THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

«Изумительная обрисованность, кристаллообразность его техники... Какой другой художник, совершенно отвергая помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами? »

Николай Николаевич Ге.

Михаил Александрович Врубель - живописец, монументалист, скульптор, декоратор, основоположник русского живописного символизма и стиля модерн.

Автопортрет. 1905

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 в Западной Сибири, в Омске. Его отец был военным юристом, что заставляло семью часто менять место жительства. Мать художника умерла, когда маленькому Мише было всего три года. Спустя четыре года его отец вновь женился на пианистке Вессель, благодаря которой Михаил близко познакомился с классической музыкой. В 1863 семья переехала в Харьков, в 1864-м - в Санкт-Петербург, потом - в Саратов; в 1867-м - вновь в Санкт-Петербург; и в 1870-м - в Одессу, где Михаил Врубель окончил с золотой медалью знаменитую Ришельевскую гимназию. Его художественные способности проявились очень рано. Уже в пятилетнем возрасте Миша увлеченно рисовал, во время Санкт-Петербургского житья отец водил его на занятия в школу Общества поощрения художеств, в Одессе подросток посещал рисовальную школу Общества изящных искусств. В возрасте девяти лет он по памяти копировал Микеланджело.

По мнению отца Михаила, непременным условием выбора профессии была «польза для общества». В результате Михаил Врубель в 1874 оказался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, но не оставил мечты стать художником - много читал, посещал выставки, занимался в вечерних классах Академии художеств, студентом которой стал в 1880.

В Академии Михаил Александрович встретился с Серовым, одним из двух живописцев, с которыми был наиболее близок. С другим, Коровиным, Врубель познакомился несколько позже - в 1886.



В Академии молодой художник учился у Чистякова и Репина. Академию Врубель оставил в 1884, будучи приглашенным (по рекомендации Чистякова) известным искусствоведом Праховым в Киев поучаствовать в реставрации древних росписей Кирилловской церкви.


"Гамлет и Офелия, как Демон и Тамара." 1888

Следующие шесть лет его жизни были связаны с Киевом. Здесь, под руководством Прахова, он изучал византийскую иконопись, трудился в Кирилловской церкви, а потом - во Владимирском соборе. В собственных работах он явно попытался модернизировать византийскую эстетику, и его работы не были традиционно религиозным. Его иконописные «дерзания» вызвали недоумение: в 1889 Врубель был отстранен от этой работы. В том же году он переехал в Москву - начался «мамонтовский» период в его жизни, связанный с московским домом и подмосковным имением Абрамцево, принадлежавшими известному любителю искусств, меценату Савве Мамонтову.


Диапазон художественных интересов Врубеля в это время значительно вырос. Он увлекся скульптурой, керамикой, оформлением театральных постановок, дизайном, декоративными панно. В 1890 году он показал своего «Демона сидящего», задуманного еще в Киеве. Эта картина, поначалу оцененная неоднозначно, стала символом наступающей эпохи символизма и религиозного реформаторства.


Фауст. Триптих. 1896
В 1896 прошла первая выставка Врубеля, явившаяся результатом скандала. Мамонтов, отвечавший за художественное оформление Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, заказал Врубелю два панно - для оформления художественного отдела. Художник представил работы «Принцесса Греза» и «Микула Селянович», отвергнутые приемной комиссией Академии художеств «как нехудожественные». В ответ Мамонтов в короткий срок соорудил специальный павильон с огромной надписью на крыше «Панно Врубеля», в котором представили восемь живописных работ художника и две его скульптуры. Сразу же после Нижегородской выставки Врубель женился на певице Надежде Забеле. Вскоре Забела стала ведущей артисткой Частной оперы Мамонтова. Следующее пятилетие оказалось для Врубеля самым плодотворным в творчестве и жизни. В эти годы художник создал почти все свои знаменитые картины. Он сблизился с членами объединения «Мир искусства», участвовал в их выставках, а также выставках венского Сецессиона, «36-ти»

"Царевна-Лебедь". 1900

В 1890-е Врубель оформил несколько московских особняков. В 1901 у Врубеля родился сын. Ребенок появился на свет с врожденным дефектом - «заячьей губой». что произвело на художника тягостное впечатление. В 1899 Михаил Врубель потерял отца, которого преданно любил.

В поведении Врубеля знакомые стали замечать определенные странности, а в начале 1902 Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. После смерти малолетнего сына в 1903 Врубель превратился в почти постоянного обитателя психиатрических клиник. Незадолго до этого он написал страшную в своей обреченности картину - «Демон поверженный». Умер Врубель 14 апреля 1910 года в Санкт-Петербургской клинике доктора Бари. Последними его словами были: «Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию...». Вдохновенную речь на похоронах художника произнес Блок, назвав Врубеля автором «чертежей, похищенных у вечности» » и «вестником иных миров».

В 1955 в выставочном зале Московского союза художников состоялась выставка, известная как «50 новооткрытых рисунков Врубеля», созданная из коллекций профессора И.Н.Введенского и Ф.А.Усольцева, врачей-психиатров, лечивших Врубеля. Сегодня работы Врубеля содержатся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Музее изобразительных искусств имени М.А.Врубеля в Омске.



"К Ночи". 1900
Андрей Кончаловский о Михаиле Врубеле

Имя Врубеля неразрывно связано с семьёй Кончаловских. Мой прадед, литератор, издатель и переводчик Петр Петрович Кончаловский (1839-1904) через Валентина Серова познакомился с Врубелем и пригласил молодого художника иллюстрировать лермонтовского «Демона» и «Героя нашего времени».

Иллюстрации к поэме Лермонтова "Демон". Демон летящий. Черная акварель. 1890-91

Рисунки Врубеля браковали, они проходили с трудом и только благодаря тому, что Кончаловский их отстаивал, они почти все вошли в юбилейное собрание сочинений М.Ю.Лермонтова. И, наконец, Михаил Александрович был шафером на свадьбе моих бабушки и дедушки.

"Демон, смотрящий на танец Тамары." Золотая акварель. 1890-91
Еще интересное о Михаиле Врубеле - из книги моей мамы, Натальи Петровны.

«…Врубель появился в семье Кончаловских в 1891 году вместе с группой художников, приглашенных иллюстрировать юбилейное издание Лермонтова. Вел это издание Петр Петрович, руководивший к тому времени издательством Кушнарева и книжным магазином в Петровских линиях. В магазине помогала ему дочь Леля. Мальчики Кончаловские забегали туда после уроков, потолкаться среди интересной публики, попить чаю с горячими пирожками у Лели, в комнатке за шкафами, где постоянно бывали художники.
Иллюстрировали издание Лермонтова такие мастера, как Поленов, Суриков, Репин, Виктор Васнецов, а из молодых Петр Петрович привлек Серова, Врубеля, Коровина, Пастернака, Аполлинария Васнецова.
С Михаилом Александровичем Врубелем Кончаловские подружились очень тесно. Он умел разговаривать с детьми, как со взрослыми, всерьез, и за это мальчишки Кончаловские его обожали. Для них оригинальный талант Врубеля открылся, раньше, чем для окружающих взрослых.
Врубель снял комнату близ Чистых прудов, на углу Харитоньевского и Машкова переулков, в том же доме, где жила семья Кончаловских, этажом ниже, и стал ежедневно бывать у них, столовался там и постоянно находился в обществе молодых. Он поражал всех своей удивительной культурой и знаниями, с увлечением устраивал маскарады, игры, шарады, спектакли. Они ставили отрывки из «Горе от ума» Грибоедова и «Леса» Островского, и молодежь так увлекалась этим, что вскоре была готова выступать в платных спектаклях. В пользу учащихся той гимназии, где учились мальчики, был устроен спектакль. Врубель поставил «Севильского цирюльника» Бомарше. Вместе с Петей он написал декорации, сам занимался режиссурой. Макс играл Альмавиву, Петя — Фигаро, Вита — Розину. Остальные роли исполняли друзья молодых Кончаловских.
Врубель с увлечением придумывал разные варианты сцен, легко находил выходы из трудных положений. Макс, например, не обладал ни слухом, ни голосом, а по ходу действия ему следовало исполнять серенаду. Тогда Максу — Альмавиве Врубель предложил обратиться к Пете — Фигаро с такими словами: «Спой за меня, сегодня я не в голосе!» И Петя пел и за себя и за брата. Спектакль прошел с успехом…» (Из книги Н.П.Кончаловской «Дар бесценный»).

Эта выставка, открывшаяся к 105-летию смерти гения русского модерна воплотила мечту художника: его "оперная" майолика "звучит" тут под музыку, которой и была посвящена.

... "Весна", хмельная барышня, приставившая ладонь к уху, словно внимает "Снегурочке" Римского-Корсакова вместе с тонколицей "Девушкой в венке": персонажи опер великого композитора, созданные руками великого художника, собрались тут в самом полном составе. Музей-заповедник Абрамцево, музеи Глинки и Бахрушинский, ГМИИ Пушкина и другие передали врубелевские шедевры, раритетную мебель, эскизы декораций и фото Музею Шаляпина - и в Москве открылось свое Абрамцево.

Отодвинув занавеску вы увидите тут в окне не Садовое кольцо с троллейбусами, а... абрамцевский дом Мамонтовых (при котором была керамическая мастерская, где Врубель создавал свои шедевры), а в соседнем окне - художников у его изгороди. Окна музея стали на выставке рамами для фотопейзажей, а его залы - гостиными абрамцевского дома, населенными его гостями и хозяевами. Сам Савва Мамонтов (тут его ростовой портрет на прозрачной панели) "смотрит" внимательно на блюдо "Жар-птица", Коровин в сюртуке "подошел" к своим эскизам к "Снегурочке"...

Но главные на выставке, конечно, Врубель, его майолика и его музыка.

Тут скульптуры самых разных жанров, изразцы, вазы, пепельницы, кашпо и всеэто, показанное под Римского-Корсакова, складывается в одну музыкально-скульптурную сюиту. Вот зал "Садко", оперы, к которой Врубель не только сочинял декорации и костюмы, но и, вдохновленный ею, создавал в керамической плоти ее героев. В углу - золотой, с волнами-кудрями Морской царь, царевна Волхова в зеленой глазури с металлическим отблеском, рыбки в яркой чешуе, плывущие по голубому панно, знаменитая тарелка, где герои словно сплелись в бегущий по кругу нотный стан.

Врубель стремился стать не только скульптором, но, как теперь кажется, и композитором. В майолике он пробивался к истинно-музыкальной гармонии сквозь игру граней и цветов, иногда - неожиданную. В зале "Снегурочки", оперы, тоже ставшей для Врубеля откровением, кроме важного Берендея в золотом кафтане, есть редко выставляющаяся "Растаявшая Cнегурочка". Это изразец, на котором - только синее пятно в бело-коричневом окружении: но ведь от Снегурочки и в самом деле не осталось ничего, кроме замерзшей воды и снега на подтаявшей земле.

В Доме Шаляпина нашлось место и самому певцу. Врубель создал скульптуру царя-ассирийца, впечатленный шаляпинским Олоферном - а Федор Иванович, думая о "Демоне", набросал вот это: колтун волос, чеканный профиль, взгляд, полный муки... "От Врубеля - мой Демон", - писал о нарисованном и потом спетом Шаляпин.

На этой странице мы будем отмечать знаковые важные выставки, в которых экспонировались произведения М. Врубеля

"100 лет русской графики" из собрания Вологодской картинной галереи
30.10.2007 - 20.01.2008
Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. Москва, Пречистенка,19

30 октября 2007 года открылась выставка "100 лет русской графики". Рисунок и акварель второй половины ХIХ - первой половины ХХ века из собрания Вологодской областной картинной галереи. Коллекция галереи 2-ой пол. ХIХ века представлена работами известных русских художников как академического направления, так и молодых мастеров, утверждающих позиции реализма. Среди произведений этого периода - ранний рисунок П. Чистякова "Старик с табакеркой", рисунки М. Клодта, акварели П. Соколова, иллюстрации К. Флавицого и другие. Широко представлена графика художников Товарищества передвижных художественных выставок: И. Шишкина , мастера "повествовательного рисунка" В. Маковского и других.

К последнему десятилетию ХIХ века относятся рисунки выдающихся представителей русской культуры М. Врубеля и В. Серова .

На выставке зритель имеет возможность увидеть произведения мастеров ведущих художественных объединений конца ХIХ - начала XX века. Среди них - первоклассные работы художников "Мира искусства": А. Бенуа, М. Добужинского, З. Серебряковой, А. Остроумовой-Лебедевой, Е. Лансере, . Кустодиева . Как талантливый иллюстратор представлен К. Петров-Водкин. Ярким примером стилистики русского авангарда может служить великолепная работа В.Ходасевич для театра "народной комедии" в Петрограде.


Неизвестный Айвазовский
3 января - апрель 2008г
Киевский музей русского искусства

В Киевском музее русского искусства открылась выставка картин Ивана Айвазовского, приуроченная к 85-летию музея и 190-летию со дня рождения живописца. Цель выставки - показать не общеизвестнные картины художника. На выставке представлены работы разного уровня. «Лунная ночь в Крыму», «Вид Босфора», «Гавань», «Шторм», «Море перед бурей», виды Египта. Есть совсем маленькие работы - размером с полуформатный лист. Они экспонируются впервые. Выставлена также «Волга у Жигулевских гор».

В середине марта музей планирует показать картины Михаила Врубеля, в июне - Максимилиана Волошина .

"Россия - Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича"

8 февраля - 20 мая 2005 г.

С 1 октября 2004 года по 9 января 2005 года выставка проходила в Риме (выставочный центр «Scuderie del Quirinale»). Концепция выставки явилась результатом длительного и плодотворного сотрудничества специалистов обеих стран, в котором принимали участие искусствоведы и историки архитектуры, руководители музеев и других учреждений культуры.

Экспозиция выставки делится на несколько разделов. Открывают ее памятники византийского искусства высокого художественного уровня. На выставке русская иконопись представлена произведениями разных школ и разных периодов, начиная с XIV и вплоть до XVII века. Важный раздел экспозиции составляет живопись итальянского Возрождения XV–XVI веков. Искусство Высокого Возрождения представлено творениями ведущих мастеров эпохи – Рафаэля, Леонардо да Винчи , Тициана, Микеланджело. Самые прославленные из них – «Донна Велата» Рафаэля и «Портрет Пьетро Аретино» Тициана (Палатинская галерея во Флоренции). С начала XIX века русские живописцы по окончании Петербургской Академии художеств направляются на стажировку в Рим. Многие из них завоевывают признание в Италии. Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызывает сенсацию не только в Италии, но и во всей Европе, не говоря уже о России. Если XVIII век – время непосредственного общения искусства и культуры России и Италии, то XIX столетие – период от романтизма до авангарда – можно охарактеризовать как время, когда русское искусство, сохраняя национальное своеобразие культурной проблематики, обретает, подобно итальянскому, общеевропейский масштаб. Одним из бесспорных шедевров данного раздела является знаменитая картина Врубеля «Демон» 1890 года из собрания Третьяковской галереи. Выставка завершается временем окончания Первой мировой войны, когда диалоги и споры в художественных салонах и оппозиционных объединениях постепенно угасали в обеих странах. В этом последнем разделе богато представлено творчество крупнейших итальянских и русских художников. Работы выдающихся мастеров – Джорджо де Кирико, Джино Северини, Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джорджо Моранди, Карло Карра, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Василия Кандинского, Владимира Татлина, Казимира Малевича , Кузьмы Петрова-Водкина – наглядно демонстрируют широту творческих поисков художников обеих стран, которые, каждый на свой лад и одновременно в творческом контакте друг с другом, участвовали в создании нового художественного языка искусства XX века.

«Работая с Дягилевым»
11 декабря 2004 по 28 марта 2005 года
Гронингенский музей, Гронинген, Нидерланды

Сергей Дягилев (1872-1929) – один из величайших деятелей в области обновления искусства прошлого века. Он был первым, кто привлек художников к работе в союзе с композиторами и хореографами и совместному творчеству на сцене театра для большой публики. Всего на выставке было представлено более 230 полотен, декораций и костюмов, графических работ, которые позволили проявиться бесконечным художественным идеям Сергея Дягилева. Среди прочих работ на выставке « Работая с Дягилевым» были представлены работы Пикассо, Матисса , ди Чириго, Бакста, Бенуа, Головина , Серова , Врубеля, Гончаровой, Ларионова.

"Я Петербург люблю..." . К 300-летию Санкт-Петербурга
c 21 апреля по 17 августа 2003
Русский музей в Москве в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Московские зрители увидят здесь такие знаменитые картины, как "Медный змий" Ф. Бруни и "Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Екатериной" К. Брюллова, "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге" Г. Чернецова и "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" К. Маковского, "Утро" М. Врубеля и "Ида Рубинштейн" В. Серова . Работами К. Малевича , В. Кандинского, П. Филонова и других известных мастеров представлено крупнейшее в мире собрание русского авангарда - гордость Русского музея. Среди более чем 150 экспонатов выставки - известные произведения графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Среди живописных произведений - работы О.А.Кипренского, А.Г.Венецианова, В.Г.Боровиковского, В.А.Тропинина.

Впервые увидят москвичи знаменитого "Медного змия"(1841), огромное полотно (площадь его поверхности 48 квадратных метров) художника академического направления Федора Антоновича Бруни. Еще одно значительное произведение - "Парад на Царицыном лугу" - самая знаменитая картина Г. Чернецова, одного из братьев-художников Чернецовых, запечатлевшая парад по случаю окончания польской кампании в 1832 году. На картине изображены представители самых разных слоев общества: император Николай I с семьей, аристократы, сановники, военные, купцы, актеры, музыканты и даже крестьян. Хрестоматийным стал фрагмент картины, изображающий А. С. Пушкина , В. А. Жуковского, И. А. Крылова и Н. И. Гнедича.

Тайные сокровища русского искусства
Русский музей Санкт-Петербурга в Сан-Марино
11 сентября 1999 г. - январь 2000 г.
Экспозиционные залы монастыря Санта-Кьяра. Сан-Марино

Эта необычайная по широте и уровню предсталяемых работ выставка познакомила западного зрителя со всеми основными этапами развития русского изобразительного искусства от икон до авангарда начала века и произведений XX столетия. В экспозиции среди прочих будут демонстрироваться работы А.Венецианова , Г.Семирадского, П.Федотова, И.Айвазовского, И.Крамского, И.Левитана , М.Врубеля, Н.Гончаровой, М.Ларионова, А.Лентулова. Вместе с живописными работами здесь также будет представлена большая коллекция произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества.

А. С. Пушкин и "Мир искусства"

В 1998 г. в Петербурге, в залах Всероссийского музея А.С. Пушкина на Мойке, 12, проходила выставка «А.С. Пушкин и "Мир искусства"», посвященная 100-летию художественного объединения "Мир искусства" и 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина . В июне 2000 г. аналогичная по тематике выставка, но уже под другим названием - "Золотой век в серебряном зеркале" - открылась и в Москве, в музее А.С. Пушкина на Пречистенке. Были представлены произведения таких мастеров, как: М.А. Врубеля, А.Н Бенуа, И.Я. Билибина, А.Я. Головина , Н.С. Гончаровой, Б.Д. Григорьева, М.В. Добруджинского, К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева , Е.Е. Лансере, К.С. Петрова-Водкина, Н.К. Рериха, В.А. Серова , К.А. Сомова, Ф.Ф. Федоровского, В.И. Шухаева, К.Ф Юона.


Низвержение Демона и смирение Мастера
В Третьяковской галерее открылась выставка Врубеля
Выставка, которую так долго пытались осуществить, наконец состоялась — деньги на нее дал "Сургутнефтегаз", а каталог издан журналом "Пинакотека". По сравнению с выставкой Врубеля в Дюссельдорфе (первой ретроспективой художника в Европе, которая прошла год назад) эта несколько сужена: здесь, увы, нет принципиально важных ранних вещей из Киевского музея и Русского музея в Петербурге — перевозить картины и графику в Москву, вероятно, хлопотнее, чем в Германию. ЕКАТЕРИНА Ъ-ДЕГОТЬ задала несколько вопросов о Врубеле автору, вероятно, самой интересной книги о нем доктору искусствоведения МИХАИЛУ АЛЛЕНОВУ.

— Какие в этой выставке есть неожиданности? Что она подтверждает в репутации Врубеля?
— Нас тут встречает предупреждение, что все как-то особенно освещено. И действительно, все получилось немного похожим на слайды или репродукции, живопись стала чуть плоской. Мы ведь привыкли видеть Врубеля в естественном сумраке нижних залов Третьяковской галереи — там многого было не видно, и он имел таинственную глубину. Теперь все видно очень хорошо, но он несколько технизирован. К тому же Врубель — мастер холодного, со сдвигом в сине-фиолетовую часть спектра, колорита — как-то неадекватно потеплел. Но прежде всего выставка подтверждает, что художник он очень хороший и насыщенный. Выставка очень "питательная", много хороших вещей. Врубель мог бы сказать: "Я мастер" — как булгаковский герой. Кстати, у него была такая же шапочка — ему ее сшила Надежда Ивановна Забела, от мигрени. Не очень ясно, откуда Булгаков взял эту шапочку, но совпадений слишком много... Берлиоза зовут Михаил Александрович, как Врубеля; он имеет киевские корни; в сцене погони по Спиридоновке упоминается фиолетовый рыцарь — это витраж Врубеля, который был как раз в доме на Спиридоновке. Берлиоз — это, конечно, отсылка к романтическому манифесту, "Фантастической симфонии" Берлиоза, отрезание головы имитирует финал четвертой части, "Шествия на казнь", где герою отрубают голову, а затем он просыпается, как и Берлиоз, на шабаше у сатаны. Думаю, что Булгакову, который хорошо знал работы Врубеля по Киеву, был для таких тем нужен Врубель, этот трижды романтический мастер.
— Почему же этот самый романтический мастер русского искусства является так поздно?
— В русском искусстве не было романтизма в начальном его этапе — мифологического, средневекового, как в Германии. Александровская эпоха была кульминацией петровского европеизма ("Прошло сто лет, и юный град..."), еще не было места для славянофильства, извлеченного из атмосферы немецкого философствования. Ампирный романтизм был программным западничеством. Даже первые варианты псевдоготики и псевдонарышкинского стиля не были внушены националистическими импульсами. Но во времена Врубеля все уже было иначе.
Киевское религиозное возрождение с Владимирским собором и деятельностью Прахова — во всем этом он участвовал. Потом был московский мамонтовский кружок, а Савва Мамонтов считал себя преемником и воспитанником Чижова, одного из адептов раннего славянофильства. Сам воздух Абрамцева, аксаковского гнезда, был пропитан славянофильскими флюидами, и Врубелю очень легко было войти в этот слой романтической традиции. Хотя национальный романтизм не был для него всепоглощающей художественной идеологией, у него очень причудливо уживаются западничество и русско-сказочные мотивы. Неоромантизм для него что-то вроде сублимированной эклектики — после Иванова это второй эклектический гений русского искусства. Итак, поскольку у России не было своего "средневекового романтизма", Врубель в своих опытах ориентировался скорее на немцев — Беклина, Штука, Клингера. Но он значительно лучше. У него есть благородство. Хотя много и от такого, несколько дешевого, модерна. Одно время была такая фигура рассуждения — дескать, был такой нехороший модерн, а Серов и Врубель испытывали его влияние. На самом деле именно они, разумеется, его и создавали, они и есть модерн. И в романтизме, и в модерне силен момент игры на публику — брюлловский ингредиент, если иметь в виду русскую традицию. Кстати, врубелевский тип физиономической маски — гибельная красота "пред пропастию темной" (огромные глаза, землистая бледность, запекшиеся губы) — есть уже в "Гибели Помпеи". А сплетенные руки, склоненная голова, скорбная интонация — все это чрезвычайно характерно для русского искусства вообще, для передвижников в частности. "Демон сидящий" — это, собственно, почти "Христос в пустыне" Крамского, и Врубель об этом не мог не думать. Он ведь был одним из самых умных русских художников, что в русском искусстве скорее редкость.
— В чем же полемика с Крамским?
— "Христос в пустыне" Крамского принадлежит линии социального христианства, в которой евангельский сюжет трактуется как вечная коллизия, повторяющаяся в разных исторических декорациях, что восходит к "Явлению Мессии" Иванова. У Крамского перед нами утро решения принять жертвенный путь — Христос был приведен в пустыню неким духом и был там искушаем дьяволом. Но врубелевский Демон — совсем не дьявол, его невозможно вообразить распоряжающимся чертями, которые жарят грешников в аду, или вообще искусителем. Скорее, это и есть дух, который привел Христа в пустыню и который где-то поодаль от него кручинится о его сорокадневном искушении. Врубель пишет "Демона сидящего" тогда же, когда Ге — картину "Что есть истина?", тоже вписывающуюся в линию Крамского. Ге, как он обычно это делает, создает ситуацию зияющей паузы, молчания — Христос не отвечает на вопрос Пилата. Это конец ситуации, когда "в начале было слово" — теперь слово умерло. Исчерпана коллизия, наиболее полно выраженная в первой половине века Ивановым ("Явление Мессии") и Федотовым ("Сватовство майора"),— событие, которое заводится словом, вестью. (Сваха у Федотова, которая сообщает о приходе майора, такая же предтеча, как Креститель у Иванова.) Исчерпание этой, чисто русской, традиции, которая ориентировалась на мизансцены, формируемые словом, логически привело к тому, что Христос должен был смениться Демоном. Именно врубелевским, поскольку Врубель говорил, что Демон — это душа.
— Почему романтическая программа претерпевает такой финал — низвержение Демона?
— "Демон поверженный", написанный после "Сидящего" и "Летящего", считается обычно неожиданным. Но "Демон летящий" выглядит совершенно как поверженный (достаточно перевернуть репродукцию) — он, можно сказать, уже пикирует, в нем нет вызывающей победительности. Да и сидящий Демон явно не триумфален. Тогда любили видеть в Демоне своего рода alter ego Врубеля и истолковывать этот образ как ницшеанского сверхчеловека. Врубель, видимо, был против этого и хотел наказать демоническую гордыню. Легко заметить, что повержен совсем другой демон — тот был микеланджеловским атлетом, а этот — иссохшее существо с почти детской гримасой обиды на слабодушной физиономии, с театральной маской на лице, с откровенно натянутым пластическим гримом. Весь "Демон поверженный" с его горным пейзажем вдали написан как гаснущая сценическая подсветка — к тому же надо учесть, что первоначально все голубые и розовые краски были очень люминесцентно яркими (сейчас эти всплески сохранились только во фрагментах). Врубель хотел назвать эту картину "икона", и, видимо, это было действительно что-то вроде золотофонной иконы. Но поскольку он экспериментировал с пигментами, они начали гаснуть на глазах уже первых зрителей картины. Это был почти перформанс: Врубель, уже затронутый болезнью, продолжал работать над картиной прямо при зрителях. Он показывал своего рода кино, в котором лицо Демона менялось, менялась картина — показывал развязку и угасание феерического спектакля, героем которого и был Демон. Гаснут свечи, начинает проступать грим и бутафория — это сделано гениально. Выход на публику, превращение выставки в ателье художника, где он работает (как уже потом стало ясно, в состоянии безумного аффекта),— это был поступок. И тут художник и его герой, конечно, резко расходятся. Это не апологетика демонизма, а его критика. Тут становится понятно, почему Врубель так любил Ибсена, у которого, особенно у позднего, все демонические фигуры терпят крах. Это развенчание демонической идеи, дерзающей подменить собой мир. И есть глубокая риторическая логика в том, что после 90-х годов, этой — для Врубеля — эпохи сочинительства, поздние его рисунки, сделанные в психиатрической больнице, представляют собой возвращение к натуре.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама