C течением времени масло теряет свои защитные качества. Это приводит к износу деталей КПП, задирам шестерен и выкрашиванию зубьев. Масло требуется менять вовремя. И хотя для некоторых марок автомобилей масло не требует замены в течение всего срока эксплуатации, но для большинства моделей смену масла рекомендуют проводить через 6-7 лет, если коробка механическая.
Важность масла для коробки передач не нуждается в доказательствах. Достаточно посмотреть на перечень функций, которые оно выполняет:
- Обеспечивает плавное переключение передач.
- Снижает износ трущихся деталей.
- Уменьшает коэффициент трения.
- Отводит тепло, предохраняя детали КПП от перегрева.
- Защищает от коррозии.
- Удаляет продукты износа.
- Уменьшает шумы и вибрации при работе.
Какое масло заливают в коробку передач автомобиля?
При выборе масла учитывают:
- Тип коробки передач – механическая или автоматическая
- Вид привода – передний, задний или полный
- Условия эксплуатации – город, трасса, кольцевые гонки, автомобильный туризм, ралли.
1.Моторное масло. На первых моделях ВАЗ с передним приводом в коробку заливали минеральное моторное масло М6з и М8з. По своим характеристикам оно соответствует трансмиссионным маслам GL-1 и GL-2 согласно нормам международной системы API. Владельцы старых автомобилей до сих пор используют аналогичные масла, но не выше GL-3 класса.
2.Трансмиссионное. Для DaewooNexia, LanosChevrolet и классических моделей ВАЗа, подойдут всесезонные минеральные масла с вязкостью SAE75W-90. Полусинтетическое трансмиссионное масло SAE 80W-90 (летом SAE140)используют в автомобилях Лада Калина, Киа Рио и некоторых моделях Шевроле. Для моделей BMW, Mersedes, VolksWagen применяют синтетическое трансмиссионное масло с вязкостью, рекомендованной заводом изготовителем. При выборе масла по нормам API не следует отдавать обязательное предпочтение высокому классу GL-5 и GL-6. Рекомендуем посмотреть видеоролик.
Важно! Трансмиссионные масла используются только для механических КПП. Для автомобилей любой марки с передним приводом применяют масло по нормам API GL-4 класса, а для заднеприводных машин – масло класса GL-5.
3. Жидкость ATF. Для автоматических трансмиссий используется синтетическая или минеральная жидкость красного или красно-коричневого цвета (ATF), выполняющая две функции:
- Смазка и охлаждение трущихся деталей.
- Как рабочая среда (крутящий момент передается за счет масла от двигателя к редуктору).
Наиболее известная марка ATF это Dexron. Другие разновидности трансмиссионных жидкостей для АКПП окрашиваются в желтый цвет (тип Т 4 WS и Т 4 vi) или в коричневый (гидрокрекинговое масло RanevolATF 6HPFluid для шестиступенчатых коробок). Окрашивание ATFжидкостей в различные цвета предупреждает о несовместимости масел. Резкое изменение цвета жидкости сигнализирует о проблемах в АКПП и необходимости замены масла.
4.Масло для гипоидных передач.
Универсальное масло высокой эффективности ТС-гип, с удлиненным интервалом замены применяется не только в авиации, но и для АКПП автомобилей Мерседес, Фиат, Субару. Отличается от других масел устойчивостью к окислению и не агрессивностью к сальникам, уплотнениям и манжетам.
Критерии выбора масла для КПП
Масло выбирают по двум критериям:
- По вязкости.
- По нормам API.
При этом необходимо придерживаться двух правил:
- Заливать тот же самый тип масла, рекомендованный заводом изготовителем.
- При переходе на другую марку масла посоветоваться со специалистами.
Где и как заменить масло в коробке передач?
При замене масла в механической коробке передач требуется:
- Для максимально полного и быстрого слива масла оно должно быть нагретым.
- Заехать на ремонтную яму или вывесить машину на подъемнике.
- Снять колпачок с сапуна и открутить его или вывернуть сливную заглушку, согласно конструкции коробки вашего автомобиля.
- Слить масло в заранее приготовленную емкость.
- Снять крышку поддона, после полного стекания масла.
- Проверить состояние прокладки поддона и при необходимости заменить. При желании для большей надежности новую прокладку сажают на герметик.
- Закрепить крышку коробки по месту.
- Залить новое масло до нормы.
Объем и способы контроля уровня масла необходимо узнать заранее, если меняете самостоятельно и в первый раз.
Частичная или полная замена масла в АКПП
- Неполная замена масла. В этом случае происходит замена только той части масла, которая сможет вытечь из картера коробки, после откручивания сливной пробки. Свежее масло, смешиваясь со старым, промывает частично фильтр и поддон, но не оказывает кардинального воздействия на работу КПП. Такую замену несложно провести самостоятельно.
- Полная замена. Производится силами СТО с использованием аппаратуры фирмы Wynns. После замены масла переключение передач улучшается и АКПП теряет «задумчивость». Расход топлива при этом сокращается.
Особенности замены масла в АКПП
- Черное масло с запахом гари свидетельствует, что фрикционные диски планетарного редуктора покрыты отложениями. После замены масла очищенные диски начнут проскальзывать. Автоматической коробке потребуется капитальный ремонт.
- Иногда черный цвет масла результат разрушения бумажного фильтра, установленного в коробках автомобилей азиатской сборки. Эти фильтры необходимо менять чаще.
- Новое масло после заливки растворяет в себе старые отложения и частично теряет антикоррозийные и антиокислительные свойства. Предварительная чистка АКПП от накипи и отложений промывочным раствором сохранит характеристики заливаемого масла.
Итог
Частично заменить масло в КПП можно и самостоятельно, однако для полной замены лучше обратиться в сервис. Правильный выбор того, что заливать — залог долгой и качественной работы вашего автомобиля.