совершенно другие – в наши дни мы ассоциируем карты, скорее, с миром, нарисованным в стихах и песнях Владимира Высоцкого – миром общества с низкой культурой. Мы олицетворяем карты с социальным дном, с преступным или околопреступным миром, с забегаловками, злачными местами, казино – а вовсе не с подпольным сборищем сатанистов-оккультистов.

Очевидно, что мало кто воспринимает сегодня карты в значении кощунственно-евангельских символов, понимая при этом, что в самой этой игре ничего хорошего нет.

К примеру, никто еще не додумался объявить кощунством логотип одной мобильной компании – перевернутый, как «негатив», образ красного пасхального яйца (белое яйцо на красном фоне). А образ креста при желании легко можно обнаружить и в германской свастике, и в древних языческих, мусульманских орнаментах, и в оконном проеме, и в перекрестке дорог, и в строении человеческого скелета, и так далее.

Родом из Европы

Советский литературовед неожиданно точно оценивает греховную природу картежного мира и его системы координат, из которой вычеркнуты Бог и нравственность . Герою «Пиковой дамы» Пушкина мир кажется игрой, которой он способен виртуозно управлять, манипулируя людьми. Игрок желает выиграть все, рискуя при этом всего лишиться. Он получает прогноз будущего (некое гадательное предсказание), его линия поведения программируется, сам он при этом думает, что что-то решает, хотя правят им темные силы и его собственные страсти. « Господин» своей судьбы на деле оказывается рабом .

«В самой природе карт заложено двоемирие, – пишет Лотман, – они – простые знаки, «ходы» в игре, и имеют смысл в гадательной системе…Случайное выпадание карт превращается в некий текст, автором которого является судьба ».

В азартном картежном мире игрок ищет стратегию, скрывая ее от противника. Только вдумайтесь: ближний становится для него врагом. Игра – это конфликт, ее цель – успех и превосходство, но оно достанется лишь одному. В итоге получается игра не с партнером, а с самим случаем, который становится своего рода зловещим божеством. Происходит подмена истинного Бога мнимым, а истинная вера подменяется фатализмом . С точки зрения веры, с героями произведений происходит явное искушение гордыней и себялюбием . Увиденный через призму карт мир начинает двоиться – герой оказывается перед дилеммой выигрыша и проигрыша, игры и гадания, двух реальностей – мира повседневного и потустороннего. Герой сбит с толку, растерян, потерялся в жизни, утратив все ее ориентиры. Его захватил хаос, рассудок мутится, душа гибнет под напором жуткого, демонического, потустороннего, стихийного. Этой иррациональной и мощной силе он не может противостоять в одиночку, а опереться не на Кого – Бога у него нет. Так он оказывается во власти зла.

В литературу эта духовно опасная философия пришла из реальной жизни. Как считает литературовед, в петербургский, императорский период русской истории «…грандиозные состояния создавались мгновенно, в зависимости от скачков счастья, в сферах, весьма далеких от экономики. Причудливое перемещение богатств невольно напоминало перемещение золота и ассигнаций на зеленом сукне во время игры».

У Федора Достоевского «рулетка – это игра по преимуществу русская», основанная на стремлении «в один час» «всю судьбу изменить» . Так завезенная из Европы игра причудливо совпала с нашим менталитетом, извратив и развратив его.

Лицо святой сохранилось… на картах?

Интересно, что фразеологизм «палка о двух концах» применим и к картам. Однажды они все-таки послужили добру. В безбожное время они сохранили для нас…лицо святой.

Забежим вперед. В советские годы было опробовано много различных картежных колод. Были среди них и откровенные инструменты пропаганды, и антирелигиозные карты, на которых изображалось духовенство, а позади нарисованных фигур – «побуждающие к вере» приземленные мотивы. Но ни одна из таких колод не пользовалась популярностью и в народе не прижилась. А полюбилась русским людям и стала самой распространенной в СССР совсем другая колода, дошедшая до наших дней под названием «Русский стиль».

Колода эта была еще дореволюционной. Ее история такова. На известном ПОСЛЕДНЕМ имперском балу 1903 года члены Царской Семьи и придворные были наряжены в уникальные по красоте и стилю стилизованные русские костюмы. Автор многих эскизов – Сергей Головко, исполнители – известнейшие портные, в том числе мастерская небезызвестной Надежды Ламановой. На балу было отснято множество фотографий высочайших особ в русских народных нарядах. Они и послужили основой для создания колоды карт к 300-летию Дома Романовых . Очевидно, как и открытки с портретами Семьи, новые карты должны были пробудить народную симпатию к царственным особам и послужить популяризации имперской власти, став для простых людей любимым сувениром. И вот в 1911 году немецкий мастер фабрики «Дондорф» разработал эскизы карт. В стиле романтичной русской старины им были выполнены атрибуты мастей – щиты, оружие, доспехи. Прототипом бубнового валета стал великий князь Андрей Владимирович, бубновой дамы – фрейлина обеих императриц графиня Александра Толстая. Червовой дамой была выбрана княгиня Ксения Александровна, а трефовой – Елизавета Федоровна Романова , впоследствии – святая новомученица и исповедница Российская .

На обороте карт был изображен герб России – двухглавый орел. Конечно, изображения не имели точнейшего портретного сходства с прототипами, но если сопоставить картинку и фото, можно увидеть – сходство есть. В 1913 году карты были отпечатаны на Александровской мануфактуре Санкт-Петербурга прямо к праздничной дате. Дальше – интереснее. После революции мануфактуру закрыли, но уже в 1923 году она снова работала. Рисовать новые эскизы для карт и изготавливать формы для оттиска поленились, да и дорого, вот и стали печатать карты для народа по старым шаблонам. В послевоенное время советский художник Ю. Иванов точь-в-точь перерисовал старые карты, адаптировав их для офсетной печати. Таким образом, лица Романовых и их приближенных, в том числе лицо святой Елизаветы не канули в небытие, а сохранялись на игральных картах весь ХХ век. Но этот случай – пожалуй, единственное и удивительное исключение.

Зло с традициями

Обобщая сказанное, согласимся с авторитетным мнением большинства священников – карты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО несут духовную угрозу . Но искать ее, очевидно, нужно не на поверхности, не во внешних проявлениях – мастях и картинках, а на более глубоком СМЫСЛОВОМ уровне . На уровне веры.

Игра в карты отрицает и преступает две основные заповеди Нового Завета – возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего как самого себя . Они подменяют любящего и промышляющего о человеке Бога бесовским «божком» – слепым случаем, а любовь к ближнему обращают в ее противоположность – ненависть, конкуренцию. Ближний становится противником, а принцип игры – выиграть, обмануть, обойти, победить в интеллектуальном поединке любой ценой – утверждает самость и гордыню. Все эти смысловые подмены, по сути, являются сатанинскими: дьявол – отец всякой лжи.

Духовно опасно и то, что понятия и идеалы – случай, удача, судьба успешность, конкуренция – из картежной игры перекочевали в бизнес и другие сферы жизни, в том числе образование, воспитание, медицину, искусство, что само по себе духовно опасно.

Стоит признать, что в наши дни карты растеряли свой авторитет, а вместе с ним не такими явными стали и духовные угрозы. Популярность карточных игр у нового поколения становится все меньше. Пожалуй, теперь они, в большей степени, инструмент безделия, праздности , нежели гордыни, себялюбия, кощунства.

Заложенные в них принципы, в том числе двоичная система кодов, давно перешли в компьютерные технологии. Развитая с их помощью психология конкурентной борьбы тоже находит себе применение в других сферах жизни. Зло совершенствуется, не отстает от прогресса. Поэтому дурную инициативу азартной игры сегодня перехватили «продвинутые» «внуки» и «правнуки» карт – компьютерные «стрелялки». «Внуки» шагнули гораздо дальше своих «дедов», развивая гораздо более опасную зависимость и прочнее улавливая юные души. Продолжая злую «семейную» традицию, они учат наших детей преступать те же две главные заповеди – вычеркивать из своей жизни Бога и обесценивать человеческую жизнь. Так давайте не дадим им в этом преуспеть!

Валентина Киденко

Фото из открытых источников

Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии Прокопенко Иоланта

Карточные масти и номиналы. Символика игры

Тройка, семерка, туз – не выходили из его головы и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна! Настоящая тройка червонная». У него спрашивали: «Который час?» Он отвечал: «Без пяти минут семерка». Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза.

А.С. Пушкин. «Пиковая дама»

Тридцать шесть картей четырех мастей… Наверное, нет в современности игры и атрибутов к ней, которые содержали бы в себе больше символизма, чем карты. Карты официально возникли в XIV веке с того времени сильно изменились внешне. Однако значение символов, которое обозначает ту или иную масть, или тот или иной номинал, не изменилось и по сей день.

Одной из версий происхождения игральных карт является так называемая «египетская версия». Существует предание, что давным-давно египетские жрецы записали всю вселенскую мудрость на золотых табличках, коих было семьдесят восемь. 56 из этих табличек, или «Младшие Арканы», стали игральными картами. А оставшиеся 22 – вошли в колоду Таро, предназначенную для гаданий. Впервые об этой версии заговорил в XVIII веке французский оккультист Эттейла, затем ему вторили Элифас Леви, доктор Папюс, Мэзерс и Алистер Кроули, которые создали свои интерпретации колоды таро.

Та колода карт, которую мы знаем сейчас, называется французской. Она является самой распространенной. Кроме нее довольно популярны немецкая, швейцарская, испанская, северо-итальянская, датская, греческая, голландская, японская и, конечно, карты Таро.

Из книги Иллюстрированный ключ к Таро автора Уэйт Артур Эдвард

МЛАДШИЕ АРКАНЫ, или четыре масти колоды Таро В нашем описании все карты сгруппированы по мастям и достоинству, а их согласованные значения почерпнуты из всех возможных

Из книги Сила Земли автора Каннингем Скотт

Символика Так как подсознание общается с сознанием через символы, важно развивать в себе способность их интерпретировать, чтобы понять общее значение.Никто в действительности не знает, что означает тот или иной символ, и только вы знаете, что этот символ значит для вас.

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

Из книги Книга примет и суеверий автора Мудрова Ирина Анатольевна

Символика цветка При дарении букетов стоит помнить о значении некоторых видов цветов. Например, мрачная символика лилий, гортензий и хризантем во всем мире очень распространена.Однако в большинстве случаев цветы и те чувства, которые они символизируют, очень похожи. И

Из книги Все виды и способы гаданий автора Соколова Антонина

Введение С глубокой древности и до наших дней люди пытаются заглянуть в будущее. Попытки проникнуть в тайны бытия породили огромное количество всевозможных гаданий, которыми пользовались и продолжают пользоваться посвященные, члены тайных обществ и даже мы, простые

Из книги Большая книга магии и колдовства автора Подколзина Вера Александровна

Раздел 6. Карточные гадания

Из книги Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии автора Прокопенко Иоланта

Карточные номиналы. История происхождения и смысл Джокер. Самая высокая фигура в колоде. Эта карта не имеет масти. Фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики на голове. Раньше на карте Джокера изображался скипетр с нанизанной на него головой человека. Позже художники

Из книги Язык символов [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Карточные масти. Сакральный смысл Классические названия четырех мастей – пики, червы, бубны, трефы. Однако в разных языках эти масти получают и другие названия. Пики в зависимости от наречия становятся мечами, лопатами, копьями, желудями. Червы – кубками, сердцами. Бубны

Из книги Татуаж Таро. Магия человеческого символа автора Невский Дмитрий

Символика звездного неба Солнце: звезда, зримая днем Людмила Кошман Сегодня мало кто задумывается о том, что рядом с нами живет звезда. Самая настоящая. И человек так сильно связан с ее жизнью, что, знай он об этом, каждый день начинался бы у него совсем иначе, а благородное

Из книги Таро Манара. Все краски любви автора Невский Дмитрий

Масти как отражение стихий в младшем Аркане Таро Истоки стихийной аналогизации Когда речь заходит о той или иной масти Младшего Аркана Таро, то всегда или почти всегда прослеживается параллель между природной стихией и самой мастью, которая отражает эту стихию.Но все

Из книги Вы – ясновидящий! Как открыть третий глаз автора Муратова Ольга

Масти Младшего Аркана Таро Младший Аркан Таро Манара представлен не в виде привычных мастей, а виде демонстрации стихий. Это снимает вопрос вокруг давнего спора о том, к какой стихии принадлежит та или иная масть. Перед вами суть стихии, которая не требует нахождения

Из книги Книга здоровья богатырей русских [Славянская система здоровья. Русская здрава, массаж, питание] автора Максимов Иван

Символика снов Существуют сны, где присутствует нумерология, и подсказка идет через числа. Бывают сны, где мы видим обман – то, что можно подтвердить, если мы умеем расшифровывать наши сны, что помогает нам не ошибаться при их трактовке. Есть сны-предсказатели, которые нам

Из книги 150 ритуалов для привлечения денег автора Романова Ольга Николаевна

Славянская символика Верования древних славян Для того, чтобы научиться правильно использовать древнеславянские символы-обереги, нужно знать, каким богам наши предки посвящали эти знаки.Во времена глубокой древности славяне приносили жертвы, ища благосклонности

Из книги Исцеление души от негативных эмоций. 25 упражнений. Деньги и духовность без противоречий (сборник) автора Дальке Рудигер

Символика воды Эта магическая стихия почиталась древними жителями Руси как источник жизни для всего на земле - ведь без воды не зеленели бы травы, не плодоносили деревья, животные и люди погибли бы от голода и жажды.Согласно одному из древнейших славянских мифов, вода

Из книги автора

Символика иероглифов Символ – это не обязательно абстрактное изображение, состоящее из геометрических фигур. Все предметы и живые существа, окружающие нас, в той или иной степени являются символами и ассоциируются с какой-то областью жизни, с определенным

Из книги автора

Биржевые игры и игры с недвижимостью Драма, которая сотни и тысячи раз разыгрывалась в нашем обществе, вошла даже в медицину под названием «синдром домостроителя». Супружеская пара покупает дом, который не может себе позволить, с помощью банка, дающего необходимую сумму



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама