THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Что означает аббревиатура КБМ, должен знать каждый собственник транспортного средства. Ведь при расчете стоимости полиса ОСАГО такой показатель в обязательном порядке учитывается всеми страховыми компаниями.

Более того, при выполнении определенных условий, он может снизить цену страховки. Выясним, кто и в каких случаях может надеяться на получение скидки.

Если вы садитесь за руль автомобиля, то должны брать с собой ОСАГО – полис обязательного автострахования гражданского типа ответственности. Без такого документа вас ожидают на дороге неприятности, если, не дай Бог, вас остановит инспектор ГИБДД.

Приобретать полисы ОСАГО можно в любой страховой организации. А цена их варьируется с учетом нескольких факторов, одним из которых является безаварийная езда.

Что это такое

КБМ – коэффициент Бонус-Малус, который представляет собой скидку за езду без аварий. Возникло такое понятие еще в 2003 году. КБМ является одним из значений, которые отражаются на стоимости .

Учитывается аварийность, а значит, коэффициенты могут увеличить цену и понизить ее. Каждый КБМ имеет свой класс, актуальный на начало действия страхового контракта.

При реализации полисов страховщик должен пользоваться данными о коэффициентах такого типа из (российского союза автостраховщиков).

Если такая информация отсутствует, может использоваться при расчетах цены страховки КБМ, который равен 1.

не будет применяться или он будет равняться единице:

  • в транзитном полисе, который выдается только на время следования к месту, где проводится технический осмотр;
  • при страховании транспорта, который зарегистрирован за пределами Российской Федерации.

Страховыми организациями используется понятие:

  • КБМ водителя – коэффициенты, что определяются для каждого лица, которое будет водить транспортное средство;
  • КБМ владельца – коэффициент, что определяется для владельца автомобиля;
  • расчетные КБМ – коэффициенты, что используются на определения размера премии в соответствии с договором ОСАГО.

Скидка за безаварийную езду

КБМ присваивают на базе данных об аварийности по договорам обязательного страхования, что заключались ранее, и срок действия которых истек больше года назад.

Если такая информация о страховом прошлом автовладельца отсутствует, будет присвоено КБМ, что равен единице.

Класс водителей/собственников рассчитывают раз за время действия годовой страховки. Если есть выплаты по вине застрахованного лица, КБМ увеличивается только при составлении нового контракта.

Стоимость полиса будет определена с учетом скидки, независимо от того, продляется страховка в своей страховой компании, или гражданин решает перейти в другую фирму.

Возможность получить скидки есть у водителей/собственников транспорта, если при заключении новой страховки ОСАГО период действия старой страховки уже окончился.

Если заключен ограниченный договор ОСАГО, то есть, за руль имеют право садиться только определенные лица:

  • КБМ устанавливают на основании сведений относительно каждого лица, которое управляет транспортом;
  • в цене полиса учитывается расчетный КБМ, что был установлен относительно водителя, что имеет наименьший страховой класс. База РСА содержит сведения о классе всех автомобилистов;
  • скидку вправе получить не автотранспорт, а человек. Если транспорт сменен, КБМ останется таким же;
  • увеличивающие стоимость полиса коэффициенты на следующий год применимы только в отношении водителей, которые стали виновниками дорожно-транспортного происшествия.

Если предыдущей страховкой не предусматривалось ограничение по количеству допущенных к управлению лиц, и выплаты отсутствуют, при составлении нового договора будет установлено понижающие коэффициенты водителям, которые при действии неограниченного полиса являлись владельцами авто. КБМ владельца будет пониматься, как КБМ водителя.

В том случае, если за руль может садиться неограниченное количество автомобилистов:

  • класс будет присвоено исключительно владельцу транспортного средства;
  • коэффициент определяют по последним договорам, срок действия которых истек, если предыдущая страховка ОСАГО без ограничения и владелец транспортного средства не поменялся.

Если собственник сменился, или имел место полис с ограничениями, будет применяться коэффициент, что равен 1.

При досрочном расторжении договора водитель/владелец транспорта утрачивает скидку за такой период. Покупая новую страховку, будет применено такой же коэффициент, что и при заключении досрочно расторгнутого договора.

Если договор расторгается, перечисленные средства будут учтены при определении показателя КБМ для новой страховки обязательного характера.

Бывают случаи, когда водитель ни разу не попал в аварию, но его КБМ «обнуляется». В чем причина? Здесь может быть вина страховщика, который внес ошибочные данные в базу данных. Причина элементарна – невнимательность работника страховой организации.

В этом случае вы должны добиваться того, чтобы страховщик восстановил вашу безаварийность. Обычно такие вопросы удается решить только в судебном порядке.
Как действовать?

Сначала удостоверьтесь в том, что скидка действительно не предоставляется. После этого напишите заявление в РСА о восстановлении КБМ. Есть также возможность предоставления жалобы в ЦБ Российской Федерации.

Какие аварии учитываются при расчете

КБМ – скидка за безаварийную езду. А значит, чтобы ее получить, нельзя попадать в аварии. Полис ОСАГО оформляют на год, а значит и расчетным периодом безаварийности будет год.

Так, к примеру, при приобретении страховки на машину, работник страховой компании проверит, было ли ДТП и как много в предыдущем году.

Исходные данные для вычисления

На данный момент есть 13 классов КБМ. Если автомобилист приобретает полис ОСАГО впервые, он получает класс 3, а позднее такой класс или увеличивается, или уменьшается.

Таблица коэффициентов Бонус-Малус:

Формула

Разберемся, как рассчитывается стоимость ОСАГО с учетом КБМ.

Используется такая формула:

Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС * КН * КП,

Пример расчета

Приведем несколько примеров:

  1. Водитель впервые заключил договор и получил КБМ 1, класс 3. В середине года автомобилист попадает в дорожно-транспортное происшествие. Значит, при покупке следующего полиса будет присвоено класс 2, КБМ 1,4. Если будет производиться несколько выплат компенсаций, будет присвоено класс М и повышенное значение 2,45.
  2. В том случае, если страхователь получил 5 класс, КБМ 0,9, и попал в аварию, то при покупке следующего полиса ему будет присвоено 3 класс, КБМ 1. Если в течение года он ни разу не попадет в ДТП, то получит 6 класс, КБМ 0,85.
  3. Собственник автомобильного транспорта имел неограниченный полис. Помимо него машиной управлял еще один водитель. Езда была безаварийной и владельцу транспортного средства присвоено коэффициент 0,95, четвертого класса. Следующая страховка – с ограничениями. Транспортным средством будет управлять 2 лица.

Собственнику машины присваивается КБМ 0,9 и класс 5, а второму водителю КБМ 1 класса 3. Расчетный коэффициент – 1 (третий класс).

Как узнать свой коэффициент

Все данные об аварийности и страховых случаях есть в базе данных АИС. И выяснить такую информацию имеет право каждый водитель. Для этого можно воспользоваться интернетом, причем услуга является бесплатной.

Как узнать КБМ? Введите в соответствующие поля запрашиваемые данные о предыдущем страховом полисе. Система осуществит автоматический поиск по базе и выдаст результат.

Нужно ввести такие данные:

  1. Дату рождения;
  2. Серию и номер водительских прав.

Вот несколько примеров, как выглядит форма для заполнения на разных сайтах.

Учитывайте количество страховых случаев и получите результат. Приведем пример того, как пользовать таблицей. У вас был 3 класс и не зафиксировано ни одной аварии:

Разберемся, как пользоваться таблицей таблица КБМ по ОСАГО:

  • слева расположены классы водителя при приобретении полиса ОСАГО. В нашем примере водитель имеет 3 класс. А его можно получить при первичном страховании;
  • далее стоит определить, сколько раз за год вы попали в дорожно-транспортные происшествия. В нашем случае – 0, то есть выплаты страховыми компаниями не производились;
  • в столбце по количеству убытков выбираем класс, который будет присвоен при покупке следующего полиса. Это 4;
  • отыщите показатель коэффициента для 4 класса. Это 0,95.

Так как автомобилист покупал страховку впервые, его КБМ составлял 1. При заключении следующего договора КБМ составит 0,95, а класс – 4. Ежегодно (в случае безаварийной езды) коэффициент будет уменьшаться на 0,05 (то есть, 5 процентов).

Итак, чтобы снизить цену страхового полиса ОСАГО, достаточно ни разу не попасть в дорожно-транспортное происшествие в течение года. Имеются в виду аварии, где вы являетесь виновником. В таких случаях каждый год ваш полис будет дешеветь.

Максимальная скидка может составить 50 процентов. Согласитесь, неплохая мотивация, чтобы ездить аккуратно.

Видео: ОСАГО. Проверка КБМ. Расчет скидки за безубыточное вождение.

КБМ или коэффициент «Бонус-Малус» - это коэффициент, который используется страховыми компаниями при расчете страховой премии по договору. В зависимости от наличия или отсутствия аварий «Бонус-Малус» может быть понижающим или повышающим. Для удобства определения данного коэффициента создана специальная КБМ таблица по ОСАГО.

Класс КБМ Подорожание

Скидка
Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
0 1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
M 2,45 145% 0 M M M M
0 2,3 130% 1 M M M M
1 1,55 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95 5% 5 2 1 M M
5 0,9 10% 6 3 1 M M
6 0,85 15% 7 4 2 M M
7 0,8 20% 8 4 2 M M
8 0,75 25% 9 5 2 M M
9 0,7 30% 10 5 2 1 M
10 0,65 35% 11 6 3 1 M
11 0,6 40% 12 6 3 1 M
12 0,55 45% 13 6 3 1 M
13 0,5 50% 13 7 3 1 M

Проверить КБМ

Что значат строки в таблице

Стоимость договора напрямую зависит от того, какой будет применен класс КБМ по ОСАГО.

Вся таблица поделена на несколько разделов. В первом столбце указан класс водителя на момент страхования. Водитель, который впервые обращается к представителю компании, с целью оформления полиса, автоматически получает начальный 3 класс. Именно от него будет происходить расчет в большую или меньшую сторону.

Во второй строке указана скидка, коэффициент бонус-малус, в процентном соотношении.

В последнем столбце указано наличие или отсутствие обращений, в течение страхового года.

Как пользоваться таблицей

Пользоваться таблицей очень просто. Для определения коэффициента необходимо знать только: какой класс был на момент страхования и сколько аварийных случаев было в течение действия данного договора. Со вторым значением просто, поскольку каждый водитель знает, случались ли аварии, или нет. Первое значение можно узнать в страховой организации или на странице .

Для проверки необходимо внести: ФИО, дату рождения, серию и номер водительского удостоверения. После внесения персональных сведений автоматически произойдет проверка.

Для того чтобы лично узнать коэффициент на начало страхования необходимо обратиться в офис компании, где был оформлен договор. При себе необходимо иметь паспорт, оформленный договор и водительское удостоверение. По времени проверка бонус-малус занимает не более 10 минут.

После того как вы узнаете свой класс, необходима таблица КБМ ОСАГО 2019 года, для определения значения. В первом столбце таблице необходимо найти свой класс. Во втором столбце будет отражена скидка, или повышающий коэффициент, который был использован при расчете премии по договору. Далее определяется бонус-малус на следующий год. При отсутствии выплат он опускается вниз по таблице на одну строчку. Если были аварии, он поднимается вверх по таблице, в зависимости от аварий.

Пример расчета КБМ по таблице

Вашему вниманию два примера. В первом случае водитель проездил год без убытков, во втором у водителя были аварии. Рассмотрим, как работает таблица КБМ класса водителя, при отсутствии и наличии страховых случаев.

Иванов Сергей Петрович обратился к страховщику 11 ноября 2015 года. На момент оформления договора водителю присвоили 9 класс КБМ, а именно 30% скидка к базовому тарифу по полису. Получается, клиент уже пользовался услугами страховой компании не один раз и каждый получал 5% за безаварийную езду.

Пример № 1: Отсутствие аварий

Спустя год Сергей Петрович вновь обратился в страховую организацию, для получения нового договора. Как и ранее у клиента не было аварий, и сотрудник предоставила понижающий бонус за безаварийный год. Для определения она использовала таблицу «Бонус-Малус» по ОСАГО.

У Сергея Петровича был 9 класс, двигаясь по этой строке вправо, в таблице, страховой агент посмотрела новый класс, при количестве страховых случаев «0». После 9 идет 10, которому соответствует скидка 0,65 или 35% к итоговой стоимости договора страхования. Получается, по новому договору получит скидку, в размере 35%.

Пример № 2: Наличие трех аварий

Спустя год Сергей Петрович вновь обратился к представителю страховой компании, для оформления нового договора. К сожалению, за последний год у клиента было 3 аварии, по его вине. В связи с этим клиент не рассчитывал на хорошую скидку.

У Сергея Петровича был 9 класс. Двигаясь по строке, нужно посмотреть новый коэффициент, который присваивается водителю, у которого было 3 аварии. Новый класс, который получает аварийный водитель, равен 1 или повышающий коэффициент 1,55. Получается, клиент должен оплатить повышенную страховую премию.

КБМ при неограниченной страховке

Если оформлен полис, по которому предусмотрено неограниченное количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то возникает вопрос: класс бонуса-малуса, как узнать? В таком случае расчет бонуса идет по собственнику машины.

Коэффициент по собственнику определяется аналогично, как по водителю. Единственное, что стоит принимать во внимание, скидка на машину по собственнику закрепляется на конкретную машину и не распространяется на другие.

К примеру, вы несколько лет подряд, без аварий, оформляете договор на машину ВАЗ 2110 и заработали максимальный класс, в размере 50%. При покупке новой машине, Kia Ria, при условии неограниченного количества лиц, по ОСАГО, вам будет присвоен начальный – 3 показатель. Получается, новая машина – это новая система скидок.

Коэффициент «бонус-малус» (КМБ) – один из основных показателей для определения стоимости полиса обязательного страхования автогражданской ответсвенности (ОСАГО). Его применение снижает цену страховки для аккуратных водителей и увеличивает – для автовладельцев с рискованным стилем вождения. КМБ тесно связан с классом страхования, присваиваемым водителю. Правила присвоения классов и расчета КМБ прописаны в действующей редакции Приложения 2 Указания Банка России от 19.09.2014 N 3384-У о размерах базовых ставок и коэффициентах страховых тарифов.

Что такое КБМ в ОСАГО

Система скидок «бонус-малус» изменяет цену страхового полиса в зависимости от страховой истории конкретного страхователя. Латинское слово «бонус» буквально переводится как «хороший», и означает премию, подарок.

За год вождения без аварий, повлекших страховые выплаты, страховщики поощряют застрахованных водителей 5%-ным снижением стоимости страховки на следующий период . Это бонус. И, наоборот, виновники частых аварий, приводящих к выплатам страховщиков, наказываются дополнительными начислениями. Это малус (от лат. «плохой»).

От чего зависит класс вождения

Банком России разработана специальная таблица , увязывающая количество допущенных водителем за год аварий, потребовавших страховых выплат, с числовым множителем (коэффициентом «бонус-малус»). Ознакомиться с ней можно также на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).


Таблица КБМ ОСАГО по базе РСА — класс скидок

Чем больше аварий, тем ниже класс водителя и выше коэффициент, применяемый для расчета страховки . Всего действует 15 страховых классов, предусматривающих применение КМБ.

За 10 лет аккуратного управления автомобилем водитель достигает 13-го класса, наивысшего, и ОСАГО обходится ему в 2 раза дешевле, так как накопленная скидка составляет 50%.

При получении самого низкого, класса «М», цена страхового полиса — в 2,45 раза выше базовой ставки. Чтобы из наихудшего класса вернуться к коэффициенту 1, водителю потребуется 5 лет безаварийного вождения.

Как рассчитать коэффициент бонус малус

Как рассчитать КБМ по базе РСА? Скидка или надбавка, которую необходимо применить при определении итоговой стоимости страхового полиса рассчитывается вычетом из единицы коэффициента, соответствующего присвоенному водителю классу, и умножением результата на 100%.

Так, КБМ для 7-го класса равен 0,8, а скидка составляет (1 — 0,8) х 100% = 20%.

Первоначально водителю, при отсутствии страховой истории, присваивают 3-й класс, устанавливающий коэффициент 1, цена страхового полиса равна базовой ставке . С каждым безаварийным годом присвоенный водителю класс повышается, а КМБ уменьшается на 5%, соответственно увеличивая предоставляемую страховщиком скидку. И наоборот, класс будет понижен, а стоимость полиса возрастет в зависимости от количества произошедших в прошлом году аварий.

КАК правильно рассчитать КБМ ОСАГО по базе РСА? Если за год водитель не допустил ни одной аварии, повлекшей страховую выплату, присвоенный ему изначально 3-й класс повышается на 4-й, с КМБ 0,95 и 5%-ной скидкой. При одной аварии, повлекшей страховую выплату, с 3-го класс водителя снизится до 1-го, с КМБ 1,55, а значит полис обойдется неаккуратному водителю дороже стандарта на 55%. При двух и более авариях страховка окажется почти в два с половиной раза дороже базовой ставки, ведь надбавка составит 145%.

Опытному водителю, имеющему высокий класс вождения, например 8-й, страховка за первую аварию увеличится ненамного, так как его класс понизится только до 5-го, и он при заключении договора страхования на следующий год получит скидку в 10%, вместо бывшей у него в 8-м классе скидки в 25%.

Проверка КБМ водителей в базе ОСАГО

Как проверить КБМ водителя по базе РСА онлайн? Что бы проверить коэффициент Бонус Малус РСА онлайн необходимо посетить официальный сайт РСА, там достаточно ввести серию и номер водительского удостоверения (ВУ), а также персональные данные водителя: фамилию, имя, отчество и дату рождения. Потребуется ввести и дату заключения договора ОСАГО.

Сервис бесплатный и действует для водителей — граждан Российской Федерации . Предварительно нужно будет подтвердить согласие на обработку предоставленных персональных данных, поставив галочку в соответствующей строке.

Многие страховые брокеры на своих сайтах вместе с онлайн калькулятором ОСАГО также предлагают бесплатную проверку КМБ водителя по базе РСА.

Тонкости применения

Приобретенный водителем КМБ сохраняется при смене автомобиля или страховщика, оформляющего договор ОСАГО на следующий год. Так как все данные фиксируются в единой электронной базе РСА. Это особенно выгодно опытным аккуратным водителям, которые гарантированно могут воспользоваться своими льготами. Как узнать класс водителя ОСАГО онлайн описано выше.

1. Внесение изменений .

При смене вписанных в полис ОСАГО данных водителя, например в результате замены ВУ, для сохранения присвоенного ранее КМБ, нужно письменно проинформировать об этом своего страховщика.

В соответствии с п.1.10 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств , страховая компания, получив изменения сведений, указанных в договоре ОСАГО, вносит их в страховой полис страхователя, а затем, не позднее 5 рабочих дней, и в информационную систему РСА.

Если эти изменения не внесены в полис до окончания срока его действия, КМБ водителя может быть восстановлен по номеру предыдущего водительского удостоверения, указанному в новом ВУ, в поле «Особые отметки».

2. Если скидка «потерялась» .

  • 2.1. Важно определить, в какой момент и у какого страховщика произошло обнуление КБМ. Это можно сделать запросами с указанием дат начала всех периодов страхования на странице проверки КМБ на сайте РСА. Неплохо найти предыдущие страховые полисы. Подойдут даже те, где водитель фигурирует среди водителей других автомобилей, если там есть особые отметки о том, какой ему был присвоен класс.
  • 2.2. Далее составляется жалоба и направляется страховщику, допустившему ошибку в начислении КМБ. При отсутствии положительных результатов жалоба дублируется в РСА и Центральный Банк России, затем подается исковое заявление в суд.

3. ОСАГО с ограничением и без ограничения круга лиц, допущенных к управлению .

  • 3.1. Если автомобилем управляет ограниченное количество водителей, общий КБМ для заключения договора ОСАГО определяется по водителю, имеющему самый низкий класс страхования. Но в автоматизированной информационной базе РСА за перечисленными в страховом полисе водителями сохраняются индивидуально присвоенные им классы страхования с соответствующими КМБ.
  • 3.2. Если управление разрешено неограниченному кругу лиц, класс страхования присваивается собственнику автомобиля, указанного в договоре ОСАГО.
  • 3.3. Если собственник транспортного средства меняет предыдущий полис без ограничения круга водителей, на новый — с ограничением, и при этом в предшествующий период не был виновником аварий, страховая компания присваивает ему понижающий КБМ.

Применение рейтинговой системы скидок/надбавок с присвоением водителям класса страхования, определяющим коэффициент для расчета стоимости страховой премии при оформлении ОСАГО позволяет страховым компаниям снизить свои риски при работе с водителями, часто попадающими в аварии из-за неопытности или агрессивного стиля вождения. А опытным и аккуратным водителям – воспользоваться выгодным тарифом страхования.

На сайте можно проверить КБМ водителя по базе АИС РСА для последующего оформления договора ОСАГО. Кроме того, по базе РСА можно сделать проверку полиса ОСАГО на подлинность .

Нажмите кнопку ниже, чтобы открыть базу РСА.

Проверка КБМ осуществляется онлайн по официальной базе сайта РСА, поэтому рассчитать КБМ можно круглосуточно и бесплатно! Вы сможете посмотреть КБМ, чтобы знать скидку по ОСАГО.

Частый вопрос:

Как восстановить КБМ в базе АИС РСА? — смотрите порядок восстановления по ссылке.

Проверка водителей по КБМ

Проверка КБМ проходит на официальном сайте РСА с учётом следующих параметров.

  • Предоставляется уникальный идентификатор запроса КБМ,
  • Возможно определить КБМ физических и юридических лиц,
  • Возможно сделать проверку КБМ полиса без ограничений списка водителей,
  • Программа отображает данные по предыдущему полису ОСАГО, показывает наименование страховой компании, а также текущее количество убытков.

Чтобы сделать запрос КБМ онлайн, необходимо внести данные в форму проверки КБМ:

  • выбрать число водителей для проверки их Кбм (не более 4-х одновременно);
  • указать проверяемую дату. Для проверки текущего коэффициента нужно выбрать соответствующую дату. Для определения скидки на будущий полис укажите день, следующий за окончанием настоящего договора ОСАГО;
  • ввести через пробел ваше ФИО без учёта регистра (к примеру, «Петров Петр Петрович»);
  • указать дату рождения;
  • указать серию водительского удостоверения без учёта регистра;
  • ввести номер ВУ;
  • нажать кнопку «показать КБМ»;
  • записать КБМ, который появится в низу формы.

Что такое КБМ в страховке ОСАГО?

Что такое КБМ ОСАГО? Коэффициент бонус-малус (КБМ) – установленная государством скидка по ОСАГО за езду без аварий, которая определяется соответствующим классом КБМ для ОСАГО . Расчет КБМ зависит от объёма страховых выплат предыдущего года и позволяет существенно сэкономить деньги при покупке полиса ОСАГО. Вы можете получить коэффициент КБМ водителя, указанного в ОСАГО, прямо здесь, на сайте и даже без регистрации. Число обращений за расчетом КБМ — не ограничено.

Особенности расчета скидки по ОСАГО

Продавая ОСАГО, страховая компания берет данные о КБМ в общегосударственной автоматизированной базе АИС РСА, принадлежащей Российскому союзу автостраховщиков. Если нужная информация в системе отсутствует, страховка рассчитывается с начальным значением «бонус-малус», равным 1. Класс водителя (владельца ТС) определятся однократно в течение действия ежегодной страховки. Это означает, что при выплатах по вине собственника автомобиля КБМ повышается лишь при оформлении следующего договора.

Когда страховой полис ограничивает список допущенных лиц, водитель, который рассчитывает на скидку, обязан фигурировать в договоре с самого начала его действия. Если человек добавлен в уже действующий полис ОСАГО, то в следующем году для него КБМ за неполный период не учитывается.

Водитель получает коэффициент «бонус-малус» на основании аварийности своего вождения по прошлому договору ОСАГО, от завершения которого прошло не более года. Если страховая история отсутствует, принимается в расчет базовый КБМ равный 1. Накопленная водителем скидка сохраняется за ним при продлении страховки в любой страховой компании. Водитель (или владелец ТС) получает скидку, когда ко вступлению в силу нового договора завершен предыдущий «безаварийный» ОСАГО.

Проверить размер КБМ

КБМ проверяют по базе АИС Российского союза автостраховщиков? С 2013 года без проверки КБМ по базе РСА невозможно получить полис ОСАГО. Чтобы правильно проверить КБМ, правильно определить класс КБМ по ОСАГО, обязательно требуется в запросе АИС указывать дату, которая следует после даты окончания действующего полиса ОСАГО.

РСА — Российский Союз Автостраховщиков

Российский Союз Автостраховщиков (иначе РСА) – профессиональное некоммерческое объединение всех отечественных страховщиков ОСАГО по принципу обязательного членства. Цель этой организации — обеспечить взаимное сотрудничество всех автостраховых компаний для формирования общих принципов профессиональной деятельности при обязательном страховании. Понятие коэффициента КБМ и применение его в расчетах автогражданки ОСАГО берет свое начало с 2003 года. Электронная база РСА по ОСАГО включает данные о страховании автомобилей, начиная с начала 2011 года.

Узнать КБМ по базе РСА можно в специализированной форме выше. Проведение проверки осуществляется по базе официального сайта РСА. КБМ будет рассчитываться строго на указанную дату!

Новые возможности:
Купить ОСАГО онлайн — оформление и оплата полиса через Интернет.

Дополнительный сервис:
Скачать договор купли-продажи автомобиля — образец и типовая форма ДКП.
Проверить техосмотр по базе ЕАИСТО в режиме онлайн.
Калькулятор ОСАГО онлайн — расчет стоимости полиса.

Задать вопросы и написать комментарий/отзыв об официальном сервисе КБМ можно в окне комментариев, которое расположено ниже.

При оформлении полиса ОСАГО для водителей с отличными данными качества вождения действуют скидки. Формируются они за каждый безаварийный год и называются коэффициентом «бонус-малус».

В отношении начисления такого коэффициента на стоимость полиса существуют свои законы и правила, поэтому эту скидку страховщики не могут применять, как им заблагорассудиться.

Поэтому не только каждому страховщику, но и водителю следует знать, каким образом формируется такой коэффициент, от чего он зависит, каким бывает, каким образом применяется и что влияет на его снижение или увеличение.

Что это такое

КБМ по полису ОСАГО – это коэффициент «Бонус-Малус», который считается скидкой при покупке или продлении сроков договора обязательного страхования автогражданской ответственности.

Этот показатель является не единственным, который, так или иначе, влияет на общую стоимость полиса.

Формируется он всегда по показателям аварийности, а потому может влиять на стоимость страхового продукта, как в сторону понижения, так и в сторону повышения.Каждому КБМ всегда будет соответствовать определенный класс водителя.

Такой коэффициент бонус малус узнать можно из единой базы данных – АИС РСА (Автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков).

Если информации в единой базе по водителю пока нет, тогда допускается применение коэффициента, равного 1. Начало берет применение КБМ с 2003 года.

Для специалистов страховых компаний существуют свои понятия, которыми они оперируют при расчетах, и которые определяют несколько видов КБМ:

  1. Водительский – это такой коэффициент, который определяется в отношении каждого водителя в отдельности, который имеет право водить автотранспортное средство на момент страхования.
  2. Собственника – вид коэффициента собственника, которому принадлежит транспортное средство.
  3. Расчетный – применяется при исчислениях окончательного размера премии по уже заключенному страховому соглашению ОСАГО.

Существует также понятие максимального или минимального КБМ. Другими словами, максимальная скидка или минимальный ее порог.

Также после минимального значения скидки обязательно следует «нулевое» значение КБМ, а затем, удорожание. Это все очень хорошо видно в таблице классов и коэффициентов, которая будет приведена ниже.

Как закреплено в законодательстве

Закона «Об обязательном автостраховании» регулирует действия страховщиков. Все страховые компании при заключении того или иного страхового соглашения, обязаны вносить данные по водителям в АИС РСА, причем по предыдущим опытам страхования клиентов. Даже если страховая история формировалась в других компаниях.

Непосредственно статьи, которые регулируют применение КБМ – это подпункт «б» п. 2 (№ 40 от 25.04.02г., побывавшем в последней редакции 28.11.15г.). Где говорится о правилах использования и расчетов такого коэффициента.

Классы КБМ по ОСАГО

Класс страхователя – это коэффициент, который присваивается за каждый безаварийный год. Закон об обязательном автостраховании был издан в 2003 году.

Если водитель за это время ни разу не попал в аварию и постоянно страховался, это обозначает, что ему полагается хорошая скидка при покупке следующего страхового полиса ОСАГО.

К примеру, если период вождения водителем автомобиля определяется за 12 лет как безаварийные годы, тогда ему присваивается класс 12.

В данном примере двенадцать лет начинают свой отсчет с момента принятия закона об ОСАГО, то есть – с 2003 года. Такой класс определяет по специальной таблице значений коэффициентов «бонус-малус», что ему присваивается КБМ – 0,55, что соответствует 45-процентногй скидке.

Таблица

При исчислении коэффициента «Бонус-Малус» всегда должна использоваться специальная таблица, где КБМ стоит в графах уже по отношению к классности водителя.

Можно таким образом понять, где минимальный, а где максимальный КБМ по ОСАГО, каким должен быть КБМ для конкретного водителя, у которого есть свой класс.

Можно по таблице определить наличие или отсутствие страховых выплат, которые производились по вине водителя – участника ДТП.

Также таблица дает понять в процентном соотношении, какова скидка или подорожание будет применяться для водителя с конкретным КБМ.

Для примера можно рассмотреть следующую ситуацию, которая наглядно показывает, каким образом использовать табличные данные при определении КБМ и начислении стоимости на будущий полис:

  1. К примеру, водителю присваивался класс – 5, который соответствует КБМ – 0,9.
  2. При попадании в аварию один раз в году, когда действует этот полис, на следующий водителю присвоится уже 3 класс, который будет соответствовать КБМ – 1.
  3. Когда аварий в году не было, тогда при продлении или покупке у другого страховщика полиса автогражданки водителю присвоится уже 6 класс, соответствующий КБМ – 0,85.

В графе подорожаний/скидок указывается процентное соотношение того, насколько покупка полиса обойдется дешевле или дороже.

Если у шофера коэффициент оказался равным 1,55, то ему придется заплатить за полис ОСАГО на 55% больше, чем при других обстоятельствах, складывающихся в отношении его классности.

И, напротив, если водитель имеет КБМ равный 0,7, тогда он сможет при покупке полиса ОСАГО воспользоваться 30-процентной скидкой.

Все скидки или удорожания начисляются строго от первоначальной (базовой) стоимости полиса, которая, в свою очередь, является тарифом, установленным Центральным российским Банком – на каждый год свой.

От чего зависит

Прежде всего, на коэффициент влияет безаварийность, которая исследуется из года в год по каждому водителю. Присвоение коэффициента всегда осуществляется по предыдущему полису (договору страхования) ОСАГО, но только тому, который уже закончился более года назад.

Те полисы или договорные сроки, действия которых ограничились менее 12-ти месяцев, не будут засчитываться. На этот случай существует так называемый «дежурный» коэффициент, который одинаков для всех водителей и равен он единице.

Такой коэффициент будет присваиваться тем водителям, чьи полисы или договора имели срок действия менее года или были иные причины, почему нельзя было определить КБМ.

Также на КБМ будет влиять классность водительского опыта. Причем, рассматриваться будет отдельно собственник авто и водители, которые допущены к вождению данного автотранспортного средства.

Класс присваивается водителю только один раз в году, пока действует полис, когда требуется произвести компании выплаты страховки по вине водителя. В этом случае коэффициент повлияет на уменьшение страховой премии.

Для ее увеличения придется заключить новый договор и не попадать в аварию. Скидка в виде КБМ может сохраняться при продлении, как в своей страховой компании, так и при продлении полиса путем заключения договора с другой компанией.

Где указывается в полисе

По закону нет никаких особых требований в отношении того, куда именно вписывать показатели КБМ по водителям или собственнику авто. Это могут сделать сами страхователи, основываясь на внутренних приказах руководства компании.

Обычно такие приказы регламентируют местоположение записи примененного в расчетах стоимости полиса ОСАГО КБМ напротив фамилия и имени собственника автомобиля, на которого выписан полис.

Также вписывается этот показатель напротив каждого водителя, который вписан в полис. Иногда такая запись встречается также в графе «Особые отметки», что, по мнению большинства правовых специалистов, является наиболее правильным.

Правила применения

В процессе применения КБМ имеются свои особенности, которые распространяются на разные виды ОСАГО – ограниченный или неограниченный.

К ограниченному обязательному автострахованию относятся те договорные условия, которые предусматривают некоторые ограничения к количеству водителей, имеющих право управлять автомобилем, подлежащим страхованию.

Соответственно, к неограниченному страхованию относятся те условия соглашения, которые не предусматривают никаких ограничений в количестве водителей, вписываемых в полис.

Так, особенностями применения КБМ при ограниченном обязательном автостраховании являются следующие моменты:

  1. Коэффициент будет определен на основе той информации, которая относится к каждому водителю в отдельности.
  2. В стоимость самого полиса будет входить также и расчетный вид коэффициента, найденный по плохим показателям того или иного водителя. Но в базе РСА за шофером будет сохранен его класс.
  3. Скидка предоставляется не автотранспортному средству, а шоферу, поэтому если собственник автомобиля будет меняться или автотранспортное средство поменяется у собственника – то КБМ будет сохранен.
  4. Повышающий КБМ в отношении расчетов по следующему году будет применяться для тех водителей, которые оказались виновниками ДТП. Для них стоимость продления полиса окажется немного дороже из-за повышающего коэффициента.
  5. Если по полису не производилось в прошлом году никаких страховых выплат (другими словами, не было аварий на счету водителя), тогда на будущий год страховщик обязан применить коэффициент понижающий стоимость продления страхового договора.

В том случае, когда страховщик при заключении соглашения с клиентом предложил условия неограниченного допуска водителей к управлению автотранспортным средством, особенности применения КБМ будут следующими:

  1. Класс будет присвоен только собственнику автомобиля.
  2. Определение коэффициента по последнему договору, который утратил свою силу действия, должно происходить в случаях, если:
    • он был таким же – неограниченным в количестве водителей, вписываемых в полис;
    • предоставленные для оформления нового полиса ОСАГО данные по собственнику и автомобилю один в один совпадают со старым договором;
    • на случай изменения сведений о владельце автомобиля или самом авто будет применен КБМ = 1.

Кроме этого, стоит выделить и общие существенные правила, действующие на любой вид страхового договора:

  1. При досрочном расторжении соглашения со страховщиком по инициативе страхователя скидка не будет применяться по данному сроку действия договора, который прерван. Все договора заключаются на один год, КБМ рассчитывается за 12 месяцев, поэтому все сроки, которые являются меньшими, чем 12 месяцев действия полиса ОСАГО, не будут рассматриваться для нахождения коэффициента.
  2. При досрочно прекращенном договоре будет применяться коэффициент, равняющийся тем показателям, которые применялись в предыдущем соглашении, предшествующем прерванному договору.
  3. Количество выплат, произведенных потерпевшим, не считается по отдельности для определения КБМ водителя-виновника аварии. Один страховой случай – это одна страховая выплата, от которой осуществляется дальнейшее определение КБМ. Неважно, скольким людям страховщик заплатил.

Проверить каждому водителю или страховому агенту КБМ водителя сегодня можно практически на любом сайте страховщиков.

Для проверки следует заранее подготовить фамилия и имя водителя, дата его рождения, номер и серию удостоверения вождения. И тогда база данных КБМ по ОСАГО выдаст за считанные секунды нужную информацию.

Система позволяет также получить информацию следующего порядка:

  • узнать КБМ через специальный идентификатор запроса;
  • возможность получения информации, как по физическим, так и юридическим лицам;
  • проверить полис на КБМ можно без какого-то ограничения численности водителей, фигурирующих по нему;
  • по водителю можно узнать данные полиса и КБМ предыдущего страхования, а также и убытки, их количество.

Случаи, когда КБМ применять нельзя или можно использовать его, но только исключительно равным единице, относятся к следующим ситуациям:

  • в период транзитного страхования, когда водителю приходится проследовать к пункту техосмотра или к месту регистрации к территориальному отделению ГИБДД;
  • в процессе оформления страховки тех автомобилей, которые состоят на регистрационном учете в другой стране.

Возможные причины снижения

Расчет стоимости полиса с КБМ производится по простой схеме – показатель коэффициента умножаются на базовый тариф полиса. Поэтому, чем будет выше КБМ, тем окажется дороже полис.

Чтобы существенно снизить стоимость данного страхового продукта, можно вооружиться следующими подсказками:

  1. Просто не попадать в аварию в течение нескольких лет подряд.
  2. Регистрировать (вписывать) в полис только тех водителей, которые являются настоящими профессионалами и имеют опыт вождения автотранспортных средств без ДТП.
  3. Учесть территориальный коэффициент и оформлять полис на друга или родственника по генеральной доверенности, которые живут в регионе, где территориальный страховой коэффициент будет поменьше.
  4. Заключение страховых договоров на несколько лет. Такое допускается законодательством при заключении многолетних или долгосрочных договоров по ОСАГО, которые действуют, как правило, не более 3 или 5 лет. К таким договорам «бонус-малус» не применяется, что говорит о покупке полиса за стандартную цену.
  5. Последней вероятной причиной снижения может стать обнуление коэффициента, когда водитель вовсе целый год не страховался и не ездил на авто. то при покупке полиса к нему могут применить коэффициент, равный 1.

Куда обращаться, если неверный

Для того чтобы узнать, правильный ли КБМ использует страховая компания в отношении водителя, или нет, можно в РСА по базе или же обратившись к страховщику, у которого был приобретен ранее страховой полис.

Также используется в ходу делопроизводства, так называемая, справка безаварийности, которую также выдает РСА. Бесплатно обращаться в страховую по данному вопросу можно только когда договор страхования действительно закончился.

Сведения по водителю и его КБМ страховщик обязан предоставить в течение 5 дней, после обращения. По правилам письменное заявление с просьбой предоставить сведение насчет КБМ водителя, следует подавать за 5 дней до истечения срока действия страхового полиса ОСАГО.

При неправильном использовании КБМ водитель может действовать по следующему алгоритму:

  1. Все-таки заключить соглашение со страховой компанией по тому коэффициенту, который на данный момент выдала база РСА, и который оказался неверным.
  2. Далее подается претензия в Союз автостраховщиков, чтобы вам выдали правильный КБМ и пересчитали его.
  3. Для подачи претензии следует подготовить следующие документы, которые прилагаются к претенциозному заявлению:
    • заполненный бланк для обращения в РСА по вопросам КБМ, который можно скачать на их сайте;

    • сканы или копии не только заявления, но и всех удостоверений тех водителей, которые вписаны были в предыдущий полис ОСАГО;
    • сканы или бумажные копии прошлого и настоящего полисов;
    • после пришедшего ответа из РСА, собственник авто пишет заявление в свою страховую компанию с просьбой произвести перерасчет КБМ с внесением верных данных в единую базу АИС РСА;
    • после перерасчетов и внесения правильных показателей КБМ по владельцу авто и водителям, вписанным в полис, страховщик уже может заключить новый страховой договор со страхователем и вернуть все излишне уплаченные суммы при покупке полиса.
    • Практика показывает, что страховщики отдают большее предпочтение той информации, которая предоставлена из АИС РСА, нежели из предыдущего места страхования.

      Неправильные показатели коэффициента особенно остро ощущаются водителями, когда нет скидок, а полис выходит даже дороже.

      Такое возможно тогда, когда обнуляется КБМ по ОСАГО при внесенных каких-либо изменениях в связке «водитель-автомобиль».

      Это ситуации, когда водитель сменил фамилию, продал машину (а значит, сменился владелец) или изменились те или иные параметры регистрационных данных автомобиля, за год водитель не был вписан ни в один страховой полис и т.д. Искусственно обнулять историю страхователя нельзя, за это страховым компаниям грозят штрафы.

      Заявление в РСА о восстановлении

      Коэффициент должен сохраняться за водителем (как правило, имеется в виду владелец автотранспорта) на годичный период, который определяется сразу после того, как закончится срок действия полиса ОСАГО.

      Если за весь год водитель так и не застраховался по обязательному страхованию и не ездил на машине, тогда его КБМ обнулится. Однако в этом случае обнуление коэффициента не исчисляется цифровым показателем «0».

      Под обнуленным коэффициентом понимается его показатель, равный единице. После годичного перерыва в вождении автомобиля, водитель может восстановить свой коэффициент, для чего он должен в РСА написать соответствующее заявление:

      К этому документу обязательно прилагаются копии водительских прав, которые делаются с обеих сторон удостоверения.

      Если страховой договор не предусматривал ограниченность в количестве шоферов, вписываемых в полис обязательного страхования, тогда еще потребуется приложить и копию гражданского паспорта собственника машины.

      Заявление на перерасчет

      В этом случае заявитель просит страховщика внести корректное значение по его коэффициенту в базу РСА. Тем более что в эту базу все сведения заносятся строго страховщиками.

      Каждый водитель, скорее всего, желает иметь у себя минимальный КБМ по ОСАГО, который дает возможность приобретать страховые полисы с 50% скидкой.

      Чем меньше коэффициент, тем дешевле можно будет купить полис ОСАГО. Обычно такой показатель соответствует 13 классу вождения.

      На практике это выглядит так, что водитель не должен попадать в аварию на протяжении 10 лет своего опыта вождения автомобиля. Поэтому самые положительные результаты перерасчета КБМ, конечно же, будут зависеть от аккуратности вождения и отсутствия аварий за год.

      Сколько действует после окончания договора

      После окончания сроков страхового договора КБМ в своем действенном состоянии может продержаться по закону только год. После этого его значимость и показатели обнуляются, и восстановлению они будут подлежать только после обращения в страховую компанию или в РСА самим водителем.

      Если еж водителю не нужно ничего восстанавливать или он сам просто того не хочет, тогда к стоимости полиса при новой покупке будет применен коэффициент – 1.

      Коэффициент безаварийности «бонус-малус» может действовать как на понижение стоимости полиса ОСАГО, так и на его повышение.

      Применять его законодательно стали с целью – простимулировать всех водителей в России, чтобы они стремились заработать скидку на покупку следующего полиса, если будут ездить год без попадания в какие-либо ДТП.

      Разобраться в схеме действия такого бонуса не сложно, главное изучить все нормы и правила его начисления и использования в тех или иных случаях.

      Видео: ОСАГО. Проверка КБМ. Расчет скидки за безубыточное вождение.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама