THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Захар Прилепин

Всё, что должно разрешиться…: хроника идущей войны

Эта книга про Донбасс и за Донбасс.

В этой книжке нет или почти нет меня: мой личный Донбасс останется за кадром.

Моя роль здесь - слушатель и наблюдатель. Главные персонажи книги - люди, видевшие всё происходившее с начала и не покидавшие места действий.

Те, кто не просто пережил эту историю, но - сделал её сам.

Часть первая

Pro Донбасс

На Донбассе купола церквей - тёмные. Гораздо темнее, чем в большой России, здесь.

Тёмное золото, будто бы замешенное с углём. Едешь на машине по Донецкой народной республике - и видишь: то здесь, то там вспыхивает тёмный купол.

Очень много разрушенных православных храмов. Наверное, надо пояснить, что стреляют по ним с той стороны - артиллерия, миномёты или танки ВСУ.

Порой храм стоит на открытом пространстве, его видно издалека, как единственный головастый цветок на поле.

Это не случайное попадание, - говорит мне мой спутник. - Часто осмысленно били именно в храмы.

Если быть точным: только на территории Донецкой республики разрушено во время войны семьдесят православных храмов. Пусть кто-нибудь попытается доказать, что это случайное совпадение.

Мы выехали с утра в компании главы ДНР Александра Захарченко в кои-то веки не по делам боевым, а с мирной целью - вручить ключи от новых квартир жителям Дебальцево: там возвели 111 новых, очень симпатичных, домиков.

Неожиданно звонят на мобильный заместителю главы, с которым мы едем в его потрёпанной «Ниве».

Есть информация, что по дороге может быть покушение на главу.

Убить Захарченко - безусловная мечта для многих.

Информацию тут же передали главе и его начальнику охраны. Надо было отменять поездку.

Через три минуты от Захарченко передали: нет, едем. Просто сменим маршрут.

Маршрутов всегда закладывается несколько, каким именно поедет глава, не знает до последнего момента почти никто, или вообще никто - потому что за минуту до выезда сам Захарченко может принять новое решение.

В этот раз решение его - парадоксально.

Мы должны были ехать в Дебальцево, делая серьёзный крюк, - чтоб держаться подальше от передовой.

Но Захарченко то ли забавляется, то ли доверяет своему чутью: и мы летим по трассе, которая проходит ровно по передку.

Вон дом видишь? - показывает мне зам главы. - Там украинские снайпера сидят. А вон их позиции… Вон в той зелёнке они тоже есть…

Но здесь нас, похоже, вообще не ждали.

На улице - солнечный декабрьский денёк, всё кажется безоблачным и мирным.

Я смотрю на купола и вспоминаю, где уже видел этот тёмный свет.


Захарченко не курит только под капельницей. Когда нас познакомили - он не курил.

Раздетый по пояс, он лежал на диванчике, в комнатке за своей приёмной. Рядом, за столом, сидели врач и медсестра, тихие и тактичные женщины.

Подкапывала какая-то животворящая жидкость, сразу из двух банок.

Разговаривая, Захарченко время от времени недовольно поглядывал на эти банки, ему казалось, что всё происходит слишком медленно.

Потом я заметил, что ему так кажется всегда: жизнь должна происходить быстро - нестись с такой скоростью, чтоб цветы и травы склонялись по пути.

Наконец, его отцепили от склянок, он быстро встал и начал одеваться в свою почти неизменную «горку», которая, ничего не поделаешь, идёт ему куда больше костюма и даже парадного кителя.

«Горка» была выстиранная, опрятная, но явно поношенная.

Ты всю войну в ней прошёл? - спросил я. Прилюдно я буду обращаться к нему на «вы»; в неофициальной обстановке на «ты».

А по ней видно. Я тебе сейчас покажу. Вот она, зашитая-перешитая, подряпаная, потёртая. Её от пота, и от крови стирали. Когда в меня пуля попала, мне распороли штанину; потом зашили. И в берцах в этих я тоже всю войну проходил. Вот заплатку на берцах поставили - наши мастера сапожники.

Последний раз Захарченко был ранен в ногу, пуля прошла над самой пяткой - он заметно прихрамывает.

«Надо же, - думаю, - оставил старые берцы».

Но про суеверия пока не спрашиваю; не очень понятно: ходить в прострелянных берцах - это суеверие, или, что ли, бравада, или ещё что-то; может, просто берцы жалко.

Поменяешь форму?

Конечно, одену новую.

Когда войны не будет?

Захарченко вешает на ремень нож, он всегда с ножом, и, быстро подняв взгляд, секунду смотрит на меня:

Войны не будет? Будет. Как начиналась Вторая мировая? Тоже с таких вот непонятных конфликтов: то Польша, то Чехословакия, то Финляндия, то ещё что-то. А тут мы, тут Сирия. Давайте смотреть правде в глаза. Мы сейчас врубимся по полной программе. Уже врубились. Исходя из опыта истории пройдёт два-три года - и мы сцепимся. Всё, что должно решиться кровью и железом, оно решится кровью и железом, и больше ничем. Ты не сможешь убрать из СБУ 70 % ЦРУшников без применения силы. Ты не сможешь убрать из их Минобороны всех заезжих советников. А как ты будешь с Яценюком разговаривать? Он агент ЦРУ, и не только он. - Захарченко затягивает ремень, и уже по дороге в свой кабинет договаривает:

Всё, что должно решиться войной, рано или поздно ею решится. Любая драка должна завершиться чьей-то победой или поражением. Если мы решим случившееся миром, то и я, и 90 % из тех людей, которые здесь остались, - все мы будем считать, что у нас украли победу. А те, которые там, - как они будут воспринимать нас? Если у них неправильное правительство, которое выбрало себе не тех союзников, и армия их неправильно себя вела, - это не может так закончиться, как сейчас. Мы с людьми на другой стороне - одной крови, и здесь не может быть выигравших и проигравших. Если ты нёс слова правды и проиграл - значит, возвращайся на другую сторону и стань победителем.

Я слышу в словах Захарченко противоречие: если нет выигравших и проигравших, то как можно стать победителем, но вместе с тем понимаю, что никакого противоречия здесь нет: потому что он не говорит о победе над собственным народом.

Возврат в нормальную жизнь должен сопровождаться изменением ценностей, - быстро говорит Захарченко, у него вообще быстрая речь, он словно не поспевает за своей мыслью. - Невозможно понять, что ты сильнее, пока не определишь, что ты сильнее. Покаты сапогом своим не наступишь на горло и не скажешь, что я сейчас могу своим сапогом передавить тебе шею, либо я убираю свой сапог и поднимаю тебя - живи. Только живи по нашим законам, воспринимай нашу правду. Не хочешь? Вали в Европу. Свобода выбора. Это моё мнение. Я не знаю, правильное оно или нет. Победа может быть разной. Можно завоевать всю Украину. Но, может быть, этого и не нужно делать. Потому что взятие Харькова или Киева будет сопровождаться большими потерями мирного населения. И на фоне этих убийств мы будем восприниматься как захватчики. Но здесь, на своей земле, мы должны показать силу оружия. Мы выгнали их, показали силу, встали на границе, хотя могли идти дальше. Хоть вы и разрушили наш дом, мы не звери, мы не суки, мы не пойдём разрушать к вам. Но то, что ваши сорок миллионов ничего не смогли сделать с двумя миллионами - это серьёзная вещь, это повод для огромного психологического надлома у населения там. Это горечь унижения, поражения. Понимания, что они не с теми воевали, что выступали в роли карателей, убийц и мародёров. Вот это да.

Захар Прилепин «Все, что должно разрешиться»

Можно как угодно относиться к Захару Прилепину - как к писателю, выразителю определенных идей, светскому льву или ловкому предпринимателю - но одно бесспорно: среди нынешних российских писателей Прилепин является одним из самых активно работающих. Хотя пишет он, на мой взгляд, неровно: одни его книги я перечитываю по многу раз, другие не дотягиваю до середины. В «Обители» мне нравятся последние главы, где Артем Горяинов в камере смертников троллит посаженных чекистов. В «Черной обезьяне» перечитываю восхитительные эпизоды, а о чем вся книга, даже не помню.

Читать том прилепинской литкритики я не смог, а биографию писателя Леонида Леонова для серии «ЖЗЛ» перечитываю регулярно. И так со всем его творчеством. Прилепин пишет много, активно, не ленится, он очевидно набирает мастерства, пишет все лучше. Я вот очень хотел написать о его книге короткой прозы «Семь жизней», но в конкурс «Нацбеста» не попала, вместо нее - сборник текстов в жанре военной публицистики, хроника военных действий в Донбассе.

И эта книга, на мой взгляд, обладает не только литературными достоинствами. Это феномен политической жизни современной России, это явление не только культурное, но и социальное. Это важная для нашего времени и нашего общества книга. Сейчас объясню, почему я так считаю.

В 2014 году я работал чиновником в администрации небольшого района в Тверской области. И летом к нам поехали беженцы из Донбасса. За несколько недель их приехало много - только в нашем районе разместили 400 человек. Мужчин почти не было, в основном старики, женщины с детьми. Помню, что в документах их почему-то избегали называть беженцами, писали - «лица, прибывшие из юго-восточных районов Украины». Но это были именно беженцы, кого мы хотим обмануть. Некоторые приехали в тапочках, домашних штанах, - в чем успели выскочить из горящего дома. Почти ни у кого не было зимних вещей. Многие без документов. И у всех - состояние шока, остановившиеся глаза, неспособность понять, что произошло. Еще вчера они жили в своих домах, своих семьях, а теперь оказались в одних тапочках посреди Тверской области. Когда проходил шок, они начинали рыдать - неудержимо, сутками. Им помогали как могли. Размещали, кормили, оформляли, собирали одежду. Одна женщина в своей двухкомнатной «хрущевке» поселила 11 человек, три семьи - не потому, что добрая, а потому что смотреть спокойно на этих людей было невозможно.

Я тогда впервые увидел столько людей, потерявших все. Причем это были обычные русские тетки, они говорили на русском, они ничем не отличались от наших теток, и вот это, пожалуй, сильнее всего действовало на местных. Которые старались им помочь чем угодно. Тащили одежду, продукты, учебники, зубную пасту. Одна бабка принесла ведро огурцов, у нее больше ничего не было. Потом как-то рассосалось. Кто-то из беженцев остался, кто-то уехал, кто-то переехал в другие регионы России (в Тверской области с работой не очень). Как принято говорить, «тема ушла».

Но осталось непонятным, что же там, в Донбассе, произошло. Почему столько людей сорвало с места, как там все развивалось, какие события следовали за какими? Толком узнать об этом было негде. Федеральные каналы несли какую-то чушь, в интернете сплошная истерика. Многие наши сограждане, кому не довелось столкнуться с теми же беженцами, до сих пор слабо представляют, что там происходит, в ДНР и ЛНР. Какая-то, говорят, война.

Однако теперь вышла книга Захара Прилепина, и она ответила на многие вопросы. И, конечно, она будет оставаться самой главной, самой точной и правдивой книгой об этой войне - пока кто-нибудь не напишет лучше. А что-то мне подсказывает, что лучше напишут не скоро. Вот Чехов написал «Остров Сахалин» - кто-то потом написал лучше? Или Лимонов писал книги о балканских и постсоветских войнах - после этого кто-то смог написать об этом лучше? Константин Симонов написал о боях 1941 года, миллион книг после этого написали о войне - назовите те, что лучше симоновской? Думаю, и книга Захара Прилепина долго, очень долго будет главным источником информации о том, что происходило на Донбассе в последние два с половиной года. И продолжает происходить. Когда я дочитывал книгу, по телевизору сообщили о гибели Гиви - командира ополченцев, погибшего в результате покушения. А в книге Прилепина он еще живой: «одной из первых марок, которую выпустило ведомство Виктора Яценко — министерство связи Донецкой народной республики, — была марка «Герои Новороссии Гиви и Моторола». Как в Гражданскую: чтоб человека признать героем, долго ждать не надо, герои нужны живыми».

Конечно, это больше чем просто книга в жанре военной публицистики, военно- походных очерков, «писатель на войне». Для меня это прежде всего не факт написания очередной книги писателя Прилепина, а поступок Прилепина, итогом которого стало написание книги. Прилепин собрался и поехал туда, где люди в беде. Как Чехов на Сахалин, как Лимонов в Абхазию. Это глубоко христианский поступок, вот так оторвать жопу от дивана и отправиться помогать людям, попавшим в беду. Хотя, конечно, какие-то христианские мотивы вряд ли были преобладающими в решении Прилепина поехать на Донбасс. В книге он ни о чем таком не упоминает.

Важно и то, что книга Прилепина удивительным образом составила единство с другой книгой из конкурса «Нацбеста» - «Украиной трех революций» Аглаи Топоровой. Сначала надо читать Топорову, следом - Прилепина. Тогда выстраивается картинка, хроника, какой-то связный и понятный рассказ о том, что там творится, на Украине. Единственное, что мне не понравилось - название. Я дочитал книгу и уже через пять минут путался, как она называется - «То, что должно завершиться»? «Все, что должно закончиться»? Какое-то жеманное название, учитывая энергетическую насыщенность, ярость и плотность текста под обложкой. Назвали бы «Люди Донбасса», или даже еще короче - «Донбасс». Все бы поняли.

Весь текст рецензии

Абсолютно новая книга публицистики известного писателя и журналиста Захара Прилепина. Актуальная, острая тематика: первая хроника войны на Донбассе. В этой книге Захар Прилепин выступает не как писатель - но как слушатель и летописец, военкор и поставщик гуманитарной помощи на Донбасс, активный пособник сепаратистов и помощник главы ДНР Александра Захарченко. Перед вами - первая хроника войны на Донбассе. Кто первым взял в руки оружие и откуда оно взялось. Как появился на Украине Моторола. Кто такой Захарченко и чего от него ждать. Как всё начиналось - и чем закончится. Концентрированная и сухая правда о донбасской войне: многое из написанного тут вы не слышали никогда - и едва ли бы узнали, если б не эта книга. Об авторе: Захар Прилепин - прозаик, публицист, обладатель премий Большая книга, Национальный бестселлер, СуперНацБест и Ясная Поляна и др. Автор романов Обитель, Санькя, Патологии, Черная обезьяна, сборников рассказов Грех, Ботинки,...

Отзывы о книге:

Достоинства: Понравилась как книга нового хорошего автора, сейчас заказал другие издания этого автора. Интересно и легко читать Недостатки: Не обнаружил Комментарий: Обнаружил нового интересного автора

Коварда Таня 0

Достоинства: Факты. Правда. Недостатки: Много про Захарченко и мало про простых людей. Комментарий: Это не художественная книга, это скорее публицистика. Это не недостаток и не достоинство, а жанр. Понравился простой и прямой рассказ об этих страшных событиях. Но вопреки заявлению автора, что его в этой книге минимум, - это не так. Это книга Прилепина, и его в ней максимум. Но, опять-таки, это не недостаток. Это честный рассказ Захара о том, что он видел, что чувствовал, с кем встречался.

Петухов Евгений 0

Достоинства: Никаких. Недостатки: Полно. Все восхваление сепаратистов - одной сплошной недостаток. Комментарий: Насколько я помню, Прилепин воевал в Чечне. Воевал с сепаратистами, желающими жить отдельно и по своим законам. Причем воевал с народом-чеченцами. А понятие "народ Донбасса" - чушь, придуманная такими вот пропагандонами от журналистики, а теперь и от литературы. Новенькие квартирки в Дебальцево - как умилительно. А где рассказ о том, что Дебальцево было украинским, а всякие заезжие отпускники, "шахтеры и трактористы" ровняли его с землей! А? И это я только отрывок прочел из этой книжонки...

Достоинства: Книга актуальная, ценная, правдивая информация, взгляд на войну на Донбассе изнутри глубокого писателя и патриота. Недостатки: Цена не соответствует формату издания - текст намеренно растянут шмуцтитулами бесконечными, огромными отступами на полстраницы и т.п. Заметки небольшие... Скорее всего, это коммерческие потуги издательства. Если бы я знала, что переплачиваю в помощь Донбассу, то нет вопросов...

Арефьева Ирина 0

Интересно услышать про Донбасс и Украину от человека, к которому есть доверие и который всегда придерживается взвешенной и справедливой позиции (мне так кажется). Прилепину доверяю. Как мне кажется, не хватает в книге вставки с фотографиями. Но мне все равно нравится.

Захар Прилепин

Гражданство: Род деятельности: zaharprilepin.ru

Захар Прилепин (настоящее имя Евгений Николаевич Прилепин ; род. , д. Ильинка, Скопинский район, Рязанская область, ) - российский , филолог, журналист. Член с .

Биография

Первые произведения были опубликованы в в газете «День литературы». Произведения Прилепина печатались в разных газетах в том числе и в « », « », «На краю», «Генеральной линии», а также в журналах «Север», « », « », « ». В настоящее время активно сотрудничает с журналом « ». Был главным редактором газеты нацболов Нижнего Новгорода «Народный наблюдатель». Участвовал в семинаре молодых писателей - (февраль ) и в IV, V, VI Форумах молодых писателей России в Москве.

В настоящее время работает главным редактором «Агентства политических новостей - Нижний Новгород», генеральным директором «Новой газеты в Нижнем Новгороде». С июля 2009 года - ведущий программы «Старикам здесь не место» на телеканале «PostTV».

Женат. Трое детей.

Награды

  • Лауреат премии Бориса Соколова (2004)
  • Лауреат премии газеты «Литературная Россия» (2004)
  • Лауреат премии «Роман-газеты» в номинации «Открытие» (2005)
  • Диплом премии «Эврика» (2006)
  • В 2005 и 2006 годах входил в шорт-лист премии «Национальный бестселлер» (2005, 2006)
  • В 2006 году стал финалистом премии «Русский Букер»
  • Лауреат Всекитайской Международной Литературной премии «Лучшая иностранная книга 2006-го года» (2007)
  • Лауреат ежегодной литературной премии «Ясная Поляна» имени Льва Толстого (номинация «XXI век») за роман «Санькя» (2007)
  • Лауреат литературной премии «России верные сыны» имени Александра Невского за роман в рассказах «Грех» (2007)
  • Лауреат всероссийской премии Института национальной стратегии «Солдат Империи» (2008)
  • Лауреат премии «Национальный бестселлер» за роман в рассказах «Грех» (2008)
  • Серебряная медаль Бунинской премии за книгу «TerraTartarara: Это касается лично меня» (2009)

Книги

  • «Патологии» (роман) - изд. «Андреевский флаг»
  • «Санькя» (роман) - изд. « »
  • «Грех» (роман) - изд. «

    Прилепин много времени провел на Донбассе, помогая ополченцам, фактически работая на них, и ему определенно есть, что сказать. Прежде всего ему хочется сказать, что война нужна.
    Сходу читатель получает красноречивые цитаты главы ДНР Захарченко.

    Если мы решим случившееся миром, то и я, и 90% из тех людей, которые здесь остались, – все мы будем считать, что у нас украли победу.
    Пока ты сапогом своим не наступишь на горло и не скажешь, что я сейчас могу своим сапогом передавить тебе шею, либо я убираю свой сапог и поднимаю тебя – живи. Только живи по нашим законам, воспринимай нашу правду.

    Действительно, у Захарченко и Захара Прилепина своя правда.
    Но к ДНР и войне автор вернется позже. В первой части книги он тихонечко разжигает национальную рознь. Ну, чтобы читатель понял, почему с украинцами воевать надо. Начинается это с таких баек:

    Помню, с Марыськой шли по Хрещатику, нам нужно было попасть на какую-то улочку неподалёку, мы пять раз спросили дорогу, специально выбирая интеллигентных по виду женщин, и все пять раз нам, очень доброжелательно, более того – нарочито доброжелательно, отвечали по-украински.
    Я не говорю по-украински, и моя жена тоже.
    Киевские женщины отлично это видели, и, ласково улыбаясь, говорили медленно, чтоб мы лучше поняли. На русский они переходить не желали – хотя, конечно же, знали этот язык.
    В другой раз, уже во Львове, я пошёл поменять валюту, отстоял очередь в кассу, сказал операционистке, что мне нужно, она ответила: не разумею. Девушке на вид было лет восемнадцать, она могла и не знать русского.
    За мной толпилась очередь, длинная, человек в двадцать, я оглянулся и попросил мне помочь. В очереди были молодые парни и взрослые мужики, были деды и были пожилые жительницы Львова.
    Никто не шелохнулся и не ответил ни слова.
    – Помогите, будьте добры, а то не могу девушке объяснить, что мне нужно, – повторил я, ещё не очень веря, что всё обстоит настолько грустно. Эти люди в очереди – они точно слышали меня, и большая часть понимала, о чём я их прошу.
    Реакции, между тем, не было никакой.

    Я вот долго сидел и думал, чего такого могла не понять операционистка в обменнике? И откуда там очереди? Ну, ладно, автор мастеровитый, ерунды не напишет. Ага, конечно! Прилепин обожает врать в мелочах - мелочи всегда добавляют убедительности его выдумкам. Большинство россиян видели Киев и Львов только по телевизору, поверят во что угодно. Если Захарушка считает, что пришло время охренительных историй, то нужно было поярче что-то выдумать - например, голодные львовяне попытались заживо съесть российских туристов, когда те возмутились, что из каждой кафешки слышны записи речей Гитлера.

    В общем, очень много таких разжигающих нацрознь историй. С прилежностью политрука Прилепин вдалбливает читателю, что все украинцы - фашисты-русофобы. Я был в Киеве, Одессе и Львове. Везде говорил по-русски. Почему у меня не было таких познавательных приключений, а, Захарушка?
    Потом следует порция обмана о притеснении русского языка на Украине. Если ложь часто повторять, то в нее поверят. Любой политтехнолог знает это.

    Подготовив читателя, Прилепин выдает интервью Захарченко, Моторолы и других замечательных людей, кратко и поверхностно рассказывает о событих на майдане и начале войны на Донбассе, раз за разом возвращаясь к мирным временам и бесовским украинцам.
    Особо следует выделить фразу, брошенную мимоходом, о том, что военные силы Украины целенаправленно обстреливали храмы. Сразу понимаешь - безбожники неправославные. Ату их!
    Захар с легкостью выдает такое:

    На Куликовом поле ничего предосудительного не происходило – там собирали подписи за проведение референдума и придание русскому языку статуса государственного.

    Грамотный Прилепин не уточняет, о чем был тот референдум. А он, между прочим, об отделении Одессы! Интересно, если бы в Петербурге собирали подписи об отделении от России, Захарушка тоже ничего предосудительно в этом не нашел? Откуда опытному омоновцу знать уголовный кодекс? УК Украины, Статья 110. Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины - аналог УК РФ, Статья 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.

    Не менее чудесная цитата:

    Мало кого так ненавидят в российской, приятной во всех отношениях, умеренно просвещённой или хипстерской среде, – как Моторолу. Он будто бы средоточие всего того, что им отвратительно: лихой, дикий человек.
    И мало кого так ценят и почитают все остальные нормальные люди

    Нормальные люди почитают отморозка, приехавшего в чужую страну убивать и грабить? Да что это за реальность извращенная у тебя, Захар? И ты, читатель, понял, что если ты не рад военному, убивающему твоих братьев за границей, то ты ненормальный? Понял?

    Мы узнаем историю становления Захарченко, которого даже Прилепин не удержался и разок назвал бандитом. Глава ДНР спокойно описывает, как захватывает горисполком и другие здания, создает армию, сотрудничает с российскими военными (уволенными, конечно).
    Сотни страниц сказок о том, как безоружные повстанцы воевали с армией Украины, "голыми руками вырывали" у них оружие - видимо, даже то, которого у них отродясь не было.

    Потом Прилепин проходится по известным личностям, сохранившим рассудок, и которые не подключаются к активной пропаганде, а открыто выступают против войны на Донбассе.

    Никогда не был злорадным, но мне искренне хочется, чтоб сразу после того, как Гребенщиков произнёс свою сомнительную мудрость вслух, рядом с ним что-нибудь взорвалось бы, не смертельное, но очень громкое.

    Если это не призыв мочить несогласных, то что? И всего лишь за то, что БГ дает гастроли на Украине.
    Прилепин хвалит Вадима Самойлова, называя его "Агатой Кристи", за выступления для ополченцев, хвалит его самосознание. Вадим давно известен тем, что едет выступать туда, куда партия скажет. А его брата, Глеба Самойлова, Прилепин практически называет слабоумным наркоманом. Интересно, почему Захар приглашал Глеба выступать на свою передачку и кривого слова не сказал? Странно, всё это.

    Заканчивается данная фантасмагория так:

    На Донбассе впервые в XXI веке сложился истинный, идеалистический, а не за деньги собранный интернационал – почти как в Испании, – когда сербы, норвежцы, финны, французы, американцы, а также представители почти всех республик Советского Союза, движимые кто «правыми» убеждениями, кто «коммунистическими» (но никто – либеральными) съехались воевать за свободу дончан.

    Да, наемники, безработные убийцы приехали воевать за свободу. Не за деньги, власть и имущество. Не для того, чтобы дать волю садистским наклонностям. За свободу каких-то незнакомых дончан. Финиш, Захар. Новое дно пробито.

    Пора уже перестать героизировать убийц и преступников.
    Пора заканчивать войну.

    Дважды контуженный Прилепин так не считает. Он пишет довольно грамотную агитку, используя проверенные методы пропаганды. Никакой литературной или информационной ценности она, разумеется, не представляет, вводит людей в заблуждение, но дает шанс познакомиться с "пацанами, которые к успеху шли" и пришли, оставив за собой разрушенные города и тысячи трупов.

    Захар гордится ими. И ты, читатель, гордись. Если ты "нормальный", конечно.

    Оценил книгу

    Донецк, как рисовали на плакатах в двадцатые годы прошлого века, - сердце России.

    Что можно сказать про книгу, про жизнь, про войну?
    Мы живем, как можем, как нам позволяют и совесть, и честь, и власти.
    А там война. Каждый день, каждый час. И люди тоже живут, живут как могут.
    Можно долго судить и обсуждать "Кто виноват", но от этого смерть никуда не исчезнет, так же как не испарятся трупы мужчин и женщин, стариков и детей, искалеченные тела и души.
    Кто же виноват? Может тот кто взял в руки оружие и пошел по приказу убивать людей, которые хотели только жить? Или те кто придумал АТО? Или те кто придумал европейские ценности?
    А люди просто хотели жить, но разве им можно?

    Сотни народов имеют право на свободу, но только не русские. Русским в этом праве отказано.

    А люди живут, несмотря на войну, на бомбежки, на смерть. Люди живут.

    А в Донецке просто живут люди.
    И если бы их не бомбили, исчезновения подавляющего большинства креативной элиты они просто бы не заметили.
  1. Оценил книгу

    Это третья книга публицистики Захара Прилепина, которую я прочитал. До его беллетристики я ещё не добрался, так как документалистика его очаровала меня с первых строк и навсегда.
    Читал эту книгу три дня и дочитал сегодня. Пишу по горячим следам.
    Первые сравнения, которые пришли в голову - это испанские дневники замечательного нашего публициста Михаила Кольцова. Он столь же правдиво и талантливо описывал борьбу республиканской Испании.
    Ещё эта работа Прилепина напомнила мне "Десять дней, которые потрясли мир" Джона Рида. Рид в своей книжке очень здорово, неповторимо описал Октябрьскую революцию 1917 года. Описал её быт, её романтику, её непередаваемую, волшебную атмосферу. Описал так непредвзято и самобытно, что Ленин был очарован ей и рекомендовал размножить эту книгу насколько возможно.
    И ещё этот сборник прилепинской документалистики, посвящённой украинским событиям 2013-2015 гг. напомнил мне фурмановского "Чапаева". Фильм "Чапаев" тоже очень хорош, но книга Фурманова - совсем иное дело. В ней показаны столь интересные события, связанные с бытом Гражданской войны 1918-1920 гг., что оторваться от чтения практически невозможно.
    Прилепин - гений, живущий в наше время. Такой же гений, как Кольцов, Рид и Фурманов. И человек столь же высокого духа и великой совести.
    Война на Украине, спровоцированная фашистским переворотом 2014 года, потрясла меня сразу же и очень сильно. Я смотрел множество видеоматериалов, связанных с ней. В том числе, не весьма приятную для глаз и ушей документалистику. И не смотря на это, Прилепин открыл для меня в этой книге очень много нового. И удалось ему это сделать не только потому, что он многое видел и о многом говорил с участниками событий, но и благодаря своему таланту показать факт выпукло, обнажённо и символично.
    Примерно 50% текста принадлежит не автору, а его собеседникам - значительная часть книги состоит из интервью. Иногда автор даёт волю и себе - он размышляет, переживает, вспоминает, делится своими наблюдениями и суждениями.
    Точно! Вот что ещё напомнила мне эта проза - очерки Аркадия Гайдара, в которых он описывает небольшие, но яркие эпизоды, виденные им на тех фронтах.
    Прилепин тоже революционер (как Гайдар и Рид), тоже романтик (опять как Гайдар и Рид), и романтизм его - это романтизм действия. Перед нами не только журналист, писатель, но и солдат, который подтверждает верность своим идеям, идя за них под пули. То есть, в этой книге Прилепин не лежит в окопах, но чувствуется, что он уже неоднократно делал это и скоро вновь возьмётся за оружие.
    На мой взгляд, автору удалось показать украинские события объективно, разносторонне и в то же время однозначно. Перед вами не агитка, нет, а... точки, расставленные над "i". Прочитает эту книгу человек, чьи идеалы сродни прилепинским (скажем, я), - и прыгнет в наш окоп. Прочитает эту книгу бандеровец, фашист, либерал, русофоб, - и займёт противоположную сторону. Эта книга как нельзя лучше показывает, что общего у нас с нашими врагами очень мало. Что война на Украине - это не случайные стрелялки, а война принципов, война людей, диаметрально противоположных вкусов и взглядов, война Христа с антихристом. Как в Гарри Поттере: "Никто из них не будет спокоен, пока жив другой".
    Пока по земле Украины, которую освобождал мой прадед от жовто-блакитников в Гражданскую, а дед мой от тех же самых изуверов в Великую Отечественную, ходят бандеровцы и американские агенты, мне тоже не будет покоя.

Всё, что должно разрешиться… Хроника идущей войны

Эта книга про Донбасс и за Донбасс.

В этой книжке нет или почти нет меня: мой личный Донбасс останется за кадром.

Моя роль здесь – слушатель и наблюдатель. Главные персонажи книги – люди, видевшие всё происходившее с начала и не покидавшие места действий.

Те, кто не просто пережил эту историю, но – сделал её сам.

Часть первая

Pro Донбасс

На Донбассе купола церквей – тёмные. Гораздо темнее, чем в большой России, здесь.

Тёмное золото, будто бы замешенное с углём. Едешь на машине по Донецкой народной республике – и видишь: то здесь, то там вспыхивает тёмный купол.

Очень много разрушенных православных храмов. Наверное, надо пояснить, что стреляют по ним с той стороны – артиллерия, миномёты или танки ВСУ.

Порой храм стоит на открытом пространстве, его видно издалека, как единственный головастый цветок на поле.

– Это не случайное попадание, – говорит мне мой спутник. – Часто осмысленно били именно в храмы.

Если быть точным: только на территории Донецкой республики разрушено во время войны семьдесят православных храмов. Пусть кто‑нибудь попытается доказать, что это случайное совпадение.

Мы выехали с утра в компании главы ДНР Александра Захарченко в кои‑то веки не по делам боевым, а с мирной целью – вручить ключи от новых квартир жителям Дебальцево: там возвели 111 новых, очень симпатичных, домиков.

Неожиданно звонят на мобильный заместителю главы, с которым мы едем в его потрёпанной «Ниве».

Есть информация, что по дороге может быть покушение на главу.

Убить Захарченко – безусловная мечта для многих.

Информацию тут же передали главе и его начальнику охраны. Надо было отменять поездку....

Через три минуты от Захарченко передали: нет, едем. Просто сменим маршрут.

Маршрутов всегда закладывается несколько, каким именно поедет глава, не знает до последнего момента почти никто, или вообще никто – потому что за минуту до выезда сам Захарченко может принять новое решение.

В этот раз решение его – парадоксально.

Мы должны были ехать в Дебальцево, делая серьёзный крюк, – чтоб держаться подальше от передовой.

Но Захарченко то ли забавляется, то ли доверяет своему чутью: и мы летим по трассе, которая проходит ровно по передку.

– Вон дом видишь? – показывает мне зам главы. – Там украинские снайпера сидят. А вон их позиции… Вон в той зелёнке они тоже есть…

Но здесь нас, похоже, вообще не ждали.

На улице – солнечный декабрьский денёк, всё кажется безоблачным и мирным.

Я смотрю на купола и вспоминаю, где уже видел этот тёмный свет.

Захарченко не курит только под капельницей. Когда нас познакомили – он не курил.

Раздетый по пояс, он лежал на диванчике, в комнатке за своей приёмной. Рядом, за столом, сидели врач и медсестра, тихие и тактичные женщины.

Подкапывала какая‑то животворящая жидкость, сразу из двух банок.

Разговаривая, Захарченко время от времени недовольно поглядывал на эти банки, ему казалось, что всё происходит слишком медленно.

Потом я заметил, что ему так кажется всегда: жизнь должна происходить быстро – нестись с такой скоростью, чтоб цветы и травы склонялись по пути.

Наконец, его отцепили от склянок, он быстро встал и начал одеваться в свою почти неизменную «горку», которая, ничего не поделаешь, идёт ему куда больше костюма и даже парадного кителя.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама