THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Кто такие сарматы?

Кто такие Сарматы?

Историю России последние века выводят в основном с Северо-западных её земель и называют всех русских славянами. Хотя если быть объективными, то Северо-Запад или Белая Русь - это только один из фрагментов единого Троецарствия или мира Троицы. Важнейшей составляющей Руси, её женской хромосомой, была Сарматия.


Сарматия - от имени Сара. Под Сарматией надо понимать сложный пространственный и временной комплекс самобытной цивилизации, центральное ядро которой занимало территорию от Днестра до Урала, и от Ледовитого океана на севере до Чёрного моря, включая Кавказ и Малою Азию на юге. Однако на Руси были три хромосомы. Белая Русь - первородная субстанция (Гиперборея), из которой выделилась женская сущность Сарматия. Она породила Красную Русь или Украину (мужскую сущность). Ядро Сарматии - это Поволжье (пространство от реки Дон до Урала). Именно это есть первородный мир. Именно тут и только тут возникают новые цивилизации и, как из утробы матери, выходят новые народы. На Руси сегодня, как и тысячи лет назад, три царства - Белоруссия, Россия и Украина. Каждая часть Руси играет свою роль.

В Сарматии на протяжении 50 тысяч лет сохраняется преемственность одного и того же населения. Оно никуда не мигрирует - меняются только его самоназвания, культурные и религиозные формы сознания. Это женский мир. Уходя из него, переселенцы в периферийном мире создавали колонии и цивилизации, которые всегда и по языку и по организации уклада жизни вначале сохраняли традиции Сарматии. Со временем их цивилизации в периферийном мире деградировали, язык упрощался, искажался. Так возникло всё многообразие этносов и человеческих рас. Всегда новая волна переселенцев во внешний мир имела преимущества перед прибывшими туда ранее. Это объясняется тем, что преображение сознания у человечества, открытие его новых возможностей, происходит не постоянно, а скачками. И не везде, а преимущественно в землях Сарматии. Это пространство на планете играет роль места спасения и встречи с Богом. Именно сюда периодически собирается человечество, чтобы приобрести новые возможности.

Планета Земля похожа на человеческий мозг. Северное Причерноморье выполняет миссию спасения. Это прослеживается на всех этапах эволюции.

К населению Сарматии традиционно примешиваются группы людей отовсюду. Особенно этот процесс усиливается перед началом преображения - появления принципиально новых возможностей сознания человечества. К примеру, известно, что в древности люди воспринимали время и пространство иначе, чем современники. У них были три времени года и три стороны света. И вдруг однажды их сознание стало многомерным. Этот момент и является моментом преображения. Сначала новые люди, которые умеют иначе мыслить, появляются массово в Сарматии. Отсюда они расходятся по планете, покоряя, порабощая, а иногда и преображая людей предыдущей волны. Так устроена эволюция сознания цивилизации. Возможно, в этом и есть смысл планеты Земля в космосе.

Пришельцев из периферийных миров всегда было в Сарматии много, но не они определяли этническое и культурное лицо первородного мира. В пятнадцатом столетии после Рождества Христова Сарматия приобрела форму русской цивилизации. В этой, русской, форме Сарматия существует и сейчас.

Сарматия, изначально возникла как культура древних ариев, как её религиозное ядро, происходящее от семи арийских племен, ушедших из Гипербореи на реку Волга. Лингвистический корень «ар» всячески подчёркивался в названиях и арийских именах по всему миру, но особенно в Поволжье, где был её центр. На иврите «ар» - это гора или вершина. И в русском слове «гора-гара» виден корень гор-гар-ар (в тюркском корень «ир-ер» — мужчина, человек). Ещё одним характерным именем Сарматии стало «Земля светлых богов (асов)», или просто Асия, Азия. Постепенно это слово стало названием целого континента.

Влияние Сарматской цивилизации в разные эпохи гораздо шире ареала её центрального ядра и достигало, по сути, крайних пределов Земли. Сарматия с древности представляет собой как бы котёл, кипящий народами и выплёскивающий их во все стороны… Причины этого были в особой организации арийского общества.
Сарматская цивилизация прошла через много стадий.


Сарматский меч

Сегодняшние знания позволяют нам выделить семь этапов:

1. Время до Потопа и возникновения Евразийского океана — древняя Гиперборея (Арии)

2. Время во время потопа, когда вся цивилизация Руси была сконцентрирована в трёх анклавах оставшихся незатопленными Евразийским океаном: Валдай, Урал и Среднерусская возвышенность

3. Древнейший период (киммерийцы, гаргары, синды, меоты и скифы и савроматы)

4. Древняя Сарматия (сарматы и люди моря в Боспоре, из которого начинается новое заселение Египта и берегов Средиземного моря, готы и рождение великой Швеции)

5. Поздняя Сарматия (сармато-аланы, гунны, распространение по миру христианства)

6. Новая Сарматия или Великая Булгария

7. Современная Сарматия (белорусы, русские, украинцы, татары, башкиры, евреи и др. народы)


Чаша с изображением пирующих скифов. Вторая половина IV в до н.э. Серебро, золочение, тиснение, гравировка

В своё время в состав Сарматской цивилизации входили Польша (где ещё не так давно существовал особый сарматский стиль в искусстве — сарматизм) и Венгрия. Первыми известными нам жителями Сарматии были киммерийцы… Считают, что они происходят от синдов и являются последними носителями черт собственно арийского мира.

Сарматы первыми освоили верховую езду на коне взамен практикуемой до этого езде на колесницах. Как бы страшна в бою ни была колесница, но она ограничена в передвижении по пересечённой местности. Сарматские всадники создали совершенно новую военную реальность.

У Сарматов в войне всегда участвовали женщины. Они играли заметную роль и во всех других сферах жизни. Сарматы в древности - это народ управляемый женщинами. Во всяком случае, на уровне коммун именно женщины возглавляли родовые общины. По свидетельствам древних, на войну шли только незамужние девушки. Амазонки, как их назвали эллины, наводили ужас на врагов налётами конных отрядов лучниц.

Особенная воинственность сарматских женщин засвидетельствована и в более поздние времена. Скажем, в Малой Азии подобные обычаи были распространены у карийцев, ликийцев и лидийцев. В Европе известны свои амазонки. Кельтские женщины были высокими, сильными и страшными в сражении. На многих кельтских монетах имеется изображение обнажённой женщины-воина, сидящей верхом на лошади и размахивающей мечом или копьём. Собственно, в этом ничего нет странного, так как все народы мира — это ушедшие из мира АР в мир РА сарматы, со временем забывшие своё происхождение. То есть, ставшие Ванами или Иванами. Итак, и немца, и американца, и японца можно смело называть «Иваном не помнящим родства». Правда, и русский с татарином и евреем часто этого родства тоже не помнит.

Киммерийцам, владевшим причерноморскими степями, пришла на смену новая мужская формация того же сарматского населения (меотов) — скифы. Это те же сарматы, но предпочитавшие свободу и мужские вольницы традиционным религиозным общинам, сохранявшим уклад и религию по образцу еще времён арийского мира. Киммерийцы совершали свои завоевательные походы в Азию, а в это время на их родине, в Причерноморье и Подонье уже завершалась смена культурных традиций, традиции матриархата были окончательно забыты.

Один поток киммерийцев двинулся на юг, в Закавказье, по черноморскому берегу. Эти киммерийцы нанесли страшный удар городам Урартов, образованных предыдущими волнами переселенцев из арийского мира. Затем киммерийцы вступили в союз с урартами и совместно с ними попытались воевать против скифов. Скифы разгромили их и подвергли Урарту ещё одному разорению.

Второй поход киммерийцы совершили через всю Малую Азию. Преодолев проливы, они попали на Балканы, достигли Галлии и перебрались в Британию. Их имя сохранилось на излёте миграции в имени одного из кельтских племён Уэльса: кимры. Собственно и графство Уэльс происходит от имени одного из главных богов в лунных культах сарматов Руси - бога Велеса. Так завершился длинный маршрут движения одной волны миграции древних ариев, который начался на верхней Волге у города Кимры (современная Тверская область) и закончился в Великобритании, где переселенцы из России образовали графство Уэльс. Город Кимры расположен на речке Кимрка. Известно, что название рек сохраняются очень долго. Вероятно, на берегах этой реки вытекавшей ранее из чистейшего ледникового Оршинского озера и располагалась родовая вотчина киммерийских князей. Жители графства Уэльс Великобритании могут смело устанавливать побратимские отношения с кимряками из России — они разошедшиеся в истории ближайшие родственники.

Второй поток киммерийцев подался на запад. Корень этого народа сохранился на территории нынешней Дании: на севере Ютландии жил народ кимвров, принадлежавший к общности северных иллирийцев. Нашествия этих кимвров (в союзе с тевтонами) потрясли основы Римской державы…

В древнейших пластах русской мифологии от киммерийцев остался образ Змея Черноморского, или Горыныча (гор-хор-гар). В мифах древней Эллады запечатлены сражения богов-олимпийцев с гигантами. Гиганты во всех мифологиях, в том числе и скандинавских сагах, это сарматы.


Фалар конской сбруи
Дата погребения последняя четверть I в. Н.Э.Золото, бронза, агат, бирюза, стекло, гранат


Кинжал в декоративных ножнах Дата погребения последняя четверть I в. Н.Э.Золото, бирюза, сердолик, железо

В истории Сарматии прослеживается борьба двух культурных традиций:

Для первой характерно равноправие женщин и мужчин, что в своей крайней форме принимает вид культа амазонок. Лакшми-Баи во главе конного отряда женщин борется с англичанами в Индии (восстание сипаев). Легендарная девушка-воин Мария (сказание «Козий рог») защищает дунайских болгар от турецкого ига.
Для второго типа культуры Сарматии женщина превращена в служанку.

Сарматия была всегда хранительницей древнейших арийских культов и традиций. Вероятно, борьба женского и мужского начала и есть проявление самой жизни. В арийской философии считается, что пока есть равенство женского и мужского начала и их конкуренция - существует сама жизнь.

Амазонки по рангу были равны не простым воинам, а вождям, базилевсам. Вообще роль женщины в сарматском обществе традиционно была высокой. Еще VII-IX веках в Северном Дагестане существовало царство хуннов-савир. «История агван» сообщает о распространённом среди хуннов-савир обычае многомужества, когда одна женщина могла иметь сразу нескольких мужей, получавших таким образом статус как бы братьев.

О сарматских знаках сообщают следующее: «По своему значению они были сначала родовыми, затем семейными, а потом личными. Смысловой оттенок, который они приобретали в каждом конкретном случае употребления, зависел еще и от того, где и с какой целью их применяли. Их могли использовать для культово-магических целей или как знаки собственности, помечая имущество, изделия и пр. С их помощью передавали какие-то сведения внутри рода, где знали их смысл.
Уникальный памятник сарматского "письма" - известняковая плита из Керчи испещрена сарматскими "иероглифами". Это поистине энциклопедическое собрание сарматских знаков, здесь их около 500. Зачем было сарматам, воинственным степнякам, тратить время на составление такого "сборника"?»

В Поволжье есть город Самара. Именем Самара называются реки в зоне Сарматской культуры — левобережные притоки Днепра и Волги. Город Самарское на левом притоке Дона в Ростовской области. В Ираке — город Самара. В Средней Азии — Самарканд. Samar — остров в центре Филиппинского архипелага; Samarinda — город-порт в Индонезии. С древности был широко известен и арийский титул сардар, — «сар-ар» означает полководец.

Другую часть сарматов, не пожелавших жить в арийских матриархальных коммунах, называли соколотами — по их тотему сокол, или скифами. Это мужской мир. Сокол связан с культом Солнца-Коло (у древних египтян из долины Нила в Африке, к примеру, солнечное божество Гор-Хор изображался в виде сокола). Само слово сокол означает «сопутствующий Солнцу-Коло». Поэтому в скифском искусстве «звериного стиля» частым сюжетом является сокол, терзающий змею. Смысл этого сюжета — в смене эпохи матриархата на патриархат, когда киммерийская (змеиная) эпоха в русской степи сменилась соколотской (соколиной). То есть, так в образном виде отмечается факт замены киммерийской культуры Евы на скифскую Ахура (сравните: Георгий, поражающий Змея).

В скифском либеральном мире естественно тут же началось расслоение общества. Известен курган, при насыпке которого, по оценкам археологов, в погребальной тризне принимали участие свыше трёх тысяч человек. В погребальной камере находилось оружие, золотые украшения (так в кургане Гелермес найдена золотая секира), рядом погребали убитых коней. Количество лошадей, найденных археологами в одном захоронении, — свыше пятисот. Скифы есть новая форма организации общественных отношений одного и того же населения, что прежде были киммерами или сарматами.
Историк
Геннадий Климов



У Сарматов (напомню - IV-I до н.э.), как сборища воинственных народов помимо луков и мечей были ещё и пряжки для ремней. Прямоугольные, с изображением верблюда, всадника, заключённых в рамку. Также имеют место быть пряжки с геометрическим орнаментом. Высокая встречаемость этих пряжек с оружием, особенно с мечами, свидетельствует о том, что они были частью военной аммуниции сарматов. Как правило, пряжки указанных типов встречались в захоронениях, где было по два и более мечей.

Википедия:

Считается, что сарматы поучаствовали в этногенезе нескольких восточноевропейских народов.
Так, самоназвания славянских народов сербов и лужичан считаются происходящими от сарматского племени serboi, первоначально зафиксированного в районе Кавказа и Причерноморья в трудах Тацита и Плиния.
Также, существуют версии о сарматском происхождении польской шляхты (см. сарматизм в Польше).
Некоторыми исследователями считается, что часть сарматов (преимущественно донские аланы) была ассимилирована восточными славянами и вошла в состав казачества, и, через него — в состав русской и украинской наций.
Прямыми потомками алан являются современные осетины и ясы. Осетинский язык (потомок аланского языка) является единственной сохранившейся формой сарматского языка.
Язык венгерских ясов был утрачен в XIX веке, однако сохранившиеся письменные памятники ясского языка свидетельствуют, что он практически совпадал с осетинским.

Часть материала взята из блога:

Сарматские племена (роксоланы, языги, аланы и др.) доминировали на территории Украины с III в. до н.э. по III в. н.э. Пришли они из южно-уральских степей, обосновались к северо-востоку от скифов. В середине III века н.э. их смели германские племена (готы). Часть сарматов вошла в состав готской державы Германариха, часть "попросила убежища" у праславян и влилась в состав Черняховской культуры, остальные ушли за Дон. Окончательно смяли сарматов гунны – кого смогли истребили, остальных – ассимилировали.

За 600 лет сарматы довольно внушительно повлияли на мировоззрение народностей в ареале своего обитания. Как – это мы с вами и выясним.

Национальность

Сарматы – "родственники" скифов, антропологический тип и тех, и других, схож.

Язык

Как пишет Геродот, "савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном".

Военное дело

Сарматы, как и скифы, представляли собой народ-армию, где всё мужское население являлось военнообязанным. Античные авторы всегда подчёркивали агрессивность сарматов, их воинственность.

Со скифами сарматы воевали и как враги, и как союзники. В мирное время разделяли зоны влияния и совершали набеги на праславянские сёла, на земли понтийского царя Митридата, на античные полисы (Ольвию, Тиру, Никоний). С сарматами вела постоянные войны Римская империя.

Несмотря на то, что главным родом войск у сарматов была конница, в военной тактике от своих предшественников они несколько отличались. У киммерийцев и скифов была лёгкая конница, у сарматов – тяжёлая: их лошади были не быстры, но чрезвычайно выносливы. И если киммерийцы и скифы стремительно проносились мимо противника и осыпали его ливнем стрел, то сарматы шли "в лоб". Пользовались они и более длинным мечом – 70-110 см.

Быт

Основой общественного устройства сарматов являлась родовая община, включавшая группу родственных семей. Жили они лагерем, в шатрах, напоминающих юрты монголов. Городов, во всяком случае на территории Украины, у них не было. Зимой они шатры утепляли, ни землянок, ни других стационарных жилищ не строили. Это был народ кочевой – находились они на одном месте до тех пор, пока скот не съедал траву. Затем перемещались в другое. При этом каждое племя имело свою территорию, выход за которую приводил к межплеменным войнам. Питались сарматы мясом, сыром, молоком. Разводили лошадей и овец – тех животных, которые не теряли вес при частых перемещениях. Погребая умерших, они клали рядом с ними вещи, которыми те пользовались при жизни: мужчинам – оружие, конскую сбрую, кубки с вином; женщинам – украшения, зеркала, иголки.

Экономика

Основу сарматской "экономики" составляли война и грабёж. Нападая на степных крестьян и жителей греческих полисов, они захватывали провиант и уводили в рабство здоровых крепких мужчин.

Сарматы не чуждались и ремёсел: обрабатывали шкуры, шили из них одежду, колчаны, шлёмы; что-то там ткали, лепили, однако это было обычное домашнее рукоделие.

Сарматы умели добывать и обрабатывать металлы – литейщики отливали котлы, зеркала, металлические части конской сбруи; кузнецы ковали железные мечи, кинжалы; ювелиры из золота и серебра изготавливали украшения.

Сарматы достаточно активно приторговывали – немного шкурами, немного ремесленническими поделками. Но основная статья их экспорта – рабы, которые "растамаживались" в Греции, Риме, на Ближнем Востоке, и даже в Индии и Китае. Импортировали они ювелирные изделия, керамику, пряности.

Религия

В религиозных воззрениях сарматов особое место занимали культы солнца и огня. Поклонялись они и символу благосостояния – барану. В более позднее время сарматы переняли от скифов традиции поклонения мечу.

И, так же как и скифы, почитали аналогов греческих богов. В частности, Афродиту-Аргимпасу, которой даже ставили святилища. Эти сооружения имели форму круга и были своего рода духовным центром, объединяющим кочевников на определённое время. Состояло святилище из вала и жертвенника. Сведений о человеческих жертвоприношениях нет. Несомненно, в этих святилищах, кроме принесения в жертву богине Любви животных, сарматы проводили эротические культовые ритуалы. Как греки у алтарей храмов Афродиты.

Культура

Сарматы любили пользоваться красивой посудой – амфорами, краснолаковыми кувшинами, тарелками, кубками. Эта посуда была греческого производства – собственные их керамические поделки довольно примитивны.

Сарматы обожали ювелирные украшения. Поскольку животные в их жизни занимали значительное место, это сказалось на их культуре – сарматские золотые и серебряные изделия выполнены в так называемом зверином стиле: на оружии, предметах быта, конской упряжи много изображений барсов, пантер, волков, медведей, оленей, козлов, кабанов, орлов, баранов, лошадей, чьи фигурки стилизованы, полны динамики и экспрессии. Распространенными сюжетами были схватки диких зверей.

На сарматских золотых изделиях также часто встречаются изображения Эрота и его супруги – Психеи.

Письменность

Своей письменности у сарматов не было. Так же как и чужой.

Сарматские амазонки

Как видим, сарматы почти во всём напоминают скифов. Зачем же тогда в этой книге они выделены в особый раздел? Можно ведь было и тех, и других степных кочевников объединить в главу "скифо-сарматы", и не морочить вам лишний раз голову. Не правда ли?

Да, можно. Было бы. Если бы не...

Если бы не сарматские женщины. Они сто ят того, чтобы поговорить о них отдельно.

Дело в том, что особенностью сарматского строя являлась гинекократия – высокое положение в обществе женщин, своего рода матриархат. Сарматские женщины были не только хозяйками и воспитателями детей, но и нередко занимали в иерархии племени самое высокое место. "Путеводитель" Скилакса Кариандского сообщает, что сарматские женщины часто держали в своих руках бразды правления. Это подтверждают и записи Полиэна (II в н.э.), рассказывающего о предводительницах сарматских племён царицах Тиргатао и Амаги.

Сарматки являлись воинами наравне с мужчинами. В могилу умершей женщины, даже девочки, кроме украшений клали оружие. А родовое кладбище формировалось вокруг захоронения предводительницы, которую почитали праматерью.

Античные авторы сообщали, что сарматские женщины были великолепными наездницами, умело метали дротики и стреляли из луков. А чтобы этому занятию не мешала правая грудь, они её, бывало, удаляли. В общем, дамы были весьма и весьма эмансипированы, независимы, на равных участвовали в "разборках". Любили поохотиться, иногда выезжали "на кабана" с мужьями, иногда и без них.

Всё это их соседям грекам, воспринимающих жену не более, чем прислугу, казалось настолько невероятным, что они складывали о сарматках легенды. В частности, о загадочных амазонках. Вот одна из них, которую записал Геродот.

О савроматах рассказывают следующее. Эллины вели войну с амазонками. ... После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трех кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили [всех] мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем, парусами и веслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам на озере Меотида Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю.

Скифы не могли понять, в чем дело, так как язык, одеяние и племя амазонок были им незнакомы. И скифы недоумевали, откуда амазонки явились, и, приняв их за молодых мужчин, вступили с ними в схватку. После битвы несколько трупов попало в руки скифов и таким образом те поняли, что это женщины. Тогда скифы решили на совете больше совсем не убивать женщин, а послать к ним приблизительно столько молодых людей, сколько было амазонок. Юношам нужно было разбить стан поблизости от амазонок и делать все, что будут делать те; если амазонки начнут их преследовать, то они не должны вступать в бой, а бежать. Когда же преследование кончится, то юноши должны опять приблизиться и вновь разбить стан. Скифы решили так, потому что желали иметь детей от амазонок.

Отправленные скифами юноши принялись выполнять эти приказания. Лишь только женщины заметили, что юноши пришли без всяких враждебных намерений, они оставили их в покое. Со дня на день оба стана все больше приближались один к другому. У юношей, как и у амазонок, не было ничего, кроме оружия и коней, и они вели одинаковый с ними образ жизни, занимаясь охотой и разбоем.

В полдень амазонки делали вот что: они расходились поодиночке или по двое, чтобы в стороне отправлять естественные потребности. Скифы, приметив это, начали поступать так же. И когда кто-нибудь из юношей заставал амазонку одну, женщина не прогоняла юношу, но позволяла вступить с ней в сношение. Разговаривать между собой, конечно, они не могли, так как не понимали друг друга. Движением руки амазонка указывала юноше, что он может на следующий день прийти на то же место и привести товарища, знаком объясняя, что их будет также двое и она явится с подругой. Юноша возвратился и рассказал об этом остальным. На следующий день этот юноша явился на то же место вместе с товарищем и застал там уже ожидающих его двух амазонок. Когда прочие юноши узнали об этом, они укротили и остальных амазонок.

После этого оба стана объединились и жили вместе, причем каждый получил в жены ту женщину, с которой он впервые сошелся.

Вот такой удивительный рассказ.

Сарматские женщины отличались от "слабого пола" соседних народностей не только воинственностью и властолюбием, но и страстью к хорошей одежде. Что только не включало в себя убранство знатной сарматки! И золотую диадему, и серьги, и ожерелья, и всевозможные украшения со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней – рубина, граната, сердолика, бирюзы.

В качестве примера можно привести сарматский костюм из погребения у села Ковалёвка под Николаевом: длинное платье с узкими рукавами из красной ткани типа репса, расшитое мелкими золотыми бляшками и бусинками из стекла, агата, халцедона. Подол украшен широкой полосой пышного орнамента золотого шитья. Поперёк груди – полоса золотых бляшек с эмалевой инкрустацией. Поверх платья – синий халат с широкими рукавами. Его борта, рукава, разрезы украшены широкими полосами из множества мельчайших золотых бляшек различных форм. Халат застёгивался двумя золотыми фибулами – с ажурным приемником и в форме жука-скарабея, изготовленного из полудрагоценных камней. Мелкими золотыми бляшками были расшиты туфли, множеством стеклянных бисеринок – манжеты шаровар. Костюм дополняли золотые браслеты и ожерелья с рубиновыми вставками, золотые серьги и диадема из полудрагоценных камней.

Ну и ну! Такой богатой и со вкусом подобранной одежды не было даже у гречанок! А у греков – не было столь удивительных женщин.

Менталитет

Так кто же они, сарматы, непосредственные участники формирования восточнославянских наций и восточнославянского менталитета?

По базису – как и скифы, "беспредельщики". Их постоянные набеги и требования платить чудовищную дань пагубно сказались на развитии земледельческих племён. Сарматские бесчинства сделали жизнь последних настолько невыносимой, что значительная их часть, к примеру, племена зарубинецкой культуры, ушли подальше на север, к Десне, так сказать, в Черниговскую область.

Римляне внешность сарматов описывали так: "Свирепое лицо, грубый голос, ни волосы, ни борода не пострижены". Интересное наблюдение о психологическом типе сарматов сообщает историк Арриан, один из прокураторов Римской империи, который часто с сарматами воевал, а потому знал их не понаслышке: " [ Их ] коней сначала трудно разогнать, ... зато они выдерживают какие угодно труды; и тогда можно видеть как резвый, рослый и ретивый конь выбивается из сил, а эта малорослая шелудивая лошадёнка сначала перегоняет того, а потом оставляет далеко позади".

Но ведь это сказано не о людях, о лошадях. Казалось бы, причём здесь сами сарматы?

Человек заводит себе собаку, схожую с ним по характеру. Добрый – добрую, злой – злую. Сарматы предпочитали схожих с ними "по характеру" лошадей. Отсюда и выходит, что они – "долго запрягали", но затем пёрли так, что не остановить. "Раскачка" – типичная сарматская черта.

Наибольшее сокровище сарматов – их женщины. Само слово "сарматы" в переводе означает "женоподвластные". Дамы воевали наравне с мужчинами и не очень-то стремились к извечной женской мечте – оседлости и стабильности. Потому и не оставили после себя ни обустроенных поселений, ни прочих свидетельств тихой семейной жизни. Не от них ли у восточных славян повелось: мужчина – голова, женщина – шея, куда повернёт, туда и будет? Не от сарматских ли амазонок к нашим перешли те черты, которые неведомы ни европейкам, ни азиаткам – независимый нрав, строптивость, непокорность, способность поставить на место и мужа, и пана, и султана? Не от сарматских ли модниц к нашим перешёл тонкий вкус в подборе одежды? Ведь европейские женщины, при всех их возможностях, одеваются всё же довольно просто. Об американках я вообще молчу. А ведь глядя на одежду, мы можем сделать безошибочный вывод о менталитете её владельца, не так ли?

Самобытные обычаи и традиции сарматов, как "хорошие", так и "плохие", несомненно оказали большое влияние на обычаи и традиции живших рядом с ними народов. В том числе и славян. Недаром шляхта Речи Посполитой любила подчеркнуть, что её корни – сарматские, польские аристократы желали, чтобы художники изображали их в стиле "а-ля сармат". В искусствоведении даже есть специальный термин – "сарматский портрет". Да и Богдан Хмельницкий "скромно" именовал себя сарматским князем.

Как считают лингвисты, от сарматов в украинском языке сохранилось много слов. Например: дбати, тримати, катувати, Дунай, Днепр, Днестр, Дон и другие. Специфическое украинское "Ґ", которого нет ни русском, ни в других славянских языках – сарматское.

Геродот называл сарматов «ящероголовыми». Ломоносов считал, что от них произошли славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками. Русским девушкам достались в наследство от сарматов кокошники.

Ящероголовые или ошибка?

Происхождение названия сарматов покрыто глубокой тайной. Считается, что первый раз о них упомянул Геродот в V веке до нашей эры, назвав племена кочевников к востоку от Танаиса савроматами, что в переводе с греческого означает ящероголовые.

Два века спустя на той же территории у античных географов появляются сарматы. Ошибка ли переписчика привела к изменению названия или имелись в виду два разных племени неизвестно. Но в силу тождества территории принято считать савроматов Геродота сарматами.

В I веке до нашей эры греческий географ Страбон упоминает после сарматов несколько племен, наиболее известными из которых были роксоланы. Их название переводится из иранских языков как белые аланы. Их то позднее и принял Ломоносов за предков русов.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…

На исторической арене сарматы появляются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако археологические свидетельства подтверждают их движение с южного Урала. В северном Причерноморье сарматы на протяжении четырех столетий – до II века нашей эры, занимали главенствующее положение, вытеснив оттуда других кочевников.

Сарматы, вероятно, не были никогда одним народом и представляли из себя группу разноэтничных, в первую очередь ираноязычных племен. Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы – такие названия даются римскими писателями разным кочевникам, живущим севернее Черного моря, время от времени тревожащим балканские владения римлян. К сожалению, римляне и греки, из произведений которых мы черпаем почти все известные данные о сарматах, не описывали их подробно. Более многочисленны археологические свидетельства, но и они не могут ответить на все вопросы.

Кокошники

В сарматских погребениях, и что важно, не только в них, археологи иногда находят черепа с удлиненной задней частью. Некоторые специалисты предполагают, что речь может идти об обычае искусственной деформации черепа, когда новорожденному ребенку перетягивают голову повязкой. На территориях северного Причерноморья, Кубани и Северного Кавказа такой обычай наблюдался с XXII по VII - VI века до нашей эры.

«Сарматский ритуал» постепенно исчез с территории России вместе с самими сарматами, но остался запечатленным в народном костюме, в частности, в кокошнике.

После наступает перерыв, и вновь удлиненные черепа начинают находить с III века до нашей эры. Это время совпадает с активностью сарматов в регионе, однако неясно, связаны ли эти факты между собой.

Соседи амазонок

Греческий историк Геродот писал, что сарматы произошли от браков скифов и амазонок. С тех пор амазонки, в описаниях народов живущих севернее Черного моря, часто соседствуют с сарматами. Этот факт приобретал в глазах античных писателей особый интерес, так как женщины у сарматов, по его же словам, имели больше прав – участвовали в общественной жизни, сакральных действиях и даже в сражениях. Вероятно, в действительности, матриархат у сарматов в то время проявлялся в счете родства по женской линии, а позднее и этот обычай был изменен.

Конные воины

Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Это обеспечили им два вида оружия – длинное тяжелое копье и длинный меч. До сарматов, конница степных кочевников в основном была легковооруженной – большие массы конных лучников обеспечивали превосходство над всеми армиями оседлых государств. Тяжеловооруженная конница, с короткими мечами – акинаками и щитами, была немногочисленна и в битвах ей отводилась роль последнего резерва.

Сарматы первыми среди кочевников начинают применять длинные, до 130 см, мечи. Позднее к мечу добавилось тяжелое копье – contus sarmaticus. Его длина составляла 3 и более метров и держать его приходилось уже двумя руками. Для щита при таком вооружении не оставалось рук, и единственной защитой сарматского всадника оставался чешуйчатый панцирь.

Пробивная мощь всадника с таким копьем была чрезвычайно велика. При первом ударе конник мог «нанизать» на копье несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч. Вероятнее всего, сарматы заимствовали этот тип кавалерии у парфян, а позднее такие всадники стали элитой византийской армии – катафрактариями.

Сарматские курганы и золото

На юге России – в Прикубанье, на Северном Кавказе и на Украине сарматы оставили много следов. Прежде всего, это курганы, высотой до 5 метров. Под курганами располагались погребения, часто очень богатые. Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших. Также в курганах можно было найти оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило.

Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей – хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Изготовить такие украшения римскому или греческому мастеру было сложно. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.

Сарматские памятники археологии исчезают в III – IV веках нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен – тех же аланов, продвигаются под натиском с востока и севера на юг, на Балканы. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько веков спустя.

Сарматизм

В XV – XVII веках, в эпоху, когда складывались современные нации, интерес к сочинениям древнегреческих и древнеримских писателей сильно вырос. В их произведениях политологи раннего Нового времени стали искать истоки своих государств и наций. И если для большинства западноевропейских стран общим государством-предком была Римская империя, а для немцев – победоносные древнегерманские племена, то в сарматах стали искать своих предков поляки.

В Польше это привело к созданию целой идеологии сарматизма - своего рода генетичского мифа. Шляхтичи считали себя потомками сарматов, грозы западного мира и культурных соседей дикого востока, а также были уверены, что гербы польской знати были скопированы с сарматских тамг (родовых знаков).

Это породило шляхетские вольности, республиканизм, восточная любовь к роскоши, заимствование культуры барокко и господство католицизма, переросшее в идею о мессианстве Речи Посполитой. С самим племенем сарматов идеология была связана только древним именем, однако она очень способствовала его распространению.

Сарматы - группа ираноязычных племен, кочевавших в степях современной Украины, России и Казахстана в античную эпоху. Этот народ появился в VI веке до н. э., а в IV веке н. э. практически исчез с исторической сцены после нашествия гуннов. Он делился на несколько групп: языгов, аланов и роксоланов.

Свидетельства о сарматах

Больше всего письменных сведений о сарматах сохранилось в четвертой книге «Истории», написанной древним греком Геродотом. В ней он описал страну Скифию, расположенную к северу от Черного моря, где у эллинов располагались самые далекие колонии, в том числе Ольвия. Геродот, объясняя, кто такие сарматы, использовал термин «савроматы». В «Истории» сказано, что они жили за Танаисом (то есть за Доном) на берегах Азовского моря.

Более поздние исследователи также пытались ответить на вопрос, кто такие сарматы и откуда пришли эти кочевники. Сегодня специалисты считают, что прародиной степняков был Южный Урал. Их экспансия началась во второй половине 2 тысячелетия до н. э. Ее причиной оказалось возникновение нового вида воинов - конных лучников. После освоения стрельбы кочевники стали жутким бедствием для своих соседей.

Беспокойный народ

Степняки регулярно воевали друг с другом. Причиной столкновений, как правило, становился голод или борьба за новые пастбища. Теория непрекращающейся войны объясняет кто такие сарматы. Народ, зародившийся в уральских степях, постепенно переместился на запад под напором агрессивных азиатских соседей. На новом месте кочевников ждал обильный и относительно свободный от конкурентов край.

Массы переселенцев повторяли подобный евразийский путь несколько тысячелетий. Кто такие сарматы? Кратко говоря, это еще одна волна подобной миграции. Судьба их была такой же, как и у их предшественников и преемников. Со временем кочевники растворились среди соседних оседлых народов и утратили собственную идентичноть. Именно поэтому сегодня сарматы - это еще одно давнее историческое явление, от которого до нашего времени сохранились лишь отрывочные сведения и требующие поиска артефакты.

Этнические особенности

Образ античных степняков во многих чертах известен нам благодаря этнографическим сведениям. Кто такие сарматы и кто их предки? Они произошли из когда-то единого индоевропейского народа. Постепенно из этой общности выделилась ираноязычная группа, а внутри нее образовалась северная скифская ветвь. К ней и принадлежали сарматы. Исходя из вышеописанного, можно объяснить какое место занимали сарматы на этнической карте Евразии. Их ближайшими родственниками были скифы. Другими индоевропейскими соседями кочевников являлись киммерийцы.

Сарматы никогда не составляли единую народность. Они были разделены на несколько племен. Их названия известны благодаря античным источникам, когда имена степняков вселяли трепет и ужас в мирных оседлых соседей. У сарматов не было письменности и поэтому у историков нет точных свидетельств, однако они уверены, что каждое племя имело собственный диалект.

Лингвистические исследования помогли в свое время определить и судьбу степного народа. Благодаря анализу разных языков удалось выяснить кто такие сарматы и кто их потомки. Речь идет о современных осетинах. Этот народ произошел от группы сарматов, которым удалось сохранить свою самобытность, переселившись на Кавказ. Их культура выжила и эволюционировала в то время, как другие родственные племена, оставшиеся в привычных степях, были либо покорены, либо растворились среди соседей. Последний удар по этой основной массе сарматов был нанесен в IV веке гуннами. Новые восточные полчища прибыли в Европу и не только стерли с лица земли прежних степняков, но и нанесли серьезный удар по Римской империи, которая в итоге развалилась.

Языги

Самыми западными сарматскими племенами были языги. Они жили в низовьях Днепра, куда им пришлось переселиться из восточного Причерноморья после появления там роксоланов. Другими соседями языгов являлись различные племена гетов, в том числе днестровские тирагеты. Также они граничили с латенской культурой бастарнов. Некоторая часть языгов в ходе своего переселения добралась до дельты Дуная. Там сарматы вступили в союз с Понтом, которым тогда правил легендарный Митридат Евпатр, и начали воевать против Рима. В ответ на это легионы в 78-76 гг. до н. э. устроили серию карательных походов в земли к северу от Дуная, где жили кочевники.

В первой половине I века до н. э. своего расцвета достигло Дакийское царство, расположенное в современной Румынии. Именно оно вместе с римлянами сдерживало дальнейшую экспансию языгов. Имея столько настроенных против себя соседей, сарматы наконец, остановили свое движение в западном направлении.

Роксоланы

Как уже отмечалось выше, роксоланы наступали на пятки языгам, тем самым заставив их перебраться на запад. Это было еще одно сарматское племя, которое жило к северу от Танаиса (Дона). Вступив в союз с крымскими скифами, оно подчинило себе все Северное Причерноморье. Правителем роксоланов был один из немногих доподлинно известных царей сарматов Гатал. Он стал знаменит тем, что начал покорение крымских скифов, с которыми сарматы до того сохраняли союзнические отношения. Выбирая новых врагов, Гатал поддержал греческих жителей Херсона. Этот порт сильно страдал от скифов и искал у сарматов защиты. Имя Гатала упомянуто в греческом документе 179 года до н. э., в котором он согласился быть гарантом договоренности между Понтом и Херсоном.

Современной науке известно имя еще одного царя роксоланов. Вождь Тазий (Тасий) правил около 110 года до н. э., когда сарматы поменяли свою политику, заключив союз со скифами против Боспорского царства. Армия под командованием полководца Дифанта разбила кочевников. Об этой войне в своих трудах сообщал знаменитый историк Страбон.

В середине I века до н. э. началось переселение роксоланов, облегченное упадком бастарнов. Они перекочевали в степи к западу от Днепра, в очередной раз вытеснив родственных языгов с их земель. В свою очередь, роксолонам пришлось отступать под натиском аорсов и аланов. В результате эти сарматы осели в степях между дельтой Дуная и Днепром. Некоторые отряды даже добрались до Карпатских гор. Часть роксоланов повернула на юг, остановившись в Валахии. Здесь непреодолимым рубежом для кочевников стали границы Римской империи. Под напором этой группы сарматов с привычных мест снялись даки. В римских хрониках упоминается случай, когда в 62 году многотысячное войско северных соседей вторглось в имперскую провинцию Мезию. Эти даки, вытесненные роксоланами, в итоге получили разрешение на поселение в пределах римских владений. Сарматы же, не имея возможности захватить римские провинции, тем не менее постоянно тревожили их своими разрушительными набегами.

Экономика и образ жизни

О том, кто такие сарматы, удобно судить, взглянув на их хозяйство. Этот народ жил в степях, а значит, вел Основой сарматской экономики было разведение скота. Сельское хозяйство также присутствовало, но в гораздо меньших масштабах и в основном в окрестностях крупных рек.

Киммерийцы, скифы, сарматы - все эти народы своим образом жизни походили друг на друга. Вместо домов у них были шатры и повозки. Питание состояло из мяса и молока, которое давали большие стада. Популярным блюдом была конина. Маршруты сезонных миграций - еще один штрих, который наглядно показывает, кто такие сарматы. История степей Украины, России и Казахстана связана с этим народом многими археологическими памятниками. Летом сарматы жили на равнинах, а зимой перебирались на побережье Азовского моря. Их типичной одеждой были сапоги из мягкой кожи, длинные штаны и войлочные шапки.

Военные традиции

Как и любые другие кочевники, сарматы не представляли жизнь без лошадей. Эти животные не только помогали в хозяйстве, но и были нужны на войне. Мужчины учили мальчиков ездить верхов с самого раннего возраста. Из всех них растили искусных и выносливых воинов. Этот факт подтверждается тем, что во многих детских могилах археологи находили оружие. Воинские обычаи у степняков не менялись веками.

Кто такие сарматы в качестве солдат? Их арсенал состоял из изогнутого короткого лука, полного стрел колчана, железного меча, известного как акинак. Реже использовались пики, копья и Также есть свидетельства античных историков о популярности у кочевников пращей и лассо. Броня включала в себя латы и шлемы из бычьей и плетеных щитов.

Киммерийцы, скифы, сарматы и другие античные степные народы использовали в бою примерно одну и ту же тактику. Атака представляла собой нападение большой группы всадников, на всем скаку обстреливавших противника из лука. Особенно искусными воинами были роксоланы. Мечи сарматов отличались гигантскими размерами. Их можно было держать только в двух руках.

Общество

Античные историки и географы, пытавшиеся объяснить, кто такие сарматы, отмечали, что у этого народа не было института рабства. Все люди у них обладали личной свободой. Вождями у степняков избирались самые прославленные воины. Из-за отрывочности источников современной науке известны имена лишь нескольких подобных царей.

Социальная лестница сарматского народа, наверху которой находились правители, не всегда была одинаковой. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами курганы. Могилы - лучший о том, кто такие сарматы и где они жили. Ранние курганы сарматов были бедными и однородными. Однако уже в конце V века до н. э. появились богатые могилы, в которых вместе с человеком хоронили золото и другую роскошь. Такие находки специалистов свидетельствуют о постепенном социальном расслоении сарматов. Могильники племенной аристократии заметно отличаются от обычных, а это значит, что даже у суровых кочевников со временем появились свои элиты.

Женщины и религия

Особенно любопытны сведения, которые греческие писатели оставили о сарматских женщинах. Так, Геродот сравнивал их с амазонками. Женщины-кочевницы охотились верхом и даже принимали участие в войнах наравне с мужчинами. Помимо этого, известно, что важную роль в сарматском обществе играла прослойка жриц. Степняки были язычниками, они поклонялись огню и солнцу. В начале нашей эры среди них распространился новый зороастрийский культ.

Сарматы верили в загробную жизнь, в связи с чем у них было множество разрозненных погребальных обрядов. Некоторые сформировались под влиянием анимизма и поклонения животным. Все эти знания современных ученых о степняках продолжают дополняться и совершенствоваться по мере появления новых археологических находок. Вопрос о том, кто такие сарматы и чем они занимались, далеко не закрыт. Специалисты и сегодня продолжают выяснять любопытные детали об античных жителях степей Казахстана, России и Украины.

Аланы

Вершина могущества сарматского народа аланов относится к так называемому позднесарматскому периоду в I-IV вв. В начале нашей эры они прибыли из восточных степей в Приазовье и Предкавказье. В 73-74 гг. аланы неудачно попытались завоевать Парфию и вторглись в нее, пройдя огромный путь вдоль восточного Каспийского моря. В 123 году кочевники напали уже на римские владения. Их вторжение затронуло северо-восточные азиатские провинции империи. На этот раз сарматов разбил военачальник Флавий Арриан. В 133 году набег повторился. Аланы вторглись на территорию современной Армении и Азербайджана.

Появление новых сарматов в восточноевропейских степях было вызвано очередной волной переселения множества этносов. Иранские народы отступали из азиатских степей, оказавшись на пути грозных гуннов. В IV веке из-за них произошло Великое переселение народов, которое затронуло не только аланов, но и другие многочисленные племена, в том числе и германской группы.

После наступления гуннов большая часть аланов растворилась среди них и других тюрок (хазар, волжских болгар, утигуров). Некоторые группы этих последних сарматов переселились на Кавказ. Их современные потомки - осетины, чей язык остался последним языком хоть как-то связанным с прежде широко распространенной сарматской группой.

Некоторые аланы заселили труднодоступные области Центрального Кавказа, где прежде обосновались представители кобанской железного века. В VI столетии они пережили нашествие алтайских тюрок и авар. Приблизительно с 650 года аланы находились в от По их имени была названа обширная область между Дагестаном и Кубанью. Аланские князья вступали в браки с царствовавшей династией Грузии. Сарматские государства на Кавказе существовали еще несколько столетий. История аланов закончилась после татаро-монгольского нашествия в XIII веке. С тех пор их имя не встречалось в средневековых хрониках.

Сарматами называли близкородственные племена кочевников, проживающих в предгорье Северного Кавказа. Как указывает археолог Марк Щукин в работе «На рубеже эр», эти племена были ираноязычными. В общем массе они образовали целый народ со своими уникальными традициями и культурными особенностями.

Из глубин веков

Отследить всю «генеалогию» сарматов довольно сложно. Корни этого народа уходят в глубь веков. По предположениям того же Щукина и ряда других ученых, сарматские племена сформировались из раннеплеменных образований, разбросанных по громадной территории от Дуная до Азовского моря.

Одно из первых упоминаний сарматов встречается у Геродота Галикарнасского. В своей «Истории» он повествует о том, что перейдя реку Танаис (так древние греки именовали Дон), можно попасть в землю сарматов. Те живут рядом со скифами.

С культурой этого таинственного племени связана масса крайне любопытных фактов. Так, легенды о воинственных амазонках проистекают от обычая сарматских женщин отрезать себе правую грудь, чтобы было легче управляться с луком. Сарматские девы были сильны, хорошо тренированны и воевали наравне с мужчинами.

Следы сарматов

О воинственных и гордых сарматах писали многие древние историки. Однако прошло 2 тысячи лет - и следы этого народа испарились. Вещественными доказательствами того, что сарматы жили когда-то в предгорье Кавказа, являются 5-7-метровые курганы и множественные археологические находки на местах древних стоянок этих племен.

Курганы сарматов привлекают самое большое внимание. Искатели сокровищ постоянно пытаются обследовать эти памятники древности. На бывших землях сарматов археологи находят мечи, шлемы, монеты и другие вещественные доказательства существования этого народа.

Следы контакта сарматов со славянскими и кавказскими народами можно обнаружить в их языках. Так, названия Дона и Днепра происходят от сарматского «dānu», что буквально означает воду. Название реки на юге Урала - Ашкадар - тоже имеет сарматское происхождение и переводится как «белая река».

Сарматы - славяне?

Сейчас в научном сообществе нет единого мнения о том, куда пропали сарматы. Интересно, что польские шляхтичи считали себя их потомками, чем безмерно гордились. В XVII-XIX веках в Польше даже модно было заказывать портреты в сюртуках, напоминающих турецкие («сарматские») одеяния.

На самом деле, никаких доказательств этой теории нет. Впервые она была описана еще в XIII веке в Баварской хронике. Через 200 лет о ней вспомнил историк Ян Длугош. В XVI веке ее намеренно популяризировали польские гуманисты, чтобы поднять престиж своего народа.

Впоследствии «сарматская теория» стала базой, на которой вырос польский национализм и пренебрежение шляхты к простому народу, якобы произошедшему от славян.

В России скифо-сарматскую теорию происхождения русского, польского и некоторых других славянских народов поддерживали в свое время Василий Татищев и Михаил Ломоносов . Последний в «Древней Российской истории» указывает, что русские происходят от сарматов.

Сейчас эта теория историками всерьез не воспринимается. Более правдоподобным выступает предположение Татищева, что сарматы могли ассимилироваться со славянами. Отсюда - и следы иранских корней в русском, польском и других славянских языках.

Современные аланы

Согласно еще одной теории, прямыми потомками одной из ветвей сарматов - алан - являются осетины. В 2007-ом на съезде осетинского народа даже обсуждался вопрос переименования осетин в алан. Эту идеи поддержало более 80% населения Южной Осетии. Язык этого народа, как и сарматский, принадлежит к иранской группе.

Впервые гипотезу аланского происхождения осетин выдвинул польский археолог Ян Потоцкий (XVIII век). Позднее ее поддержали востоковед немецкого происхождения Юлиус Клапрот и русский ученый Всеволод Миллер . Последний был абсолютно уверен в том, что осетины происходят от алан, которые в древности назывались сарматами.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама