THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Нешипованные, или нешипуемые, шины (они же фрикционные или «липучки») несут на боковине отметку studless, что переводится с английского как «без шипов». Они делятся на две категории: для суровых северных зим («скандинавки») и для теплых среднеевропейских («европейки»). Первые ориентированы на снег и лед, потому их протектор выполнен из более мягкой резины (от 55 до 50 единиц по Шору и даже чуть ниже). А вторые нацелены в первую очередь на мокрый асфальт и помимо более жесткого компаунда имеют развитые канавки, активнее отводящие снежную кашу и воду из пятна контакта, - то есть эффективнее борются с аквапланированием и слэшпленингом (скольжением по снежной каше).

В России с ее морозными и снежными зимами из фрикционных шин более популярны «скандинавки». Среднеевропейские продаются в ограниченном количестве - их покупают те, кто проводит зиму только в мегаполисе, на очищенных от снега и льда улицах, постоянно поливаемых химией.

Для тестов мы отобрали самые популярные на российском рынке модели скандинавского направления по цене от 6530 до 9650 рублей. Выбор начали с известных на рынке представителей шинной «большой пятерки». Это Bridgestone Blizzak VRX, Michelin X-Ice 3, Goodyear UltraGrip Ice 2, Continental ContiVikingContact 6 и новинка сезона - ­ шина .

Не забыли мы и о лидере многих наших тестов - шине Nokian Hakkapeliitta R2, самой дорогой в выборке. Кроме того, включили в работу менее дорогие покрышки: новые модели Dunlop Winter Maxx WM01 и , а также хорошо известную и самую доступную по цене из всех участников шину Toyo Observe GSi‑5.

Гонки в аду

Испытания на «белых» дорогах - так шинники величают снежные и ледовые тесты - мы провели в марте этого года на одном из самых северных шинных полигонов White Hell («Белый ад»), принадлежащем компании Nokian. Говорят, это имя ему дали по аналогии с «Зеленым адом», как прозвали знаменитую гоночную трассу «Нюрбургринг».

«Белый ад» расположен на озере Таммиярви и включает около десяти различных ледовых трасс, проложенных по замерзшей водной глади и окрестным берегам. И еще столько же снежных дорожек накатано по периметру этого огромного катка. Полигон с раннего утра и до позднего вечера поддерживается в идеальном состоянии мотовзводом разнообразной спецтехники - от больших ратраков и машин для заливки льда до мелких Мультикаров с щетками. Рай для испытаний шин!

Носителем покрышек назначили Volkswagen Golf GTi : его родной размер - 225/45 R17. ESP у него не отключается. Впрочем, это можно сделать при помощи сканера, но мы решили оставить всё как предписано заводом-изготовителем. Ведь все так ездят. Даже противобуксовочную систему ASR мы оставляли включенной во время замеров - с ней результаты точнее. Но во время экспертной оценки курсовой устойчивости, управляемости и проходимости ASR всё же отключали, чтобы иметь полный контроль над тягой - без электронного вмешательства.

Температура воздуха за время испытаний менялась от -2 до -18 ºС.

Подойти с прибором

Фрикционные шины на льду очень чувствительны к чистоте покрытия и состоянию… неба. Даже легкий снежок, слегка припорошивший «каток», или яркое солнце, чуть-чуть подтопившее лед, могут сильно исказить результаты. В «Белом аду» условия для замеров времени разгона и торможения практически идеальные, поскольку длинный ледяной прямик защищен от снега, ветра и солнца огромным тентом. Можно тестировать шины независимо от погодных перипетий. Да еще и время экономится: для получения достоверных результатов достаточно четырех замеров (на открытом льду приходится повторять измерения по шесть - восемь раз ради пущей точности).

Только вот в «палатке» для измерений вместо привычного комплекса VBOX, опирающегося на данные GPS, приходится использовать древний Dutron с оптическим датчиком, поскольку слой снега на тенте начисто перекрывает доступ к спутникам. Правда, и оптика на малых скоростях иногда ошибается - например, перемещение снежинок при легком дуновении ветра Dutron может ошибочно принять за движение автомобиля. Потому замеры разгона проводим с 5 км/ч, а не с нуля, как при работе с измерительным комплексом VBOX.

Быстрее всего Golf разгоняется на шинах Dunlop - требуется всего шесть секунд, чтобы набрать 30 км/ч. На покрышках Nokian проиг­рыш составляет лишь одну десятую секунды. А самый неспешный разгон Golf продемонстрировал на шинах Hankook и Bridgestone.

Чуть больше 15 метров потребовалось Гольфу, обутому в покрышки Nokian, чтобы замедлиться с 30 до 5 км/ч - это лучший результат. Чуть хуже показатель на шинах Continental. В отстающих - Bridgestone и Pirelli: для выполнения упражнения им потребовалось 17,5 метра. Bridgestone, честно говоря, удивил: обычно продольные сцепные свойства этих шин всегда на высоте . Конкуренты заметно продвинулись вперед!

Поперечное сцепление оцениваем на ледовом круге. Он расположен под открытым небом, поэтому ждем пасмурной погоды, когда солнце скроется за тучами, - в таких условиях результаты гораздо стабильнее. Накручиваем восемь - десять кругов и выбираем лучший результат, который удалось повторить не менее трех раз.

Наиболее цепкими оказываются шины Continental: на них Golf смог пройти круг за 26 секунд. У Nokian второй результат - хуже на 0,6 секунды. В аутсайдерах оказались покрышки Toyo: 28,8 секунды.

Замеры на снегу можно проводить в любую погоду, за исключением интенсивного снегопада: свежие хлопья обычно очень скользкие. Для оценки продольного сцепления используем длинную площадку, на которой разгоняемся с места до 40 км/ч, а затем тормозим до 5 км/ч. Для каждого замера используем свежую полоску снега, а когда таких не остается, запускаем ратрак с широченными гусеницами. Восстановленное покрытие напоминает «вельвет» на подготовленных горнолыжных спусках.

На снегу самый быстрый разгон получили на шинах Hankook и Pirelli, а самый медленный - на покрышках Bridgestone и Dunlop. В торможении лучшими оказались Continental и Pirelli, худшими - Bridgestone, Goodyear и Michelin. Впрочем, разница между первым и последним результатами составляет около 4%, так что проигравших в этом упражнении, считай, нет - есть уступившие.

Наше традиционное упражнение «переставка» мы выполнить не смогли: во всем «Белом аду» не нашли уплотненного снега. Отсутствие этого упражнения компенсировали оценкой управляемости на специальных ледовых и снежных трассах.

Пятой точкой

Не всё можно измерить. Например, управляемость и проходимость оцениваем субъективно - выставляя экспертные оценки, четко формулируя замечания и учитывая их весомость, влияние на поведение автомобиля.

Начинаем с курсовой устойчивости на снегу. Golf стабильнее всего держит прямую на высокой скорости и быстрее следует за рулем при мягких перестроениях на шинах Bridgestone, Continental, Goodyear, Hankook и Nokian. Замечания к остальным конкурсантам незначительные.

Управляемость оценивали на трассе с набором поворотов разных радиусов. Здесь скорость ниже, чем при оценке курсовой устойчивости, зато баранку приходится вращать на бóльшие углы, а в некоторых «шпильках» - даже перехватывать.

Наиболее понятное поведение обес­печили Гольфу покрышки Hankook, Nokian и Toyo. А на шинах Bridgestone и Dunlop контролировать его сложно даже опытным экспертам: низкая информативность и задержки в реакциях вынуждают перекручивать руль, что приводит к заносу. В скольжениях автомобиль непрогнозируемо уходит то в снос, то в занос, долго плывет боком, не реагируя на повороты руля, пока не упадет скорость.

При оценке проходимости в глубоком снегу Volkswagen на шинах Nokian и Pirelli чувствует себя как рыба в воде - легко трогается и маневрирует, без проблем выбирается задним ходом, если вперед двигаться уже невозможно. А езда на покрышках Bridgestone, Goodyear, Michelin и Toyo в этих же сугробах требует от водителя специальных навыков - тронуться можно только внатяг, любая пробуксовка провоцирует самозакапы­вание. Автомобиль весьма неохо­тно маневрирует и сдает задом.

Управляемость на льду оцениваем на замерзшем озере Таммиярви. Здесь всех покорил Michelin: отточенные, прямо-таки асфальтовые реакции и удивительное чувство начальной фазы скольжения дают возможность ехать по «зеркалу» на редкость надежно. Не так безупречно, но не менее уверенно позволяют управлять Гольфом шины Continental, Nokian и Pirelli. Остальные покрышки тоже показали себя неплохо - у экспертов были лишь незначительные замечания.

Черные дороги

Тесты на асфальте проводили в апреле - мае на полигоне АВТОВАЗа при температуре от +4 до +7 ºС. Первое упражнение - оценка экономичности. Лучшие результаты независимо от скорости показали Hankook и Nokian. Худшие - у шин Dunlop и Toyo. Хотя разница между ними копеечная, всего стакан бензина (200 мл) на 100 км.

Еще во время прогревочного круга перед замерами десяток километров двигаемся на скорости от 110 до 130 км/ч. Самое время для оценки курсовой устойчивости на асфальте. Очень четкую курсовую устойчивость и понятное, информативное усилие на руле обеспечивает Michelin - почти как в теплый сезон на летних шинах! Чуть уступили Dunlop, Goodyear и Pirelli. Претензии возникли к покрышкам Hankook и Toyo: обутый в них Golf удивляет пустым, малоинформативным рулем, задержками в реакциях при корректировке направления движения и неприятным «догоняющим» подруливанием задней оси на дуге.

Шум и плавность хода на хорошем покрытии оцениваем здесь же, на скоростном овале. Затем добавляем служебные дороги с трещинами, щербинами и выбоинами. Получаем, что право называться самыми комфортными заслуживают шины Continental - по шумовой комфортности и плавности хода у них максимальные оценки. Кстати, столь же тихи и шины Goodyear. Наиболее жесткие и «ворчливые» - покрышки Dunlop, Toyo… и Michelin. Схожие показатели плавности хода и у Pirelli. Основные замечания для этой четверки одинаковые: резкие толчки на средних и крупных неровностях, вибрации на мелких и ощущение перекачанных шин.

Завершающие упражнения - торможение на сухом и на мокром асфальте. Тормозим по одной колее на узкой полоске асфальта, зажатой конусами, - так точнее. И не забываем после каждого замера остужать тормоза неспешной «пробежкой».

На сухом покрытии самый короткий тормозной путь - на шинах Goodyear: 28,8 метра. На метр больше проезжает Golf на покрышках Continental и Michelin. Худший результат - у Toyo: 33,1 метра.

На мокром асфальте лучшее торможение ­обес­печивает Continental: 19,7 метра. Goodyear показывает второй результат, проиграв лидеру полметра. В хвосте - опять Toyo: тормозной путь на этих шинах больше на шесть метров.

Итого

Лидирующую позицию в нашем тесте заняли шины ContiVikingContact 6 , которые набрали 924 балла. На втором месте, отстав всего на девять баллов, - Nokian Hakkapeliitta R2 . Обе модели - отличные шины с отменными характеристиками и отличаются друг от друга лишь нюансами: Conti радует лучшими сцепными свойствами и высоким уровнем комфорта, а Nokian подкупает понятным, прогнозиру­емым поведением и дает небольшую эко­номию топлива.

Почетное третье место - у шин Goodyear UltraGrip Ice 2 (899 баллов). Они будут неплохим выбором в крупных городах, где улицы очищены от снега и льда, поскольку обеспечивают очень хорошее сцепление как на сухом, так и на мокром асфальте.

И вместе с моделью Goodyear UltraGrip Ice 2 вписываются в категорию очень хороших шин: итоговый результат выше 870 баллов. Покрышки Michelin недостаточно комфортны, но покоряют отменной управляемостью на льду и высокой курсовой устойчивостью на асфальте.

Pirelli и Hankook особенно хороши на заснеженных дорогах. Крайне важно и то, что шины Hankook оказались лучшими по соотношению цены и качества.

И практически равноценны (864 и 866 баллов) и достигли уровня крепких середнячков. Различаются нюансами, которые обычный водитель вряд ли уловит. Dunlop, например, чуть менее комфортен, зато обеспечивает более высокую курсовую устойчивость на асфальте. Bridgestone заметно дороже.

Toyo Observe GSi‑5 можно назвать бюджетным вариантом и по характеристикам (в первую очередь из-за скромных сцепных свойств на асфальте), и по цене.

К слову, шины Toyo отличились прекрасным отношением цены к количеству набранных баллов - 7,78. А лучший результат - у шин Hankook: 7,71. Это означает, что не настолько эти покрышки хуже тех, которые заняли более ­высокие места, насколько они дешевле.

КРУТЯТСЯ ДИСКИ

В шинных тестах помимо шин мы испытываем еще и колеса . Сейчас у нас проходят многоэтапную проверку на прочность диски LS 285. К сожалению на морозе в Финляндии проверить их не получилось, а вот испытания на асфальте ­в Тольят­ти они выдержали с честью. А ведь оценка поведения автомобиля на высокой скорости и торможение ­на сухом и мокром покрытиях - серьезное испытание для колес.

Осмотр после зимних тестов подтверждает вердикт, вынесенный после первых летних испытаний: серьезных замечаний к колесам нет. Они в отличном состоянии; на поверхностях, прилегающих к ступицам, коробления не обнаружено; в местах крепления (вокруг отверстий для крепежных болтов) металл не потянулся. Диски радуют глаз практически первозданным видом: ни сколов, ни щербин. Проверку продолжаем - впереди летние тесты .

9 место

8 место

7 место

Марка, модель

Страна изготовления

Индекс нагрузки и скорости

Глубина рисунка по ширине, мм

Твердость резины по Шору, ед.

Масса шины, кг

Цена/качество*

Сумма начисленных баллов

Плюсы

Среднее продольное сцепление на снегу и на льду; хорошая управляемость на снегу

Средние тормозные свойства на асфальте; четкое следование курсу на заснеженной дороге

Лучший разгон на льду; тормозные свойства на асфальте; четкое следование курсу на асфальте

Минусы

Худшие поперечное сцепление на льду и тормозные свойства на асфальте, повышенный расход топлива; слабая проходимость в снегу, сложности с удержанием курса на асфальте; невысокий уровень комфорта

Слабое продольное сцепление на льду и на снегу; повышенный расход топлива при скорости 60 км/ч; сложная управляемость на снегу, невысокая проходимость

Невысокое поперечное сцепление на льду; слабый разгон на снегу; сложная управляемость на снегу; шумные и жесткие; повышенный расход топлива

6 место

5 место

4 место

Марка, модель

Страна изготовления

Южная Корея

Индекс нагрузки и скорости

Глубина рисунка по ширине, мм

Твердость резины по Шору, ед.

Масса шины, кг

Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб.

Цена/качество*

Сумма начисленных баллов

Плюсы

Отличное продольное сцепление на снегу; экономичны при любой скорости; стабильная курсовая устойчивость и четкая управляемость на снегу

Отличные тормозные свойства на сухом асфальте; отменные управляемость на льду и курсовая устойчивость на асфальте

Лучшее продольное сцепление на снегу; хорошие управляемость на льду и проходимость в глубоком снегу; четкое следование курсу на асфальте

Минусы

Слабый разгон на льду; сложная курсовая устойчивость на асфальте

Ограниченная проходимость в глубоком снегу; невысокий уровень комфорта

Слабое продольное сцепление на льду; недостаточно экономичны при скорости 60 км/ч; жесткие

*Получается делением розничной цены на сумму баллов. Чем ниже оценка, тем лучше.


3 место

2 место

1 место

Марка, модель

В Европе вопрос о том, какие должны быть зимние шины для спортивных автомобилей, делит водителей на два лагеря - одни предпочитают, чтобы шины обеспечивали максимальное сцепление на снегу, а вторые считают, что приоритетнее ездовые качества на асфальте, поскольку зимой они используют свои спорткары только на сухих и мокрых дорогах, а в случае снегопадов воздерживаются от поездок.

Эксперты считают, что ключевое значение в любом случае имеет сцепление на снегу и мокром покрытии, поскольку в подобных условиях от шин зависит очень многое. В то же время при использовании на сухом покрытии шины должны быть в состоянии выдерживать большие нагрузки и скорости, поскольку они все же предназначены для спортивных автомобилей. Таким образом, от шин все равно требуется достаточно большой уровень универсальности, и, как показал тест, с этой задачей справляются не все.

Самыми сбалансированными оказались две шины, разработанные Continental и Goodyear, а третье место заняли шины Michelin, у которых все же были некоторые слабости. Когда эксперты оценили стоимость этих шин в немецких магазинах, оказалось, что они вполне могут считаться и самыми дорогими в своем сегменте. Средняя цена равняется 170 евро, так что монтаж четырех шин потребует порядка 800 евро.

В то время как топовые шины предназначены для требовательных водителей, не стесненных финансово, есть и те, кто хотел бы сэкономить при покупке зимней резины. Специально для них в тест были добавлены шины Nankang ценой 87 евро. Экономия может составить до 330 евро, но проблема в том, что у шин тайваньского бренда очень плохие характеристики на снегу. У них длинный тормозной путь, слабое тяговое усилие и плохая управляемость на заснеженной поверхности, и кроме того, если не считать теста на устойчивость к аквапланированию, они очень слабо выступили и на мокрой трассе. В то же время Nankang с их жесткой резиновой смесью обеспечивают очень хороший отклик на повороты руля и лучшую эффективность торможения на сухом покрытии, и в целом их можно рекомендовать тем, кто ездит на автомобиле только в хорошую погоду. Аналогичная ситуация была и с намного более дорогими Toyo ценой 130 евро, которые можно рекомендовать лишь с ограничениями.

Шины Cooper ценой 120 евро продемонстрировали посредственные результаты на снегу, но при этом почти смогли сравниться с Michelin на сухом покрытии. К тому же у них очень хорошие показатели на мокрой поверхности, особенно в плане сопротивляемости аквапланированию. Таким образом, их можно рекомендовать для регионов, где зимой часто приходится передвигаться по мокрым дорогам.

В диапазоне 140-150 евро предлагаются Yokohama, Nokian и Hankook. У шин японского бренда хорошие результаты на снегу, приемлемые на сухом и мокром асфальте и высокое сопротивление качению, а у Nokian приоритеты расставлены диаметрально противоположным образом. Шины финской марки экономят топливо, отлично работают на сухой поверхности, но при этом у них слабые результаты на снегу и мокром покрытии.

Hankook не смогли получить оценку «Рекомендовано», несмотря на хорошие показатели на снегу и сухом асфальте, а главной причиной стал длинный тормозной путь на мокром покрытии. Как бы то ни было, Hankook смогли обойти, к примеру, более дорогие Pirelli, у которых слабые результаты на снегу и сухой поверхности.

Вердикт: Если есть готовность мириться с небольшими недостатками, то Cooper, Yokohama и Hankook будут интересной альтернативой более дорогим шинам от топовых брендов.

Результаты тестов



Оценки для протестированных шин представлены в таблице
Во всех дисциплинах победитель получает 10 баллов, а результаты остальные высчитываются в зависимости от разницы с лучшим показателем. Весомость общей оценки в тестах на снегу, на мокрой и сухой поверхности составляет по 30%, а в испытаниях на экологичность – 10%.

“Michelin” - французская компания, один из мировых лидеров по производству автомобильных шин. Имеет порядка 70 предприятий по всему миру, а также 5 исследовательских технологических центра (во Франции, США и Японии) и 5 испытательных полигонов (во Франции, США и Испании).
Кроме основного одноименного бренда группе компаний “Michelin” принадлежат и другие известные бренды, такие как Kleber, Goodrich, Wolber, Riken, Tyremaster, Uniroyal, Taurus и другие.
Сайт: www.michelin.ru

В России компания Michelin также имеет свой завод по производству шин. Он находится в посёлке Давыдово Орехово-Зуевского района Московской области. Производственные мощности там не самые большие – порядка 2 млн шин в год, но именно там находится единственный в компании цех по шипованию шин, в котором шипуется вся резина произведенная Мишленом в Европе.
В России шины “Michelin” продаются или нашего производства, или же произведенные на европейских заводах компании в Италии и Венгрии.

“Michelin X-Ice North 3” – это новая зимняя шипованная шина, вобравшая в себя множество самых разнообразных инновационных технологий, разработанных в компании “Michelin”. Большая их часть объединена в один комплекс под названием “умный шип” (Smart Stud System) и включает в себя:

  • Термоактивную резиновую смесь, которая используется в качестве внутреннего слоя протектора и которая способна менять свою эластичность в зависимости от температуры окружающей среды: при высоких температурах она становится мягкой и шипы как бы вдавливаются в протектор, значительно улучшая сцепление на асфальте; при низких же температурах она становится жесткой, делая и саму фиксацию шипов более жесткой и тем самым увеличивая сцепление на обледенелом покрытии.
  • Технологию Ice Powder Remover предназначенную для отвода ледяной крошки и представляющую собой систему из 6 вбирающих в себя эту ледяную крошку колодцев вокруг каждого шипа.
  • Конструкцию самого шипа, имеющего вид цилиндра с конусообразным наконечником, который установлен на широкое основание, обеспечивающее надежную фиксацию шипа.

Протекторный рисунок шин “Michelin X-Ice North 3” получил увеличенное количество сцепных кромок, улучшающих сцепление на заснеженной дороге. Также был изменен угол расположения дренажных каналов, что повысило стойкость к аквапланированию и слэшпленнингу. В этих шинах используется новая резиновая смесь Flex-Ice 3, содержащая пропорционально натуральный и синтетический каучук, чем было достигнуто улучшенное сцепление на мокрой дороге. Кроме того в ней имеются кремневые добавки, способствующие износостойкости.
Для усиления каркаса шин была применена технология IronFlex, заключающаяся в применении дополнительного слоя из стальных нитей и обеспечивающей дополнительную ударопрочность.

Кроссоверные шины отличаются от легковых усиленными боковинами и плечевой зоной, ведь им чаще приходится скакать по бордюрам и придорожным канавам. Памятуя о том, что подобные шины размерности 215/65 R16 для малых кроссоверов мы уже испытывали пару лет назад на автомобиле Renault Duster, на сей раз решили подняться на размер выше. В качестве тестовой машины взяли Audi Q5.

Список протестированных шин:

Соперников подобрали из разных ценовых категорий. Самые дорогие в нашей выборке - носители передовых технологий ContiIceContact 2 SUV и Nokian Hakkapeliitta 8 SUV. Такие дешевле десяти тысяч рублей за штуку не купишь. Michelin Latitude X-Ice North 2+ чуть дороже восьми тысяч. Около семи с половиной стоят не менее именитые «баллоны» Goodyear UltraGrip Ice Arctic SUV и Pirelli Ice Zero. А самые скромные по цене - «японцы» Dunlop Grandtrek Ice 02 (6450 рублей) и Toyo Observe G3-Ice (6050 рублей).

Все покрышки перед тестами пробежали обкаточные 500 км. И доставлены прямиком… в ад. Точнее, в «Белый ад», как называют зимний полигон компании Nokian, расположенный на берегу озера Таммиярви.

Что показал VBOX?

Наш измерительный комплекс VBOX не может достучаться до спутников через покрытую толстым слоем снега крышу, накрывающую ледяной разгонный прямик (навес нужен для того, чтобы сохранять лед в идеальном состоянии). Поэтому на льду разгонную динамику и тормозной путь мы измеряли аппаратурой Dutron с оптическим датчиком. Для большей точности результатов засекали время разгона до 30 с 5 км/ч, а не с нуля.

Самый быстрый спурт, как и кратчайший тормозной путь (c 30 до 5 км/ч), Audi Q5 показал на шинах Nokian (2,9 с и 14,4 м). А в аутсайдерах оказались Dunlop (разгон за 4,2 с) и Michelin (тормозной путь 20 м).

Все последующие тесты проводили под открытым небом, а замеры делали комплексом VBOX. На ледовом круге лучшее время Q5 показал на шинах Nokian - 31,7 с. На две десятых хуже результат на шинах Continental - второе место. А скромнее всех выступил Dunlop: 33,8 с.

Переходим на снег и замеряем разгон уже с места (с 0 до 40 км/ч), но в двух режимах. Сначала - без пробуксовки, с электронным «ошейником». Затем - отключив противобуксовочную систему TCS и буксуя всеми четырьмя колесами: пусть полный привод покажет, на что способен.

Результаты получили занятные. В заездах с включенной электроникой, ограничивающей пробуксовку колес, лучшими оказались Continental и Pirelli - 3,3 с, четырем соперникам понадобилось лишь на одну десятую больше, еще чуточку отстал Dunlop - 3,5 с.

Разгон в стиле «газ в пол» получился чуть быстрее, а места распределились иначе. Лучшее время - на шинах Continental, Nokian и Toyo. А самый медленный разгон - вновь на Pirelli: те же 3,3 с, что и на грани пробуксовки. То есть на этих шинах все равно, как разгоняться - внатяг или безжалостно взрывая снег. В серединку (3,2 с) легли результаты на шинах Dunlop и Goodyear.

Оценки экспертов

По управляемости на льду самый высокий балл заслужили Continental, Michelin и Nokian. Больше всего нареканий вызвали покрышки Dunlop: увеличиваются задержки в реакциях и углы поворота руля, точному управлению автомобилем мешает низкая информативность и долгие боковые скольжения.

Оценивая курсовую устойчивость на снегу, эксперты были покорены «шиповками» Pirelli: на них Q5 радовал плотным, высокоинформативным рулем и незамедлительными реакциями. Чуть меньше понравились Dunlop, Nokian и Toyo. К остальным, впрочем, претензии тоже незначительные.

При оценке управляемости, проводимой на специальной снежной трассе, из предыдущей лидирующей тройки лучшими мы признали шины Dunlop и Nokian. Остальные дышали им в спину, и серьезных замечаний не получил никто.

А вот при оценке проходимости разброс результатов оказался велик. Шинам Goodyeаr мы поставили максимальную оценку, что бывает крайне редко: Q5 превратился в снегоход, которому нипочем любые сугробы. Nokian и Michelin позволяют очень уверенно не только преодолевать снежную целину, но и трогаться и маневрировать в глубоких сугробах, а также уверенно выбираться назад по своим следам. Без весомых замечаний, но и без восторгов обошлись покрышки Dunlop и Pirelli. Неувереннее всего в глубоком снегу кроссовер вел себя на шинах Toyo: неохотно трогался, причем только внатяг, а при малейшей пробуксовке норовил закопаться.

Кроме того, мы выставили предварительные оценки по плавности хода и уровню шума. Окончательные итоги можно подводить лишь после асфальтовых тестов, дающих корректировку в худшую сторону.

Проверка шипов

После «белых» тестов мы тщательно осмотрели шины, специальным индикатором Mitutoyo проверили величину выступания шипов, посчитали их потери за время обкатки и тестов.

Предельное выступание шипов - не более полутора миллиметров. Существующие скандинавские ограничения («гвоздики» должны торчать из покрышки не более чем на 2 мм) соблюдены с хорошим запасом.

А потери невелики. Continental, Nokian и Michelin не посеяли ни одного шипа. Хороший пример! Pirelli и Toyo упустили по одному «гвоздику» из передних левых колес. Потери Гудиера - два шипа, Данлопа - три, все из тех же передних левых. Поскольку в каждой шине не меньше 115 шипов, это хороший результат.


А теперь - на асфальт!

Надо было дождаться, когда в Поволжье сойдет снег, высохнут дороги и прекратится весенний ветер, мешающий точно оценить топливную экономичность. Только в конце апреля - начале мая появилась возможность проверить шины на асфальте. Реализовали мы ее на полигоне АВТОВАЗа близ Тольятти при температуре воздуха +5…+7 ºС. Это температурный порог сезонной смены шин в любую сторону - с зимы на лето и наоборот.

Самое щадящее упражнение для шипованных шин - оценка экономичности. Совмещаем ее с экспертной оценкой курсовой устойчивости на асфальте, а также уточняем оценки по уровню шума и плавности хода.

Увы, трансмиссия Audi Q5 не предусматривает режима привода только на одну ось, потому все работы проведены в полноприводном состоянии. Для исследования экономичности это далеко не идеальный вариант. Постоянный полный привод - точнее, циркулирующая в трансмиссии мощность - нивелирует разницу в расходах топлива на разных шинах. С другой стороны, результаты, полученные в процессе дорожных испытаний, -наиболее близки к реальным в повседневной эксплуатации. Нам удалось поймать ничтожную разницу между шинами по расходу топлива: разброс составил одну десятую литра. Считаем, что победителей и побежденных в этом тесте нет.

А вот на экспертные оценки поведения автомобиля стоит обратить внимание. По курсовой устойчивости всех обставил Michelin. На этих шинах Audi Q5 продемонстрировал четкое следование заданному направлению, высокую информативность и незамедлительные реакции на повороты руля - словно на летних шинах. И по комфорту Michelin оказался вне конкуренции. Шины мягкие и тихие. Сравниться с ними смог лишь Continental - но только по плавности хода.

На «противоположном берегу» оказались Goodyear и Pirelli - они будто соревновались между собой в шумности, вибронагруженности и жесткости. Мы не смогли однозначно определить, кто из них громче и жестче, - обе модели «хороши».

Закончили тесты традиционно - торможением на сухом асфальте и на мокром. В дисциплине «замедление с 60 до 5 км/ч на мокром покрытии» первое место на подиуме поделили шины Nokian и Goodyear, а при торможении посуху с 80 до 5 км/ч всех обошел Continental.


Чем сердце успокоится?

Удивительно, но состав подиума в тестах зимних шин этого сезона (разного размера, шипованных и фрикционных, легковых и SUV) одинаков. Призеры лишь меняются местами. Это говорит о силе и стабильности лидирующих компаний - Continental, Goodyear и Nokian. На сей раз первое место в нашем тесте заняли шины Nokian Hakkapeliitta 8 SUV, набравшие 943 балла. У них практически нет недостатков, а то, что стало поводом для легких придирок матерых экспертов, обычные водители вряд ли прочувствуют при повседневной езде. Впрочем, один существенный недостаток у победителя все-таки есть - высокая цена.

На второй ступени подиума расположился Goodyear UltraGrip Ice Arctic SUV 4×4 с результатом 909 баллов. Шина-вездеход! Таким обычно прощают недостаток комфорта. Приятно, что цена не столь высока, как у лидера.

Третье место с отрывом всего в шесть баллов от второго занял Continental ContiIceContact 2 SUV (903 балла). Эти шины обеспечивают лучшее сцепление и на снегу, и на сухом асфальте. Недостатков, за исключением совсем мелких замечаний, не отмечено. Впрочем, соотношение цены и качества могло быть и привлекательнее - если бы цена была чуть ниже.

Модель Pirelli Ice Zero набрала 893 балла и заняла четвертое место. Эти шины хуже соперников тормозят на снегу, проигрывая победителю 10% в тормозном пути. Зато могут похвастаться очень четким следованием курсу на заснеженной дороге.

Скромные 880 баллов позволили шинам Michelin Latitude X-Ice North 2+ занять пятую позицию в нашей табели о рангах. У них самое слабое продольное сцепление на льду, но при этом они наделяют машину четкой и понятной управляемостью. Вдобавок порадовали хорошей курсовой устойчивостью на любой дороге (рекомендуем для дальних поездок!), высоким уровнем комфорта и отменной проходимостью - на них можно смело спрыгивать на зимник.

В категорию очень хороших шин (по нашему раскладу - от 870 до 899 баллов) вписалась и модель Dunlop Grandtrek Ice02, заработавшая 876 баллов. У нее слабоваты тормозные свойства на асфальте (уступает лидерам около 7% на мокром и чуть больше 3% на сухом) и поперечное сцепление на льду. Но на заснеженной дороге и на бездорожье Dunlop чувствует себя как дома.

Замыкает список Toyo Observe G3-Ice: почетное седьмое место и звание хороших шин (861 балл). Покрышки «интеллигентные», наши сугробы не про них. Сцепные свойства на льду и асфальте самые скромные, но на заснеженных дорогах эти шины позволят чувствовать себя уверенно. И, что крайне важно для любого покупателя, эти шины оказались лучшими по соотношению цены и качества. Иными словами, не настолько они хуже ближайших соперников, насколько дешевле.

Троечников в нашей выборке не оказалось. До последнего места - сплошь отличники и хорошисты. Великолепная семерка!

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ


(Максимум 140 баллов)


(Максимум 120 баллов)


(Максимум 50 баллов)


(Максимум 130 баллов)


(Максимум 20 баллов)


(Максимум 20 баллов)


(Максимум 110 баллов)


(Максимум 90 баллов)


(Максимум 40 баллов)


(Максимум 30 баллов)


(Баллы)

Мнения экспертов о каждой шине представлены ниже
(Оценка «Цена/качество» получается делением розничной цены на сумму баллов. Чем ниже оценка, тем лучше)

Место Шина Мнение экспертов
1

Сумма баллов: 943

Место изготовления: Россия
Индексы: 108T
9,6-9,8
55
Количество шипов, шт.: 190
1,1-1,3
Масса шины, кг: 14,5
10 300
Цена/качество: 10,92

+ Лучшие сцепные свойства на льду, разгон на снегу без TCS, тормозные свойства на мокром асфальте; высокие курсовая устойчивость на снегу, управляемость на льду и на снегу
- Незначительные замечания в адрес курсовой устойчивости на асфальте и комфорта
Вердикт: Отлично

Nokian
Hakkapeliitta 8 SUV

2

Сумма баллов: 909

Место изготовления: Германия
Индексы: 108T
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 10,1-10,3
Твердость резины по Шору, ед.: 55-56
Количество шипов, шт.: 130
Выступание шипов после тестов, мм: 1,2-1,5
Масса шины, кг: 14,2
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 7 550
Цена/качество: 8,31

+ Лучшие тормозные свойства на мокром асфальте; феноменальная проходимость
- Невысокий уровень комфорта; незначительные замечания к управляемости на снегу и на льду, к курсовой устойчивости
Вердикт: Отлично

Goodyear
UltraGrip Ice Arcic SUV

3

Сумма баллов: 903

Место изготовления: Россия
Индексы: 108T
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 8,2-8,4
Твердость резины по Шору, ед.: 53-54
Количество шипов, шт.: 222
Выступание шипов после тестов, мм: 1,2-1,4
Масса шины, кг: 14,9
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 10 050
Цена/качество: 11,13

+ Лучшее сцепление на снегу; лучшие тормозные свойства на сухом асфальте; помогут сэкономить топливо; четкая управляемость на льду; высокая плавность хода
- Незначительные замечания касательно курсовой устойчивости и управляемости на снегу, проходимости и уровня шума
Вердикт: Отлично

Continental
IceContact 2 SUV

4

Сумма баллов: 893

Место изготовления: Россия
Индексы: 108T
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 9,2-9,5
Твердость резины по Шору, ед.: 61-62
Количество шипов, шт.: 130
Выступание шипов после тестов, мм: 1,2-1,5
Масса шины, кг: 13,6
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 7 550
Цена/качество: 8,45

+ Лучший разгон на снегу с TCS; очень четкое следование курсу на снегу, хорошая проходимость
- Худшие тормозные свойства на снегу; худший разгон на снегу без TCS; невысокий уровень комфорта
Вердикт: Очень хорошо

Pirelli
Ice Zero

5

Сумма баллов: 880

Место изготовления: Франция
Индексы: 108T
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 9,1-9,3
Твердость резины по Шору, ед.: 53-54
Количество шипов, шт.: 116
Выступание шипов после тестов, мм: 1,0-1,5
Масса шины, кг: 14,3
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 8 350
Цена/качество: 9,49

+ Отличная проходимость; четкие управляемость на льду и курсовая устойчивость на асфальте; комфортные
- Худшие продольные сцепные свойства на льду
Вердикт: Очень хорошо

Michelin
Latitude X-Ice North 2+

6

Сумма баллов: 876

Место изготовления: Таиланд
Индексы: 108T
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 9,8-10,0
Твердость резины по Шору, ед.: 60-61
Количество шипов, шт.: 134
Выступание шипов после тестов, мм: 1,2-1,5
Масса шины, кг: 15,2
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 6 450
Цена/качество: 7,36

+ Помогут сэкономить топливо; четкие управляемость и курсовая устойчивость на снегу; хорошая проходимость
- Худшее поперечное сцепление на льду; скромные тормозные свойства на снегу и на асфальте; сложности с управляемостью на льду
Вердикт: Очень хорошо

Dunlop
Grandtrek Ice02

7

Сумма баллов: 861

Место изготовления: Япония
Индексы: 108T
Глубина рисунка протектора по ширине, мм: 10,2-10,5
Твердость резины по Шору, ед.: 51-52
Количество шипов, шт.: 115
Выступание шипов после тестов, мм: 1,2-1,4
Масса шины, кг: 15,2
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.: 6 050
Цена/качество: 7,03

+ Лучшее время разгона на снегу без TCS; четкая курсовая устойчивость на заснеженной дороге
- Скромные сцепные свойства на льду и тормозные свойства на асфальте; ограниченная проходимость
Вердикт: Хорошо

Toyo
Observe G3-ICE

Еще в начале года компания «Нокиан тайрс» (Nokian Tyres) объявила: ею создана новая модель зимней нешипованной шины для автомобилей SUV. Теперь мы можем сравнить новинку с конкурентами. Только «воевать» ей приходится с «ветеранами», и год форы здесь может стать существенным преимуществом. Поэтому «Нокиан» выступает вне конкурса, а ее показатели - ориентир для конкурентов. Переговоры с «Нокиан» велись недолго, компания предложила свои полигоны и даже носитель - «Порше-Кайенна-S 4,2». А нам осталось лишь собрать других участников «боя» размерности 255/55R18.

Мы провели тесты двумя сериями на двух финских полигонах. В Ивало в марте прошли «белые» заезды по снегу и льду. Лед озерный, а не искусственный, как обычно, а вместо переставки на укатанном снегу в оценку управляемости на снежных дорогах вошло упражнение «подъем по горной дороге». Часть снежных тестов проводили с отключенной PSM (система электронной стабилизации курса) - на льду электроника не оказала существенного влияния на результаты. Месяцем позже, в апреле, на полигоне близ городка Нокиа прошли «черные» тесты. Здесь провели все асфальтовые испытания и такое интересное и новое для нас упражнение, как проверка способности шин сопротивляться слэш-плэнингу (всплывание на мокрой снежной каше; не путайте с аквапланированием - там шина плывет по воде!).

При подведении итогов, напомним, доли замеров и экспертных оценок, как и во всех тестах, начиная с середины этого года, составляют 75 и 25% соответственно.

Новинка «Нокиан» оказалась очень сильной в любых условиях - от снега и льда до асфальта любого состояния.

И тем самым высоко подняла планку соревнований для всех остальных.

Подиум заняли давние конкуренты: «Мишлен» с моделью Latitude X-Ice набрал 872,3 балла (соотношение цена/качество - 9,86), «Континенталь» с шиной CrossContactViking - у него 867,6 балла и второе место. На третьем, совсем немного отстав от «Конти», расположилась «Пирелли-Скорпион» - далеко не новая, но, как оказалось, очень сильная на «черных» трассах и в целом весьма достойная. Четвертое место, немного уступая «Пирелли», заняла «Близзак DM-Z3», тоже не новинка. Ее стихия - снежные и обледенелые дороги. Жаль, что шина практически проиграла слэш-плэнинговый тест.

Высокоскоростная (допустимая скорость 210 км/ч, как и у «Пирелли») «Кумхо I’ZEN RV» занимает пятое место. Как обычно, «Кумхо» просит скромную цену, а потому заслуживает звание самой выгодной покупки (цена/качество - 6,94). А замыкает парад «Фредештайн Wintrac 4 Xtreme», еще более скоростная (максимальная скорость - 240 км/ч) и потому более «асфальтовая» шина. Хотя по соотношению цена/качество она стоит на одном уровне с «Нокиан» и «Мишленом».

6-е место

VREDESTEIN WINTRAC 4 XTREME

Место изготовления Голландия

Максимальная скорость V/240 км/ч

Твердость по Шору 63–66 ед.

Масса шины 15,1 кг

Средняя цена 7600 руб.

Соотношение цена/качество 9,50

Wintrac 4 Xtreme - первые высокоскоростные зимние шины для вседорожников, разработанные с участием дизайн-студии «Джуджаро». Эффектный дизайн и плавные линии придают этой шине с W-образным рисунком протектора мощный, внушительный вид. Модель сочетает в себе важнейшие характеристики как шоссейных, так и внедорожных шин. Например, протектор обладает свойством самоочистки, благодаря чему достигается отличная управляемость на заснеженных и грунтовых дорогах.

На льду скорость входа в поворот ограничена сносом передней оси, причем сильно затянутым. Моменты перехода в скольжение и восстановления сцепления трудно­определимы, скользящий автомобиль на руль не реагирует. На дуге поворота возможен занос. В целом поведение нестабильно. На снегу те же проблемы. По заснеженной дороге идет ровно, но на подруливания реагирует вяло.

Способность сопротивляться слэш-плэнингу в повороте средняя. В глубоком снегу автомобиль встает, как только элементы подвески коснутся снега. Поворачивать не хочет, но назад выезжает. На асфальтовой прямой шины отличает четкая реакция и стремление уйти с дороги при малейшем поперечном уклоне. В движении издают шипяще-свистящий звук, нарастающий со скоростью. Очень жесткие, будто сильно перекачанные, встряхивают автомобиль на любых неровностях.

Лучшие тормоза на сухом асфальте и хорошие на мокром, хорошая курсовая устойчивость на асфальте.

Слабые тормоза на снегу и льду, слабые поперечные сцепные свойства и разгон на льду, проблемная управляемость на снегу и льду, низкий уровень комфорта, слабая проходимость.

799,8 балла

5-е место

KUMHO KC-15 I’ZEN RV ASYMMETRIC

Место изготовления Корея

Твердость по Шору 60–62 ед.

Масса шины 17,0 кг

Средняя цена 5900 руб.

Соотношение цена/качество 6,94

Kumho KC-15 I’ZEN RV - зимние шины для вседорожников, обладают превосходными характеристиками сцепления и торможения благодаря большому количеству блоков протектора. Он выполнен из смеси полимеров, имеющей все свойства, необходимые на снежной и ледяной дороге; входящий в состав шины высокодисперсионный кварц повышает сцепление с мокрой поверхностью, износостойкость шины, экономию топлива, адсорбирующий слой улучшает вибропоглощение, делает езду более комфортной и уменьшает шум.

На льду шины периодически находят, за что зацепиться, заставляя автомобиль рыскать. Не совсем понятен момент перехода в скольжение. На дуге поворота возможен затянутый занос. На снегу машина рыскает еще сильнее. Поведение в предельных режимах нестабильно: скорость на входе в поворот ограничена сносом, на дуге - сильным заносом. Управлять автомобилем можно только опережающими действиями. На снежной прямой идет ровно, но углы поворота руля, необходимые для корректировки курса, больше, чем хотелось бы.

В глубоком снегу автомобиль движется неуверенно. Поворачивает лучше, чем идет прямо. Способность держать дорогу в повороте на снежной каше выше средней. По асфальту шины несут «Порше» ровно, четко реагируя на подруливания.

Издают шум меняющейся тональности в зависимости от покрытия. К плавности хода замечаний нет.

Хорошие тормоза на сухом асфальте, курсовая устойчивость на асфальте, плавность хода.

Слабые поперечные сцепные свойства на льду, сложная управляемость на снегу и льду, ухудшение сцепных свойств на снегу при отключении электроники.

850,4 балла

4-е место

BRIDGESTONE BLIZZAK DM-Z3

Место изготовления Япония

Рисунок протектора направленный

Глубина рисунка протектора 10,1–10,2 мм

Твердость по Шору 46–47 ед.

Масса шины 16,0 кг

Средняя цена 7300 руб.

Соотношение цена/качество 8,52

В шинах Bridgestone Blizzak DM-Z3 использован предмет особой гордости «Бриджстоуна» - пористый состав Tube Multicell Compound последнего поколения, который обеспечивает надежное сцепление на зимней дороге, заменяя шипы. Riblet - продольные микроканавки, удаляющие водяную пленку с поверхности льда и улучшающие сцепные характеристики на льду в начальной стадии эксплуатации. Повышенная проходимость достигнута благодаря блокам особой конструкции, оптимально распределяющим давление в пятне контакта.

На льду шины помогают найти взаимопонимание с дорогой - начало скольжения и восстановление сцепления чувствуются отчетливо. Автомобиль хорошо управляется в скольжениях, позволяет уменьшить радиус поворота. На снегу реакции хорошие, поведение четкое, скорость в быстрых поворотах ограничена легким заносом. На заснеженной прямой шины несут автомобиль ровно, но для подруливания баранку приходится поворачивать на большой угол. В глубоком снегу машина без проблем трогается, хорошо идет «ходом», хотя возникает ощущение, что шины нагребают перед собой валики снега и автомобиль вот-вот остановится. В повороте на снежной каше теряют дорогу раньше остальных. На асфальтовой прямой «Порше» плавает, при корректировке курса требуется поворачивать руль на большие углы, ощутимо неприятное рыскание задней осью.

Шины довольно громко шуршат на небольшой скорости, но с ее ростом шум снижается. Правда, усиливается в поворотах. Жестко передают на кузов большие дорожные неровности, мелкие - хорошо скрадывают.

Хорошие тормоза и управляемость на снегу и льду, хорошие разгон на снегу и льду, поперечные сцепные свойства на льду, проходимость.

Самое слабое сопротивление слэш-плэнингу, невысокий уровень комфорта, слабые тормоза на асфальте, неудовлетворительная курсовая устойчивость на асфальте.

857,3 балла

3-е место

PIRELLI SCORPION ICE & SNOW

Место изготовления Великобритания

Максимальная скорость Н/210 км/ч

Рисунок протектора симметричный

Глубина рисунка протектора 10–10,1 мм

Твердость по Шору 64–66 ед.

Масса шины 16,3 кг

Средняя цена 7200 руб.

Соотношение цена/качество 8,32

При проектировании шин Scorpion Ice & Snow специалисты «Пирелли» учли такие особенности вседорожников, как высоко расположенный центр тяжести и большая масса.

В покрышках использована технология АСТ (Adaptive Compound Technology). Пластичность смеси меняется в зависимости от температуры шин. Благодаря взаимодействию трех полимеров различного типа покрышки гарантируют отличные характеристики в диапазоне температур от -40 до +7 о С.

Поведение на льду несколько хуже, чем у «Близзака»: срывы в скольжения и восстановление менее понятны, сцепные свойства чуть ниже. На снегу «Порше» лениво реагирует на руль, заставляя водителя поворачивать его на большие углы. Для попадания на нужный радиус приходится или ждать, когда прекратится снос, или больше доворачивать руль. Последнее приводит к резкому заносу, с которым справится только опытный водитель. В глубоком снегу предпочитают старт без интенсивной пробуксовки. Зато«ходом» лучше идут в любом режиме вплоть до буксования, хорошо поворачивают.

На снежной каше держат поворот лучше других. По асфальту идут почти по-летнему ровно. Отчетливо слышен шум качения, шины озвучивают изменение покрытия сменой тональности. Средние и мелкие неровности проходят вздрагивая. Выступы на дороге передают на кузов жестко, ямки не замечают.

Лучшие тормоза на мокром асфальте, хорошие на сухом, лучшее сопротивление слэш-плэнингу, хорошая проходимость, отличная курсовая устойчивость на асфальте.

Слабые тормоза, поперечные сцепные свойства и разгон на льду, слабый разгон на снегу, замечания по уровню комфорта и курсовой устойчивости на заснеженной дороге.

865,2 балла

2-е место

CONTINENTAL CrossContactViking

Место изготовления Германия

Максимальная скорость Q/160 км/ч

Рисунок протектора асимметричный

Глубина рисунка протектора 9,9 мм

Твердость по Шору 56–58 ед.

Масса шины 15,9 кг

Средняя цена 9100 руб.

Соотношение цена/качество 10,49

Continental CrossContactViking - новинка зимнего сезона 2007/2008. Шины демонстрируют отличные сцепные и тормозные характеристики на снегу и льду, прекрасную управляемость и высокий уровень безопасности в условиях слякоти. Ключевые особенности: высокий уровень комфорта, низкий шум.

На льду не очень хорошо чувствуется начало скольжения. К тому же скользит машина дольше, чем хотелось бы, при этом ее поведение трудно прогнозировать. После скольжения сцепление восстанавливается резко, шины будто вгрызаются в лед.

На снегу не понравилась запаздывающая реакция на действия рулем, который приходится поворачивать на значительные углы. На дуге поворота скорость ограничена небольшими срывами в снос или в занос. Поведение машины неоднозначно, скольжения затянуты. На заснеженной прямой шины слегка рыскают, но на подруливания реагируют четко.

Глубокий снег преодолевают неуверенно, при пробуксовке стремятся закопаться, поворачивают неохотно. В повороте по снежной каше держатся за дорогу средне. По асфальту идут довольно ровно, но отклоняются на неровностях дороги.

Издают гулкий шум, усиливающийся при прохождении поворотов. Излишне вибронагружены - плечами через спинку сиденья чувствуешь вибрации от дороги, усиливающиеся в поворотах.

Хорошие тормоза на снегу и льду.

Слабый разгон на снегу, повышенный уровень шума.

867,6 балла

1-е место

MICHELIN LATITUDE X-ICE

Место изготовления Япония

Максимальная скорость Q/160 км/ч

Рисунок протектора направленный

Глубина рисунка протектора 10 мм

Твердость по Шору 56–57 ед.

Масса шины 18,1 кг

Средняя цена 8600 руб.

Соотношение цена/качество 9,86

Шины Michelin Latitude X-Ice достигают превосходного сцепления на зимней дороге в сложных российских условиях; демонстрируют оптимальное сочетание комфорта и безопасности при движении по льду. Покрышки отличает большее количество цепляющих кромок, сокращающих тормозной путь на снегу и льду. Резина остается эластичной даже при очень низких температурах (ниже -20 о С) и просто прилипает ко льду.

Поведение на льду четкое и предсказуемое. Поперечное сцепление высокое: покрышки скрипят, но траекторию держат. Машина хорошо управляется в скольжениях, плавно восстанавливается. На снегу реакция на поворот руля несколько затянута, углы поворота чуть великоваты. На дуге скорость ограничена небольшим заносом, помогающим прописать поворот. На снежной прямой идут ровно, на корректировку и изменение курса реагируют без ощутимых задержек.

Сугробы преодолевают без напряжения, трогаются, не высказывая предпочтений к натягу или буксованию, охотно поворачивают. По снежной каше лучше не торопиться, способность противостоять слэш-плэнингу в повороте оставляет желать лучшего.

По асфальту идут с небольшими боковыми смещениями задней оси. Шумят на асфальте, меняя тональность в зависимости от качества покрытия, озвучивают любые неровности и швы шлепками.

Очень хороший разгон на снегу, хорошие тормоза на снегу, управляемость на снегу и льду, проходимость.

Слабые тормоза на сухом и мокром асфальте, невысокое сопротивление слэш-плэнингу.

872,3 балла

NOKIAN HKPL R SPORT UTILITY

Место изготовления Финляндия

Максимальная скорость R/170 км/ч

Рисунок протектора направленный

Глубина рисунка протектора 10 мм

Твердость по Шору 52–54 ед.

Масса шины 14,8 кг

Средняя цена 8900 руб.

Соотношение цена/качество 9,41

Nokian Hakkapeliitta R SUV - настоящая зимняя шина для северных условий. Использована совершенно новая резиновая смесь, в которой натуральный каучук дополнен соединением кремнезема и рапсового масла. Такая резиновая смесь улучшает сцепление на обледенелой и заснеженной дороге, а также усиливает прочность шины на разрыв. Новинка прекрасно ведет себя на снегу и на чистой дороге, показывает превосходное сцепление на обледенелой и мокрой поверхностях.

По льду шины позволяют ездить очень быстро, при этом понятно и надежно. Поведением в повороте похожи на «Мишлен», но финские шины еще более цепкие и предсказуемые. На ледяном круге скрипят громче «Мишлена», держат лучше. На снегу поведение машины очень четкое. На заснеженной прямой «Порше» слегка рыскает, но очень хорошо, по-летнему, реагирует на корректировку рулем.

В глубоком снегу превращают «паркетник» в трактор, который уверенно двигается, не боится буксования, легко маневрирует. По снежной каше автомобиль проходит повороты довольно надежно. На асфальтовой прямой сродни «Мишлену» - ощутимо легкое подруливание задней осью. Шумят незначительно, больше прослушивается задняя ось, с усилением в повороте. Немного потряхивают на ямках.

Лучшие тормоза на снегу и льду, отличная управляемость на снегу и льду, курсовая устойчивость на заснеженной дороге и проходимость, высокие поперечные сцепные свойства на льду, хорошее сопротивление слэш-плэнингу.

Небольшие замечания по курсовой устойчивости на асфальте.

946,1 балла

Редакция благодарит компании, предоставившие шины для теста. Особенная благодарность Nokian Tyres за техническую поддержку.

Слэш-плэнинг

Слэш - мокрая снежная каша, которая частенько встречается на российских дорогах. Чтобы оценить, как на ней ведут себя те или иные шины, определяют скорость, при которой колеса начинают терять контакт с дорогой. Для полноприводников это делается в повороте. В подготовке покрытия участвует техника. Ее задача - перемешать снег с водой до однородной массы и распределить ее ровным слоем толщиной 35 мм.

Заезды начинаются со скорости 40 км/ч, которую увеличивают с шагом в 5 км/ч, как и при поперечном аквапланировании. При 55 км/ч автомобиль на любых шинах уже не держится в вираже. Во время теста регистрируют скорость и величину бокового ускорения.

Со стороны видно, насколько хорошо шины сопротивляются всплыванию на снежной каше. Если из-под колес вылетают лишь скудные брызги мокрого снега, это явный признак того, что слэш остался под колесами и машина вот-вот всплывет на нем. А вот огромные фонтаны означают, что сцепление еще не потеряно.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама