THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

Развитие речи детей дошкольного возраста

воспитатель I квалификационной категории Киперь Т.В.


“ Речь – удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им”

Г. Гегель


Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.


Проблемой речевого развития я занимаюсь 8 лет. За этот период я изучила и проанализировала много литературы и пришла к выводу, что необходимо проследить развитие речевой деятельности через: *Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы); * Связь мелкой моторики с речью; * Развитие речевой активности в режимные моменты; * Кружковая деятельность; * Проектная деятельность; * Взаимодействие с родителями.


Цель моей работы в данном направлении- речевое развитие детей через все компоненты устной речи детей.

Задачи:

  • 1. Развивать речь детей через разнообразные игровые технологии.
  • 2. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь) .
  • 3. Развитие мелкой моторики рук.
  • 4. Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду.


Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы);

Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.



Связь мелкой моторики с речью. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческий мысли. Использование традиционных и нетрадиционных приёмов повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствовало развитию познавательной активности, развитии речи, творческих способностей детей.



Для речевого развития детей и для самостоятельной художественно-речевой деятельности у нас в группе созданы все условия: оборудованы книжный уголок, речевой уголок, уголок ряжения, уголок изодеятельности. Ребенок в них действует добровольно, т.к. созданы все возможности для проявления субъективности в общении.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…

Е. И. Тихеева.



Развитие речи на прогулке

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включаю игры, способствующие расширению словарного запаса детей, их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.


Кружковая деятельность. Я не только учила детей сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки из бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д. Но и вкладывала максимум усилий, чтобы развить у детей творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление и усидчивость. В ходе занятий мною были использованы: стихи, рассказы, пословицы и поговорки, пальчиковая гимнастика, ручной труд. Как уже известно, все это благотворно влияет и на развитие речи.


Проектная деятельность. Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи.


Взаимодействие с родителями

Я считаю, одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. За восемь лет работы я не раз выступала с докладом на родительских собраниях, консультировала, оформляла памятки, папки- передвижки.


Что нетрадиционного и нового я использовала в своей работе? Во- первых, многофункциональный, развивающий тренажер на развития мелкой моторики рук. На их создание и использование меня вдохновила работа Е. В. Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.


Во-вторых, в своей работе я использую мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский


Заключение Работа по проблеме «Речевое развитие ребенка в детском саду» - это трудоемкий процесс. Чтобы достичь положительных, ощутимых результатов, она должна вестись в системе. Эта система такова: детский сад-ребенок-семья. Я стараюсь использовать творческий подход к данной проблеме, используя, как стандартные формы работы, так и нетрадиционные. Важно привлечь семью к решению данного вопроса. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность. Своё направление в работе я намерена продолжать, потому что меня интересует проблема речевого развития детей.

Список литературы. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. Боброва Ю.О., Левшина Н.И. «Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности»//Международный журнал экспериментального образования, №7-2/2014. Веракса, Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2007. - №1. – С. 22 – 27. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Козлова С.А. , Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- 2-е изд. , перераб. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2000г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007г. Марцинковская Т.Д. «Детская практическая психология». М.: Гардарики, 2000г. Мирясова В.И., Васильева С.А. Языкознайка. Практические занятия по развитию речи дошкольников.-М.: Либерия-Бибинформ, 2010. Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С. Стихи для развития речи. 4-7 лет/ О.А. Новиковская.-М.:Астрель-СПб, 2009. Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет – Творческий центр, Москва, 2009 г. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html Интернет – ресурсы: nsportal.ru Maam/ru журналы «Дошкольное воспитание»: №6, 2004; №5, 2007; №6, 2007.



Подписи к слайдам:

Этапы развития речи:
Довербальный
Переход ребенка к активной речи,

как ведущего средства общения
Совершенствование речи. Как ведущего средства общения

Речь человека не является чем-то врожденным,
она возникает и формируется в ранние годы. Очень часто родители уделяют недостаточно
внимания развитию речи ребенка в раннем возрасте,
что приводит к нарушению процессов речевого онтогенеза и ведет к проявлению следующих
проблем
:
.
Нарушенное звукопроизношение.
2) Ограниченный словарный запас. Ребенок не способен к обобщению и классификации понятий.
3)
Несформированность
грамматического строя речи
4)
Несформированность
связной речи.
Критерии базового уровня речевого развития, который ребенок должен достичь в дошкольном детстве.
*
владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;
* умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;
* знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации;
* элементарные умения чтения и письма.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Виды речи
Речь автономная детская
.
Речь
внутрен-няя
.
Речь
эгоцент-рическая
.

Особенности речевого развития старших дошкольников.
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития.
Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей,
общение со взрослыми и сверстниками– все это активно вводит ребенка в
жизнь, способствует
интеллектуаль
-
ному развитию и формированию
гармонически развитой личности.
Основные задачи педагогической работы по развитию связной речи детей
развитие связной речи;
развитие лексической стороны речи;
формирование грамматического строя речи;
развитие звуковой стороны речи;
развитие образной речи.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1. Звуковая культура речи.
Устойчивое чистое звукопроизношение.
Неустойчивое произнесение отдельных звуков (чистый звук встречается, но
нево
всех позициях, не автоматизирован.)
Нарушение звукопроизношения.
2. Словарь.
Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений, глаголов)
Движения, обобщающего наименования (животные), синонимов.
Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову).
3. Грамматика.

Точное
формо
- и словообразование (правильно выполнил все задания на
образование наименований детенышей животных в единственном множественном числе, на образование форм родительного падежа мн. числа, существительных в сценке с
Гавом
).
В заданиях на
формо
- и словообразование допустил 3 ошибки (сюда относится
образование родительного падежа мн. числа от уменьшительно-ласкательных
наименований “носиков”, “ротиков»).
4. Связная речь.

Самостоятельное составление небольшого творческого рассказа (наличие
элементов творчества импровизации).
Самостоятельный пересказ традиционной сказки или зачина методики
репродуктивная речь).
Совместное с логопедом творческого рассказа и/или сказки (отсутствие
самостоятельных развернутых высказываний).
Речь -
великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.

В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной
межиндивидуальной
функции различаются функции
сообщения и побуждения,
указания (индикативная) и суждения (предикативная),
эмоционально-выразительная.
Совершенствование речи как ведущего средства общения.

В ней все точнее отражаются
намерения говорящего, все точнее
передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Три основные функции речи:

Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее
межиндивидуальная
функция;

Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит
внутрииндивидуальная
функция речи;

Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

возник-новения
речевых
наруше-ний
:
:
ухудшение экологической обстановки;
УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ПАТОЛОГИЙ БЕРЕМЕННОСТИ
увеличение количества родовых травм;
ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
Различные социальные причины.

Он приходится обычно на 2 год жизни.
Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
Переход ребенка к активной речи.

Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает фундаментальным условием развития самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок, рассказов, стихов,
потешек
, загадок.

Речь -
это сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.

Довербальный
этап -

Приходится на первый год жизни.
В этот период в ходе
довербального
общения
с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями
является
формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи.
Довербальный
этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

Методика выявления уровня речевого развития старших дошкольников

Словарная работа


понимание смысловой стороны слова: определение значения слова, подбор синонимов, антонимов и ассоциаций к многозначным словам разных частей речи, выявление точности словоупотребления в рассуждениях и повествовательных высказываниях.
Грамматика

– понимание понятий "слово", "словосочетание", "предложение"; согласование существительных и прилагательных в родительном падеже множественного числа; образование новых слов с заданной основой; определение смысловой структуры предложения; составление предложений разных типов.
Фонетика

– понимание терминов "звук", "слог", звуковой анализ слова, звуковое оформление высказывания: темп речи, дикция, владение голосом, интонация законченности предложения и высказывания, плавность изложения текста, его интонационный рисунок, выразительность речи. Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Речевое развитие дошкольников МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №12» Воронеж 2016 Подготовила: учитель-логопед Борушевская Л.И.

« Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». Константин Дмитриевич Ушинский

Речь - специфическая человеческая функция, которую можно определить как процесс общения с помощью языка. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является его общение со взрослыми. Язык - важнейшее средство человеческого общения. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью.

Виды речи

Функции речи дошкольников Коммуникативная (функция общения ребенка с окружающим миром). Познавательная (когнитивная функция) – функция передачи и получения знаний, опыта предшествующих поколений. Регулирующая – функция, регулирующая поведение ребенка (возникает к 4-5 годам).

Целевые ориентиры для ребенка раннего возраста по речевому развитию Владеет активной речью, включенной в общение; м ожет обращаться с вопросами и просьбами; п онимает речь взрослых; з нает названия окружающих предметов и игрушек; с тремится к общению со взрослыми; п роявляет интерес к сверстникам; п роявляет интерес к стихам и сказкам.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по речевому развитию Ребенок проявляет инициативу в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; а ктивно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; с пособен договариваться, учитывать интересы и чувства других; р ебенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности.

ФГОС ДО определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли.

Цель: обеспечение взаимосвязи всех участников образовательного процесса в создании единого речевого пространства в ДОУ. Задачи: 1. Повышение профессионального уровня педагогов. 2. Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности во всех видах детской деятельности, потребности в речевой коммуникации. 3. Создание обогащенной предметно-пространственной речевой среды в соответствии с возрастными особенностями и образовательными потребностями детей. 4. Формирование единых требований к речи детей на основе учета их возраста и индивидуальных речевых возможностей. 5. Реализация комплексного профилактического и коррекционно-развивающего воздействия на речевое развитие дошкольников. 6. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.

Задачи формирования устной речи дошкольников: развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматической стороны речи; формирование разговорной (диалогической) речи; о бучение рассказыванию (монологической речи); ознакомление с художественной литературой; подготовка детей к обучению грамоте.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Средства развития речи Игровая деятельность; п ознавательно-исследовательская деятельность; с овместная деятельность педагога с ребенком; организованная образовательная деятельность; и ндивидуальная работа; ч тение художественной литературы; к ультурная языковая среда.

Методы и приемы развития речи

Теория и методика развития речи К. Д. Ушинский (1824-1870) Е. И. Тихеева (1867-1943) Е.А. Флерина (1889 - 1952)

А.Н. Гвоздев (1892-1959) А. П. Усова (1898 – 1965) Д. Б. Эльконин (1904-1984) А. А. Леонтьев (1936-2004)

Образовательная программа «Развитие речи» О.С. Ушакова Е.М. Струнина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Эссе"Физическая культура и умственное развитие дошкольников""(анализ программы Л.Д.Глазыриной"Физическая культура-дошкольникам")

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физическог...

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника"

Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка....

Пособие для родителей и педагогов (с приложениями) Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с дошкольниками

Методическая разработкаСоциально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Речевые игры и упражнения для дошкольников » (по возростам) Выполнила: воспитатель Аверкина Е.Ф.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка

Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно в речевой игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь. Они так же формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи: воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; обогащение словарного запаса; развитие связной речи.

Речевые игры можно объединить в четыре основные группы: 1. группа – в эту группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Радио», «Да – нет» и др. 2. группа - и гры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др. 3. группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом» и др 4 группа – здесь игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть» и др.

С раннего возраста дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм. В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов (А. Барто). Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием. Их легко иллюстрировать игрушками.

Речевые игры и упражнения с детьми раннего возраста Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков «Покажи, как плачет Ляля», «Самолёт», «Лошадка», «У Ляли болят зубки» и др. Используйтся звукоподражания: мышка пищит - пи-пи-пи; машина гудит - би-би-би; лягушка квакает - ква-ква-ква; молоток стучит - тук-тук-тук; дудка дудит - ду-ду-ду; покатаемся на лошадке - но-но-но; малыш смеётся - ха-ха-ха; звонок звенит - динь-динь.

«Кто дольше?» В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные. Все дети любят играть в эту игру.

Упражнение для языка «Лошадка» ◈ Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.

Речевые игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Играя со словом, дети учатся понимать родной язык, осваивают разговорную речь.

« На птичьем дворе» Вспомните, как кричат гуси, куры, утки и т. д. Наши уточки с утра – «кря – кря – кря»! Наши гуси у пруда – «га – га – га – га»! А индюк среди двора – «бал – бал – бал»! Наши гуленьки вверху – «гру – гру – гру»! А как Петя – петушок Рано – рано поутру Нам споёт – «ку – ка – ре – ку»! Затем детей делят на группы «уточки», «гуси» и т.д. Воспитатель говорит слова, а дети отвечают звукоподражанием.

«Голоса животных» Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.

«Пчелки » Цель: упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука Ж, учить действовать по словесному сигналу. Воспитатель с детьми вспоминают про пчелок, рассматривают картинки, предлагает поиграть. Один ребенок – медведь, остальные – пчелки, воспитатель – мама-пчелка. Полетели пчелки собирать мед с цветочков. Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет, Пчелки, домой! Дети бегают по комнате, размахивают руками. Затем бегут в угол комнаты, медведь направляется туда же. Слова пчелок-детей Этот улей – домик наш, уходи медведь от нас: ж-ж-ж-ж-ж-ж! Машут крыльями, прогоняют медведя, улетают. Медведь ловит пчелок.

«Досказалка» Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление ◈ Как играем: произносите вместе с ребенком: Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко). Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща). Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).

«У медведя во бору» Цель игры. Развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука р. Давайте играть. Сейчас мы выберем медведя Воспитатель надевает на ребенка-медведя шапочку-маску.) Вот какой у нас медведь! А умеет он рычать?» «Р-р-р-р»,- рычит медведь. «Дети, медведь будет жить вот здесь, в лесу (уводит водящего в сторону). Мы пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой», - объясняет правила игры воспитатель.

Слова: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит: «Р-р-р!» Движения: Дети и воспитатель имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь. Дети и воспитатель убегают, медведь их догоняет.

Речевые игры для детей «Один – много » о дин листочек – много листочков

«Назови ласково » гриб – грибочек ягода - ягодка

Речевые игры для детей «Кто как передвигается?» «Кто какой голос подаёт?» «Кто где живёт?»

Средний дошкольный возраст Что это? Зачем? Куда? Откуда?

В средней группе воспитатель проводит речевые игры и упражнения, основываясь на накопленные у детей представлениях об окружающем. Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием. Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих. Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей.

Речевые игры для детей среднего дошкольного возраста « Воробушки и автомобиль», «Кто в домике живет», «Гуси-гуси», «Так бывает или нет», «Каравай», «Зайка», «Добавь слово».

Зеркало Цель игры: р азвивать речевую и двигательную активность. Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят: Ровным кругом, Друг за другом, Эй, ребята, не зевать! Что нам Вовочка покажет, Будем дружно выполнять. Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют

«Что бывает широкое, длинное, высокое, низкое, узкое? Цель: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходства предметов. Дети сидят в кругу, воспитатель называет слова и просить перечислять какие предметы можно назвать этим одним словом. -длинный (день, поезд), широкая (дорога, речка) и т. д.

Мыши Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал. Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (выбирают 3-4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой». Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова: Ах, как мыши надоели! Все погрызли, все поели. Всюду лезут - вот напасть! Доберемся мы до вас. Берегитесь вы, плутовки! Как поставим мышеловки, Переловим всех сейчас! Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек. Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

«Так бывает или нет?» Цель игры: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть. Примерные рассказы: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «У Вити сегодня день рождения. Он принёс в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, солёные конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?» Примечание. Вначале рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трёх.

" Назови одним словом"

Подготовка к школе – один из самых важных этапов жизни будущего первоклассника. В возрасте 5-7 лет у дошкольника стремительно развиваются основные познавательные процессы – внимание, память, мышление, речь. В старшем же дошкольном возрасте необходимо больше использовать речевые игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей. Речевая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.

Игры для детей старшей и подготовительной групп: « Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Что за птица? », «Да - нет», «Придумай небылицу», «Кому что нужно? », «Звери, птицы, рыбы», «Краски», «Летает – не летает», «Где мы были мы не скажем», «Наоборот», «Скажи по-другому», «Дополни предложение», «Узнай по голосу».

Летает, плавает, бегает Материал: мяч. Ход игры: водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает. Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.

« Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Лови да бросай – цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

Игра «Скажи наоборот»

«Найди отличия»

Внимательно рассмотри рисунки. Скажи, что было сначала, а что потом.

Назови - первый звук в слове УТКА - (У) - первый звук в слове ПАЛКА - (П) - последний звук в слове СУП - (П)

«Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Приятель - друг - враг; Грусть - радость - печаль; Еда - очистки - пища; Труд - завод - работа; Танец - пляска - песня; Бежать - мчаться - идти; Думать - хотеть - размышлять; Шагать - сидеть - ступать; Слушать - глядеть - смотреть; Трусливый - тихий - пугливый; Старый - мудрый - умный; Бестолковый - маленький - глупый; Смешной - большой - огромный.

"Магазин посуды" Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания. Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла – маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей – сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница. После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

"Найди по цвету" Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное - яблоко, кресло, платье. Желтая - репа, краска, сумка. Синий - василек, баклажан, карандаш

Придумай небылицу Цель игры. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей. Ход игры. Вступлением к игре служит такая беседа воспитателя: «Писатели, поэты создали много интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с вами немало их прочитали. А ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. Вот послушайте, какой рассказ-небылицу придумала я...» Примерный рассказ воспитателя: «Утром, когда солнце село, я встала и пошла на работу. Подошла к детскому саду и увидела там детей. Я сказала им «до свидания». Все весело мне ответили: «До свидания». Мы пошли в детский сад, зашли в комнату, вытерли ноги и сразу сели за стол завтракать».

Дети слушают внимательно, а потом называют небылицы. «А теперь постарайтесь сами придумать рассказ с небылицами. Мы будем слушать и замечать небылицы»,- предлагает воспитатель.

«Магазин» Цель игры. Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам». Короткой считалкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры. Воспитатель: «Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. «Спасибо, какой красивый мяч!» - говорит воспитатель и с мячом садится на стул.

Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: «А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки». Продавец подает игрушку лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят поочередно.

«Исправь ошибку» Задачи: Учить согласовывать слова по признакам рода(муж., жен., сред.) Выявить умение ставить вопрос, находить в предложении главное слово. Описание: Злая крокодил, медленный черепаха, полосатое зебра, зеленые попугай.

Цель: закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука. Ход игры: 1 . Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук. Этот звук должны назвать дети. 2. Дети должны не произносить все слово, а добавлять только звук. 3 . В начале игры звук подсказывают хором, а потом индивидуально. Подсказывать звук нужно быстро, чтобы слово звучало полностью. «Подскажи звук»

Например: На солнышке грелся черноухий котено … На него смотрел белолапый щено… Охотники развели в лесу косте… Ученик держал в руке каранда… Малыш попросил маму купить ша… На лесную полянку выбежал зая… В зоопарке жили: сло.., бегемо.., крокоди… По стволу стучал пестрый дяте… Белочка спрятала орешки в дупл… По двору бродили пету…, куриц…, утят…

«Цепочка слов (города)» Все игроки в свой ход придумывают слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Получается цепочка слов: Арбуз – зебра – артист – театр – робот – телефон – нос – слон – небо – окно – океан

«Радио» Считалочкой выбирается водящий на роль диктора. Он описывает подробно внешность, характерные особенности одного из играющих. Взрослый может дать образец такого описания: - Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, черная юбочка, красные туфельки, она хорошо поёт, дружит с Верой. Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: " Нет такой девочки (мальчика) у нас!" Правила. Подробно рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде играющих.

«Палочка остановись» Цель: развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Правило: 1. Дети встают в круг, воспитатель в центре. 2 . Дети называют слова и передают одновременно палочку. 3.Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь. Например, про котенка: подобрать слова про то, какой он – пушистый, ласковый, усатый, зеленоглазый… Подобрать слова про то, что он может делать – лакает, мяукает… Если ребенок не может сразу назвать слово или повторяет уже названное, то он выходит из круга.

Спасибо за внимание!!!


Слайд 2

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздно успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрастеигровая деятельностьявляется ведущей.

Слайд 3

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Слайд 4

Основные задачи речевого развития

Развитие звуковой культуры речи; Формирование грамматического строя речи; Обогащение словарного запаса; Развитие связной речи. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.

Слайд 5

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

Ведущая линия развития речи детей 3-4 лет – это воспитание звуковой культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование грамматического строя речи.

Слайд 6

Слайд 7

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Ведущая линия развития детей данного возраста – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук», «слово».

Слайд 8

Слайд 9

Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют, что такое звук, слово, предложение.

Слайд 10

Слайд 11

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ худ. литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.

Слайд 12

Последовательность работы:

1.Мнемоквадраты 2.Мнемодорожки 3.Мнемотаблицы

Слайд 13

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а так же развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Слайд 14

Музыкальные занятия и развитие речи

Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением.

Слайд 15

Художественное творчество и развитие речи

Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов.

Слайд 16

Влияние оригами на развитие речи дошкольников

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами способствует концентрации внимания, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения. Оригами стимулирует развитие речи, памяти и активизирует мыслительные процессы.

Слайд 17

Основные виды дидактических игр

Настольно-печатные игры Игры с предметами (игрушки, природный материал и т.д.) Словесные игры

Слайд 18

Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, творческие способности, фантазию малыша. Это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Слайд 19

Сюжетно-ролевая играоказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.. Развивается диалогическая речь.

Слайд 20

Подвижные игры в речевом развитии

Во время игры педагог стремится к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

Слайд 21

Предметно развивающая среда в группе

«В пустых стенах ребенок не заговорит…» Е.И. Тихеева Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама