THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Значимой приметой в Чистый четверг считается четверговая соль.

Четверговая соль приготовление и применение

Готовят ее из простой соли или освящая в церкви, или ложа на всю ночь возле образа Иисуса Христа и горящей лампады.

После эту соль не едят, как обычную, а ссыпают в мешочек и хранят для особо важных случаев. Также ее используют, как оберег. Для этого соль насыпают в маленький мешочек и носят на шее. Соль тоже обладает свойством удерживать информацию. Чаще ее используют для наведения порчи, для вызывания различных ссор.

Четверговая соль делает только добро. Если в доме намечается скандал, ее можно (буквально щепотку) бросить в воду и вымыть этой водой полы. Очень хорошо солить этой солью пасхальные яйца, особенно то, которое съедается первым после окончания поста.

Считается, что тогда человек будет удачлив весь год, во всяком случае крупных неприятностей с ним точно не произойдет.

Четверговую соль можно (буквально чуть-чуть) насыпать под порог своего дома. Считается, что она может защитить от проникновения в дом негативной энергии.

Четверговая свеча на удачу

Еще одной очень важной приметой является четверговая свеча. Ее приносят горящей из церкви, поджигают от нее лампаду или другую свечу. После с принесенной обходят весь дом, начиная от дальних комнат, доходят до порога и тушат.

Кто живет в частном доме, и у кого есть домашние животные, желательно обойти с этой свечой и помещения для скота.

Огарок свечи не выбрасывают, а хранят весь год. Использовать ее можно только если кто-то заболеет или случится какое-то несчастье. Просто так поджигать ее, если в доме отключили свет нельзя.

Четверговая свеча и целебная вода

Считается, если эту свечу положить на некоторое время в воду, то вода тоже станет целебной. Такую воду давали пить больным, ею умывались девушки, чтобы лицо приобрело особой привлекательности и поскорее нашелся жених.

Такая вода могла помочь, когда в семье происходило охлаждение чувств. Если муж и жена выпивали такой водицы, между ними вновь вспыхивала любовь.

Только злого с помощью этой воды делать нельзя, например, привораживать чужого мужа. Такой поступок будет воспринят, как кощунство над памятью Христовой.

В этой примете нет никакой мистики. Огонь всегда обладал очищающей силой. А воск и вода - это такие материалы, которые очень хорошо записывают и передают информацию. Недаром и вода и воск используются магами и заклинателями.

Принесенная из церкви свеча несет на себе информацию добра, которое делал Иисус для всех нас и его безграничной к нам любви.

Ритуал на удачу и счастье

Этот ритуал можно делать в разные дни, но особую силу он имеет в Чистый Четверг, следующую за ним пятницу и субботу. Для его проведения нужно, чтобы никто не мешал. Обычно его выполняют вечером, когда все повседневные хлопоты уже закончились.

Нужно поставить на стол четверговую свечу, зажечь и некоторое время смотреть на пламя, думая о себе, о своих поступках за последнее время. Кому трудно думать про себя честно, может поставить рядом образ (иконку) Христа. Тогда получается лучше.

Это действие гораздо сильнее, чем исповедь, потому что в мысленном разговоре участвуют только двое - Вы и Бог. Больше никто вас не слышит и поэтому кривить душой нет смысла.

Затем нужно взять чистый лист бумаги и абсолютно честно написать, что в Вас самих, какие Ваши поступки мешают Вам стать счастливыми, мешают Вашему успеху и так далее. Писать нужно именно о Ваших просчетах и ошибках, а не о том, что кто-то Вас не замечает или недооценивает. Писать пожелания и просьбы на этом листе нельзя.

Когда Вы напишете все, что плохого в себе вспомните, сожгите этот лист на пламени четверговой свечи, думая о том, что все написанное должно из Вас уйти. Куда Вы выбросите пепел, нет разницы, главное, чтобы грязи не осталось.

Этот ритуал очень действенный, он помогает очень во многом, и улучшить отношения в семье, и достичь успехов на работе. Главное его условие - не кривить душой и не забывать, перед кем Вы исповедуетесь.

Смесь благочестия и суеверий

Четверговая свеча (четвережная, страстяная, страшная свеча, огонь евангельский) - свеча, наделявшаяся особыми свойствами, зажигаемая в Чистый четверг в церкви на вечернем богослужении, состоящем из вечери четверга и утрени Великой Пятницы, во время чтения 12 Евангелий. Православная церковь видит в ней знак горячей любви верующих к Спасителю.

В народе огонек этой свечи считался святым. По окончанию службы свечу не тушили, каждый нес ее домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечку иногда окружали бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Дома от нее сначала зажигали лампаду, а затем копотью или дымом ставили крестики на матице, над входной дверью и окнами, "чтобы не угасла благодать Господня в доме". Со свечой в руках хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась.
Наибольшая магическая сила приписывалась свече, которую зажигали во время церковной службы не только в четверг, но и в пятницу при выносе плащаницы, а также на утрене Светлого Воскресенья (Пасхи). Огарок свечи хранили весь год, на следующий Великий Четверг от него поджигали утром дрова в печи. Его зажигали перед иконами утром в день первого выгона скота. Страстной свечой благословляли молодых, зажигали ее во время пожара и больших гроз, чтобы уберечь дом от молнии, при тяжелых родах или во время болезни ее давали в руки страдающему от боли, чтобы облегчить мучения. С этой же целью больного поили водой, которой обливали огарок свечи. Но если никакие средства не помогали, и больной умирал, огарок свечи зажигали, когда душа начинала отлетать.

В Пермской губернии, чтобы уберечь скот от несчастий и получить от него хороший приплод, с огарком четверговой свечи его провожали в Егорьев день первый раз на пастбище. В некоторых местах крестьяне верили, что в Иванову ночь с огарком этой свечи можно раздобыть цветок папоротника и шапку-невидимку, при помощи которых можно стать богатым. Воду, которой обливали свечу, использовали и как приворотное средство. Если муж не любил жену или жена мужа, пермские крестьяне советовали напоить его или ее этой водой.

Холодная Вера Георгиевна
Этнографический музей

Следует понимать, что приписывание четверговой свече магических свойств является суеверием и идет вразрез с учением Православной Церкви, согласно которому помощь и исцеление подается не посредством неких магических действий, а по молитве и обращению к Богу, с готовностью принять Его волю, какова бы она ни была.

В то же время благочестивый обычай относиться с особым трепетом к огню свечи, горевшей при чтенииДвенадцати Страстных Евангелий, приносить его домой и возжигать от него домашние лампады не содержит в себе ничего дурного.

В 2018 году Воскресенье Христово празднуют 8-го апреля. Великому празднику предшествует неделя, которою называют Страстной седмицей. Каждый день этой недели особенный. На пятое апреля выпадает Чистый четверг.

Православные верующие в этот день идут в церковь на вечернюю службу. Во время службы каждый зажигает свечу и молится. По окончанию службы принято эту свечу не тушить, а принести домой горящей. Считается, что у того, кто успешно донесет свечу, не потушив ее, следующий год будет удачным и принесет успех.

Страстная свеча после вечерней службы в четверг что с ней делать, для чего нужна: история возникновения Великого четверга

Великий четверг выпадает на последний четверг перед Воскресением Христовым. Известно, что традиции Чистого четверга существуют еще с четвертого века. Однако в седьмом столетии этот день стал официальным в христианстве.

Много столетий назад Иисус Христос в этот день собрал всех своих учеников – 12 апостолов за Тайной вечерей. Затем он обмыл каждому из своих гостей ноги. Таким образом, Иисус хотел показать свое почтение и смирение. После он накормил каждого Святым хлебом. Так и возник праздник – Чистый четверг.

Страстная свеча после вечерней службы в четверг что с ней делать, для чего нужна: традиции православной церкви

Православные верующие в Чистый четверг идут в храм на вечернюю службу. Под конец службы священнослужители читают 12 Евангелие, потом зажигают свечу. Церковь толкует это, как символ горячей любви православных к Богу. Пришедшие в храм зажигают от нее другие свечи. По окончанию вечерней службы, верующие не тушат свечу, а стараются принести ее домой горящей.

Люди считают огонь от четверговой свечи святым. Принеся в дом, свечой зажигают лампады возле икон, затем копотью ставят кресты над дверьми и окнами в жилище. Таким образом, православные считают, что «благодать Господа в доме не угаснет».

Ранее существовала примета, что с помощью четверговой свечи можно обнаружить домового. С зажженной свечой поднимались на чердак и призывали домового. Если он являлся мохнатым и одетым, это считалось предвестником богатства, если же домового видели голым – это сулило нищенством.

Страстная свеча после вечерней службы в четверг что с ней делать, для чего нужна: народные поверья в Чистый четверг

В Чистый четверг принято делать генеральную уборку жилища. Считается, что таким образом люди очищают свои дома от злых духов. После того, как в доме будет чисто можно приступать к приготовлению куличей и пасок. Если они получались удачно, считается, что следующий год будет успешным.

С давних времен, годовалым детям состригали первые локоны именно в последний четверг перед Воскресением Христовым. Люди верили, что тогда их дети будут расти крепкими и здоровыми. Женщины также пытались состричь хоть немножко волос в этот день. Существует поверье, что тогда волосы будут расти быстрее, будут гуще и длиннее.

Существует еще одна традиция — готовить четверговую соль. Многие считают, что такая соль обладает лечебными свойствами и способна вылечить от любого недуга. Приготовить такую соль не составляет труда. Люди идут в гости к троим соседям. Просят, что бы те дали им горсточку соли. Затем собирают эту соль в мешочек. По приходу домой, ее поджаривают на печи или сковороде пока та не потемнеет, потом толкут в ступке и используют ее в течении следующего года.

Народные традиции и обряды в Великий четверг

С Великим четвергом связано множество народных традиций. Большинство обрядов по своей сути восходят к дохристианским ритуалам начала нового годового цикла. Многие из них нацелены на очищение - наряду с душой перед Пасхой было необходимо очистить тело и окружающее пространство.

Четверговая свеча (четвережная, страстяная, страшная свеча, огонь евангельский) - свеча, наделявшаяся магическими свойствами, зажигаемая в Чистый четверг в церкви на всенощной, состоящей из вечери четверга и утрени Великой пятницы, во время чтения 12 Евангелий. В народе огонек этой свечи считался святым.
По окончанию службы свечу не тушили, каждый нес ее домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечку иногда окружали бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Дома от нее сначала зажигали лампаду, а затем копотью или дымом ставили крестики на матице, над входной дверью и окнами, "чтобы не угасла благодать Господня в доме". Со свечой в руках хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась.

Наибольшая магическая сила приписывалась свече, которую зажигали во время церковной службы не только в четверг, но и в пятницу при выносе плащаницы, а также на утрене Светлого Воскресенья (Пасхи). Огарок свечи хранили весь год, на следующий Великий четверг от него поджигали утром дрова в печи. Его зажигали перед иконами утром в день первого выгона скота. Страстной свечой благословляли молодых, зажигали ее во время пожара и больших гроз, чтобы уберечь дом от молнии, при тяжелых родах или во время болезни ее давали в руки страдающему от боли, чтобы облегчить мучения. С этой же целью больного поили водой, которой обливали огарок свечи. Но если никакие средства не помогали, и больной умирал, огарок свечи зажигали, когда душа начинала отлетать.

В Пермской губ., чтобы уберечь скот от несчастий и получить от него хороший приплод, с огарком четверговой свечи его провожали в Егорьев день первый раз на пастбище. В некоторых местах крестьяне верили, что в Иванову ночь с огарком этой свечи можно раздобыть цветок папоротника и шапку-невидимку, при помощи которых можно стать богатым. Воду, которой обливали свечу, использовали и как приворотное средство. Если муж не любил жену или жена мужа, пермские крестьяне советовали напоить его или ее этой водой.

Вытирание огня - ритуал добывания путем трения "нового", или "деревянного", "живого", огня. Проводился в Чистый четверг и в Ильинскую пятницу. В домашних печах и на божницах гасили прежний огонь и зажигали новый добытый трением. При падеже скота нередко входил в единый обряд с ритуалом Прогона скота через тоннель. Включал в себя два момента: обновление огня в селении; новый огонь должен быть добыт древним способом, из максимально сухой древесины (или считавшейся таковой), символизировал всеобщее обновление и таким образом уничтожение прежнего состояния, наполненного смертельной угрозой.

Перед началом добывания нового огня во всем селении хозяевами домов загашивался прежний огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах (могли оставаться только огни в церкви). Ритуал проводился, как правило, женатыми мужчинами. В некоторых губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек; так, в Енисейской губ., Уржумской вол. в станочке вращали с помощью небольшого лука, березовую плашку, к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма подносили трут, на него и переходила искра (Макаренко А.А., 1897, с.250 - 253). Чаще всего добывание огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже - береза, сосна. Предпочтение дуба восходит, по-видимому, к славянским представлениям о дубе как священном дереве, способном символизировать мироздание и опосредствующем связь людей с языческими божествами и миром умерших, примыкает к этому подразумеваемому значению и липа (именно липа "Исколена" вырастает из колена убитой девицы - Зеленин Д.К).

Добытый живой огонь разносили по дворам - зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия. В обряде прогона скота через тоннель костры, зажженные именно от вытертого огня, имели решающее катартическое действие для избавления скота от смертельной угрозы. Во Владимирской губ. в ситуации неурожая, когда хотели опознать виновника этого бедствия - ведьму, пропускали всех через вытертый огонь, считая, что ведьма откажется пройти, тем самым выдав себя. В некоторых губерниях: Новгородской, Енисейской - ритуал мог проводиться в качестве календарного, соответственно, в Ильинскую пятницу, Чистый четверг, с профилактической целью ограждения скота от болезней. Обряд вытирания огня в Чистый четверг, с последующим возжиганием костра и проходом через него "с женами своими и с чады своими" зафиксирован в середине XVI в. в Стоглаве и осужден как "волхвование".

Четверговый хлеб ("четвережный хлеб", "четверговый житник") - специально испеченный или освященный хлеб или просфора, атрибут празднования Чистого четверга, наделявшийся магическими свойствами. Традиция печения и употребления обрядового хлеба перед началом сельскохозяйственных работ, в том числе в Великий четверг, предшествующий Пасхе, уходит корнями в языческую эпоху, но позднее в народе закрепилось исключительно христианское ее объяснение. Церковь связывает особую роль хлеба в этот день с памятью о благословении хлебов Христом на Тайной вечери, через которое получил начало обряд Евхаристии (Причащения).

Многие крестьяне заказывали в четверг на Страстной неделе в церкви заздравные службы и получали просфоры, которым приписывалась такая же сила как благовещенским. Кроме церковных, были в ходу светские просфоры, которые пекли сами хозяйки, в церкви их не освящали. Во Владимирской губ. крестьяне верили, что в этот день Бог благословляет хлеб, который подается к обеду, поэтому его куски и даже крошки, оставшиеся на столе, тщательно собирали и хранили. Хлеб, иногда предварительно размочив в воде, съедали при разных недомоганиях или, когда на душе становилось тяжело, что считали одним из признаков порчи или сглаза; давали крошки или кусочки "четвережного" хлеба и заболевшему скоту. В других местах считали, что целебные свойства приобретает хлеб, простоявший рядом с солью на божнице ночь на Великий четверг.

В Тюменском у. Тобольской губ. в Страстную среду вечером хозяйка, помолившись перед образами, кадила перед иконами ладаном и ставила на божницу хлеб, соль в солонке и немного золы. В четверг утром до восхода солнца хлеб резали на куски, солили и съедали. В других местах его подавали к столу вместе с солью после обедни - литургии или вечерней церковной службы, но съедали не весь, выделяя долю лошадям, коровам, овцам и т.д. Крестьяне верили, что благодаря этому хлебу, Бог лучше сохранит в течение года и людей, и скот. В Архангельской губ. кислый ячменный хлеб, который хозяйки пекли в четверг, назывался "четверговый житник". В день праздника его клали на божницу, где он лежал до Егорьева дня. Выгоняя первый раз скот пастись, хозяева снимали его с божницы, резали на куски и складывали их в решето, туда же помещали солонку с "четверговой солью", иконку и брали горящую свечу. С этими предметами во дворе три раза обходили вокруг скотины, а затем скармливали ей хлеб, подавая его на заслонке и предварительно посолив четверговой солью.

Четверговая соль (четвережная соль) - соль, "изготовляемая" в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг, наделявшаяся особой магической силой. Обычай обрядового использования соли очень древний, дошедший с праславянских времен, когда за любой солью признавали возможность отпугивать вредоносные силы, защищать человека. Еще в "Стоглаве", сборнике постановлений церковного собора 16 в., рассказывалось об обычае использования четверговой соли: "Некоторые невегласи попы в Великий четверг соль под престол кладут, до седьмого четверга по Велице дни тако держат и ту соль дают на врачевание людям" (Макаренко А.А. 1993. С. 102).

Известны разные способы приготовления "четверговой" соли. Иногда достаточно было освятить ее в этот день в церкви или в ночь со среды на четверг оставить хлеб и соль на столе в переднем углу или на божнице. У русских Пермской губ. накануне четверга соль в солонке (вместе с четверговым хлебом) ставили в решето, наполненное зерном. Помолившись, хозяева оставляли решето на лавке под иконами до первого дня Пасхи, после чего, считалось, что все предметы приобрели необходимые волшебные качества. В Забайкалье аналогичными свойствами наделялась соль, простоявшая в бочонке всю ночь под Чистый четверг на одном из столбов забора.


Приготовление «Четверговой (Черной) соли». Афонский монастырь.

Чаще соль пережигали на огне, который, по народным представлениям, сам обладал очистительной способностью. Для этого ее мочили, смешивали с квасной гущей или с хлебным мякишем, вымоченным в воде, завязывали в тряпочку или клали в старый лапоть и ставили в печь на самый жар или закапывали в пепел, иногда оставляя там до субботы или утра воскресенья. В некоторых селах Енисейской губ., чтобы придать огню большую очистительную силу, в печь закладывали "воскресные" дрова, которые в течение Великого Поста заготовляла хозяйка, откладывая по одному полену каждое воскресенье, или разводили в печи "деревянный" огонь, т.е. добытый при помощи трения. Полученную массу толкли в ступке, просеивали, а затем хранили "четверговую" соль весь год на божнице за иконами. Во время пасхальной трапезы ею солили освященные яйца, которыми разговлялись после заутрени.

Она считалась универсальным лекарством. При сглазе и различных недугах крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили шепотку в поилке. В Сургутском крае ее употребляли следующим образом: ковшик с водой, в которую бросали щепотку соли, ставили непременно на заслонку или на шесток печи, к которому походил желающий излечится и умывал лицо. Оставшуюся в ковше воду наотмашь (назад от себя) выливали в печь. В Сибири пережженную и смешанную с золой четверговую соль добавляли в зерно перед посевом, а ее раствором поливали гряды при посадке лука, капусты и огурцов. Полученная в Чистый четверг соль считалась также сильным обережным средством. Ее зашивали в ладанку и носили на груди, брали с собой, отправляясь в дальний путь или на войну. Завернутую в узелок щепотку соли клали за пазуху, выгоняя в первый раз скотину в стадо.

Верес - можжевельник, собираемый в Чистый Четверг, игравший важную роль в предпасхальных очистительных, апотропейных (защитных) и профилактических обрядах, использовавшийся для окуривания, реже окропления, домохозяйства, людей и скота. За можжевельником (вересом) было принято ходить рано утром. В Новгородской губ. крестьяне верили, что с восходом солнца верес становится святым, объясняя это, говорили: "Спаситель от врагов под вересом прятался" или "Христос под вересинкой". Кое-где, чтобы верес имел наибольшую магическую силу, знающие люди советовали выходить из дома, не умываясь и не помолившись, а прежде, чем войти в лес, обязательно произнести заговор: "Царь лесовой и царица лесовая, дайте мне на доброе здоровье, на плод и род". В некоторых местах существовал обычай кричать или петь в лесу во время сбора можжевельника. Считалось, что от этого голос будет громче и лучше.


Верес поджигали в избе на сковороде или печной заслонке и окуривали пахучим дымом дом, двор, хозяйственные постройки, чтобы изгнать нечисть. Затем, положив заслонку на пол посредине избы, все домашние перешагивали или перепрыгивали через нее, чтобы не болеть и избавиться от грехов. В некоторых местах Новгородской губ. с этой же целью намоченной веточкой вереса кропили во всех комнатах в доме, посуду и утварь, а также всех членов семьи.

Несколько веток вереса затыкали за матицы и косяки дверей в избе и в хлеву, чтобы спасти хозяйство от порчи и разных несчастий, например, бури или попадания молнии. Кое-где верили, что эти ветки помогут домашним и скотине не заблудится в лесу и спасут их от нападения зверя. Можжевельником парили молочные крынки, чтобы были хорошие, жирные сливки. Его хранили весь год и использовали как предохранительное, лечебное и очистительное средство при отеле у коров, коз. В последнем случае можжевеловым дымом окуривали скотину и особенно ее вымя, только после этого разрешалось пить молоко. В некоторых местах пастух в день первого выгона скота на Егория (Егорьев день) обходил стадо с плошкой, в которой тлел верес. Им также окуривали кадки, собираясь солить в них огурцы или квасить капусту. В случае похорон вересом окуривали гроб, прежде чем положить в него покойника, и избу после выноса тела.

Текст- ethnomuseum.ru Холодная В.Г., Островский А.Б.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама