THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Мечты сбываются. Теперь я это знаю точно. Когда-то в детстве на меня произвел неизгладимое впечатление репортаж одного из журналистов известного автомобильного издания, освещавшего легендарный ралли-рейд «Париж — Дакар» с места событий. Под конец гонки автору тех строк выпала честь проехать торжественный финиш по берегу Розового озера на крыше непобедимого «боевого» КАМАЗа. Спустя около 15 лет мне трудно поверить в то, что произошло. Я в штурманском кресле КАМАЗа технического сопровождения, в руках стенограмма, впереди 6000 км через пустыню Сахара...

Попасть в ряды ралли-рейдовой команды простому смертному, конечно, почти невозможно — ты должен либо сам быть профессиональным пилотом или штурманом, либо иметь солидное состояние, чтобы выступить спонсором какой-либо из команд или создать свою, в которой и пробовать собственные силы. Как ни странно, второй способ — один из наиболее распространенных в мире ралли-рейдов: пилоты незаводских команд чаще всего являются успешными бизнесменами, выступающими на собственные средства. Еще можно стать спортивным механиком или дослужиться до соответствующей должности в администрации соревнования, какой-либо из команд или официальных спонсоров.

К категории участников, которые имеют право не просто смотреть на соревнование «из-за забора», а находиться, что называется, внутри гонки, получать информацию из гущи событий, конечно, относятся и журналисты — именно они переносят на экран телевизора, компьютера или страницы печатного СМИ не только информацию о ходе соревнования, но и эмоции участников гонки.

Обычно по гонке журналисты перемещаются на внедорожных пресс-карах, предоставляемых организаторами, но бывает и так, что пресса путешествует непосредственно вместе с той или иной гоночной командой, становясь ее частью. Сразу оговорюсь, что с точки зрения журналистской работы это имеет определенные минусы, главный из которых — жизнь на гонке по командному расписанию, которое часто не совпадает с твоими профессиональными задачами.


Если честно, где и с кем я окажусь, меня не особенно волновало: сам факт пересечения пустыни Сахара по маршруту легендарного ралли-рейда «Париж — Дакар» уже был каким-то фантастическим и не до конца осознанным событием в моей жизни.

«Ты едешь с КАМАЗом, твоя машина номер 528», — обыденно прозвучало из уст одного из администраторов. Мои переживания удвоились: с КАМАЗом — то есть с самой легендарной и титулованной командой по ралли-рейдам, то есть с чемпионами, с теми, кто на протяжении двух десятков лет борется за честь России и почти никогда не проигрывает. И я еду с ними... «Да, конечно, как скажете», — скрывая восторг, еще более обыденно ответил я, как будто езда с чемпионами планеты входит в мое еженедельное профессиональное расписание.

Напомню, что «КАМАЗ-мастер» — команда заводская. А это означает профессиональную техническую, материальную и кадровую поддержку со стороны завода-производителя, который вместе со спонсорами тратит на все это безумные деньги. Спрос соответствующий — руководители команды не рассматривают никаких других результатов, кроме победы, иначе почти исчезает смысл всей этой затеи — как спортивной, так и финансово-маркетинговой.

Обеспечение у «КАМАЗ-мастер» соответствующее амбициозным целям: на Africa Eco Race 2017 было заявлено два «боевых» экипажа, три грузовика поддержки («боевые» технички), прицеп с запчастями, четыре джипа сопровождения и около тридцати человек в команде. Позволить себе такой состав участников мало кто может. На каждом бивуаке (лагере гонки) КАМАЗы поддержки, выстроившись буквой П, в прямом смысле слова трансформируются в мобильную мастерскую, вместе с жилым шатром напоминающую маленькую крепость.



«Пятьсот двадцать восьмой» техничкой оказался кемпер или, как его называют сами камазовцы, гостиница — КАМАЗ со сдвоенной кабиной, который везет на себе жилой модуль с кухней и душем.


Пользоваться этим модулем разрешено только двум «боевым» экипажам. Вся остальная команда ночует рядом в раскладном шатре, в спальниках, а моется в общественной душевой, наскоро сбитой из фанеры местными волонтерами прямо посреди пустыни. Условия жизни на африканском ралли-рейде, за исключением организации питания, максимально спартанские.

Несмотря на свою бытовую сущность, кемпер КАМАЗ 635050 построен на агрегатах «боевых» машин, правда, предыдущих поколений: рядный шестицилиндровый турбодизель Cummins объемом 15 литров (мощность 720 л. с., чудовищный крутящий момент — 2750 Нм), 16-ступенчатая «механика», максимальная скорость — до 170 км/ч, снаряженная масса — 15,5 тонн, два бака по 400 литров, реальный средний расход — около 65 л/100 км.

Не без труда забравшись в кабину «боевой» технички, внутри обнаруживаешь, наверное, самую странную смесь автомобильных интерьеров: убранство КАМАЗов конца 70-х годов, гоночный антураж ралли-рейдовых болидов с мощнейшим каркасом и профессиональными ковшами-креслами с четырехточечными ремнями, а главное — огромный четырехсекционный багажный отсек с холодильником посреди салона. У пилота перед глазами из изменений только специальный спидометр и несколько приборов для показания уровней топлива и воды в баках. У штурмана — три навигационных прибора и стенограмма в руках. Два задних кресла — для механиков или пассажиров вроде меня.

Несмотря на аскетичность ретроспортивного интерьера, в удобнейшие гоночные ковши проваливаешься, как в люльку: зафиксированы они в таком положении, что в них удобно и сидеть, и даже спать, что для 500-700-километровых перегонов после ночных дежурств немаловажно. Ну а главное — моими напарниками стали опытнейшие участники команды «КАМАЗ-мастер», стоявшие у ее истоков еще во времена легендарного основателя Семена Якубова. В роли пилота — титулованный Фоат Камилович Бигашев, штурмана — Иван Ильич Евстигнеев, которые за две недели гонки рассказали мне столько историй, что хватило бы для написания целой повести из жизни команды.

Фоат Бигашев — участник, призер и победитель в составе команды «КАМАЗ-мастер» этапов чемпионата России, розыгрыша Кубка мира, ралли-рейдов «Дакар» и «Шелковый путь», механик экипажа Фирдауса Кабирова, а ныне пилот «боевой» технички.

Понятие «боевая техничка» появилось неспроста — грузовики техподдержки раньше шли по гоночному маршруту на зачетное время вслед за основными экипажами. Пилот «КАМАЗ-мастер» Дмитрий Сотников однажды даже умудрился выиграть на техничке ралли-рейд «Шелковый путь». Однако сейчас грузовики поддержки идут параллельным «гражданским» маршрутом, имея право выезжать на внедорожную «трассу» для помощи только в отведенных точках. На Africa Eco Race 2017 такая была всего одна, на самом сложном отрезке пустыни.

«Ты стенограмму читать умеешь? — совершенно неожиданно задал мне вопрос Фоат Камилович. — Иван Ильич после ночного дежурства, надо бы ему отдохнуть. Сможешь подменить на этап?» Не то чтобы я делал это каждый день, но несколько раз мне приходилось участвовать в любительских ралли, где ориентирование как раз и было основной задачей, поэтому со стенограммой, или, иначе, легендой трассы, у меня проблем не возникло.

Вопрос в другом: «боевые» технички, хотя и идут вне зачета, должны двигаться со строгим соблюдением времени, скорости и маршрута. За первым следит руководство команды: заблудившаяся или не выдерживающая время техничка — это не вовремя обслуженный «боевой» экипаж. Остальное контролируют организаторы гонки через GPS-датчики: ушедший с трассы и не соблюдающий скоростные зоны грузовик поддержки — это штраф всей команде. Именно поэтому у штурмана технички задача не столько сложная, сколько очень ответственная: ошибка заставит понервничать пилота и ожидающую в бивуаке команду.

Но, черт побери, такой шанс бывает раз в жизни! Сесть в штурманское кресло «боевой» технички «КАМАЗ-мастер» на трансконтинентальном ралли-марафоне по маршруту легендарного «Париж — Дакар» — для автожурналиста выше только звезды! «Конечно, Фоат Камилович, умею. Только не все иностранные обозначения знаю», — с волнением и предвкушением одновременно ответил я.

Никогда еще я не застегивал четырехточечные ремни с таким удовольствием. Итак, четвертый этап Africa Eco Race 2017: предстояло преодолеть чуть более 400 км из города Асса в Ремз-эль-Кебир по марокканской пустыне. Несмотря на то, что это тоже часть Сахары, выглядят местные ландшафты не совсем так, как ты их себе представляешь. Марокканская Сахара — это отличная локация для съемок фильмов о Марсе. Красный грунт, камни, невысокие горы и плато чередуются с желтыми песчаными низинами — редкими оазисами подобия цивилизации и очень бедной провинциальной жизнью.

Перед глазами штурмана целая россыпь приборов, показания которых непосвященному человеку мало что скажут. Главный из них — курсовой навигатор ERTF, который совмещает в себе функции указателя направления и GPS-трекера. Вся информация о маршруте ралли-рейда заливается в него перед гонкой, и каждый день экипажу выдается новый код, который активирует маршрут конкретного этапа.

Крупные цифры сверху от стрелки направления — курс: справа (синие цифры) — необходимый, слева (черные цифры) — текущий. Чтобы приехать точно к цели, они в итоге должны совпасть либо быть хотя бы близки один к другому. В левом нижнем углу — показатель скорости. За ним тоже нужно внимательно следить, поскольку нарушение техничкой скоростного режима на этапах наказывается (ограничение скорости прописывается красным вверху экрана и меняется между чек-поинтами). Каждый этап состоит из множества отрезков, расстояние до конца/начала которых отображается в правом нижнем углу: общий пробег — снизу, расстояние до следующей контрольной точки — сверху.

По большому счету, именно с цифрами пробега штурман и работает, сопоставляя их с ориентирами и направлениями, обозначенными в бумажной легенде. Для удобства (а если нет прибора ERTF, то и по необходимости) штурман пользуется еще и дополнительным прибором, так называемым «Трипом» — это тот же считчик километража, с той разницей, что обнулять расстояния между чек-поинтами нужно вручную.


Особых сложностей в том, чтобы вести «боевую» техничку КАМАЗ по африканскому маршруту, нет. Дорог в пустыне, мягко говоря, немного: два города соединяет, по сути, одна трасса, которая, если нет гор, просматривается до горизонта, так что уйти с курса нереально. Кроме того, на 400-800-километровых однообразных перегонах расстояния между чек-поинтами порой достигают 100-150 км, так что штурману приходится бороться еще и с накатывающим сном.

Основная работа начинается при проезде населенных пунктов, где контрольные точки находятся порой в ста метрах друг от друга. Промах мимо нужной — и сбиваются абсолютно все засечки расстояний, не говоря о том, что выезд обратно на нужное направление приходится искать уже по интуиции. Кроме того, маневрировать на огромном КАМАЗе в черте африканского города непросто, а о том, чтобы развернуться, и говорить не приходится. В общем, концентрация и внимательность — на максимальном уровне.


Самое сложное — вести КАМАЗ через большие города с огромным количеством перекрестков и раздваивающихся дорог, особенно когда ориентиры в легенде указаны не совсем точно, а засечка расстояний по GPS отстает от реальных чек-поинтов метров на пятьдесят по точности. В пустыне такие погрешности значения не имеет, а вот в городе можно вместо одного съезда уехать на другой. В общем, каждый заезд в город для штурмана-новичка — стресс.


К собственному облегчению, вашему покорному слуге с первого раза удалось проехать весь четвертый этап Africa Eco Race 2017, сделав лишь одну незначительную помарку, как раз при проезде очередного марокканского поселения. Услышать в итоге «Молодец!» от пилота Фоата Камиловича было, признаюсь, приятно.

Комфорт в кабине КАМАЗа обеспечивается исключительно за счет гоночных ковшей. «Боевая» подвеска у грузовика очень жесткая: проезды колдобин отдаются жесткими ударами и сильнейшей тряской. Что творится в кабине «боевого» экипажа, даже представить трудно. Шумоизоляции в машине нет, зато есть навесной кондиционер, который в Африке, на удивление, так ни разу и не пригодился: сильные ветра в зимнее время достаточно остужают кабину при открытой форточке.

«Поведешь снова?» — уже зная мой ответ, улыбнулся Фоат Камилович. «Не вопрос!» — ответил я не без удовлетворения. Значит, в прошлый раз задачу выполнил хорошо, раз пригласили снова.

На этот раз начиналась уже полноценная Сахара, занесенная песками, кажется, всех возможных цветов, с верблюдами и, увы, полнейшей нищетой и антисанитарией всех мест, где каким-то образом обитали люди. Жизнью уведенное порой назвать было сложно.


Еще одна трудность для штурмана-новичка — идти не по дорогам, а по курсу. Это когда необходимо съезжать с дороги и вести КАМАЗ прямо через пустыню, как правило, по направлению к бивуаку. Ориентиров почти нет, пилот сосредоточен на том, чтобы не застрять в песках, а значит, постоянно маневрирует на местности. Так что для штурмана главное — вовремя увидеть на горизонте точку прибытия, второе — помогать пилоту объезжать препятствия, не теряя при этом направления.

Справившись с поставленной задачей и во второй раз, я был посвящен в штурманы до конца гонки, меняясь с Иваном Ильичом. В общей сложности мы пересекли две границы, проехали столицу Мавритании — Нуакшот — и пересекли западную часть пустыни Сахара.

Каков итог?


Из двенадцати этапов я исполнял обязанности штурмана без малого на пяти. Ну а финалом одного из самых впечатляющих событий в моей жизни стала возможность вывести «боевую» техничку «КАМАЗ-мастер» на берег Розового озера Дакара. Это, конечно, не въезд на подиум на крыше «боевого» КАМАЗа, но по впечатлениям мало с чем может сравниться... Так что никогда не переставайте мечтать!

Благодаря победам грузовых автомобилей КамАЗ на "Дакар" они стали узнаваемы во многих странах мира. В данной статье поговорим о технических характеристиках спортивных КамАЗов для ралли "Дакар".

Какие машины участвуют в Дакар?

Специально для ралли-рейда "Дакар" грузовые машины проходят жестокую модернизацию, чтобы выстоять в тяжелых гонках по пустыне. Автомобиль должен быть крепким, чтобы не развалиться от очередного прыжка с трамплина и выносливым, чтобы проходить в день по 500-700 километров по знойным пескам "Дакара". Весь ремонт происходит собственными силами, из-за этого экипаж боевой машины включает помимо водителя и штурмана еще механика.

Разберем техническое устройство КамАЗ «4911-EXTREME» , который является прообразом гоночного автомобиля для "Дакар". В качестве двигателя используется агрегат Ярославского Моторного Завода, который оснащен двумя турбокомпрессорами и системой охлаждения поддаваемого воздуха. Максимальная мощность составляет 730 л.с. и "нереальные" 2700 "ньютонов" крутящего момента.

Те, кто думает, что такие технические параметры двигателя нужны для максимальной скорости - ошибается. Ведь в ралли-рейдах "Дакар" максимальная скорость автомобилей-участников имеет малое значение, а на некоторых участках вовсе ограничена 150 км/ч. Самое главное - крутящий момент, который необходим для преодоления зыбучих песков и чтобы машина не застряла в них.

Еще одной интересной особенность КамАЗ «4911-EXTREME», является то, что к раме жестко крепится кузов, а к кузову жестко крепятся кресла. Комфорта от такого решения мало, но эта особенность помогает чувствовать пилоту все нюансы поведения гоночного автомобиля и соответственно оперативно реагировать на любые изменения. Кроме этого, гоночные машины отличаются наличием дополнительных фар освещения, спортивными креслами, наличием лебедки с электроприводом.

В настоящее время команда "КамАЗ-Мастер" использует прототип КАМАЗ 4326 (4х4), который участвует ралли-рейдах "Дакар" по сегодняшний день.

Поводом для создания КАМАЗ 4326 послужили очередные изменения требований со стороны FIA, которые позволяли сделать спортивный автомобиль на базе серийных узлов и агрегатов. Он имеет восьмицилиндровый двигатель мощностью 830 л.с. Двигатель перенесен на 400 мм, а кабина – на 200 мм в сторону задней оси. Это позволило улучшить «развесовку» грузовика.

За счет уменьшения переднего свеса улучшилась геометрическая проходимость . Ход автомобиля стал боле плавным за счет модернизации подвески, в частности применения новых амортизаторов. Вес грузовика удалось снизить, хотя до разрешенного минимального предела в 8,5 тонн дойти не получилось.

Кроме основного гоночного КамАЗа, есть "техничка", целью которой является оказание помощи основной машине. В её кузове есть различные запчасти и запасные комплекты шин. Именно «технички» и механики проделывают невидимый фронт роботы, благодаря которому команда "КамАЗ-Мастер" одерживает победу из года в год.

Корпорация «Проект-техника» предоставила мобильную ремонтную мастерскую команде «КАМАЗ-Мастер» для участия в двух масштабных гонках – «Дакар» и «Африка Эко Рейс».

«В этом году впервые команда участвует параллельно в двух масштабных гонках – «Дакар» и «Африка Эко Рейс», и естественным образом встал вопрос о необходимости дополнительной мобильной мастерской. Команда «КАМАЗ-мастер» в спортивном сообществе славится своей способностью оборудовать бивуачный ремонтный и бытовой процесс. У нас принято очень тщательно подбирать поставщиков в любой ситуации, предъявляя такие же высокие требования, как при подборе производителей комплектующих для спортивных автомобилей. Мобильную мастерскую нам предоставляет Корпорация «Проект-техника». Мы считаем, что это производитель, продукция которого максимально отвечает экстремальным требованиям ралли-марафонов», - сказал руководитель группы, выезжающей на ралли «Африка Эко Рейс», заслуженный тренер России Василий Квачев.

Мнение руководства о сотрудничестве с командой выразил Генеральный директор Корпорации «Проект-техника» Шавасп Вачикович Калашян: «Спонсорская поддержка российского экипажа и ралли «Африка Эко Рейс» является важной частью сотрудничества «КАМАЗ-мастер» и Корпорации «Проект-техника» – ведущей компании страны по производству мобильной техники для всех силовых структур Российской Федерации, одной из крупнейших в России машиностроительных корпораций. Мы знаем, что команда «КАМАЗ-мастер» сотрудничает только с надежными партнерами, уделяющими контролю качества продукции пристальное внимание. Именно поэтому, для технической поддержки спортивной техники, а также для оказания помощи водителям в устранении повреждений и отказов в движении, команда остановила свой выбор на мастерской Корпорации, унифицированном ремонтно-диагностическом подвижном комплексе, обеспечивающем выполнение слесарных работ, устранение повреждений и отказов неработоспособных деталей и узлов, перевозку запасных частей и материалов. Безусловно, такое сотрудничество – это признание качества нашей продукции на самом высоком спортивном уровне, где невозможны компромиссы и значение имеют лишь подлинные характеристики: надежность, мобильность, универсальность».

На протяжении многих лет Корпорация «Проект-техника» использует новейшие мировые инновации и технологии, в конструировании и производстве внедряет современные методы и средства, специальные программные комплексы и технологии обработки информации. Предприятия в составе Корпорации имеют лицензии на разработку и производство вооружения и военной техники, лицензию на осуществление космической деятельности, свидетельство о государственной аккредитации научных организаций, патенты Российской Федерации. Система качества предприятий сертифицирована на соответствие требованиям международных и российских стандартов качества, а также российской системы разработки и постановки на производство военной техники.

Каждая разработка Корпорации «Проект-техника» – это принципиально новые возможности и решения. И вместе с тем, все разработки всегда отвечают предъявляемым к такому роду техники главным требованиям: надежность, качество, мощь, маневренность. Это делает продукцию, поставляемую Корпорацией, востребованной на мировом рынке, позволяет предприятию быть надежным стратегическим партнером всех силовых структур государства.

Мы уверены, что мастерская Корпорации «Проект-техника» будет способствовать уверенному движению команды «КАМАЗ-мастер» по трассам ралли-марафонов.

Такого финала "Шелковый путь" еще никогда не видел. Судьбу первого места решила всего одна минута. Понервничать болельщиков, организаторов и самих участников гонки заставили два молодых камазовца - Антон Шибалов и Дмитрий Сотников. Установка Антона Шибалова - показать результат, задача Дмитрия Сотникова - страховать его в пути. Но на финише все получилось не так как задумывалось. Первое место среди грузовиков стало сенсацией всей гонки. Его занял Дмитрий Сотников - пилот быстрой технички.

Финишную черту последнего спецучастка Антон Шибалов пересек самым первым. Он преодолел ее в рекордно короткое время. Но по иронии высшая ступень пьедестала досталась другому. Антон отставал от лидера гонки, своего товарища по команде Дмитрия Сотникова на три минуты. Отыграть удалось лишь две. Почти сразу за ним на финише появился грузовик чемпиона.

Дмитрий Сотников, победитель ралли-марафона "Шелковый путь 2013" "Пока не совсем понимаю, осознаю. Потому что очень такое волнительное состояние было перед стартом. Было очень не просто. Последний день был такой очень рабочий. Сейчас чувство такое, расслабился, все наконец-то закончилось. Почти три тысячи километров тяжелой, жесткой работы".

Теперь КАМАЗ-Мастер прогремел на весь мир не только как мощная боевая машина, но и как сверхбыстрая техничка. Дмитрий Сотников на гонке лишь страховал товарищей по команде, приходя на помощь при поломках. Как никогда эту роль выполнял Ильгизар Мардеев. Однако с тех пор техничка стала маневреннее, шустрее и легче.

Владимир Чагин, директор команды "КАМАЗ-Мастер" "Мы пересмотрели количество запасных частей нашей быстрой технички. Сейчас их стало гораздо меньше, чем когда эту роль выполнял Ильгизар Мардеев. Неожиданностью стало для всех, не только для меня. Очень рад, что Дмитрий, именно его экипаж доехали до финиша".

Хотя еще недавно неоспоримым лидером гонки считался Айрат Мардеев. Но в итоге он приехал четвертым. Из-за пропуска контрольной точки Айрат был оштрафован на два часа. Ее не заметил опытный штурман Айдар Беляев. Как он позже признался - это его первая ошибка на гонках. Но исходом всего "Шелкового пути" остались довольны все пилоты.

Пересечение финишной черты этим грузовиком - еще одна победа. КАМАЗ Эдуарда Николаева благополучно добрался до финала. От призовых мест он оказался очень далек. Но главную задачу выполнил - испытал новый КАМАЗ с электронным двигателем.

Эдуард Николаев, пилот команды "КАМАЗ-Мастер" "Мотор выдержал все эти перегрузки. Т.е. только в первые дни он немного покапризничал. Но в оставшуюся часть он отработал на часы. Мы просто очень довольны, лучшей тренировки перед Дакаром не придумать. Даже на какие-то проценты она гораздо сложнее, чем Дакар. Потому что такого бездорожья на Дакаре мы уже несколько лет не видели".

Этот "Шелковый путь" запомнится всем как самый сложный и изнурительный. Главный соперник наших пилотов по "Дакару" Жерар де Рой его пропустил. Но на финиш все же приехал. Так сказать - себя показать и на успехи камазовцев поглядеть.

Наталья Подкина, корреспондент "Репетиция Дакара закончилась победой наших пилотов. Сейчас гонщики держат путь домой. Здесь их ждет разбор полетов и работа над ошибками. Сейчас в команде будет проведен глубокий анализ этой гонки. И, уже исходя из этого, будет формироваться состав команды на участие в Дакаре 2014 года".



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама