THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Понятие наземного транспорта, его виды

Транспорту принадлежит важная роль в развитии экономики Российской Федерации. Он обеспечивает развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства и иных сфер деятельности государства. Транспортная деятельность является одной из гарантий реализации закрепленных в Конституции РФ принципов свободы перемещения товаров и услуг, свободного передвижения граждан.

В теории права принято делить транспорт на пять видов - автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт . В отдельных работах можно встретить утверждение от том, что к видам транспорта относится гак называемый « трубопроводный транспорт» . С этим мнением нельзя согласится. Как указано в проекте Соглашения об информационном взаимодействии госу- дарств-учасгников Содружества Независимых Государств в области обеспечения транспортной безопасности транспортные средства - это устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования. Далее дастся перечень видов транспортных средств, среди которых не значится трубопровод как одно из транспортных средств. Перекачка нефти, подача газа и др. по магистральным трубопроводам нс подпадают под действие норм главы 40 «Перевозка» ГК РФ, а также какого- либо транспортного закона.

Необходимо отметить, что выделение указанных пяти видов транспорта не в полной мерс отвечает закрепленным нормативным положсниям об их системе. Так, в Федеральном законе «О транспортной безопасности» наряду с пятью видами транспорта указывается также электрический городской наземный пассажирский транспорт (и. 11 ст. 1). К нему Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (и. 2 сг. 1) и Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п.н. 13 и. I ст. 3) относят трамвай и троллейбус.

Кроме того, Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» выделяет внеуличный транспорт для перевозки пассажиров (пассажирский транспорт), к которому относит метрополитен, легкое метро, внеуличный трамвай и монорельсовый транспорт (ст. 3).

Таким образом, опираясь на положения законов, есть основания выделить следующие виды транспорта:

  • -автомобильный;
  • -железнодорожный;
  • -воздушный;
  • -морской;
  • -внутренний водный;
  • -городской наземный электрический транспорт для перевозки пассажиров;
  • -внеуличный транспорт для перевозки пассажиров.

Каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Что касается автомобильного, железнодорожного, городского наземног о электрического транспорта, а также внеуличного транспорта для перевозки пассажиров, то с учетом сферы иеггользования их объединяет общее название - наземный транспорт.

Входящие в его состав последние два вида транспорта с учетом применения для ггерсвозок электрической тяги, а также ограничения иеггользования только в городских условиях могут быть объединены общим названием «городской электрический транспорт».

В отличие от воздушного и морского транспорта наземный транспорт характеризуется использованием созданных для него транспортных артерий - автомобильных и железных дорог, трамвайных путей, путей метрополитена, путей монорельсового транспорта (ходовых балок монорельсовых транспортных систем). Они должны отвечать установленным требованиям, быть оборудованы надлежащим образом, обеспечивать безопасность перевозок. Указанные транспортные артерии должны постоянно поддерживаться в исправном состоянии. Для их эксплуатации приняты специальные правила, подлежащие строгому соблюдению.

Автомобильный и железнодорожный транспорт, объединенные общими признаками, имеют существенные различия. Рассмотрим основные из них.

Автомобильный транспорт обладает высокими мобильностью и маневренностью, оптимальными скоростными характеристиками перевозок. Он не требует значительных затрат на создание инфраструктуры, какими отличаются железнодорожный транспорт.

Преимущество автомобильного транспорта но сравнению с железнодорожным состоит еще и в том, что только при автомобильных перевозках транспорт, как правило, подается иод погрузку к складским помещениям грузоотправителя, а для разгрузки - к складским помещениям грузополучателя. На других же видах транспорта, в том числе на железнодорожном, г рузоотправитель доставляет г руз к транспортному средству, а грузополучатель вывозит его с разгрузочной площадки перевозчика.Это требует от них существенных дополнительных затрат.

Указанные особенности позволяют активно использовать автомобильный транспорт наряду с другими видами в ггеревозочном процессе.

Что касается железнодорожного транспорта, то масштабы его участия во внутренних и международных перевозках определяются рядом его преимуществ гго сравнению с другими видами транспорта, в том числе и автомобильным транспортом. Это касается возможностей железнодорожного транспорта, особенностей эксплуатации, наличия инфраструктуры и т.п.

Так, его отличает способность перевозить значительные объемы грузов на дальние расстояния. И хотя скоростной режим перевозок железнодорожным транспортом значительно уступает некоторым видам транспорта (например, воздушному, а также автомобильному транспорту) это компенсируется такими его преимуществами, как высокая перевозная способность, универсальность использования, регулярность осуществления перевозок, практически неуязвимость от погодных условий. Перечисленные возможности железнодорожного транспорта диктуют политику организации внутренних и международных железнодорожных перевозок по маршрутам, характеризующимся большими потоками разнообразных 1рузов, измеряемых миллиардами тонн в год, массовыми пассажирскими перевозками. Железнодорожный транспорт является одним из наиболее экологически безопасных видов транспорт.

Рост масштабов перевозок требуют оптимизации деятельности железнодорожного транспорта, совершенствования его правовой базы. Это обусловлено также проводимой в Российской Федерации реформы железнодорожного транспорта. Его акционирование внесло коррективы в приоритеты развития железнодорожного законодательства, закрепления формирующихся правоотношений в связи с использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта, совершенствования норм, устанавливающих функционирование железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования, а также определяющих договорные отношения сторон в связи с перевозками, их ответственности при нарушении обязательств.

В условиях возрастающей тенденции гармонизации вну тренних правовых систем и международной исгочниковой базы весьма актуальным является анализ норм, регулирующих организацию и осуществление внутренних и международных железнодорожных перевозок, выявление направлений и способов унификации указанных норм.

Принципиальное отличие городского электрического транспорта от автомобильного и железнодорожного заключается, во-первых, в том, что он осуществляет только перевозки пассажиров и, во-вторых, в том, что территория его действия, как следует из названия, ограничивается пределами городской черты. В связи с этим его главные задачи заключаются в обеспечении безопасности перевозок и создания комфортных условий для пассажиров. Поскольку городской электрический транспорт частично урегулирован Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТГНЭТ), его деятельность рассматривается в разделе 2 «Правовое регулирование перевозок автомобильным транспортом» монографии.

  • См.: Гражданское право: учебник в 3 т. Т. 2 / под ред. А.П.Сергеева. - М.: РГ-Пресс, 2009. С. 512; Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник. М: Юстиции-форм. 2004. С. 8.;Транспортное право: учебное пособие / О.В.Сиваков,А.Б.Новосельцев, В.Г.Ермолаев, Ю.Б.Маковский. - М.: Былина. 2000. С. 9;
  • ‘ См.: Морозов С.Ю. Транспортное право: учебное пособие. М.: Волтере Клувер.2010. С. 15.
  • Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ.
  • Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ.

Любое предприятие взаимодействует с внешней средой. Особенно важным является это взаимодействие при организации и управлении материальными потоками. Успешное функционирование компании, которая производит какие - либо товары, сводится к такой схеме: закупка сырья - отгрузка готовой продукции посреднику - реализация товара покупателю. Каждый этап этого звена сопровождает транспортная логистика.

Этот вид логистики способствует качественному и безопасному перемещению грузов. При этом необходимо экономно расходовать ресурсы и выбирать наиболее оптимальный маршрут.

Помогут соблюсти все нюансы логистические компании. Благодаря опытным и квалифицированным кадрам каждый этап транспортировки продуман до мелочей, груз прибывает в пункт назначения целостным и в нужное время.

Транспортная логистика - сложная наука, которая требует специальных знаний.

Транспортная логистика - что это простыми словами, ее цели

Понятие транспортной логистики во многом схоже с понятием простой логистики. Если давать определение простыми словами, то это организация доставки и перемещения материальных объектов, грузов по оптимальному маршруту с помощью транспортных средств.

Этот подраздел чрезвычайно важен. Когда предприниматель только начинает свой бизнес, то при небольшом объеме продаж он может самостоятельно заниматься транспортировкой. Но с ростом своего дела растут и объемы продаж. Теперь проблематично заниматься перемещением сырья и готового продукта. В этом случае рационально воспользоваться услугами транспортной логистической компании.

Такая организация обеспечит безопасность груза, подберет оптимальный маршрут, чтобы сэкономить средства на транспортировку.

Главной целью транспортной логистики является доставка грузов в назначенное место и время с высокими показателями качества и в нужном количестве. Это значит, что должна быть соблюдена пунктуальность, товар должен быть не испорчен и прибыть в том же количестве, что указано в документах.

Затраты на транспортировку занимают одну из основных позиций среди остальных видов затрат. В целях руководства предприятия - сделать этот показатель меньше. Именно поэтому транспортная логистика рассматривается, как:

  • эффективный способ воздействия на затраты благодаря правильно выбранному транспорту;
  • рациональная организация всего процесса транспортировки из пункта отправки к пункту назначения;
  • возможность качественного хранения и обработки груза.

Фирмы - производители и посредники готовы платить транспортно - логистическим компаниям за то, что они:

  1. Подберут оптимальный вид транспорта для конкретного груза.
  2. При необходимости смогут совместить несколько видов транспорта в одной цепи.
  3. Выберут оптимальный маршрут следования.
  4. Будут экономно расходовать ресурсы, снижать затраты на транспортировку.
  5. Обеспечат безопасность груза.

В интересах логистической компании выполнять свои обязанности качественно, потому что конкуренция в этой отрасли высокая.

Чтобы уменьшить расходы предприятия на транспортировку, необходимо подобрать оптимальную транспортно - логистическую схему.

История возникновения отрасли

Транспортная логистика берет свое начало с Европейского Конгресса в Берлине 1974 года. На нем впервые был произнесен этот термин, давалось полное его определение, цели, задачи и перспективы развития.

Были обозначены внушительные сферы влияния такой логистики. Необходимость появления такого понятия возникла из-за развития мировой экономики. Появилась необходимость систематизировать эти процессы, создать грамотную схему перемещения грузов и обеспечить их сохранность.

Транспортная логистика быстро нашла отклик на Западе и рынок таких услуг сформировался там еще в 1990 году. Его емкость ежегодно возрастает на 20 %. Даже в период кризиса и экономического спада транспортно - логистические услуги пользуются спросом.

В России такой вид услуг появился только во время перехода к рыночной экономике. Эта отрасль до сих пор активно развивается и набирает обороты.

Негативное влияние на это направление оказывают факторы:

  • нестабильность экономических процессов;
  • медленный рост производства;
  • плохое состояние транспортных путей;
  • низкие показатели технической базы.

Надежду на оптимизацию процесса дают два фактора:

  • высокий уровень подготовки специалистов, кадров этой отрасли;
  • появление новых организаций, схем сбыта и снабжения.

Транспортная логистика - совсем еще молодое направление, которое под влиянием внешних экономических факторов проходит трансформацию. В том, что это важная отрасль, не сомневается никто. Особенно положительные черты отметят крупные предприятия с большим товарооборотом.

Основные виды транспорта, их определение

Транспортная логистика тем и отличается от простой логистики, что перемещение грузов происходит с помощью транспорта. Большое его разнообразие позволяет оптимально составить маршрут и задействовать несколько видов одновременно, если это снизит расходы и сэкономит время доставки.

Транспорт нельзя путать с транспортным средством. Это более широкое понятие.

Транспорт - это совокупность транспортных средств, путей сообщения, различных построек и сооружений на этих путях с целью перемещения грузов и людей.

Различают несколько видов транспорта. По назначению он подразделяется на:

  1. Транспорт общего пользования (пассажирский, для перемещения товаров и т.д.).
  2. Специального назначения (военный, медицинский).
  3. Индивидуального пользования (личные авто, самолеты).

По затратам энергии транспорт бывает:

  • приводимый в движение собственным двигателем (тепловым, электрическим, гибридным);
  • приводимый в движение с помощью ветра (парусники и различные суда, основанные на этом принципе);
  • работающий от силы, полученной от человека (велосипеды);
  • транспорт, перемещающийся благодаря животным.

Также существует градация транспорта по среде перемещения.

Наземный транспорт подразделяется на:

  • железнодорожный - перевозит грузы и пассажиров колесными транспортными средствами с помощью рельсовых путей (поезда, трамваи, метро);
  • автомобильный транспорт - перевозит грузы и людей по безрельсовым дорожным путям моторными средствами, которые имеют хотя бы 3 колеса (мотоциклы и подобные средства сюда не относятся);
  • трубопроводный - вид транспорта, который перемещает по трубе жидкие и газообразные вещества;
  • воздушный транспорт - состоит из воздушных судов и инфраструктуры, прилегающей к ним (ангары, аэропорты, диспетчерские);
  • водный - перевозит грузы и пассажиров по естественным или искусственным водным путям (бывает морским и речным).

Также можно выделить специфические виды транспорта:

  • подводный;
  • космический;
  • лифты и фуникулеры;
  • элеваторы.

Все эти виды необычайно важно для эффективной транспортировки грузов. Важно знать их особенности, характеристики, достоинства и недостатки, чтобы суметь подобрать оптимальный вариант и правильно совместить их для получения максимальной выгоды.

Типы транспорта

Типы транспорта - это более узкое понятие. Но зная, какие виды транспорта помогают осуществлять перемещение, дать им определение будет несложно.

Можно выделить такие типы железнодорожного транспорта:

  • паровоз;
  • электровоз;
  • электропоезд;
  • тепловоз;
  • путевая машина;
  • дизель-поезд;
  • вагон пассажирский и багажный;
  • вагон изотермический;
  • цистерна;
  • полувагон;
  • платформа.

Типы автомобильного транспорта:

  • легковое авто общего и специального назначения;
  • грузовой автомобиль общего и специального назначения;
  • грузопассажирский автомобиль;
  • автомобиль - тягач;
  • сидельный тягач;
  • пассажирский прицеп с разными техническими характеристиками;
  • грузовой прицеп специального и общего назначения;
  • караван;
  • пассажирский полуприцеп с различными техническими характеристиками;
  • грузовой полуприцеп;
  • автобус общего и специального назначения;
  • сочлененный автобус.

Водный и воздушный вид транспорта различают водное и воздушное судно соответственно.

Также существует такой тип транспорта, как контейнер. Он также часто используется при транспортировке грузов.

Каждый тип транспорта имеет свое точное определение, технические характеристики и цели использования. С помощью широкой классификации типов можно получить более целостное и объемное понятие видов транспорта.

Виды транспортных перевозок

Транспортная перевозка - сложный процесс, состоящий из множества звеньев. Справится с этой задачей может предприятие самостоятельно или воспользоваться услугами логистической компании. Все зависит от объема работы и бюджета, которым обладает предприятие.

В системе транспортных перевозок существует два понятия: перевозчик и экспедитор. Они представляют собой две стороны одно медали, без них невозможен эффективный процесс перемещения грузов.

Перевозчики совершают физическое перемещение груза из точки отправки в точку прибытия. Экспедиторы при этом осуществляют ряд вспомогательных функций: оформляют документацию, помогают грузу пересечь таможню, контролируют погрузку и выгрузку, страхование, хранение груза.

Крупные компании, которые имеют необходимые средства, всегда пользуются услугами экспедитора. Также существует понятие логистического партнера. Это лицо, которое указывает вспомогательные услуги. К ним относятся: страховые и охранные компании, таможенные брокеры, компании, совершающие упаковку грузов, и прочие важные объекты.

Различают такие виды перевозок:

  1. Одновидная - подразумевает использование одного вида транспорта. Чаще всего используется, когда нужно доставить груз из пункта в пункт без складирования и переработки.
  2. Комбинированная - когда используются несколько видов транспорта. Это способствует повышению эффективности перевозки и снижает расходы.

Если речь идет о международных торговых связях, то чаще всего используется именно второй вид перевозок. Например, к пункту отправки груз перевозят на железнодорожном транспорте, затем его перегружаю на грузовики и везут в аэропорт, а после уже грузят на воздушное судно. По прилету товар разгружают на авто и везут в пункт назначения.

Виды транспортной логистики и ее основы

Транспортная логистика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя подразумевает перемещение грузов внутри компании и между ее филиалами. Внешняя же транспортная логистика позволяет перевозить груз от производителя к потребителю.

Также такой вид логистики различается по принципу организации процесса:

  1. Логистический принцип предполагает наличие только одного оператора перевозки. Благодаря этому процесс получается систематическим и последовательным. Так постепенно появляются общие тарифы на транспортировку.
  2. Традиционный - нет единого оператора, а все участники взаимодействуют между собой. Стоимость на определенные услуги внутри транспортной цепи известны только смежным участникам. Поэтому тут нет единых тарифов.

Первый вариант считается более универсальным и надежным. Компании не нужно переживать, что какое - то звено даст сбой и перевозка не состоится. Это чревато предприятию крупными потерями, а транспортно - логистическая компания получит урон своей репутации.

Задачи и функции транспортной логистики

Сложная система, которая формирует транспортную логистику, должна выполнять такие основные функции:

  • доставка груза и прогноз оптимального процесса;
  • оформление документации, которая сопровождает груз;
  • соблюдение юридических норм и правил;
  • расчет за услуги транспортировки отдельным участникам процесса;
  • работы по погрузке и разгрузке;
  • правильная упаковка и складирование;
  • оптимизация процесса с помощью автоматизации и внедрения технических инноваций;
  • информационное сопровождение груза;
  • таможенные и страховые услуги.

Основная задача транспортной логистики - выполнить перевозку груза в установленный срок качественно с минимальными затратами.

Чтобы это сделать, нужно выполнить ряд подзадач.

Сперва следует проанализировать пункты доставки. Менеджер должен учесть особенности груза, местность, ландшафт, вид транспорта, особые условия перевозки (пожаробезопасность, габариты груза и т.д.). Обобщив информацию, он может принять решение использовать несколько видов транспорта, сделав промежуточные пункты для разгрузки - погрузки.

Затем следует проанализировать сам груз. Во внимание берутся все характеристики - хрупкость, вес, состояние, влияние температур и других факторов. Например, ядовитые вещества нельзя провозить через населенные пункты.

Теперь приходит время определиться с транспортом. Тут важно учесть его характеристики, тарифы и время транспортировки. У всех видов транспорта есть свои минусы и плюсы. Важно выбрать оптимальный вариант для конкретного груза.

Построение маршрута - также важная задача транспортной логистики. Опытный менеджер всегда подбирает несколько вариантов пути, чтобы иметь запасной вариант. Также следует просчитать риски и расходы в случае повреждения и задержки груза.

Контроль за выполнением процесса позволяет информировать заказчика о месте нахождения груза, его сохранности. Для этого используются навигационная техника, мобильная связь и Интернет.

Документация, сопровождающая процесс

Эта отрасль полностью регламентируется законами разного вида и содержания. Основным документом, которые сразу же составляется между заказчиком и исполнителем, является договор. В нем указывается, что логистическая компания обязуется выполнить задачу в срок, оговоренный в документе, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в полном объеме.

Для транспортировки груза обязательно должны быть составлены такие документы:

  • доверенность на перевозку;
  • товарно - транспортная накладная;
  • накладные на груз;
  • сводные ведомости;
  • счета - фактуры.

В зависимости от вида транспорта, который был выбран, документальная база может быть дополнена.

Заключение

Транспортная логистика - неотъемлемая часть функционирования предприятий разных форм собственности, масштаба и прибыльности. Без этой системы доставка грузов была бы несовершенной. Компании бы постоянно теряли свои доходы, лишались товара и клиентов.

Положительной чертой в развитии транспортной логистики является то, что сфера совершенствуется, автоматизируется и выходит на новый высокие уровни.

ДВИГАТЕЛЬ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Общее устройство автомобиля

Автомобиль представляет собой сложный механизм, состоящий из различных систем и механизмов. Выпускается множество различных марок и моделей автомобилей, но любой автомобиль состоит из трех основных частей: кузова, двигателя и шасси.

Кузов служит для размещения перевозимого груза. В легковых авто­мобилях и автобусах в кузове находятся, как правило, пассажиры и во­дитель. Кузов грузового автомобиля состоит из платформы для груза и кабины водителя.

Двигатель - машина, преобразующая тепловую энергию топлива в механическую работу.

Шасси состоит из трансмиссии, несущей системы, мостов, подвес­ки, колес и механизмов управления.

На рис. 1.1 показано устройство автомобиля КамАЗ-5320.

Крутящий момент, создаваемый двигателем, с помощью трансмис­сии передается на ведущие колеса автомобиля.

В состав трансмиссии входят: сцепление, коробка передач, кардан­ная передача, главная передача, которая устанавливается в картерах ве­дущих мостов, где размещены дифференциал и полуоси, посредством которых крутящий момент от главной передачи подводится к ведущим колесам.

На полноприводных автомобилях, где все колеса ведущие, между коробкой передач и главной передачей устанавливается раздаточная ко­робка.

Несущая система является базой всего автомобиля, к ней относится рама или кузов (легковой автомобиль).


Рис. 1.1. Устройство автомобиля КамАЗ-5320: 1 - двигатель; 2 - сцепление; 3 - коробка передач; 4 - карданная передача; 5 - средний мост; 6 - рама; 7- задняя подвеска; 8 - зад­ний ведущий мост; 9 - платформа с откидными бортами; 10 - задние ведущие колеса; 11 - баллоны тормозной системы; 12 - передние управляемые колеса; 13 - рулевое управле­ние; 14 - кабина

Колеса устанавливаются на мостах, которые через подвеску связаны с рамой. Совокупность данных элементов называют ходовой частью.

Система управления состоит из механизмов рулевого управления и тормозной системы.

Взаиморасположение двигателя, механизмов трансмиссии, кабины и грузовой платформы, т. е. компоновка автомобиля, может быть са­мым разнообразным.



Классификация автомобильного транспорта

Состав из автомобиля и буксируемого им прицепа или полуприцепа называется автопоездом.

Автомобильный транспорт делится на грузовой, пассажирский и специальный.

К грузовому автотранспорту относятся грузовые автомобили, авто­мобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.

К пассажирскому автотранспорту относятся легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы.

Автомобили вместимостью до восьми человек (включая водителя) относятся к легковым, свыше восьми человек - к автобусам.

К специальному автотранспорту относятся автомобили, прицепы и полуприцепы для выполнения нетранспортных работ, оснащенные со­ответствующим оборудованием, - машины для уборки улиц, пожар­ные, автокраны и т. п. Использование прицепов позволяет увеличить производительность транспортных работ и снизить себестоимость перевозок. К прицепному автотранспорту относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Одноосные прицепы (рис. 1.2, а) соединяются с автомобилем с по­мощью дышла. При хранении прицепа используются передняя и задняя опоры.

От двухосного прицепа (рис. 1.2, б) вертикальные нагрузки на авто­мобиль не передаются.

Прицепы-роспуски (рис. 1.2, в) применяются для перевозки длин­номерных грузов. Они имеют поворотный конник 3, представляющий собой опорную поворачивающуюся балку, которая обеспечивает пра­вильное размещение груза.

Дышло 2 прицепа-роспуска выполняется раздвижным, что позволя­ет перевозить грузы различной длины.

Полуприцепы (рис. 1.2, г) передней частью опираются на седельное устройство автомобиля, которое расположено на раме вместо кузова. Такие автомобили называются седельными тягачами. Часть нагрузки от массы полуприцепа и массы перевозимого им груза распределяется на раму седельного тягача. Отсоединенный от тягача полуприцеп опирает­ся на поддерживающую опору 4.



г)

Рис. 1.2. Виды прицепного автотранспорта: а - одноосный прицеп; б - двухосный прицеп; в - прицеп-роспуск; г - полуприцеп; 1 - подставка; 2 - дышло; 3 - поворотный конник; 4 - стойка

Обозначение отечественного подвижного состава состоит из назва­ния завода-изготовителя и четырехзначных цифр, где первая цифра обозначает класс автомобиля, вторая - вид автомобиля, а две послед­ние - порядковый номер модели автомобиля.

Виды автомобилей и их обозначения:

1 - легковые;

2 - автобусы;

3 - грузовые;

4 - тягачи;

5 - самосвалы;

6 - цистерны;

7 - фургоны;

8 - резерв;

9 - специальные.

Легковые автомобили делят на пять классов в зависимости от рабо­чего объема двигателя:

Класс Рабочий объем двигателя, л

Особо малый................................... До 1,099

Малый.............................................. 1,1-1,799

Средний........................................... 1,8-3,499

Большой.......................................... 3,5 и более

Высший............................................ Не регламентируется

Автобусы делят на пять классов в зависимости от длины:

Класс Длина, м

Особо малый................................... До 5

Малый.............................................. 6-7,5

Средний........................................... 8,5-10

Большой.......................................... 11-12

Особо большой............................... 16,5-24

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от их полной массы (в тоннах) делятся на следующие классы: менее 1,2; 1,2-2; 2-8; 8-14; 14-20; 20-40; более 40 т.

Таблица 1.1 иллюстрирует цифровую классификацию отечествен­ных автомобилей.

Пятая цифра в обозначении - модификация базовой модели. В обозначение машин экспортного исполнения добавляется шестой знак: экспортному исполнению присваивается цифра 6, тропическому исполнению - 7.

Для прицепов, полуприцепов и роспусков предусмотрены следую­щие классы: 8 - прицепы; 9 - полуприцепы и роспуски. Вид обозна­чается второй цифрой, которая соответствует виду автомобиля, напри­мер, 1 - прицеп или полуприцеп к легковым автомобилям, 2 - к авто­бусам и т. д.


Таблица 1.1. Индексы автомобильных подвижных составов в зависимости от класса

Легковые автомобили Автобусы Грузовые автомобили
Рабочий объем двигателя, л Индекс Длина, м Индекс Полная масса, т с борто­вой плат­формой седель­ные тя­гачи само­свалы цис­терны фур­гоны специ­альные
До 1,099 До5 До 1,2
1,1-1,799 6-7,5 1,2-2
1,8-3,499 8-10 2-8
Свыше 3,5 11-12 8-14
16,5-24 14-20
20-40
Свыше 40

Третья и четвертая цифры обозначения прицепов и полуприцепов определяют модель в зависимости от их полной массы и представляют собой ряд номеров (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Цифровое обозначение прицепов, полуприцепов, роспусков в зависимости от их полной массы

Примеры обозначения автомобилей:

КамАЗ-5320 - грузовой автомобиль, выпускаемый Камским авто­мобильным заводом, полная масса 15 305 кг, модель 20;

КамАЗ-5511 - самосвал, полная масса 19 000 кг, модель 11;

ВАЗ-21036 - легковой автомобиль, рабочий объем двигателя 1,3 л, выпускается Волжским автомобильным заводом, с правым расположе­нием органов управления;

ОдАЗ-99871 - полуприцеп-фургон Одесского автосборочного заво­да с цельнометаллическим кузовом, полная масса 29,2 т.

Транспортные средства представляют собой устройства, предназначенные для перемещения из одного места в другое людей, различных грузов и разнообразного установленного на транспортном средстве оборудования. Виды транспорта классифицируются в зависимости от среды, в которой функционирует транспортное средство и осуществляется перевозка. Различают водные, наземные, воздушные, подземные и космические транспортные средства. Также существуют комбинированные транспортные средства, способные передвигаться в нескольких средах - амфибии, аэропланы, некоторые виды транспорта на воздушной подушке.

Виды водных транспортных средств

К водным видам транспорта относятся транспортные средства, осуществляющие перевозки по воде - рекам, океанам, каналам, морям, водохранилищам и озерам. Основным видом транспорта для воды является судно. В зависимости от глубины водоема водный транспорт делится на следующие виды:

  • речной - паромы, баржи, речные трамваи, суда на воздушных подушках;
  • морской - круизные лайнеры, тяжеловозы, танкеры, контейнеровозы.

К минусам водных транспортных средств можно отнести их низкую скорость, сезонность навигации и возможность прямого межконтинентального сообщения, а к плюсам - большую вместительность и низкую минимальную стоимость транспортировки.

Виды грузовых транспортных средств

Грузовым транспортом может считаться транспортное средство, передвигающееся в любой среде. Существуют грузовые самолеты, грузовые суда, грузовые поезда и разнообразный наземный колесный грузовой транспорт. Различаются следующие виды наземных грузовых автомашин:

  • Грузовые автомобили, объединенные с кузовом - бортовые грузовики, фургоны, темрофургоны;
  • Самоходные тягачи, предназначенные для буксировки прицепной техники и прицепов;
  • Прицепы без собственных двигателей, которые предназначены для сцепки с тягачом в составе автопоезда;
  • Полуприцепы со сцепным устройством - тентованные, бортовые, платформы, тралы, рефрижераторы, самосвалы.

Виды специальных транспортных средств

К категории специальных транспортных средств относится транспорт, используемый для целей, отличных от гражданских, или имеющий специальное оборудование. Существуют следующие виды специальных транспортных средств:

  • Автомобили, мотоциклы и автобусы оперативных служб полиции;
  • Автомобили скорой медицинской помощи;
  • Машины городского коммунального хозяйства - снегоуборочная техника, поливальные машины;
  • Войсковой транспорт (бронетранспортеры, боевые машины и другое);
  • Машины МЧС, пожарные автомобили;
  • Внутрипроизводственный транспорт, использующийся на крупных предприятиях.

Основные виды транспортных средств

Кроме среды перемещения, транспорт различается по функциональному назначению. Выделяют общий транспорт (общественный), личный транспорт и транспорт специального назначения (технологический и военный). Также транспортные средства можно классифицировать на несколько различных видов по используемым источникам энергии на следующие категории:

  • транспорт с электрическим двигателем;
  • транспорт с тепловым двигателем;
  • транспорт с гибридным двигателем;
  • транспорт без собственного двигателя - парусный и приводимый в движение мускульной силой.

К современным и перспективным видам транспорта можно отнести транспортные средства на магнитной подушке и автоматический транспорт без водителя.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама