THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сегодня - день работника сельского хозяйства, так что самое время написать про какую-нибудь сельхозтехнику - например, про комбайны. Недавно, в репортаже я упоминал про найденный редкий экземпляр комбайна СКД-5 "Сибиряк". Такое же имя, "Сибиряк", носила и следующая модель Красноярского комбайнового завода - СКД-6, отличающаяся от своего предшественника другим двигателем, новой просторной кабиной и рядом других усовершенствований. Комбайны СКД-6 выпускались недолго, всего 4 года - с 1981 по 1985, и к настоящему времени их тоже сохранилось не очень много, особенно в рабочем состоянии. Вот этот комбайн 1984 года выпуска, стоящий на приколе в одном из сёл Саргатского района, внешне почти комплектен, не считая заднего колеса, но на этом месте он стоял достаточно долго, и выехал ли снова на поле - неизвестно.


А этот СКД-6 из Чапаево вполне готов к бою за урожай, когда снег растает. :) На комбайне даже имеется современный номерной знак "тракторного" типа и техосмотр, правда просроченный. Кстати, в советское время номера на комбайны, в отличие от тракторов, ставили не часто, а теперь Гостехнадзор за этим следит.

Большой неожиданностью для меня стало обнаружение в 2009 году в Больших Уках редкой гусеничной (!) модификации "Сибиряка", носящей индекс СКД-6Р. Буква "Р" означает "рисоуборочный", поэтому у машины и гусеничный движитель - для работы на затопленных рисовых полях. Как такой комбайн попал в Омскую область - непонятно, возможно, это связано с работой на заболоченной местности, болот у нас на севере много.

В 1985 году Красноярский комбайновый завод перешёл на выпуск новой модели - "Енисей-1200", марка "Сибиряк" с этого времени больше не применялась, а разнообразные "Енисеи", включая и современные модификации 1200-й модели, завод выпускает до сих пор.


Покупая хлеб в магазине, люди очень часто даже не задумываются над тем, насколько это тяжелый и ответственный труд – вырастить этот самый хлеб. Столетия идут, а хлеб неизменно занимает главенствующее место в пищевом рационе. Сколько выражений, афоризмов и мудрости связано с этим продуктом. И сегодня речь пойдет об одном из инструментов, который играет важнейшую роль в производстве хлеба.

1. СК-3


Самоходный комбайн, 3-ая модель. Советская зерноуборочная машина, которая была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки.

2. СК-4


Самоходный комбайн, 4-ая модель. Как несложно догадаться, пришел на смену более старой модели – СК-3. Выпускалась машина с 1964 по 1974 год на Таганрогском комбайновом заводе, а также в Ростсельмаше. Зерноуборочная машина получила премию Лейпцигской международной торговой ярмарки, а также наград выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. Коллектив-разработчик машины под руководством Х. И. Изаксона удостоен Ленинской премии.

3. СКД-6 «Сибиряк»


Двухбарабанный советский комбайн, который выпускался в период с 1981 по 1984 годы на Красноярском комбайновом заводе. Машина была продуктом глубокой модификации СКД-5 «Сибиряк», который выпускался с 1969 года и несмотря на высокую надежность к 80-ым годам XX века морально устарел. У машины было множество «специальных» модификаций, в том числе для уборки риса, работы на участках без чернозема, модель с расширенной колеей.

4. Енисей 1200


Комбайн с красивым названием «Енисей» даже молодые люди должны хорошо помнить из своего детства. Дело в том, что выпуск машины начался в 1985 году. Комбайн подходил для уборки самых разных культур, в том числе подсолнечника, трав, бобовых культур и крупы. Машина также могла осуществлять уборку культуры в «труднодоступных» местах поля.

5. Дон-1500


Пожалуй, самый популярный комбайн на территории СНГ после распада Советского союза. Машина начала серийно выпускаться в 1986 году. По объективным причинам, машину использовали очень долго в бывших республиках союза. Повсеместный отказ от зерноуборочного комбайна начался только в 2006 году, когда ему на смену поспешили более совершенные импортные и отечественные модели.

6. КСГ-Ф-70


Весьма интересный образец. Советский комбайн на гусеничной базе, который разрабатывался специально для работы на переувлажненных почвах. По большей части машина работала с кормовыми культурами: травой и кукурузой. Производился комбайн «Донсельмашем» в городе Биробиджан. Больше всего таких машин стояло на вооружении дальневосточных хозяйств.

7. СК-5 «Нива»


Советский комбайн, выпускавшийся с 1970-го года предприятием «Ростсельмаш». Разработкой руководил Изаксон Ханаан Ильич. Машина примечательна тем, что смогла стать визитной карточкой советского комбайностроения. Ничего удивительного в этом нет, машина была одной из самых широко распространённых в СССР за все время.

В продолжение темы рассказ про и помог продвинуть науку.

В дореволюционной России производства комбайнов не было. В СССР К. возникло в конце 20-х—начале 30-х гг. В 1930 на заводе «Коммунар» (г. Запорожье) начался выпуск комбайнов «Коммунар». В 1932 производство этих комбайнов было организовано в Саратове. В 1931—32 на заводе «Ростсельмаш» начался выпуск прицепных зерноуборочных комбайнов С-1. Они пропускали через молотилку 2,5 кг зерновых в секунду и убирали, кроме зерна, подсолнечник, кукурузу, просо и другие культуры. За предвоенные годы комбайновые заводы СССР (в основном «Ростсельмаш» и запорожский «Коммунар») дали сельскому хозяйству почти 200 тыс. комбайнов, что сыграло большую роль в механизации уборки урожая.

Нового мощного развития комбайностроение достигло в СССР после Великой Отечественной войны 1941—45. Была проведена более чёткая специализация заводов сельскохозяйственного машиностроения; основным предприятием советского комбайностроения стал завод «Ростсельмаш», выпускавший прицепные комбайны С-6 и РСМ-8. С 1947 до 1956 на Таганрогском, Тульском и некоторых других заводах изготовлялись самоходные комбайны С-4, а в 1956-58 - модернизированные комбайны С-4М. В 1958 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о прекращении производства прицепных зерноуборочных комбайнов и об организации выпуска более производительных самоходных комбайнов. К этому времени была создана модель самоходного комбайна СК-З и производство комбайнов началось на заводе «Ростсельмаш» и Таганрогском комбайновом заводе. С 1962 эти заводы стали производить самоходные комбайны.

Вот какие были самые массовые варианты:

1. СК-3


В свое время стал настоящим прорывом.

Самоходный комбайн, 3-ая модель. Советская зерноуборочная машина, которая была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки.

2. СК-4


Получил всемирное признание.

Самоходный комбайн, 4-ая модель. Как несложно догадаться, пришел на смену более старой модели - СК-3. Выпускалась машина с 1964 по 1974 год на Таганрогском комбайновом заводе, а также в Ростсельмаше. Зерноуборочная машина получила премию Лейпцигской международной торговой ярмарки, а также наград выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. Коллектив-разработчик машины под руководством Х. И. Изаксона удостоен Ленинской премии.

3. СКД-6 «Сибиряк»


Отличная была машина.

Двухбарабанный советский комбайн, который выпускался в период с 1981 по 1984 годы на Красноярском комбайновом заводе. Машина была продуктом глубокой модификации СКД-5 «Сибиряк», который выпускался с 1969 года и несмотря на высокую надежность к 80-ым годам XX века морально устарел. У машины было множество «специальных» модификаций, в том числе для уборки риса, работы на участках без чернозема, модель с расширенной колеей.

4. Енисей 1200


Надежный и выносливый уборщик.

Комбайн с красивым названием «Енисей» даже молодые люди должны хорошо помнить из своего детства. Дело в том, что выпуск машины начался в 1985 году. Комбайн подходил для уборки самых разных культур, в том числе подсолнечника, трав, бобовых культур и крупы. Машина также могла осуществлять уборку культуры в «труднодоступных» местах поля.

5. Дон-1500


Этот комбайн помнит каждый.

Пожалуй, самый популярный комбайн на территории СНГ после распада Советского союза. Машина начала серийно выпускаться в 1986 году. По объективным причинам, машину использовали очень долго в бывших республиках союза. Повсеместный отказ от зерноуборочного комбайна начался только в 2006 году, когда ему на смену поспешили более совершенные импортные и отечественные модели.

6. КСГ-Ф-70


Машина для работы в тяжелых условиях.

Весьма интересный образец. Советский комбайн на гусеничной базе, который разрабатывался специально для работы на переувлажненных почвах. По большей части машина работала с кормовыми культурами: травой и кукурузой. Производился комбайн «Донсельмашем» в городе Биробиджан. Больше всего таких машин стояло на вооружении дальневосточных хозяйств.

7. СК-5 «Нива»

Покупая хлеб в магазине, люди очень часто даже не задумываются над тем, насколько это тяжелый и ответственный труд - вырастить этот самый хлеб. Столетия идут, а хлеб неизменно занимает главенствующее место в пищевом рационе. Сколько выражений, афоризмов и мудрости связано с этим продуктом. И сегодня речь пойдет об одном из инструментов, который играет важнейшую роль в производстве хлеба.


1. СК-3

Самоходный комбайн, 3-ая модель. Советская зерноуборочная машина, которая была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки.

2. СК-4



Самоходный комбайн, 4-ая модель. Как несложно догадаться, пришел на смену более старой модели - СК-3. Выпускалась машина с 1964 по 1974 год на Таганрогском комбайновом заводе, а также в Ростсельмаше. Зерноуборочная машина получила премию Лейпцигской международной торговой ярмарки, а также наград выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. Коллектив-разработчик машины под руководством Х. И. Изаксона удостоен Ленинской премии.

3. СКД-6 «Сибиряк»



Двухбарабанный советский комбайн, который выпускался в период с 1981 по 1984 годы на Красноярском комбайновом заводе. Машина была продуктом глубокой модификации СКД-5 «Сибиряк», который выпускался с 1969 года и несмотря на высокую надежность к 80-ым годам XX века морально устарел. У машины было множество «специальных» модификаций, в том числе для уборки риса, работы на участках без чернозема, модель с расширенной колеей.

4. Енисей 1200



Комбайн с красивым названием «Енисей» даже молодые люди должны хорошо помнить из своего детства. Дело в том, что выпуск машины начался в 1985 году. Комбайн подходил для уборки самых разных культур, в том числе подсолнечника, трав, бобовых культур и крупы. Машина также могла осуществлять уборку культуры в «труднодоступных» местах поля.

5. Дон-1500



Пожалуй, самый популярный комбайн на территории СНГ после распада Советского союза. Машина начала серийно выпускаться в 1986 году. По объективным причинам, машину использовали очень долго в бывших республиках союза. Повсеместный отказ от зерноуборочного комбайна начался только в 2006 году, когда ему на смену поспешили более совершенные импортные и отечественные модели.

6. КСГ-Ф-70



Весьма интересный образец. Советский комбайн на гусеничной базе, который разрабатывался специально для работы на переувлажненных почвах. По большей части машина работала с кормовыми культурами: травой и кукурузой. Производился комбайн «Донсельмашем» в городе Биробиджан. Больше всего таких машин стояло на вооружении дальневосточных хозяйств.

7. СК-5 «Нива»



Советский комбайн, выпускавшийся с 1970-го года предприятием «Ростсельмаш». Разработкой руководил Изаксон Ханаан Ильич. Машина примечательна тем, что смогла стать визитной карточкой советского комбайностроения. Ничего удивительного в этом нет, машина была одной из самых широко распространённых в СССР за все время.

Комбайны Сибиряк производились заводом, располагавшимся в Красноярске, с 1969 года. Техника предназначена для уборки колосовых и бобовых культур. При установке дополнительного оборудования применялась для сбора подсолнечника и крупяных растений.

Описание моделей

Базовые модификации комбайнов СКД оснащались колесным шасси с пневматическими шинами. Существовали версии, предназначенные для уборки риса, которые имели гусеничную ходовую часть. Такая конструкция обеспечивала повышенную проходимость и сниженное удельное давление на грунт.


На фронтальной части машины установлена жатка, состоящая из хедера и наклонного лотка. Корпус хедера установлен на лотке через шарнирные опоры и уравновешивающие пружины. Такая конструкция стыка обеспечивает копирование рельефа грунта во время работы в продольном и поперечном направлениях. Корпус жатки предназначен для установки режущего инструмента, мотовила и шнекового механизма.

На машинах применяется мотовило с эксцентриковым механизмом.

Привод осуществляется цепным редуктором. Собранный материал проходит через механизмы жатки, а затем попадает в наклонную камеру, которая оборудована пластинчатой транспортерной лентой. Срезанные стебли попадают в молотильные барабаны, после которых установлен аппарат разделения соломы и зерна. В конструкции машины имеется воздуходувка, которая дополнительно очищает зерно от примесей.


Отходы сгружаются на поверхность земли через копнитель, а зерно складируется в бортовой накопительный бункер. В конструкции узла имеется автоматический сигнализатор, срабатывающий при заполнении.

СКД-5

На машинах использовался 4-цилиндровый дизельный мотор СМД-18КН мощностью 100 л. с. На двигателе устанавливался турбокомпрессор без системы охлаждения сжатого воздуха. Силовой агрегат оборудован 1-дисковым сухим сцеплением с механическим приводом от педали, находящейся в кабине оператора. В состав трансмиссии входит 3-ступенчатая коробка передач, интегрированная в конструкцию ведущего моста. Крутящий момент передается на полуоси через конический редуктор, оснащенный дифференциалом. В ступицах установлены дополнительные планетарные редукторы.

Смотрите » Самые популярные российские комбайны с советских времен до наших дней


Рулевое управление на ранних машинах механическое, позднее появился гидравлический усилитель. Барабанные тормозные механизмы с гидравлическим приводом установлены только на ведущей оси. Для удержания комбайна на стоянке используется ленточный тормоз с механическим приводом.

Технические характеристики машины:

  • рабочая скорость — 1,2-8,46 км/ч;
  • производительность (часовая) — 7,6 т;
  • скорость передвижения — 21 км/ч;
  • емкость камеры копнителя — 9 м³;
  • длина — 9,8-11,19 м;
  • высота — 4,0 м;
  • ширина (в рабочем состоянии) — 3,5-4,92 м;
  • масса снаряженного — 7450 кг.

Существовала модификация СКД-5М, отличавшаяся применением ряда узлов, унифицированных с комбайном Нева. На машине использовалась кабина измененной конфигурации и увеличенный по объему зерновой бункер. Доработкам подверглась вся конструкция комбайна, который стал надежнее и производительнее.

СКД-6

Комбайн представляет собой модернизированную машину модели СКД-5, на которой стала применяться жатка с шириной рабочего захвата 5 м. Для повышения производительности машины потребовалась установка улучшенного силового агрегата. На технике использовался 140-сильный дизельный двигатель СМД-20.




THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама