THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Реферат по теме:

Психоаналитический и гуманистический подходы к личности

Введение

1. Характеристика гуманистической теории личности

1.1 Теория личности А. Маслоу

2. Психоаналитическая теория личности

2.1 Структура личности по Фрейду

2.2 Защитные механизмы личности

Заключение

Список литературы

Введение

Личность - человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности.

Личность в психологии - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения.

На протяжении XX века в мировой психологии сложилось два основных направления, в контексте которых были разработаны наиболее значительные теории личности: гуманистическая и глубинная или психоаналитическая психология.

Гуманистическая преимущественно американская теория, получившая в последние десятилетия широкое распространение на Западе. В понимании личности она, на первый взгляд, кажется противоположной психоаналитической психологии, однако их объединяет наличие одних и тех же характеристик.

Психоаналитики пытаются открыть источник активности, обращаясь к прошлому, к вытесненным бессознательным впечатлениям и переживаниям ребенка. В то время как гуманистическая психология, чье развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу и др., основным фактором активности личности выделяет устремленность в будущее, к максимальной самореализации.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить главные характеристики двух вышеуказанных теорий личности.

1. Охарактеризовать основные положения гуманистической теории личности.

3. Выявить отличительные черты двух теорий.

1. Характеристика гуманистической теории личности

Гуманистическая психология есть ни что иное, как альтернатива двум важным течениям в психологии - психоанализ и бихевиоризм. Она берет свое начало в экзистенциальной философии, отвергающей положение, что человек – продукт либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния). Экзистенциалисты выделяют идею о том, что каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.

Таким образом, гуманистическая психология основной моделью принимает ответственного человека, который беспрепятственно делает свой выбор среди предоставляемых возможностей. Главное положение этого направления – концепция становления. Человек динамичен, всегда находится в процессе становления. Но это не только формирование биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий развитие, отрицает, что в нем есть все возможности для полноценного человеческого существования.

Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или «здесь и сейчас». Это направление заключается в субъективной или личной реальности, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические построения и внешнее поведение вторичны по отношению к непосредственному опыту и его исключительному значению для того, кто его переживает.

Гуманисты рассматривают людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями. Сторонниками гуманистических взглядов, можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, и Абрахам Маслоу, который получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Теория Маслоу о самоактуализации личности, основывающаяся на изучении зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, которые весьма характерны для гуманистического подхода.

1.1 Теория личности А. Маслоу

До Маслоу психологи сосредотачивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человека в целом. Для него же человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в какой-либо части, влияет на весь организм.

Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных. Маслоу утверждал, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.). Он полагал, что в каждом человеке природой заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Основной его концепции является вопрос о мотивации. Маслоу говорил, что люди мотивированы на установление личных целей. Именно это делает их жизнь значительной и сознательной. Он описывал человека, как «желающее существо», который никогда не достигает состояния полного удовлетворения. Всяческое отсутствие потребностей, если таковое существует, в лучшем случае недолговечно. Когда удовлетворена одна из потребностей, то на поверхность сразу же всплывает другая и направляет внимание и усилие человека.

Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности в «Пирамиде Маслоу».

В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть удовлетворены до того, как человек станет мотивированным потребностями, расположенными выше. По Маслоу, это основной принцип, лежащий в структуре мотивации человека, и чем выше человек может подняться в такой иерархии, тем больше его индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности нередко частично совпадают, и человек может находиться на двух или более уровнях потребностей одновременно. Маслоу сделал предположение, что человек удовлетворяет свои потребности в таком порядке:

1) Физиологические потребности касаются биологического выживания человека и должны быть минимально удовлетворены прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными.

2) Потребность в безопасности и защите . Стабильность, закон и порядок, предсказуемость событий и свобода от угрожающих факторов, как, например, болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают необходимость в долговременном выживании.

3) Потребность в любви и принадлежности . На этом уровне люди устанавливают отношения привязанности с членами своей семьи или группы.

4) Потребность самоуважения . Маслоу разделил её на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает в себя компетентность, уверенность независимость и свободу. Уважение другими – престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие.

5) Потребность в самоактуализации Маслоу охарактеризовал как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на эту стадию и останется там, пока эти потребности не будут удовлетворены достаточно.

Гуманистическая психология считает, что только сам человек ответственен за выбор, который он делают. Это не означает, что, если ему дана свобода выбора, он непременно будет действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не может гарантировать правильность выбора. Основной принцип этого направления – модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.

Таким образом, можно выделить основные достоинства гуманистической теории личности: ее ярко выраженную практическую направленность и ориентацию на человека как на активного строителя собственного бытия, обладающего неограниченными способностями и возможностями.

2 . Психоаналитическая теория личности

Разработанная З. Фрейдом психоаналитическая теория личности, которая достаточно популярна в Западных странах, относится к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его личности внутренние психологические свойства, его потребности и мотивы. Фрейд считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы.

По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции).

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

2.1 Структура личности по Фрейду

В течение длительного времени Фрейд применял топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание - ощущения и переживания, которые осознаются человеком в данный конкретный момент времени. Область подсознательного - совокупность опыта, не осознаваемого на данный момент, но потенциально активируемая сознательным усилием. Бессознательное - совокупность примитивных инстинктов, неосознанно влияющих на поведение человека.

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: Ид, Эго, Суперэго. Причем предполагается, что эти три компонента являются скорее не структурными единицами, а параллельно протекающими процессами.

Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение.

Оно (ид) - совокупность врожденных, примитивных инстинктов, которые наполняют любое поведение энергией. Фрейд рассматривал Ид как посредника между соматическими и психическими процессами в организме, получающего энергию из телесных процессов и питающего этой энергией психику.

Идесть изначальная система личности, в которой впоследствии дифференцируются Эго и Суперэго. Ид включает то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Когда уровень напряжения организма повышается – либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения – Ид старается незамедлительно вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Ид – принцип удовольствия.

Для выполнения задачи избежать боли, получить удовольствие и т.п. Ид располагает двумя процессами: рефлекторным действием и первичным процессом. Рефлекторные действия – это врожденные автоматические реакции, например, чихание или мигание, которые сразу снимают напряжение. Организм снабжен такими рефлексами, чтобы справляться с некоторыми примитивными формами возбуждения. Первичный процесс предполагает более сложную реакцию, пытаясь высвободить энергию через образ объекта, в связи с чем, перемещается энергия. Лучший пример первичного процесса у здорового человека – сновидение, в котором, по Фрейду, всегда представляется исполнение или попытка исполнения желания.

Очевидно, что первичный процесс не способен самостоятельно снять напряжение. Следовательно, развивается новый, вторичный психический процесс, и с его появлением оформляется следующая стадия личности – Эго.

Эго (Я) – компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Оно удовлетворяет потребности организма в соответствии с ограничениями, которые налагает окружающий мир. Эго подчиняется принципу реальности – сохранение целостности организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достижения разрядки напряжения подходящим способом. Этот процесс Фрейд назвал вторичным процессом.

Эго появляется из-за того, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с объективной реальностью, миром. Голодный человек должен искать, найти и съесть пищу прежде, чем будет снижено напряжение голода. Это означает, что человек должен научиться различать образ пищи, существующий в памяти, и актуальную перцепцию пищи, существующей во внешнем мире. Когда эта дифференциация осуществлена, необходимо преобразовать образ в перцепцию, что осуществляется как определение местонахождения пищи в среде. Иными словами, человек соотносит существующий в памяти образ пищи с видом или запахом пищи, приходящими через органы чувств. Главное различие между Ид и Эго в том, что Ид осознает только субъективную реальность, тогда как Эго различает и внутреннее и внешнее.

Говорят, что эго подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности - предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности приостанавливает действие принципа удовольствия, но, в конечном счете, при обнаружении искомого объекта и снижении напряжения именно принцип удовольствия выходит на первый план. Принцип реальности тесно связан с вопросом об истинности или ложности опыта – обладает ли он внешним существованием, а принцип удовольствия заинтересован лишь в том, какие ощущения этот опыт приносит.

Вторичный процесс - это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса эго формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке – как правило, некоторым действием, – чтобы выяснить, срабатывает ли он. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, эго контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс.

Эго есть исполнительный орган личности, так как оно открывает двери действию, выбирает из окружающей среды то, чему это действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и каким образом должны быть задействованы. Осуществляя эти чрезвычайно важные исполнительские функции, Эго вынуждено стараться интегрировать часто противоречивые команды, исходящие от Ид, Супер-эго и внешнего мира.

Однако следует иметь в виду, что Эго – эта организованная часть ид – появляется для того, чтобы следовать целям Ид и не фрустрировать их и что вся его сила черпается из Ид. Эго не обладает существованием, отдельным от Ид, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями внешней среды; его первоочередная цель – поддержание жизни организма.

Суперэго – внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Суперэго – это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия, Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

Суперэго как сопровождающий человека интернализированный моральный арбитр развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получить награду или избежать наказания, ребенок строит свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть – одну из подсистем Суперэго. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его эго-идеал – другую подсистему Суперэго. Механизм обоих процессов называется интроекция. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, эго-идеал награждает его, наполняя гордостью. Со становлением Суперэго на место родительского контроля встает самоконтроль.

Основные функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам Ид, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) «уговорить» Эго сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство. Таким образом, Суперэго находится в оппозиции к Ид и к Эго и пытается строить мир по своему образу. Однако Суперэго подобно Ид в своей иррациональности и подобно Эго в стремлении контролировать инстинкты. В отличие от Эго Суперэго не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей, оно их постоянно блокирует.

В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что Ид, Эго и Суперэго не следует рассматривать как неких человечков, управляющих нашей личностью. Это только наименования для некоторых психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В нормальных условиях эти принципы не противоречат друг другу, а, напротив, работают как единая команда под руководством Эго. Личность в норме – это единое целое, а не нечто трехчастное.

В общем смысле Ид может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Эго - как психологическая составляющая, Суперэго – как социальная составляющая.

2.2 Защитные механизмы личности

личность гуманистический теория маслоу

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными “защитными механизмами”, образовавшимися в результате эволюции человека. В своих трудах З. Фрейд выделял важнейшие неосознаваемые защитные механизмы, используемые для обеспечения целостности и стабильности:

1) Сублимация – процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в такие формы деятельности, которые приемлют индивид и общество;

2) Вытеснение – бессознательное стирание индивидом мотивов своих поступков из сферы сознания;

3) Регрессия – уход к более примитивному уровню мышления и поведения;

4) Проекция – неосознанное перенесение, “приписывание” собственных ощущений, мыслей, бессознательных стремлений другим людям;

5) Рационализация – бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения;

6) Реактивное образование – изменение неприемлемой для сознания тенденции на противоположную;

7) Фиксация поведения – тенденция “Я” к сохранению эффективных моделей поведения.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции.

С помощью всего вышесказанного можно выделить основные преимущества данного подхода: исследование сферы бессознательного, использование клинических методов, методы терапевтической практики, изучение реальных переживаний и проблем. Серьезными недостатками являются высокий субъективизм, метафоричность, ориентированность на прошлое в ущерб настоящему и будущему в развитии субъекта.

Заключение

Какие бы критические соображения не высказывались по поводу охарактеризованных здесь психологических теорий личности, творческий вклад их создателей и разработчиков невозможно переоценить.

В результате построения психоаналитических, гуманистических и других теорий личности психология обогатилась обширным числом понятий, продуктивных исследовательских методик и тестов.

В процессе жизнедеятельности большинство людей проявляется как отдельные социальные индивиды, которые подчиняются определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. К сожалению, система предписаний не может предугадать все варианты ситуаций или жизненных случаев, поэтому человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и есть критерии личностного уровня самосознания.

Список литературы

1. Джери Д. и др. Большой толковый социологический словарь. Том 1., М. - Вече-Аст, 1999.

2. Психологос Энциклопедия практической психологии //

§ 1. Психическое развитие с позиций классическогопсихоанализа 3. Фрейда

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856-1939)1. Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом услож-

нения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процес-сов) - сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень пси-хики - вместилище инстинктивных потребностей организма, влече-ний, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессоз-нательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необхо-димому. Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента - Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновре- менно. Оно (Ид) - примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принци-пу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влече-ния (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.

Я (Эго) - рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго - объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетво-рены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать. Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе. Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, ≪фиксируются≫, образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд " не изучал детскую психику специально, а пришел к формулирова-нию основных положений своей теории развития личности, анализируя невротические нарушения взрослых пациентов. Подходы к пониманию детской сексуальности изложены Фрейдом еще в начале XX в. в ≪Трех очерках по теории сексуальности≫ (1905)1. Он исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии). Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда называют психосексуальной т е о рией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.


Стадии - это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность ≪застрять≫ на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических

симптомов последующей жизни.

1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. Главный источник удовольствия на начальной стадии психосексуального развития соединяется с удовлетворением основной ор -

ганической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью: сосание, кусание и глотание. На оральной стадии складываются установки в отношении других людей - установки зависимости, опоры или независимости, доверия. Мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его любить. Именно оптимальная степень удовлетворения (стимуляции) в оральной зоне (грудного вскармливания, сосания) закладывает основы здоровой самостоятельной взрослой личности.



Крайности материнского отношения в первые шесть месяцев жизни (чрезмерная или, напротив, недостаточная стимуляция) искажают личностное развитие, происходит фиксация оральной пас-

сивности. Это означает, что взрослый человек будет использовать в качестве способов адаптации к окружающему миру демонстрации беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в постоянном одобрении своих действий со стороны. Слишком много родительской нежности ускоряет половую зрелость и делает ребенка ≪избалованным≫, зависимым.

Во второй половине первого года жизни, с прорезыванием зубов, когда акцент смещается на действия кусания и жевания, наступает орально-садистическая фаза оральной стадии. Фиксация на

орально - садистической фазе приводит к таким чертам взрослой личности, как любовь к спорам, цинично-потребительское отношение к другим, пессимизм. Область рта, по мнению Фрейда, остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и у взрослого и дает о себе знать остаточным оральным поведением - обжорством, курением, грызением ногтей, жеванием резинки и т.п.

2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1 -1,5 до 3 лет. Анальная эротика связана, по Фрейду, с приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций, с интересом к собственным фекалиям.

На этой стадии родители начинают приучать ребенка пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практи-

куемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.

Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как прояв-

ления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышленияПри неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возникают своего рода протестные тенденции в виде ≪удерживания≫ (запоров) или, напротив, ≪выталкивания≫. Эти фиксированные реакции, распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или анально-выталкивающего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).

3. Фаллическая стадия (3- лет) -стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассмат-

ривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями. Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии ка-

ждого человека возрождается некий исторический конфликт -комплекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание ≪обладать≫ матерью и устранить отца. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания с его стороны, страх кастрации, в трактовке Фрейда. Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ненависть к отцу), которые сопровождают Эдипов комплекс, преодолеваются между пятью и семью годами. Мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери. И д е н т и ф и к а ция себя с отцом (подражание интонациям, высказываниям, поступкам, заимствование норм, правил, установок) способствует возникновению Супер-Эго, или совести, последнего компонента структуры личности. У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс -комплекс Электры. Разрешение комплекса Электры также происходит путем идентификации себя с родителем своего пола -матерью и подавления тяготения к отцу. Девочка, увеличивая сходство с матерью, получает символический ≪доступ≫ к своему отцу.

4. Л а т е н т н а я стадия -сексуальное затишье, от 6- лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия -учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.

5. Генитальная стадия (12 -18 лет) -стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуаль-

ных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор

брачного партнера, создание семьи. Одна из самых значительных задач этой стадии -освобождение

Гениталъный характер -это идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое качество генитального характера -способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелая личность характеризуется Фрейдом гораздо более широко: она многогранна, и ей присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откладывать удовлетворение, ответственность в социальных и сексуальных отношениях и забота о других людях.

Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только ≪функционирует≫, пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял. При этом само детство отдельного индивида преформировано событиями из истории развития человеческого рода (эта линия представлена возрождением Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии личности и каннибальской стадии в истории человеческого сообщества и т.п.). Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе -это биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы и фиксация либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.

Ценность психоаналитической концепции в том, что это динамическая концепция развития, в ней показана сложная гамма переживаний, единство душевной жизни человека, ее несводимость к отдельным функциям и элементам. Хотя эти представления в большой степени мифологичны, тем не менее они обнаруживают значимость детства, важность и долговременностъ родительского влияния. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и срывы адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Психоаналитики настаивали на том, что негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности личности и такой взрослый будет испытывать значительные трудности с собственным ребенком, в реализации родительской роли. Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными егр словами и поступками вопросы, понастоящему беспокоящие или смущающие его. Так, К.Г. Юнг, анализируя ≪конфликты детской души≫, критически замечает: ≪Ведь обычно к детям совсем не прислушиваются, обычно их (в любом возрасте) опекают, точно невменяемых, чуть только дело коснется чего-нибудь существенного, все же остальное сводится к дрессировке, ведущей к автоматоподобному совершенству≫ (выделено нами. -И.Ш.). Такой подход, по мнению Юнга, неприемлем:≪Надо брать детей такими, каковы они в действительности, надо перестать видеть в них только то, что мы хотели бы в них видеть, а воспитывая их, надо сообразоваться не с мертвыми правилами, а с естественным направлением развития. Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксона, Б. Беттельгейма, М. Малер и др.

§ 2. Психоанализ детства. Попытки организовать аналитическую работу с детьми с позиций традиционного психоанализа натолкнулись на реальные трудности: у детей не выражен интерес к исследованию своего прошлого, отсутствует инициатива обращения к психоаналитику, а уровень вербального развития недостаточен для оформления своих переживаний в словах. На первых порах психоаналитики в основном использовали как материал для интерпретации наблюдения и сообщения родителей.

Позже были разработаны методы психоанализа, направленные именно на детей. Последователи Фрейда в области детского психоанализа А. Фрейд и М. Кляйн создали собственные, различающиеся

варианты детской психотерапии.

А. Фрейд (1895-982) придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребенка с полным противоречий социальным миром. Ее труды ≪Введение в детский психоанализ≫

(1927), ≪Норма и патология в детстве≫ (1966) и др. заложили основы детского психоанализа. Она подчеркивала, что для понимания причин трудностей в поведении психологу необходимо стремиться

проникнуть не только в бессознательные слои психики ребенка, но и получить максимально развернутое знание обо всех трех составляю щих личности (Я, Оно, Сверх-Я), об их отношениях с внешним миром, о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности. А. Фрейд считала, что в психоанализе детей, во-первых, можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы на речевом материале: гипноз, свободные ассоциации, толкование сновидений, символов, парапраксий (обмолвок, забывания), анализ сопротивлений и перенос. Во-вторых, она указывала и на своеобразие техники анализа детей. Трудности применения метода свободных ассоциаций, особенно у маленьких детей, частично могут быть преодолены путем анализа сновидений, снов наяву, мечтаний, игр и рисунков, что позволит выявить тенденции бессознательного в открытой и доступной форме. А. Фрейд предложила новые технические методы, помогающие в исследовании Я. Один из них -анализ трансформаций, претерпеваемых аффектами ребенка. По ее мнению, несоответствие ожидаемой (по прошлому опыту) и продемонстрированной (вместо огорчения -веселое настроение, вместо ревности -чрезмерная нежность) эмоциональной реакции ребенка указывает на то, что работают защитные механизмы, и таким образом появляется возможность проникнуть в Я ребенка. Богатый материал о становлении защитных механизмов на конкретных фазах детского развития представляет анализ фобий животных, особенностей школьного и внутрисемейного поведения детей. Так, А. Фрейд придавала важное значение детской игре, полагая, что, увлекшись игрой, ребенок заинтересуется и интерпретациями, предложенными ему аналитиком относительно защитных механизмов и бессознательных эмоций, скрывающихся за ними.

Психоаналитик, по мнению А. Фрейд, для успеха в детской терапии обязательно должен иметь авторитет у ребенка, поскольку детское Супер-Эго относительно слабо и неспособно справиться с

освобожденными в результате психотерапии побуждениями без посторонней помощи. Особое значение имеет характер общения ребенка со взрослым: ≪Чтобы мы ни начинали делать с ребенком,

обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли мы его или подвергаем анализу, мы должны прежде всего установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ре-

бенком. Чем труднее работа, которая предстоит нам, тем прочнее должна быть эта связь≫, -подчеркивала А. Фрейд1. При организации исследовательской и коррекционной работы с трудными детьми (агрессивными, тревожными) основные усилия должны быть направлены на формирование привязанности, развитие либидо, а не на прямое преодоление негативных реакций. Влияние взрослых, которое дает ребенку, с одной стороны, надежду на любовь, а с другой стороны, заставляет опасаться наказания, позволяет в течение нескольких лет развить у него собственную способность контролировать внутреннюю инстинктивную жизнь. При этом часть дости-

жений принадлежит силам Я ребенка, а остальная -давлению внешних сил; соотношение влияний определить невозможно. При психоанализе ребенка, подчеркивает А. Фрейд, внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Детский психоаналитик с необходимостью должен работать над преобразованием среды. Внешний мир, его воспита-

тельные воздействия -могущественный союзник слабого Я ребенка в борьбе против инстинктивных тенденций.

Английский психоаналитик М. Кляйн (1882-960) разработала свой подход к организации психоанализа в раннем возрасте. Основное внимание уделялось спонтанной игровой активности ребенка. М. Кляйн, в отличие от А. Фрейд, настаивала на возможности прямого доступа к содержанию детского бессознательного. Она считала, что действие более свойственно ребенку, чем речь, и свободная игра выступает эквивалентом потока ассоциаций взрослого; этапы игры -это аналоги ассоциативной продукции взрослого.

Психоанализ с детьми, по Кляйн, строился преимущественно на спонтанной детской игре, проявиться которой помогали специально созданные условия1. Терапевт предоставляет ребенку массу мелких игрушек, ≪целый мир в миниатюре≫ и дает ему возможность свободно действовать в течение часа. Наиболее подходящими для психоаналитической игровой техники являются простые немеханические игрушки: деревянные мужские и женские фигурки разных размеров, животные, дома, изгороди, деревья, различные транспортные средства, кубики, мячи и наборы шариков, пластилин, бумага, ножницы, неострый нож, карандаши, мелки, краски, клей и веревка. Разнообразие, количество, миниатюрные размеры игрушек позволяют ребенку широко выражать свои фантазии и использовать имеющийся опыт конфликтных ситуаций. Простота игрушек и человеческих фигурок обеспечивает их легкое включение в сюжетные ходы, вымышленные или подсказанные реальным опытом ребенка. Игровая комната также должна быть оборудована весьма просто, но предоставлять максимальную свободу действий. В ней для игровой терапии необходимы стол, несколько стульев, маленький диван, несколько подушек, моющийся пол, проточная вода и комод с выдвижными ящиками. Игровые материалы каждого ребенка хранятся отдельно, заперты в конкретном ящике. Такое условие призвано убедить ребенка в том, что его игрушки и игра с ними будут известны только ему самому и психоаналитику. Наблюдение за различными реакциями ребенка, за ≪потоком детской игры≫ (и особенно за проявлениями агрессивности или сострадания) становится основным методом изучения структуры переживаний ребенка. Ненарушаемый ход игры соответствует свободному потоку ассоциаций; прерывания и торможения в играх приравниваются к перерывам в свободных ассоциациях. Перерыв в игре рассматривается как защитное действие со стороны Я, сопоставимое с сопротивлением в свободных ассоциациях. В игре могут проявиться разнообразные эмоциональные состояния: чувство фрустрации и отверженности, ревность к членам семьи и сопутствующая агрессивность, чувство любви или ненависти к новорожденному, удовольствие играть с приятелем, противостояние родителям, чувство тревоги, вины и стремление исправить положение.

Предварительное знание истории развития ребенка и имеющихся у него симптомов и нарушений помогает терапевту в интерпретации значения детской игры. Как правило, психоаналитик пытается

объяснить ребенку бессознательные корни его игры, для чего ему приходится проявлять большую изобретательность, чтобы помочь ребенку осознать, кого из реальных членов его семьи представляют фигурки, использованные в игре. При этом психоаналитик не настаивает на том, что интерпретация точно отражает переживаемую психическую реальность, это скорее метафорическое объяснение или интерпретативное предложение, выдвигаемое для пробы. Ребенок начинает понимать, что в его собственной голове есть нечто неизвестное (≪бессознательное≫) и что аналитик тоже участвует в его игре. М. Кляйн приводит подробное описание деталей психоаналитической игровой техники на конкретных примерах. Так, по обращению родителей М. Кляйн проводила психотерапевтическое лечение семилетней девочки с нормальным интеллектом, но с негативным отношением к школе и неуспешностью в учебе, с некоторыми невротическими нарушениями и плохим контактом с матерью. Девочка не хотела рисовать и активно общаться в кабинете терапевта. Однако, когда ей был предоставлен набор игрушек, она начала проигрывать волновавшие ее отношения с одноклассником. Именно они и стали предметом интерпретации психоаналитика. Услышав истолкование своей игры со стороны терапевта, девочка стала больше доверять ему. Постепенно, в ходе дальнейшего лечения, улучшились ее отношения с матерью и школьная ситуация. Иногда ребенок отказывается принять истолкование психотерапевта и может даже прекратить игру и отбросить игрушки, услышав, что его агрессия направлена на отца или брата. Подобные реакции в свою очередь, также становятся предметом интерпретации психоаналитика.

Изменения характера игры ребенка может прямо подтверждать правильность предложенного толкования игры. Например, ребенок находит в ящике с игрушками испачканную фигурку, символизировавшую в предыдущей игре его младшего брата, и отмывает ее в тазу от следов своих прежних агрессивных намерений. Итак, проникновение в глубины бессознательного, по мнению М. Кляйн, возможно с использованием игровой техники, через анализ тревожности и защитных механизмов ребенка. Регулярное высказывание ребенку-пациенту интерпретаций его поведения помогает ему справиться с возникающими трудностями и конфликтами. Некоторые психологи считают, что игра целебна сама по себе Так, Д.В. Винникот подчеркивает созидательную силу именно свободной игры (play) в сравнении с игрой по правилам._

Бихевиористский (поведенческий) подход. Здесь фактически ставится под вопрос необходимость употребления понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует личностных свойств: личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т. е. приобретает навыки поведения в среде, а также определи ные рефлексивные реакции. Другими словами, человек рассматривается бихевиористами как чистый лист бумаги, на котором с помощью специально составленной программы подкреплений и наказаний за выполненный им поведенческий акт можно «нарисовать» личность с любыми свойствами. «...Я гарантирую, что выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля - врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором, карманником - вне зависимости от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков», -писал в своей книге «Бихевиоризм» основатель подхода (1878-1958).

По мнению Э. Толмена, личность формируется не по классической форме бихевиоризма «стимул - реакция», а по формуле «стимул - организм - реакция». Составляющая «организм» вводится через так называемые «промежуточные переменные» - ненаблюдаемые, но предполагаемые факторы организма, которые фактически обусловливали определенное поведение личности. Задача психолога состоит в нахождении их связи, с одной стороны, со стимулами (независимыми экспериментальными переменными), а с другой -с поведенческой реакцией организма. Примером промежуточной переменной может служить голод, а операциями для его измерения -продолжительность лишения человека пищи. Толмена считают представителем «целенаправленного бихевиоризма», утверждающим, что поведение человека «пахнет целью», т.е. всегда направлено на достижение какой-либо цели. И хотя это порождало противоречие (ведь целеобразование возможно лишь при наличии сознания), он настойчиво повторял, что для его исследований понятия «сознания» не требуется.

К. Халл рассматривал психикику личности человека через призму привития ему определенного набора условных рефлексов. По его мнению, к личности следует относиться как к «самоподдерживающемуся роботу». Он высказывал удивление сходством человеческого организма с умной машиной («и все же только машиной»).

По мнению Б. Скиннера, любое поведение (моторное, вербальное) личности является заученным, т. е. психическая жизнь человека обусловлена единственным всемогущим стимулом - системой подкреплений. Сформулированный им закон подкрепления (психологический рисунок поведения закрепляется тем быстрее, чем чаще в повседневной жизни личности используются положительные подкрепления определенного характера) направлен на развитие операн-тного поведения личности. Индивид должен получать подкрепление лишь в том случае, когда он самостоятельно выполнит то, что от него требуется. Крыса получит порцию пищи лишь после того, как, побегав по ящику, нажмет специальный рычажок, находящийся внутри (первый раз это может быть случайное нажатие, но впоследствии такие действия реализуются на базе быстро формируемых условных рефлексов).

Социальный бихевиоризм проявил интерес к когнитивным процессам в поведении человека. Так, А. Бандура отрицал прямую связь между стимулом и реакцией, включив между ними когнитивные процессы личности. Научение личности может осуществляться не только путем прямых подкреплений, непосредственно направленных наличность, как это представлено в схеме классического бихевиоризма. Источниками изучения моделей поведения других людей могу также выступать средства массовой информации, литературные герои, повседневные наблюдения на улице и др.

Э. Эриксон (1902 - 1994) рассматривал жизнь человека как постоянный поиск собственной идентичности. Идентичность понималась им как субъективное представление индивида о себе, как процесс опознания у себя того качества, на основе которого личность может отнести себя к какому-либо типу, группе и т.п. («кто есть я, кем и каким я хочу стать»). По его мнению, жизнь человека периодически прерывается остро переживаемыми утратами ощущения собственной идентичности. В эти периоды, получившие название «кризисов идентичности», индивид может испытывать чувство потери постоянства своей личности. Сильное чувство идентичности подготавливает индивида к преодолению любых жизненных сложностей, слабое - разрушает такую способность.

К личности. Здесь приоритет отдается изучению сознательного опыта человека, его высших потребностей. Личность следует рассматривать не как бихевиористский ящик, способный лишь реагировать на входные стимулы, а как целостное с природой образование. Человек не запрограммирован своим прошлым (как это представляют сторонники психоанализа), а открыт для самосовершенствования.

Такая позиция в значительной мере была подготовлена работами Г. Олпорта (1897-1967), который утверждал, что психически нормальный человек находится не столько под влиянием бессознательного, сформированного (по 3. Фрейду) в детском возрасте, сколько обусловлен мотивами текущей и будущей деятельности. В этой связи он ввел понятие функциональной автономии, отражающее независимость поведения личности от детских «фрейдовских» переживаний («взрослое дерево уже не зависит от того семени, из которого оно выросло»).

Американский психолог (1908-1970) считал наивысшей врожденной потребностью человека потребность в самоактуализации. Этим он подчеркивает роль самого индивида в построении своей личности. По его мнению, любой человек рождается с потребностью делать только добрые дела.

Сторонником взгляда на личность как продукт влияния сознательных оценок повседневных ситуаций был также (1902 -1987). Он рассматривал личность с позиции изменяющегося представления индивида о себе. Индивид постоянно сравнивает себя с другими людьми, чтобы получить ответ на вопрос: «Кто я?». Позитивный характер ответа способствует адаптации личности к окружающему миру, негативный же вызывает внутренние конфликты, депрессию и, как результат, не позволяет человеку реализовать в полной мере его возможности.

Когнитивный подход к личности. Представители этого подхода видели свою задачу в доказательстве решающей роли знания в поведении человека. В центре внимания теории - процессы переработки человеком информации обо всем, что его окружает (в том числе и о себе) на основе системы приобретенных знаний. Для данного направления интересны механизмы познания, которые задействуют все познавательные процессы, не ограничиваясь бихевиористской схемой «стимул - реакция». Когнитивный подход находится «на марше», привлекая в свои ряды все большее число сторонников. Будет справедливо отметить заслуги Ж. Пиаже (1896 - 1980) в этом направлении. Ведь в центре внимания его исследований оказании, когнитивные стадии развития детей.

Дж. Келли (1905 - 1967) считал главной детерминантой поведения личности человека его стремление предвидеть развитие событий в своей жизни. Человек решает эту задачу благодаря имеющемуся у него специфическому образованию - системе личностных конструктов, выполняющих функции всех познавательных и социально-психологических процессов. Формируя субъективный взгляд индивида на реальный мир, эта система определяет его судьбу.

У. Найсер (1928 г. р.) утверждает, что познание присутствует в любом акте человеческой деятельности: в ощущениях, восприятии, памяти, мышлении, представлении, воображении и др. В связи с чем личность должна изучаться во всех этих измерениях.

П. Жане (1859-1947), назвав свой подход к личности «поведенческим», акцентировал внимание на роли саморегуляции. Саморегуляция рассматривалась им как результат постоянных контактов индивида с окружающими людьми, приобретения навыков мысли-1 ельной деятельности, эмоционального поведения и др. Именно этот опыт позволяет индивиду регулировать свое поведение и накапливать все новые и новые свойства личности. В рамках этой позиции автор выделил семь уровней поведения:
- простейшие рефлекторные акты;
- отложенные во времени перцептивные действия, включающие фазы их подготовки и завершения;
- элементарные социальные акты типа имитации, подражания;
- элементарные интеллектуальные акты;
- манипуляция реальными объектами;
- мыслительная деятельность как процесс интериоризации;
- созидательная трудовая деятельность.

Когнитивная психология не осталась в стороне от развития информационно-компьютерных технологий. Это заметно даже по иногда употребляемым терминам, заимствованным оттуда: «схема», «алгоритм», «объем данных», «программа».

Диспозиционный подход к личности. Основная идея этого подхода, развиваемая рядом зарубежных психологов, заключается в том, что личность человека рассматривается с позиций его предрасположенности к определенному поведению, действиям, поступкам. Такую устойчивую готовность индивида различные психологи связывают с его многообразными характеристиками и свойствами. Так, еще древнегреческие врачи-мыслители Гиппократ (460 -377 гг. до н. э.) и Гален (129-199) увязывали личностные свойства человека с наследуемыми характеристиками морфологии и физиологии.

Э. Кречмер (1888-1964) и У. Шелдон стремились описать личность через телесное строение (конституцию организма) человека или соотношение компонентов телосложения. Выделенные Э.Креч-мером по этому критерию типы личностей, по его мнению, имеют не только существенные различия в поведении, но и предрасположены к определенным психическим расстройствам.

Г. Айзенк (1916 г. р.) объясняет интровертный или экстравертный типы личности соотношением возбуждающих и тормозных влияний ретикулярной формации на активность коры больших полушарий головного мозга. Низкая активность коры, характерная для экстравертов, восполняется на уровне подсознательных процессов усилением контактов человека с внешней средой, высокая же компенсируется сокращением подобных контактов.

В некоторой мере идее врожденной предрасположенности подчинен тестологический аспект деятельности Д. Кеттелла (18601944), связанный с изучением черт личности. Черта как устойчивая характеристика личности означает предрасположенность индивида к той или иной манере поведения, а набор черт данного индивида обусловлен его психофизиологическими свойствами. Конечно, стабильность проявления черт неодинакова. В этом плане автор классифицировал их на базовые (свойственные только данному человеку), общие (характерные для большинства людей) и вторичные (наименее устойчивые).

Ученых, внесших вклад в развитие названных подходов к исследованию личности, значительно больше перечисленных. Некоторых просто трудно отнести к представителям той или иной позиции, из-за сложного переплетения в их взглядах различных подходов. Необходим исторический взгляд на ситуацию, в которой эти подходы возникали и взаимодействовали, что составляет предмет изучения истории психологии.

Деятельностный подход к личности. Здесь личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно этому подходу, внутренне богатство личности онределяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, которым наполняет он эти виды деятельности.

Для понимания сущности деятельностного подхода к личности важно отметить, что:
- эта форма активности для отдельно взятого человека не является генетически наследуемой, а появляется у него в результате появления социального опыта, жизни среди людей;
- деятельность предметна, она воплощается в ее продуктах, в ней отражаются знания, умения, язык, ценности, накопленные человечеством;
- деятельность субъектна, так как подчинена потребностям, мотивам и целям индивида (субъекта);
- средством освоения деятельности является не бихевиористский рефлекс типа «стимул - реакция», а процессы интериоризации - экстериоризации, т. е. процессы взаимной замены внешних (практических) и внутренних (мыслительных) действий.

Основной акцент в деятельностном подходе уделяется социальной сущности личности. Иначе говоря, личность рассматривается как совокупность социальных характеристик (свойств, качеств), Которые человек приобретает в предметной деятельности, выполняя полезную общественную роль с позиций своего положения в обществе. Социальная среда, в которой живет человек, занимаясь ественнополезной деятельностью, вступая в деловые и межличностные отношения с другими людьми через общение, есть источник становления его личности. Единство взглядов на личность с пошипи деятельностного подхода не исключает разнообразия точек фения отечественных психологов на отдельные важные моменты проблемы. Основные разногласия касаются вопросов соотношения биологического и социального начал личности, самого понятия личности, его соотношения с понятиями «индивид» и «индивидуальность», «психологическая структура личности», процессы ее формирования и развития.

Так, соотношение психического, биологического и социального начал в личности рассматривается со следующих позиций:
- эти начала совершенно независимы, что же касается психического, то оно имеет неземное происхождение и поэтому обсуждение процессов его формирования и развития лишено всякого смысла (психика в виде души вдыхается в биологическую оболочку человека во временное пользование на планете Земля);
- психическое следует за биологическим в рамках естественного эволюционного воспроизводства человека как вида (из семени банана вырастает банан, из семени человека - человек);
- психическое представляет собой надуманное и реально несуществующее начало, ибо все психические процессы можно объяснить с позиций физиологии (личность человека, принявшего излишнюю дозу алкоголя, изменяется на глазах не из-за каких-то психических процессов, а вследствие взаимодействия химических, физических и электрических процессов в организме человека);
- психическое есть прямое следствие исключительно социального в рамках процесса развития общества, воспроизводства социальных отношений между людьми (даже если человека не обучать грамоте, профессии, нравам и ценностям, он, живя среди людей, сам решит эти задачи);
- биологическое начало есть предпосылка психического, но последнее реализуется лишь через социальное (в отличие от сказочных, реальные «воспитанники джунглей, «маугли», внешне ничем не отличались от человека, но не стали личностями).

И хотя эти разногласия не являются антагонистическими, взаимоисключающими, они тем не менее должны быть известны каждому психологу в интересах формирования собственной научной позиции по данной проблеме.

Считается, что в отечественную психологию термин «деятельность» впервые ввел М.Я. Басов (1892- 1931). По его убеждению, деятельность первична относительно важнейших психических процессов и, в частности, условных рефлексов. До этого проблема деятельности практически выпадала из поля научных интересов (и не только в психологии). Яркое подтверждение этому - отсутствие в Большой Советской Энциклопедии (первое издание) статьи «Деятельность».

Глубокую разработку деятельностный подход получил в работах С. Л. Рубинштейна (1889-1960) и А. Н. Леонтьева (1903-1979). Исходной для них являлась трактовка деятельности К. Марксом, согласно которой, изменяя внешний мир, человек изменяет и собственную психическую природу. В этом проявляется принцип единства сознания (психики) и деятельности. Были, конечно, и различия во взглядах этих ученых. Так, С. Рубинштейн, отвергая саму деятельность как предмет изучения психологии, говорил, что предмет психологии - это психика в деятельности, а не психика и деятельность. Леонтьев же, настаивал на том, что сама деятельность должна непосредственно входить в предмет психологии своим особым содержанием.

Культурно-исторический подход к личности.
Здесь личность рассматривается как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Автор подхода, Л. С. Выготский (1896-1934) нашел «ключ ко всей психологии», позволяющий проводить объективный анализ высших психических функций личности в значении слова. По его мнению, именно слово-знак первично как относительно практического действия, так и относительно мышления. Он даже повторил чей-то афоризм: «речь думает за человека». Оперируя с этими «культурными» знаками-словами, индивид строит свою личность.

Вначале человек был неотделимой частью окружающей природы, которая «шлифовала», по выражению автора, его «натуральные» (врожденные, не требующие волевых осознанных усилий) свойства, позволявшие ему выживать, просто приспосабливаться к среде. Затем он сам стал воздействовать на природу через орудия труда, вырабатывая у себя высшие психические функции («культурные»), позволявшие ему осуществлять осознанные действия (например, осознанно запоминать ситуацию, явление, предмет), полезные с точки зрения создания благоприятных условий своего существования. В качестве орудий воздействия в данном подходе рассматривались не те, которые имеют материальную основу (камень, палка,
топор и т. п.), а так называемые психологические знаки. Знаком могла служить палка, воткнутая человеком в землю и указывающая направление движения. Это могли быть зарубки на деревьях или сложенные человеком определенным образом камни, напоминающие ему о чем-то важном и т. д.

Исторические корни подобных знаков находятся в совместном (руде. На первых порах это были звуки - команды, исходившие от тугого человека и носившие условно сигнальный характер. С течением времени человек научился отдавать подобные команды себе И с помощью их управлять своим поведением. В процессе дальнейшего культурного развития человека звуки-знаки вытеснялись словами знаками. Человек овладевал собственной психикой. Этот процесс трансформации внешних средств-знаков (палок-указателей, зарубок, чужих звуков) во внутренние (внутренняя речь/образы представления, образы воображения) получил название интериоризации.

Таким образом, в деятельностном подходе личность изучается через призму активности человека в совокупности длительностей в которые он включен. Культурно-исторический подход в качестве «производящей причины» выбрал знак, слово, символ, речь, труд. Термин же «деятельность» здесь хотя и использовался, но не был нап0лнен тем психологическим содержанием, которое характерно для деятельностного подхода.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился в г.Фрейбурге (Моравия), но более 80 лет прожил в Вене. Дочь Фрейда, Анна, продолжила развитие психоаналитической теории после его смерти.

З.Фрейда более всего интересовало развитие человека как личности, проблемы, возникающие в процессе его личностного становления. Он рассматривал поведение как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека, на которые влияют условия его воспитания в семье в детском возрасте, и считал, что мы не осознаем многих причин нашего поведения, поскольку они скрыты от нас, и что происходящее с нами есть результат деятельности подсознания (бессознательного), содержимое которого накапливается в течение всей жизни.

Фрейд выделил три компонента человеческой психики, каждый из которых выполняет свои функции: ид (оно), эго (Я) и суперэго (сверх-Я),

Ид - врожденный компонент, включающий общие инстинктивные влечения и поиск удовольствия. Его основные составляющие - либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные импульсы, и танатос, т.е. деструктивные, агрессивные импульсы.

Эго - та рациональная часть психики человека, которая объясняет ему происходящее и помогает ослабить или снять конфликт между его либидо и танатосом, с одной стороны, и тем, что он перенимает от родителей в процессе воспитания или просто общения с ними, - с другой.

Суперэго - это примерно то же, что обычно называют сознанием, включая нормы поведения (как хорошего, так и плохого), усваиваемые с помощью родителей и подкрепляемые ими.

Взаимодействие ид и суперэго заключается в следующем: то, что ид принуждает нас делать, как правило, противоречит тому, что позволяет делать суперэго. Они часто конфликтуют друг с другом, порождая чувство тревоги, нервозность или напряженность без какой-либо видимой и логически объяснимой причины. И м е н н о эго - рациональная, объясняющая часть личности - помогает разрешить конфликт между ид и супер-эго, изобретает социально приемлемые способы удовлетворения желаний нашего ид.

Существуя вместе, ид, эго и суперэго обычно не противоречат друг другу. Все они действуют как одна команда под руководством эго.

Фрейд полагал также, что дети проходят пять стадий психического, точнее, психосексуального развития, а характер протекания каждой из них оказывает конкретное воздействие на формирование личностных качеств. На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (родителей, педиатров, братьев и сестер, бабушек и дедушек, учителей, воспитателей и т.д.) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела, служащей источником получения удовольствия.

1. Оральная стадия (от рождения д о 2 лет). М и р малыша сосредоточен вокруг рта. Высшая степень удовлетворения на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, ребенок будет предельно самостоятельным без видимых на то оснований. И наоборот, неудовлетворенность, неприятные ощущения в этот период могут обусловить формирование очень зависимого взрослого.

Вы, наверное, знаете таких людей, которые постоянно раздражены, агрессивны или саркастичны, склонны к перееданию, грызут ногти, много говорят, курят, любят жевательную резинку, как сказал бы Фрейд, все они застряли на оральной стадии развития.

2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). На этой стадии ребенку прививаются навыки туалета. Его внимание сосредоточивается на анальной области, на выделениях и испражнениях. Дети, успешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью - чертами, которые сохраняются на всю жизнь.

Быстрое и сопряженное с насилием приучение к горшку может обернуться тем, что малыш зациклится на постоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. И наоборот, если родители не обращают внимания на то, как и куда ребенок отправляет свои естественные потребности, делает ли он это в горшок, в ползунки или на пол, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негативизму, анархичности в поведении, к желанию лидерства.

3. Фаллическая стадия (от 4 д о 5 лет). Н а этой стадии дети внимательно изучают свои половые органы (нередки мастурбации). У них впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. Возможные связанные с этими чувствами конфликты Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством отождествления себя (идентификации) с родителями того же пола. Они начинают копировать образцы их поведения, интонации речи, прически и т.п.

Фрейд полагал, что мальчики, испытывавшие трудности на фаллической стадии, становятся робкими, застенчивыми, пассивными мужчинами. Что касается девочек, то они всю жизнь несут комплекс Электры как крест, только в каждый возрастной период по-разному это проявляется. Обычно он выражается в стремлении к половой связи с мужчинами или в желании иметь сына в качестве компенсации в случае отсутствия такой постоянной связи.

4. Латентная стадия (от 6 д о 12 лет). В этом возрасте либидо (напомним: позитивные любовные, сексуальные импульсы) не концентрируется в какой-то определенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия, покоя. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представителями того же пола, начинают не только копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.

5. Генитальная стадия (от 12 д о 18 л е т). Внимание ребят вновь сосредоточивается на своих половых органах, потом появляется интерес к противоположному полу.

Последним двум стадиям - латентной и генитальной - Фрейд уделил мало внимания. Он утверждал, что основные личностные характеристики человека закладываются в возрасте 5-6 лет. Согласно теории психоанализа, успешное преодоление оральной, анальной и фаллической стадий обусловливает формирование психически здоровой личности, трудности же на этих стадиях приводят к серьезным проблемам во взрослом состоянии. По З.Фрейду, если ребенок на какой-то из трех указанных стадий переживает событие, травмирующее его психику, получает предельно полное удовлетворение естественных потребностей или, напротив, испытывает абсолютную неудовлетворенность, то он начинает сосредоточивать на них излишне много внимания, отчего различные моменты этого периода детства откладываются в личностном мире человека и сопровождают его на протяжении всей жизни.

Теория классического психоанализа З.Фрейда развита в работах М.Клейн, А.Фрейд, а затем преобразована в концепции психосоциального развития жизненного пути личности Э. Эриксона.

Эрик Эриксон также представитель психоаналитической теории; родился в 1902 г. во Франкфурте (Германия).

Как и Фрейд, Эриксон полагал, что л и ш ь здоровый взрослый человек способен удовлетворять свои потребности в личностном развитии, желания собственного эго (Я) и отвечать требованиям общества. Например, если он молод и здоров, то должен выбирать такую профессию, которая была бы интересной для него и в то же время нужной для общества. Основанием периодизации Эрика Эриксона являются понятия идентичности (быть таким же, как значимые другие) и самоидентичности (быть самим собой). Развитие является продуктивным, если в человеке развиваются качества, которые приводят к усилению, укрупнению чувства самоидентичности. Развитие может быть деструктивным, ослабляющим чувство самоидентичности.

У Фрейда стадии назывались психосексуальными, а понятие сексуальный отражало его акцент на биологическом удовольствии. Эриксон чаще употребляет понятие социальное, подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных-факторов. На каждой из 8 стадий ребенок испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики.

Понятие о психической патологии и механизмах ее развития в классическом и современном психоанализе (психоанализ З.Фрейда, психология самости (X. Когут), эгопсихология (А. Фрейд, Д. Раппапорт), психология объектных отношений (М. Балинт, Р. Спиц, М. Кляйн)). Психоаналитический диагноз и уровни развития личности. Методы психоаналитической терапии; анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сновидений.

Отрывок из книги Мениджер и Лиф – «Вы и психоанализ» (в сокращении)

В широком смысле психотерапия используется каждым врачом, от сельского доктора до хирурга, иногда намеренно, иногда - неосознанно. Психотерапия в более простой или, возможно, следует сказать, в менее «специальной» форме - это все общение между пациентом и врачом, когда он объясняет, поддерживает, внушает, дает специальные предписания или советы. Очень часто наиболее важным фактором лечения бывает психологическое понимание, с которым относится врач к пациенту.

Начнем с психоанализа. Это слово имеет три значения. Во-первых, это процедура, которая направлена на исследование мыслительных процессов, эмоций и поведения. Также это психологическая теория структуры и функции личности.. И наконец, это техника лечения.

С помощью этой техники пациент может узнать о бессознательных элементах своих эмоциональных конфликтов. Под руководством психоаналитика ему удается открыть для себя их природу. На ежедневных сеансах (которые длятся по нескольку месяцев) пациента вызывают на откровенный разговор обо всех и обо всем, что приходит ему на ум («свободные ассоциации»). Формирующиеся в этом процессе отношения с аналитиком становятся важным объектом изучения на протяжении курса психоанализа, поскольку представляют собой модель взаимоотношений пациента с другими людьми. Под руководством аналитика он получает более четкое понимание этих отношений. Психоаналитик старается распознать бессознательные желания и стремления, выражаемые в словах или действиях, в сновидениях и фантазиях, во взаимоотношениях и интересах, в эмоциях, о которых рассказывает и которые обнаруживает пациент. Аналитик должен быстро выявлять скрытые значения, подтексты, подмечать провалы в памяти, оговорки и уметь пользоваться всеми этими труднодоступными ключами к истинному внутреннему «Я» пациента. Аналитик обучался тому, чтобы распознавать и понимать их. Он ищет однотипные моделиреакций, проявляющиеся в разнородных переживаниях пациента. При случае он истолковывает свои наблюдения пациенту и указывает путь, по которому тот сможет в дальнейшем проникать в свое бессознательное.

С появлением интерпретаций, которые дает аналитик, пациент начинает видеть и правильно оценивать это. К сожалению, описанная процедура отнимает крайне много времени и, следовательно, денег. Часто она длится несколько месяцев, а иногда и лет, даже если пациент встречается с аналитиком три-пять раз в неделю. Редко анализ можно завершить менее чем за 250 часов, и часто на него уходит до 600 или 700 часов. Кроме того, его можно применять толь­ко к небольшому числу всех пациентов, имеющих психологические проблемы. [Мениджер и Лиф, с. 162 - 164].

Методы психотерапии - свободные ассоциации, анализ переноса, интерпретация сновидений.

Существует несколько психоаналитических направлений психотерапии.

Исторически первым является классически психоанализ.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама