THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Смена налогового режима с ОСНО на УСН организациями или индивидуальными предпринимателями происходит в добровольном порядке по правилам, установленным гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Рассмотрим эти правила.

Чем отличается ОСНО от УСН

Отличия общей системы налогообложения (ОСНО) от упрощенной (УСН) состоят в следующем:

  1. Применять ОСНО может любая организация, при регистрации она присваивается по умолчанию. Чтобы работать на УСН, нужно соответствовать требованиям ст. 346.11-346.13 НК РФ.
  2. Отчетность и количество налогов у этих систем отличаются. При ОСНО уплачиваются все виды налогов, а «упрощенцы» в отличие от «общережимников» не совершают взносов по налогам на прибыль, на имущество и НДС. Индивидуальные предприниматели дополнительно освобождаются от НДФЛ.
  3. При ОСНО объектом налогообложения (ОН) является прибыль, при УСН — доходы либо доходы за вычетом расходов.
  4. Ставка налога на прибыль для «общережимников» установлена в размере 20%, при этом для отдельных видов доходов могут быть приняты другие ставки. Например, для доходов от ГЦБ субъектов РФ определена ставка 15% (подп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ).

Если «упрощенец» выбрал ОН в виде доходов, то последние облагаются налогом в размере 6%, если доходы минус расходы — 15%. Субъекты РФ могут понизить эти ставки.

Кто может перейти на УСН

В ст. 346.12 НК РФ указываются условия смены налогового режима на упрощенный и перечисляются виды деятельности, при которых нельзя рассчитывать на это ни в каких случаях:

  1. Чтобы у организации (или ИП) появилось право стать «упрощенцем», она за 9 месяцев должна заработать не более 112,5 млн руб., в ее штате должно работать до 100 человек, а остаточная стоимость основных средств (ОС) не должна превышать 150 млн руб.
  2. «Упрощенцами» не могут стать:
  • банки;
  • страховые компании;
  • ломбарды;
  • инвестиционные фонды;
  • частные нотариусы и адвокаты;
  • организаторы азартных игр;
  • МФО и т. д.

Применять упрощенку не могут ИП и предприятия, своевременно не уведомившие ФНС о переходе на эту систему.

Уведомление о переходе на УСН

Смена налогового режима с ОСНО на УСН начинается с отправки уведомления в ФНС (п. 1 ст. 346.1 НК РФ). При этом надо учитывать следующее:

  1. Это делается в любой день в течение года, вплоть до 31 декабря, перед годом, когда организация перейдет на упрощенку.
  2. Уведомление заполняется по форме 26.2-1, в которой указывается ОН, доход за 9 месяцев, остаточная стоимость ОС на 1 октября.
  3. Уведомление может быть отправлено в электронной форме.

Упрощенцами могут стать новые организации и ИП, если они подадут уведомление в течение 30 дней после внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Подробнее о порядке уведомления налоговиков о смене системы налогообложения — в статье Заявление о применении УСН при регистрации ООО (нюансы) .

Объекты и база налогообложения при УСН

Как отмечалось выше, ОН упрощенцев являются доходы либо доходы за вычетом расходов. Это прямо указано в ст. 346.14 НК РФ.

Желаемый объект налогоплательщик определяет сам, в т. ч. и в случае изменения имеющегося на другой с начала налогового периода, т. е. нового года. У участников договора простого товарищества и доверительного управления такого права нет, они могут использовать только «доходы минус расходы».

Указанные объекты в денежном выражении составляют налоговую базу.

Что считается доходом упрощенца:

  • выручка от реализации товаров или услуг, имущественных прав;
  • внереализационные доходы (сдача имущества в аренду, курсовая разница, передача исключительных прав и другие, указанные в ст. 250 НК РФ).

Расходами при УСН признаются (ст. 346.16 НК РФ):

  • покупка, строительство и ремонт ОС;
  • приобретение исключительных прав;
  • проведение научных исследований и разработок, патентование;
  • внесение арендных платежей;
  • выплата заработной платы, командировочных, пособий по беременности и родам;
  • совершение взносов в фонды обязательного страхования;
  • выплата процентов по кредитам;
  • содержание служебного транспорта и т. д.

Доходы и расходы признаются на дату фактического поступления/перечисления денежных средств.

Если доходы или расходы были получены/произведены в иностранной валюте, то при выведении баланса они учитываются в рублях, рассчитанных по курсу ЦБ РФ в дату совершения этих операций.

Отчетность при УСН

«Упрощенцы» отчитываются ежеквартально и по окончании налогового периода (1 года).

Ежегодно они должны подавать в ФНС налоговую декларацию. Ст. 346.23 НК РФ установлены сроки ее подачи:

  • для организаций — до 31 марта нового года;
  • ИП — до 30 апреля.

Если фирма или ИП перестали работать на УСН по своему желанию, то декларацию они подают до 25-го числа следующего месяца после смены режима налогообложения.

Если организация или ИП перешли на другой режим принудительно, то декларация подается до 25-го числа месяца после квартала, когда это произошло.

Кроме декларации в годовую отчетность упрощенца входят:

  • баланс и отчет о прибылях и убытках;
  • справка о среднесписочной численности работников;
  • справки о начисленной зарплате (2-НДФЛ);
  • ведомости по взносам в ФСС, ПФР и т. д.

Как происходит смена налогового режима с ОСНО на УСН

Итак, первое, что должен сделать налогоплательщик для перехода с ОСНО на УСН, — это подать уведомление в ФНС по месту нахождения организации или адресу регистрации ИП до 31 декабря года, предшествующего году начала применения УСН.

К уведомлению прикладываются отчет о прибылях и убытках, баланс, список работников.

Поскольку «упрощенцы» заменяют налог на прибыль, на имущество и НДС единым налогом, возникает необходимость в формировании переходного периода.

Следующие правила касаются предприятий, применявших при определении налоговой базы (далее — НБ) налога на прибыль метод начислений (ст. 346.25 НК РФ):

  1. В НБ на дату перехода на новый режим включаются авансовые платежи, полученные до перехода, если встречное исполнение производилось после перехода.
  2. В НБ «упрощенца» не учитываются доходы или расходы, уже учтенные по налогу на прибыль.
  3. Расходы, понесенные до перехода на УСН, используются при расчете НБ «доходы минус расходы», но в зависимости от момента их оплаты (до или после перехода) признаются соответственно либо на момент осуществления, либо на момент оплаты.
  4. Для целей УСН учитываются неучтенные доходы по долговым обязательствам, заключенным еще на ОСНО (письмо Минфина России от 11.07.2014 № 03-03-06/1/33868).
  5. Если организация применяла кассовый метод начислений НБ, указанные правила не применяются (см. письмо Минфина России от 07.03.2012 № 03-11-09/12).

В IV квартале налогового периода перед годом использования УСН можно получить вычет НДС с авансов за товары или услуги, которые будут получены после приобретения статуса «упрощенца», по основным средствам и нематериальным активам (п. 5 ст. 346.25 НК РФ).

Как учитываются и списываются основные средства

Учет основных средств при переходе с ОСНО на УСН имеет следующие особенности (для базы «доходы минус расходы»).

Если до начала действия упрощенки ОС полностью оплачены и активно используются, то на дату перехода на УСН они вводятся в размере их остаточной стоимости, которая рассчитывается по формуле (абз. 1 п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ):

где: P — цена приобретения ОС;

ƩA — сумма начисленной амортизации.

Порядок переноса ОС в число расходов в данном случае зависит от срока их полезного использования (далее — СИП):

  1. Если он меньше 3 лет, то списание ОС происходит в первый же год работы на упрощенке.
  2. Если срок составляет от 3 до 15 лет, то списание происходит поэтапно: в первый год работы на УСН минусуются 50% стоимости ОС, во второй — 30%, в третий — 20%.
  3. Списание ОС, СИП которых составляет больше 15 лет, происходит в течение 10 лет применения упрощенки равными суммами.

ВАЖНО! Основные средства, внесенные в уставный капитал, в состав расходов не включаются (письмо Минфина России от 11.04.2007 № 03-11-04/2/99).

Если ОС используются, но на дату начала действия упрощенки окончательно еще не оплачены, их можно будет списать только после окончательной расплаты с продавцом (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 03.04.2007 № 03-11-04/2/85).

Порядок перехода с УСН на ОСНО

Организации и ИП могут перейти с УСН на ОСНО, уведомив ФНС не позже 15 января года, когда они начнут работать на новом режиме (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).

Поскольку к «упрощенцам» предъявляются определенные требования к стоимости ОС, количеству персонала в штате и объему выручки, логично, что при несоблюдении этих требований налогоплательщик утрачивает право на использование УСН.

Законодатель прямо требует от организации, переставшей соответствовать необходимым требованиям, отказа от УСН в п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Тогда у нее будет 15 дней на сообщение в ФНС о переходе на ОСНО или другой режим налогообложения (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Такое сообщение составляется по форме 26.2-2.

Вернуть статус упрощенца фирма или ИП сможет как минимум через год (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).

Итак, порядок перехода с УСН на ОСНО таков:

  1. Налогоплательщик отправляет в ФНС уведомление об отказе от применения УСН (форма 26.2-3). Его можно послать и в электронном виде.
  2. В бухгалтерском учете отражаются реализованные, но не оплаченные товары и непогашенная кредиторская задолженность.
  3. К налоговому учету возвращаются основные средства. Их размер рассчитывается как разность между остаточной стоимостью, установленной при переходе на упрощенку, и понесенными по ним расходами по правилам упрощенки.

Эти правила соблюдаются при переходе на режим, при котором налоговая база будет определяться методом начисления.

Для кассового метода законодатель подобных требований не установил.

Поскольку при УСН происходит замена 3 (или 4 для ИП) видов налога одним, налогоплательщикам приходится корректировать налогооблагаемую базу.

Обращается внимание на авансы, даты фактического перечисления денег в структуре расходов или, наоборот, их фактического получения в связи с реализацией продукции, стоимость основных средств и начисленного/уплаченного НДС.

Вам понадобится

  • - статьи НК РФ «Об упрощенной системе налогообложения»;
  • - бланк заявления о переходе на УСН;
  • - ИНН, КПП для юридического лица;
  • - ИНН для индивидуального предпринимателя;
  • - паспорт для индивидуального предпринимателя;
  • - печать.

Инструкция

Для перехода предприятия или ИП с общей системы налогообложения на упрощенную ознакомьтесь с требованиями, установленными ст.346.12 НК РФ и проверьте их наличие на полное соответствие всем условиям. Требования не распространяются только на вновь созданные организации или ИП, хотя дальнейшая их деятельность должна соответствовать статьям НК РФ «Об упрощенной системе налогообложения».

После получения документов о регистрации юридического лица или ИП в течение пяти дней подайте заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, направив его в налоговый орган по месту регистрации.

При длительном осуществлении деятельности, находясь на общей системе налогообложения и желании перейти на , подайте заявление с 01 октября по 30 ноября текущего периода. В этом случае переход на УСН будет осуществлен следующим годом.

Обратитесь в налоговую инспекцию. Возьмите бланк заявления о переходе на упрощенку в двух экземплярах. Внимательно ознакомьтесь с его содержанием. В случае возникших вопросов обратитесь к сотруднику налоговой службы для получения разъяснений по его заполнению. Узнайте, каковы правила составления запроса для получения уведомления о переходе на УСН, который подается вместе с заявлением.

Воспользуйтесь правовой системой «КонсультантПлюс», в которой найдите бланк заявления, изучите приложенные к нему пояснения и заполните его в двух экземплярах. Дополнительно к нему составьте запрос, который в дальнейшем позволит получить уведомление о применении упрощенки, указав в нем дату подачи заявления.

Уточните время работы налоговой службы и часы их приема. Обратитесь к налоговому инспектору, передав ему заявление о переходе на упрощенку и запрос о выдаче уведомления. Один экземпляр заявления оставьте в налоговой инспекции, а второй возьмите себе, предварительно попросив поставить на нем штамп налогового органа, подпись и расшифровку подписи сотрудника, принявшего документ, а также указать дату его приема.

Узнайте у сотрудника налогового органа о сроках рассмотрения заявления и дате получения уведомления о переходе на упрощенку. Возьмите номер телефона отдела, занимающегося выдачей уведомлений.

Созвонившись с работником налоговой службы, уточните информацию о готовности уведомления, времени его получения и наличии необходимых для этого документов.

Видео по теме

Обратите внимание

Переходя на упрощенную систему налогообложения, взвесьте все ее плюсы и минусы. При применении упрощенки нельзя заниматься некоторыми видами деятельности, открывать филиалы, а перечень расходов имеет жесткие ограничения.

Полезный совет

Срок выдачи уведомлений о переходе на УСН должен составлять пять рабочих дней с момента подачи заявления. Уведомление необходимо иметь с целью его дальнейшего предъявления по требованию, как Пенсионного, так и других фондов. Связано это с тем, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, имеют значительно более низкие ставки по взносам по сравнению с организациями, использующими общую систему.

Источники:

  • НК РФ Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения. Статья 346.11. Общие положения
  • НК РФ Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения. Статья 346.12. Налогоплательщики
  • Формы налогового учета и отчетности. Заявление о переходе на УСН
  • Переход с ЕНВД на упрощенку

Очень часто индивидуальные предприниматели или организации переходят с единого налога на общую схему налогообложения. Причинами этого могут стать увеличение среднесписочной численности работников, увеличение доли одного из учредителей до 25% и другие аспекты деятельности организации, прописанные в статье 346.26 НК РФ. Как же правильно перейти с единого налога на общий?

Инструкция

Обратитесь в налоговую инспекцию, которая расположена по месту регистрации организации (согласно юридическому адресу). В налоговой инспекции необходимо написать заявление о желании перейти с единого на общий. Налоговый не предусматривает единой формы подобного заявления, поэтому его можно написать в удобной, произвольной форме. В заявлении желательно указать четкие причины перехода с одной схемы на другую. Все причины можно найти в статье 346.26 НК РФ. Пример заявления:
«Прошу ИП Иванов А.А. с 1 апреля 2011 года с упрощенной схемы налогообложения на общую систему на основании 2 пункта, 346.26 НК РФ, то есть в связи с увеличением среднесписочной численности работников».
При этом перейти с упрощенной схемы выплаты налогов на общую схему налогообложения можно только с начала нового отчетного налогового периода. А налоговым периодом на сегодняшний день признается квартал.

Приложите к заявлению соответствующую или отчет за последний налоговый период. Обязательно указывайте в заявлении приложения – кассовый метод учета расходов и ежемесячных доходов или метод начисления налоговой базы на полученную прибыль (доходы за вычетом расходов).

Ожидайте подтверждение налоговой инспекции о переходе на общую схему налогообложения. Такое решение налоговая инспекция обязана принять в течение одного месяца. Однако работать по новой системе налогообложения предприниматель сможет только с первого числа следующего отчетного периода. Согласно налоговому кодексу, по единому налогу налоговым периодом признается квартал. А значит, переход с этого вида налогообложения можно осуществить только в следующем квартале. До этого времени предприниматель продолжает работать по упрощенной системе налогообложения.

Видео по теме

Обратите внимание

При переходе с единого налога на общую систему налогообложения предприниматель или организация обязательно должны быть готовыми к уплате всех налогов, предусмотренных действующим законодательством, в том числе НДФЛ, налог на имущество и транспорт, НДС.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ в 2019

Налоговый кодекс позволяет перейти на упрощенную систему налогообложения раз в год. Заявление об этом можно подать в свою территориальную налоговую инспекцию с 1 октября по 30 ноября. При наличии у вас оснований для этого вас переведут на упрощенку с начала будущего года. Вновь регистрируемые предприятия и индивидуальные предприниматели вправе сделать это при регистрации.

Вам понадобится

  • - бланк или образец заявления;
  • - авторучка;
  • - компьютер с принтером (не обязательно).

Инструкция

Если вы уплачивали УСН, но не имеете по каким-либо причинам желание больше применять этот налоговый режим, и вы хотите в ближайший срок уйти с УСН, то вам необходимо создать такие условия, чтобы вы не попадали под этот вид налогового режима, например, откройте филиал. В таком случае вы можете перейти на другой налоговый режим с начала этого же месяца.

Однако если вы приняли решение уйти с УСН, то учтите, что предприниматель, который перешел с УСН на другой налоговый режим, имеет право при желании перейти на него не ранее, чем через год.

Малые предприятия в своей деятельности, в большинстве случаев, используют упрощенный режим налогообложения, которое устанавливает налоговое законодательство РФ.

Чтобы использовать упрощенный вариант налогообложения, нужно, кроме соответствия определенным требованиям, обратиться в отделение налогового органа с заявлением по форме 26.2-1 .

Нормативная база

Начала применяться упрощенная система в отношении учета и администрирования налогов в 1996 году и до сегодняшнего дня она является самой популярной среди участников экономики страны в статусе малого бизнеса.

УСН – это упрощенная система налогообложения, облегчающая следующие направления ведения бизнеса :

  • исчисление и уплату налога;
  • ведение бухгалтерской отчетности;
  • кроме этого, у предпринимателя возникает возможность сократить расходную часть по заработной плате, так как нет необходимости держать на предприятии бухгалтера.

Ведение бухучета при использовании данной системы регулируется ФЗ № 402 от 2011 года , при этом важно утвердить учетную политику на УСН. Особенности данного вопроса можно изучить в Письме Минфина от 2015 года № 03-11-06/2/10013 .

Форма декларации, применяемая по окончанию отчетного периода, утверждена в виде унифицированного бланка, утвержденного Приказом ФНС от 2016 года № ММВ-7-3/99 .

Порядок перехода на УСН

Данный процесс установлен законодательными актами РФ, при этом важно соблюдать все особенности перехода, учитывать наличие у субъекта подобных оснований. Закон дает возможность переходить на «упрощенку» с других режимов или применять ее сразу же в процессе первичной регистрации деятельности, при этом не стоит забывать о нормах и ограничениях.

Сроки подачи заявления при регистрации организации или ИП

Согласно законодательству, такая возможность вполне реальна, главное, действовать согласно предписаниям и соблюдать букву закона.

Подавать заявление на «упрощенку» желательно в процессе регистрации учредительных документов или же в течение месяца после получения документа о регистрации предприятия.

В случае пропуска данного периода субъект вне зависимости от его статуса перейдет на общую систему налогообложения, а обратиться относительно перевода на УСН сможет только по истечению годового налогового периода.

При этом важно учитывать все установленные ограничения , ст. 346.12 НК РФ :

  • численность работников – не более 100 наемных лиц;
  • объем общего дохода – не выше 150 млн. руб.;
  • стоимость основных средств – не дороже 150 млн. руб.

В случае превышения установленных параметров необходимо в установленные сроки сообщить в ИФНС и перейти на ОСНО.

Правила и сроки подачи заявления для существующих субъектов предпринимательства

Если предприятие уже работает, но оно обладает всеми параметрами для перехода на «упрощенку», и владелец желает этого, он согласно законодательству, вправе обратиться в налоговую с заявлением с целью перехода с существующего режима налогообложения на УСН.

Обратиться в ФНС следует до 31 декабря года, за которым планируется применение налоговой системы.

В процессе обращения субъект должен соблюсти все критерии для перехода на «упрощенку», которые важно рассчитать на начало октября текущего года. Согласно нормам, предприниматель должен рассчитать следующие параметры :

  • среднесписочная численность работников на предприятии – до 100 человек включительно;
  • стоимость основных средств – менее 150 млн. руб.;
  • общая сумма полученного дохода за истекшие 9 месяцев – может превышать 112,5 млн. руб, но за год не должна составить более 150 млн.руб.

Все полученные показатели важно сравнить с установленными нормативами. В случае полного соответствия можно обращаться с заявлением о переходе.

Совмещение УСН с другими спецрежимами

Предприятия на прочих налоговых режимах также вправе обратиться с просьбой о переходе на УСН или совместить данную систему с применяемым при соблюдении установленных нормативов.

Спецрежимы Показатели
ЕНВД или ПСН Такие субъекты вправе сочетать существующие режимы с УСН. Ситуация, когда такое возможно должна быть следующей – на спецрежимах или патенте существует несколько видов деятельности, но также имеется дополнительное направление, согласно которому предприятие развивается, вот его можно вести на «упрощенке»
Смена режима с ЕНВД и ПСН Такой вариант также возможен, но с учетом некоторых нюансов:
  • ведение раздельного учета показателей деятельности;
  • соблюдение сроков для уведомления ФНС, чтобы избежать двойного налогообложения

В любом из описанных случаев заявитель должен корректно заполнить форму заявления и своевременно ее предоставить в отделение ИФНС.

Порядок заполнения заявления на УСН

Итак, чтобы применить «упрощенку» в 2019 году, важно было успеть подать заявление до 31 декабря 2018 года (для уже существующих организаций).

В процессе его заполнения необходимо соблюсти все особенности указания данных предпринимателем и предприятием. Весь процесс состоит из нескольких шагов :


Оставшуюся часть бланка заполняет специалист ИФНС.

Причины отказа в применении УСН

Уведомление имеет информационный характер, то есть субъект может его подать и, не дожидаясь ответа налоговой, применять «упрощенку». Налоговая, в свою очередь, не обязана давать специальное разрешение. Однако, как показывает практика, все же иногда существуют факты отказа, например, при несоблюдении сроков для обращения в инспекцию.

Кто не может использовать УСН?

В первую очередь – это предприятия, которые не подходят под нее по первичным критериям, установленным законодательством. Кроме них, существует перечень, утвержденный ст. 346.12 НК РФ :

  • предприятия, имеющие филиалы;
  • банки и МФО;
  • страховщики за исключением брокера и агентов;
  • НПФ и инвестиционные фонды;
  • брокерские конторы и биржи;
  • ломбарды;
  • бюджетные и иностранные предприятия;
  • предприятия в сфере игорного бизнеса;
  • производящие подакцизные товары и добывающие полезные ископаемые;
  • участники, обладающие формой разделения продукции;
  • любые образования адвокатской деятельности;
  • сельскохозяйственные предприятия;
  • организации с долей участия прочих компаний свыше 25%.

Нарушение режима использования УСН и налоговые последствия

Если упрощенцем не соблюдаются установленные для применения режима требования, необходимо своевременно перейти на общий режим. Сделать это нужно с начала квартала, следующего за датой превышения, сообщение в ИФНС необходимо направить в 15-дневный срок. В случае несвоевременного перехода и уведомления налоговой, плательщик получает массу неприятностей, так как он не прекратил применение «упрощенки» и уже получил недоимки и штрафы по общему режиму.

Штрафы имеют внушительные размеры от 20% суммы занижения налогового обязательства, но не менее 40 000 рублей (за нарушения, признаваемые грубыми в соответствии со ст. 120 НК РФ).

Штраф может ожидать ИП и за факт непредоставления отчетности по УСН за период использования «упрощенки». Ее нужно предоставить в течение 25 дней после перехода на ОСНО или другую систему налогообложения.

Если налоговики докажут, что уклонение от перехода на ОСНО и неуплата полного объема налоговых обязательств носила умышленный характер, штрафы могут достичь 40% от суммы занижения, ст. 122 НК РФ .

Порядок отказа от УСН и принудительного перевода на ОСНО

Переход с УСН на ОСНО может происходить принудительно в случае нарушения установленных нормативов. В принудительном порядке переход выглядит следующим образом:

  • переход с 1 числа квартала, следующего за совершением нарушения правил;
  • направление о данном событии в ИФНС соответствующего уведомления в течение 15 дней.

Процесс перехода подразумевает пересчет остатков и анализ задолженностей, которые подлежат включению в состав валового дохода на ОСНО (дебиторская задолженность покупателей, не погашенная на момент перехода). В первый месяц работы на общей системе в налогооблагаемый доход включается сумма превышения лимитов выручки для УСН.

Возврат назад на «упрощенку» возможен только со следующего налогового периода.

Заключение

«Упрощенка» применяется уже давно и считается единственным налоговым режимом, который обеспечивает предельно возможное законное сокращение уплачиваемых налогов и составление отчетной документации. Но чтобы воспользоваться данной возможностью, следует соблюдать критерии, установленные для предприятий и касающиеся предпринимателей.

О том, как начать применение УСН в 2019 году, рассказано в видео ниже.

Многие индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, опасаются потерять право на ее применение. Но есть и те, кто подумывает о возврате на общий режим. Автор надеется, что данная статья поможет таким предпринимателям разобраться со всеми возможными случаями, наступление которых приводит к утрате права применения упрощенной системы налогообложения, а также позволит определиться с порядком добровольного отказа от применения данного специального налогового режима.

Порядок и условия прекращения применения упрощенной системы налогообложения

Прежде всего необходимо напомнить обстоятельства, при которых индивидуальный предприниматель может или должен произвести такой переход, а также о том, что нынешняя редакция главы 26.2 Налогового кодекса РФ вступила в силу только с 1 января 2006 года (закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ).

Порядок и условия начала и окончания применения упрощенной системы налогообложения установлены статьей 346.13 Налогового кодекса РФ. При этом в названной статье предусмотрены два варианта перехода индивидуального предпринимателя с упрощенной системы налогообложения на иные режимы: добровольный и «вынужденный».

Добровольный переход осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, а «вынужденный» — связан с утратой права применения упрощенной системы и осуществляется в ­порядке, предусмотренном пунктами 4 и 5 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
При этом, конечно, не следует забывать о нормах пунктов 3 и 7 ­статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, в которых определено следующее:

  • налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения , за исключением случая утраты права ­применения упрощенной системы налогообложения;
  • налогоплательщик, перешедший с «упрощенки» на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение данного специального режима.

Как уже отмечалось, при добровольном переходе индивидуального предпринимателя с упрощенной системы налогообложения на иные режимы необходимо руководствоваться нормой пункта 6 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Указанной нормой предусмотрено, что налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позд­нее 15 января того года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Например, индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения с 13 августа 2005 года, захочет в 2007 году применять общепринятую систему налогообложения. В этом случае он обязан уведомить налоговый орган о переходе на иной режим не позднее 15 января 2007 года.

Автор обращает внимание на то, что рекомендуемая форма такого уведомления № 26.2-4 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения» утверждена приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495 (далее — приказ МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495).

При «вынужденном» переходе индивидуального предпринимателя с упрощенной системы налогообложения на иные режимы, связанном с утратой права применения «упрощенки», прежде всего необходимо учитывать норму абзаца первого пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, которой установлено следующее.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала , в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

О переходе на иной режим налогообложения , осуществленном в соответст­вии с пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Рекомендуемая форма такого сообщения — Форма № 26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения» (приказ МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495).

Из пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ следует, что главой 26.2 предусмотрены три ситуации, наступление которых приводит налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, к утрате права ее применения (см. Рисунок 1).

Рисунок 1

Условия, при которых налогоплательщик утрачивает право на применение «упрощенки»

Рассмотрим первую ситуацию: по итогам отчетного (налогового) периода допущено превышение размера предельной величины доходов налогоплательщика, ограничивающей право применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ.

Итак, налогоплательщик считается утратившим право на применение «упрощенки», если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ, превысили 20 млн. рублей (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Величина предельного размера доходов налогоплательщика, в соответст­вии с которой налогоплательщик вправе применять упрощенную систему налогообложения, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса РФ, не превысили 15 млн. рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Указанная величина предельного размера доходов организации, в соответст­вии с которой организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на каждый следующий календарный год и учитывающий изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит ­официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.

Однако на индивидуальных предпринимателей не распространяется условие соблюдения предельного размера дохода от предпринимательской деятельности для перехода на «упрощенку», предусмотренное пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ. А это означает, что индивидуальный предприниматель при соблюдении других условий вправе перейти на этот специальный налоговый режим вне зависимости от размера получаемых им доходов от предпринимательской деятельности.

Порядок определения коэффициента-дефлятора и порядок его официального опубликования установлен распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 1834-р.

Согласно названному документу Госкомстат России обязан ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, обеспечить представление в Минэкономразвития России информацию об индексе по­требительских цен на товары и услуги в РФ для определения коэффициента-дефлятора. Минэкономразвития России, в свою очередь, должен ежегодно, не позднее 20 ноября, публиковать в «Российской газете» согласованный с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год.

Так, Минэкономразвития России установил коэффициент-дефлятор индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ, равным на 2006 год 1,132 (приказ от 3 ноября 2005 г. № 284) и на 2007 — 1,241 (приказ от 3 ноября 2006 г. № 360).

Таким образом, в 2006 году , например, и величина предельного размера доходов, полученных организацией по итогам девяти месяцев 2006 года, ограничивающая право перехода организации с 1 января 2007 года на упрощенную систему налогообложения (не более 15 млн. рублей), и величина предельного размера доходов, полученных налогоплательщиками, как организациями, так и индивидуальными предпринимателями, по итогам отчетного (налогового) периода 2006 года, ограничивающая право применения ими упрощенной системы налогообложения (не более 20 млн. рублей), должны были быть проиндексированы на коэффициент-дефлятор, равный 1,132, и составлять , соответственно, величину не более 16,98 млн. рублей (15 млн. рублей × 1,132) и 22,64 млн. рублей (20 млн. рублей × 1, 132).

Однако Минфин России высказал иную позицию в отношении необходимости индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с нормой пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ (письмо от 28 декабря 2005 г. № 03-11-02/85).

Согласно названному письму Минфина России величина предельного размера доходов 20 млн. рублей, действующая в 2006 году, превышение которой в течение отчетного (налогового) периода является одним из оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения и не подлежит индексации на указанный коэффициент-дефлятор в 2006 году. Указанная величина предельного размера доходов подлежит индексации на ­коэффициент-дефлятор, утвержденный на 2006 год в размере 1,132, в 2007 году.

Такая позиция финансового ведомства не ясна в связи с отсутствием в письме логического объяснения причин неприменения в 2006 году коэффициента-дефлятора, утвержденного на 2006 год, и, соответственно, необходимости применения его только в 2007 году. Кроме того, по мнению автора, она также влияет на последствия ее применения в будущем.

Учитывая приведенную выше норму абзаца третьего пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ в части необходимости соблюдения предусмотренного пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ порядка индексации величины предельного размера полученных по итогам отчетного (налогового) периода доходов на коэффициент-дефлятор, особого внимания заслуживает сам порядок индексации указанных доходов.

Согласно пункту 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ величина предельного размера доходов организации, в соответствии с которой она имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, а следовательно, и величина предельного размера доходов налогоплательщика (организации и (или) индивидуального предпринимателя) по итогам отчетного (налогового) периода, превышение которой приводит к утрате права налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор , устанавливаемый на каждый следующий календарный год и учитывающий изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые ­применялись в соответствии с указанным пунктом ранее .

Иначе говоря, величина предельного размера полученных по итогам отчетного (налогового) периода доходов (не более 20 млн. рублей) индексируется ежегодно не на один, конкретный и устанавливаемый на очередной год коэффициент-дефлятор, а на все коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового ­кодекса РФ ранее.

Таким образом, только правильное применение порядка индексации величины предельного размера полученных по итогам отчетного (налогового) периода доходов позволит налогоплательщику правильно оценить ситуацию: возникнет у него утрата права применения упрощенной системы налогообложения или ему не о чем беспокоиться.

Рассмотрим ситуацию, описанную в Примере 1.

Напомним, что на 2006 и 2007 годы коэффициенты-дефляторы для целей главы 26.2 Налогового кодекса РФ были установлены в размере 1,132 и 1,241 соответственно.

А на 2008 год, предположим , коэффициент-дефлятор, необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с ­главой 26.2 Налогового кодекса РФ, будет установлен в 2007 году в размере 1,128.

Учитывая норму пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ , налогоплательщик утрачивает право применения упрощенной системы налогообложения налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ , ­превысят величину:

    в 2006 году — 22,64 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132);

    в 2007 году — 28,096 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132 × 1,241);

    в 2008 году — 31,693 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132 × 1,241 × 1,128).

Однако, согласно изложенной в приведенном выше письме Минфина России позиции , налогоплательщик утрачивает право применения «упрощенки» , если по итогам отчетного (налогового) периода соответствующего года доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ , превысят величину:

    в 2006 году — 20 млн. рублей ;

    в 2007 году — 22,64 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132);

    в 2008 году -28,096 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132 × 1,241)

    и только в 2009 году — при получении доходов в размере 31,693 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132 × 1,241 × 1,128).

Таким образом, налицо противоречие вступившей в силу с 1 января 2006 года редакции нормы пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и позиции Минфина России, изложенной в письме от 28 декабря 2005 г. № 03-11-02/85.

Следствием данного противоречия является преждевременная утрата права применения «упрощенки» и неоправданное увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, определяющих размер полученного по итогам отчетного (налогового) периода дохода в соответствии с изложенной в письме Минфина России от 28 декабря 2005 г. № 03-11-02/85 позицией.

Учитывая приведенные факты, применение на практике нормы пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ на сегодняшний день затруднительно и требует дополнительных разъяснений со стороны финансовых и налоговых органов или обращения налогоплательщиков в судебные инстанции. При этом автор напоминает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (ст. 7 НК РФ).

Вторая ситуация, связанная с утратой права налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, возникает, если в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Это связано с тем, что пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков, как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей, установлен ряд ограничений на право применения упрощенной системы налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей можно выделить три группы ограничений, исходя из содержания пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Данные ограничения приведены на Рисунке 2.

Рассмотрим Примеры 2 и 3 для того, чтобы лучше понять норму пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ в части необходимости соблюдения требований пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ в целях ­определения права на применение упрощенной системы налогообложения.

Допустим, 20 декабря текущего года в целях увеличения дохода индивидуальный предприниматель, применяющий «упрощенку», приобрел и сразу же ввел в эксплуатацию три игровых автомата.

Рисунок 2

Ограничения на право применения «упрощенки»

Поскольку индивидуальный предприниматель перестал соответствовать требованию подпункта 9 пункта 3 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, не вправе применять упрощенную систему налогообложения, то он считается утратившим право применения ­«упрощенки» с 1 октября текущего года.

Предположим, индивидуальный предприниматель уже три года применяет упрощенную систему налогообложения и все это время он соответствовал условиям применения данного специального режима. Однако за второй отчетный период 2006 года (то есть за полугодие) средняя численность работников индивидуального предпринимателя, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, ­уполномоченным в области статистики, превысила 100 человек.

В этом случае предприниматель считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с 1 апреля 2006 года, то есть с начала II квартала 2006 года, в котором допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Соответственно, в этом случае индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения до 15 июля 2006 года, то есть в течение 15 дней по истечении второго ­отчетного периода — полугодия 2006 года.

Третья ситуация, связанная с утратой права налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, возникает, если в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным пунктом 4 статьи 346.12 ­Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса РФ на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 Налогового кодекса РФ , по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Таким образом, в данной ситуации для возможности дальнейшего применения «упрощенки» очень важно соблюсти указанные ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 Налогового кодекса РФ, исходя из всех ­осуществляемых индивидуальными предпринимателями видов деятельности.

Допустим, зарегистрированный в г. Москве индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с сентября 2004 года. При этом в г. Москве он осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг, а на территории Ивановской области — деятельность в сфере розничной торговли. При этом деятельность в сфере розничной торговли началась у него с ноября 2005 года и оказалась столь успешной, что индивидуальный предприниматель решил с 1 января 2006 года расширить рынок сбыта и открыл несколько торговых точек в Московской области. Кроме того, для осуществления торговой деятельности предприниматель приобрел в ноябре 2006 года торговый центр в г. Обнинске Калужской области. При этом и в Ивановской, и в Московской областях, и в г. Обнинске Калужской области в отношении розничной торговли введен специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

С учетом последнего приобретения определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете остаточная стоимость основных средств, используемых им для осуществления предпринимательской деятельности, превысила за налоговый период 2006 года 100 млн. рублей.

Таким образом, в этом случае предприниматель считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с 1 октября 2006 года, то есть с начала IV квартала 2006 года, в котором допущено несоответст­вие требованиям, установленным пунктом 4 статьи 346.12 и подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Соответственно, в этом случае индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения до 15 января 2007 года, то есть в течение 15 дней по истечении налогового периода.

Напомним нормы Налогового кодекса РФ, являющиеся основанием для утраты права применения «упрощенки» в Примере 4:

  • в целях подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ;
  • в соответствии с нормой пункта 4 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса РФ на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 Налогового кодекса РФ, по отношению к таким индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Об особенностях переходного периода, таких, как расчет остаточной стоимости основных средств, приобретенных еще до перехода на упрощенную систему налогообложения, читайте в следующем номере.


Переход с УСН на ОСНО вызывает у предпринимателей множество вопросов и опасений. Когда это можно сделать самим и когда придется делать по закону; как уведомить налоговую; с какими особенностями придется столкнуться; сроки, в которые необходимо сдать отчетность; какие именно отчеты сдавать и так ли все это трудно. Поговорим об этом в нашей статье.

Когда можно перейти с упрощенной системы налогообложения (УСН) на основную систему налогообложения (ОСНО)?

Основная и упрощенная системы налогообложения очень разные. Первая предполагает ведение полного бухгалтерского учета, начисление и, конечно, уплату всех налогов, в то время, как на второй количество налогов сокращено (часть заменена одним общим) и допускается более простой учет.

Но бывает так, что в процессе ведения своего бизнеса вы поняли, что вам выгоднее применять основную систему налогообложения, или в следующем году предполагаются изменения, при которых применять упрощенную систему будет нельзя, или в текущий момент вы уже перестали соответствовать критериям УСН - ситуации, при которых необходим переход с УСН на ОСНО разные.

И, если желание перейти на упрощенку носит исключительно добровольный характер, то переход с упрощенки на основную систему может быть и принудительным. Давайте разберемся с обеими ситуациями.

Первый вариант

Вы сами осознанно и взвешенно хотите перейти с УСН на основную систему.

Сделать это можно с нового года. Уведомив ФНС об отказе в применении УСН, вы автоматически попадаете на основную систему налогообложения. Если уведомление не подано, то вы будете обязаны до конца года применять УСН.

Второй вариант

В течение года вы «слетели» с упрощенки, то есть потеряли право на ее применение, и вынуждены перейти на ОСНО.

Если вы автоматически утратили право на применение УСН, то применять основную систему придется с первого дня того квартала, в котором были нарушены критерии (или критерий), позволяющие находится на упрощенке.

Уведомление налогового органа при переходе с УСН на ОСНО (в добровольном и в принудительном порядке)

Если вы решили перейти на основную систему налогообложения в добровольном порядке, то вам необходимо подать в свою налоговую инспекцию Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения по специальной (форма по КНД 1150002 утвержденная приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@), до 15 января года, в котором вы хотите применять основной режим (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).

Если же вы утратили право на применение спецрежима в течение года, то сроки и форма будут другими.

В таком случае в налоговую инспекцию необходимо подать уведомление по форме № 26.2-2 (форма по КНД 1150003 утвержденная приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@) до пятнадцатого числа первого месяца квартала, следующего за тем, в котором было потеряно право применения упрощенной системы (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

Независимо от того, какой бы вы системой налогообложения не пользовались, вести учет будет легко и просто с помощью онлайн-сервиса « Мое дело ». Этот сервис - умный помощник, который сделает за вас всю рутинную работу: рассчитает налоги, зарплату и взносы, заполнит декларации и отчеты, сформирует КУДиР и многое другое. В сервисе можно также оформлять и выставлять счета и первичные документы, осуществлять платежи и отправлять отчетность в ИФНС и Фонды. Получить бесплатный доступ к сервису вы можете прямо сейчас по ссылке .

Образец заполнения уведомления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения (формы № 26.2-3)

Для ИП

Для ООО

Вам необходимо отразить регистрационные данные об ООО или ИП: ИНН, КПП (предприниматели данное поле не заполняют), код налогового органа, полное название компании или фамилию, имя и отчество ИП, год, с начала которого вы переходите на основную систему налогообложения и отказываетесь от упрощенной.

Образец заполнения сообщения об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения (форма № 26.2-2)

В обоих случаях подать уведомление в налоговую инспекцию можно следующими способами:

  • лично или через представителя по доверенности (обратите внимание, что доверенность для представителя ИП должна быть заверена нотариусом). Для этого необходимо предоставить два экземпляра уведомления. Один останется в ИФНС, а второй, с отметкой о получении налоговиками, вам необходимо будет хранить;
  • отправить Почтой России ценным письмом с описью вложения. Второй экземпляр описи вложения с отметкой почты, приложите к своему экземпляру заявления и также храните;
  • по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Особенности учета доходов и расходов при переходе с УСН на ОСНО

При упрощенной системе налогообложения используется кассовый метод определения налоговой базы. Это значит, что все поступившие вам оплаты считаются доходом, даже если сами услуги/работы будут выполняться, а товары отгружаться позже.

Кроме того, на ОСНО есть обязательные налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС), а также связанная с этим обязанность выставлять счета-фактуры. Как во всем этом не запутаться, мы с вами сейчас разберемся.

Учет доходов в переходном периоде

Учет доходов в переходном периоде не зависит от того добровольно или в принудительном порядке вы перешли на основную систему налогообложения. Рассмотрим, в какой момент и как должны быть признаны доходы и как при этом поступать с НДС-ом.

Ситуация

Признание дохода

Примечания

Товар отгружен (услуги оказаны, работы выполнены) на УСН, а оплата поступит уже на ОСНО (задолженность покупателя перед вами)

Предстоящую оплату следует включить, с целью определения налогооблагаемой базы, в доходы в первый месяц применения основной системы (пп. 1 п. 2 ст. 346.25 НК РФ)

Дополнительно начислять НДС на такую реализацию не надо, так как компания не была плательщиком налога на добавленную стоимость в момент реализации (письмо Минфина от 12.03.2010 № 03-11-06/2/33).

Аванс от покупателя получен на УСН, а отгрузка товара (оказание услуг/выполнение работ) произойдет уже на ОСНО (ваша задолженность перед покупателем)

Поступившую сумму необходимо включить в качестве дохода в базу по единому налогу (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Обратите внимание, что на эту реализацию, как и на остальные на основной системе, необходимо начислить и уплатить НДС.

Обратите внимание, что, если вы «слетели» с упрощенки, то рассчитать НДС по всем реализациям вы обязаны с начала того квартала, когда перешли на основную систему, даже если переход произошел в последние дни квартала.

К сведению

Если переход произошел вынуждено, то платить налог на добавленную стоимость, скорее всего, вам придется за свой счет. Не все покупатели будут согласны уплатить НДС сверх предъявленной им ранее суммы.

Учет расходов в переходном периоде

Рассмотрим, как правильно учесть расходы в переходном периоде.

Ситуация

Признание дохода

Примечания

Товары (услуги/работы) получены на УСН, а оплата будет произведена уже на ОСНО (ваша задолженность перед поставщиком)

Расходы включают в первом месяце применения ОСНО для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (пп. 2 п.2 ст. 346.25 НК РФ).

Для того, чтобы принять к вычету НДС по купленным на УСН товарам, сырью или материалам необходимо, чтобы эти запасы были реализованы на ОСНО, не были отнесены на расходы по упрощенке и, конечно, чтобы у вас были счета-фактуры от поставщиков с выделенным в них налогом на добавленную стоимость.

Аванс уплачен продавцу на УСН, а получение товара (услуг/работ) произойдет уже на ОСНО (задолженность поставщика перед вами)

Расходы будут включены для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на общих основания.

При УСН включить такой аванс в расходы было нельзя, так как не выполнялось условие оплачено-получено-продано (для товаров) и оплачено-получено для услуг и работ.

Начисленная, но не выплаченная на УСН зарплата, а также неуплаченные страховые взносы

Включаются в расходы, для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в первый месяц применения основной системы.

Письма Минфина от 01.06.2007 № 03-11-04/2/154 и от 22.12.2014 № 03-11-06/2/66188

А вот списание безнадежного долга покупателя перед вами на убытки не позволит уменьшить налоговую базу ни по УСН, ни по налогу на прибыль при ОСНО.

В первом случае нельзя принять списание в расходы потому, что они прямо не поименованы в закрытом перечне ст. 346.16 НК РФ.

Налогооблагаемую базу по налогу на прибыль уменьшить нельзя, так как эти безнадежные долги не попадают под пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ. Это происходит потому, что они образовались в том периоде, когда компания применяла упрощенную систему налогообложения и к налогу на прибыль отношения не имеют (письмо Минфина РФ от 23 июня 2014 г. № 03-03-06/1/29799).

Но, если задолженность, сформированная на УСН, стала безнадежной в период применения ОСНО, а доходы по ней, согласно правилам, были включены в налогооблагаемую базу налога на прибыль, тогда списать ее в расходы будет возможно на общих основаниях.

Особенности учета основных средств

При учете расходов на основные средства важное условие для их признания - это ввод в эксплуатацию, причем и на УСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ), и на ОСНО (п.4 ст. 259 НК РФ).

Расходы, в том числе НДС по ОС можно применить к вычету, если это основное средство было введено в эксплуатацию после перехода на основной режим, даже, если его приобретение относится к периоду применения УСН.

Если же основное средство было приобретено, оплачено и введено в эксплуатацию компанией в период применения упрощенки, а компания вынуждена была перейти на ОСНО, то возможность списания расходов будет зависит от варианта системы налогообложения.

Если применялся вариант УСН «доходы-расходы», то можно учесть ту часть расходов на ОС, которая не была учтена на упрощенной системе налогообложения. Для этого необходимо определить остаточную стоимость основного средства, как разницу между первоначальной стоимостью и расходов, учтенных на упрощенке. И начислять на нее амортизацию, согласно общим правилам.

Для варианта УСН «доходы» специально определять остаточную стоимость не нужно.

Сроки сдачи отчетности в переходный период

Срок сдачи отчетности и уплаты налога при смене с упрощенной системы на основную будет зависит от того добровольно или в принудительном порядке произошел переход.

Если вы переходите на ОСНО по собственному желанию с нового года, то сдать декларацию по УСН необходимо до 31 марта (индивидуальным предпринимателям до 30 апреля) года, с которого применяется основная система (пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ), то есть в обычные сроки.

Уплатить налог необходимо по спецрежиму в те же сроки, что и сдать декларацию в каждом из описанных случаев (п.7 ст. 346.21 НКРФ).

Отчетность по ОСНО же нужно будет сдавать в обычном режиме.

Обратите внимание! Подготовить и сдать отчетность Вы легко можете с помощью онлайн-сервиса « Моё Дело » - Интернет-бухгалтерия для малого бизнеса. Сервис автоматически формирует отчетность, проверяет ее и отправляет в электронном виде. Вам не нужно будет лично посещать налоговую инспекцию и фонды, что, несомненно, сэкономит не только время, но и нервы. Получить бесплатный доступ к сервису можно по



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама