THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Типы склонения имен существительных различаются в современном русском языке только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе эти различия почти отсутствуют.

В современном русском языке выделяется три основных типа склонения имен существительных.

К первому склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме небольшого количества существительных на -а, -я: дедушка, сынишка, дядя, Ваня, например: стул, конь, герой, гараж, делец, подмастерье, домишко и др., и имена существительные среднего рода, например: окно, горе, копье, сукно и др.

Ко второму склонению относятся все имена существительные женского, мужского и общего рода на -а, -я, например: вода, сакля, струя, юноша, Боря, сирота и др.

К третьему склонению относятся все имена существительные женского рода на мягкий согласный и на ж, ш, например: дань, мякоть, пустошь, рожь и др.

В первом и втором склонениях различается склонение на твердую основу и на мягкую основу, кроме того, в первом склонении различается склонение имен существительных мужского рода и имен существительных среднего рода.

Вне этих трех типов склонений находится десять имен существительных на -мя (имя, знамя, семя, темя и другие) и слово путь.

Субстантивированные (лат. substantivum - существительное, см. § 139) прилагательные, т.е. прилагательные, полностью или частично перешедшие в разряд существительных, сохраняют склонение имен прилагательных (гончая, вестовой, портной, раненый и т.д.).

В пределах одного типа (или подтипа) склонения каждый падеж, как правило, имеет одно окончание, общее для всех слов, входящих в этот тип. Однако в некоторых случаях наблюдаются колебания в использовании определенных падежных окончаний.

Примечание . Для выяснения различий в падежных окончаниях единственного числа имен существительных порядок рассмотрения по выделяемым типам склонений особого значения не имеет. В данном учебнике за основу взяты родовой и словообразовательный принципы, т.е. вслед за работами В.А. Богородицкого, А.А. Шахматова, «Грамматики русского языка» АН СССР (1953) и ряда вузовских пособий первым выделено склонение имен существительных с так называемым нулевым окончанием и существительных среднего рода на -о, -е.

В научных исследованиях современных лингвистов (например, А.А. Зализняка, В.А. Плотниковой-Робинсон, И.Г. Милославского и др.) склонение рассматривается как формально обобщенная категория, присущая всем частям речи, изменяющимся по падежам. Поэтому в подобных работах выделяются три основных типа: 1) субстантивное (склонение существительных, местоимений-существительных и количественных числительных); 2) адъективное (лат. adjectivum - прилагательное, т.е. склонение прилагательных, порядковых числительных, субстантивированных прилагательных и причастий и собственно причастий); 3) смешанное (местоимений-существительных он, она, оно, они; местоимений-прилагательных, собирательных и неопределенно-количественных числительных (см.: Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. М., 1967; Грамматика современного русского литературного языка. М., 1980; и др.).

Первое склонение

На падежные окончания имен существительных мужского и среднего рода (за исключением слов мужского рода на -а, -я) влияют окончания основы существительных (твердый, мягкий и смешанный варианты склонения), одушевленность и неодушевленность.

Особенности первого склонения имен существительных

Единственное число

Родительный падеж . Наряду с окончанием родительного падежа единственного числа -а, -я, неодушевленные существительные мужского рода имеют окончание -у, -ю, которое вносит в значение падежа дополнительные оттенки - части (у вещественных существительных): стакан чаю (но сбор чая), килограмм сахару (но цена сахара); неопределенной множественности (у существительных собирательных и отвлеченных): много песку, мало народу, много шуму.

Окончание -у, -ю могут иметь существительные с предлогами с, из, без (причем иногда предлог перетягивает на себя ударение), в отдельных устойчивых сочетаниях и в конструкциях с отрицанием: из носу, с полу, отроду, без спросу, спору нет, ни слуху ни духу, задать перцу, с глазу на глаз и т.д. В некоторых случаях выбор окончания зависит от значения: из дому (из своего дома), из дома (из любого дома), из лесу (место), из леса (материал).

Эти же существительные в сочетании с согласованным определением обычно имеют окончания -а, -я, стакан крепкого чая; много мишурного блеска; из дальнего леса. При возможности употребления с одинаковым значением обоих окончаний формы с окончанием -у, -ю имеют разговорный или устарелый характер: нет простора и нет простору; без спроса и без спросу; подали свежего творога и подали свежего творогу.

Творительный падеж

1. Имена существительные с основой на твердые шипящие (ж, ш) и на ц склоняются по твердому варианту склонения. При ударении на основе они имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ем, сто рожем, ма ршем, па льцем, щу пальцем, око нцем, пла тьицем и др., при ударении на окончании имеют -ом: ужо м, ершо м, лицо м, словцо м и др.

2. Существительные с основой на мягкие шипящие ч и щ склоняются по мягкому варианту склонения, но при ударении на окончании в творительном падеже единственного числа оканчиваются также на -ом: тягачом, плющом.

3. Название населенных пунктов на -ов, -ев, -им, -ын, -ово, -ево, -то, -ыно, образованные по типу притяжательных прилагательных, склоняются по твердому варианту склонения существительных и имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом: городом Киевом, городом Харьковом, городом Бородином и др.

4. Мужские русские фамилии на -ов (-ев), -ев, -ин (-ын) в творительном падеже единственного числа оканчиваются на -ым, как и притяжательные прилагательные на -ов, -ин: Петровым, Некрасовым, Птицыным. По этому же типу склоняются отдельные русские фамилии, являющиеся иноязычными по своему происхождению, например: Фонвизиным, Карамзиным.

Мужские иностранные фамилии на -ов, -ин в творительном падеже единственного числа оканчиваются, как и существительные, на -ом: Вирховом, Эльмаром, Грином.

Предложный падеж

1. Имена существительные мужского и среднего рода обычно оканчиваются на -е (столе, окне, отце). Однако некоторые неодушевленные существительные мужского рода (как правило, с односложной основой и с ударением на окончании) имеют еще параллельное окончание -у, -ю. Это окончание встречается после предлогов в и на с различными обстоятельственными значениями (при этом наблюдается перенос ударения на окончание): времени - во втором часу , в 1800-м году ; места - на мосту , на краю , на носу , в строю , в лесу ; состояния - в бреду , в цвету , на лету , на ходу . То же окончание встречается в ряде устойчивых сочетаний: не остаться в долгу , хлеб на корню , жить в ладу . Эти же существительные, если они не выражают обстоятельственных значений, имеют окончание -е (при этом ударение падает на основу): гулять в лесу, но играть в «Лесе» Островского. В некоторых случаях различие окончаний связано с изменением значений: на дому (у себя дома), на до ме (на наружной части любого дома); на весу (в висячем положении), на ве се (в отношении веса); в цвету (во время цветения), в цве те лет (в лучшую пору жизни).

В ряде случаев употребительны оба окончания без изменения значения: в цехе и в цеху, в отпуске и в отпуску, в тифе и в тифу, в стоге и в стогу, на холоде и на холоду, однако в этих случаях формы с окончанием -у, -ю более свойственны разговорной и профессиональной речи.

2. Существительные с основой на «йот» (j) и предшествующим гласным и (гений) в предложном падеже единственного числа оканчиваются на -и (о гении). То же в среднем роде: о здании.

3. Существительные на «йот» (j) с предшествующим согласным (питье, ущелье, взморье и т.д.) независимо от ударения имеют окончание -е (о питье, об ущелье, на взморье). Исключение составляет слово забытье: о забытье, но в забытьи.

Множественное число

Именительный падеж

1. Существительные мужского рода обычно оканчиваются на -ы, -и (столы, рули). Однако во многих словах имеется окончание -а, -я (ударное): бока , глаза , берега , дома , леса , города , мастера , учителя и т.д. Окончание -а, -я - явление продуктивное для современного русского языка. Но по нормам литературного языка оно возможно (как правило) у слов, имеющих в единственном числе ударение не на последнем слоге: профе ссор - профессора , учи тель - учителя , дире ктор - директора . Окончание -ы имеют иноязычные слова с ударяемыми суффиксами -ер и -ёр: офице р - офице ры, инжене р - инжене ры, шофёр - шофёры и т.д.

В незначительном количестве случаев допустимы обе формы: во зы - воза , то поли - тополя , о тпуски - отпуска и некоторые другие. В ряде слов различие окончаний связано с различием значений: хле бы (печеные изделия) - хлеба (колосья злака), счёты (приспособление для счета, только множественного числа) - счета (документы), про воды (провожание, только множественного числа) - провода (электрические), цветы (множественное число от слова цветок) - цвета (краски), о рдены (рыцарские или монашеские объединения) - ордена (знаки награды), то ны (звуки сердца, кишечные тоны и т.д.) - тона (о цвете), ла гери (какие-либо группировки, течения) - лагеря (временная стоянка туристов, пионеров и т.д.) и др.

2. Слова на -анин (-янин) в единственном числе образуют множественное число (во всех падежах) без суффикса -ин; в именительном падеже - окончание -е или -ы: горожане, крестьяне, бояре, болгары, татары. Слова на -ёнок (-онок) в единственном числе образуют множественное число без этого суффикса, но с суффиксом -ят- (-от-) и с окончанием -а: телята, козлята, медвежата.

3. У слов среднего рода обычное окончание -а, -я: окна, яйца, поля, известия. У незначительного количества слов (у слов с основой на -к и ударением на основе) окончание -и: яблоки, зёрнышки (окончание -а сохраняют слова войска и облака); окончание -и имеют также отдельные слова: уши, плечи, очи, очки.

4. В некоторых словах мужского и среднего рода множественное число (во всех падежах) осложняется суффиксальным «йотом» (j), после которого в именительном падеже существительные оканчиваются на -и (-я): братья, колосья, мужья, звенья; слова сын и кум имеют суффикс -oвj-: сыновья, кумовья. Формы множественного числа без суффиксов для слов сыны (сыны Родины) и мужи (мужчины) свойственны речи торжественной.

5. Пренебрежительные, ласкательные и увеличительные имена существительные мужского рода на -ишко, -ушко, -ище (домишко, хлебушко, домище) в единственном числе склоняются по типу существительных среднего рода (окно, вещество). Однако в именительном падеже множественного числа (и сходном с ним винительном) эти существительные оканчиваются на -и (вместо обычного -а): домишки, садищи, домищи и т.д.

Родительный падеж

1. У имен существительных мужского рода с основой на твердый согласный и «йот» (j) основное окончание - -ов, -ев (столов, плодов, героев, пальцев).

2. Слова с основой на мягкий согласный и на шипящие имеют окончание -ей: коней, ключей, ножей.

3. Существительные на -ане, -яне и -ата, -ята имеют нулевое окончание: крестьян, граждан, лютеран, армян, медвежат, козлят, ребят. Нулевое окончание имеют также слова: глаз, чулок, сапог, волос, солдат, драгун, аршин, турок, болгар, грузин, цыган, осетин и некоторые другие. Употребление этих слов в разговорной речи с окончанием -ов не соответствует литературной норме; отступлением от литературной нормы является и нулевое окончание в таких словах, как апельсин, мандарин (вместо правильного апельсинов, мандаринов).

4. Имена существительные среднего рода обычно имеют нулевое окончание: окон, сёл, дел, плеч, училищ, заявлений, занятий, течений и другие. Несколько слов (море, поле, око, ухо) имеют окончание -ей: морей, полей, очей, ушей.

5. Отдельные существительные среднего рода с основой на ц (если ц стоит после твердого переднеязычного согласного) имеют безударное окончание -ев: боло тцев, око нцев, коле нцев, копы тцев, кру жевцев и др. Некоторые существительные имеют нулевое окончание: блю дец, полоте нец, зе ркалец, щу палец, коры тец и т.д. Существительное яйцо имеет форму яиц.

6. Существительные мужского рода на «йот» (j) с предшествующим и (гений, пролетарий) в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ев (гениев, пролетариев).

7. Имена существительные среднего рода с основой на «йот» (j) имеют в родительном падеже множественного числа форму с нулевым окончанием со вставкой гласного и: копий, побережий, житий и т.д. Несколько имен существительных среднего рода, а также существительное мужского рода подмастерье в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ев: платьев, звеньев, перьев, поленьев, низовьев, верховьев, подмастерьев. Окончание -ёв имеет существительное остриё - остриёв.

8. Имя существительное ружье имеет в родительном падеже множественного числа нулевое окончание с беглым е: ру жей.

9. Существительные среднего рода с суффиксом -ик- и слова облако, очки в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ов: плечиков, колесиков, облаков, очков.

Второе склонение

Во втором склонении так же, как и в первом, в зависимости от окончания основы выделяются твердый, мягкий и смешанный варианты склонения.


Похожая информация.


Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Тип урока : урок обобщения знаний.

Цели урока:

учащиеся должны знать : существительные бывают 3– х типов склонения:

  • 1 склонения – мужского рода и женского рода с окончаниями -а -я,
  • 2 склонения – мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями: -о, -е,
  • 3 склонения – женского рода с мягким знаком на конце.

должны уметь :

  • определять тип склонения по роду и окончанию в именительном падеже,
  • определять тип склонения в любом другом падеже по алгоритму,
  • формировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы,

Оборудование : учебник «Русский язык» (автор Рамзаева), тетрадь, предметные картинки овощей, фруктов и ягод, корзинки, презентация к уроку.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент . (1 мин.)

Прозвенел звонок для нас,
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Улыбнулись, подбодрились.
Начинаем наш урок.

II Самопроверка домашнего задания по эталону. Упр. 173, стр. 91 .(3 мин.)

– Проверьте, так ли вы выполнили домашнее задание. Отметьте значком на полях.

+ – справился

? – сомневался

- – не справился

У кого «»?

У кого «?»?

У кого «-»?

Дети проверяют домашнее задание по образцу.

Дети на полях в тетради оценивают свою работу знаками.

Дети поднимают руку.

III. Актуализация знаний (3 мин)

– Ребята, как вы считаете, научились ли вы определять тип склонения имен существительных в именительном падеже и в косвенных падежах?

Расскажите, как вы определяете тип склонения существительных.

Да, научились.

Какого склонения бывают имена существительные?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

1,2,3 склонения.

Какие существительные относятся к 1-му склонению?

К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а -я.

Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о -е.

Какие существительные относятся к 3-му склонению?

К 3-му склонению относятся существительные женского рода с окончанием с мягким знаком на конце.

Как определить тип склонения существительного в косвенных падежах?

Чтобы определить тип склонения в другом падеже надо: существительное поставить в именительный падеж, определить род и выделить окончание.

IV. Поставка учебной задачи (2 мин.)

Из всего сказанного, как вы думаете: какое название темы нашего урока?

Какие задачи поставите перед собой?

Тема: 3 типа склонения существительных.

Задачи: учиться правильно определять тип склонения;

Давать правильные и точные ответы на поставленные вопросы;

писать без ошибок слова и предложения;

сотрудничать между собой и с учителем.

V. Работа по теме урока . (20 мин.)

1. Упражнение "Собери в корзину"

На доске предметные картинки овощей, фруктов, ягод.

– Посмотрите на доску. Что вы видите?

Ребята 1 – варианта выбирают существительные 1 склонения и записывают в тетрадь эти слова.

Ребята 2-го варианта – работают с существительными 2-го склонения.

К доске пойдут два ученика. Для них по корзине. Они будут раскладывать картинки соответственно по типу склонения.

Картофель, репа, редька, малина, баклажан, яблоко, перец, рябина, чеснок, лук, смородина, капуста, помидор, редис, морковь, клубника, огурец.

2 ребенка работают у доски с картинками, раскладывают картинки в корзину по типу склонения, а все остальные работают в тетради по вариантам.

Давайте проверим, какой "урожай" собрали ребята 1 варианта.

Что в корзине у 2 варианта?

Что не вошло в корзинки?

Дети проверяют корзинки ребят, работающих у доски с опорой на экран.

Почему это существительное стало лишним?

Слово «морковь». Это существительное 3– го склонения.

2. Игра "Не ошибись".

Я буду вам называть слова с мягким знаком на конце. А вы должны записать существительные 3 -го склонения. За доской работают 2 ученика.

Жизнь, фосаль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомоболь, тетрадь, лошадь, конь, лень, день, пень, боль, сушь, тюль.

Дети самостоятельно записывают существительные. За доской 2 ученика, После окончания работы их проверяют еще два.

Взаимопроверка по эталону на экране. Отмечают значком:

+ – справился,

– – не справился.

Физминутка электронная . (5 мин.)

3. Ребята у доски . Упр. 177 с.93.

Спишите, определите склонения существительных.

К доске выходят ученики, анализируют и выполняют по 1 предложению.

VI. Тест 10 мин. (2мин. объяснение)

Сейчас вы будете выполнять тест, сидя за компьютером.

Помните правила поведения. Внимательно читайте задания.

Самостоятельная работа.

VII Итог . (2 мин.)

Над какой темой мы сегодня работали?

Были ли трудности в выполнении заданий?

Как считаете, хорошо ли поработали на уроке?

Кому еще предстоит потренироваться?

Домашнее задание – разноуровневые карточки.

1 уровень на «3».

Задание: обозначь склонение имён существительных.

Тишина, лошадка, тишь, тетрадка, лето, ночка, тетрадь, утро, тень, тенек, лошадь, зверь, глушь, душ, заводь.

2 уровень – на «4».

Задание: обозначь склонение и падеж имён существительных.

У дружбы () нет границ, у знаний нет дна.

Не красна книга письмом (), красна умом.

Золото испытывается огнем, друг – опасностью ().

3 уровень – на «5».

Задание: обозначь склонение и падеж зависимых существительных. Составить с данными словосочетаниями распространенные предложения.

Рейка из железа (), дорога в деревню (), дверь из кухни (), мост из дерева (), окно в комнату (),трубка из стекла ().

Обсуждение.

Склонение существительных - изменение существительных по падежам, а также класс слов, объединенных общностью словоизменения, и модель, по которой изменяются слова данного класса.

В зависимости от того, какую систему окончаний имеет то или иное слово, существительные делятся на несколько типов склонения.

Совокупность всех падежных форм в единственном и множественном числе называется парадигмой существительного. Формы субъективной оценки в парадигму не входят.

Полная парадигма существительного состоит из форм падежа и числа и имеет 12 компонентов.

Неполную парадигму имеют неизменяемые существительные и существительные с одной формой числа.

Избыточную парадигму имеют существительные с двумя вариантами падежных форм. Например, тропой и тропою (в творительном падеже), сыны и сыновья (два варианта форм множественного числа). Типы склонений имён существительных различаются в современном русском языке только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе эти различия почти отсутствуют. Выделяются три основных склонения имён существительных.

К первому склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме небольшого количества существительных на -а, -я: сынишка, дедушка, дядя, Ваня). Например: стул, конь, герой, гараж, делец, подмастерье, домишко и др., и имена существительные среднего рода, например: окно, горе, копьё, сукно и др.

На падежные окончания имён существительных мужского и среднего рода (за исключением слов мужского на -а, -я) влияют окончания основы существительных (твёрдый, мягкий и смешанный варианты склонения), одушевлённость и неодушевлённость.

Ко второму склонению относятся все имена существительные женского, мужского и общего рода на -а, -я, например: вода, струя, юноша, сирота, Боря и др.

В первом склонении в зависимости от окончания основы выделяются твёрдый, мягкий и смешанный варианты склонения. К третьему склонению относятся все имена женского рода на мягкий согласный и на -ж, -ш, например: дань, мякоть, пустошь, рожь и др.

В первом и втором склонениях различается склонение на твердую основу и на мягкую основу, кроме того, в первом склонении различается склонение имён существительных мужского рода и имён существительных среднего рода. Вне этих трёх типов склонений находятся десять имён существительных на -мя (имя, знамя, стремя, темя и др.) и слово путь.

В пределах одного типа (или подтипа) склонения каждый падеж, как правило, имеет одно окончание, общее для всех слов, входящих в этот тип.

Однако в некоторых случаях наблюдаются колебания в использовании определённых падежных окончаний.

Таблица 1. - I склонение:

Таблица 2. - II склонение:


Таблица 3. - III склонение:


Субстантивированые (лат. - существительное) прилагательные, то есть прилагательные, полностью или частично перешедшие в разряд существительных, сохраняют склонение имён прилагательных (гончая, вестовой, портной, раненый и т. д.).

Помимо принятых к изучению трех типов склонения имен существительных, в грамматике русского языка насчитываются еще несколько категорий. Видоизменение слова по числу, роду и падежу и обозначается термином «склонение». Эта трансформация образовывает новые части слова или меняет их первоначальную форму. Склонению подлежат только именные части речи.

Принадлежность часть речи к определенным типам склонения выявляется по присущим им окончаниям, слово должно находиться в первоначальной форме (именительный падеж , единственное число).

Первое склонение имен существительных

К первому типу склонения существительных имеют отношение указанные части речи, находящиеся в мужском роде или женском, чья начальная форма (именительный падеж) отличается окончаниями -а или -я.

Примеры: линейк-а (ж.р.), берез-а (ж.р.), тарелк-а (ж.р.), магноли-я (ж.р.), дедушк-а (м.р.), пап-а (м.р.), планет-а (ж.р.), категори-я (ж.р.).

Также следует учитывать, что к данному склонению относится и существительные общего рода (слова, чья принадлежность роду определяется смысловой нагрузкой или контекстом, в котором они употреблены).

Примеры: растеряш-а , рев-а , растеряш-а , тихон-я , сирот-а , грязнул-я .

В зависимости от слова, с которым они употребляются, меняется их род: Растеряша Полина (ж.р.) — Растеряша Дима (м.р.). Тихоня девочка (ж.р.) — Тихоня мальчишка (м.р.).

Второе склонение имен существительных

Слова мужского рода с окончанием -о или -е также относятся ко второму склонению: домишк-о , голосищ-е , человечишк-о .

Существительные среднего рода, которые оканчиваются на -о или -е тоже являются частями речи второго склонения: гор-е , озер-о , полотенц-е , прощани-е , ремесл-о , колен-о , умени-е .

Третье склонение имен существительных

Примеры: полночь_ , дочь_ , кровать_ , помощь_ , площадь_ , молодость_ , любовь_ , мышь_.

Три склонения имен существительных (таблица)

Разносклоняемые существительные

В частных случаях правила склонения имен существительных нарушаются. Эти слова нужно запомнить:

  • существительные среднего рода, оканчивающиеся на —мя, всего их насчитывается 10: пла-мя, вре-мя, бре-мя, зна-мя, и-мя, пле-мя, вы-мя, стре-мя, се-мя, те-мя;
  • дитя (ср. род);
  • путь (м. род).

Такое название указанные слова обрели по причине соответствия их окончания в творительном падеже окончаниям второго склонения, в остальном же они обладают всеми признаками существительных 3-го склонения. Пример образования новых окончаний при преобразовании по падежным формам:

  • Именительный: путь_; стрем-я ; дит-я ; молодость_.
  • Родительный: пут-и ; стремен-и ; дитят-и ; молодост-и .
  • Дательный: пут-и ; стремен-и ; дитят-и ; молодост-и .
  • Винительный: путь_; стрем-я ; дит-я ; молодость_.
  • Творительный: пут-ем ; стремен-ем ; дитят-ей; молодость-ю .
  • Предложный: о пут-и ; о стремен-и ; о дитят-и; о молодост-и .

В особую группу выделяют существительные, образованные от других частей речи и сохранившие их признаки. К таким словам относятся существительные с признаками имен прилагательных, числительных и причастий (трудящийся, выходной, подлежащее, животное, рабочий, портной, душевая, второе, вычитаемое). Склонение же, которое включает такие части речи, называется адъективное. Согласно ему указанные существительные будут склоняться, как и часть речи, признаками которой оно обладает.

Существительные, которые не могут употребляться в единственном числе, затрудняют определение рода, поэтому его не имеют, также как и склонения: очки, отруби, дрожжи, каникулы, духи, Карпаты, сборы, шахматы, качели, тени, сливки.

К несклоняемым существительным относятся также заимствованные из других языков слова, не меняющие своего окончания ни в одном из падежей : маэстро, конферансье, киви, фламинго, какаду, леди, салями, кольраби, алоэ.

Определение склонения имени существительного

Видео

Склонение – это изменение сущ-х по падежам. В зависимости от совокупности окончаний, присущих сущ-м, различают 3 продуктивных и 3 непродуктивных типа их склонения.

К 1 скл-ю принадлежат сущ-е ж. р., м. р. и общего рода с окончаниями–а, -я (страна, земля, дядя, юноша, егоза, задира) .

Ко 2 скл-ю относятся сущ-е м. р. с нулевым окончанием в начальной форме и сущ-е ср. р. с окончаниями –о, -е (химик, исследователь, вещество, поле).

Сущ-е 1 и 2 скл-я имеют 2 разновидности основы: твердую (с тв. конечным согл.: игра, страна, завод, вещество ) и мягкую (с мягким конечным согласным:земля, поле, сарай ).

К 3 скл-ю принадлежат слова ж. р. с нулевым окончанием (сирень, помощь, ночь ).

Тип склонения – постоянный формально-грамматический признак существительного. Наиболее последовательно разные склонения противопоставлены в ед. числе. Формы мн. числа разных склонений в процессе развития языка унифицировались.

Д.п. странам, студентам, степям

Т.п. странами, студентами, степями

П.п. о странах, о студентах, о степях

Отсутствие четкого противопоставления разных типов склонения во мн. числе приводит к тому, что слова pluraliatantumтипасани не могут быть отнесены к какому-либо определенному типу склонения; при морфологическом разборе тип склонения таких сущ-ных не указывается.

Тремя продуктивными типами склонения охвачены не все сущ-е РЯ. Выделяют еще дополнительные, непродуктивные типы склонения. К ним относят:

1. Разносклоняемые сущ-е (10 слов на –мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя , словапуть, дитя ). Слова на–мя при образовании форм косв. падежей, кроме В. п., и во всех формах мн. числа имеют наращение основообразующего суффикса–ен- , а разносклоняемыми они называются потому, что при их словоизменении используются окончания разных склонений (им-я – земл-я – 1 скл.,именем – полем – 2 скл.,об имени – о степи – 3 скл.).

Разносклоняемым является и сущ-е путь (м. р.), которое изменяется подобно словустепь (3 скл.), кроме Т. п. ед. ч. (путём – конём – 2 скл.).

Разносклоняемое сущ-е дитя в СРЯ активно используется лишь в формах И. и В. падежей. Но это слово имеет и архаичные формы других падежей, где основа содержит наращение–ят- (Р.,Д. –дитяти , Т. –дитятею , П. –о дитяти ). Мн. числа в СРЯ это сущ-е не имеет.

2. Второй непродуктивный тип склонения – сущ-е м. и ср. р., заканчивающиеся на –ий, -ие (санаторий, воспитание) , особенность этих сущ-х в том, что в П. п. ед ч. они имеют окончание–И (в санатории, о воспитании) .

3. Третий непродуктивный тип склонения - субстантивированные слова, они склоняются по образцу прилагательных: вкусное мороженое, вкусного мороженого.

СЛАЙД №13

Покажем "поведение" разных типов склонения на примере Р., Д., П. п.

субст. прил.

мороженого

мороженому

мороженом

Отдельно выделяют группу несклоняемых сущ-х, которые во всех падежах имеют одну, начальную форму.

К ним относятся:

    иноязычные слова, оканчивающиеся на гласный: шоу, айкидо, дефиле ;

    иноязычные названия лиц женского пола: мисс, мадам, фрау ;

    русские фамилии, заканчивающиеся на –аго, -яго, -ово, -ых, -их (Живаго, Дурново, Черных) , иностр. фамилии на согл-й, относящиеся к женщинам (Дитц, Робинзон );

    сложносокращенные слова (РФ, ИТАР – Информационное телеграфное агентство России,КНР );

    некоторые топонимы при употреблении их в официальной сфере (мост через реку Десна, на станции Знаменка, в деревне Столбово ).



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама