Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Габдулла Тукай - не просто великий поэт, а символ истории и судьбы всего татарского народа. Он и сегодня учит нас и наших детей понимать этот сложный мир со всеми его хлопотами и заботами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Творчество Г. Тукая»
Актуальность проекта: Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован.
Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.
Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект «Творчество Г. Тукая». Проект “Творчество Г. Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.
Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой.
Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.
Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.
1. работа с детьми,
2. работа с воспитателями,
3. работа с родителями.
Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), педагоги (воспитатели, музыкальные руководители, воспитатель по обучению детей татарскому языку), родители воспитанников.
Срок реализации: апрель месяц.
Вид проекта : познавательный, творческий.
Цель:
Задачи:
- познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая;
- воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая;
- формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость, любовь к Родине посредством произведений Габдуллы Тукая;
- учить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая;
- расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.
Ожидаемые результаты:
- создание необходимых условий в детском саду, группе, семье по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая;
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
- активное участие родителей;
- понимание родителей важности семейного чтения.
Этапы реализации проекта:
1 этап подготовительный
- обсуждение целей, задач проекта; поиск литературы;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- подходы к взаимодействию с педагогами и родителями.
2 этап основной
- совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (книжные уголки, информационные стенды);
- проведение с детьми образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с жизнью и творчеством Тукая;
- проводить работу с родителями;
- создание условий для реализации;
- накопление и разработка методических материалов.
3 этап заключительный
- праздник, посвященный творчеству Г. Тукая.
План работы с детьми
Мероприятие | Цели | Сроки | Ответственные |
|
Организовать в группе библиотеку «Г. Тукай, все о нем» | Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая. | 1 неделя | воспитатели |
|
Вечерние чтения «Путешествие по книгам Тукая» | Приобщать детей к книгам Г. Тукая | 1-4 неделя | воспитатели |
|
Чтение произведений Тукая «Родной язык», «Малыш и мотылек», «Забавный ученик», «Бедняга заяц». | Побуждать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. | 2 неделя | воспитатели |
|
Музыкальная деятельность: разучивание песен «Туган тел», «Карлыгач». | Развивать песенное творчество, слушать друг друга; | 1-4 неделя | Муз. руководитель, воспитатель татарского языка |
|
Художественное творчество (рисование) по произведениям Г. Тукая «Мой любимый сказочный герой» | Закрепить произведение Г. Тукая. Вызвать чувство радости и желания сделать композицию красочной. Развивать умение работать дружно. | 3 неделя | Воспитатели, родители |
|
Акция «Мы читаем стихи Габдуллы Тукая»- конкурс чтецов. | Воспитывать у детей такие качества как: трудолюбие, отзывчивость, уважение через познавательные стихи и сказки Г. Тукая. | 3 неделя | ||
Просмотр мультфильмов по произведениям Г. Тукая. | Побуждать интерес у детей к татарским мультфильмам. | 1-4 неделя | Воспитатели |
|
Прослушивание аудиозаписи сказок Г. Тукая. | Воспитывать у детей интерес к творчеству Г. Тукая. Учить воспринимать образное содержание произведений. | 1-4 неделя | воспитатели |
|
Праздник, посвященный к творчеству Г. Тукая | Обобщать знания детей по творчеству Габдуллы Тукая. | 4 неделя | Воспитатели, муз. руководитель, воспитатель тат.языка |
План работы с воспитателями.
Мероприятия | Цели | Сроки | Ответственные |
|
Обсуждение с воспитателями | Обсудить цели и задачи проекта. Формировать интерес по созданию условий для реализации проекта. | 1 неделя | Воспитатели, родители |
|
Методическая копилка | Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по приобщению детей к творчеству Г. Тукая | 1-4 неделя | Воспитатели, воспитатель тат.языка |
|
Подбор книг по творчеству Тукая. | Развивать интерес детей к произведениям Тукая. | 1 неделя | Воспитатели, библиотекари |
|
Консультация для воспитателей « Как знакомить детей с жизнью и творчеством Г. Тукая» | Приобщение детей к творчеству Тукая | 1 неделя | Воспитатель тат.языка |
|
Акция «Мы читаем книги Тукая» | Привлечь внимание детей к книгам Габдуллы Тукая и к чтению. | 2 неделя | воспитатели |
|
Выставка «Все о Габдулле Тукае» | Обобщить и продемонстрировать материал, накопленный в работе. | 3 неделя | воспитатели |
Работа с родителями
Мероприятия | Цели | Сроки | Ответственные |
|
Анкетирование родителей по изучению чтения книг Габдуллы Тукая | Пояснить, читают ли родители книги детям книги. Что любят дети слушать. | 1 неделя | воспитатели |
|
Консультации: «Чему учат татарские мультфильмы?» «Советуем прочитать книги Г. Тукая» | Просвещение родителей. | 3 неделя | Воспитатели |
|
Акция «Читаем книги Тукая» | Привлечь родителей к книгам Г. Тукая и к чтению. | 2 неделя | Воспитатели, родители |
|
Памятка «Как мы дружим с книгами» | Поддерживать у родителей интерес. | 4 неделя | Воспитатели, библиотекари |
Итоговое мероприятие:
Праздник, посвященный творчеству Габдуллы Тукая.
Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.
Задачи: Познакомить детей с жизнью и творчеством Г. Тукая. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Г. Тукая. Учить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок Г. Тукая. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Г. Тукая и способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи.
Оформление зала: портрет Г. Тукая, цветы.
Цитаты на татарском и русском языке:
«О, язык, родной, певучий! О родительская речь!»
Под музыку дети входят в зал.
Ведущий: Много-много лет назад, в один весенних солнечных дней, 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Г. Тукай. Мы сегодня с вами собрались вспомнить и почтить память татарского поэта Г. Тукая.
1 ребенок: О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!
Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь.
2 ребенок: О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.
С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!
Ведущий: Песня «Туган тел» - это народный гимн всего татарского народа.
Дети исполняют песню «Туган тел» на татарском языке.
Ведущий: Сложной была судьба Тукая. Он очень рано осиротел, скитался от родного человека к другому. Детство у него было очень трудным. Но Тукай рос смышленым старательным ребенком, рано научился писать, читать и сочинять стихи.
Ребенок исполняет песню «Элли-бэлли бэу» (на слова Г. Тукая)
Ведущий: Г. Тукай призывал нас любить Родину, родной язык, свой народ. Он говорил, что татарский народ найдет свое счастье только на земле своих отцов, в единстве с русским народом.
Ребенок: С народом мы песни певали
Есть общее в нашем быту и морали.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить
Нанизаны мы на единую быть.
Русский танец
Звучит музыка, в зал входит Шурале.
Шурале: Пальцам больно
Прищемил их год назад.
Ай, умру – беда такая
Жизни я своей не рад.
Ведущий: Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан.
Шурале: Никого теперь не трону - поклянусь тебе душой.
Ведущий: Поиграй с нами, и твоя боль пройдет.
Шурале: А вы, дети действительно со мной хотите играть?
Игра «Шурале» (пойманные дети рассказывают стихи: «Забавный ученик», «Гали и коза»)
Шурале: Спасибо вам! В моем лесу сказали, что помочь мне смогут только дети. И это оказалось правдой. Я больше никого никогда не буду обижать. А сейчас мне пора возвращаться в лес, там меня ждут мои друзья.
Ведущий: В одной деревне жила-была одна женщина. Было у нее большое хозяйство. Было в нем много кур и цыплят.
«Танец цыплят»
Ведущий: Был у этой женщины сын. Сын очень любил ходить на рыбалку. Однажды он взял удочку и отправился на рыбалку.
Мальчик: Будет ли улов, или нет?
Песня «Бала белэн кубэлэк»
Мальчик: Уф, жара! Надо искупаться.
Ведущий: Мальчик начинает раздеваться, в это время, на мостике появляется Водяная. Она сидит и расчесывает свои волосы золотым гребнем. Мальчик прячется за кусты, со страхом выглядывает оттуда. Водяная песню поет и запрыгнула в воду. Мальчик озираясь, подходит к мостику и хватает гребень и убегает.
Водяная: Стой, стой! Отдай мой золотой гребень. Зачем ты взял его? Ведь он же не твой!
Мальчик добегает до деревни, а водяная убегает.
Мальчик: Мама, мама! Смотри, я нашел золотой гребень, красивый.
Мама: Зачем ты взял? Он ведь не твой!
Ведущий: Солнце закатилось. Ладно, спать ложатся, день потух. Стук-стук!
Стучится кто-то к нам в окно.
Мама: Кто там? Кто ночью спать не дает?
Водяная: Это я! Днем твой сын-воришка украл мой золотой гребень.
Мама бросает гребень в окно.
Мама: Ох, сынок, что ты наделал?
Мальчик: Прости меня мама, я больше так не буду.
Водяная: Нельзя брать чужие вещи без разрешения. А как это в сказке звучит?
Мальчик: Есть хозяин или нет, век чужого не возьму.
Татарский танец.
Ведущий: На этом праздник посвященный Г. Тукаю подошел к концу. Любите свою Родину, читайте стихи и сказки Тукая.
Песня «Солнечный край»
Автор проекта
Хайруллина Танзиля Тагировна
Название проекта
"Габдулла Тукай - 125-летие великого татарского поэта"
Визитная карточка проекта
Краткая аннотация проекта
В целях увековечения памяти и творческого наследия, в честь 125-летия великого татарского поэта Габдуллы Тукая Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов 11 февраля подписал Указ об объявлении 2011 года Годом Габдуллы Тукая в Республике Татарстан. Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован. Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия. 26 апреля 2011 года исполняется 125 лет великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект. Цели и задачи проекта: Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания). Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая. Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.
Основополагающий вопрос, проблемные вопросы проекта
Как кто-то может жить вне времени (пережить свое время)? В каком виде до нас дошли произведения великого татарского поэта Г. Тукая? Как глубоко повлияло творчество поэта на современную татарскую литературу?
План проекта
Вводная презентация; Распределение учащихся на группы; Анкетирование; Презентация проекта; Выставка книг Г. Тукая; Коллективное чтение произведений поэта; Проведение теста.
Вводная презентация учителя
Творения Тукая вдохновили художников, музыкантов, поэтов, писателей на создание произведений искусства. Стихи его стали поистине народными, строки легли в основу крылатых фраз и афоризмов. Они, наряду с сурами Корана, несли своё Слово в шамаилях, превращались в музыку, олицетворяя "моң" - душу народа... Каждый народ в ту или иную эпоху рождает своего Поэта, миссия которого - стать олицетворением его гения, души. В Древней Греции им был Гомер, в средневековой Италии - Данте, в Англии -Шекспир, в Германии - Гёте, в России - Пушкин. Для татарского народа таким поэтом стал Тукай, поэзия которого зазвучала в унисон со струнами народной души. Тукай вошел в историю татарской литературы как великий поэт, заложивший основу новой национальной поэзии, как один из основоположников современного татарского языка. Творческая деятельность поэта продолжалась всего восемь лет. Он умер в возрасте 27 лет, оставив после себя свыше 10 тысяч стихотворных строк (более 400 стихов, 9 поэм), около 50 листов прозы (350 рассказов, очерков и воспоминаний). Тукай. Габдулла Тукаев. Кто же он для нас? Это народный поэт, который, кажется, вошел в наше сознание чуть ли не с молоком матери. Так рано его познают татары. Но не только татарам он близок: все тюркские народы. как России, так и всего мира почитают его как своего поэта. Стихи и поэмы Тукая опубликованы на десятках языков мира разных континентов.
Для татар творчество этого поэта – что для русских творчество А.С.Пушкина. Правда, в последние годы больше говорили и писали о творчестве героического Мусы Джалиля. Конечно, его творения очень ценны для нас. Но он поэт своей эпохи - советской, большевистской. Мы воспитывались на произведениях именно советских пролетарских писателей и поэтов: А.Твардовского, М.Шолохова, М.Джалиля и многих других. Наш менталитет сформировали именно они. Тукай же более многогранен, обширен. Он не только поэт и писатель, но и публицист. Его творчество проникнуто классикой средневековой татарской, и мировой поэзии 19-го века, политикой и философией эпохи начала 20 – го века.
Умер Тукай в 1913 году очень молодым, прожив всего 27 лет. Но каждый его год стоил бы 10 лет жизни иного поэта. Так трудолюбив и плодотворен он был. Сколько бы он ещё сотворил, если бы прожил дольше.!
А родился он в деревушке Кушлавыч Казанской губернии в 1886 году. Очень рано осиротел и воспитывался то у дальних родственников, а то и у совершенно чужих людей. Излишне будет напоминать, сколько жизненных тягот испытал мальчик, с раннего детства лишённый материнской любви и отцовской заботы и защиты. Не это ли явилось одной из причин его ранней кончины. Тем не менее, благодаря своему неуемному стремлению познать мир, он сумел закончить и медресе, приравненное к вузу, и получить образование в русской школе, что для того времени являлось редкостью для татарской молодёжи.
Читая его произведения, знакомясь с его творчеством, понимаешь, что жизнь обошлась с ним так круто, что он очень рано повзрослел, и к 17-18 годам уже стал не только поэтом, но и Гражданином с устоявшимся мировоззрением, со своими взглядами и мыслями об обществе. Притом гражданином, активно влияющим на умы и чувства людей через свои стихи, поэмы и публицистику.
О чем же писал Тукай? В его произведениях присутствует, конечно, и лирика, в том числе и любовная, и сатира на все происходящее в жизни России и города Казани того времени и многое другое. Смело разоблачал и высмеивал всех, кого он считал лицемерами, ловкачами за то, что свое призвание и деятельность по возрождению татарской нации они превращали в личный бизнес.
Удивляет то, что «господин Тукаев», как называли этого очень молодого поэта, обладал кругозором зрелого человека, политика, государственного деятеля. Он чутко реагировал на судьбоносные события бурного времени 1905 – 13 годов. Этой эпохи зарождения демократии в России и появления парламентаризма. А затем последовавшие за этим годы реакции. Все факты тех дней отражены в его стихах, проходя через призму тукаевского особого мировоззрения.
Касался Тукай в своих произведениях и национального вопроса, справедливо сетуя на горькую судьбу татарского народа. Горечь и боль за свой народ присутствуют в его стихах: «Шурале», «Пар ат», «Аллюки» и другие. Недаром на его стихи сложены народом многочисленные песни. А песня «Туган тел» фактически является национальным гимном татар. В целом национальная тематика заняла в творчестве Габдуллы Тукая значительное место.
Однако, глобализм менталитета не позволил Габдулле Тукаю «зациклиться» только на национализме, хотя и на добром и справедливом, он поднялся на высоту понимания общероссийских и мировых проблем. Вот, что об этом пишет он в стихотворении «Надежды народа в связи с Великим юбилеем», посвященном 300-летию династии Романовых: …Здесь в России мы заметны, Есть наш след.
Чисто наше зеркало судьбы,
Там пятен нет.
Спели с русскими
Свою жизнь соловьем,
Власть меняли и царей
С копьем, с дубьем…
(все приведённые отрывки стихов даны в переводе автора данного материала).
Его волнуют те же проблемы, что и всех россиян, все человечество: неустроенность жизни людей, бедность, забитость и так далее. Его слова о несправедливости и горестной судьбе людей не могут не потрясти:
…Осень. Ночь. Не спится. Ветер
Воет, плачет за окном.
Нет, не ветер: плачут люди,
Чуя голод, смерть кругом.
Там - богатые старухи
Тонут в злате,
Но в чужом.
Здесь - голодная девица
Плачет о куске ржаном…
(стих. “Весенние ветры»)
Политические события начала 20-го века отражены во многих его стихах. Для примера приводим фрагмент стихотворения «Государственной думе» (оно пелось в народе на мелодию одной шуточной песни). В нем передано чувство разочарования российского народа в работе первого парламента России, которая так и не поставила перед собой задачу улучшения жизни простого народа:
…Самый важный генерал
Показал тебе кукиш.
Ах, милашка, - Дума, Дума,
Ты, выходит, зря сидишь.
Обещала волю, землю,
Где свобода, где надел?!
Ах ты, думный депутат,
Отчего так оробел?...
Не правда ли, уважаемый Читатель, эти его слова очень актуальны и для сегодняшней действительности России.
Как и у большинства талантливых людей, судьба великого поэта сложилась предельно трагично. Он никогда не имел своего крова, а также семьи. Несколько предсмертных лет прожил один в крохотной неотапливаемой комнатушке номеров «Болгар» в Казани, фактически греясь возле «буржуйки». Тукай, скорее всего, редко, когда ел досыта. У него ничего в личной жизни не сложилось, даже горячая любовь его к девушке была безответна.
Впрочем, он, кажется, и не добивался ничего для себя лично. Но, наверное, он был счастлив тем, что служил своему народу до последней минуты своей жизни, пока не упал замертво в припадке чахоточного кашля в больнице Клячкина в городе Казани. Недаром на похороны «господина Тукаева» собрались татары со всего города.
Проектная работа
Тема: Методическая разработка по национально- региональному компоненту « Г.Тукай в наших сердцах » в условиях внедрения ФГОС.
Выполнил(а): Вахитова Г.А.
Казань,2015
Тема: «Г.Тукай в наших сердцах» ( НРК)
Цель: Расширить и обобщить знания детей о великом татарском поэте Г.Тукае – через разные виды деятельности.
Задачи :
Создать условия для формирования у детей познавательного интереса.
Познакомить детей с жизнью и творчеством Г.Тукая. Вспомнить знакомые произведения этого автора. .Чтение, разучивание и инсценировка его произведений.
Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через постановку театрализованных сказок.
Развивать связную речь и обогащать активный словарь детей.
Воспитывать интерес к литературе. Через игры, песни сказки воспитывать чувства патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.
Продолжительность проекта: долгосрочный,творческий
Возраст детей: 5-6(старшая группа)
Актуальность проекта: В нашем современном мире, благодаря средствам информации и связям все народы сближаются друг с другом. Всё больше и больше узнают о национальных традициях, культуре, как своего, так и других народов.
Одним из ярчайших представителей татарской литературы является великий татарский поэт Габдулла Тукай. В апреле 2016 года исполняется 130 лет со дня
его рождения. С годами глубже осознаём мы значение творчества и величие личности Тукая.
Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Габдулла Тукай - не просто великий поэт, а символ истории и судьбы всего татарского народа. Он и сегодня учит нас и наших детей понимать этот сложный мир со всеми его хлопотами и заботами. Учит жить и кричать, смеяться и плакать, ценить и беречь любовь к своим близким в повседневном хаосе сегодняшнего бытия. Чем больше эмоциональных, выразительных впечатлений ребёнок получит в детстве, через произведения поэта, тем более яркой, творческой личностью, обладающей высокими духовно- нравственными качествами станет он в будущем.
Таким образом, всё это ещё раз подчёркивает важность и необходимость изучения творчества Габдуллы Тукая.
Ожидаемые результаты.
Данный проект позволит получить знания о жизни и творчестве татарского поэта Габдуллы Тукая.
Возрастёт интерес у участников проекта к дальнейшему знакомству с произведениями поэта.
Создание копилки познавательной информации.
Проявление творческих способностей детей в разных видах деятельности.
Участники проекта:
1. Дети.
Родители.
Воспитатель 3
Воспитатель по обучению детей татарскому языку.
Музыкальный руководитель
Этапы проекта.
I этап Подготовительный.
II этап .О сновной. Реализация основных видов деятельности по проекту.
Предварительная работа: Чтение произведений Г.Тукая.
Просмотр м/ф по мотивам произведений Г.Тукая.
Заучивание стихов Г.Тукая.
Инсценировка произведений Г.Тукая.
III этап .Итоговый. Мероприятие посвященное Г.Тукаю.
IV этап. Заключительный.
Работа с родителями.
Совместная деятельность детей и родителей.Оформление своих работ на тему « По сказкам Г.Тукая» (рисунки, апликации, лепка,стенгазеты и т.д.)
Мероприятия с участием сотрудников.
Разучивание песни «Туган тел»- отв. музыкальный руководитель.
Консультация для воспитателей по ознакомлению детей с творчеством поэта.
Игры на свежем воздухе. « Ш үрәле”, “Алтын тарак”-отв. воспитатели.
- Просмотр м/ф по мотивам произведений Г.Тукая- отв. воспитатели.
- Совместная деятельность детей и родителей-отв. воспитатели 4
Ход проекта:
В группах обсудить цели и задачи проекта.
Воспитателям создать условия в группах для реализации проекта.
Воспитатель по обучению детей татарскому языку, воспитатели
февраль
2.Основной этап.
Тематические занятия, посвященные жизнедеятельности Г. Тукая
Помочь детям осознать значения творчества Г. Тукая и величие его личности
Воспитатель по обучению детей татарскому языку
март
Ознакомление с произведениями поэта по возрастным группам(чтение произведений, просмотр мультфильмов по произвидениям Г.Тукая.
Помочь детям понять содержание и суть произведений. Воспитать доброе отношение к их героям
март
3. Итоговый этап .
Мероприятия посвященные Г.Тукаю.
Конкурс на лучший рисунок по мотивам произведений поэта
Предавать в рисунках свое отношение к содержанию и поступкам героев
Воспитатели, Воспитатель по обучению детей татарскому языку,родители
Апрель
Конкурс, на лучшее чтение стихов Г. Тукая
Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений
апрель
Инсценировка произведений
Г. Тукая – театрализованный конкурс
Развивать творческие способности в театральной деятельности. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных
Воспитатели, Воспитатель по обучению детей татарскому языку,музыкальный руководитель
апрель
Прослушивание музыкальных произведений на стихи Г. Тукая
Через музыкальные произведения привить интерес к творчеству Г. Тукая, развивать эстетический вкус.
музыкальный руководитель
апрель
Праздник посвященный юбилею поэта (на двух языках
Использовать нравственный потенциал худ. произведений Г. Тукая. Пробудить в душе ребенка чувства любви к природе, труду, чувства дружбы
Музыкальный руководитель, Воспитатель по обучению детей татарскому языку
26.04.
Сценарий праздника посвященного юбилею поэта
Ведущая: Здравствуйте ребята! Исәнмесез балалар! Сегодня в нашем детском саду праздник, день рождение великого татарского поэта - Габдуллы Тукая!
Апрель и Тукай не разделимы, ведь именно 26 апреля родился великий поэт татарского народа -Габдулла Тукай! Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему было всего 5 месяцев, когда умер отец. Оставив малыша в родной деревне, мать вторично вышла замуж, но вскоре умирает и мать...Кто возьмет мальчика на воспитание? Как часто приходилось это слышать маленькому Апушу (так называли Габдуллу дома) . Хрупкий, болезненный мальчик переходит из рук в руки. И унижение довелось ему встретить и нужду и доброту. Апушу было 6 лет, когда его привозит в дом Сагди абзый - крестьянин из деревни Кырлай, душевно добрый человек. До девяти лет Габдулла жил в этой деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку... Всего 3 года прожил Габдулла в Кырлае, но годы, проведенные там, стали особенными. На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля. Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания.
Жить бы да поживать здесь, в этом «дивном крае», вместе хорошими людьми, заменившими ему отца и мать. Но вспомнила о нем его тетка, проживавшая в Уральске, замужем за торговцем. Им нужен был помощник... И вот Габдуллу увезли в Уральск. Мальчик попал в новую среду, но не сжился в этой среде. Его стали часто попрекать куском хлеба, ругали, унижали. Самолюбивый и гордый
мальчик не выдержал унижений и упреков и ушел жить в медресе. Жить было
очень трудно, и чтобы не умереть с голоду, ему приходилось совмещать учёбу с работой водовоза и сторожа.
Габдулле в эти годы посчастливилось посещать русский класс при медресе. Здесь он впервые прочитал стихи Пушкина, Лермонтова...Произведения этих писателей утверждали право человека на свободную жизнь, призвали не мириться со злом, а бороться с ним.
Габдулла с малых лет любил слушать стихи и народные песни, и сам хорошо пел. Учась в медресе, Тукай начинает сам писать стихи. День за днем растет мастерство поэта и он становится известен среди татар как талантливый поэт. Тукай переезжает в Казань, где создает свои замечательные произведения: стихи, сказки, поэмы.
Тукай никогда не забывал родной деревни, этот обширный нищий край, татарские селения, где он рос сиротой. Он воспевает свой край и родной язык в своих стихах: «Родная деревня» («Туган авыл») , «Родной язык» («Туган тел») . Чистота и напевность родной речи проникали в душу.Жизнь Габдуллы Тукая оборвалась рано. Он умер, когда ему было двадцать семь лет. Апрель 1886 года и апрель 1913 года. Родился весной и весной ушел из жизни...
Образ бессмертного Тукая воплощен в поэзии, прозе, драматургии. О нем написаны сотни стихотворений, поставлены спектакли, созданы поэмы, написаны повести и романы, сняты телевизионные и художественные фильмы.
Сейчас дети покажут нам сценку по произведению Тукая « Эш бетк ә ч , уйнарга ярый»(после работы можно и поиграть) .
Раздается стук. Под музыку входит шур ә ле ).
Ш ур әле : Исәнмесез балалар! Исәнмесез апалар! Купме монда балалар! Килегез бире,уйныйк бергә кети-кети. 8
Сегодня я слышал,что здесь будет праздник Тукая. , я решил, что долж ен обязательно попасть к вам на праздник . Узнали, кто –я?
Дети: Шурале
Ведущая: Ребята, из какой сказки Тукая пришел к нам Шурале?
Дети отвечают из сказки “Шурале”
Ведущая. Шурале мы тебя боимся, ты злой.
Шурале : Не бойтесь, я сегодня добрый, пришел с вами поиграть. Игра называется «Игътибарлы бул» или «Будь внимателен». Я буду называть часть тела, которую буду щекотать, а вы должны от меня ее спрятать: вот так. ( Игра « Игътибарлы бул» ) .
Ведущая: шурәле , а что у тебя в мешке?
Шурәле: много чего интересного. Хотите узнать? Все что лежит в этом мешке связано с именем Габдуллы Тукая.
Шурәле достает козу. Зачем в мешке лежит коза я и не помню, зачем я положил козу в мешок?
Ведущая : Наверное вы хотели услышать стихотворение Тукая “Гали и Коза”.
Шурәле : Әйе, дөрес. Кто из вас знает стихотворение Тукая “Гали и Коза”
Ведущий : Что еще у вас есть в мешке интересного?
Шурәле достает из мешка бабочку.
Бу нәрсә?
Ответы детей .
Ведущая : Из какого произведения Тукая этот мотылек?
Дети отвечают из стихотворения “Малыш и мотылек”
Расскажите нам, пожалуйста, это стихотворение. 9
(Дети рассказывают стихотворение “Малыш и мотылек”)
Ведущая: Ребята, давайте вместе спросим шурәле , что лежит в мешке?
Капчыкта нәрсә бар?
Шурәле достает собаку
Бу нәрсә?
Дети: эт, собака Акбай
шурәле : Наверное, ваши ребята знают стихотворение Тукая про Акбая.
Ведущая: Они не только расскажут, но и покажут интересное и поучительное стихотворение «Забавный ученик»
Инсценировка стихотворения «Забавный ученик»
Шурәле достает золотой гребень .
Ведущий: Ребята из какой сказки Тукая этот гребень?
Дети отвечают из сказки “Су анасы”
Шурәле: Ребята, а я знаю игру с гребнем.
Шурәле : Мы сейчас встанем в круг и будем пока звучит музыка передавать гребень из рук в руки, когда музыка остановится, тот у кого гребень останется в руках, должен будет выполнить мое поручение: стихотворение рассказать, спеть, сплясать. ( Игра с гребнем )
Веду щий:Габдулла Тукай очень любил свой родной язык, воспевал его красоту.
Родной язык- святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Колыбель мою качая,тихо,тихо пела мать
Подрастая,сказки бабушки я начал понимать. 10
Ребята, давайте, споем красивую песню, написанную на слова Габдуллы Тукая про родной язык “Туган тел!”
Ведущая: Наши ребята не только умеют играть, танцевать, читать стихи, но они и хорошо рисуют. Посмотрите какие работы они выполнили.
(Шурале хвалит детей за рисунки.)
Шурале: Как мне было с вами интересно, спасибо
Шурале: Пришло время,ребята, с вами расставаться. мне очень понравился праздник посвященный Габдулле Тукаю. Вы знаете его сказки, стихи. Я очень рад, что вам интересно творчество Габдуллы Тукая. Мне было с вами весело и интересно. В следующем году я обязательно приду снова на праздник посвященный Габдулле Тукаю! До следующего года. Сау булыгыз!
Дети прощаются
Заключительный этап . демонстрация для детей детского сада выставки рисунков и поделок;награждение; анализ проекта.
Работа с родителями: Награждение детей и родителей в номинации «Самый лучший оратор», «Самая оригинальная работа”,”Самая лучшая сценка”и т.д.
Вывод: В результате работы над проектом дети закрепили знания о творчестве великого татарского поэта Г.Тукая. К работе над проектом были привлечены все дети старшей группы и их родители. Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей являются совместная организация и проведение в детском саду выставок совместных работ родителей и детей. Такие мероприятия сближают детей и взрослых, увлекая их совместным делом. Для детского сада такие выставки имеют свое значение – появляется возможность не только привлечь родителей к участию в мероприятиях детского учреждения, а и дать возможность многим родителям самим стать его
участниками. Проведение такого рода мероприятий способствуют воспитанию
у ребенка нравственных ценностей, прививают любовь к родному городу, стране, народной культуре. Вместе с родителями ребята изучили большее количество информации о творчестве поэта.
« Эш беткәч,уйнарга ярый”
“Кызыклы шәкерт”
“Бала белән күбәләк”
Габдулла Тукай – великий татарский поэт, и как сказал Минтимер Шаймиев: «Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда».
Введение
Именно творчество Габдуллы Тукая поможет
решить эту проблему. Тукай оставил огромное
творческое наследие и самое большое и важное
место в нем занимает поэзия.
26 апреля 2011 года исполняется 125 лет великому
татарскому поэту Габдулле Тукаю.
Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и
лично меня к его поэтическому и сказочному
творчеству, побудил меня создать проект
«Путешествие по книгам Габдуллы Тукая».
Проект “Путешествие по книгам Тукая” направлен
на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая,
повышение читательской культуры детей,
родителей и воспитателей. Он рассматривает
доступ к культурному наследию татарского поэта
Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы
на многие вопросы сегодняшнего дня.
Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.
Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.
Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.
- работа с детьми
- работа с воспитателями
- работа с родителями
во взаимодействии с библиотекой и татарской гимназией.
Разработан перспективный план по этим
направлениям. В графиках проектных мероприятий
определены мероприятия, цели мероприятий, сроки
проведения и ответственные.
На проект дана рецензия ведущего библиографа
Елабужской центральной библиотеки Мухсиновой
Валентины Александровны.
Я приняла участие в региональном конкурсе педагогического мастерства «Площадка успешности 2010», где представила проект «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» и получила диплом 1 степени.
В ходе реализации проекта используются
разнообразные формы работы: книжные выставки,
игровые викторины, занятия, поисковая
деятельность, экскурсии, театрализованная
деятельность, презентация книг, создание книжных
закладок, буклетов с рекламой творчества Г.
Тукая.
Участниками проекта являются дети дошкольного
возраста (от 4 до 7 лет), родители, воспитатели,
библиотекари и учителя начальных классов.
Работа над проектом может быть специально
организованна, а также внедрена в обычные
плановые формы работы.
Срок реализации – апрель месяц.
Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая.
- Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).
- Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая.
- Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.
Ожидаемые результаты проекта:
- Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье, библиотеке по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая.
- Отношение 80% детей к произведениям Габдуллы Тукая не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Умение 25% детей высказывать идеи и предложения.
- Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями Габдуллы Тукая.
- Активное участие предположительно 80% родителей в реализации проекта.
- Понимание родителями важности семейного чтения.
Значимость проекта «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» в том, что благодаря проекту расширилось взаимодейстие ДОУ, появились новые направления в совместном сотрудничестве с семьей, библиотекой, татарской гимназией по приобщению детей к прекрасному миру стихов и сказок Г. Тукая.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание работы | Срок | Ответствен ный |
I этап – подготовительный | – Анкетирование родителей по проблеме – Обсуждение целей и задач проекта с участниками – «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области приобщения детей к творчеству Г. Тукая) – Создание условий необходимых для реализации проекта – Разработка образовательных маршрутов для участников проекта – Подходы к взаимодействию с сотрудниками библиотеки, родителями, татарской гимназией – Обоснование, предсказание путей реализации проекта. |
1-я неделя 1-я неделя 1-я неделя 1-я неделя |
Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
II этап – основной (практический) | – Внедрение в
воспитательно-образовательный процесс
эффективных методов и приемов по приобщению
детей к творчеству Г. Тукая – Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (книжные уголки, создание библиотеки, информационные стенды) – Проведение занятий с детьми по ознакомлению с жизнью и творчеством Г. Тукая
– Родительский всеобуч (просвещение родителей
по вопросам ознакомления с творчеством Г. Тукая) – Литературный калейдоскоп с вручением свидетельства «Лучший друг книг Габдуллы Тукая» – Осуществление контроля за реализацией проекта |
В ходе реализации проекта В ходе реализации проекта В ходе реализации проекта В ходе реализации проекта В ходе реализации проекта В ходе реализации проекта 4-я неделя В ходе реализации проекта |
Воспитатели, библиотекари Воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители, библиотекари Воспитатели, библиотекари Воспитатели Руководитель проекта |
III этап – заключительный | – Разработка результатов по реализации
проекта – Презентация проекта на семинаре-практикуме «Значение устного народного творчества в речевом развитии детей» в ДОУ – Презентация проекта на зональном конкурсе профессионального мастерства «Площадка педагогической успешности 2010» |
4-я неделя 4-я неделя |
Руководитель проекта Руководитель проекта Руководитель проекта |
График проектных мероприятий для детей
№ | Мероприятия | Цели | Сроки | Ответствен ные |
1. | Организовать в группе мобильную библиотеку «Все о Тукае» | Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая. | 1-я неделя | Воспитатели |
2 | Вечерние громкие чтения «Путешествие в мир книг, полный чудес Г. Тукая» | Приобщать детей к книгам Габдуллы Тукая. | 1-4 недели | Воспитатели |
3 | Книжная выставка для детей в библиотеке «Тукай – детям» | Познакомить дошкольников с книгами Г. Тукая и о нем, побудить к чтению. | 2-я неделя | Воспитатели, библиотекарь |
4 | Встречи с библиотекарем в детском саду: Средняя группа(от 4 до 5 лет) – «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» Старшая группа(от 5 до 6 лет) – «О чем нам рассказывают книги Габдуллы Тукая» |
Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая. | 1-я неделя | Воспитатели, библиотекарь |
5 | Целевая экскурсия в библиотеку: «Творил для всех, но больше для детей» (совместно дети подготовительной группы и родители) |
Продолжить знакомить детей с творчеством Г.Тукая,с правилами поведения в общественных местах. Уточнить представления детей о библиотеке. Развивать интерес к печатному слову. Воспитывать бережное отношение к книге. | 2-я неделя | |
6 | Составление карточек (пословицы, поговорки, народные приметы по произведениям Г. Тукая) | Формировать поисковую деятельность при
работе с литературой. Способствовать расширению
кругозора детей, развитию познавательного интереса. |
2-я неделя | |
7 | Чтение произведенийГабдуллы Тукая: «Родной язык», «Малыш и мотылек», «Озорной котенок», «Бедняга заяц»,«Забавный ученик» | Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев. | 2-я неделя | Воспитатели |
8 | Утренние 5-минутки «Рассказ о прочитанной книге Габдуллы Тукая» | Развивать интерес дошкольников к книгам Тукая; учить составлять рассказы о прочитанном. | 1-4 недели | Воспитатели |
9 | Музыкальная деятельность: разучивание песен «Тукай абый», «Туган тел», слушание «Марш Тукая» | Развивать песенное творчество, слушать друг друга; учить внимательно слушать произведение и определять к какому жанру относится. | 1-4 недели | Музруководитель, воспитатель родного языка |
10 | Лепка по произведению «Забавный ученик» | Закрепить произведение Габдуллы Тукая в лепке. Умение создавать у детей фигуры человека и собаки. | 2-я неделя | Воспитатели |
11 | Аппликация по произведению «Малыш и мотылек» (старшая группа) | Закрепить произведение в аппликации. Вызвать чувство радости и желания сделать композицию красочной, колоритной работу; развивать умение работать дружно. | 2-я неделя | Воспитатели |
12 | Игра-драматизация«Кончил дело – гуляй смело» | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, передавать характерные особенности героев, воспитывать желание начатое дело доводить до конца. | 3-я неделя | Воспитатель родного языка, музыкальный руководитель |
13 | Литературная игра «Путешествие в мир поэзии Г. Тукая» (старшая и подготовительная группы) | Воспитывать у детей такие качества как: трудолюбие, отзывчивость, уважение к старшим, через познавательные стихи и сказки Габдуллы Тукая. | 3-я неделя | Воспитатели, воспитатель родного языка |
14 | Конкурс детских рисунков по произведениям Тукая «Что читал, что видал – на бумаге рисовал» | Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность. | 3-я неделя | Воспитатели, родители |
15 | Конкурс чтецов «Мы читаем стихи Габдуллы Тукая» | Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. | 3-я неделя | Воспитатели, воспитатель родного языка |
16 | Выставка детских поделок по произведениям Тукая «Мой любимый герой» (совместно с родителями) | Способствовать развитию навыков у детей творческого и ручного труда, развитию фантазии. Активизировать совместное творчество детей и родителей. | 3-я неделя | Воспитатели, родители |
17 | Презентация детских рассказов «Моя любимая книжка Габдуллы Тукая» | Развивать творческую активность детей в процессе составления небольших рассказов по прочитанным книгам. | 3-я неделя | Воспитатели, родители |
18 | Рисование «Поиграем, Шурале!» (коллективная работа по произведению Г.Тукая) (подготовительная группа) | Учить художественному восприятию, различать реальное и сказочное в иллюстрациях; учить выделять характерные признаки образов, их взаимоотношения; выбирать эпизод; развивать воображение, воспитывать интерес и уважение к татарскому народному искусству. | 4-я неделя | Воспитатели |
19 | Театрализованное представление «Театр одного стихотворения Тукая» | Развивать театрально-художественную деятельность детей, учить детей по желанию выбирать роль, передавать характерные особенности героев, вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к участию. | 4-я неделя | Воспитатели, музыкальный руководитель |
20 | Литературный калейдоскоп с вручением свидетельства «Лучший друг книг Габдуллы Тукая», использование мультимедийной презентации (совместно дети подготовительной группы, учащиеся 1 класса татарской гимназии и родители) | Обобщить знания детей по творчеству Габдуллы Тукая. | 4-я неделя | Воспитатель родного языка, учитель начальных классов, родители |
График проектных мероприятий для воспитателей
№ | Мероприятия | Цели | Сроки | Ответствен ные |
1 | «Круглый стол» с участием воспитателей и родителей. | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес по созданию условий для реализации проекта | 1-я неделя | Воспитатели, родители |
2 | Методическая копилка | Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая. | 1-4 недели | Воспитатели, воспитатель родного языка |
3 | Консультация «Как знакомить дошкольников с жизнью и творчеством Г. Тукая» | Приобщение детей к творчеству татарского поэта Габдуллы Тукая. | 1-я неделя | Воспитатель родного языка |
4 | Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта | Просвещение родителей по приобщению к творчеству Габдуллы Тукая | 1-2 недели | Воспитатели, воспитатель родного языка |
5 | Подбор книг Г. Тукая в библиотеки групп | Развивать у детей интерес к произведениям Габдуллы Тукая. | 1-я неделя | Воспитатели, библиотекари |
6 | Привлечь внимание к книгам Габдуллы Тукая и к чтению. | 2-я неделя | Воспитатели | |
7 | Семинар-практикум «Значение устного народного творчества в речевом развитии детей» | Презентация проекта «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» (с приглашением работников библиотеки, учителей татарской гимназии) |
4-янеделя | Старший воспитатель, воспитатели, библиотекари, учителя |
8 | Выставка «Все о Габдулле Тукае» | Обобщить и продемонстрировать материал, накопленный в работе над проектом. | 4-я неделя | Воспитатели |
График проектных мероприятий для родителей:
№ | Мероприятия | Цели | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Анкетирование родителей по изучению чтения книг Габдуллы Тукая | Выявить, читают ли родители детям книги, что предпочитают слушать дети. | 1-я неделя | Воспитатели |
2 | «Круглый стол» с участием воспитателей, родителей и детей | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | 1-я неделя | Воспитатели, родители |
3 | Акция «Подари книгу Габдуллы Тукая детскому саду» | Пополнить библиотеки в группах книгами Г. Тукая. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проекте | 1-я неделя | Родители |
4 | Консультации: – «Как увлечь ребенка чтением книг Тукая»; – «Советуем прочитать книги Габдуллы Тукая» |
Просвещение родителей по вопросам ознакомления детей творчеством с Г. Тукая. | 1-2 недели | Воспитатели |
5 | Целевая экскурсия в библиотеку «Творил для всех, но больше для детей» (совместно дети подготовительной группы и родители) | Продолжить знакомить детей с творчеством Габдуллы Тукая. Уточнить представления детей о библиотеке. Развивать интерес к печатному слову. Воспитывать бережное отношение к книге. | 2-я неделя | Воспитатели, воспитатель родного языка, родители |
6 | Акция «Читаем книги Габдуллы Тукая» | Привлечь внимание родителей к книгам Г. Тукая и к чтению. | 2-я неделя | Воспитатели, родители |
7 | Родительский клуб «Дружим с книгами Тукая всей семьей» | Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться семейным опытом по приобщению детей к творчеству Г. Тукая. | 4-я неделя | Библиотека ри, воспитатели |
8 | Памятка «Как подружить малыша с книгами Тукая» | Поддерживать у родителей интерес к чтению книг Габдуллы Тукая. | 4-я неделя | Библиотекари |