THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

23 АПРЕЛЯ ЯРИЛО ВЕШНИЙ НА СВЯТОЙ РУСИ - ПРАЗДНИК "ОТМЫКАНИЯ" МАТУШКИ ЗЕМЛИ, ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ. 23 апреля считается Днём Ярилы ("Ярило Вешний"). В этот день проводится важный обряд - "Отмыкания Земли", или по-другому - ЗаРОД (зарождение). В этот день Ярила "отмыкает" (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает на поля росу, от чего начинается бурный рост трав. Все наши праздничные священнодейства на Святой Руси связаны с Природой, с солнцем Даждьбогом, поэтому то мы и "солцепоклонники", и жизнь у нас идет по солнечному календарю (колодар - Коло Сварожье, Круг Сварожий). Праздник Первых Русалий, удивлявший множеством девичьих песен, хороводов и гаданий на суженного, закончился. Отзвенел девичьими смешками да отсверкал лукавыми улыбками 22 апреля, женский праздник Лёльник, завершающий эту чародейную седьмицу. Девушки, получившие от Лёли венки невесты, полны мечтами, а матери, снисходительно и довольно улыбаясь, прикидывают лучший день свадьбы. Весенний мужской праздник Ярило Вешний идет сразу же за девичьим Лельником. День, когда мужчины проводят важнейший обряд, обеспечивающий благополучие семьи на много месяцев вперед. К этому дню Природа завершила все весенние приготовления, пробудилась от сна. Ярилин День, долгожданный день, когда спускается на Мать сыру Землю Ярило, молодой и ярый Бог Солнца, отмыкает Землю своим ключом и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав и цветов. Мужчины и женщины катаются по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. В народе считалось, что в этот день Бог Ярило на своём Белом коне объезжает Белый Свет. На своём пути Ярило обязательно посещает лес, где общается со своими друзьями и помощниками - волкам. Поэтому распространённым обрядом почтения Ярилы Вешнего было кормление волков. Волк – это не просто один из видов диких животных. Волк – это мистическое, полное тайн, существо, олицетворение неизведанных тёмных сторон бытия. Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбища - на Ярилину росу до самой зари. Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которые потом одаривали пастуха; со двора под ноги скотины выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Пасут скот до тех пор, пока роса не спадёт. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривая: "Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!" Единственный, пожалуй, славянский праздник, который надо было провести в поте лица своего, ритмично двигаясь из конца в конец своего поля, бороздя и вспахивая его, с раннего утра и до вечера. На Ярилу Вешнего запахивали пашню, говорили: "На Ярилу выезжает и ленивая соха", "С Ярилы Вешнего - начало сева яровых". На Ярилин день определяли урожай яровых хлебов: "На Ярилу мороз - будет просо и овёс", "На Ярилу мороз - под кустом овёс", "На Ярилу мороз - гречихи воз", "На Ярилу роса - будут добрые проса". И уж потом, вечером, на том же поле, куда придут девушки да женщины в белых одеждах, продолжить славянский праздник чествования Ярилы Вешнего, вкусить пищи, собранной в братчину, да водить хороводы, прославляющие Мать - Землю и Отца-Солнце. Вот такой сакральный смысл этого славянского праздника Ярилин День! Слава Ярилу! Слава Богам и Предкам Нашим!

Обряд вызывания дождя.

Слайд родник Ведущий:

После празднования первой борозды наступало определенное затишье в земледельческих ритуалах и праздниках, это была передышка перед началом прополки и других полевых работ. Однако суровые условия жизни и быта горцев не всегда благоприятствовала богатому урожаю. Они были в полной зависимости от погодных условий.

Проводились специальные обрядовые действия, вызывающие дождь. В разных селах обряд проходил по разному, но общим для всех являлось коллективное шествие но селу.

Во время продолжительной засухи, чтобы вызвать дождь мугинцы молились 3 дня, а на 4- тый шли к роднику и, читая молитву, бросали в него камушки.

Выход девушек к роднику.

Тучка, дай нам дождь большой

Чтобы был кувшин с водой.

Тучка, дай дождь проливной

Станет в поле рожь стеной.

(бросают камни)

Ведущий:

В местечке Пир, около селения Заза, лежит ковш из камня, напоминающий жертвенник. Во время засухи, чтобы вызвать дождь девушки с песнями наполняли этот кувшин водой. Песня должна была оказывать магическое воздействие на природу и вызвать дождь.

Девушки у родника.

1.девушка:

Льется ливень пусть, Аллах,

Чтоб родники забили в скалах

Переливаются пусть желобки

Выходят из берегов реки.

2. девушка:

Ливень льется пусть, Аллах,

Овечьи стадо чтоб напились,

переливаются пусть желобки,

Чтоб промокли спины коз.

Ведущий:

При засухе у кумыков совершался следующий обряд. Старшина аула раздавал сельчанам на месте сбора сырое мясо, а мулла надевал на одной из женщин дырявый мешок. Затем обвязывали длинной веревкой. Один из участников обряда держал конец веревки и водил женщину по берегу реки и среди сельчан, а народ обливал ее водой из кувшинов со словами: «Ай, Аллах, дай нам дождя». Потом женщину бросали в реку, она выплывала так, чтобы ее не видели, а народ расходился.

Ведущий:

В Курахе, во время засухи, делали шалашеобразную шапку из зеленых ветвей.

Одевали ее на голову одного из избранников и водили по дворам. Около каждого дома пели песню.

1 дом.

Бог непреклонный, дождя нам пошли

В трещинах лоно иссохшей земли

Влаги пошли нам не слышащий Бог,

Чтобы пшеница взошла и горох.

Хозяин дома выходил к поющим и должен был вылить на человека, голова которого была покрыта зелеными ветвями, кувшин воды.

Хозяин дома:

Дождика, дождика

Нам пошли, Аллах

Чтоб вода забулькала

В наших желобах.

2 дом.

Туча, дождика не прячь

Лейся дождик, дам калач

Дождик лей, посильней

Дам тебе сто калачей.

Хозяин дома:

Лейся, лейся с неба,

Дождик как река

Вымоется чисто

Добрая земля.

3 дом.

Чтобы вызвать дождь большой

Ва, дождик, халалай,

Нужно взять кувшин с водой,

Ва, дождик, халалай.

Если будет дождик литься

Будет просо и пшеница.

Хозяин дома:

Господи, господи

Дождик нам пошли

Пусть вода польется

От неба до земли.

Слайд ясное небо

Все девушки, участвовавшие, в инсценировке собираются на одной стороне сцены и читают молитву. На другой стороне сцены мальчики варят в котле «муг1». Потом раздают угощение.

Слайд гром Раздаются, звуки грома и молнии идет дождь. Все танцуют, радуются и уходят со сцены.

Слайд музыка

Праздник первой борозды проходит в начале мая и не имеет конкретной привязки к дате, - его назначают королевские астрологи. В 2016 году этот праздник отмечают 9 мая.

Праздник Первой борозды описание

Не даром в предыдущем празднике - Фестивале ракет в Таиланде - тайцы просили дождей у бога Вассакана, - ведь предстоял праздник Первой борозды, символизирующий начало периода посевных работ! Эта традиция пришла в Таиланд из Индии много веков назад. Говорят, что в своей юности, в этом празднике участвовал Будда. Сейчас на празднике Первой борозды должен присутствовать член королевской семьи.

Праздник Первой борозды сценарий

Сценарий праздника заключается в том, что Главный Пахарь, выбранный Королём или членом королевской семьи, должен наугад выбрать один из предложенных ему фрагментов ткани. Если он выбирает кусок ткани средней длинны, - то число осадков в этом году будет умеренным. Если самый длинный, - то год будет засушливым. Короткий кусок ткани говорит о том, что сезон будет через чур дождливым!

Далее Главный Пахарь священным плугом вспахивает борозду в парке Санам Луанг, который расположен у Большого Королевского Дворца в столице Таиланда - Бангкоке! Его сопровождают девушки, которые несут рис в серебряных и золотых корзинах. Затем проводится церемония с белыми священными быками. Им на выбор предоставляется: вода, трава, рис и прочие угощения. Считается, что угощения, которым быки отдадут своё предпочтение будут в изобилии получены в предстоящем году!

Заключение

Праздник первой борозды - красивая, культурная традиция в Таиланде повторяющаяся из года в год уже тысячи лет! Теперь и вы знаете о ней и при желании можете принять участие!

До встречи на Праздник первой борозды в Таиланде!

Есть поверье, что с праздника Первой борозды, хорошо принести с собой в дом несколько семян с церемонии. Они принесут в дом счастье и благополучие!

Напоминание

Праздник Первой борозды следует за фестивалем ракет в Таиланде. Расширяйте свой кругозор, узнайте о больше !

Сапият Ипиева
Сценарий праздника «Весенний праздник в горах»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР- Детский сад №8 «Солнышко»

Сценарий для воспитателей и музыкальных руководителей

ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК В ГОРАХ »

Разработала : Музыкальный руководитель - Ипиева С. И.

Избербаш 2017г

Программное содержание :

1. Продолжать воспитывать любовь к родному краю, расширять представления детей о народном празднике . Развивать интерес к Дагестанскому фольклору.

2. Учить петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально правильно передовая мелодию. Учить выразительно, читать стихи и правильно выполнять танцевальные движения

3. Знакомить детей с традициями и обычаями Дагестана. Объяснить детям значение нового слова «Плуг» . Воспитывать любовь к танцам и Дагестанскому устному народному творчеству (песням и мелодиям) . Развивать координацию движений в подвижных играх народов Дагестана, развивать мелкую моторику, глазомер, чувство слово и композиции.

РЕПЕРТУАР :

Песни : - «Здравствуй весна» , «Пастушок» , «Веселая маршрутка » .

Таней : - «Чабанский» , «Акушинский» .

Подвижная игра : «Ловкие джигиты» , «Перетягивание каната» .

Проведение первой борозды с плугом, загадки, потешки, пословицы, стихи о весне.

ОБОРУДОВАНИЕ :

Канат, деревянный плуг, национальные костюмы, деревянный автобус, «огороды с подоконников» (контейнеры со всходами овощей и злаковых)

Ход ПРАЗДНИКА:

Ведущий :

Дорогие гости нашего праздника . Сегодня мы хотим показать вам, как в Дагестане празднуют приход весны . У одних народов он называется «Новруз» - «Новый день» , у других – «Алый праздник » - «Красный день» .

Этот праздник обязательно сопровождается зажиганием всевозможных огней, костры разжигают в горах , на крышах домов, во дворах. Мальчишки скатывают с гор горящие обручи. Считалось, что. Перепрыгнув в первый день через костер, больной вылечится, а у здорового осуществятся все желания. Если костры разжигали на крышах, то тут же устраивали веселые танцы , бросали в дымоходные трубы орехи. Когда костер угосал, пепел рассыпали на крыше, приговаривая : «Чтобы в доме было много добра»

С наступлением весны природа оживает, прилетают птицы, зеленеет трава, появляются первые цветы.

Так как Дагестан многонациональная республика, каждая нация отмечает праздник «Первой борозды» . В даргинских аулах в старину этот праздник называли «Хъубахруми» Этот праздник труда является массовым, радостным, народным праздником !

Первую борозду проводил самый достойный и уважаемый человек в ауле. Сегодня мы хотим показать, как в ауле отмечают весенний праздник «День первой борозды» .

Дни холодов минули

Весна взяла бразды

И празднует в ауле

День первой борозды.

Еще в ауле любят

Весной День Чабана,

И празднуют его все

И даже детвора.

Ведущий :

Дети, вы знаете, что с приходом весны отмечают праздник труда , чествуют хлеборобов, животноводов, чабанов. Жители горного аула Урахи приглашают нас в гости к себе на весенний праздник , хотите поехать?

Дети :

(Дети садятся в маршрутку и поют песню «Веселая маршрутка » )

ПЕСНЯ :

Маршрутка наша едет, колесики стучат

Кумыки и аварцы, в окошечко глядят.

Припев :

Поют в маршрутке гости

Аварцы из Цада

Маршрутка дружбы мчится

В селении Урахи.

И греет наша дружба, весь город наш родной

Кумыков, русских, лакцев, и город наш большой.

Припев :

И счастье мирный город

Пусть щедро раздает

Даргинцам и аварцам.

И всем, кто здесь живет.

(Девочка «Весна» , встречает гостей)

Работой и песней мы встретимся

Весну на приволье, где небо да поле.

Солнышко, солнышко выйди скорей

Высуши лужи, землю согрей!

Белую дочку в небо бери

Черную дочку дома запри.

Солнце, солнце размечи золотистые лучи

Дети меда захотели, прочь сугробы и метели.

Чтобы добрая пчела, угощения принесла!

Все дети :

Солнце, солнце, грей с утра.

Меда просит детвора!

Меда просит детвора…

Дети давайте поблагодарим весну и споем песню.

ПЕСНЯ : - «Здравствуй весна»

1. Мы сидели у окна, постучалось к нам весна.

Зайчик солнечный блеснул, осветил он весь аул.

2. Прыгнул с ветки воробей

Закричал : - скорей, скорей!

Торопитесь все за мной

Поздороваться с весной!

3. Если нас гулять зовут

Мы готовы в пять минут,

Солнцу лица, тесна

Здравствуй милая весна!

Ведущая :

В мае месяце во всех аулах встречают чабанов с отарами овец. Весной в горах зеленеет трава , красивые цветы и ягнятам хорошо пастись на лугу.

(Выходит мальчик с чабанской палкой и читает стихи)

Склоны новою травою

Зеленит весна,

Тяжелее стало втрое

Сумка чабана,

Сыра свежего припас я

Угостить на славу вас.

(С разных сторон, к нему подходят два мальчика – чабана и ведут беседу)

Где пасешь? --------- На Салавату.

Хороша трава? ----- На славу!

А ягнята хороши?---Все ягнята крепыши.

А овечки как?---Как телки.

А бараны?---Как быки!

ТАНЕЦ ЧАБАНА

Пастушок мой пастушок,

Из Чинара посошок,

Ты набегался с утра

Ты крутился как юла.

Пас овечек день- деньской

На лужайке за рекой.

Из ключа воды попил

А потом ягнят поил.

Ведущий :

Молодцы дети, а теперь давайте отгадывать загадки!

Тает снежок, ожил лужок

День прибывает, когда это бывает?---(весной)

Шевелились у цветка, все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел, он порхнул и улетел. ---(бабочка)

Само глядит, а на себя глядеть не дает---(солнце)

Она приходит с ласкою, и со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнет, в лесу подснежник расцветет. ---(весна)

Без топора и без лопаты, девица строит хату. - (ласточка)

ИГРА «ЛОВКИЕ ДЖИГИТЫ» ,

Ведущий :

Молодцы дети, а теперь послушаем стихи о весне.

Чиста небесная лазурь

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять на долго миновало.

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны,

Плакали зимние бури

Реяли звездные сны.

Весна, весна, как воздух чист,

Как ясен небосклон.

Своей лазурью живой

Слепит мне очи он.

Милая певунья, ласточка родная

К нам домой вернулась из родного края

Под окошком вьется с песенкой живою

Я весну и солнце принесла с собою.

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

Ведущий :

В народе уважают и любят тех, кто честно трудиться, а лентяев и лодырей всегда высмеивают.

ПОСЛОВИЦЫ

Кто весною до полдня спит, тот зимою плачет навзрыд.

Кто весной не сеет, тот осенью не жнет.

Посеешь в пору, соберешь зерна гору.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

Много снега – много хлеба.

Жизнь дана на добрые дела.

Кто не работает, тот не ест.

Ведущий :

А теперь наши мальчики, покажут диалог чабанов – лентяев.

(С двух сторон выходят с важным видом два мальчика и здороваются за руки).

Салам алейкум! – Алейкум салам!

Я Хан! – И я Хан,

Я в духах! – И я в духах!

Я за плов! – И я – за плов!

Мне хинкал! – И мне хинкал!

ПЕСНЯ «ПАСТУШОК»

На лугу свирель поет – свирель поет

Там Арслан ягнят пасет, - ягнят пасет.

С ним собака верный друг, - зря ты ходишь волк вокруг

Припев :

На лугу свирель поет ля - ля- ля

В гости всех друзей зовет ля-ля-ля (3р.)

У Арслана в сумке сыр - в сумке сыр

На лугу зеленом пир, зеленом пир

Сорок маленьких ягнят

Травку свежую едят – 3р.

Припев тот же

Весна, весна!

Как высоко на крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам

Летают облака.

Травка зеленеет, солнышко блестит

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше,

И весна милей

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Ах, капель, капель, капель

Золотая карусель.

К нам в кораблике бумажном,

По ручью приплыл апрель.

На солнце темный лес зардел.

В долине пар блистает тонкий.

И песню раннюю запел

Поет на солнце, сверкая,

Весна пришла к нам молодая

Я здесь пою приход весны!

Дети, давайте поедем обратно в наш родной город. Мы не будем с вами скучно сидеть, давайте споем песню.

И греет наша дружба

Весь город наш родной

Кумыков, русских, лакцев

И город наш большой

Припев :

И счастье мирный город

Пусть щедро раздает

Даргинцам и аварцам.

И всем, кто здесь живет.

РЕФЛЕКЦИЯ

А теперь, давайте дети, расскажем, что же мы видели в горном ауле Урахи?

(ответы детей)

Ведущий :

А сейчас наши девочки станцуют танец «АКУШИНКА»

Вот как весело и интересно проходят праздники в горах . Кто умеет трудиться, тот умеет, веселится .

(Под музыку дети уходят из зала)

Здесь все серьезно. Плуг в землю погружает не абы кто, швыряют в него тоже не чем попало, воду вообще просеивают ситом. А для того, чтобы проверить, готова ли почва, есть специальный древний прибор.

Мир наших предков был живым - от неба до последнего камешка. Все вокруг обладало душой и требовало уважительного обращения. Язычники знали: земля - это женщина. Чтобы она родила хороший урожай, достойный и удачливый человек должен вскрыть ее плугом и бросить семя. Недаром этот обряд кавказцы называли свадьбой поля и оплодотворением пашни. Проводили его не в определенную дату, а когда земля была готова. Только после множества церемоний крестьяне с уверенностью начинали весенний сев.

Дагестан пережил и приход ислама, и социализм, поэтому праздник первой борозды сохранился лишь высоко в горах. Правда, отдельные скептики утверждают, что здесь он был заново придуман в пятидесятые годы местным партийным руководством, но мы им верим лишь отчасти - советская власть, наравне с прочими потрясениями, оставила на древнем обряде свой отпечаток, так что теперь это причудливая смесь языческих ритуалов и мусульманских молитв с неистребимым привкусом эпохи строительства коммунизма. Добавьте гремучий кавказский темперамент, удивительные пейзажи и счастье от окончания зимы, длящейся в горах до полугода, хорошенько взболтайте на извилистых дагестанских дорогах, украсьте веточкой яблони, которая зацветает еще под снегом, и вы получите коктейль, отказаться от которого решительно невозможно.

Ну как не выпить за хороший урожай?

КАВКАЗСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО ПОХОЖЕ НА ВИД СПОРТА, ДОСТОЙНЫЙ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОЛИМПИЙСКУЮ ПРОГРАММУ.

В конце марта - начале апреля один из трех районов лакского селения Балхар принимает гостей. Туда приходят мужчины со всего аула. На длинных столах их дожидаются глиняные кувшины с бузой - ячменным хмельным напитком, похожим на квас, пироги-чуду, вареники-кюрзе. Не хватает только праздничного деревца, на котором развешаны вареные яйца, бублики и сладости, - его ставят лишь аварцы и даргинцы. Кавказское гостеприимство похоже на вид спорта, достойный включения в олимпийскую программу. Все пытаются превзойти щедростью и район, дежуривший в прошлом году, и собственных соседей. Иногородних гостей буквально разрывают на части, так что случается завтракать дважды, обедать трижды, а от десятка ужинов и вовсе прятаться, как заправский партизан.

Больше всего гостей - в доме начальника сельской почты Омара Даудова. Именно ему предстоит сегодня погрузить плуг в землю-матушку. Дело это серьезное: от удачливости пахаря зависит будущий урожай у всех крестьян в округе. Поэтому быть избранным на эту роль - большая честь и огромная ответственность.

Возле ворот переминается с ноги на ногу задумчивая лошадь с ленточками в гриве. Когда-то соху тянули здоровенные быки с раскрашенными рогами, олицетворявшие мужское плодородие. Сейчас сельчане обычно вспахивают отвоеванные у горных склонов крохотные участки на осликах, но для праздника выбрали животное посолиднее. Соха где-то затерялась, ее место занял блестящий плуг с инновационной защитой - старой шиной, надетой на острие, чтобы не вспахать ненароком и всю дорогу до поля.

- ПЕЙ БУЗУ! БЕЗ БУЗЫ НИКАК НЕЛЬЗЯ! - подмигивает местный острослов Магомед, звонко чокаясь с Омаром.

В доме наслаждаются заслуженным угощением женщины со всего селения - они давно принесли сюда всевозможные яства, а потом еще долго помогали по хозяйству. Мужчины рассаживаются за столом прямо во дворе. Русские салаты стоят вперемешку с лакскими хинкалами, черным горохом и густым толокном. Из глиняных кувшинов льется в кружки белая пенистая жидкость.

Неумолимая спираль

Герою праздника Омару не позавидуешь. Он облачен в вывернутый шерстью наружу тяжелый тулуп и гигантскую лохматую папаху. На ногах - дедовские чувяки, перетянутые кожаными шнурками. Будущий пахарь щурится под жарким весенним солнышком. Но вот бородатый глава села Абдулджалил Абакаров командует по-лакски в мегафон, и короткое пиршество окончено. Пора приступать к делу. Мулла произносит молитву о ниспослании хорошего урожая, старики задумчиво нашептывают ее зернам, согревая их в ладонях. На ворота залезает молодой джигит с кувшином, явно позаимствованным у матери или сестры, - с такими женщины ходят за водой к источнику в центре селения.

ВЗЛЕТАЮТ В ВОЗДУХ И ПАДАЮТ НА ПРОЦЕССИЮ РОССЫПИ КОНФЕТ, ПРИГОРШНИ РИСА И ГРЕЦКИХ ОРЕХОВ. ДА БУДЕТ УРОЖАЙ ОБИЛЬНЫМ, А ЖИЗНЬ - СЛАДКОЙ!

Омар торопливо натягивает на папаху целлофановый пакет - против традиции не попрешь, а шапка дорогая и вдобавок чужая. Джигит наклоняет кувшин, вода щедро льется на могучий тулуп. Кто-то подставляет сито, и струя разлетается тысячей мелких брызг. Пусть не будет засухи и ростки пшеницы не узнают, что такое жажда! Взлетают в воздух и падают на процессию россыпи конфет, пригоршни риса и грецких орехов. Да будет урожай обильным, а жизнь - сладкой!

Сельчане гигантской толпой идут через деревню на поле. Старики и дружинники с красными повязками читают молитвы, молодые ребята снимают видео на мобильники. Наконец, Омар под одобрительные возгласы проводит первую борозду.

Сделать это не так легко. Когда на поле лежит снег, пахаря забрасывают снежками. Но сейчас оттепель, поэтому в барашковый тулуп со всех сторон летят здоровенные комья земли. К счастью, традиция запрещает швырять камни - иначе колосья побьет град. Сделав круг, почтальон передает плуг другим мужчинам, и все они под непрекращающимся земляным обстрелом невозмутимо ведут его по сужающейся спирали, пока не вспахивают всю делянку. Да будут побеги нового урожая такими же стойкими!

Под Deep Purple и земля лучше родит

Молодежь радостно бежит обратно в селение, обгоняя пожилых женщин в черных одеждах, хором поющих невыразимо печальную песню. Следом тарахтит маленький трактор. На нем гроздьями висит детвора, в кабине восседают мужчины, а на капоте примостился раскрасневшийся Магомед с цигаркой в зубах, браво размахивающий ослиной челюстью, подобно библейскому Самсону. В узком проезде между домами трактор проваливается в сточную канаву, и новоявленный Самсон летит вверх тормашками.

Начинаются соревнования по бегу. На импровизированной трибуне восседают самые уважаемые люди Балхара с большими фигурами из теста в руках.

Жаль, бород маловато, - критически говорит один из сельчан.

Раньше на скамейках целый день старейшины сидели. Даже летом в тулупе, и бородища до пояса. С такими не забалуешь! А нынче старики ненастоящие, с бритыми щеками, вот и распускается молодежь…

СОВЕТСКИЕ МЕЛОДИИ ПЛАВНО ПЕРЕХОДЯТ В ЛЕЗГИНКУ, ТА - В ТРАДИЦИОННЫЙ ЛАКСКИЙ МОТИВ, КОТОРЫЙ ВНЕЗАПНО СМЕНЯЕТ, КАЖЕТСЯ… DEEP PURPLE?

К недостаточно бородатым аксакалам бегут по очереди через весь майдан дети, юноши и девушки, а потом и взрослые дылды - глаза азартно блестят, руки сами хватают соперника за рубашку. Примчались, перевели дыхание - и на окраину села, где проходят скачки - по-старинному, без седла. Когда-то на празднике проводили собачьи и петушиные бои, но сейчас такие развлечения редки и не вполне легальны. Зато на центральной площади всех веселит выбравшийся из канавы Магомед - папаха лихо заломлена на затылок, в руках - аккордеон, рядом - барабанщик орудует вилками вместо палочек. Советские мелодии плавно переходят в лезгинку, та - в традиционный лакский мотив, который внезапно сменяет, кажется… Deep Purple?

Танцуют все - пятилетний мальчишка с прекрасной выпускницей школы, юный джигит с улыбающейся старушкой. Матери подносят младенцев к окнам, чтобы те тоже видели праздник. Каждый получает свою долю веселья и доброго внимания.

Дед Абакар, заранее припасший две огромные кастрюли шашлыка и бутыль чачи, увозит гостей селения куда-то за холмы. Возвращается он лишь поздно вечером, когда команды начальственного мегафона уже смолкли, а музыканты разошлись по домам. Только дюжина горцев сидит, поеживаясь от ночного холода, на длинной череде стульев возле магазина и обсуждает минувший праздник. Скоро им всем предстоит запрягать осликов, доставать инновационные плуги и возделывать поля - благо, праздник прошел как надо, а значит, урожай будет хорошим.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама