THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Для многих водителей, получивших права совсем недавно, кажется совсем невероятным, что когда-то за совершение правонарушения сотрудники дорожной полиции были правомочны лишить их государственных номеров автотранспорта. Автовладельцы с более внушительным опытом еще помнят этот "пещерный" пережиток административного законодательства - закон о снятии номеров. Давайте освежим в памяти, когда и почему он был отменен, за что назначался, в чем были его конкретные проявления.

Принятие закона об отмене снятия номеров

Закон, который ждали многие автовладельцы, вступил в силу осенью 2014 года - 15 ноября. С этого дня из должностных было удалено правомочие снимать автомобильный номер с машины нарушившего ПДД.

Долгожданные поправки в КоАП были приняты 17 сентября того же года Государственной думой РФ в третьем чтении. 1 октября 2014 года их одобрил Совет Федерации.

Вместе с данной поправкой была принята и еще одна, долгое время ожидаемая водителями, - отмена административного ареста в случае просрочки уплаты штрафа. Однако законопроект действует только в двух случаях:

  • Если нарушение было зафиксировано видеокамерами автофиксации.
  • Если штраф был прислан по почте на место прописки, но водитель в силу объективных причин не мог быть в курсе наличия документа в своем почтовом ящике - находился в отъезде, проживал по месту временной регистрации и т. д.

Суть законодательного акта

Снятие номеров с автомобиля не было самостоятельным средством наказания нерадивого водителя. Это было дополнением к уплате им административного штрафа. Данная мера вводилась за три основных правонарушения:

Те водители, которые на момент вступления в силу запрета на снятие номеров были лишены последних вследствие изъятия сотрудниками дорожной полиции, могли получить свое имущество назад в течение 6 недель после вступления законодательного акта в силу. По истечении этого срока номера, за которыми не явились владельцы, были утилизированы.

Причины принятия закона

Закон о снятии номеров с машины был принят в силу ряда причин:

  • Долгая борьба автолюбителей за принятие этого законопроекта.
  • Развитие современных технологий - сегодня сотрудник буквально за пару минут может узнать по госномеру ТС, установлен ли запрет на его вождение.
  • Коррупционный момент - оставить номер или снять его в качестве дополнительной меры к наложению штрафа решал конкретный сотрудник ГИБДД. Что могло быть благодатным полем для процветания коррупции.
  • 15 октября 2013 года был введен в силу законопроект, который разрешал водителям оформлять неограниченное количество дубликатов государственных номеров на свой автомобиль. Соответственно, ничего не мешало недобросовестному автовладельцу взамен изъятого заказать и установить дубликат и ездить в свое удовольствие до новой встречи с инспектором.
  • При действии старого закона водители боялись именно снятия номера, а не наложения штрафа. Поэтому закон о запрете снятия номеров мог позволить увеличить размер штрафных санкций для водителя-нарушителя в случае, если после его введения количество нарушений по стране возрастет. Что является благотворным моментом для государственного бюджета страны.

Ужесточения

Отмена снятия номеров привела и к ужесточению иных штрафных санкций для водителей. Напрмер:

  • Изменение величины штрафа за езду без прав, с тонировкой стекол, без/с просроченным полисом обязательного страхования в большую сторону.
  • Ужесточение санкций за скрытие своего автономера от видеокамер наблюдения. "Шторки" и иные устройства, загораживающие хотя бы один символ в номере, сегодня "вне закона".
  • Принята поправка, разрешающая сотрудникам ГИБДД проводить освидетельствование на алкоголь без присутствия при этом понятых. Последних сегодня может заменить видеокамера. Видеосъемку, кстати, не запрещено вести при этой процедуре и автовладельцу.

Также была введена нерадостная поправка для владельцев станций технического осмотра. Если было выявлено, что данные в диагностической карте автомобиля неверны, сфальсифицированы, процедура ТО была проведена при нарушении предписаний законодательства, то собственнику недобросовестной станции необходимо выплатить штраф от 300 тыс. рублей.

Как это было: алгоритм процедуры

Давайте вспомним времена до отмены снятия гос. номеров. До 2014 года запрет на эксплуатацию авто регулировался ст. 27.13 (часть 2) Кодекса административных правонарушений РФ. Процедура выглядела таким образом:

  1. Если сотрудник ГИБДД установил, что ТС невозможно или опасно эксплуатировать далее, он был правомочен собственноручно скрутить с машины регистрационные номера.
  2. При этом в обязательном порядке составлялся протокол, где обязательно указывалась проведенная процедура.
  3. Право на эксплуатацию авто и, соответственно, госномер возвращался водителю по устранении причин запрета, прописанных сотрудником ГИБДД.

Что же могло быть достаточным основанием для решения дорожного полицейского? КоАП отмечал следующее:

  • Неисправности рулевого управления, тормозной системы, сцепных устройств.
  • Установка нестандартных световых приборов или цветографических схем спецтранспорта, такси на личное ТС.
  • Неправильно функционирующие фары.
  • Тонирование обзорных стекол.
  • Незаконная установка мигалок, фонарика таксомотора.
  • Просроченный, недействительный полис ОСАГО или его неимение.
  • Отсутствие на авто опознавательной символики.

Разберем правонарушения более подробно.

Отсутствие опознавательных знаков

Как же можно изъять номера, которых, в принципе, нет? Поясним ситуацию. Под действие закона попадали следующие моменты:

  • Временные или постоянные присутствуют в машине, но установлены там, где это не предписывается законодательством. Например, владельцы новеньких авто грешили тем, что просто ставили табличку с номером за лобовым и/или багажным стеклом.
  • На регистрационном номере находятся предметы, устройства, полностью или частично мешающие его идентификации.

Исключения были только для автолюбителей, недавно купивших свое ТС: по закону поставить его на учет можно в течение 10 суток после приобретения.

Монтаж световых, звуковых схем и приборов

Запрет касался всего, что мы перечислили выше. После отмены снятия номеров водителю за данные нарушения грозит только штраф. Притом наложить его сотрудник может только на им остановленный, а не на припаркованный автомобиль.

Частности при этом следующие (действительны и сегодня, и до 2014 года):

  • На передней части авто установлены приборы цветов, не входящих в данный спектр: белый, желтый, светло-оранжевый (не близкий к красному). Под нарушения попадают и декоративные установки. Сейчас и до 2014 года световые устройства конфискуют, водителю выписывается штраф и лишение прав до 1 года.
  • Если на машине установлены мигалки, то инспектор их обязан конфисковать, автовладельцу выписать штраф и лишить последнего прав на 12-18 месяцев. А вот если машина была остановлена во время "светопредставления", то срок лишения водительского удостоверения продляется до 1,5-2 лет.
  • Цветографические схемы тогда и сейчас разрешено наносить на борта авто только оперативным службам. Для рядовых водителей это грозит лишением прав на 1-1,5 лет.

Тонировка стекол

Если светопроницаемость стекол автомобиля недостаточна, то с 2012 года инспектор правомочен был арестовать такое ТС, наложить штраф, конфисковать госномер. В 2017 году отмена снятия номеров действует и для этого случая.

Недействительный полис ОСАГО

Запретить эксплуатацию авто сотрудник дорожной полиции имеет право и в следующих случаях:

  • Отсутствие полиса ОСАГО.
  • Просрочка данного документа.
  • Нарушение правил эксплуатации ТС, указанных в полисе.

Техническая неисправность

Инспектор дорожной полиции правомочен лишить владельца ТС права на вождение автомобилем, у которого обнаружены значительные неисправности, имеющие возможность повлечь за собой аварийную ситуацию. После отмены снятия номеров машину отправляют на штрафную стоянку, на водителя накладывается штраф. Право на эксплуатацию ТС восстанавливается после полного устранения неисправности.

Возвращение госномера

До вступления в силу закона водитель мог воспрепятствовать изъятию номера одним способом - немедленно устранить причину, которую выявил инспектор. Например, снять тонировку, световой прибор. В иных случаях госномер изымался, а водителю давались сутки на устранение источника проблемы. Если она не была решена за это время, на авто накладывался, дополнительно к запрету на эксплуатацию, арест. Номер возвращался после полного устранения причин данной штрафной санкции.

Принятие закона о запрете снятия сотрудниками ГИБДД номеров было долгожданным событием для владельцев в 2014 году. Хоть оно повлекло за собой и ужесточение иных штрафных санкции, это явление все равно расценивается как прогрессивный шаг государства.

За серьезное нарушение правил дорожного движения в некоторых случаях водитель мог лишиться номерных знаком. Если ранее инспекторы ГИБДД имели право снять номер, то теперь это упразднено. Такое решение принял Владимир Путин, подписав указ, который наложил на инспекторов соответствующий запрет. Однако стоит отметить, что подобная практика итак редко используется. Так что можно считать, что этот указ просто убрал непопулярную форму наказания. Но за некоторые серьезные случаи нарушения ПДД автолюбитель все еще может понести суровое наказание. Например, право автоинспектора на наложение запрета на использование транспортного средства все еще остается за сотрудниками ГАИ.

За что можно лишиться автомобильного номера?

Снятие автомобильных номеров может осуществляться в нескольких случаях. Во-первых, такое решение может принять и осуществить только компетентный государственный орган. Во-вторых, такое желание может изъявить сам водитель, который может предоставить весомую причину.

До недавнего времени в этом вопросе приоритетным считалось решение сотрудников ГИБДД. Они руководствовались целым перечнем нормативно-правовых актов. Лишиться государственного регистрационного номера водитель мог из-за езды в нетрезвом виде, создания опасных ситуаций на дороге, а также при неправомерном тонировании стекол.

Однако потом появилась практика, в ходе которой водители теряли свои регистрационные знаки без всяких причин. Подобные действия совершали злоумышленники, которые требовали за «блатные» номера выкуп. Для этого от них требовалось только скрутить знак в то время, когда хозяин машины отсутствовал, и оставить для него реквизиты. Восстанавливались украденные номера раньше только в отделениях ГИБДД, однако после процесс изготовления был разрешен частным организациям. Подобное нововведение упростило процесс получения номера даже в случае кражи или изъятия автоинспекторами. В связи с этим обе процедуры выглядят бессмысленными, а что касается демонтажа номерных знаков как средства наказания, то его отменили.

Об этом 15 сентября сообщил портал правовой информации. Там был опубликован указ президента, согласно которому демонтаж номера автоинспекторами запрещается. Правовой акт вступил в силу в момент публикации.

Данный указ забрал последние права у сотрудников ГАИ на демонтаж номерных знаков. Перечень случаев, при которых это было возможно, находится во второй части статьи №27.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Раньше государственный регистрационный знак мог быть изъят в том случае, если транспортное средство не может эксплуатироваться. Например, это повышенное количество выхлопов или шумов, ненормативные звуковые или другие сирены, отсутствие регистрации машины. Отдельная статья добавляет, что номерные знаки можно было снять, если тормозная система автомобиля неисправна при эксплуатации, на машине установлены светоотражающие элементы или фонари красного цвета.

В соответствии с указом Владимира Путина, все вышеперечисленные ситуации не могут больше приводить к изъятию номера. Вместе с этим, автоинспекторы все еще могут руководствоваться другими нормативно-правовыми актами, а именно Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Данные законы дают право сотрудникам запретить эксплуатацию автомобиля и иных транспортных средств.

В таком случае автолюбители могут только устранить причину административного наказания. Стоит заметить, что случаются неточности, в связи с которыми сотрудники ГАИ выносят несправедливые вердикты. Любое решение можно оспорить в суде. При окончании дела с успехом для водителя, он может продлить эксплуатацию авто. Специалисты напоминают, что законодательная база предусматривает ряд дополнительных условий, которые описывают все ситуации, допускающие возобновление использования автотранспортного средства.

Водитель, который нарушает правила дорожного движения, может быть подвергнут нескольким видам наказаний, среди которых задержание и запрет на эксплуатацию транспортного средства. В первом случае автомобиль отправляют на штрафстоянку, а во втором случае сотрудник ГИБДД снимает государственные регистрационные знаки (номера) с автомобиля. Оба эти нарушения параллельно сопровождаются наложением административного штрафа на водителя.

В каких случаях возможно запрещение эксплуатации и задержание автомобиля

Согласно статье 27.13 Кодекса Об административных правонарушениях, снятие номеров производится при незаконной установке проблесковых маячков и спецсигналов, неправильных фар или цветографических схем, отсутствии или недействительности страхового полиса ОСАГО, установке фонаря такси и нестандартных световых приборов, неисправной тормозной системе, сцепления и рулевого управления, а также при тонировке стекол автомобиля сверх установленной нормы. В случае снятия номеров, инспектор ГИБДД обязательно составляет протокол об административном нарушении. С момента снятия номеров даются сутки для устранения нарушения. По истечении этого срока пользоваться машиной запрещается.

Отправить автомобиль на штрафстоянку могут за езду с неисправными тормозами, рулевым управлением или сцепным устройством, отсутствие водительского удостоверения и документов на машину, за вождение в нетрезвом состоянии, отказ водителя от прохождения медицинской экспертизы, неправильную остановку или стоянку на проезжей части. В этих случаях составляется протокол о нарушении и автомобиль на эвакуаторе отправляют на спецстоянку.

Что делать если сняли номера или эвакуировали автомобиль на штрафплощадку

В некоторых случаях можно избежать запрещения эксплуатации автомобиля. Например, если на месте снять тонировочную пленку или устранить неисправность. Если номера были сняты, то автомобиль может эксплуатироваться в течение суток. За это время можно спокойно доехать до места стоянки или станции обслуживания. Движение на автомобиле запрещается только в случае неисправных тормозов, сцепления или рулевого управления. После того, как причина запрета эксплуатации будет устранена, нужно обратиться в дежурную часть того района, сотрудники которого изъяли номера. Далее составляется заявление с просьбой выдать номера обратно. Если номера забрали в другом регионе, то возможна их пересылка вместе с протоколом по месту регистрации транспортного средства.

Избежать эвакуации авто на спецстоянку также можно, устранив на месте неисправности. Если автомобиль задерживают за отсутствие прав у водителя, можно попросить знакомых привезти документы на место задержания. Если лишили возможности управления по причине нетрезвого состояния, то можно переправить автомобиль при помощи другого водителя. В том случае если машину уже забрали на штрафстоянку, нужно позвонить в городскую службу эвакуации транспортных средств и выяснить куда эвакуировали авто и в какое отделение ГИБДД нужно обращаться чтобы его вернуть.

После устранения причины задержания следует получить разрешение на вывоз автомобиля со спецстоянки. Разрешение выдается сотрудником ГИБДД, который проводил задержание или дежурным по подразделению. После этого можно забирать автомобиль. При себе нужно иметь следующие документы: протокол о задержании, права, документы на транспортное средство, паспорт и разрешение на выдачу машины. Штрафстоянки работают круглосуточно, поэтому забрать автомобиль можно в любое время.

Запрещение эксплуатации и задержание автомобиля являются одними из самых строгих наказаний за нарушение ПДД. Кроме снятия номеров и эвакуации автомобиля на штрафплощадку также возможно лишение прав. Так, например, за незаконную установку мигалок могут забрать права на срок от 12 до 18-ти месяцев.

Владельцы транспортных средств должны знать, за что инспекторы могут снять номера с машины. Подобным правом в 2019 году обладают сотрудники ГИБДД. Если водитель нарушит определенные правила, то тогда к нему могут применить данную меру. Как итог, человека штрафуют, снимают номера и могут лишить прав. Чтобы подобного не произошло, в первую очередь, нужно знать, в каких случаях применяется подобное наказание. Каждому водителю следует не нарушать ПДД, чтобы не возникло проблем с ГАИ.

Причины

Номера с автомобиля могут снять только в том случае, если будут на это веские причины. В законодательстве прописаны все случаи, когда имеют право применить данную меру. Сейчас рассмотрим применяемые наказания за нарушения.

Основания для снятия номеров:

  1. Человек использует машину, превышающую допустимый уровень шума или выбросов. Положен штраф в размере 500 рублей.
  2. У транспортного средства есть поломки тормозной или рулевой систем, сцепного устройства. При этом водитель авто использует. В этом случае оштрафуют на 500 рублей, а неисправную машину отбуксируют на штрафстоянку.
  3. Нарушены установленные требования для тонировки. В этом случае придётся устранить проблему, а также заплатить 500 рублей за нарушение.
  4. Человек ездит на машине, на которой госзнак установлен не на положенном месте. В этом случае либо оштрафуют на 5 000 рублей, либо лишат водительского удостоверения на 3 месяца.
  5. Использование звуковых и световых устройств особого назначения, служебных цветографических схем. При этом человек не имеет права на подобное, так как машина не относится, например, к полиции или скорой помощи. ГИБДД имеет право оштрафовать на 5 000 рублей. При этом незаконные приспособления изымут.
  6. Использование фар неположенного цвета, напомним, что допускается только белый. Инспектор может оштрафовать на 3 000 рублей и забрать права на срок от полугода до года.
  7. Незаконное использование фонаря такси. Придётся заплатить 5 000 рублей.
  8. У человека нет страхового полиса ОСАГО. Как известно, он должен быть у всех водителей. Оштрафовать могут на 500 – 800 рублей.

Отдельно отметим, что все перечисленные причины подразумевают наказание в виде снятия номеров, штрафа, а в некоторых случаях и лишения прав от нескольких месяцев до двух лет. Именно поэтому не стоит игнорировать законодательство, если не хочется попасть в неприятную ситуацию.

Процедура возвращения знаков

Люди нередко интересуются тем, как избежать снятия госномеров. Подобная возможность есть не всегда, однако всё же существуют случаи, когда можно не допустить применение данной меры. Следует устранить причину, за которую оштрафовали. Например, снять тонировочную плёнку или вернуть знаки на правильное место. Но в любом случае штраф придётся заплатить.

Некоторые водители, нарушающие законодательство, намеренно приклеивают номер или используют нестандартные гайки. Делают это для того, чтобы попросту не удалось снять госзнаки. Однако следует понимать, что таблички считаются собственностью государства. Поэтому инспектор ГАИ может снять их любым способом, даже если придётся повредить машину.

Если же номер уже забрали или не удалось на месте устранить причину, то следует подумать о его возвращении. Сразу отметим, что на транспортном средстве с момента применения данной меры разрешено передвигаться не более суток. После этого нельзя будет садиться за руль авто.

Водители, которые хотят вернуть себе госномера, должны будут сначала погасить штраф, а затем устранить нарушение. Только после этого можно обращаться в ГИБДД, где удастся забрать свои таблички. После этого снова можно будет пользоваться транспортным средством, и впредь нужно постараться не нарушать ПДД.

Если машину эвакуировали, а подобное бывает, когда она неисправна, то тогда придётся обращаться на штрафстоянку. Потребуется возвращать автомобиль с помощью эвакуатора, за услуги которого придётся заплатить.

Может произойти ситуация, когда по каким-либо причинам не удаётся вернуть госзнак обычным способом. При этом водитель устранил причину нарушения и выплатил штраф. После этих действий он всё равно не смог получить свои знаки на автомобиль. Если человек уверен, что проблема исходит не от него, а сотрудники ГИБДД поступают неправомерно, то тогда следует обратиться с жалобой в суд. Нужно будет предоставить все необходимые документы, доказывающие правоту водителя. Также желательно воспользоваться помощью юриста, чтобы повысить шансы выиграть дело. Если человеку удастся доказать незаконность действий ГАИ, то тогда ему вернут госномера.

Сотрудники ДПС больше не смогут снимать с автомобилей номера за ряд нарушений . Вместо этого в виде обеспечения будут применяться повышенные штрафы за некоторые нарушения правил дорожного движения, езду с тонировкой не соответствующей нормам, незаконную установку спецсигналов и цветографических схем спецслужб, такси, езду без полиса ОСАГО, неисправным рулевым управлением, тормозной системой и др.. ( Ст. КоАП 12.4, 12.5 Ч.2, 12.5 Ч.3, 12.5 Ч.31, 12.5 Ч.4, 12.5 Ч.41, 12.5 Ч.5, 12.5 Ч.6, 12.5 Ч.7, 12.37 Ч.1, 12.37 Ч.2)

Суммы новых штрафов пока не известны, но в ближайшее время они будут обнародованы после обсуждения в профильном комитете Госдумы.

По мнению инициаторов замены снятия на более высокие штрафы, это должно положительно отразиться на законопослушности водителей, больших штрафов они будут бояться сильнее, значит этот более эффективно.

И на это есть объективные причины:

У нечистых на руку водителей появилась очередная лазейка с помощью которой можно было обходить некоторые нарушения ПДД. С 15 октября владельцам автомобилей разрешили изготавливать дубликаты номерных знаков, это стало необходимостью из-за большого количества краж последних (из-за сложности в их восстановлении гражданам приходилось платить мошенникам деньги за информацию о местонахождении ). Однако подобные послабления некоторые решили применить в свою пользу. Теперь водители могут получить новые номерные знаки в замен якобы украденных, в любых лицензированных организациях имеющих право изготавливать госномера. Как не трудно догадаться автовладельцы нарушающие соответствующие Статьи Главы 12 КоАП могли заранее сделать дубликаты и при остановке сотрудником ГИБДД и снятии номерных знаков повесить новые и спокойно продолжать ездить на автомобиле.

Также много вопросов вызвала возможность ездить на автомобиле со снятыми регистрационными знаками, до устранения запрета причин эксплуатации ТС. Сутки автовладелец может нарушать правила ПДД без последствий для своего кошелька.

Один из авторов изменений, Вячеслав Лысаков, напомнил, что ГИБДД теперь располагает электронной базой нарушений водителями правил дорожного движения. С помощью нее инспектор ДПС может легко определить был ли владелец автомобиля ранее за подобные правонарушения (к примеру езду без полиса обязательного страхования автогражданской ответственности или с незаконной тонировкой). В этом случае вполне возможны еще более крупные штрафы, по типу введенных в нынешнем году повышенных штрафов за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения, значительное превышение скорости или рецидив управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

По словам главы Коллегии правовой защиты автовладельцев, Виктора Травина, хорошо, что Госавтоинспекция отошла от подобной меры (снятие регистрационных знаков). Так как она сама по себе архаичная, в развитых странах такого вида наказания не существует.

Как ожидается новые правила о запрете снятия номеров могут вступить в силу в 2013 году.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама