THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Безбарьерный частокол

Часто ли вы видите на столичных улицах людей в инвалидных колясках или слепых с тростями без провожатых? Вряд ли. Однако это вовсе не означает, что таковых у нас нет. В Киеве 140 тысяч инвалидов, но они просто не имеют возможности свободно передвигаться по городу. То, что делают власти, дабы превратить столицу Украины в комфортный для таких людей европейский город, ничтожно мало. Да и многое из того, что сделано, инвалиды называют сущим кошмаром.

Сколько в мире инвалидов? По приблизительным оценкам ООН, их насчитывается около 700 миллионов. Статистика затруднена, поскольку в разных странах по-разному оценивают количество граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно выводам Всемирного банка, инвалиды - в числе представителей беднейших слоев населения, их доля - 20 процентов. Окружающие, в основном, относятся к людям, имеющим инвалидность, чисто с медицинской точки зрения. То есть, с позиции «медицинской модели», инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается такая ситуация, при которой инвалид воспринимается как постоянно больной человек, не соответствующий определенному стандарту, позволяющему работать, обучаться, посещая обычные учреждения. Формируется мнение, что такой человек является обузой обществу, как бы его иждивенцем. Сами же инвалиды предпочитают рассматривать инвалидность как аспект социальный.

Сравнивая эти две «модели восприятия» инвалидности, давайте представим молодого человека, ученика или студента, которому нужно посетить книжный магазин или позаниматься в общественной библиотеке.

Если посмотреть на эту проблему как на «социальную модель», то препятствием окажутся ступеньки. Просто при проектировании и строительстве большинства зданий не учитывались потребности инвалидов, их запросы. Именно из-за этих причин человек не сможет написать доклад, реферат, подготовится к контрольной, а значит не сдаст «зачет», не получит положительную оценку и, как результат, - знаний. Именно коляска заставляет человека чувствовать себя инвалидом, а отношение общества к нему только подчеркивает и усугубляет это положение. Не физиологические особенности и отклонения, а физические барьеры окружающей среды, почти невозможность нормально работать, получать знания, образование, пользоваться общественным транспортом заставляют человека чувствовать себя инвалидом. Да и отношение окружающих не дает забыть об этом.

Бесспорно, люди, имеющие инвалидность, нуждаются в медицинской помощи. Пусть даже в большей степени, нежели другие. Но все-таки, с точки зрения «социальной модели», инвалидность - это вопрос прав человека, возможности их реализовывать.

Любое гуманное общество/государство не может оставаться в стороне от решения проблем, связанных с жизнедеятельностью инвалидов. А это предполагает улучшение аспектов здравоохранения, образования, борьба с нищетой, преступностью и наркоманией, охрана окружающей среды - не только природной, но и социальной.

А между тем, с одной из проблем инвалидов мы сталкиваемся ежедневно. Пандусы, коих на городских улицах немало, теоретически должны облегчать жизнь колясочникам. Однако на деле, подобные конструкции ничего, кроме вреда не приносят. Пандусы, устраиваемые в домах сами по себе неудобны - скользкие, без поручней. Перелом костей здесь - это лучшее, что может случиться. В подземных переходах очень большой наклон пандуса, часто отсутствуют заезд и перила, на многих спусках полным ходом идет стихийная торговля, лежат горы мусора. К тому же, съехав по такому пандусу, инвалид тут же сталкивается с препятствиями в виде бордюров, так что впору расшибиться в лепешку. Ужасны и разрекламированные колясочные съезды на станциях метро, обустройство которых обошлось Киеву в 80 тыс. грн. "Тренажеры для самоубийц" - настолько они крутые. У жилых домов, например, пандусы и вовсе "ступенчатые". Иными словами, их попросту нет! За исключение, конечно, новостроек.

Посему многие из людей, прикованных к инвалидному креслу, не в состоянии даже самостоятельно выйти из дома и вынуждены годами пребывать в изоляции. А тем временем, в западных странах их коллеги по несчастью имеют возможность пользоваться практически всеми благами цивилизации.

«Сегодня инвалиды в полной изоляции. Нет ничего такого, за что можно похвалить власть, - считает глава общественной организации «Центр реабилитации инвалидов-спинальников "Возрождение АРС". - Единственное, что можно назвать положительным - это появление автобусов и троллейбусов с низким полом. Но, опять-таки, добраться до такого транспортного средства у инвалидов-колясочников практически нет возможности.

«Я живу на третьем этаже, а инвалидная коляска едва втискивается в малогабаритный лифт чуть ли не со скрипом. Преодолеть несколько ступенек на коляске без посторонней помощи просто нереально. А пандусов нет практически нигде", - поделилась впечатлениями женщина-инвалид.

Инвалиды по зрению тоже не могут передвигаться без посторонней помощи. Опасность подстерегает их на каждом шагу. В Киеве всего лишь шесть перекрестков, оборудованных устройствами звуковых сигналов (да и те не всегда исправны), подходы к станциям метро загружены торговыми павильонами, а платформы "подземки" без выступающих ограничительных линий могут стать платформами отправления на тот свет. Если городская программа "Безбарьерная среда", призванная улучшить условия доступа граждан с ограниченными возможностями к социальной и инженерно-транспортной инфраструктуре столицы, с большим скрипом выполняется для колясочников, то для слепых ее никто и не пытался реализовывать. А ведь пандус, который делается для инвалидов-спинальников, еще большая преграда для слепых (их в Киеве около 3 тыс. человек), нежели ступеньки. Для инвалидов по зрению в городе почти ничего не сделано. Одна из самых наболевших проблем для слепых - сесть в нужный транспорт, ведь номера маршрута они не видят. Руководство УТОСа предлагало городской власти ввести в действие специальные устройства на общественном транспорте, чтобы, подъезжая к остановке, автобус-троллейбус сообщал свой номер. Не менее необходимы также и звуковые маячки над входами в метро, магазин, аптеку, почту, дабы слепому было бы проще ориентироваться в пространстве.

Некоторые подвижки в отношении облегчения жизни незрячим есть разве что в киевском метрополитене. Так, инвалида по зрению 1-й группы может бесплатно сопровождать родственник или знакомый. Если же слепой едет один, его встречает контролер и проводит на эскалатор. Внизу же его усаживают в первый вагон, спрашивая, на какую станцию нужно. По прибытии его также выводят из "подземки". Правда, нельзя не отметить, что навстречу слепым в этом плане город пошел лишь после того, как несколько лет назад в метро погибли двое слепых: люди попадали между вагонами поезда, а не в двери.

Выходит, для решения проблем киевских инвалидов нужны жертвы?

Частенько приходится слышать высказывания такого типа: «В нашей стране инвалиды живут плохо, вот на Западе…». В европейских городах инвалидам жить удобнее: выше уровень жизни, легче передвигаться по улицам, делать покупки в магазинах. Во многих странах используются передовые технологии для профессиональной, медицинской и социальной реабилитации инвалидов. Кроме того, внедряются специальные подъемники для инвалидов не только в жилых и общественных зданиях, но и в общественном транспорте. Это не удивительно: процесс интеграции инвалидов в общество на Западе начался на полвека раньше, чем в нашей стране.

Так, 60-е для США стали переломными в плане борьбы за гражданские права. Нет, люди с ограниченными возможностями здесь не помирали с голоду, не страдали от неоказания медицинской помощи. В плане жизненных благ они никогда не были обижены. Борьба кипела за возможность равного доступа ко всем благам цивилизации. Инвалиды Америки требовали Закона о правах инвалидов Америки.

И вот всего лишь 20 лет назад такой закон был принят. Закон о правах инвалидов, Americans with Disabilities Act, гарантировал инвалидам равенство при поступлении на работу, при пользовании общественным транспортом, при посещении публичных и коммерческих учреждений, а также телекоммуникациями. Во исполнение закона все государственные организации создали специальные телефонные линии для слабослышащих. Автобусы должны иметь специальные сидения, которые водитель может убрать, если на автобус садится инвалид в коляске. Для этого же автобусы оборудуются специальными подъемниками. Станции метро оснащаются лифтами. В большинстве государственных и общественных зданиях есть специальные пологие заезды, специально предназначенные для инвалидов-колясочников. Все коммерческие частные организации, которые посещают такие клиенты - банки, рестораны, отели, и магазины - обязаны иметь такие заезды. Исключением являются частные компании, которые, не имеют прямого контакта с покупателями.

Еще одним принципом государственной политики в отношении инвалидов является необходимость не наличия самих приспособлений, а способность инвалида пользоваться услугами организации или сервиса с той же простотой, как и обычному человеку. Так, если у библиотеки есть второй этаж, то она не обязательно должна тратить деньги на лифт. Однако, если инвалид просит книгу, которая находится на втором этаже, библиотекари обязаны её принести. Если в ресторане есть, к примеру, три туалета, из которых один имеет специальные приспособления, делающие туалет доступным для инвалидов, то не обязательно оснащать все туалеты подобными приспособлениями. Достаточно повесить вывеску, которая указывает, каким туалетом комфортнее воспользоваться инвалиду.

Также были приняты особые законы, защищающие права глухих и слепых. В 1962 году Конгресс США принял специальный закон о создании библиотеки музыки для глухих. Сегодня библиотека, которая находится в Вашингтоне, имеет более 30 тыс. записей, записанных шрифтом Брайля. Доктора и суды должны нанимать переводчиков с языка жестов для глухих пациентов. Вывески снабжаются надписями, сделанными шрифтом Брайля, предназначенными для слепых и плохо видящих людей. Рестораны быстрого питания печатают шрифтом Брайля названия напитка на бумажных стаканчиках. Слепые люди могут заходить с собаками-поводырями в автобусы и продуктовые магазины, в которые остальным американцам строжайше запрещено заносить домашних животных.

Этот закон действительно работает. Если вы открыли прачечную, ресторан, школу и в нем хоть что-то недоступно инвалиду, закон об инвалидах Америки завтра же «закроет» такой бизнес. Если инвалид не нашел пандуса на тротуаре в пределах одного квартала, лифта или подъемника в пределах одного городского сооружения, туалета, куда можно заехать по делам на коляске, общественного транспорта, в который нельзя въехать - пощады не будет. Если в общественных помещениях нет специальной разметки надписей для незрячих, нет звукового счетчика этажей в лифтах - все кары небесные падут на тех, кто не обеспечил инвалидам равного доступа.

У нас же ещё лет 20 назад инвалиды были вообще «под запретом». Результат нынешней государственной политики - тот факт, что они «вышли из тени», и это уже большой шаг вперёд. Наибольшим достижением украинской власти стало подписание в прошлом году президентом Украины Конвенции ООН "О правах инвалидов". После чего в декабре месяце Верховная Рада ратифицировала этот документ. Особенностью этой конвенции является то, что в ней предусмотрен пункт об отчетности в ООН представителей власти страны-подписанта по результатам выполнения ее норм. Этот немаловажный факт заставил отечественных чиновников уделять больше внимания проблеме дискриминации по отношению к инвалидам. Правительством Украины было принято девять важных постановлений по выполнению пунктов данной конвенции. Ибо главное - привести ее нормы в действие, чтобы потом не было стыдно перед международной общественностью за невыполнение взятых на себя обязательств. Тем более, что в следующем году в Украине планируется проведение конференции Совета Европы по правам инвалидов, на которую съедутся представители более 30 стран-участниц.

Да, конечно, государство должно обеспечить лифты и пандусы учебным заведениям, дать ассистентов учителям и так далее. Однако если в обществе будет сохраняться прежняя отстранённость, деление общества на «мы» и «они», ситуация изменится ненамного. Люди с ограниченными возможностями уже давно не желают держать кепки, просящие милостыню. Они перестали быть «недействительной» частью общества. Милосердие, жалость, сострадание - все это хорошо до умиления. Но не это нужно человеку, которому живется нелегко. Он хочет от общества, чтобы ему были созданы условия, при которых его ограниченные возможности станут неограниченными. Украина только начинает задумываться над этими вопросами.

Премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву было направлено предложение по изменению действующих ПДД: заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов предложил приравнять к пешеходам тех граждан, которые передвигаются на инвалидных колясках с двигателями. Об этом рассказали в пресс-службе депутата.

Согласно словам инициатора, это предложение было разработано по итогам встречи с представителями сообщества людей с ограниченными физическими возможностями здоровья. Он отметил, что сейчас пешеход определяется как «лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу».

Согласно нынешней редакции ПДД, к пешеходам приравниваются также граждане, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателей, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и другие подобные средства.

Таким образом, люди, передвигающиеся на инвалидных колясках с двигателями, не входят в число пешеходов, то есть приравниваются к водителям, а значит, не могут передвигаться по пешеходным зонам и велопешеходным дорожкам. «На них распространяется административная ответственность за нарушение ПДД РФ в качестве водителей», — пояснил парламентарий. При этом он отметил, что сотрудники ГИБДД снисходительно относятся к этим нарушениям, однако, изменения всё равно нужны.

В конце прошлого года стало известно о том, что президент РФ подписал закон, касающийся парковочных мест для инвалидов. Согласно новой норме, на стоянках в обязательном порядке должно быть выделено 10% мест (не менее одного места) для людей с ограниченными физическими возможностями здоровья.

Ранее в ЛДПР также выступили с инициативой по запрету на эвакуацию машин инвалидов. Ярослав Нилов тогда отметил, что будет достаточно штрафа и перемещения автомобиля со специальным знаком в то место, где не будет помехи в движении другим транспортным средствам или пешеходам.

Премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву было направлено предложение по изменению действующих ПДД: заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов предложил приравнять к пешеходам тех граждан, которые передвигаются на инвалидных колясках с двигателями. Об этом рассказали в пресс-службе депутата.

Согласно словам инициатора, это предложение было разработано по итогам встречи с представителями сообщества людей с ограниченными физическими возможностями здоровья. Он отметил, что сейчас пешеход определяется как «лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу».

Согласно нынешней редакции ПДД, к пешеходам приравниваются также граждане, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателей, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и другие подобные средства.

Таким образом, люди, передвигающиеся на инвалидных колясках с двигателями, не входят в число пешеходов, то есть приравниваются к водителям, а значит, не могут передвигаться по пешеходным зонам и велопешеходным дорожкам. «На них распространяется административная ответственность за нарушение ПДД РФ в качестве водителей», - пояснил парламентарий. При этом он отметил, что сотрудники ГИБДД снисходительно относятся к этим нарушениям, однако, изменения всё равно нужны.


В конце прошлого года стало известно о том, что президент РФ подписал . Согласно новой норме, на стоянках в обязательном порядке должно быть выделено 10% мест (не менее одного места) для людей с ограниченными физическими возможностями здоровья.

Ранее в ЛДПР также выступили с инициативой по . Ярослав Нилов тогда отметил, что будет достаточно штрафа и перемещения автомобиля со специальным знаком в то место, где не будет помехи в движении другим транспортным средствам или пешеходам.

3.2. Движение запрещено. Запрещается движение всех транспортных средств.


3.3 Движение механических транспортных средств запрещено.


3.28 Стоянка запрещена. Запрещается стоянка транспортных средств.


3.29 Стоянка запрещена по нечетным числам месяца.


3.30 Стоянка запрещена по четным числам месяца. При одновременном применении знаков 3.29 и 3.30 время перестановки транспортных средств с одной стороны на другую - с 19 до 21 часа.

Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Инвалид - в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 7.17 черного цвета - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.

| План проведения занятий на учебный год | Безопасное поведение пассажиров и пешеходов

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 13
Безопасное поведение пассажиров и пешеходов




В Правилах дорожного движения сказано, что пешеход - это человек, который находится на дороге вне транспортного средства и не производит на ней работу. К пешеходам относятся также люди, которые передвигаются в инвалидной коляске без двигателя, ведут велосипед, мопед, мотоцикл, везут санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Пешеходы являются наиболее уязвимыми участниками дорожного движения. Поэтому они должны знать и выполнять правила дорожного движения, уметь анализировать и прогнозировать ситуации на дороге, предвидеть возможные опасности.

Прежде всего они должны знать, что существуют дороги, по которым движение пешеходов запрещено. Это:

Двигаясь по другим дорогам, пешеходы должны соблюдать правила безопасности , указанные на схеме.

Особое внимание пешеходы должны обращать на строгое соблюдение правил перехода дороги. Главные правила безопасного пересечения проезжей части пешеходами представлены на схеме.

Если на пешеходном переходе или перекрёстке движение машин и пешеходов регулируется светофорами или регулировщиком, то нужно подчиняться их сигналам.

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода или перекрёстка пешеходы должны оценить расстояние до приближающихся транспортных средств и их скорость. Переходить дорогу можно в том случае, если это будет безопасно.

На проезжей части пешеходы не должны задерживаться и останавливаться (если это не связано с обеспечением безопасности). Если они не успели закончить переход, то должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Закончить переход проезжей части они могут, только убедившись в безопасности дальнейшего движения или по сигналу светофора (регулировщика).

Кроме того, следует помнить, что нельзя выходить на проезжую часть, если приближается автомобиль с включённым синим (синим и красным) проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом. Находящиеся на дороге пешеходы обязаны уступить путь этим транспортным средствам и немедленно освободить проезжую часть.

Человека , который совершает поездку в транспортном средстве и не является его водителем, называют пассажиром. Пассажиром считается также тот, кто входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Правила поведения пассажира автобуса (троллейбуса, трамвая)

Входить в транспортное средство и выходить из него разрешается только после его полной остановки. В салоне при наличии свободных мест надо сесть и держаться за поручни. Если такой возможности нет, нужно пройти на свободное место и встать так, чтобы не мешать проходить другим пассажирам, и тоже держаться за поручни. Нельзя отвлекать водителя от управления транспортным средством во время движения. Готовиться к выходу следует заранее, уточнив у стоящих впереди пассажиров, будут ли они выходить. Не надо забывать уступать место пожилым людям, инвалидам и пассажирам с маленькими детьми.

Правила поведения пассажира легкового автомобиля

Садиться в автомобиль и выходить из него можно только тогда, когда он стоит на месте. Делать это следует со стороны тротуара или обочины. Если такой возможности нет, то посадка и высадка допускаются со стороны проезжей части. При этом выходить на проезжую часть надо, только убедившись в отсутствии опасности.

Перед началом движения пассажиры легкового автомобиля должны пристегнуться ремнями безопасности. Дети, которым ещё не исполнилось 12 лет, на переднем сиденье легкового автомобиля могут ехать только в специальных удерживающих устройствах (детских креслах), которые крепятся к пассажирскому сиденью. Дети в возрасте до 12 лет и на заднем сиденье должны путешествовать с использованием специальных детских удерживающих устройств или других средств, позволяющих пристегнуть их ремнями безопасности. Детские удерживающие устройства должны соответствовать росту и весу детей.

При движении не разрешается отвлекать водителя от управления автомобилем, открывать двери машины во время движения, высовываться из окон, выбрасывать на дорогу мусор.

Правила поведения пассажира мотоцикла

Детям, которым ещё не исполнилось 12 лет, ездить на мотоцикле без коляски запрещено. Им можно ездить только в боковом прицепе мотоцикла, так в Правилах дорожного движения называется коляска.

С 12 лет можно ездить на заднем сиденье мотоцикла. Во всех случаях, прежде чем сесть на мотоцикл, пассажир обязан надеть защитный мотошлем и надёжно застегнуть его.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Кто такой пешеход?
2. По каким дорогам движение пешеходов запрещено?
3. Перечислите основные правила безопасного движения пешеходов по дорогам.
4. Какие пешеходные переходы, по вашему мнению, наиболее безопасны?
5. Как правильно переходить проезжую часть, если в зоне видимости нет пешеходного перехода и перекрёстка?
6. Как должен поступить пешеход, находящийся на проезжей части, при приближении автомобиля с включённым синим (синим и красным) проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом?
7. Какого человека следует считать пассажиром?
8. Изложите основные правила поведения пассажиров автобуса (троллейбуса, трамвая).
9. Расскажите, как надо правильно садиться в легковой автомобиль.
10. С какого возраста разрешается ездить на заднем сиденье мотоцикла?

ЗАДАЧА 17. Вам необходимо перейти на другую сторону улицы по переходу, оснащённому пешеходными светофорами. Ступив на проезжую часть, вы заметили, что замигал зелёный сигнал светофора. Что вы будете делать?
1. Спокойно продолжу переходить проезжую часть.
2. Преодолею проезжую часть бегом.
3. Вернусь с проезжей части на тротуар.
4. Остановлюсь, когда на светофоре будет красный сигнал.
5. Продолжу движение и остановлюсь на разделительной полосе.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама