- Датчик температуры охлаждающей жидкости (воздуха) предназначен для преобразования температуры охлажающей жидкости (воздуха) двигателя в напряжение постоянного тока.
- Информация датчика температуры охлаждающей жидкости позволяет откорректировать основные параметры управления двигателем в зависимости от его теплового состояния.
- Информация датчика позволяет откорректировать основные параметры управления двигателем в зависимости от температуры воздуха в задроссельном пространстве двигателя.
- Датчик представляет собой полупроводниковый стабилитрон, который запитывается постоянным рабочим током от стабилизированного источника блока управления, выходное напряжение датчика изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. С увеличением температуры выходное напряжение датчика увеличивается.
Конструкция датчика
- Конструктивно датчик состоит из следующих элементов:
- металлический корпус датчика c цилиндрическим наголовником, в котором размещен чувствительный элемент, и средней частью с резьбой М12х1,5 и гайкой под ключ S19;
- пластмассовая хвостовая часть с двухконтактной вилкой.
Параметры датчика
-
Параметры
- Напряжение электропитания: 5...12В.
- Рабочий ток: 0,5...5,0мА.
- Диапазон температуры окружающей среды: -40...+125°C.
- Сопpотивление датчика: 24...27кОм.
- Датчик имеет линейную зависимость выходного напряжения от температуры окружаюшей среды.
- Чувствительность датчика составляет 10 мВ/°C.
- Контрольные точки градуировочной характеристики:
- -60°C: 2,13 В—нарушение градуировки, неисправность цепи
- -40°C: 2,33 В
- -30°C: 2,43 В—переохлажденный двигатель
- -20°C: 2,53 В
- 0°C: 2,73 В
- +20°C: 2,93 В—холодный двигатель
- +40°C: 3,13 В
- +70°C: 3,43 В—горячий двигатель
- +80°C: 3,53 В
- +90°C: 3,63 В
- +105°C: 3,83 В—перегретый двигатель
- +125°C: 2,93 В—нарушение градуировки, неисправность цепи
Установка и монтаж датчика на автомобиле
- Датчики температуры устанавливаются на двигателе.
- Датчик температуры охлаждающей жидкости устанавливается, как правило, на корпусе термостата блока цилиндров двигателя.
- Датчик температуры воздуха устанавливается на ресивере впускной трубы двигателя:
- для ЗМЗ-409.10, ЗМЗ-4062.10, ЗМЗ-405.10—справа, снизу;
- для УМЗ-4213.10, УМЗ-420.10—слева, спереди.
- Установка датчика производится путем его ввинчивания в посадочное резьбовое отверстие. Соединение уплотняется герметиком.
- Подключение датчика к жгуту проводов производится с помощью двухконтактной розетки с защелкой.
- Датчики полярны по схеме включения, то есть обратное включение датчика равносильно его состоянию обрыва.
Аналоги датчика
Аналоги датчика температуры 19.3828 (г. Калуга, АО «АВТОПРИБОР») отсутствуют.
Внешние проявления неисправностей цепей датчика
- Повышенные обороты холостого хода горячего двигателя. Лампа неисправности горит при работающем двигателе. Самодиагностика блока фиксирует коды неисправности 21 или 22.
- Проверьте исправность цепей 45 и 30д датчика температуры охлаждающей жидкости.
- Лампа неисправности горит при включении зажигания. Самодиагностика блока фиксирует коды неисправности 17 или 18.
- Проверьте исправность цепей 44 и 30в датчика температуры воздуха.
- Холодный двигатель не пускается (плохо пускается). Лампа неисправности не горит (нет неисправностей системы).
- Нарушена градуировка датчика температуры охлаждающей жидкости. Проверьте градуировку и замените датчик.
- Повышенная детонация горячего двигателя. Лампа неисправности не горит (нет неисправностей системы).
- Нарушена градуировка датчика температуры воздуха. Проверьте градуировку и замените датчик.
В системе управления двигателем ЗМЗ-409 используются два одинаковых датчика температуры 19.3828 — датчик температуры охлаждающей жидкости и датчик температуры воздуха. Проверка исправности датчиков температуры, как правило, производится в случаях затрудненного запуска двигателя или при его невозможности.
Датчик температуры представляет собой полупроводниковый стабилитрон, который запитывается постоянным рабочим током от стабилизированного источника блока управления. Выходное напряжение датчика изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. С увеличением температуры выходное напряжение датчика увеличивается. Оба датчика одинаковы и полярны по схеме включения, то есть их обратное включение равносильно состоянию обрыва цепи.
Датчик 19.3828 температуры охлаждающей жидкости.
Установлен в корпусе термостата и соединен с входом контроллера, подключенным к внутреннему источнику напряжением 5 Вольт через резистор 2 кОм. Информация с этого датчика позволяет откорректировать основные параметры управления двигателем в зависимости от его теплового состояния, так как температура охлаждающей жидкости влияет на большинство характеристик, которыми управляет .
Электронный блок управления двигателя ЗМЗ-409 рассчитывает температуру охлаждающей жидкости по падению напряжения на датчике. На холодном двигателе падение напряжения высокое, на прогретом — низкое.
Датчик 19.3828 температуры воздуха.
Полная проверка исправности датчиков температуры проводится с помощью электрической схемы изображенной на рисунке ниже. Перед началом проверки переменным резистором при помощи миллиамперметра надо установить ток в цепи в пределах от 1 до 1.5 мА. Для изменения температуры чувствительного элемента датчика можно использовать емкость с водой нагретой до температуры кипения, заранее установив в ней термометр.
Опустив датчик в емкость с кипятком, по мере его остывания вольтметром снимают показания напряжения датчика. Контрольные замеры делаются при температуре плюс 100, 90, 80, 60, 40 и 20 градусов. У исправного датчика температуры напряжение в цепи должно быть близким к следующим величинам:
20 — 2.93 Вольта
+40 — 3.13 Вольта
+60 — 3.33 Вольта
+80 — 3.53 Вольта
+90 — 3.63 Вольта
+100 — 3.73 Вольта
Внешние проявления неисправностей датчика температуры охлаждающей жидкости при работе двигателя ЗМЗ-409.
Затруднен запуск двигателя, прогревать двигатель приходится поддерживая обороты педалью газа, на прогретом двигателя обороты холостого хода повышенные. Горит лампа Check Engine неисправности в системе управления, блока управления выдает следующие неисправности:
Микас 7.2
021 - низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости.
022 - высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости.
Микас 11 и Bosch ME17.9.7
0116 - Выход сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости за допустимый диапазон.
0117 - Низкий уровень сигнала цепи датчика температуры охлаждающей жидкости.
0118 - Высокий уровень сигнала цепи датчика температуры охлаждающей жидкости.
Если холодный двигатель вообще не запускается или запускается с трудом, но лампа неисправности в системе управления при этом не горит, а система самодиагностики никаких кодов ошибок не выдает, то возможно нарушена градуировка датчика температуры охлаждающей жидкости, его надо проверить и при необходимости заменить.
Внешние проявления неисправностей датчика температуры воздуха при работе двигателя ЗМЗ-409.
Проверять исправность цепей датчика температуры воздуха надо в случае если при включении зажигания горит сигнальная лампа неисправности Check Engine, а система блока управления выдает следующие неисправности:
Микас 7.2
017 - низкий уровень сигнала датчика температуры воздуха.
018 - высокий уровень сигнала датчика температуры воздуха.
Микас 11 и Bosch ME17.9.7
0112 - Низкий уровень сигнала цепи датчика температуры воздуха.
0113 - Высокий уровень сигнала цепи датчика температуры воздуха.
Если лампа Check Engine не горит, система самодиагностики кодов ошибок не выдает, но в тоже время на прогретом двигателе наблюдается повышенная детонация, то возможно нарушена градуировка датчика температуры воздуха, если проверка подтвердила это, то датчик надо заменить.
Страница 1 из 3
Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524
Микропроцессорная система управления бензиновым двигателем внутреннего сгорания ЗМЗ-40524.10 предназначена:
Для обеспечения оптимальной работы двигателя на всех режимах с учетом топливной экономичности, выбросов токсичных веществ в отработавших газах, пусковых и ездовых качеств автомобиля;
Для автоматизированного контроля технического состояния двигателя и элементов системы управления, ответственных за выполнение норм по токсичности, а также проведения внешней диагностики в соответствии с требованиями EOBD (EuropeanOn-boardDiagnostics - европейская бортовая диагностика).
Особенностью системы управления двигателем ЗМЗ-40524 является:
Применение дроссельного модуля с электродвигателем, позволяющего регулировать положение дроссельной заслонки электронным способом для получения оптимальной смеси и требуемой характеристики протекания крутящего момента на автомобиле;
Применение бессливного топливопровода в сборе с форсунками с рабочим давлением в магистрали (400±8 кПа), для уменьшения испарений паров бензина.
Применение индивидуальных катушек зажигания, для уменьшения уровня помех;
Внедрение системы бортовой европейской диагностики ЕОВВ, контролирующей техническое состояние компонентов системы, ответственных за превышение предельных значений вредных веществ в отработавших газах автомобиля.
Датчики и узлы системы управления, размещенные на двигателе
Датчик синхронизации (положения коленчатого вала двигателя) DG-6K0 261 210 302 Bosch(40904.3847010) или аналогичный, индуктивного типа, размещен на крышке цепи вблизи шкива коленчатого вала.
Рис. 2 |
Формирует электрический сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика со специальным зубчатым диском (60-2 зуба), установленным на шкиве коленчатого вала. Взаимная ориентация диска синхронизации и датчика такова, что момент прохождения осью датчика сбега двадцатого зуба диска синхронизации соответствует нахождению поршня первого и четвертого цилиндров в верхней мертвой точке. Отсчет номера зуба - от пропуска в направлении, противоположном вращению коленчатого вала двигателя.
Датчик предназначен для определения блоком управления углового положения и частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Датчик фазы (положения распределительного вала) PG-3,8 0232103048 Bosch(40904.3847000) или аналогичный, на эффекте Холла, размещен на головке цилиндров. Формирует сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика с отметчиком (отогнутая пластина), установленном на выпускном распределительном вале.
Рис. 3 |
Момент начала формирования сигнала датчиком фазы, при наличии совпадения сбега первого зуба диска 60-2 с осью датчика синхронизации, свидетельствует о начале такта сжатия в первом цилиндре. Отсчет номера зуба - от пропуска в направлении, противоположном вращению коленчатого вала двигателя (см. датчик положения коленчатого вала).
Датчик фазы предназначен для определения блоком управления фазы рабочего цикла в цилиндрах двигателя.
Дроссельный модуль с электроприводом и датчиком положения дроссельной заслонки ETB TS A2C5 330 30 ф. Siemens (40624.1148090).
Привод - двигатель постоянного тока напряжением бортовой сети, датчик положения заслонки - магниторезистивный (двухканальный).
Дроссельный модуль размещен на впускной трубе.
Дроссельный модуль предназначен для управления наполнением воздухом цилиндров двигателя на режимах пуска, прогрева, холостого хода, при включении/выключении внешних потребителей мощности, на различных нагрузках - с целью оптимизации крутящего момента.
Датчик предназначен для определения блоком управления углового положения дросселя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (температурного состояния двигателя)
TF-W0 280 130 093 Boschили аналогичный, (40904.3828000). Датчик размещен на корпусе термостата.
Датчик предназначен для измерения блоком управления температуры охлаждающей жидкости двигателя.
Катушки зажигания (рис. 7) ZS-K-1x1 0 221 504 027 Bosch(40904.3705000) или аналогичные, индивидуальные, четыре, трансформаторного типа, установлены на крышке клапанов.
Предназначены для формирования энергии высокого напряжения на свечи зажигания.
Топливная рампа (рис. 9) (топливопровод распределительный) с форсунками электромагнитными ZMZ6354 (DEKA1D) Siemensв сборе (40624.1100010*).
Размещение на впускной трубе. Рампа бессливная, стальная, со штуцером под быстроразъемное соединение.
Топливная рампа предназначена для подачи топлива в цилиндры двигателя.