Сегодня поговорим о такой теме, как: Тарифная система оплаты труда, а натолкнуло меня на эту тему одно из обсуждений на facebook.
Для начала определимся, что есть такое - Тарифная система. Придадим данному термину, для простоты написания, сокращенный вид - ТС.
ТС включает в себя следующее:
- тарифное нормирование труда;
- тарифную сетку для оплаты труда работников в соответствии со сложностью выполняемых работ (квалификацией работников) и с учетом их личных деловых качеств;
- дифференциацию тарифных ставок разряда по значимости отдельных видов производств и работ, их технологической сложности, а также значимости сфер приложения труда;
- доплаты за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, по группам условий труда.
Теперь разберем каждый пункт по порядку.
Тарифное нормирование труда
работников (определение сложности работ и присвоение разрядов работников) базируется на применении нормативных документов, разработанных как в централизованном порядке, так и непосредственно внутри компании.
К числу централизованно разработанных документов относятся:
- ЕТКС все выпуски;
- квалификационные справочники должностей РСС;
- ОКПДТР.
К нормативным документам, разработанным внутри компании, относятся:
- группировка работ по условиям труда, отклоняющихся от нормальных по тяжести, вредности, опасности для здоровья работников, и иным факторам;
- группировка должностей РСС по квалификационным разрядам тарифной сетки. Сюда также могут быть отнесены отдельные профессии рабочих, не включенных в ЕТКС или протарифицированных внутри компании;
- группировка работ по категориям значимости вида деятельности, сферы приложения труда и технологической сложности для определения коэффициентов дифференциации ставок (окладов).
- штатные расписания (расстановки) по подразделениям, устанавливающие квалификационно-должностное разделение труда между работниками и обеспечивающие производственное функционирование подразделения;
- должностные (производственные) инструкции работников.
Цель описана отдельно, переходите по ссылке.
Тарифная сетка
для оплаты труда работников имеет равномерное нарастание размеров ставок от одного квалификационного разряда к другому и предусматривают диапазон исходных месяных тарифных ставок (окладов) по каждому разряду, предназначенный для установления работнику тарифной ставки (оклада). При этом месячные исходные тарифные ставки пересчитываются в часовые тарифные ставки путем деления их на среднемесячный нормативный фонд рабочего времени соответственно для 40-час (36; 30) рабочей недели.
Часовые тарифные ставки для работников, которым установлена 40-час.раб.неделя
Межразрядный шаг | Нарастающий коэф-т | Разряд | min | med | max |
1 | 1,00 | 1. | 64,00 ₽ | 67,00 ₽ | 106,00 ₽ |
1,13 | 1,13 | 2. | 72,50 ₽ | 75,50 ₽ | 120,00 ₽ |
1,13 | 1,28 | 3. | 82,00 ₽ | 85,50 ₽ | 135,50 ₽ |
1,13 | 1,45 | 4. | 92,50 ₽ | 96,50 ₽ | 153,00 ₽ |
1,13 | 1,63 | 5. | 104,50 ₽ | 109,00 ₽ | 173,00 ₽ |
1,13 | 1,84 | 6. | 118,00 ₽ | 123,00 ₽ | 195,50 ₽ |
1,13 | 2,09 | 7. | 133,50 ₽ | 139,00 ₽ | 221,00 ₽ |
1,13 | 2,36 | 8. | 151,00 ₽ | 157,00 ₽ | 249,50 ₽ |
С учетом дифференциации, тарифная сетка может принять следующий вид:
Возьмем пять самых популярных в своих классах автомобилей - каждый в наиболее востребованной комплектации - и прикинем расходы на эксплуатацию в течение первых трех лет, по прошествии которых обычно заканчивается заводская гарантия и машина переходит в другие руки. Поскольку многие (не таксисты и не «подснежники») ежегодно накатывают 20–25 тыс. км, общий пробег за три года мы приняли равным 70 тысячам.
Точнее всего о размере трат говорит расходный индекс. Он показывает, в какую сумму обходится каждый пройденный километр или один день владения машиной. Если включить в расчет мойки, платные парковки, внеплановые ремонты, штрафы за нарушения ПДД и прочее, индексы заметно изменятся, но подобные траты всецело зависят от режима эксплуатации и образа жизни владельца, потому мы их не учитывали.
Занимательная арифметика: чем дороже автомобиль, тем больше денег он вытянет в ходе эксплуатацииО чем говорят наши подсчеты? Вывод не нов, хотя не всякий приходит к нему сам. Чем дороже автомобиль, тем больше он вытянет денег в эксплуатации - потому что дороже техобслуживание, расходные материалы, страховка, а у мощной машины с автоматической коробкой и расход топлива повыше. Более того, дорогой автомобиль быстрее обесценивается с возрастом - не в процентном, а в абсолютном выражении: вы продадите его намного дешевле, чем купили новым.
Конечно, невозможно подходить к покупке машины сугубо рационально. Нами движет не только холодный расчет, от эмоций не уйти. Но подобный индекс наглядно показывает, насколько дорогой автомобиль обременительнее для семейного бюджета. Потянете ли?
Обладая информацией о себестоимости одного машино-часа работы транспортного средства, компания имеет возможность выгодно выбрать поставщика, предоставляющего услуги по аренде машин и механизмов. Предлагаем вам подробный алгоритм такого расчета.
Для определения себестоимости работы транспортной техники необходимо в первую очередь рассчитать себестоимость одного машино-часа. Данный расчет необходим в следующих случаях:
- выбор поставщика транспортных услуг для нужд предприятия. Обладая информацией о реальной себестоимости одного машино-часа, можно выбрать поставщика на наиболее выгодных условиях. Анализ рынка в данном случае не даст объективную информацию, так как поставщики стремятся к получению максимальной прибыли;
- сдача в аренду собственных машин и механизмов сторонним организациям. Правильный расчет позволит установить оптимальный размер плановых накоплений.
Для определения себестоимости одного машино-часа определенного вида транспортного средства необходимо учитывать следующие показатели:
- балансовая стоимость транспортного средства;
- амортизация основного средства;
- затраты на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание;
- затраты на топливо и горюче-смазочные материалы;
- оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы;
- накладные расходы.
Рассмотрим подробнее каждый показатель и приведем примеры расчета.
Балансовая стоимость транспортного средства — стоимость транспортного средства, отраженная в учетных документах, которая при приобретении транспортного средства равна первоначальной стоимости транспортного средства, а после переоценки равна восстановительной или полной восстановительной стоимости транспортного средства.
Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода определяется по формуле:
- = (1 / n ) × 100 %,
где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
Обратите внимание!
При установлении сроков полезного использования основных средств необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (в ред. от 10.12.2010).
Нормативный показатель затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание машин определяется по формуле:
где В с — восстановительная стоимость машины, руб.;
Н р — норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах от восстановительной стоимости машин;
Т — годовой режим работы машин, маш.-ч/год.
Затраты на топливо и горюче-смазочные материалы можно определить на основании норм расхода на топливо и смазочные материалы, установленных в конкретной организации. Обычно эти нормы устанавливают и утверждают на производственном совещании в компании.
Также можно руководствоваться методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в ред. от 14.05.2014).
Оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы зависит от формы оплаты труда в компании. Наиболее распространенными является сдельная и повременная форма оплаты труда.
Сдельная форма оплаты труда предполагает оплату труда по количеству произведенной продукции (работы) установленного качества с учетом сложности и условий труда. Согласно принятому порядку учета может учитываться результат труда каждого исполнителя в отдельности или коллективной (групповой) результат (по всей группе работающих).
При повременной форме труд оплачивается в зависимости от отработанного времени по часовым, дневным и месячным ставкам или окладам. Данная форма оплаты применяется в тех случаях, когда выработка отдельного работника не может быть точно учтена и выражена в определенном количестве продукции или работы или когда по характеру работы экономически нецелесообразно переводить работников на сдельную оплату труда.
Пример 1
Исходные данные:
- количество отработанных часов в месяц — 162;
- расценка за час, установленная в компании, — 130 руб./ч;
- повышающий коэффициент — 1,3.
Заработная плата с учетом НДФЛ составит: 162 × 130 × 1,3 = 27 378,00 руб.
Отчисления с заработной платы: 27 378,00 × 0,3 = 8213,4 руб.
____________________
Накладные расходы сопутствуют основному производству, связаны с ним. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы включаются в себестоимость продукции, издержки ее производства и обращения.
Пример 2
Предположим, что в примере 1 рассмотрено промышленное строительство. В соответствии с нормативами накладные расходы должны составлять 90 % от фонда оплаты труда. Соответственно, накладные расходы составят: 27 378,00 × 0,9 = 24 640,20 руб.
______________________________
Рассмотрим пример расчета себестоимости за 1 машино-час.
Пример 3
Рассчитаем себестоимость 1 машино-часа работы автокрана короткообразного ZOOMLION RT-550 грузоподъемностью 55 т. Для расчета используем следующие данные:
- балансовая стоимость автокрана — 10, 3 млн руб.;
- срок полезного использования — 61 месяц;
- количество отработанных часов в месяц — 166;
- годовая норма затрат на техническое обслуживание и ремонт машины — 23 %;
- тарифная ставка для оплаты труда — 140 руб./ч;
- норма расхода топлива на 1 маш/час — 14, 3 л;
- стоимость 1 л ГСМ — 27,34 руб.;
- норма расхода смазочных материалов на 100 л расхода топлива — 2 л;
- стоимость 1 л смазочных материалов — 169,49 руб.;
- норма накладных расходов — 90 % от фонда оплата труда.
Расчет представлен в таблице.
Таблица 2. Калькуляция себестоимости 1 машино-часа работы автокрана |
||||
Наименование механизма: Автокран короткообразный ZOOMLION RT-550, г/п 55 т |
||||
№ п/п |
Наименование затрат |
Единица измерения |
Расчет |
Итого |
Балансовая стоимость |
||||
Амортизация |
||||
Норма месячной амортизации |
1 / 61 мес. × 100 % |
|||
Месячная амортизация |
10 300 000,00 / 1,64 % × 100 % |
|||
Часовая амортизация |
168 920,00 / 166,00 |
1 017,18 |
||
Затраты на техническое обслуживание и ремонт машины |
||||
Годовая норма |
||||
Годовые затраты |
10 300 000,00 × 0,23 |
|||
Месячные затраты |
2 369 000 / 12,00 |
|||
Часовые затраты |
197 416,67 / 166,00 |
1 189,26 |
||
Оплата труда (зарплата машиниста) |
||||
Тарифная ставка, руб./ч |
||||
Часовая заработная плата |
||||
Затраты на топливо |
||||
Норма расхода топлива на 1 маш.-ч |
||||
Стоимость 1 л ГСМ |
||||
Часовая стоимость топлива |
||||
Затраты на смазочные материалы |
||||
Норма расхода масла на 100 л расхода топлива (автокран) |
||||
Норма расхода масла в соответствии с нормой расхода ГСМ |
14,30 × 2,00 / 100 |
|||
Часовые затраты на смазочные материалы |
||||
Накладные расходы |
||||
Итого себестоимость за 1 машино-час |
1017,18 + 1189,26 + 182 + 390,96 + 48,47 + 126 |
А. В. Макина, экономист ООО «Больверк»
2.3 Расчёт статьи "Затраты на 1 км пробега" производится по формуле
где - затраты на топливо, ден.ед. / км;
Затраты на смазочные и обтирочные материалы, ден.ед.. / км;
Затраты на тех. обслуживание и текущий ремонт, ден.ед. /км;
Затраты на амортизацию, ден.ед. /км;
Затраты на ремонт и восстановление шин, ден.ед. / км;
Затраты на зарплату водителей, ден.ед. / км;
Затраты на накладные расходы, ден.ед. / км.
2.4. Расчет статьи "Затраты топлива" производится по формуле:
,
где - оптовая цена топлива;
Норма расхода топлива, л / 100 км;
Коэффициент, учитывающий повышенный расход топлива в зимний период.
2.5 Расчёт статьи "Затраты на смазочные и обтирочные материалы" производится по формуле:
где , - нормы расхода машинного, трансмиссионного масел и пластической смазки на 100 км пробега.
Оптовые цены соответственно на применяемые масла, ден.ед.
2.6 Расчёт статьи " Затраты на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт" производится по формуле:
где - стоимость по нормам затрат на ТО-1,ТО-2, ЕО, ден.ед.;
Средняя стоимость текущих ремонтов на 1000 км пробега;
- нормативный пробег автомобиля до ТО-1,ТО-2, ЕО, км;
,
где - коэффициент, учитывающий снижение затрат на эксплуатационный ремонт для нового автомобиля.
2.7 Расчёт статьи "Затраты на амортизацию" производится по формуле:
,
где - оптовая цена, ден.ед.;
Годовой пробег автомобиля, км;
Годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление автомобиля, %,
Годовая норма амортизационных отчислений на капитальный ремонт автомобиля, %.
2.8 Расчет статьи "Затраты на восстановление и ремонт шин" производится по формуле:
,
где - оптовая (розничная) цена на одну шину, ден.ед.;
Количество ходовых шин, шт.;
Амортизационный пробег шин, т.е. ходимость шин, км;
Коэффициент, учитывающий затраты на ремонт шин.
2.9 Расчёт статьи "Затраты на зарплату водителей" производится по формуле:
,
где - тарифный заработок водителя, ден.ед.;
Коэффициент, учитывающий доплаты и премии;
12 - количество месяцев в году.
2.10. Расчёт статьи "Затраты на накладные расходы" производится по формуле:
,
где - норматив годовых накладных расходов на один автомобиль, ден.ед.
II. Составление сметы эксплуатационных затрат на 1 км пробега
Таблица 51. – СМЕТА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ
№ | Статьи затрат | Сумма, рублей | Результат Удорожание Экономия |
|
Базовый | Новый | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Затраты на топливо | 0,0754 | 0,0742 | -0,0012 |
2 | Затрата на смазку | 0,00605 | 0,00608 | 0,00003 |
3 | Затрату на ТО | 1,035 | 1 | -0,035 |
4 | Затрату на амортизацию | 0,0256 | 0,3023 | 0,2767 |
5 | Затраты на ремонт шин | 0,0075 | 0,0082 | 0,0007 |
6 | Затраты на зарплату | 0,0425 | 0,0386 | -0,0039 |
7 | Затрату на накладные расходы | 0,026 | 0,0236 | -0,0024 |
8 | Итого: | 1,21805 | 1,45298 | 0,23493 |
III. Затраты на единицу транспортной работы (себестоимость1 т-км.), определяются по формуле:
;
IV. Годовые эксплуатационные затраты рассчитываются по объёму транспортной работы, выполняемой новым автомобилем для базового и нового автомобиля:
,
где , - затраты в эксплуатации на год соответственно по базовой и новой технике.
ЧАСТЬ 3. Расчёт показателей экономической эффективности новой техники.
I. Определение условно годовой экономии (удорожание) производится в трёх сферах:
3.1 в сфере производства:
,
где - годовая программа выпуска новой техники.
3.2. в сфере эксплуатации:
,
3.3. в целом по народному хозяйству:
,
II. Определение годового экономического эффекта по народному хозяйству производится по одной из приведённых формул:
3.4. Если новая техника уменьшает затраты, как в сфере производства, так и в сфере эксплуатации, экономический эффект рассчитывается по формуле:
3.5 Если новая техника даёт экономический эффект только в сфере эксплуатации, а в производстве обходится дороже, то экономический эффект рассчитывают по формуле:
3.6. Если новая техника повышенного качества (с более высокой ценой), экономический эффект, рассчитывают по формуле.